Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

На правах рукописиЧуряев Александр ВладимировичАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСпециальность: 12.00.14 – административное право; финансовое право; информационное правоАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наукМосква 2009 Работа выполнена на кафедре финансового и предпринимательского права Юридического института Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный технический университет» ^ Научный руководитель: доктор юридических наук, доцентГусева Татьяна Алексеевна ^ Официальные оппоненты: Заслуженный деятель наукиРоссийской Федерации,доктор юридических наук, профессорПопов Лев Леонидовичкандидат юридических наукМельничук Григорий Владимирович ^ Ведущая организация: ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» Защита состоится «29» октября 2009 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 170.003.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69А, ауд. 910.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»Автореферат разослан «____» сентября 2009 г.Ученый секретарь диссертационного совета С.П. Ломтев ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. В современной науке административного права все больше внимания уделяется изучению правовой регламентации процедур взаимодействия государства с гражданами и их объединениями в механизме реализации ими своих субъективных прав. Ценность подобного регулирования очевидна, поскольку оно предполагает, с одной стороны, сокращение фактов недобросовестности и злоупотреблений со стороны правообладателей, а с другой – исключение произвольных действий должностных лиц органов публичной власти, закрепление их в строго определенных законодательных пределах. Особое место в системе таких процедур занимает государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, которая обеспечивает реализацию гражданами и их объединениями субъективного права на предпринимательскую деятельность. В то же время, несмотря на широкое использование права на предпринимательскую деятельность, в отечественной юридической науке недостаточно полно разработаны многие вопросы административно-правового регулирования института государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, в том числе вопросы определения административно-правовой природы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, характеристики целей, задач и принципов административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, рассмотрения особенностей способов государственной регистрации и др. Мало внимания в современной науке уделено исследованию правового регулирования процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, в научных работах последних лет государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности преимущественно рассматривается с гражданско-правовых позиций, т.е. с точки зрения выявления и рассмотрения юридических последствий акта государственной регистрации для возникновения субъектов предпринимательской деятельности, прекращения их деятельности или изменения правового статуса. Это нередко порождает односторонний и, как следствие, неполный взгляд на комплексный институт государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Вышеуказанные обстоятельства в совокупности отражаются на недостаточном научном обосновании административно-правовых норм законодательства о государственной регистрации, что в ходе правоприменительной деятельности приводит к массовым нарушениям прав и законных интересов как регистрируемых субъектов, так и иных лиц, которых затрагивает предпринимательская деятельность зарегистрированного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Согласно данным официального рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2009» Россия занимает лишь 65 место из 181 в категории «Регистрация предприятий». На такое положение повлияли многочисленные факторы, начиная от противоречивого толкования положений законодательства и заканчивая массовым несоблюдением регистрирующими органами сроков государственной регистрации. Одновременно с этим, как следует из статистики, представленной в официально не опубликованном Письме Федеральной налоговой службой России от 6 июня 2006 г. № 09-1-03/3103, более 50 процентов зарегистрированных в нашей стране коммерческих организаций создается для участия в схемах уклонения от налогообложения, легализации и выводов активов за рубеж. Очевидно, что одной из причин этого является отсутствие реальных и действенных правовых преград для легитимации таких субъектов и, в первую очередь, неэффективность существующего административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Исходя из этого, представляется обоснованным проведение научного исследования, в котором на основе изучения законодательства, доктринальных источников и правоприменительной практики рассматривается понятие административно-правового регулирования субъектов предпринимательской деятельности, раскрываются его особенности, а также вырабатываются предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов в этой сфере. ^ Степень научной разработанности темы. Одними из первых исследованием института государственной (торговой) регистрации занимались представители отечественной юриспруденции XIX – начала XX веков. Такие известные правоведы, как А.И. Каминка, Н.С. Суворов, И.Т. Тарасов, П.И. Цитович, Г.Ф. Шершеневич и др. научно обосновали необходимость этого института, провели его сравнение со смежными институтами, заложили теоретические основы законодательного регулирования. Весомый вклад в исследование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности был сделан в советский период. Именно в это время появилось понятие «государственная регистрация», были обоснованы нормы, определяющие правовой статус регистрирующих органов, порядок ведения государственных реестров, перечень оснований для отказа в государственной регистрации и т.п. При переходе российской экономики в конце ХХ века к рыночной системе хозяйствования внимание к изучению различных аспектов государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в юридической науке значительно возросло. В это время отдельные вопросы, связанные с правовым регулированием государственной регистрации коммерческих организаций, были рассмотрены Ю.В. Алексеевым, М.В. Белоусовой, Г.В. Бойцовым, Д.В. Бондаренко, Т.П. Бурлуцкой, Л.Ю. Грудцыной, Е.П. Губиным, В.В. Залесским, Т.В. Закупень, И.В. Зыковой, Ж.А. Ионовой, В.Г. Коряковцевым, А.С. Лазариди, Д.В. Ломакиным, С.А. Панютиным, Я.Е. Парцием, А.Е. Пилецким, А.Л. Радкевичем, Р.Н. Садековым, О.А. Серьезновой, Д.А. Степановым, С.В. Сарбашом, В.Н. Ткачевым, В.В. Тониян, Е.Н. Трихонюк, Е.Д. Филипенко, О.В. Чумаковой, Е.Г. Чуткиным, Н.Б. Щербаковым и другими авторами. Особенности государственной регистрации индивидуальных предпринимателей нашли отражение в работах Е.Б. Абакумовой, Т.А. Гусевой, М.Н. Елизаровой, Е.А. Зверевой, Ю.П. Кашириной, О.М. Костюк, Н.В. Лариной, С. Пыхтина, М.Ю. Тихомирова, А.А. Тюкавкина-Плотникова и других авторов.^ Целью диссертационной работы является научное обоснование понятия административно-правового регулирования института государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, выявление оптимальных способов государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов в этой сфере. Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи: – рассмотреть специфику и выделить особенности института государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в системе административно-правового регулирования предпринимательской деятельности; – сформулировать авторское определение административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности; – выделить элементы системы административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (цели, задачи, принципы, состав участников правоотношений и процессуальное содержание); – рассмотреть административно-правовое регулирование существующих в отечественном и зарубежном законодательстве способов государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, провести их сравнительный анализ, выявить приемлемый способ государственной регистрации для применения в российском законодательстве; – обосновать общие требования к документам, необходимым для возбуждения процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, определить их обоснованный перечень, а также проанализировать основные процессуальные действия участников процедуры государственной регистрации на стадии представления заявителем документов; – сформулировать основные требования к стадии принятия решения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, проанализировать процессуальные действия регистрирующих органов на данной стадии; – обобщить опыт отечественного и зарубежного законодательства по определению перечня оснований для отказа в государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и на основе этого предложить обоснованный перечень таких оснований для закрепления в российском законодательстве; – проанализировать сформировавшуюся правоприменительную практику по оспариванию актов, действий, бездействия регистрирующих органов и предложить пути устранения выявленных в ней противоречий.^ Объектом диссертационного исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.^ Предметом исследования выступают как действовавшие ранее, так и действующие в настоящее время нормы отечественного и зарубежного законодательства в области государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, теоретические представления об административно-правовом регулировании рассматриваемых отношений, а также складывающаяся в этой сфере правоприменительная практика. В качестве теоретической основы исследования использованы фундаментальные положения науки административного права и общей теории права. Содержание и результаты диссертационного исследования базируются на трудах таких известных ученых-теоретиков права, внесших существенный вклад в разработку теоретических положений о реализации гражданами своих субъективных прав, как С.С. Алексеев, М.И. Байтин, А.Б. Венгеров, В.В. Лазарев, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Л.А. Морозова, Р.Х. Макуев, А.В. Поляков, А.С. Пиголкин, В.В. Субочев, В.М. Сырых и др. Определяющее значение для выводов, сделанных в диссертационном исследовании, оказали фундаментальные теоретические работы в области административного права таких ученых-административистов, как А.Б. Агапов, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, Б.Н. Габричидзе, Т.А. Гусева, А.А. Демин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, Е.В. Овчарова, Л.Л. Попов, В.В. Полянский, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, М.А. Штатина и др. Особое внимание в диссертационной работе уделено трудам ученых, заложившим в отечественной юридической науке основы теоретического изучения административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Среди них С.И. Агафонов, С.В. Алексеев, М.Н. Бродский, А.В. Васильев, В.М. Ведяхин, С.В. Игнатьева, В.Д. Мельгунов, К.А. Потапов, Д.В. Уткин и др.^ Методологической основой исследования выступает диалектико-материалистический подход, в рамках которого используются формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой (компаративистский) методы.^ Эмпирическую основу исследования составили результаты изучения судебных актов Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций за 2004-2009 годы, относящихся к теме исследования.^ Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней сформулировано определение понятия административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, раскрыты его элементы (цели, задачи, принципы, состав участников правоотношений и процессуальное содержание), охарактеризовано административно-правовое регулирование способов государственной регистрации, уточнены стадии процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.^ На защиту выносятся следующие положения, имеющие элементы научной новизны: 1. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, сочетающим в себе взаимосвязанные признаки административно-правового метода, административно-правовой формы и административной процедуры. Как административно-правовой метод государственного управления государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проявляется в признании государством факта возникновения субъекта предпринимательской деятельности, прекращения его деятельности или изменения правового статуса с одновременной письменной фиксацией такого факта в соответствующем государственном реестре. В связи с этим государственная регистрация основана на соразмерном ограничении свободы реализации гражданами и их объединениями права на предпринимательскую деятельность посредством его применения в рамках установленной законом юридической (административной) процедуры. Как административно-правовая форма государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности выражается в акте регистрирующего органа, посредством которого в государственный реестр вносится соответствующая запись о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Как административная процедура государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности представляет собой нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий органов государственной власти и физических лиц, направленных на признание государством факта возникновения субъекта предпринимательской деятельности, прекращения его деятельности или изменения правового статуса с одновременной письменной фиксацией такого факта в соответствующем государственном реестре. 2. Административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности представляет собой осуществляемое административно-правовыми средствами воздействие на совместную деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и заявителей по признанию государством факта возникновения субъекта предпринимательской деятельности, прекращения его деятельности или изменения правового статуса с одновременной письменной фиксацией такого факта в государственном реестре в целях обеспечения реализации гражданами и их объединениями права на предпринимательскую деятельность, а также обеспечения в связи с этим прав, свобод и законных интересов иных граждан, общества и государства в целом. 3. В зависимости от объема полномочий должностных лиц органов, принимающих решение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, целесообразно выделять следующие способы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности: разрешительный, уведомительный и заявительный. Помимо этого, заявительный способ подразделяется на три вида, первый из которых основывается на отсутствии у органов, принимающих решение о государственной регистрации, права проводить проверку содержания представленных заявителем документов, второй – на наличии такого права, третий – на наличии у органов, принимающих решение о государственной регистрации, не только права, но и обязанности проводить проверку содержания представленных заявителем документов. 4. На современном этапе развития государства и права оптимальным является заявительный способ государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, при котором орган, принимающий решение о государственной регистрации, обязан проводить содержательную юридическую проверку представленных заявителем документов, в рамках чего должен исследовать достоверность содержащихся в них сведений и проверять соответствие их российскому законодательству. При этом под юридической проверкой представленных заявителем для государственной регистрации документов предлагается понимать изучение уполномоченным государственным органом представленных заявителем документов на предмет достоверности содержащихся в них сведений и их соответствия предусмотренным законодательством требованиям в целях принятия объективного и всесторонне обоснованного решения о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или решения об отказе в такой регистрации. 5. Переход отечественного законодательства к заявительному способу государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности объективно потребует изменения перечня документов, необходимых для осуществления регистрационных действий в отношении коммерческих организаций. Общим требованием к таким документам является отражение в них сведений, необходимых для проведения проверки на соответствие закону процедуры возникновения субъекта предпринимательской деятельности, прекращения его деятельности или изменения правового статуса, а также включение в их перечень документов, подтверждающих указанные в заявлении о государственной регистрации сведения. В связи с этим, помимо представляемых в настоящее время документов, предлагается закрепить в законодательстве необходимость представления заявителем документов, подтверждающих место нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации, а также документов, подтверждающих формирование имущественной основы коммерческой организации. 6. Требуют изменений нормы законодательства, регламентирующие основания для отказа в государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. По аналогии с правовым регулированием государственной регистрации некоммерческих организаций в перечне оснований для отказа в государственной регистрации коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей предлагается отразить нарушения, выявленные регистрирующим органом при содержательной юридической проверке представленных заявителем документов. Помимо этого, в законодательстве целесообразно разграничить основания для отказа в государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности и основания для приостановления государственной регистрации на время устранения заявителем допущенных формальных нарушений, связанных с представлением документов в регистрирующий орган. 7. Помимо требований о прекращении деятельности субъекта предпринимательской деятельности, надлежащим процессуальным способом устранения недостатков его государственной регистрации является обращение заинтересованного лица (в том числе прокурора и заинтересованного государственного органа) в суд с требованием к органу, осуществившему государственную регистрацию, о признании недействительным решения о государственной регистрации. Использование такого процессуального способа, как оспаривание действий (бездействия) по внесению в государственный реестр записи, возможно лишь в случае осуществления таких действий (бездействия) в нарушение предписаний принятого решения о государственной регистрации.^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные диссертантом выводы и предложения обобщают и дополняют научные знания о правовом институте государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, раскрывают его административно-правовую природу и выявляют особенности разрешительного, уведомительного и заявительного способов государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. ^ Практическая значимость исследования проявляется в том, что в нем сформулированы предложения по устранению существующих в действующем законодательстве и практике его применения пробелов и противоречий. Изложенные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в дальнейшей научной деятельности и учебном процессе.^ Апробация результатов исследования. Основные выводы диссертации представлены на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва, 2007 г., 2009 г.), в Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина (Россия, г. Москва, 2007 г.), в Уральской государственной юридической академии (Россия, г. Екатеринбруг, 2006 г.), в Воронежском государственном университете (Россия, г. Воронеж, 2006 г.), в Одесской национальной юридической академии (Украина, г. Одесса, 2007 г.), в Юридическом институте Орловского государственного технического университета (Россия, г. Орел, 2005-2007 гг.). По теме диссертации диссертантом опубликовано восемнадцать научных работ общим объемом более 30 п.л., среди которых монография и научно-практический комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Научные работы и выступления, содержащие основные результаты диссертации, отмечены на международных и всероссийских конкурсах с присуждением диссертанту почетных мест и званий. Результаты диссертационного исследования представлены в рабочую группу Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и учтены ею в своей работе. Основные положения диссертации внедрены в учебный процесс Юридического института Орловского государственного технического университета при разработке диссертантом учебных планов и преподавании дисциплин «Российское предпринимательское право», «Правовое регулирование предпринимательской деятельности», «Правовое регулирование коммерческой деятельности», «Правовое обеспечение экономики».Структура работы включает в себя введение; две главы, состоящие из семи параграфов; заключение; приложение. ^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется степень ее разработанности, а также формулируются цели, задачи, объект и предмет диссертационного исследования, характеризуется теоретическая и методологическая основа работы, раскрывается научная новизна и научно-практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования, характеризуется структура работы. Первая глава «^ Теоретико-институциональные основы административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» состоит из трех параграфов, посвященных теоретическому анализу государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, выявлению существенных свойств и элементов ее административно-правового регулирования, нормативному закреплению способов государственной регистрации. В первом параграфе «Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности в системе административно-правового регулирования» рассматриваются особенности государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в системе административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Утверждается, что государственная регистрация основывается на соразмерном ограничении свободы реализации права на предпринимательскую деятельность (в форме использования правоприменительных процедур) для обеспечения прав и законных интересов тех, кого затрагивает такая деятельность. Исходя из этого, в государственной регистрации проявляется механизм обеспечения баланса интересов заявителей (лиц, инициирующих процедуру регистрации), третьих лиц (например, потенциальных и реальных контрагентов зарегистрированного субъекта, его потребителей и т.п.), правопорядка в целом. В ходе правоприменительной деятельности по государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности государство в лице уполномоченных государственных органов признает возникновение коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей, прекращение их деятельности или изменение правового статуса и фиксирует этот факт в государственном реестре. В этом проявляется характеристика государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в качестве административно-правового метода государственного управления. Отмечается, что государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности может рассматриваться также как административно-правовая форма. С этой точки зрения государственная регистрация выражается в акте регистрирующего органа, посредством которого в государственный реестр вносится соответствующая запись о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Во втором параграфе «Элементы системы административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» анализируются цель, задачи, принципы, процессуальное содержание административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также определяется состав участников административных правоотношений в сфере государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Диссертант приходит к выводу, что единой целью административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности является обеспечение реализации гражданами и их объединениями права на предпринимательскую деятельность, а также обеспечение в связи с этим прав, свобод и законных интересов иных граждан, общества и государства в целом. Задачами административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности выступают: правовая регламентация признания государством факта возникновения субъекта предпринимательской деятельности, прекращения его деятельности, изменения правового статуса; правовая регламентация создания и ведения открытых перечней (реестров) зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности; создание правовых норм, препятствующих появлению в рыночной экономике так называемых «фальшивых» субъектов, статус которых не соответствует законодательным требованиям. В систему принципов административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности входят принцип всеобщности, принцип «одного окна», принцип достоверности представляемых заявителем сведений, принцип публичности. При анализе состава участников административных правоотношений в рассматриваемой сфере диссертантом делается вывод о целесообразности возложения функций по государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности на органы исполнительной власти. Важным элементом системы административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности является ее процессуальное содержание. Оно позволяет рассмотреть государственную регистрацию в качестве административной процедуры. Критическому анализу подвергается подход, согласно которому содержание государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности сводится исключительно к действиям органов государственной власти. Напротив, в диссертации предлагается рассматривать процессуальное содержание административно-правового регулирования государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности как совокупность взаимосвязанных действий заявителей и уполномоченных органов публичной власти. Таким образом, с учетом рассмотренных элементов, делается вывод о том, что административно-правовое регулирование государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности представляет собой осуществляемое административно-правовыми средствами воздействие на совместную деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и заявителей по признанию государством факта возникновения субъекта предпринимательской деятельности, прекращения его деятельности или изменения правового статуса с одновременной письменной фиксацией такого факта в соответствующем государственном реестре в целях обеспечения реализации гражданами и их объединениями права на предпринимательскую деятельность, а также обеспечения в связи с этим прав, свобод и законных интересов иных граждан, общества и государства в целом. В третьем параграфе «Административно-правовое регулирование способов государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», в зависимости от степени вмешательства государства в предпринимательские отношения, выделяются способы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, проводится их анализ и выявляется оптимальный для России способ государственной регистрации. Выделяются три основных способа государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности: разрешительный (предполагает обязательное получение разрешения органа публичной власти на возникновение субъекта предпринимательской деятельности, прекращение его деятельности или изменение правового статуса); уведомительный (сводит роль государственных органов к фиксации регистрируемого субъекта в государственном реестре без проведения в отношении него проверочных мероприятий) и заявительный (основан на проведении государственным органом юридической проверки представленных заявителем документов). Учитывая, что разрешительный способ предполагает широкие полномочия государственных органов в предпринимательской сфере, его применение должно быть сведено к минимуму. Однако полностью отказываться от него не стоит. Он может быть востребован, например, при государственной регистрации субъектов с иностранных участием, а также субъектов, способных занять доминирующее или монопольное положение на рынке. Не является эффективным и уведомительный способ государственной регистрации. Он не гарантирует обеспечение режима законности в процессе возникновения субъекта предпринимательской деятельности, прекращения его деятельности или изменения правового статуса и, как следствие, полностью отказывает в защите прав и законных интересов тех, кого затрагивает его предпринимательская деятельность. В связи с этим диссертант приходит к выводу, что наиболее эффективным и приемлемым способом государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности является заявительный способ. Он позволяет проверить соблюдение регистрируемым субъектом требований закона, т.е. проверить регистрируемого субъекта на предмет наличия у него необходимых (конститутивных) признаков субъекта предпринимательской деятельности. В связи с использованием разными государствами различных законодательных конструкций в регулировании государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности диссертантом выделены три вида заявительного способа. Первый из них основывается на отсутствии у органов, принимающих решение о государственной регистрации, права проводить проверку содержания представленных заявителем документов, второй – на наличии такого права, третий – на наличии у органов, принимающих решение о государственной регистрации, не только права, но и обязанности проводить проверку содержания представленных заявителем документов. В диссертации утверждается, что именно последний (третий) вид заявительного способа государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности позволяет полноценно реализовать контрольно-охранительные начала института государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, обеспечить надлежащее применение государственной регистрации как административно-правового метода. Вторая глава «^ Правовое регулирование процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации» состоит из четырех параграфов, в которых с учетом обоснованных в первой главе концептуальных основ анализируется правовое регулирование процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации, выявляются его недостатки и предлагаются варианты их устранения. В первом параграфе «Представление заявителем документов как начальная стадия процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» рассматриваются действия участников процедуры государственной регистрации на стадии представления в регистрирующий орган необходимых документов, изучается целесообразность представления тех или иных документов. В диссертации делается выв