Туристские экспорт и импорт

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский лесной институт –филиал ГОУ ВПО
«Санкт-Петербургской Государственной лесотехническойакадемии имени С.М. Кирова»
Факультет заочного обучения
Кафедра экономики отраслевыхпроизводств

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ВЭД
27 вопрос: Туристскиеэкспорт и импорт
 
Сыктывкар 2008

Содержание
Введение
1. Туристскиеэкспорт и импорт
1.1 Сущность и экономическоесодержание туризма1.2 Понятие туристского экспорта и импорта
1.3 Развитие туризма в России1.4 Туризм в Республике Коми2. Состояние внешнеэкономических связей Республики Коми в2006 году
Заключение
Библиографический список

Введение
 
Целью выполнения этойработы является закрепление знаний теоретических основ по дисциплине«Внешнеэкономическая деятельность».
Как правило, мы иногда незадумываемся над такими словами как туристический экспорт и импорт. А мировойопыт показывает, что туризм для развития экономики очень велик. Во-первых,туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг; во-вторых,туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственнойсфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информацией,научными знаниями.
Далее рассмотрим особенноституристического экспорта и импорта. Увидим, на каких рынках они реализуются.
И в завершении работыпосмотрим, какими возможностями наша Республика располагает для развитиятуризма. Что вызывает интерес у туристов и частей Республики Коми?
В практической частиработы рассмотрим состояние внешнеэкономических связей в РК за 2006 год.

1. Туристские экспорт и импорт
 
1.1Сущность и экономическое содержание туризма
 
Всоответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности вРоссийской Федерации» туризм — это временные выезды (путешествия)граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства спостоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [7, 13с].
Туризм кактовар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, естьдействие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезномэффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этомуслуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессефункционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услугобусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные),опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные сматериальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления.
Тур представляет собой комплекс различныхуслуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские,экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия ипредоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.
Кроме услуг,туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг итоваров туристского назначения образует понятие «туристский продукт». Турпродуктвключает:
• туры,объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
• туристско-экскурсионныеуслуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
• товарытуристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).
Туризм можноимпортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из другихрегионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона.Так, туристы из Японии, путешествуя по России, получают свои доходыпреимущественно на родине. И расходуя деньги в России, они вкладывают их вэкономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране втуристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая вданную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собойнезабываемые впечатления от поездки.
Итак, туристскийэкспорт — это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождаетсяодновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт — этоввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременнымвывозом туристом денег из данной страны. Когда туристы из России совершаютпутешествие в Японию, это становится туримпортом в экономику России. Деньгияпонских туристов, потраченные в России, являются туримпортом для японскойэкономики.
Притуристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлениемпотока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направленыпротивоположно. Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то былоэкспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаяхидут в одном направлении.
В настоящеевремя старое понятие «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономикихарактерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционированиедиверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся ипредметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можносделать вывод, что туризм — это диверсифицированный межотраслевой комплекссоциально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные инепроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию.Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, являетсяпроизводственно-обслуживающим процессом [5, 43-45с].
Туристскаяиндустрия — этосовокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта,предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного,делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющихтуроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений,предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Необходимообеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а такжедальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетнымстановится поиск более эффективного использования относительно ограниченныхресурсов, что и является одной из задач экономической науки.
Экономикатуризма представляетсобой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства,распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.
Экономикатуристской фирмы — это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальныхактивов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристскогопродукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостнаяоценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ееразвития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение междуиспользуемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристскогопродукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от егореализации — с другой.

1.2 Понятие туристского экспорта и импорта
Туризм как товар можноимпортировать в страну и экспортировать их неё.
Туристический импорт – это ввоз в страну туристскихвпечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег изданной страны.
Туристский экспорт – это вывоз из страны туристскихвпечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег вданную страну.
Когда платежи зареализацию услуг туризма, т.е. денежные потоки, идут в Российскую Федерацию,это означает экспорт туризма. Иностранный турист, приезжая в нашу страну,тратит свои деньги на удовлетворение своих туристских потребностей, которые емупредоставляет российская сторона. Следовательно, Российская Федерацияэкспортирует опыт путешествий, и деньги туриста оседают на её территории.Одновременно это означает туристский импорт для той стороны, из которой туриствывозит деньги.
При туристском экспортенаправление денежного потока совпадает с направлением потока туристов (рис. 1)
     Денежный потокИностранный туристский импорт
поток платежей
/>/>поток туристов Российский туристский импорт
Рис.1. Потоки втуристском экспорте.
Это главная особенностьтуристского экспорта и её отличие от экспорта товаров, так как при экспортетоваров денежный поток товаров движется в противоположном направлении (рис.2.)

Денежный потокИностранный импорт товаров
поток платежей
/>/>поток товаров Российский экспорт товаров
Рис.2. Потоки в экспорттоваров.
Туристский экспорт иимпорт реализуются на туристском рынке. Туристский рынок – это место, гдепроисходят сделки купли – продажи услуг туризма (товаров, туристскогопродукта.)
При этом следует иметь ввиду, что указанные сделки не всегда происходят в одном и том же месте,например в месте приема туристов в гостинице или в месте, где происходят сделкитуроператоров. Сделка может состояться без прямого вовлечения продавца ипокупателя услуг туризма. Например, посредством телекса, телеграммы, факса, спомощью телефонного звонка или по чеку. Это является причиной того, чтотуристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной [7,15-16с].
Туристский рынок – это социально-экономическиеусловия реализации услуг туризма (туров, туристского продукта). На туристскомрынке сталкиваются спрос на услуги туризма, который предъявляет турист, и предложениеуслуг туризма со стороны туристской фирмы.
Предложение услуг туризмаобусловлено определёнными предпосылками, среди которых наиболее важнымиявляются наличие производителей услуг туризма, уровень развития туристскойиндустрии, объём туристских ресурсов.
Производители услугтуризма – это туристские фирмы (туроператоры, турагенты), которые работают сцелью получения прибыли и для удовлетворения потребностей туристов.
Туристская индустриявключает совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта,объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектовпознавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения,организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, атакже организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услугигидов-переводчиков.
Туристские ресурсыРоссийской Федерации представляют собой природные, исторические,социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а такжеиные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов,содействовать восстановления и развитию их физических сил.
Людьми с туристскимипотребностями и желанием путешествовать, людьми с высокой покупательной способностью,спрос которых направлен на самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокийуровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающегоперсонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта ит.п.); людьми с покупательским поведением. Турист – это покупатель услугтуризма. Покупательское поведение туриста касается всех тех природных,психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагироватьопределённым образом на рекламу. Это очень важный фактор эффективногофункционирования туристского рынка. Он требует разделения туристского рынка наотдельные секторы, изучение которых помогает в достижении самого оптимальногосочетания предложения и спроса на услуги туризма.
Индустрия туризма в целомотличается достаточно высокой капиталоёмкостью. При этом в крупныхтуристических центрах в структуре затрат 50-60% составляют затраты наразмещение и питание. Хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числунаиболее перспективных, но в связи с высокой капиталоемкостью и трудоёмкостью,а также сезонностью отрасли капитал довольно избирательно относится к сферетуризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожнойсети, оборудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычнофинансируется государством, а частный капитал финансирует строительство иэксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов.
Для международноготуристского рынка характерны качественные различия обслуживающих предприятийодного и того же класса, что предполагает высокую эластичность цен взависимости от соотношения спроса и предложения. Цена на туристические услугивыступает не только как регулятор равновесия спроса и предложения, но и какактивный рычаг воздействия по производству туристского продукта: повышение ценстимулирует строительство хорошо оборудованных туристских объектов и улучшениекачества обслуживания.
В последние годыпервостепенным фактором, влияющим на развитие туризма, стала индивидуальнаятуристская активность. Так, в 90-х годах примерно 40% туристов из государств сразвитой экономикой предпочли самостоятельно организовать свои поездки, 60%частично или полностью пользовались услугами фирм. Отличительной чертой туризмаявляется его сезонность, что приводит к периодическому простаиваниюматериальной базы и рабочей силы и при этом требует ресурсов для ихподдержания. Кроме того, конъюнктура туристического бизнеса изменчива инаходится под значительным влиянием стихийных бедствий, транспортных катастроф,террористических актов, войн и др. Система реализации туристического продуктавключает сеть сбыта, состоящую из оптовых фирм (туроператоров) и различныхфирм, охватывающих все сегменты туристического рынка.
В туристической индустриипрослеживается процесс концентрации капитала, ведущий к образованию монополий.Например, в Великобритании процесс слияния значительного количество турагентствв крупные национальные туроператорские группировки начался более десяти летназад и в настоящее время там наблюдается высокая степень концентрации бизнеса.
Всё большеераспространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением втуристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики.Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанныеобъединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства и другиепредприятия, которые приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженнуюсбытовую сеть. Например, в 1990г. На туристический рынок Дании вышла фирма сдешёвыми чартерными поездками – «Ларсен – Райзер». Её директор являетсявладельцем магазинов по продаже постельного белья. В 73 магазинах фирмыпредлагались 112тыс. чартерных поездок в Испанию и Турцию. В последние годыусиливается тенденция к специализации фирм и интернационализации сбыта.
Развитие туризма итуристического рынка имеет большое значение, а именно — экономическое, так какпомогает решить общие экономические проблемы. Развитие туризма требует такжединамического развития всех отраслей хозяйства.
Туристический рынок поотношению к экономике любой страны характеризуется двухцикличностью. Этовыражается в том, что высокоразвитый туристский рынок ведёт к богатствугосударства, и наоборот.
Развивающаяся экономикатуризма не имеет возможностей удовлетворить все потребности и желания туристов.Изобилие туристских ресурсов предполагает создание довольно сложной имногообразной материально-технической базы туризма. При увеличенииэкономической отдачи от туристской индустрии одна часть дохода используется дляудовлетворения новых туристских потребностей, а другая часть может бытьнаправлена для развития других сфер, в том числе и промышленности.
В туристской экономике,которая не даёт увеличения дохода, решение проблемы роста становится возможнымтолько после удовлетворения нужд и потребностей туристов. Проблемы в этойситуации возникают тогда, когда рост числа туристов даёт наибольший ростдохода.
Экономическая активностьтуризма напрямую связана с развитием составляющих его отраслей. Важным факторомразвития туризма является социальная стабильность, так как туризм зависит отразвития всей экономики и политической обстановки в стране. Кроме того,большинство форм туризма связаны с сезонностью спроса на услуги туризма.
Нельзя одностороннеразвивать туризм. Для быстрого подъёма туризма требуется гармоничное развитиевсех отраслей экономики страны и одновременно увеличение их экономическойактивности [1, 76с]
1.3Развитие туризма в России
 
Практикироссийской туристской индустрии возлагают большие надежды на развитиевнутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристскиефирмы частично направляют свою деятельность на российские регионы и страныближнего зарубежья.
Туризм вРоссии – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых формработы на рынке, путей решения, возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотряна стремительные темпы развития, должного внимания туризму как секторунациональной экономики России до сих пор не уделяется.
Экономикасвязана с извлечением оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов.Экономические факторы, которые, как правило, ограничены, призваны удовлетворятьпсихологические и физические потребности человека.
В современныхусловиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость,и для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошоразбираться в вопросах экономики туризма.
Экономикитуризма представляет собой науку, изучающую внутренние аспекты экономических отношенийв этой сфере деятельности, причем экономические отношения рассматриваются на двухуровнях: межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующегосубъекта туристской фирмы.
В соответствиис Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лицбез гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Туризм кактовар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действиеопределенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, которыйудовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказанылибо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живоготруда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг:материальные (производственные), нематериальные (непроизводственные), несвязанные с материальными продуктами, производство которых неотъемлемо от ихпотребления.
Турпредставляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортныеуслуги, бытовые, туристские, экскурсионные идр.), объединенных на основе главнойцели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенныйсрок.
Кроме того,туристы могут покупать товары туристского назначения,
Совокупностьуслуг и товаров туристского назначения называется «туристский продукт». Турпродуктвключает:
туры,объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.д.);
туристско-экскурсионныеуслуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т.д.);
товарытуристско-сувенирного назначения (карты, открытки, проспекты, сувениры и т.д.).
Туризм можноимпортировать в страну и экспортировать из нее.
Расходытуристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данногопринимающего региона. Так, например, туристы из других стран получают свои доходыу себя на родине, а, путешествуя по России, расходуют деньги, вкладывая их в экономикунашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стане в туристских целях представляютсобой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретаютопыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.
Туристскийэкспорт – это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождаетсяодновременным ввозом туристом денег в данную страну.
Туристскийимпорт – это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождаетсяодновременным вывозом денег туристом из данной страны. Когда туристы из Россиисовершают путешествия в другие страны, это становится туримпортом в экономику России.Деньги, потраченные в России иностранными гражданами, являются туримпортом дляэкономики тех стран.
Притуристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлениемпотока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направленыпротивоположно. Когда поток платежей идет в Россию, значит, что- то былоэкспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаяхидут в одном направлении [2, 145-146 с]. 1.4 Туризм в Республике Коми
Республика располагаетбогатыми возможностями для развития туризма. Большой познавательный интерес утуристов и гостей республики вызывает посещение этнографического музея подоткрытым небом в селе Усть – Вымь. Архитектурных ансамблей Ульяновского иКылтовского монастырей, памятных мест, связанны с жизнью и деятельностью известныхписателей и учёных Коми края. Уникальны памятники природы, расположенные в пределахПечорских Альп.
Среди туристов – водниковособой популярностью пользуются водные маршруты по притокам реки Печора (Уса,Щугер, Илыч). Широкие возможности и перспективы развития в области туризмаоткрываются с началом функционирования Национального природного парка «Югыд Ва»(«Светлая вода») [13, с.30].
Как известно, туризмделится на экскурсионный, любительский (охота, рыбалка) и спортивный.Спортивный туризм подразделяется на пеший, велосипедный, лыжный, лодочный ит.д.
В Коми инициаторамиспортивного туризма стали Е.Ф. Заборцев, Ю.Н. Оботуров, а также директорКорткеросского Дома пионеров А.А. Смилингис и учитель Важгортской средней школыБ.И Петров. Природные условия Коми способствуют развитию лыжного туризма.Первыми мастерами спорта СССР стали Ильюшонок (г. Воркута), Никифоров (г.Ухта). В 1981г. Организованы первые туристические клубы в Сыктывкаре, Ухте,Воркуте, позднее – в Инте, Печоре.
Большое внимание в республикеуделяется разработке рыболовных, охотничьих, рыбно – оздоровительных,спортивных и других видов туризма.
Организацию культурно –познавательного досуга для школьников в период каникул и в межканикулярноевремя осуществляют туристско-экскурсионные организации Республики Коми (база«Юный турист»). Школьникам предлагаются экскурсионные объекты столицыРеспублики Коми: музеи этнографии, истории, И.А. Куратова, В.Савина, природы,просвещения, пожарно-технические выставки, а также библиотеки: юношеская и детскаяим. С. Маршака.
В Республике Комидействуют более 50 туристических фирм, получивших лицензии на право занятиямеждународной туристской деятельностью [9].
2.Состояние внешнеэкономических связей Республики Коми в 2006 году
Международные и внешнеэкономическиесвязи Республики Коми осуществляются в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральнымзаконом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономическихсвязей субъектов Российской Федерации», иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми,постановлением Правительства Республики Коми от 3 ноября 2003 г. N 237 «О порядке осуществления международных и внешнеэкономических связей Республики Коми»,постановлением Правительства Республики Коми от 4 октября 2002 г. N 161 «О порядке заключения органами исполнительной власти Республики Коми соглашений обосуществлении международных и внешнеэкономических связей» и иными нормативнымиправовыми актами Республики Коми.В 2006 году произошлоснижение всех составляющих внешней торговли. Так товарооборот снизился на 13.2%по сравнению с 2005г. с 1010148.298 млн. долларов до 876396.3млн.долларов. Сальдо торговогобаланса положительное и составило 565388.3млн.долларов. снижение экспортныхпоступлений на 9.1% с 792194.074млн. долларов до 720892.3млн. долларов в 2006году. Импортные поступленияснизились на 23.7% по сравнению с поставками в 2005г. с 217954.224 млн. долл.до 155504.0 млн. долл.
Таблица 1 Внешнеэкономическиепоказатели Республики Коми в 2006г. Экспорт В ( ) % к 2005. Уд. вес в % Импорт в( ) % к 2005г. Уд. вес в % Товарооборот в( ) % к 2005г. Уд. вес в % Сальдо Торгового оборота  Всего   720892.3  (-9.1 )  100  155504.0  (-23.7)  100  876396.3 (-13.2)  100  565388.3  Дальнее зарубежье   565509.6  (-13.1)   78.4   148459.5  (-27.2)   95.5   713969.1  (-13.4)   81.6  417050.1  Ближнее зарубежье   155382.7  ( -9.7)  21.6  7044.5  (-8.7)   4.5  162427.2  (-12.5)   18.4  149338.2
География экспорта иимпорта
География экспортаРеспублики Коми обусловлена удаленным положением экспортных производств от границРоссийской Федерации, отсутствием удобного выхода к портам и большойпротяженностью транспортных путей.
78.4% экспортных операций в 2006г.приходится на страны дальнего зарубежья и составило 565509.6 млн. долларов, чтониже 2005г. на 13.1 %. На страны ближнего зарубежья приходится 21.55 %экспорта и составило 155382.7млн.долларов, что ниже 2005г. на 9.7%.
Основными партнерами на рынке странДальнего Зарубежья традиционно являются: Финляндия-17.2% экспорта – снижениестоимостных показателей к 2005г. составил 13%, Польша -8.36% экспорта –снижение составило 53%,, Италия – 5.39 % — рост составил 22%, Латвия – 5.18 %- рост составил 27.0 %, Иран – 4.6 % экспорта – рост 22 %, Германия -2.31% ростна 16%, Нидерланды -3.=2.3 % рост в 4.7 раза, Швейцария -1.78% экспорта –снижение на 70%, Египет – 1.73% экспорта– рост на 35%, США – 1.67% экспорта –снижение на 17%.
Стоимостные показатели экспортав первой половине 2006 года в страны ближнего зарубежья снизились с171 929.035млн. долларов до 155382,757 млн. долларов (-9.7%). Этопроизошло за счет существенного уменьшения экспортных поставок в Украину, с110 652.894 млн. долларов в 2005г. до 88845.022 млн.долларов в2006г.(уменьшение на 20 %). Но несмотря на это снижение, Экспорт в Украинупродолжает составлять 12% процентов всего республиканского экспорта (второеместо после Финляндии) и 57 % экспорта в страны СНГ.
Вторым стабильнымпартнером по экспорту среди стран СНГ является Казахстан. Экспортные поставки=4% от всего экспорта (увеличение на 21%.) и 20% от экспорта в страны СНГ.
2006г. по сравнению с2005г. отмечен снижением импортных поставок в регион на 23.7%. Снижениестоимостных показателей импорта из стран дальнего зарубежья составило 27.2%, изстран ближнего зарубежья снижение импортных поставок составило 8.7%.
95.5 % импорта приходитсяна страны дальнего зарубежья.Основными партнерами по импортным поставкам в2006. стали: Германия -18.53% импорта; Финляндия – 16.72% импорта;Польша-13.2%, Италия -10% импорта; Чехия- 7.47% импорта, Швеция -6.8% импорта, Австрия – 6.24% импорта.
Поставки товаров из странближнего зарубежья составило всего 4.5% при этом 3.76% поставок приходится наввоз товаров с Украины.
Экспорт, импорт,товарооборот Республики Коми по странам в 2006г. (В тыс. долларов США)Страны-контрагенты Экспорт тыс. долл. США Уд. Вес в % Импорт тыс. долл. США Уд. Вес в % Товарооборот Тыс. долл. США Уд. Вес в % Тов-рот% к 2005  Всего 720892.348 100 155503.966 100 876396.3 100 86.8 Дальнее зарубежье 565509.6 78.44 148459.468 95.46 713969.1 81.5 115 Великобритания 10329.152 1.43 3929.345 2.52 14258.49 1.62 56  Страны СНГ Всего 155382.757 21.55 7044.498 4.53 162427.25 18.53 87
 
Структура и анализэкспорта и импортаСтруктураэкспорта в 2006 году
Удельный вес в общемобъеме экспорта в % ( в скобках 2005г).
Продукция целлюлозно-бумажной, — 44.6% (48.1 % )
лесной и деревообрабатывающей
промышленности
Продукция ТЭК -37.6% (44.9%)
Другие товары — 17.8%
Традиционно, экспорт изреспублики Коми разделился на две составляющие.
Первой составляющейявляется продукция ТЭКа = 37.6% республиканского экспорта, представленную экспортомкаменного угля=8% республиканского экспорта, нефти сырой=17.8% республиканскогоэкспорта, газа природного=10%, технического углерода=1.78 республиканскогоэкспорта. Практически по всем составляющим республиканского экспорта, произошелрост средней, условной цены за единицу товара.
Снижение экспорта сыройнефти характеризуется снижением стоимостных показателей на 55% по сравнению с2005г и снижение на 46.5% натуральных отгрузок при росте средней условной ценына 18%, что объясняется ростом цен на мировом рынке. Это в свою очередьотразилось на снижение экспорта в целом.
Также увеличение на 27%стоимостных показателей произошло при экспорте углерода, за счет увеличения на6 % натуральных объемов экспорта, при росте условной средней цены за тонну на20%.
В тоже время экспорт углякаменного вырос как в натуральном выражении на 72%, так и в стоимостном выражениина 23%, при снижении средней, условной цены за тонну на 33%.
Второй составляющейреспубликанского экспорта является продукция деревообрабатывающейпромышленности, которая составила 44.6%.
Экспорт бумажнойпродукции представлен следующими видами бумажных изделий:
натуральные отгрузкибумаги газетной снизились на 10%, а стоимостные выросли на 0.1%, за счет ростаусловной средней цены на 10% .
натуральные отгрузкикартона снизились на 14%., при снижении стоимостных показателей на 16% оставили16% республиканского экспорта.
Экспорт лесоматериаловобработанных вырос в натуральном выражении на 12%, в стоимостном на 25%, приросте средней условной цены на 11%.Структураимпорта в 2006 году
В 2006 году товарная структура импорта представлена оборудованием и запчастямидля целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, нефтянойи газодобывающих отраслей производства. На ввоз оборудования приходится 63.5%всего республиканского импорта .
Следует отметить, что в республиканском импорте полностью отсутствуютпродукты питания .
Анализэкспортного потенциала региона, пути развития.
Основным направлением развития экспортногопотенциала Республики Коми является :
а) Техническое перевооружение лесопромышленногокомплекса, создание высокоэффективных производств, способных обеспечить выпускконкурентоспособной продукции (ламинированные древесно-стружечные плиты, плитысредней плотности, новые разновидности офисной бумаги, нетоксичные древесныеплиты, фанера с улучшенными специальными свойствами, специфицированныепиломатериалы с нормируемой влажностью) для нужд Республики Коми, регионовРоссии и экспорта; реализация проектов глубокой химической ихимико-механической переработки древесины., внедрении технологий переработкидревесины для использования ее в энергетических целях (начато строительствозавода по производству топливных гранул -паллет в селе Ношуль).
В этом направлении в республике действует” Программа развития реструктуризации лесопромышленного комплекса на 1997-2005г.г.”,частью которой является строительство «Удорского целлюлозногозавода». Годовая производственная мощность которого составит 400 тыс. тоннцеллюлозы; строительство лесовозных дорог круглогодового действия; проведениелесной сертификации по международной системе FSС, подготовкавысоквалифицированных специалистов среднего управленческого звена по программе“Лесозаготовка, транспортировка и торговля древесиной».
б) Развитие нефтегазовойи угледобывающих отраслей – внедрение новых технологий повышающих нефтеотдачуна 30-40%, новых мелких по запасам месторождений нефти и газа, увеличениеобъемов переработки углеводородного сырья, проведение реконструкциитехнологических установок, повышение рентабельности переработки нефти,повышение качества продукции до требований мирового рынка, реконструкция истроительство новых угольных шахт, освоение новых месторождений угля.
в) Созданиемногоотраслевого горнорудного комплекса – наращиванием мощностей по добычеТаманских бокситов. Проект ” Алюминий Коми ” — строительствогорнодобывающего комбината производительностью 300-500 тыс. тонн алюминия вгод, глинозема 1-1.4 млн.тонн .
Создание производств поиспользованию добываемого базальта и так далее.
г) В связи с удаленностьюреспублики от своих партеров по экспорту, актуальной проблемой являетсясокращение транспортных расходов, путем развития транспортного комплекса. В связис этим Республика активно ищет инвесторов для строительства железнодорожноймагистрали Архангельск-Сыктывкар-Пермь по проекту «Белкомур ».Ввод вдействие новой ветки дороги даст возможность значительного сокращения пробегагрузов (до 800 км) и стоимости перевозок из регионов Урала и Сибири кАрхангельску и Мурманску, а с завершением строительства участка дороги «Ледмозеро-Кочкома»(в Карелии) — выхода в Финляндию и через ее порты — на Балтику;
— обеспечениемаксимальной загрузки имеющихся мощностей действующих портов Архангельска и Мурманска;
— увеличение объемагрузопотоков (основу которых будут составлять уголь из действующих шахтПечорского угольного бассейна, нефть Тимано-Печорской нефтегазовой провинции,продукция лесопромышленного и горнорудного комплекса);
— улучшениемежрегиональных и внешнеторговых связей Республики Коми в деле освоенияполезных ископаемых и лесопромышленных ресурсов, наращивания экспортныхпоставок промышленной продукции ведущих отраслей и совершенствованиятранспортного обслуживания глубинных таежных населенных пунктов вдоль реки Пинега;
— рост налоговыхпоступлений в бюджеты всех уровней (от эксплуатации железнодорожной линии, засчет роста объемов промышленного производства, налогов от производственнойдеятельности);
— содействиесоциально-экономическому развитию прилегающих к строящейся железной дорогерайонов путем создания новых рабочих мест и повышения жизненного уровняпроживающего на их территории населения.
Общая протяженность всейжелезнодорожной магистрали составит 1311 километров, в том числе нового строительства – 794 км, протяженность на территории РеспубликиКоми – 243 км, Архангельской области – 160 км, Коми-Пермяцкого автономного округа – 316 км, Пермской области – 75 км.
Северный участок дороги позволит приотносительно небольших затратах и в короткие сроки включить в оборот природныеи минерально сырьевые ресурсы Республики Коми, повысит конкурентность сырья и промышленнойпродукции за счет уменьшения пробега грузов, увеличит экспортные возможность.Южный участок дороги соединит Сыктывкар с развитой железнодорожной сетьюУральского региона и позволит доставлять бокситы и хромированные руды в крупныеперерабатывающие комплексы Урала.
Дорога даст импульсразвитию лесной отрасли, позволит вывозить продукцию республики Урала и Сибирина мировой рынок через Финляндию и ее порты на Балтике.
д) Вовлечение природных территорий иисторико-культурных объектов республики в международный туризм. Созданиекомплекса организаций, ориентированных на обеспечение туристов доступным икомфортным жильем, разветвленной сети учреждений питания, развлекательныхцентров, комплексов для солеводогрязелечения, разработка зрелищных мероприятийкультурно-исторической и этнографической тематики.
е) Приоритетным направлением внешнихсвязей Республики Коми правительство республики Коми считает сотрудничество сБаренц Евро-Арктическим регионом (БЕАР), членом которого Республика Комиявляется с 2002г., участие в программах Северного форума, Совета Министров Северныхстран, Арктического совета.
На встречах по промышленному партнерствуРеспублика выставляет инвестиционные проекты в сфере развития транспорта,лесной, горнорудной промышленности, нефтегазового комплекса [8, 2-45 с].
 

Заключение
Основу туризма составляютфирмы по организации туристических поездок и продаже путёвок и туров, а такжефирмы, организующие передвижения туристов, обеспечивающие их жильём, информациейи другими услугами.
Наибольшее числотуристических поездок в мире осуществляются между развитыми странам с рыночнойэкономикой.
Определённое место вмеждународном обмене играет образование; особенно часто возникаетвзаимодействие между студентами, преподавателями, учёными высшей школы.Происходит обмен опытом, информацией, преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами,студентами.
Туристский экспорт иимпорт в настоящее время необходим как для России. Так и для иностранныхпартнёров. С туризмом тесно связан экспорт услуг при проведении культурныхмероприятий; выставки изобразительного искусства, выступления ансамблей,актёров на гастролях; продажа фильмов, кассет и грампластинок с видео имузыкальными записями.
Как правило, иностранныйтурист, приезжая в нашу страну, тратит свои деньги на удовлетворение своихтуристских потребностей, следовательно, деньги туриста оседают на нашейтерритории. Одновременно это означает туристский импорт для той, из которойтурист вывозит деньги.
В практической частиработы было рассмотрено состояние внешнеэкономических связей Республики Коми в2006 году.
Международные ивнешнеэкономические связи Республики Коми осуществляются в соответствии сКонституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральнымзаконом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономическихсвязей субъектов Российской Федерации», иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми,постановлением Правительства Республики Коми от 3 ноября 2003 г. N 237 «О порядке осуществления международных и внешнеэкономических связей Республики Коми»,постановлением Правительства Республики Коми от 4 октября 2002 г. N 161 «О порядке заключения органами исполнительной власти Республики Коми соглашений об осуществлениимеждународных и внешнеэкономических связей» и иными нормативными правовымиактами Республики Коми.
Республика Коми относится к регионам с высокой степеньюэкспортной ориентированности на страны дальнего зарубежья, главным образом,Европы. Так, на страны дальнего зарубежья приходится около 80% всеговнешнеторгового оборота республики, страны СНГ в этом объеме занимают 20%.
Основными торговыми странами-партнерами Республики Комиявляются Германия, Финляндия, Нидерланды, Виргинские острова, Польша, Словакия,Великобритания, Италия, Швейцария, США, Чехия, Украина, Беларусь и Казахстан.
Республика Коми имеет торговые связи более с чем 70субъектами Российской Федерации. Наиболее тесно они развиваются сАрхангельской, Вологодской, Кировской, Московской, Нижегородской, Кемеровскойобластями и г.Москва.
Взаимоотношения Республики Коми с другими регионамиРоссийской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья год от года становятсявсе более многосторонними, выходят на качественно новый уровень. Постепенноболее разнообразными становятся формы и области участия в международныхэкономических отношениях.

Библиографическийсписок
1.        Александрова А.Ю. Структура туристского рынка: Учеб. пособие для вузов/ А.Ю. Александрова. — М.:Соло-Пресс, 2002.
2.        Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов/ А.Ю. Александрова. — М.:Аспект Пресс, 2001.
3.        Балабанов, И.Т.Внешнеэкономические связи: Учебное пособие / И.Т. Балабанов, Балабанов А.И…-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544с.
4.        Бровкова, Е.Г.Внешнеэкономическая деятельность/ Продиус И.П. — М.: МТ – Пресс, 2001г. – 186с.
5.        Драчева, Е.Л.Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаеви др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. — 2-е изд., стер. —М.: КНОРУС, 2005. — 576 с.
6.        Елова, М.В.Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебноепособие для вузов / М.В. Елова, Е.К. Муравьёва, С.М. Панферова и др.; Под ред.А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М.: Локос, 2000.- 248с.
7.        Квартальнов, В.А.Туризм: Учеб/пособие для вузов/ В.А. Кварталов. — 2 изд. перераб.,.- М.:Финансы и статистика, 2007.
8.        О внешнеэкономической деятельностиРеспублики Коми: Экспресс-информация Федеральная служба государственнойстатистики 01.08.2007 N 39-106-101/109 [Электронный доступhttp://www.komistat.ru ]
9.        Официальныйвеб-сервер Республики Коми [Электронный ресурс www.rkomi.ru]
10.     Папирян, Г. А.Международные экономические отношения: Экономика туризма./ Г.А. Папирян. — М.:Экономпресс, 2000.
11.     Пирожник, И. И.Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. пособие./ И.И. Пирожник. — Мн.:Белгосуниверситет, 1996.
12.     Республика Коми.Краткий справочник. – Сыктывкар, 2000. — 40с.