Содержание
Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорнойдеятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значениенадзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковскогонадзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основыконтрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора иконтроля
2.2 Механизм воздействия БанкаРоссии в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышенияэффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковскогонадзора
3.2 Повышение эффективности банковскогонадзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Одним изсредств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любогогосударства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страныпредставляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за еепределами.
В настоящеевремя Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, которыйне только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы РоссийскойФедерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредствомосуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
В этой связине случайно, что обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересоввкладчиков, предупреждение фиктивных, преднамеренных банкротств кредитныхорганизаций, а также пресечение легализации доходов, полученных противоправнымпутем, является главным направлением в механизме осуществленияконтрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Несмотря на то, чтомеханизм контрольно-надзорной деятельности в банковской системе исследовалсяучеными-юристами многих поколений, говорить о том, что в достаточной степениизучены все аспекты данного феномена пока нельзя. В этой связи исследованиеадминистративно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности вбанковской системе Российской Федерации представляется весьма актуальным исвоевременным.
Объектом написанияработы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществленияконтрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовыенормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельностив банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным,основной целью работы является исследованиетеоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центральногобанка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованиюмеханизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системеРоссийской Федерации.
Достижение указанныхцелей обусловлено постановкой и решением следующих задач:
-проанализироватьнормативно-правовую базу, регламентирующую осуществление Банком России надзора иконтроля за деятельностью кредитных организаций;
— определить понятие исущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе РоссийскойФедерации;
— раскрыть формыконтрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации;
-определить видынадзора, осуществляемого Банком России за деятельностью кредитных организаций;
-охарактеризовать механизмконтрольно-надзорной деятельности Банка России;
-указать пути посовершенствованию правового регулирования надзора, осуществляемого БанкомРоссии за деятельностью кредитных организаций;
— выявить путиповышения эффективности банковского надзора со стороны Банка России).
Работа основана наанализе положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов,нормативных актов и методических рекомендаций Банка России.
Теоретическую основуработы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе составили труды БраткоА.Г., Гейвандовп Я.А., Жарковская Е.П., Костерина Т.Н., Максимов М.В., НеретинаМ.С., Трохова М.Е.
Специальноевнимание уделено публикациям в периодической печати позиций Арсланбековой А.З. СимановскогоА.Ю., Голиковой Ю.С., Котлярова М.А., Неретина М.С.
Информационную базуисследованию составили статистические и аналитические материалыБанка России, касающиеся его контрольно-надзорной деятельности в банковскойсистеме Российской Федерации.
Практическаязначимость работы заключается в том, что обобщены теоретические наработки поисследуемой проблематике, уточнен понятийный аппарат, используемый вадминистративно-правовом механизме осуществления контрольно-надзорнойдеятельности в банковской системе Российской Федерации, также были определеныпути по совершенствованию административно-правового регулированияконтрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Глава 1. Правовые основыконтрольно-надзорной деятельности Банка России
1. Понятие, сущность,цели и значение надзора и контроля Банка России
Понятияконтроля и надзора в теории российского права и в правоприменительной практикеимеют самостоятельное значение и собственное содержание. В научной литературеисследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе.
Контроль как способобеспечения законности предполагает, как правило, наличие отношенийподчиненности между контролирующим и контролируемым лицами [9; с. 43].Контролирующее лицо обычно вправе вмешиваться в оперативную, хозяйственнуюдеятельность контролируемого объекта с целью устранения допущенных нарушений.Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности соответствующего лица сточки зрения не только ее законности, но и целесообразности.
Максимов М.В.,исследовав проблемы контроля и надзора в банковской деятельности, отмечает, чтов отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношенийподчиненности надзорных органов с поднадзорными объектами [13; с.57]. Впроцессе надзора деятельность соответствующего лица оценивается только с точкизрения законности. Действия поднадзорного лица с точки зрения ихцелесообразности не оцениваются. При этом вмешательство в оперативную,хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорноголица не допускается.
Елизаров В.Н. определяетбанковский надзор через контроль. В частности, В.Н. Елизаров пишет о том, чтобанковский надзор представляет собой общий государственный надзор вопределенной области хозяйства — банковском секторе [10; с. 197]. Банковскийнадзор — это контроль над банками при допуске их к осуществлению банковскойдеятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в областибанковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целоми защиты каждого отдельного вкладчика.
Согласно ст. 75Конституции РФ основной функцией Центрального бака РФ является защита и обеспечениеустойчивости рубля [1]. Конституция устанавливает также, что данную функциюБанк России осуществляет независимо от других органов государственной власти. Указанныеположения Конституции РФ, как указывает Симановский А.Ю., по существуобусловливают целесообразность наделения Банка России широким спектром надзорныхфункций [23; с. 12].
Банковский надзоросуществляется, главным образом на основании, двух федеральных законов: ФЗ «ОЦентральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности», а также наосновании многочисленных нормативных актах, издаваемых самим Банком России всоответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ФЗ “О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)” Банк России является органом регулированияи надзора за деятельностью кредитных организаций [6].
Банковский надзор представляетсобой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора врамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми(официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечениястабильности функционирования банковской системы и защиты интересов еекредиторов, а также клиентов [23; с. 13].
Банковский надзор — этонаблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением исоблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскуюдеятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовыхнормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности [8; с. 206].
Сущность банковскогонадзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитнойорганизации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актамБанка России.
В общем виде объектыбанковского надзора закреплены в банковском законодательстве. К ним относятсякредитные организации. Однако помимо самих кредитных организаций к объектамбанковского надзора следует отнести филиалы и представительства кредитныхорганизаций в РФ и за ее пределами, а также филиалы и представительстваиностранных банков в России.
Субъектом банковскогонадзора является Банк России. Функции банковского надзора могут осуществлятьсяБанком России, его высшими органами управления, органом банковского надзора приБанке России, создаваемым по решению Совета директоров, а такжетерриториальными учреждениями Банка России. Банковский надзор обеспечиваетсяпутем постоянного наблюдения и проведения проверок.
Предметом банковскогонадзора является осуществляемая кредитными организациями банковскаядеятельность, в ходе которой должны соблюдаться банковское законодательство ииные нормативные акты, содержащие нормы банковского права России. Из содержанияст. 55 Закона о Банке России следует, что предмет банковского надзора неограничен только обязательными нормативами [6]. Предметом банковского надзораохватываются практически все нормы банковского законодательства и нормативныхправовых актов Банка России, касающиеся кредитных организаций, их филиалов,филиалов и представительств иностранных банков
Главной целью надзорнойдеятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.
Исходя из этой цели, БанкРоссии должен решать следующие задачи:
1) предупреждатьвозможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисковутраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
2) защищатьинтересы вкладчиков и кредиторов;
3) недопускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренциюв банковском секторе экономики;
4) способствоватьповышению эффективности банковского дела, росту профессионализма идобросовестности банковских работников [12; с.31].
БраткоА.Г. выделяет три основные задачи банковского надзора:
1) проверкасоблюдения законов и банковских правил,
2) проверкасоблюдения экономических нормативов,
3) проверкабухгалтерского учета и отчетности.
Исходяиз задач, Братко А.Г. определяет функции банковского надзора. Функциибанковского надзора — это направления проводимой Банком России документальнойили непосредственной проверки деятельности кредитной организации [8; с. 208].
Помнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:
— изучение юридическихвопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;
— проверка соблюдениякредитной организацией позиций банковской лицензии;
— анализ баланса иотчетности банка;
— изучение динамикиотдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;
— проверка решенийорганов управления;
— проверка работыревизионной комиссии;
— анализ договорныхотношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами икредиторами;
— проверка соблюдениядоговорных обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентамии вкладчиками, дебиторами и кредиторами;
— анализ способовразмещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполненияобязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции,ценные бумаги);
— проверка управлениярисками;
_ — проверкаформирования резервов;
— проверка гарантий;
— проверкаобоснованности и законности формирования доходов;
— изучение договоров ипричин потерь по отдельным видам деятельности;
— выявление фактовискажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь,в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение инесоблюдение договорных обязательств;
— выявление причин,мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;
— выяснение целейнарушения нормативных актов ЦБ РФ, выяснение причин искажения отчетныхпоказателей, экономических нормативов;
— выяснение причин ицелей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок,прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономическихнормативов;
— проверка соблюдениякредитной организацией предписаний Банка России.
Симановский А.Ю.определяет вышеперечисленные функции как основные действия Банка РФ и разделяетих на:
1) основные(анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций; осуществлениеконтроля за выполнением кредитными организациями требований действующегозаконодательства и нормативных актов; применение в соответствующих случаях мернадзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера).
2) вспомогательные(издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровнирисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее) [23; с. 13].
Конкретное содержание банковскогорегулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
1) макроэкономическаяситуация в стране, состояние банковской системы;
2) социально-экономическиеприоритеты развития общества;
3) совершенствозаконодательной базы;
4) проводимаяБанком России кредитная политика;
5) степеньнезависимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
6) историческисложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.
Основнымипринципами банковского надзора являются: законность, постоянность,беспристрастность проверяющих лиц по отношению к поднадзорному объекту, а такженепосредственность, предполагающая осуществление надзора именно Банком России [9;с. 60].
Банковскийнадзор в том виде, в котором он сегодня предусмотрен в российскомзаконодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а толькораспространяется на кредитные организации. Иными словами, его объектом являетсятолько нижний уровень банковской системы. Верхний уровень банковской системы — Банк России — не является объектом надзора, со стороны какого бы то ни былооргана [8; с. 207].
Контрольныефункции представляют собой осуществление контроля за функционированиемкредитно-банковской системы и проведение валютного контроля. Данная функциявключает определение соответствия требованиям к качественному составубанковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов нанациональный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка наборанеобходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм иконтроль за ними.
Банковскийвалютный контроль за кредитными организациями, как представляется, включаетнадзор за соблюдением ими банковских правил работы с валютными ценностями, атакже государственный надзор за деятельностью уполномоченных банков в качествеагентов валютного контроля [13; с.58].
То же самоекасается антимонопольного контроля, упоминаемого в ст. 32 Закона о банках ибанковской деятельности, который в большей мере является разновидностьюбанковского надзора, чем самостоятельным направлением банковского контроля.
Что жекасается контрольных функций Банка России, возложенных на него другими(небанковскими) федеральными законами, то они реализуются не в связи сбанковской деятельностью кредитных организаций. Поэтому соответствующиеконтрольные полномочия Банка России являются предметом регулирования иныхотраслей российского законодательства (валютное, таможенное, налоговое,бюджетное, гражданское и т.п.) и могут именоваться банковскими с большойнатяжкой, да и то лишь потому, что их осуществляет Банк России. Данный выводимеет важное значение в вопросе о разграничении контроля и надзора в сферебанковской деятельности.
Такимобразом, выполнение Банком России ряда надзорных функций обосновываетсяфункциональной и экономической целесообразностью. Помимо этого, специально вотношении банковского надзора следует иметь в виду, что кроме Банка России ниодин орган не имеет опыта организации системы банковского надзора, включая вданном случаев понятие «опыта» систему функциональных возможностей кадрового обеспеченияи представления о направлениях в развития надзора.
1.2Формы и виды банковского надзора и контроля
В классическом вариантебанковский надзор включает два основных компонента:
1) лицензированиеи согласование изменений структуры кредитной организации;
2) текущийконтроль (рис. 1).
/>
Рис.1. Формы и методыконтроля над деятельностью банков со стороны ЦБ РФ [11; с. 98]
Лицензирование выполняетфункцию входного контроля. Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования,является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельныйего сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересамкредиторов и клиентов или угрозу системного характера [23; с. 14]. Причинойтакого рода угроз является потенциальная недобросовестность, недостаточнаяквалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующаяреализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора,заведомая неэффективность управления, исходная слабость капитальной или неадекватностьматериальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д.
Рассматриваястатистическую отчётность Центрального банка РФ, представленную в таблице 1,можно сделать вывод о деятельности центрального банка в области выдачилицензий.
Таблица 1
Информация орегистрации кредитных организаций [16;17;18] На 1.01.07 на 1.01.08 на 1.01.09
1. Зарегистрировано Банком России либо на основании его решения Уполномоченным регистрирующим органом— всего
в том числе:
—банков
—небанковских
1345
1293
52
1296
1243
53
1228
1172
56
2. KО, имеющие право на осуществление банковских операций—всего
в том числе:
—банки
—небанковские KО
1189
1143
46
1136
1092
44
1108
1058
50
3. KО, зарегистрированные Банком России, но еще не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока) в том числе:
—банки
—небанковские KО
1
2
1
3
4. KО, имеющие лицензии (разрешения), предоставляющие право на:
—привлечение вкладов населения
—осуществление операций в иностранной валюте
—генеральные лицензии
—на проведение операций с драгметаллами
—разрешения
—лицензии
921
803
287
4
188
906
754
300
4
195
886
736
298
3
200
В 2008 году сохраниласьтенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированныхкредитных организаций. За 2008 год обще количество зарегистрированных кредитныхорганизаций сократилось с 1296 до 1228, или на 5,2% по сравнению с 3,6% за 2007год (с 1345 до 1296).
Количество действующихкредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, в2008 году в сравнении с предыдущим годом также сократилось— c 1136 (1092 банкаи 44 небанковские кредитные организации) до 1108 (1058 банков и 50 небанковскихкредитных организаций).
В отчетном году былозарегистрировано 13 вновь созданных кредитных организаций, в том числе 8 банкови 5 небанковских кредитных организаций, против 12 кредитных организаций за 2007год (8 банков и 4 небанковские кредитные организации). Из общего числа банков,вновь зарегистрированных в 2008 году, 5 контролируются иностранным капиталом.За 2008 год 37 банков, или 3,3% от общего количества действующих кредитныхорганизаций, расширили свою деятельность путем получения дополнительныхлицензий (при этом 10 банкам были выданы несколько видов лицензий), из них:
— 8 банкам выданы генеральныелицензии;
— 10 банкам — лицензиина привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, в том числе 3 банкамтакие лицензии были выданы наряду с генеральной лицензией;
— 7 банкам — лицензиина осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностраннойвалюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц),которые выдавались наряду с лицензией на привлечение во вклады денежных средствфизических лиц в рублях и иностранной валюте;
— 13 банкам — лицензиина привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностраннойвалюте; 6банкам— участникам системы страхования вкладов, имевшим лицензию напривлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, была выданатакже лицензия на проведение соответствующих операций в иностранной валюте;
— 3 банкам были замененылицензии в связи со снятием имевшихся в их лицензиях ограничений наосуществление банковских операций.
Банковский надзор можетбыть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), напрактике преобладает сочетание того и другого методов (рис.2).
/>
Рис.2. Виды банковскогонадзора
Контроль над работойбанков осуществляется для того, чтобы обеспечить устойчивость отдельных банков,и предусматривает целостный и непрерывный надзор за работой каждого банка всоответствии с действующим законодательством и инструкциями.
Банковский надзор прямого(превентильного) регулирования деятельности коммерческих банков в Россиипредставлены на рисунке 1.
Центральный банк выдаетбанковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских операций.Лицензирование становится средством, с помощью которого ЦБ определяетвозможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлятьбанковскую деятельность.
Важный этап надзорнойдеятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности,которую представляют банки. Симановский А.Ю. называет данный вид офсайт надзор[24; с. 4].
Дистанционноенаблюдение — это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основепредставленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы,отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.) [8; с. 206].
В2008 году ЦБ РФ назначил кураторов практически во всех крупных и средних банках.Основными задачами кураторов – формирование чёткого представления о характеребизнеса и профиле рисков в курируемой кредитной организации, постоянныймониторинг ее деятельности [].
Постоянный контроль заотчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могутвызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.
Серьезные нареканиявызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушениикоммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операцийпо счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в частинеполного начисления износа на основные средства, малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы [19; с.11]. Большинство банков нарушаюттребования о ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам согласноположению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданныебанками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и другихнарушениях, допущенных в деятельности кредитных организаций, сообщалось врекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческимибанками.
Второйвид банковского надзора – контрактный (онсайт надзор). Контактный надзор — этопроверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположенияи изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.
Инспектированиекредитных организаций осуществляется по определённой схеме, представленной вприложении 1.
Общая цельинспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальномположении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные цели.Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитнойорганизации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализироватьинформацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказываетна другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные,определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов,экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Инспекционные проверкипроводятся специалистами целого ряда подразделений Центрального банка: Сводногоэкономического департамента (в части проверок выполнения обязательных резервныхтребований), Департамента эмиссионно-кассовых операций (проверка кассовыхопераций), Департамента банковского регулирования и надзора, Главной инспекциикредитных организаций, Департамента лицензирования деятельности и финансовогооздоровления кредитных организаций и др. Кроме того, при подготовке к проверкеинспекторы знакомятся с информацией о банке, накапливаемой во многихподразделениях Центрального банка, чтобы прийти в банк уже подготовленными. Этасистема взаимодействия подразделений отлаживалась в Банке России в течениенескольких лет.
Соответственно этим целямследует различать два общих объекта инспектирования:
а) кредитнаяорганизация как таковая;
б) системные связикредитных организаций.
В каждом из этихобъектов в соответствии с частными целями можно выделить три предметаинспектирования банковской деятельности:
а) правовые отношения;
б) финансовыеотношения;
в) бухгалтерских учет иотчетность.
Из общего числапроверок (1510), проведенных в кредитных организациях (их филиалах), 299(19,8%) были комплексными и 1211 (80,2%)- тематическими (рис.3). По даннымвидно, что из года в год число проверок сокращается, так в 2007 году былопроведено 1742 проверки, из которых 393 (22,6%) были комплексными, 1349(77,4%)— тематическими. В 2006 году
Изменилось исоотношение проверок, так увеличивается доля тематических проверок, акомплексных — уменьшается. Эта тенденция наблюдается с 2006 года.
/>
Рис.3.Динамика тематических и косплексных инспекционных проверок
При этом в рамкахкомплексных проверок кредитных организаций в 2008 году было проведено 67проверок их филиалов и 402 тематические проверки (из них 44 в филиалахСбербанка России ОАО, где проводились только тематические проверки), а в 2007году – 97 комплексных проверок и 520 тематических (из них 87— в филиалахСбербанка России ОАО).
Всего в 2008 годупроверки были проведены в 824 кредитных организациях, что на 4,8 % меньше, чемв 2007 год у (866). Это 72,5% от количества действующих на 1.01.2008 кредитныхорганизаций. 462 проверки были проведены в филиалах кредитных организаций(13,4% от количества действующих на 1.01.2008 филиалов кредитных организаций),что меньше по сравнению с 2007 годом (609) на 24,1 %. Сюда включаются 44филиала Сбербанка России ОАО (5,4% от количества действующих на 1.01.2008филиалов Сбербанка России ОАО), меньше по сравнению с 2007 годом (84), меньшена 47,6 %(рис. 4).
/>
Рис.4. Динамикаинспекционной нагрузки на кредитные организации
В отчетном году продолжиласьсложившаяся в последние годы тенденция снижения инспекционной нагрузки накредитные организации, что отразилось как в уменьшении общего количествапроверок, так и в изменении соотношения плановых и внеплановых проверок впользу плановых.
В соответствии соСводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (ихфилиалов) на 2008 год проведена 1121 проверка, или 74 % от общего количествапроведенных проверок (рис.5 ). Из них 691— в кредитных организациях, 41— вфилиалах Сберегательного банка Российской Федерации, 385— в филиалах другихкредитных организаций, 4— во внутренних структурных подразделениях кредитныхорганизаций.
В 2007 году былопроведено по плану 1322 проверки (76 % от общего количества проведённыхпроверок), что на 15,55 больше, чем в 2008 году. Из них 726— в кредитныхорганизациях, 511— в филиалах кредитных организаций, 85— в филиалахСберегательного банка Российской Федерации.
В 2008 году былопроведено 205 плановых межрегиональных проверок кредитных организаций (ихфилиалов), что на 18,5 % больше, чем в 2007 году.
/>
Рис.5. Динамка плановыхи внеплановых инспекционных проверок
В рамках обеспеченияфункционирования системы страхования вкладов, гарантирования защиты прав изаконных интересов вкладчиков банков проведены 92 плановые проверки банков —участников системы страхования вкладов с участием представителейгосударственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”, что на 29,8 %меньше, чем в 2007 году (131).
На внеплановой основе в2008 году уполномоченными представителями Банка России проведено 389 проверок(26 % от общего количества проведенных проверок). По сравнению с 2007 годом на7,45 меньше (420 проверок). Из общего числа внеплановых проверок в 2008 году 98проверок (25,2 % от их общего количества) были проведены на основании решенийруководства Банка России, сто также меньше, чем в 2007 году на 101%. Основнаячасть внеплановых проверок (291 или 74,8% от общего количества внеплановыхпроверок) была проведена по решению руководителей территориальных учрежденийБанка России. В связи с увеличением уставного капитала кредитной организацииболее чем на 20% от ранее зарегистрированного размера проведено 246 проверок,ходатайствами кредитных организаций о расширении деятельности— 24 проверки. Всвязи с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства)проведено 17 проверок, что больше по сравнению с 2007 годом (4 проверки).Проведены 4 проверки соответствия активов, предоставляемых банками вобеспечение кредитов Банка России.
В ходе проведенных в2008 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитныхорганизаций и филиалов (таблица 2).
Таблица 2
Нарушения вдеятельности кредитных организаций [17; 18] 2007 2008 Темп роста 2008 года к 2007 году, % Всего нарушений 17969 16997 94,6 Противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём 4376 4651 106,3 Нарушения в проведении кредитных операций 3469 3794 109,4 Организация работы по ведению бухгалтерского учёта 1698 1569 92,4 Нарушения в области достоверности учёта и отчётности 1425 1334 93,6 Кассовые операции 1244 1013 81,4 Требования валютного законодательства 1024 862 84,2
Наибольшее количествонарушений касается требований законодательства в области противодействиялегализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированиютерроризма— 4651, или 27,4% от общего числа нарушений. Значительную частьсоставили нарушения при проведении кредитных операций— 3794 (22,3%),организации работы по ведению бухгалтерского учета— 1569 (9,2%), достоверностиучета и отчетности— 1334 (7,8%). Нарушение порядка совершения кассовых операцийбыло допущено в 1013 случаях (6%), требований валютного законодательства— в862случаях (5,1%).
Если сравниватьпоказатели 2008 и 2007 года, то можно сделать вывод о том, что количествонарушений уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество нарушений попротиводействии отмыванию доходов, полученных преступным путём на 6,3%, а такженарушений в области проведения кредитных операций на 9,4%. Уменьшилоськоличество нарушений в области работы бухгалтерского учёта (темп роста составил93,6%); кассовых операций (темп роста 81,4%); требований валютногозаконодательства (84,2%).
К сожалению, какуказывает Братко А.Г., практика такова, что банковское инспектированиеограничивается главным образом изучением первого из названных объектов — кредитной организации как таковой [8; с. 211].
Главный недостатокинспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второйобъект — банковская система, то есть связи между конкретными кредитнымиорганизациями.
И тот и другой видбанковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеетзначение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.
Надзорза деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
1)анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в
установленномпорядке;
2)проверка отдельных направлений деятельности или кредитной
организациив целом представителем Банка России — ревизия на месте;
3)проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ееаудиторское заключение представляются в Банк России [12; с. 33].
Порядок проведенияпроверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определениеобязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведениипроверок, определяется Советом директоров.
При осуществлениифункций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправепроводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним итем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитнойорганизации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящейстатьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных летдеятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведенияпроверки.
Конкретно, порядокинспектирования кредитной организации и оформление акта ее проверки,регулируются нормативными актами Банка России:
— Инструкция БанкаРоссии от 25 августа 2003 года N 105-И «О порядке проведения провероккредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителямиЦентрального банка Российской Федерации»;
— Инструкция БанкаРоссии от 1 декабря 2003 г. N 108-И «Об организации инспекционнойдеятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»;
— Указание Банка Россииот 27 октября 2006 г. N 1737-У «О внесении изменений в Инструкцию БанкаРоссии от 25 августа 2003 года N 105-И „О порядке проведения провероккредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителямиЦентрального банка Российской Федерации“;
— Указание Банка Россииот 13 января 2005 г. N 1542-У „Об особенностях проведения проверок банковс участием служащих государственной корпорации “Агентство по страхованиювкладов».
Глава 2. Административно-правовыеосновы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банка России какоргана надзора
Банковская системарегулируется не административным, а банковским правом. Соответственно этомуБанк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческимибанками и другими кредитными организациями. Братко А.Г. отмечает, что БанкРоссии не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и другихкредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основедоговорных отношений [8; с. 213]. Поэтому Федеральный закон не предоставилБанку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитныхорганизаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать закредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Этоозначает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организациейзаконов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.
Комитетбанковского надзора Банка России является действующим на постоянной основеорганом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорныефункции, установленные законодательством Российской Федерации. К компетенции Комитетабанковского надзора относятся вопросы, связанные с осуществлением:
1) регулирующихи надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологиибанковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;
2)отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютногоконтроля.
Комитетпо вопросам, отнесенным к его компетенции [7]:
1)проводит обсуждения, в том числе по поручению Совета директоров Банка России,Председателя Банка России, по предложению структурных подразделений БанкаРоссии, входящих в состав Комитета, иных структурных подразделений Банка Россиии его территориальных учреждений;
2)подготавливает по поручению Председателя Банка России необходимую информациюНациональному банковскому совету Банка России по вопросам, входящим в егокомпетенцию;
3)принимает решения по вопросам:
государственнойрегистрации кредитных организаций при их создании;
выдачигенеральных лицензий на осуществление банковских операций, лицензий напривлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшимтакого права;
вынесениязаключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхованиявкладов;
формированиясобственных средств (капитала) кредитных организаций с использованием инвестораминенадлежащих активов;
назначениявременной администрации по управлению кредитной организацией;
аннулированияи отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций,а также государственной регистрации кредитных организаций в связи с ихликвидацией;
выдачикредитным организациям разрешений на создание на территории иностранногогосударства дочерних организаций;
4)рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых можетповлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора,установленных законодательством Российской Федерации, и/или на выполнениеБанком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора;
5)осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) вцелях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков икредиторов, стабильности банковской системы РФ, в том числе по материаламструктурных подразделений Банка России, его территориальных учреждений, членовКомитета;
6)в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков икредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковскойсистемы России, принимает меры об осуществлении мероприятий по финансовомуоздоровлению кредитных организаций;
7)рассматривает предложения заинтересованных структурных подразделений БанкаРоссии по определению экономического содержания, принципов признания, оценки ифинансового результата банковских операций и иных сделок кредитных организаций,принимает по этим вопросам рекомендации и представляет их на утверждение Советадиректоров Банка России.
Комитет объединяетструктурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорныхфункций.
В системе банка Россииможно выделить две группы подразделений:
а) регулятивные;
б) надзорные [13; с. 62].
К регулятивнымотносятся такие, например, департаменты и соответствующие им управления, какдепартамент эмиссионно-кассовых операций, департамент регулирования денежногообращения, департамент лицензирования; юридический департамент,административный департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности,департамент ценных бумаг; департамент валютного регулирования и валютногоконтроля; департамент информатизации, различного рода расчетно-кассовые центрыи некоторые другие подразделения.
Надзорный блоксоставляют два департамента и соответствующие им управления, отделы втерриториальных учреждениях Банка России: департамент банковского надзора иподразделения инспектирования кредитных организаций.
Между регулятивными инадзорными блоками нет абсолютных разделений. Они не самостоятельны в принятииокончательных решений и не изолированы между собой.
Например, департаментлицензирования, осуществляя государственную проверку кредитной организации,одновременно обязан проверить достоверность тех фактов, которые отражены впредставленных учредителями документах. Так, выдавая генеральную лицензию,подразделение лицензирования может прибегнуть не только к проверке документов,представленных руководителями кредитной организации, но и направитьсоответствующий запрос в подразделение банковского надзора или в подразделениеинспектирования кредитных организаций, с тем, чтобы была проведенасоответствующая проверка.
Длярешения задач дистанционного наблюдения в системе Банка России созданыподразделения банковского надзора — Департамент пруденциального надзора,Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другиедепартаменты, а в территориальных учреждениях — управления (отделы)регулирования банковской деятельности.
Дляэтих целей контрактного надзора в структуре Банка России создаются специальныеподразделения — Департамент инспектирования кредитных организаций исоответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления,отделы).
2.2Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Механизмосуществления регулирования и надзора представляет собой систему инструментов иметодов организации банковской деятельности.
Методыделятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные [20].
Административныеметоды включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например,запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временнойадминистрации в проблемные банки.
Экономическиеметоды оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков.Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие(гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческихбанков).
БанкРоссии широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкцийи организации контроля за их исполнением.
Регулирующиеметоды направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанныеБанком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе “О банках и банковскойдеятельности” и нормах международного банковского права. Они предполагают исследованиекак административных, так и экономических методов.
Надзорныеметоды нацелены на организацию контроля за выполнением Банковскогозаконодательства и инструкций ЦБ.
Как отмечаетМаксимов М.В., в зависимости от того, на какой стадии государственногоуправленческого процесса применяются регистрационные, лицензионные,согласовательные, уведомительные, в т.ч. антимонопольные, банковские процедуры,они могут иметь либо характер банковского регулирования, либо характербанковского надзора [13; с.62]. Так, в момент создания кредитной организацииупомянутые банковские процедуры являются элементами банковского регулирования.В последующем, например, при внесении изменений в состав учредителей, вуставный капитал и т.п., если, помимо регистрации, Банк России оценивает ранеепроведенные сделки или принятые решения с точки зрения их законности, имеетместо не только банковское регулирование, но и банковский надзор.
Надзорныеорганы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:предупредительные и принудительные [20].
Конкретныйсостав применяемых мер воздействия может, как включать меры воздействия толькоодного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать мерывоздействия разных типов.
Выбормер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя изположений Закона о банках, а также Закона о Банке России, Закона о банкротстве,нормативных актов Банка России с учетом характера допущенных кредитнойорганизацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленныхнарушений; общего финансового состояния кредитной организации, а такжеположения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковскихуслуг.
Предупредительныемеры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки вдеятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересамкредиторов и вкладчиков. Могут применяться главным образом на ранних стадияхвозникновения недостатков.
Вчастности, предупредительные меры воздействия могут применяться:
•приухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленныеБанком России обязательные нормативы деятельности или иные требования,определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией,выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, несвидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состояниюкредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;
•еслипо данным отчетности кредитной организации и другой информации о еедеятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшенияфинансового состояния кредитной организации;
•принесоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов Банка России вчасти регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширениядеятельности, в частности:
•принесоблюдении кредитной организацией требований Банка России:
Содержаниепредупредительных мер воздействия включает:
•доведениедо органов управления кредитной организации информации о недостатках в еедеятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитнойорганизации;
•изложениерекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организацииситуации;
•предложенияпредставить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранениенедостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себякредитной организацией, ее учредителями (участниками);
•установлениедополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и завыполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.
Кпринудительным мерам воздействия относятся [13; с.61]:
•штрафы;
•требованиеоб осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовомуоздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполненииплана мер по финансовому оздоровлению;
•требованиео приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размерауставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12Закона о банкротстве кредитных организаций [4];
•требованиео реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование опредоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации;
•ограничениепроведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шестимесяцев;
•запретна осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренныхвыданной лицензией, на срок до одного года;
•запретна открытие филиалов на срок до одного года;
•требованиео замене руководителей кредитной организации;
•назначениеВременной администрации по управлению кредитной организацией;
•отзывлицензии на осуществление банковских операций.
Применяемыек кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило,оформляются в виде предписания.
Наосновании таблицы 3 можно сделать вывод о том, что по результатам проверок посовокупности выявленных нарушений ЦБ РФ в 2008 году к кредитным организациямбыли применены различные меры воздействия: предупредительные— доведение досведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитнойорганизации (в 339 случаях); принудительные— предъявление требований обустранении выявленных нарушений (в 229 случаях); штрафы наложены в 170 случаях;введены ограничения либо запреты на осуществление отдельных видов банковскихопераций в 252 случаях; лицензии отозваны у 7 кредитных организаций.
Таблица3
Мерывоздействия по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ [17;18]Меры 2006 2007 2008 Темп роста 2008 года к 2007 году 1. Предупредительные 503 392 339 86,5
2. Принудительные
— требования об устранении
— штрафы
— ограничения, запреты на осуществления банковских операций
— отзыв лицензии
861
514
156
59
344
252
41
44
229
170
252
7
66,6
67,5
614,6
15,9
Сравнивая2008 и 2007 год, можно определить, что динамика предупредительных ипринудительных мер отрицательная, кроме ограничений и запретов на осуществлениебанковских операций. В этом случае наблюдается резкий рост показателя.
Еслирассматривать динамику за три года, то количество предупредительных ипринудительных мер в целом снизилось. Резко уменьшилось количество требованийоб устранении, уменьшилось количество штрафов, с 2006 года по 2007 годколичество ограничений и запретов уменьшилось, а в 2008 году увеличилось.Количество кредитных организаций у которых была отозвана лицензия уменьшилось.
надзор контроль банк
Глава3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельностиЦентрального банка РФ
3.1Эффективность банковского надзора
Отечественной системебанковского надзора менее 15 лет. За это время она прошла значительный путь отстановления до нынешнего состояния, когда в основном сформирована нормативнаябаза, соответствующая международным требованиям, подобраны квалифицированныекадры, отлажена система взаимодействия регулирующего органа с кредитнымиорганизациями.
Для эффективногоосуществления функции банковского надзора важно еще на стадии созданиякредитной организации предотвратить возможность проникновения в банковскуюсферу криминальных структур, чего не удалось в полной мере избежать в условияхфорсированного образования коммерческих банков в России в начале — середине90-х годов [20].
Наосновании Отчёта по развитию банковского сектора и банковского надзораЦентрального банка РФ в организации ведётся работа по совершенствованиюправового обеспечения банковской деятельности, в том числе в рамках Планамероприятий Банка России по реализации Стратегии развития банковского сектора России.
Каждыйгод Банком России принимаются нормативные акты, предусматривающиесовершенствование банковского регулирования и надзора, включая: государственнуюрегистрацию кредитных организаций; лицензирование банковской деятельности; организациюдистанционного надзора; инспектирование; финансовое оздоровление и ликвидациюкредитных организаций; противодействие легализации преступных доходов ифинансированию терроризма [17].
Основнойцелью дальнейшего развития банковского сектора Центральный Банк РФ ставит усилениесвоей роли в экономике страны при обеспечении системной устойчивости иповышении качества предоставляемых услуг. Достижение указанной цели будетосуществляться по следующим направлениям:
1) совершенствованиеправового обеспечения банковской деятельности;
2) повышениеэффективности банковского регулирования и банковского надзора;
3) развитиеконкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитныхорганизаций, банковских групп и банковских холдингов;
4) укреплениерыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренциидля всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
5) повышениетребований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях,банковских группах и банковских холдингах.
Центральный банкникогда не ставит перед собой задачу предотвратить банкротство каждогоотдельного банка, он отвечает за стабильность банковской системы в целом. Контрольза ликвидационными процедурами в банке обязательно должен производиться. Судыне могут обеспечить высокое качество такого контроля, так как не имеют в штатеспециалистов соответствующего профиля.
Особого вниманиязаслуживает положение дел в области ликвидации кредитных организаций. Ещенесколько лет назад (вторая половина 90-х годов) сотни банков с отозваннымилицензиями находились на той или иной стадии процедуры ликвидации, либо такаяпроцедура в них вообще не начиналась. Кредиторы и вкладчики не могли получитьдаже незначительной части вложенных денег. Такая ситуация не устраивала ни БанкРоссии, ни международное сообщество, так как среди кредиторов были инерезиденты.
С тех пор Банк Россиипроделал огромную работу по «расчистке» банковской системы. В частности, имбыла организована ликвидация банков-отсутствующих должников. Изменения взаконодательстве позволили Банку России более активно участвовать в процедуреликвидации кредитных организаций, хотя контроль Банка России за ликвидационнымипроцедурами имел в значительной мере косвенный характер.
Данные о банковскомсекторе и результатах банковского надзора ЦБ РФ представлены в таблице 4.
Таблица 4
Данные о кредитныхорганизациях и банковском надзоре Центрального банка РФ [16,17,18 ]Кредитные организации Количество кредитных организаций Отклонение 2008 года от 2007 года, % Отклонение 2009 года от 2008 года, % На 01.01.2007. На 01.01.2008. На 01.01.2009 Всего 1189 1136 1108 95,5 97,5 Зарегистрировано 1345 1296 1228 96,4 94,8 Отозвана лицензия 155 157 117 101,3 74,5
Ликвидировано
в связи с отзывом лицензии
в связи с реорганизацией
в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала
1758
1366
391
1
1819
1419
399
1
1900
1495
404
1
103,5
103,9
102,0
100,0
104,5
105,4
101,2
100,0
Так, в соответствии с даннымитаблицей, можно сделать вывод о том, что на 1 января 2009 года в странесуществовало 1108 кредитных организаций. Видно, что численность кредитныхорганизаций в течение трёх лет сокращалась. В течение 2009 года былозарегистрировано 1228 кредитных организаций, что также ниже, чем в предыдущиегоды. Так, этот показатель снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на5,2%, а в 2008 году по сравнению с 2007 годом — на 3,6%.
В 2009 году былоотозвано ЦБ РФ лицензий у 117 организаций, что ниже по сравнению с 2008 годомна 25,5%, это тогда, когда в 2008 году, наоборот темп роста показателя составил101,3% по сравнению с 2007 годом.
Большинстволиквидируемых кредитных организаций (60 кредитных организаций) признанынесостоятельными (банкротами) и в них открыто конкурсное производство (в томчисле в 2008 году банкротами признаны 18 кредитных организаций, из них вотношении 5 кредитных организаций арбитражными судами ранее были принятырешения о принудительной ликвидации). В отношении 34 кредитных организацийарбитражными судами приняты решения о принудительной ликвидации (в том числе в2008 году—по 12 кредитным организациям, из которых 2 кредитные организациивпоследствии признаны банкротами). Кроме того, 8 кредитных организацийликвидируются в добровольном порядке на основании решений их учредителей [18].
В 2009 годуликвидировано 1900 организаций, что на 4,5% больше, чем в 2008 году.Численность ликвидированных организаций в течение трёх лет рос. При этомликвидировано в связи с отзывом лицензии 1495 организаций, что составило обобщей численности 78,8%. Численность кредитных организаций ликвидированных всвязи с отзывом лицензий также увеличивалась.
Как отмечаетКотляров М.А., с 2007 года обострилась дискуссия об эффективности надзорныхмероприятий Центрального банка РФ [21; с. 3]. Наиболее острая полемика проходитвокруг совмещения Банком России нормотворческой и надзорной функций, а такжеприсвоения им функции административного воздействия. Последнее должно идтиисключительно в процессуальном порядке, закрепленном Кодексом об административныхправонарушениях.
Назреланеобходимость выстраивания в России единой системы административноговоздействия и недопустимость создания каким бы то ни было ведомствомсобственной системы правопорядка. Банкиры считают, что совмещение в одномгосоргане нормотворческих и контрольных полномочий противоречит рыночномумеханизму регулирования экономики и ведет к росту коррупционной составляющей.
Наиболеерадикальные предложения сводятся к лишению Центрального банка нормотворческойфункции [20]. Статья 74 Федерального закона «О Центральном банке РФ (БанкеРоссии)» устанавливает санкции за банковские нарушения, в то время какКоАП дает возможность Банку России лишь устанавливать составы правонарушений.Меры воздействия, предусмотренные этой статьей, по своей правовой природе являютсямерами административной ответственности, что относится и к механизму отзывабанковских лицензий. При этом в КоАПе такого рода меры, как отзыв лицензиикредитной организации, не значатся. Очевидно, что нормы банковского иадминистративного законодательства должны быть приведены в соответствие.
Неоднозначнуюреакцию в банковском сообществе вызывает практика участия Центрального банка вреализации норм Федерального закона ФЗ «О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированиютерроризма» Банк России не является государственным органом [5],уполномоченным привлекать кредитные организации к ответственности по ст. 15.27КоАП за нарушение законодательства о противодействии легализации [1]. По сути,его роль состоит в том, чтобы установить правила предоставления банкамиинформации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) иследить за исполнением этих правил. Естественно, КоАП не дает возможности БанкуРоссии применять какие бы то ни было меры воздействия за несоблюдение этихправил.
Существуетпроблема полномочий Банка России по отзыву банковских лицензий. В п. 6 ст. 20Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержитсяформулировка, которая всегда вызывала неоднозначную реакцию в банковских кругах[3]. Речь идет о праве Банка России отзывать лицензию в случае неоднократногонарушения банковского законодательства. Банк России стал чаще всегоиспользовать отзыв лицензии за нарушение именно законодательства опротиводействии легализации денежных средств, полученных преступным путем ипериодически получает в свой адрес упреки в том, что слишком активно применяетположения статьи Федерального закона «О банках и банковскойдеятельности», дающей право отзывать лицензии за нарушение закона опротиводействии легализации.
Голикова Ю.С.отмечает, до недавнего времени Банк России и ФСФМ активно сотрудничали иположительно оценивали действия друг друга [20].
В банковском сообществевыдвигаются идеи о создания единого надзорного органа. Это может быть оправданос точки зрения оптимизации взаимодействия банкиров с другими госструктурами. Надзорныефункции Банка РФ предлагают передать Росфинмониторингу [19;с. 13]. Опасение вызывает тот факт, что перевод надзорных функций в другоеведомство потребует разработки новых методологий и нормативных актов иобернется катастрофой в банковском секторе и бумажной волокитой. Но нареализацию этой идеи потребуется как минимум 3-5 лет. В краткосрочнойперспективе вывод надзора из ЦБ маловероятен в силу разных причин: из-заотсутствия законодательной базы, психологической «привязанности»банков к существующему регулятору и неготовности других участников финансовогорынка к столь радикальным переменам.
Если предположить, чтонадзорные функции будет осуществлять другое ведомство (например, Федеральнаяслужба по финансовому мониторингу), то каким образом можно будет обеспечитьвсесторонний, комплексный и эффективный надзор за банками?
Функцию банковскогонадзора осуществляют не только работники центрального аппарата Банка России, нои разветвленная сеть территориальных учреждений по всей стране. Для организациинадзора новой государственной структурой понадобится создание соответствующейсети территориальных надзорных органов.
Между тем, Центральныйбанк осуществляет расходы, в том числе по осуществлению банковского надзора, засчет собственных доходов.
Следовательно, участиеЦентрального банка в надзоре объективно необходимо.Голикова Ю.С. указывает, что отделение функции банковского надзора от БанкаРоссии нецелесообразно и, более того, вредно для недостаточно развитойотечественной банковской системы. Этот вывод она подтверждает теоретическимиосновами деятельности центральных банков, изучением практики банковскогонадзора в России и за рубежом, а также анализом деятельности техгосударственных исполнительных органов власти, которые претендуют на выполнениедополнительных функций по осуществлению банковского надзора.
3.2Повышение эффективности банковского надзора
Актуальнойзадачей банковского надзора является повышение его эффективности. Эту задачуследует рассматривать в двух аспектах: в функциональном (стратегическом,системном) и в операционном.
Входе практической работы на первый план нередко выходит вопрос устойчивостиконкретных банков. В результате цель банковского регулирования подменяетсяодним из средств ее достижения, причем не всегда объективно лучшим. На практикеэта подмена проявляется в чрезмерной заботе о том, чтобы конкретный банк«устоял» [24; с. 3]. Однако это далеко не всегда позволяет наилучшим образомзащитить интересы вкладчиков и кредиторов. В ряде случаев, чем быстрее банквыводится с рынка, прекращает свою деятельность как юридическое лицо, тем сбольшей эффективностью защищаются интересы кредиторов и вкладчиков. «Забота» органанадзора о больном банке негативно сказывается и на обеспечении стабильностибанковской системы — не создается должных стимулов для совершенствования системуправления и внутреннего контроля в банках, ослабляется дисциплина рынка,отвлекается надзор от более актуальных задач. Поэтому все надзорные решениядолжны быть ориентированы на достижение основной цели деятельности органабанковского надзора. А инструменты, методы и приемы осуществления надзорадолжны занимать подобающую им подчиненную роль. Иными словами, не столь важно,какие конкретно методы и инструменты надзора (в рамках законодательства)используются для достижения цели, но всегда важно, чтобы надзор использовал теметоды и инструменты, которые в данной ситуации наилучшим образом обеспечиваютдостижение поставленной цели.
Повышениефункциональной эффективности предполагает развитие содержательного начала(компонента) банковского надзора и его ориентацию на реальные риски банковскойдеятельности. Это должно быть обеспечено развитием методики банковского регулирования,отвечающей задачам риск-ориентированного надзора, развитием практических навыковсотрудников, выполняющих надзорные функции, и развитием организационных формнадзора [25].
Другимаспектом повышения эффективности банковского надзора является прагматическаязадача достижения целей надзора меньшими ресурсами, т.е. задача повышенияоперационной эффективности или «производительности» надзора. Подходы,выработанные мировой практикой в целях повышения производительности банковскогонадзора, в общем и целом сводятся к переходу на риск-ориентированный надзор(далее — РОН).
Реализациясистемы РОН обеспечивает повышение функциональной эффективности банковскогонадзора, если рассматривать РОН в широком смысле слова[1].Использование методов РОН в узком смысле[2]позволяет повысить операционную эффективность надзора.
Минимальнонеобходимые возможности для развития РОН в России в полноценную системуимеются, так отмечает Симановский А.Ю [24; с.4 ].
Наибольшеезначение для эффективности надзора имеют три аспекта законодательство,политическая поддержка и кадровый потенциал.
Дефектомдействующего законодательства является то, что оно задает банковскому надзору вцелом формальный вектор. Статьи 56 и 57 Закона «О Банке России» весьма жесткоопределяют набор функций (направлений деятельности) банковского надзора,реализуемых им для достижения поставленных целей [6]. Тем самым банковскийнадзор направляется в колею фиксации отклонений от установленных норм и правили применения за это мер воздействия к банкам.
Дефектомзаконодательства является и отсутствие в нем упоминания о том, что банкротствоотдельных банков является нормальным следствием рыночных отношений и конкурентнойборьбы. Отсутствие упоминания этой общеизвестной истины способно порождатьошибочные представления широкой публики о задачах и роли надзора, равно как инеоправданные надежды на «непотопляемость» банков. Следствием краханеобоснованных надежд являются раздражение и негативные эмоции по поводу состояниянадзора. В то же время, более продвинутое законодательство стран с устоявшейся рыночнойэкономикой, например, английское, содержит прямое указание на упомянутыйфеномен рынка, презумпируя возможность банкротства банков [24; с. 5].
Другим принципиальнымаспектом проблемы формирования РОН является политическая поддержка надзора. Несекрет, что основная часть «значимых» банков с российским капиталом имеетсерьезную политическую поддержку. Результатом является аномальная политическаясвязанность, обусловливающая зависимость и одновременно политическую защищенностьтаких банков от требований надзора. Данная ситуация выступает, возможно, самымсерьезным практическим препятствием на пути формирования эффективного надзора.Устранение или нейтрализация данного препятствия состоит в обеспечениидейственной поддержки решениям, принимаемым по линии надзора, на самом высокомуровне.
Следующий аспектвнедрения РОН — кадровые возможности. Здесь следует констатировать, чтокоммерческий сектор по-прежнему выигрывает соревнование за кадры у БанкаРоссии. Решением проблемы могла бы стать система гибкой организации труда и егогибкой оплаты, ориентированная на создание условий для выполнения приоритетныхзадач. Однако такая система, очевидно, выпадает из традиций организации иоплаты труда в общественном секторе экономики.
На основании отчётаЦентрального банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора внадзорном блоке Банка России работают 4177 руководителей и специалистов, из них13,6% — в центральном аппарате, 86,4% в территориальных учреждениях.Большинство специалистов имеют высшее профессиональное образование (96,7%),возраст от 30 до 50 лет (63,9%) и опыт работы в банковской системе более трёхлет (91,7%) [18; с. 88]. Работники надзорного блока периодически обучаются врамках программ повышения квалификации, в специализированных семинарах, в ходестажировок.
Практическими задачамипо внедрению структурных компонентов РОН, которые предстоит решать в обозримойперспективе, являются:
1) формирование классическойсистемы раннего реагирования[3],базирующейся на прогностическом эффекте статистических моделей функционированиябанков и их относительно однородных групп;
2) развитиеметодических подходов и системы оценок качества организации деятельностикредитных организаций, включая уровень управления и внутреннего контроля;
3) доработка иформализация системы покомпонентных оценок деятельности банков (системынадзорных рейтингов);
4) совершенствованиеорганизации надзора [25].
Требования,предъявляемые к кредитным организациям на стадии лицензирования, имеюттенденцию к развитию и совершенствованию. Тем не менее, они еще не вполнеотвечают международным подходам, в том числе и потому, что российское законодательствопока регулирует вопросы лицензирования банковской деятельности весьма поверхностно.Так, законодательство предоставляет лицензирующему органу лишь ограниченныевозможности оценки корпоративной структуры будущей кредитной организации ихарактеристик ее учредителей, не предусматривает возможность отказа в согласованиипретендентов на занятие руководящих постов по критерию неудовлетворительнойделовой репутации.
Имеются недостатки и в самойсистеме лицензирования. Будучи сформированной под влиянием разнообразныхподходов и тенденций, система лицензирования является недостаточно четкой иобоснованной. На это указывает, в частности, существование нескольких разновидностейлицензий, на основании которых работают банки, в то время, как универсальный статусбанка, предусмотренный ФЗ «О банках и банковской деятельности», с точки зренияавтора, делает вполне достаточным два вида банковских лицензий.
Неретин М.С. указывает,что в целях совершенствования статуса Банка России как субъектаадминистративной юрисдикции необходимо в главе 23 КоАП РФ уточнить егополномочия относительно возбуждения дел об административных правонарушениях вотношении кредитных организаций [14; с.79]. Кроме того, полномочия Банка Россиикак субъекта административной юрисдикции необходимо увязать с его функциями всфере осуществления банковского надзора, а также установить конкретные мерыадминистративной ответственности за нарушение законодательства о банках ибанковской деятельности для должностных лиц кредитной организации.
Необходимо отметить,что ст. 15.26 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушениезаконодательства о банках и банковской деятельности, носит весьма не конкретныйхарактер [1]. В этой связи для усиления мер административной ответственности вмеханизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системебыло бы вполне целесообразно предусмотреть ответственность кредитнойорганизации, а также ее должностных лиц за нарушение ими режима, которыйустановлен надзорной деятельностью Банка России.
Торохов М.Е. срединаправлений совершенствования банковского надзора и контроля предлагаетперенести центра тяжести на содержательную оценку ситуации в кредитнойорганизации, основанную на реализации риск-ориетированных подходов ворганизации контроля [15; с.96 ]. При этом основные усилия должны бытьнаправлены на мониторинг тех областей банковской деятельности, которыеподверженные наибольшим рискам, таким как легализация преступных доходов, кредитование,достаточность капитала.
Кромевышеперечисленного, необходимо внедрить новые методы оценки деятельности кредитныхорганизаций, нацеленные на достижение единых подходов к оценке деятельностибанков, применяемых Банком России в рамках текущего надзора за деятельностью кредитныхорганизаций и подходами, используемыми при оценке соответствия банковтребованиям к участию в системе страхования вкладов.
Нужна реализация комплексанадзорных мер, в области учета и отчетности кредитных организаций, повышение требованийк процедурам контроля объема и качества публикуемой информации, реализацию при составленииотчетности критериев, признанных международной практикой, связанных сиспользованием международных стандартов финансовой отчетности.
Развитие банковскогоконтроля предполагает переход от оценок уровня конкретных рисков в деятельностикредитных организаций на базе сведений о степени соблюдения банком пруденциальныхнорм, установленных Банком России, к оценкам уровней рисков, базирующихся намотивированном суждении о качестве активов, состоянии обязательств и собственныхсредств кредитной организации, качестве элементов системы управления.
Применение указанныхподходов при построении банковского контроля гарантирует, что еефункционирование обеспечит:
− выявление сфер деятельностиподразделений банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и/илиобластей, в которых деятельность банка наиболее подвержена рискам в силу дефектовсистем управления, контроля и/или иных внутрибанковских систем;
− выявление слабыхподразделений и осуществление контроля над ними в более интенсивном режиме, чемза подразделениями, чье состояние не вызывает мотивированных опасений.
Заключение
Для обеспечениязаконности и правопорядка в банковской системе осуществляетсяконтрольно-надзорная деятельность. Проверочная деятельность, осуществляемаяБанком России в отношении кредитных организаций, является по своей правовойприроде контрольно-надзорной.
Банковский надзор — этонадзор, осуществляемый Банком России за соблюдением нормативных предписанийкредитными организациями. Данный надзор осуществляется в установленных закономформах и с помощь определенных методов, направленных на защиту интересовкредитных организации и их клиентов, а также предупреждение преднамеренных банкротствкредитных организаций. Кроме того, банковский надзор направлен напротиводействие легализации доходов, полученных преступным путем, ифинансирование терроризма.
Контрольно-надзорнаядеятельность в банковской системе Российской Федерации достаточно разнообразна.Контрольно-надзорная деятельность Банка России сочетает в себе какрегулирующее, так и управляющее воздействие на работу кредитных организаций сотведением преобладающего места и значения регулирующему методу.
Банковский надзоротносится к внутриведомственной (внутриотраслевой) надзорной деятельности,содержащей в себе элементы самоопределения поднадзорных субъектов.
Классификацию видовбанковского надзора возможно проводить по критерию наличия либо отсутствия унадзорного органа непосредственной связи с проверяемой кредитной организациейна дистанционные и контактные проверки.
Объектом банковскогонадзора является деятельность кредитных организаций. Деятельность кредитныхорганизаций в сфере банковского надзора -урегулированная нормами права,локальными нормативными актами, актами применения Банка России, обычаямиделового оборота, совокупность действий кредитной организации, непосредственносвязанная с совершением банковских операций и других операций кредитныхорганизаций, так и непосредственно не связанная с ними, но их обеспечивающая,вытекающая из их существа или могущая повлиять на их совершение.
При осуществлениинадзора за деятельностью кредитных организаций необходимо руководствоватьсяобщеправовыми и специальными принципами: правовой исследовательскойдеятельности, контрольно-надзорной (контрольной и надзорной) деятельности,принципами банковского надзора.
Суммируя сказанное повопросу о повышении системной эффективности банковского надзора, необходимоотметить следующее:
1. Во главу угла всехрешений, принимаемых по линии банковского надзора, должна ставиться цель,определенная банковскому надзору законодательством.
2. Конкретные методы,способы и приемы банковского надзора должны обеспечивать реализацию надзоромсвоих задач и в этом смысле играть подчиненную роль. Одновременно необходимообеспечить развитие инструментов банковского надзора с учетом международногоопыта его осуществления.
3. Повышениеэффективности банковского надзора предполагает развитие содержательного начала(компонента), т. е. ориентацию надзора на риски банковской деятельности.
4. Задачи по повышениюэффективности банковского надзора могут быть наиболее успешно решены в условияхсовершенствования законодательства, политической поддержки функций побанковскому надзору и банковского надзора, а также при улучшении конкурентных позицийбанковского надзора на рынке труда.
Список использованныхисточников
Законодательные акты
1. КонституцияРоссийской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к КонституцииРФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Справочно-правовая система«Консультант плюс», 2010.
2. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 30.04.2010) // Справочно-правовая система «Консультантплюс», 2010.
3. Федеральный закон от 02.12.1990 N395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 15.02.2010, с изм. от08.05.2010)// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.
4. Федеральный закон от25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О несостоятельности (банкротстве)кредитных организаций»// Справочно-правовая система«Консультант плюс», 2010.
5. Федеральный закон от 07.08.2001 N115-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О противодействии легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм.06.12.2009)// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2010.
6. Федеральный закон от 10.07. 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»(ред. от 25.11.2009) //Справочно-правовая система«Консультант плюс», 2010.
7. Положение о Комитете банковскогонадзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБ РФ от 10.08.2004,протокол N 21) (ред. от 26.03.2007)//
Специальная учебная литература
8. Братко А.Г. Банковское право(вопросы теории и практики)/А.Г. Братко – М.: 2007. – 784 с.
9. Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ:юридический статус, организация, функции, полномочия/ Гейвандов Я.А. — М.:Изд-во МНИМП, 1997. – 115 с.
10. Елизаров В.Н.: Банковский надзор вЕвропейском союзе: ключевые аспекты. Сборник. -Калининград.: Изд-во КГУ, 2005 г.- с. 196-204
11. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П.Жарковская.— М.: Омега-Л, 2005. — 452 с.
12. Костерина Т.Н. Банковское дело/Т.Н. Костерина. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики,финансов и права, 2002. — 176 с.
13. Максимов М.В. Особенности правовогорегулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в российскойфедерации. Диссертация. 12.00.14.- М.: ПроСофт-М, 2002.- 196 c.
14. Неретин М.С.Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности вбанковской системе Российской Федерации. Диссертация.12.00.14.-М.: МГУ, 2009. –204с.
15. Трохов М.Е. Банковский надзор иконтроль в стратегии развития банковского сектора. Диссертация. 08.00.10.-М.:АНХ при Правительстве РФ, 2007. – 128 с.
16. Центральный банк РоссийскойФедерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006году.- М.: Полиграфбанксервис, 2007. – 116 с.
17. Центральный банк РоссийскойФедерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007году. — М.: ОАО “Типография “Новости”, 2008. – 116 с.
18. Центральный банк РоссийскойФедерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008году. – М.: ОАО “Типография “Новости”, 2009. – 112 с.
Периодическая печать и ресурсыИнтернета
19. Арсланбекова А.З. Методысовершенствования банковского надзора в российской федерации//Банковскоеправо. – 2007. — № 3. — С. 10-14.
20.ГоликоваЮ.С.,Хохленкова М.А. Банковскийнадзор как неотъемлемая функция Центрального банка//www.bankcollege.ru
21. Котляров М.А. Статус центральногобанка России как элемент эффективного регулирования банковской деятельности //Финансы и кредит. — 2008. — № 11. — С.2-6
22. Неретин М.С. Понятие и правовыеосновы банковского надзора в Российской федерации// Административное имуниципальное право. — 2008.- №5. – 49-51 с.
23. Симановский А.Ю. Надзорные иконтрольные функции Банка России: краткий экскурс//Деньги и кредит. – 2001.-№5. – 12-18 с.
24. Симановский А.Ю. К вопросу оповышении эффективности банковского надзора//Деньги и кредит, 2002. – №9. – 3-7с.
25. Банковский надзор: каким емубыть? (Актуальная тема)// Деньги и кредит. -2007.-№4. – 7-19 с.
Приложение 1
Инспектированиекредитных организаций Банком России
Инспектированиекредитных организаций
▼
Планированиепроверок
▼
Принятие решенияо проверке и его
документальноеоформление
▼
Решениеорганизационных вопросов,
связанных свыходом инспекционных групп
в кредитныеорганизации
▼
Изучениеинспекционной группой
представленныхдокументов кредитной
организации
▼
Подготовкапроекта акта проверки
▼
Изучение проектаакта в функциональных
подразделенияхБанка России
▼
Доработка актапроверки
▼
Принятие решенияпо акту
▼
Направление актапроверки руководству
Банка России
(территориальногоучреждения)
▼
Ознакомлениеруководителей кредитной
организации сактом проверки
▼
Подписание актапроверки руководством
кредитной организации