/>
НОУ ВПО ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
Кафедра «Экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: Банки и их роль в современной экономике
группа
Студент
(фамилия, имя, отчество)
(подпись)
Руководитель
(фамилия, имя, отчество, уч. степень, звание)
(подпись)
Допустить к защите:
Научный руководитель________________________________________________________________
_____________________________________
подпись научного руководителя
«____» _______________200__ г.
Работа защищена с оценкой
_____________________________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно)
«____»______________200___г.
ТУЛА – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом.
Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство без разветвленной сети банков. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Банки — одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Банки имеют специфическое назначение, выполняют определенную функцию. Будучи предприятиями, регулирующими денежно-кредитные отношения, выполняющими операции, банки подчиняются экономическим законам, общим и специальным законодательным нормам. Банки имеют свою только им присущую технологию.
Объектом курсовой работы является банковская система, предметом – ее структура и уровни в РФ.
Основная цель написания курсовой работы – определить сущность банковской системы в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть структуру банковской системы;
— основные функции банковской системы;
— рассмотреть историю возникновения банковской системы;
— определить роль банковской системы в современной экономике.
Методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам деятельности центральных банков.
При написании данной работы использовались следующие источники информации: базовая учебная литература, теоретические труды различных авторов в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, данные сети Internet и др.
1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ
1.1 Составляющие банковской системы России и ее элементы
В соответствии с функциональной специализацией объема и качеством предоставляемых отдельным хозяйством кредитно-финансовых услуг урокредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является центральный банк — эмиссионный банк, выполняющих функции управления процессом организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства. В зависимости от подчиненности кредитных институтов можно выделить два типа надстроения банковской системы одноуровневую и двухуровневую.
Одноуровневая банковская система предполагает преобладание с горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций. В такой системе все кредитные институты, включая и центральный эмиссионный банк, находятся на одном уровне, выполняя аналогичные функции по кредитованию и расчетному обслуживанию клиентов. Контролирует банковскую деятельность государство.
Двухуровневая банковская система предполагаем наличие как горизонтальных, так и вертикальных взаимосвязей между банками. По вертикали – отношения подчинения между центральным эмиссионным банком как руководящим центром, регулирующим банковскую деятельность; по горизонтали – равноправные отношения между банками и небанковскими кредитными организациями. В такой системе происходит разделение административных и операционных функций. За центральным эмиссионным банком закреплены административные функции по контролю за банковской системой, операционные функции выполняют банки и небанковские кредитные организации.
Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, которая делится на два вида:
1) эмиссионные 2) не эмиссионные (коммерческие).1
Схематично банковскую систему России можно представить в следующем виде (рис. 1)
/>
Рис. 1. Банковская система РФ
Рассмотрим подробнее функцию, структуру, выполняемые услуги представленных банков.
а) Эмиссионные банки:
эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы денежное обращение страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Такие операции, как правило, возлагаются на Центральный банк. Остановимся на нем подробнее.
В странах с рыночной экономикой центральный банк — это банк, через который по всей территории страны осуществляются расчетные операции. Вторая функция ЦБ состоит в том, чтобы регулировать коммерческие банки. Третья функция ЦБ — проведение денежно-кредитной политики. Таким образом, Центральный банк хотя и не определяет прямо, но оказывает существенное воздействие на размеры эффективного спроса в экономике и влияет на формирование уровня инфляции.
б) Не эмиссионные банки — коммерческие (универсальные):
низовое звено банковской системы состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Основной его составляющей являются коммерческие (универсальные) банки. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.
в) Специализированные банки:
деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов (например, биржевые, кооперативные или коммунальные банки) либо отраслевая специализация.
г) Инвестиционные и инновационные банки:
специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки, в том числе посредством выпуска облигационных займов и предоставления долгосрочных ссуд. Особенностью деятельности инвестиционных банков является их ориентация на обслуживание и участие в эмиссионно-учредительской деятельности промышленных компаний. В некоторых странах инвестиционным банкам запрещается принимать вклады, их пассивы формируются за счет собственной эмиссионной деятельности (выпуска ценных бумаг) и межбанковского кредита. Они выступают в качестве организаторов первичного и вторичного обращения ценных бумаг третьих лиц, гарантами эмиссии, посредниками и кредиторами при осуществлении фондовых операций.
д) Учетные и депозитные банки:
исторически специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций (в среднем 3—6 мес.).
е) Сберегательные банки:
строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок.
ж) Ипотечные (земельные) банки:
осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.
з) Кооперативный банк
содействует развитию, выполняет кредитно-финансовое обслуживание кооперации. Участниками кооперативного банка соответственно выступают кооперативы.
и) Коммунальные банки
цель создания коммунальных (муниципальных) банков — содействие развитию и кредитно-финансовое обслуживание местного хозяйства. Учредителями и участниками данных банков могут выступать местные органы власти, общественные организации, т.е. те организации, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии местной инфраструктуры.
Основные направления деятельности коммунальных банков — кредитование коммунального хозяйства, местных предприятий и организаций.
Банковская система рассматривается: а) как совокупность кредитных организаций во главе с центральным эмиссионным банком; б) как система отношений и взаимосвязей между ними, возникающих в процессе осуществления банковских операций.
Элементы банковской системы связаны между собой: а) единым порядком лицензирования банковской деятельности и контроля за ее осуществлением; б) единой клиентской базой; в) деятельностью в одних и тех же продуктовых сегментах рынка банковских услуг; г) отношениями по поводу организации денежных расчетов между различными хозяйствующими субъектами; д) единой правовой базой.
1.2. Функции ЦБ РФ и коммерческих банков
Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России— самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны.
В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно — кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией.
Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России.
Высшим органом Банка России является Совет директоров коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.
Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Совет директоров выполняет следующие функции:
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
определяет структуру Банка России;
устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;
вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного
капитала Банка России;
утверждает порядок работы Совета директоров;
назначает главного аудитора Банка России;
Сам Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих Банка России определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами.
Основными целями деятельности Банка России являются:
— защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно — кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.2
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель — регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.
Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов.
Коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения занимаются аккумуляцией свободных денежных ресурсов в форме депозитов (вкладов), ведением текущих счетов и всех видов расчетов между соответствующими хозяйственными субъектами, являющимися их клиентами. Остановимся на важнейших принципах и функциях коммерческих банков.
Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен не только обеспечивать количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность, является экономическая самостоятельность коммерческих банков, подразумевающая и экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.
Третий принцип заключается в рыночном характере взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка состоит в регулировании его деятельности косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может отдавать им приказов. Коммерческие банки — основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.)3.
Кроме банков, перемещение денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
Фонд обязательных резервов — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.
ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.
Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции ЦБ на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику.
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и федеральными законами.
От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования — воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций — это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных.
Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений и взыскивать штраф.
Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета — государственные займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Как известно, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потомучто они позволяют решить, по крайней мере, одну, но сложнейшую экономическую задачу.
Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой— ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь. Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.
В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать три главные цели:
создание (поддержание) общих условий цивилизованного функционирования рынка, всего народного хозяйства;
стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
решение макроэкономических проблем.
Система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).
ЦБ РФ в сегодняшних обстоятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собственной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой— в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов отдельных организаций.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
2.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
РОССИИ
2.1. Становление банковской системы в России
Принцип свободы торговли, продвигающий ее развитие, в наиболее полной мере реализуется не во внутренней, а во внешней торговле. Поэтому прообразы частных кредитных организаций появляются вместе с развитием именно международной торговли, вызывавшей потребность в обмене иностранных валют, а не в их перечеканке в местную валюту. Так появились меняльные лавки, производившие учет валют и устанавливавшие их курс. Они были необходимым фоном для концентрации кредитных ресурсов, без чего появление банков просто невозможно.
Значительную роль в организации государственных финансов до возникновения национальных банков сыграла Контора придворных банкиров (1798-1811), частных лиц, обеспечивающих правящую элиту иностранными кредитами. Фактически их функцию – банка правительства – в современных условиях выполняет центральный банк страны.
В научной литературе отмечается, что банковская система в России начинает создаваться в XVIII в., а первый Казенный банк был образован при Монетной конторе в период короткого правления императора Петра II. Однако вряд ли это учреждение можно назвать банком. Банковское дело – характеристика публичного кредита. И если для раздачи казенных средств среди лиц, приближенных к императору, было образовано какое-либо учреждение, то оно не может считаться в полной мере банком.
Кроме того, до определенного момента времени в России не существовало правовых основ для организации учреждений, выдающих деньги под процент. Эту роль на себя брали частные ростовщики.
Монетная контора не была своего рода ломбардом. В случае неплатежа из заклада вычиталась только сумма выданного кредита, остальные средства возвращались. Исходя из осуществления Монетной конторой законодательно разрешенных кредитных операций под заклад вещей из денежных материалов (золота и серебра) и делается вывод о том, что она по сути дела стала систематически осуществлять банковские операции.
Однако первые кредитные институты, применительно к которым с полным правом можно было применить понятие «банк», были образованы позднее.
Дальнейшее развитие банковской системы в Российской империи происходит в условиях феодального общества не в зависимости от объемов выпуска товарной продукции, чугуна или холста, пушек или зерна, а в зависимости от расширения местного самоуправления, формирования первых ростков гражданского общества. Его начало связано с Указом Екатерины II «О вольности дворянства» (1785г.), введением городских выборных должностей. Именно благодаря этим мерам, кроме государственных банков, впоследствии были созданы неправительственные кредитные учреждения, городские общественные банки. Их действие приходило под наблюдением городских Дум (появившихся в конце XVIII в.), которые избирали правление банка.
В конце 1780-х гг. произошла экономическая и политическая дестабилизация внешнего и внутреннего положения Российской империи. В этой обстановке резко увеличились частные вклады в государственные кредитные учреждения. Однако такие активные операции банков, как учет векселей, подтоварные ссуды, составляли небольшую часть. Значительные финансовые средства оставались в кассе без употребления, и банки несли убытки. Был прекращен размен кредитных билетов на «звонкую монету». То, за что долго боролось правительство, свершилось: ростовщичество в качестве господствующей системы кредитования стало невозможным по экономическим соображениям. Это общая закономерность, характеризующая начальный этап развития банковского дела, предшествующий появлению системы коммерческих банков.
Разразившийся финансовый кризис, вместе с которым встали проблемы определения сфер частного кредитования, изменения организационных форм банковской деятельности, подтолкнул правительство к решительным реформам. Весной 1859 г. создается специальная комиссия для обсуждения мер по усовершенствованию банковской и денежной системы в Российской империи.
Устав Государственного банка утвержден 31 мая 1860 г. По Уставу Государственный банк создавался «для оживления торговых оборотов» и «упорядочения денежной кредитной системы» и в этих целях наделялся правами на осуществление вкладных операций, денежную эмиссию, учет векселей, покупку и продажу золота и серебра.
Указ о создании Государственного банка был принят 2 июля 1860 г. Важно отметить, что банк не стал отдельным самостоятельным учреждением, а находился в ведении Министерства финансов, фактически был его вспомогательным подразделением.
Вторая половина XIX – начало XX в. характеризуется как переход к монополистическому капитализму. Господство монополий складывается не только в промышленности, но и в банковской сфере. В период свободной конкуренции банки выполняли достаточно скромную роль. Она сводилась к посредничеству в платежах, приему вкладов и выдаче ссуд. Взаимоотношения между сельскохозяйственными, мелкими торговыми и промышленными предприятиями и банками ограничивались сферой кредита. Мелкому предпринимателю нет нужды в банковском счете, его основной капитал находится в обороте. С предоставлением и погашением кредита, с отказом в новом кредите связи между мелким предпринимателем и банком могут оборваться надолго. С ростом предприятия положение меняется. В условиях монополистического капитализма банки начинают играть новую роль. Из скромных посредников они перерастают во всесильных монополистов.
Образование финансового капитала как системы промышленных монополий, влившихся и сросшихся с банковскими монополиями, связано с процессами концентрации и централизации в экономике. Общие условия, в которых они происходят, состоят в развитии сферы товарных отношений, промышленной и банковской техники, средств транспорта и связи.
На повышение роли крупных банков работает политическая и правовая системы. В целях увеличения устойчивости банковской системы для сохранения привлекаемого капитала во всех странах принимается законодательство, не только обязывающее банки увеличивать размер собственного капитала, но и регламентирующее иные моменты. Крупный банк – явление заметное не только для национальных предпринимателей, но и политиков. Правительство начинает заботиться о внедрении мер, позволяющих избежать банкротства крупнейших банков.
С укрупнением банков проявляется тенденция к образования банковских монополий, доминирующих на финансовом рынке, вследствие того, что, во-первых, сокращается численность учреждений, в которые можно обратиться за кредитом; во-вторых, формируются правовые, административные, хозяйственные барьеры на пути вхождения в банковскую сферу; в-третьих, крупные банки оказываются заинтересованными в крупных клиентах.
Одновременно и крупные промышленные, торговые и иные фирмы стремятся проникнуть в банковскую сферу. Кредитная система сама по себе становиться орудием в конкурентной борьбе.
2.2. Банковская реформа 1927г. и создание двухуровневой банковской системы. Этапы развития банковской системы
Важнейшими компонентами в формировании двухуровневой банковской системы являются два момента: уяснение целей ее создания; понимание условий, при которых она становится необходимой.
В качестве целей формирования двухуровневой банковской системы всегда выступают: а) предотвращение бесконтрольной денежной эмиссии для покрытия дефицита государственного бюджета; б) поддержание стабильности в экономике путем контроля над денежным обращением и кредитным рынком; в) направление аккумулированных кредитных ресурсов в реальный сектор экономики.
Понимание необходимости двухуровневой банковской системы возникает на определенной ступени концентрации и централизации денежных ресурсов, отвечает определенным задачам, стоящим перед национальной экономикой. Однако мало провозгласить ее создание, она должна и функционировать. К условиям, при которых она становится возможной, относятся: выведение государственного (центрального) банка из-под контроля исполнительной власти, стабильность в национальной хозяйственной системе, наличие многоступенчатого кредитного рынка. Грандиозная задача проведения индустриализации страны при достигнутом укреплении рубля и сбалансированности государственного бюджета требовала реформирования кредитной системы. Между банками не было четкого разграничения функций, они могли самостоятельно устанавливать процентные ставки по вкладам и кредитам, конкурировать. В годы нэпа произошло понимание целей формирования двухуровневой банковской системы: предотвращение бесконтрольной денежной эмиссии для покрытия дефицита государственного бюджета; поддержание стабильности в экономике путем контроля над денежным обращением и кредитным рынком; направление аккумулированных кредитных ресурсов в реальный сектор экономики.
В результате реформы в стране образовалась двухуровневая банковская система: первый уровень представлял Госбанк СССР, он стал банком банков; второй уровень составляли иные кредитные учреждения. Госбанк СССР перестал конкурировать с иными банками за предоставление кредитов.
Первый этап (продолжался до конца 1993г.):
На данном этапе развития коммерческие банки сформировали своеобразный механизм приспособления к конкурентной среде и извлечения прибыли. Он было обусловлен гиперинфляцией и связанной с ней отрицательной ставкой ссудного процента. В период гиперинфляции 1992-1993 гг. и значительных инфляционных ожиданий в 1994г. деятельность многих коммерческих банков заключалась в следующем: принять вклады в рублях; конвертировать их в доллары; дождаться очередного значительного обесценивания рубля, когда процент по вкладам станет отрицательным; конвертировать доллары в рубли и расплатиться по вкладам.
Поскольку реальная ставка процента была отрицательной, кредитные организации были вынуждены привлекать в значительных объемах крайне дешевые или даже вообще бесплатные обязательства. Главными источниками дешевых и бесплатных обязательств выступали средства в расчетах, бюджетные средства и депозиты до востребования.
Второй этап (1994-сер.1995г.):
На данном этапе развития появляется значительное число вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигает наименьшего значения.
Третий этап (с сентября 1995-1997г.):
Уменьшаются доли валютных обязательств по сравнению с предыдущим этапом, снижаются доли кредитов. Это связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.
Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Нетрудно понять, что остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном.
Четвертый этап (начало 1997-август 1998):
Этот этап связан с переориентации многих банков на работу с реальным сектором экономики. Это время связано и с процессом активного встраивания в банковский сектор страховых компаний. Для этого использовались различные формы – от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности региональных банков, связанная со структуризацией банковского бизнеса путем создания региональных банков развития, различных альянсов местных коммерческих банков с целью защиты экономических и политических интересов местных властей.
Пятый этап (август 1998 г.):
Этот этап развития банковской системы сопровождается самым крупным банковским кризисом в современной России.
2.3. Кризис банковской системы в 1998 г и развитие развития банковской системы России на современном этапе
В 1998г. произошли события, приведшие страну к кризису банковской системы. Непосредственным толчком к обострению кризисных явлений послужили решения 17 августа 1988г. Банком России был принят ряд неотложных мер по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, запретив, в частности, оплату уставного капитала в валюте и ограничив долю оплаты материальными активами одновременно. Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них – реструктуризация всей банковской системы, всплеску инфляции, остановке операций на рынке государственных ценных бумаг. Однако на глубину банковского кризиса повлияли и проблемы, имевшие место внутри самой банковской системы. Это:
недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками;
увлечение спекулятивными операциями на финансовом рынке в ущерб зачастую менее прибыльной работе с реальным сектором.
Основные цели рeструктуризации – выдeлeние жизнeспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов.
В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и той роли, которую они играют в экономике регионов.
Все банки были разделены на четыре группы:
стабильно работающие банки, имеющие долгосрочную капитальную базу, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью и способные работать без дополнительной государственной поддержки.
стабильно работающие региональные банки, которые станут опорой будущей региональной банковской системы России.
Отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, но которые нецелесообразно закрывать из-за высоких экономических и социальных издержек и последствий.
Разорившиеся бесперспективные банки, безусловно подлежащие закрытию.
В период с 1998-1999г. число действующих кредитных организаций сократилось на 12%. Отличительной особенностью этого процесса стал отзыв лицензий на осуществление банковских операций у ряда крупнейших банков (Инкомбанк, Промстройбанк и др.). В кредитных организациях, у которых к настоящему времени отозваны лицензии на совершение банковских операций, до кризиса была сосредоточена почти четверть активов банковской системы и вкладов населения (без учета Сбербанка России), пятая часть остатков средств на расчетных, текущих счетах клиентов. В некоторых регионах вообще не осталось действующих кредитных учреждений, кроме подразделений Сбербанка России. Вместе с тем кризис подтвердил необходимость и целесообразность функционирования средних и даже мелких банков, которые оказались более устойчивыми в условиях финансовой нестабильности. В целом региональные банки выдержали удары кризиса, выстояли без особых потерь для местной экономики.
Анализ финансового состояния банковской системы показывает, что, хотя к концу 1999г. наиболее острая фаза банковского кризиса преодолена, говорить о нормализации деятельности банковской системы преждевременно. В 1999г. в целом по России наблюдался процесс увеличения масштабов банковской деятельности.
Неизбежным следствием финансового кризиса стало ухудшение качества активов банков.
Одной из важнейших задач банковской системы на современном этапе ее развития является создание инфраструктуры, необходимой для эффективного функционирования рыночного механизма, что подразумевает бесперебойное осуществление расчетов, расширение спектра финансовых услуг, операции с реальным сектором экономики, разработку новых банковских продуктов.
Восстановительный период банковской системы продолжался до 2000г. К началу 2000г. банковская система почти оправилась от последствий кризиса. Началось наращивание темпов роста банков (таблица 1).
Темпы развития основных показателей банковской системы
в 2004-2008 годах (в %)
Таблица 1
2004
2005
2006
2007
2008
В среднем за период
Активы, %
42,3
41,9
45,1
52,2
61,4
48,5
Капитал, %
5,2
5,6
5,7
6,3
8,10
6,2
Кредиты и прочие размещенные средства, представленные нефинансовым организациям, %
20,3
22,8
25,2
29,9
37,3
27,1
Кредиты физическим лицам, %
9,6
5,2
11,8
10,6,
9,6
9,4
Вклады физических лиц, %
11,5
11,6
12,7
14,1
15,6
13,1
Средства, привлеченные от предприятий и организаций, %
10,5
11,6
13,7
17,0
20,5
14,7
Произошли качественные изменения структуре активов и капитала банков.
Если до 2000г. большая часть средств находилась в ГКО, векселях и аффилированных компаниях, то теперь увеличились средства банков за счет широкой клиентской базы. В значительной степени используются рыночные механизмы при формировании кредитных ставок.
Существенно улучшилась структура капиталов, и использование прибыли на развитие новых форм бизнеса и банковских технологий.
Внедрение банками передовых моделей, новых банковских технологий на основе современной информационной базы, расширение количества услуг позитивно повлияли на качество работы с клиентами и совершенствование функционирования системы в целом.
Сформирована система страхования вкладов населения, которая призвана стать одним из главных факторов стабильности банковского сектора. В ходе отбора банков преобразовались механизмы регулирования и надзора: усилена его содержательность, повышена роль внутренних систем управления в банках, прежде всего системы управления рисками и системы внутреннего контроля.
Однако, на сегодня банковская система, по независящим от банков причинам, отстает от потребностей страны. Необходимо ускорить темпы ее роста, мобилизировать национальные ресурсы на независимое социально-экономическое развитие страны.4
Несмотря на расширение кредитной деятельности в области оздоровления финансового состояния предприятий (снижение кредиторской задолженности, пополнение ликвидности и увеличение финансовых вложений), вклад банковской системы в поддержание экономического роста необходимо значительно усилить и направить на увеличение объемов производства и инвестиций. Возможность роста производства на базе увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей и ранее подготовленной рабочей силы исчерпана. Предпочтительное предоставление банками кредитов предприятиям экспортирующих отраслей, способствует «замораживанию» нынешней сырьевой структуры российской экономики и тормозит переток капитала в новые сектора, такие как обрабатывающая отрасль и «новая экономика». Перспектива роста экономики – в качественном изменении системы воспроизводства. Особое место в этой системе занимает воспроизводство основных фондов и связанные с этим инвестиции. Однако динамика роста ресурсной базы не соответствует требованиям, которые возникают у банков, ориентированных на кредитование реального сектора. Компенсировать ослабление притоков ресурсов от предприятий к банкам пока удается за счет средств населения. В последние годы объем банковских вкладов населения рос вдвое быстрее, чем активы банков, и в четыре раза быстрее чем, их капитал. Средства населения становятся важнейшим источником пассивов банковского сектора.
Еще одним резервом является возможности средних банков, многие из которых фактически выполняют функции расчетных центров или финансовых компаний. В целом, при изменении стратегии поведения российских банков в пользу общей ориентации на кредитование объем кредитов в экономике мог бы, по крайней мере, на 1/3 превысить существующий уровень.
В источники формирования ресурсной базы банковского сектора необходимо привлечь бюджетные и страховые средства.
Важным шагом в совершенствовании банковской системы России стала отработка и поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности. Формируется система бюро кредитных историй, улучшены механизмы взаимодействия банка России и кредитных организаций в части предоставления им ликвидности.
Опережающее развитие российских банков, усиление их конкурентоспособности зависит от внутренней организации деятельности банковской системы (в части системы надзора, рефинансирования, совершенствования законодательной базы, разработки системы стандартов качества банковской деятельности, на базе отечественного и зарубежного опыта).
Поэтому актуальна разработка обоснованной стратегической программы «Национальная банковская система России – 2010, 2020», направленной на выбор точек роста в производстве, социальной сфере и сфере финансовых отношений.
К настоящему времени разработан ряд отдельных проектов системы стандартов качества банковской деятельности.
Реформы в банковском секторе продолжаются и сегодня. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа рассматривает банки, их роль в современной экономике, организацию Банковской системы в Российской Федерации. В работе показаны сущность банка с разных общественных позиций, типы банков, банковская система России, проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения, тенденции развития банковской системы в России.
Традиционное представление о банке как только о кредитном и
расчетно-платежном институте не соответствует современному положению
вещей. Сегодня банк представляет собой универсальный,
многофункциональный кредитно-финансовый комплекс, сочетающий
депозитно-ссудные, инвестиционные, консультационные и другие банковские операции. Через лизинг, факторинг, проектное финансирование, концентрацию передовой технологии, использование в банковской практике последних достижении науки и техники банки фактически управляют научно-техническим прогрессом и непосредственно участвуют в процессе производства. Кроме того широкое кредитование бюджетного дефицита и государственного долга усиливает сращивание банков с государственными финансами и позволяет банкам влиять на денежную (и не только денежную) политику страны.
Укрепление банковской системы всегда оставалось важным аспектом в реформировании экономики. Безусловно, банкротство банков ведет к потере общественного доверия к банковской системе в целом поэтому важны своевременность и соразмерность реабилитационных мер. В соответствие с высокой мерой ответственности за стабильность банковской системы и всей финансовой системой, правительство, органы контроля и регулирования призваны комплексно проводить адекватную денежно-кредитную и инвестиционную политику, а также создавать необходимые условия для развития здорового финансового рынка, его многообразных форм и инструментом в республике. Важно выработать систему стимулирования сосредоточенного и долгосрочного кредитования.
Цель денежно-кредитной политики сегодня — создание условий для выхода из кризисной ситуации, поиск способов решения узловых проблем экономики, в том числе и укрепление стабильности банковской системы. В условиях становления экономики и неустойчивости кредитно-финансовой системы несомненно важное значение имеет продуманная гибкая политика урегулирования банковской деятельности. Здесь подразумевается создание крупных капитализированных банков, способных самостоятельно инвестировать крупные проекты или инвестировать экономику совместно с другими банками.
Таким образом, в интересах стабилизации банковской системы, динамичности и гибкости, а также в целях стимулирования инвестиционных вливаний в программу реабилитации экономики и мобилизации средств через банки сегодня необходимо выработать гибкую стратегию денежно-кредитной политики республики и развития финансового рынка.5
Необходим новый взгляд на коммерческие банки. В качестве феномена эпохи перехода от государственно-административной экономики к рыночным отношениям они должны получить трезвую оценку как изнутри, так и извне. Коммерческий банк как живой организм со своими закономерностями и особенностями должен соответствовать пониманию его предназначенности, его существа и социально-экономических функций.
Выработка механизма саморегулирования как основного элемента управления коммерческим банком должна основываться на стратегии и тактике, на выборных приоритетах и ориентирах дальнейшего развития деятельности. Важны внешние регуляторы — рыночные и государственные. В таких условиях несоизмеримо значение государственных регуляторов. Однако пока что они позволяют коммерческим банкам заниматься проблемами макроэкономики, не расширяя области своих обязательств перед акционерами и вкладчиками, а также перед обществом. Тем самым комплекс мер косвенного государственного регулирования практически не сказывается на деятельности коммерческих банков, он может быть реально ощутимым только в случае применения оптимального набора экономических нормативов для коммерческих банков в сочетании с другими регуляторами экономического развития, и, прежде всего, с разумной и взвешенной налоговой и ценовой политикой.
На основе правильного восприятия роли коммерческих банков в рыночной экономике каждый из них должен найти свое оптимальное место в ней, в противоречивых процессах взаимодействия при решении целевых задач накопления, производства, обращения и потребления, используя для повышения их коммерческого и социального эффекта все имеющиеся средства.
На данный момент, банковская система является важным звеном отечественной экономики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могут оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации. Положения регламентирующие банковскую деятельность в стране (отдельные пункты статей 71, 74, 75, 83, 103, 104, 106, 114).
2. Сайт ЦБ РФ — www.cbr.ru
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции федеральных законов № 106-ФЗ от 21.07.2005г.
4. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году.
Учебники, монографии
5. Банковское дело./Шевчук В.А., Шевчук Д.А./- М.: -«РИОР» 2006г.
6. Экономический словарь/ Е.Г. Багудина, А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, издательство «Проспект», 2006г.
7. Банковское дело. / Под ред. А.Н. Тавасиева, Н.Д. Эриашвилли/ — М.: — Издательство политической литературы «Единство», 2006 г.
8. Организация деятельности Центрального Банка. / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонов/ — М.: — КНОРУС, 2006 г.
9. Деньги, кредит, банки. /Под ред. д.э.н. проф., академика РАЭН Е.Ф. Жукова/ — М.: «ЮНИТИ», 2006 г.
10. Банковская система в развитых странах. Некоторые проблемы цифровых технологий. / М.В. Грачева/ — М.: — «ОСЬ-8», 2006 г.
11. Финансовая академия при правительстве РФ. Макроэкономика. Теория и российская практика. /Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной/ — М.: КНОРУС, издание второе, 2006 г.
12. Основы банковского права Российской Федерации: Учебное пособие /под ред. доц. М. В. Карасевой и доц. П. Н. Бирюкова. — Воронеж: Истоки, 2005
13. Современный коммерческий банк: управление и операции, — М., 2005г. В.М. Усокин.
14. Основы банковского права Российской Федерации: Учебное пособие /под ред. доц. М. В. Карасевой и доц. П. Н. Бирюкова. — Воронеж: Истоки, 2001.
Статьи из журналов
15. Журнал «Деньги и кредит», 2006г., №1 Меликьян Г.Г. Развитие банковской системы России и инвестиции: достижения и проблемы.
16. «Финансы», 2006г. №9 А.Г. Саркисянц. Банки и реальная экономика.
17. «Вопросы экономики», 2005г. №12 А.Штайнхер Современные тенденции развития российского банковского сектора.
18. «Комерсантъ-деньги», 2007г. №27 А. Багров Кто управляет финансами России.
19. «Банковское дело», 2005г. №2 с.15-18. В.В.Лидер Надежность банков: крупные, средние, мелкие.
20. «Бизнес и банки», 2005г. №2 с.12. А.А Молчанов, А.В Тавасиев Банковская система России: какой ей быть?