А. А. Никитин "экономическая психология" как средство повышения психологических знаний студентов экономического факультета

А.А. Никитин “ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ” КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТАОбщество как большая социальная система нуждается в управлении и является результатом его функционирования. Важная составляющая процесса управления – психологические аспекты руководства людьми. Современному обществу нужны не просто квалифицированные руководители, а психологически мыслящие, мудрые в управлении профессионалы. Сейчас, как никогда ранее, требуется выработка у руководителя знаний психологических основ управления, высокой управленческой культуры. Это требование современности отражено и в требованиях Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника экономического факультета. Важное место в этом процессе принадлежит психологии. В настоящее время наблюдается активизация исследовательских усилий в сфере психолого-управленческой проблематики: влияние управленческой деятельности на эффективность производства, формирование управленческой команды, всесторонний учет психологических особенностей сотрудников, социально-психологические факторы формирования отношения к труду, психологические аспекты карьеры, управление персоналом, создание здорового социально-психологического климата в организации и многие другие. Учебный процесс адаптирует научные исследования и, таким образом, вводятся экономико-психологические дисциплины, такие как “Психология управления”, “Организационная психология” и др. Однако до сих пор учебные планы большинства специальностей экономического факультета не способствуют формированию у студентов указанных психологических навыков. Например, на всех специальностях “Экономического факультета” ведется дисциплина “Психология и педагогика”, которая явно по своей направленности не способствует общему формированию требований к будущему экономисту. Кроме того, исследования показывают, что в современном российском экономическом обществе явно ощущаются пробелы в области психологического мировоззрения. Существуют две взаимно независимые, но и одновременно взаимно связанные, науки: экономика и психология. Однако процесс развития общества показывает, что экономика все чаще обращается к психологическим исследованиям. Реклама, управление, организация труда, корпоративная культура и т.д. стали требовать психологического анализа и подхода. Экономическая практика все чаще свидетельствует о том, что психологический фактор играет порой решающую роль. Иначе говоря настало время создания новой науки “Экономическая психология”. Нашим ответом на насущную потребность практики стало не только разработка научных исследований, но и введение в вузе преподавания дисциплины “Экономическая психология”. Цель курса “Экономическая психология”: изучение представлений индивидов и групп об экономических явлениях и процессах в новой экономической ситуации в обществе, их поведении, основанном на этих представлениях; формирование представлений и базы знаний об экономическом сознании индивидов и социальных групп; изучение особенностей психологии экономического поведения в различных его формах: от повседневной хозяйственной деятельности до экономической политики. В результате изучения курса «Экономическая психология» студенты-экономисты должны знать: основные концепции экономической психологии; историю развития экономической психологии как системы научного знания; основные положения, характеризующие психологические реалии сознания индивида и социальных групп людей в сфере экономической жизни; механизмы экономического поведения людей в обществе и организациях; модели экономического поведения, несводимости его только к рациональному поведению; теории мотивации и человеческих потребностей; основы консультирования людей в профессионально–трудовой и организационной среде. А также уметь: анализировать проблемные ситуации в их экономико-психологических аспектах; находить и анализировать субъективные (психологические) факторы, влияющие на экономическую активность; прогнозировать возможные последствия влияния психологических факторов на различные формы экономического поведения; прогнозировать возможные последствия, определяющие хозяйственную деятельность. Курс “Экономическая психология” рассчитан на 44 часа, из них 12 лекций и 10 семинарских занятий. Проведение семинарских занятий предполагает знакомство с основными понятиями по дисциплине, их четкое осмысление, закрепление полученных знаний с помощью контрольных вопросов и заданий. На семинарах закрепляются не только лекционный материал, но и проверяется самостоятельная разработка некоторых вопросов и тем курса, что требует умения самостоятельно работать с литературой, планировать, готовить и проводить экономико-психологические исследования. Темы семинаров нацелены на обучение студентов – экономистов умению изучать поведение человека в сфере экономики, находить экономический и психологический подходы к изучению экономического поведения. Как показала практика, у студентов есть большой интерес к прикладной стороне курса. Введение этой психологической дисциплины будет способствовать становлению экономиста как профессионала.