Гимназия №37 ст. Почеп Московской железной дороги
Проблемы крупных городов
Экзаменационныйреферат
Автор реферата:
Сенькова
Ирина Александровна
ученица 10 – б класса
Руководитель:
Лапыко
Ирина Евгеньевна
учитель географии
г. Почеп 2003-2004 уч.г.
ПЛАН
I.
Введение. …………………………………………………..
стр.3
II.
Город и урбанизация. ……………………………………..
стр.6
III.
Процессы урбанизации (на примере России). ………
стр.10
IV.
Проблемы больших городов:
1. Демографическая проблема……………………………..
стр.13
2. Экологическая проблема:
а)
Загрязнение атмосферы выбросами автотранс-порта………………………………………………….
стр.15
б)
Загрязнение атмосферы промышленными выбросами……………………………………………
стр.20
в)
Проблема питьевой воды……………………………
стр.26
г)
Проблема бытовых отходов………………………..
стр.29
д)
Казнь шумом…………………………………………
стр.32
е)
Гипокинезия…………………………………………
стр.34
V.
Заключение. ………………………………………………
стр.37
VI.
Приложения.………………………………………………
стр.38
VII.
Список литературы. ………………………………………
стр.43 I. Введение
Город многогранен. Его называют модельюобщества, зеркалом окружающего района, двигателем прогресса. Это и «точкана карте», и целый мир с большими внутренними различиями. Город — главнаяарена общественной активности, место концентрации знаменательных событий,наслоение которых создает особую атмосферу исторической памяти. Города первымисталкиваются с проблемами общественного развития и обязаны первыми предлагатьих решения. Города — это точки, для которых географическое положение имеет особоезначение: оно определяет их фокусную роль и деятельность как центровтяготения. В городах, любимых литературой, реальные исторические события переплетаютсяс выдуманными. Все это делает город совершенно особым местом на Земле.
Город уподобляют живому организму, сложнойсистеме со сложной динамикой. Город является предметом исследования многихнаук, объектом народнохозяйственного планирования и программирования,градостроительного проектирования, занимает умы и градостроителей, и ученых, иписателей. Город ставит в тупик политиков, ученых и фантастов. Он заключает всебе тайну.
О город! О сборник задач без ответов,
О ширь без решения и шифр без ключа.
(Б.Пастернак)
Город стремится нас убедить (и это емуудается), что его развитие непредсказуемо. Воздействуя на город, пытаясьнаправить его развитие и рост в нужное русло, люди сталкиваются с его неожиданнойреакцией и наряду с положительными последствиями получают множество негативных.Города как бы насмехаются над неуклюжими попытками решить сложнейшие ихпроблемы примитивными средствами, мстят за попытки обращаться с нимибесцеремонно.
Города — повседневная среда жизни всевозрастающего числа людей. И люди находятся под их постоянным воздействием.Это воздействие городов имеет важное формирующее значение. Август Лёш, известныйтрудами по организации пространства, сказал: «Если человек окруженуродливыми, а не совершенными вещами, если он нарушил симметрию, созданнуюприродой, то, в конечном счете, он погубит и самого себя».
Город своим обликом, видом площадей,проспектов, бульваров, набережных, переулков, дворов, картинами уличной жизнидействует на всех живущих в нём людей. Поэтому образу города, созданию его силуэта, панорам, формированиюсреды нужно придавать очень большое значение.
Тема моего реферата «Проблемы крупныхгородов». Эта тема очень актуальна, потому что город (особенно большойгород) – это модель общества, его породившего. В нем, как в капле воды, отражаются те тенденции,которые характерны для страны в целом. Более того, очень часто они отражают нетолько реалии сегодняшнего дня, но и выступают предсказателем тех проблем, скоторыми данное общество неминуемо столкнется в будущем.
Поэтому целью моего реферата является рассмотрение некоторых из тех глобальных проблем, с которыми сталкиваются сегодня крупнейшиемировые мегаполисы. Ведь их сегодняшние проблемы – это грозный указательпроблем всего человечества завтрашнего дня.
Известно, что предупредить болезнь легче, чембороться с ней, с её последствиями. Важно вовремя поставить диагноз и назначитьлечение. В этом смысле крупные города можно рассматривать как некоторыебольные органы всего человеческого организма. Поэтому очень важно вовремяпровести профилактику и не дать болезни поразить весь организм целиком.
В своей работе я использовала материал изкниги Миллера Тайсона «Жизнь в окружающей среде», в которойсодержится ценная информация о жизни общества в окружающей среде, еговоздействие на био- и геосферы. Из журнала «Природа и человек»использовала статьи профессоров М.Д.Тявловского, А.И.Зиновицкого, гдерассказывается об отрицательном воздействии прогресса. В книге «Экология,здоровье и охрана окружающей среды» под редакцией В.У.Протасова описанавзаимосвязь природы и общества. В ней показан научно – технический прогресс спозиции экологии. Прочитав эту книгу, я поняла, что общество вступило впротиворечие с природой. Проблемы экологии также очень доступно рассматриваются в книге В.А.Алексеева «300 вопросов и ответов по экологии». Вопросы процессаурбанизации (на примере России) изложеныв пособии С.Ю Корнекова и С.П. Семенова «Социально – экономическаягеография». Кроме того, я использовала журналы «География вшколе», статьи периодической печати, материалы соответствующих сайтовИнтернета, посвященные проблемам больших городов.II. Город иурбанизация
Одна из важнейших особенностей современнойжизни нашей планеты — стремительный рост числа городов и городских жителей.Недаром урбанизацию называют феноменом XX века. Под урбанизацией понимаютрост городов, увеличение доли горожан в общей численности населения, повышениероли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространениегородского образа жизни на сельскую местность.
О том, как изменялся уровень урбанизацииво всем мире во второй половине ХХ века, вы можете судить по данным таблицы(см. табл.№1).
Главный вывод из таблицы заключается в том, что во второй половине XXв. уровень мировой урбанизации возрасталочень быстро. Об этом свидетельствуют и абсолютные, и относительные цифры. Можно привести и такое сравнение: завесь XIX век городское население мира возросло на 190 млн человек, за первуюполовину XX века — на 510 млн. а за вторую половину XX века — на 2млрд. 200 млн.человек. Не случайно этот феномен получил наименование«городского взрыва».
Длясравнения уровней урбанизации экономически развитых и развивающихся странрассмотрим таблицу (см. табл.№2).
Данные таблицы свидетельствуют о том, что пока еще уровень урбанизации вразвивающихся странах почти в два разаниже, чем в экономически развитых. Об этом говорят и данные следующей таблицы,где уровень показан в региональном разрезе (см. табл.№3). Видно, что зарубежная Азия и Африкаеще сильно отстают по этомупоказателю от зарубежной Европы, Северной Америки и Австралии, хотя регион Ла-тинской Америки уже достиг высокого уровня урбанизации.
Воспользуемся также показателями по отдельным странам (см. табл.№4). Все страны мира по уровню урбанизацииподразделяются на высокоурбанизированные с долей городского населения свыше 50%, среднеурбанизированные: от 20 до 50% и слабоурбанизированныес долей городского населения ниже 20%. Но если исходить из принципа«самый-самый», то в первой группе можно выделить самые высоко-урбанизированные. а в третьей, напротив,самые слабоурбанизиро-ванные страны.
Анализ первой колонки таблицы напервый взгляд затрудняет выведение какой-либозакономерности. Тем не менее, более половины перечисленных в ней стран, как и можно было ожидать, относятся к типу экономически развитых. Среди остальных, если не принимать во внимание Ливию и Ливан (здесь играют роль особенности природных условий ихозяйства), фигурируют только страныЛатинской Америки. Анализируя вторую колонку таблицы, можно сделать вывод о том, что в ней представлены только страныТропической Африки с добавление несколькихстран Азии.
Но до сих пор не решен вопрос, сколькочеловек должно проживать в населенном пункте, чтобы этот населенный пункт могсчитаться городом. Так, если в Дании, Исландии, Финляндии и Швеции в населенномпункте проживают от 200—250 жителей, то этот населенный пункт считаетсягородом. В Греции, Италии и Швейцарии в городе должно проживать более 10 тысячжителей, а в Японии — не менее 30 тыс. В РСФСР к городам относили пункты с населениемне менее 12 тыс. человек. На Украине и в Молдавии город должен иметь не менее 10 тыс., а вГрузии —5 тыс. жителей. Кроме того, в Советском Союзе к городскому населениюотносили и жителей так называемых рабочих поселков городского типа (ПГТ). В нихчисленность населения была меньше, чем в городах. Но большинство жителей должнобыть занято в промышленности.
В современной России к городскому населению относят жителейгородов и ПГТ. Для городов наименьший ценз по количеству жителей — 12 тыс., адля ПГТ он отсутствует.
Общепринятого единогоопределения города в науке нет. Самое общее, хотя и весьма расплывчатоеприводится в Большой Советской энциклопедии последнего издания. «Город— это населенный пункт, в котором проживает относительно многочисленное население,занятое преимущественно несельскохозяйственной деятельностью».
Отсутствует единое мнение и об определении уровняурбанизации, т.е. урбанизированности. Большинство специалистов сходятся втом, что главный показатель уровня урбанизации — доля городского населения вовсей его численности. Именно этот показатель часто называют «урбанизированностью».Но чаще всего уровень урбанизации той или иной страны или региона определяетсяпо следующим трем основным показателям:
1. Долегородского населения во всей его численности;
2. Долегорожан, проживающих в крупных городах;
3. Долегорожан, проживающих в городских агломерациях.
4. Существуетещё один показатель урбанизации: доля сельского населения, работающего иобучающегося в городе.
Классификация городских поселений почисленности населения (людности)
Сегодня города делятся на малые, средние, крупныеи крупнейшиев зависимости от числа жителей в них:
до 50 тыс. жителей — малые города и ПГТ[1],
от 50 до 100 тыс.жителей — средние города,
от 100 до 1000 тыс. жителей — крупные города,
более 1 млн. жителей —крупнейшие города[2].
Почему за основуклассификации берутся эти цифры? Дело в том, что чем больше жителей в городе,тем сложнее его жизнедеятельность.
Проследим это на примере развития системыгородского транспорта в наших отечественных условиях. Передвижение людей впределах поселка или города людностью до 20 тыс. может осуществляться пешкомили на велосипеде. В городе с числом жителей более 20 тыс. уже возникаетпотребность в автобусе, свыше 100 тыс. — в автобусе и трамвае, в городах снаселением, превышающим 500 тыс. жителей, в дополнение к перечисленным видамтранспорта очень часто добавляется троллейбус, в них уже сложно обходиться безскоростного трамвая и скоростных магистралей. В городах-миллионерах без метрополитенав часы «пик» возникают серьезные сбои в работе всего городскоготранспорта.
В городах с населением до 50 тыс. жителейдостаточно иметь один общегородской центр. При большей людности в дополнение кнему, как правило, создаются центры жилых районов. В административном планедля управления городским хозяйством во всех крупных городах необходимо делениегородской территории на отдельные районы, тогда как в малых и средних городахэтого не требуется.III. Основные этапыурбанизации
Процесс урбанизации в каждой странепроходил и проходит по-своему. Например, в России можно выделить несколькоэтапов урбанизации:
Первыйэтап— смомента появленияпервых городов и вплоть до 1861 г. (отмена крепостного права). Первые города натерритории, которую занимала Россия, появились более 1000 лет назад, первоначальнона Черноморском побережье Кавказа (греческие города-колонии), игорода-крепости на каспийском побережье Дагестана.
Более 1000 лет насчитывают и древнерусские городалетописной эпохи (Старая Ладога, Псков, Новгород). Типичные славянские городана Руси той эпохи — усадьба князей, вокруг которых возникали торговые иремесленные слободы. В период объединения России развитие городовстабилизируется. Определенное оживление в процесс урбанизации внесла эпохасоциально-экономических преобразований Петра I. Развитие мануфактур ускорилоформирование городов, однако вплоть до отмены крепостного права медленное развитиепромышленности сдерживало урбанизацию страны. Наиболее крупными городами этоговремени были Москва, Санкт-Петербург и ряд административных губернскихцентров.
Второй этап— 1861—1917гг. — ознаменовался становлением в стране развитых товарно-денежных отношений,бурным развитием промышленности и транспорта, заметно активизировавшимиурбанизацию. К 1917 г. 17% населения России проживало в городах. ПомимоСанкт-Петербурга и Москвы — крупнейших городов России — относительно густая(по тому времени) сеть городских поселений сформировалась в междуречье Оки иВолги и в горнозаводских районах Урала. Цепочки городских поселений возниклина Волге и вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На всей остальнойтерритории России, помимо губернских центров, крупных городских поселений небыло. Основными источниками роста численности городского населения в этотпериод являлись преобразования сел в города и переселение жителей села в город.
Третий этап—1917—1941 гг. — годы индустриализации страны. Географияурбанизации практически повторяла географию индустриализации, охватившейбольшую часть обжитых территорий России. В этот период делаются первыекрупные шаги по освоению природных ресурсов и развитию промышленности в восточныхрайонах, что и предопределило опережающие темпы их урбанизации. Заметно усиливаетсяконцентрация населения в крупных городах.
Четвертый этап— 1941—1945гг. — период Великой Отечественной войны. Он ознаменовался существеннымтерриториальным сдвигом хозяйственного потенциала и городского населения навосток. В это время особенно быстро растет численность городского населения вПоволжье, на Урале, в Западной Сибири. Одновременно сокращается численностьнаселения разрушенных войной западных, временно оккупированных районов.
Пятый этап—послевоенный период с1946 г. и до наших дней. В это время заметно ускорился рост численности городского населения, и увеличиласьего доля в общей численности жителей страны (за 1946—1995 гг. доля городскогонаселения страны возросла с 40 до 73%). Происходило расширение географии урбанизацииза счет освоения восточных и северных территорий. При этом, в процессеурбанизации имелся ряд качественных изменений:
§ усилилась концентрация населения в крупныхи крупнейших городах;
§ быстро развивались городские агломерации;
§ формировались системы расселения;
§ повысилась роль крупных, и особеннокрупнейших, городов во всех сферах социально-экономической жизни общества;
§ распространялся городской образ жизни насельскую местность.
Рассмотрим подробнее наиболее характерные качественные измененияпроцесса урбанизации на последнем, послевоенном этапе его развития.
На начало 1999 г. численность населения 13 городов России превышала1 млн. жителей.
1. Москва 8390 8. Казань 1101
2. Санкт-Петербург 4728 9.Уфа 1089
3.Новосибирск 1402 10.Челябинск 1086
4. Н.Новгород 1365 11.Ростов-на-Дону 1017
5. Екатеринбург 1273 12. Пермь 1017
6. Самара 1168 13. Волгоград 1000
7. Омск 1158
Численность населения еще 20 городов находилась в пределах от 0,5до 1 млн человек. Три из них — потенциальные кандидаты в миллионеры: Воронеж —909, Красноярск — 878 и Саратов — 881 тыс. человек.
В послевоенные годы заметно активизировалось формирование городскихагломераций, и, прежде всего, в старопромышленных районах России. Сегоднягородские агломерации концентрируют более 80% горожан страны.
Основные причины стремительного развития урбанизации в России вXX в.:
Øбурная индустриализация;
Øускоренное развитие отраслей непроизводственной сферы;
Øрост мощности производственных объектов;
Øагломерирующая способность рядапроизводств «притягивать» к себе значительное количество предприятий-смежников;
Ø процесссинтеза науки и производства.IV. Проблемыбольших городов1. Демографическая проблема.
Люди, несмотря на счастливое самоназвание «Человекразумный» — всего лишь разновидность земной флоры и фауны, одна измножества земных популяций. А смысл жизни каждой популяции – безразлично,вируса, птицы или человека – в воспроизведении потомства. Нет потомства – нети популяции. У человечества до второй половины ХХ в. с этим как раз было всё впорядке: несмотря на войны, голод, болезни шёл неуклонный рост мировогонародонаселения.
А потом началось.
В 1900 г. 99 из каждых 100 жителей Земли (в деревнях, малых городахи по окраинам крупных городов) вели так называемый традиционный сельский образжизни. Он отличался сравнительно высокой детской смертностью – не так уж редкодо своей свадьбы доживало лишь двое-трое из 10-20 родившихся. Поэтому в основеобщества была многодетная семья. Бездетная женщина рассматривалась какгорбатая. И даже однодетная – как одноногая. Незамужняя – вообще «стараядева», приживалка в чужом доме.
Зато ребёнок с трёх лет – помощник, с 10-и – заместитель отца иматери по хозяйству, с 15-20 – надёжный союзник на всю жизнь, а под старость –«живая пенсия».
Вот так и жили 40 тысяч лет (по некоторым данным, даже больше)
Во второй половине ХХ в. в мире произошли разом два события, смыслкоторых мы до конца не осознали по сей день.
Во-первых, наука (точнее, медицина– санитария, гигиена и пр.) изобрела способы резкого снижения детскойсмертности. Нынче родишь 20 детей – до своей свадьбы доживут минимум 15. И чтос ними делать? Поэтому всюду рождаемость сокращается.
Между тем в мире и без подрастающего поколения каждый третий –полный или частичный, открытый или скрытый безработный (в том числе и у нас, вРоссии). Куда их девать? В Азии, Африке, Латинской Америке набралось околомиллиарда безработных мужчин и тех женщин, которые не являются больше матерямимногодетных семей. Через 10-15 лет их число удвоится, а через 20-30, какминимум, учетверится (даже без учёта начинающейся компьютеризации производства,которая также резко сократит число привычных рабочих мест). У этих людей, посути, лишь три дороги в жизни: либо под знамёна какого – нибудь тоталитарногодиктатора, либо в тоталитарную секту типа «Аум синрикё», либо в мафию(особенно в наркомафию, с её триллионными барышами). Получилась огромнаяпороховая бочка, которая полыхает языками пламени то на Балканах, то вПалестине.
Во-вторых, в ХХ в. лавинообразнопошла урбанизация – переселение миллиардов людей из деревень и малых городов вкрупные и сверхкрупные города. Мало того, начался массовый переход оттрадиционного сельского к современному городскому образу жизни даже в деревнях.Не важно ведь, где живёшь. Важно – как.
В городе, в противоположность деревне, незамужняя, бездетная женщинане вызывает больше ни презрения, ни жалости. Ребёнок – не помощник, а обуза,очень осложняющая жизнь отцу и напрочь ломающая жизнь и карьеру матери. Люди всвязи с научно – техническим прогрессом теряют потребность в семье и в детях.
Когда рожали двадцать, а выживало трое-четверо, то выживали, какправило, самые здоровые, которые передавали свою генетику следующему поколению.А сейчас выживает тот, кого Бог послал и врач вылечил. И следующему поколению понарастающей передаёт любую генетическую ущербность. Ныне у нас осталось лишь 5%полностью здоровых людей. И ещё 20-30% — «практически здоровых», тоесть, в чём-то уже ущербных, но ещё не очень. Остальные – подавляющеебольшинство! – «хроники». Кто невротик, кто аллегрик, у когоухо-горло-нос подкачивает, у кого – зрение, у кого — позвоночник, а у кого в12-15 лет – уже урология и гинекология. Биология авторитетно заявляет: уподобных популяций нет будущего. Их обязательно вытесняют более жизнеспособные.[3]
Веками культура человечества держалась на культах Милосердия, Любви,Разума, Семьи, Добра. Ныне её через средства массовой информации подминает подсебя антикультура с её культами Насилия, Блуда, Наркокайфа (включая никотин иалкоголь), Звериной стаи, Зла. Далеко ли мы уйдём с торжествующейантикультурой? Вот один из её зримых обликов: тысячная толпа«фанатов» после силового зрелищного спорта или рок-концерта, громящаявсё вокруг. Эта толпа – и есть будущее человечества, если не изменитьсуществующее положение вещей.
2. Экологическая проблема.
а) загрязнениеатмосферного воздуха выбросамиавтомобильного транспорта
Автомобиль—этот «символ» XX в. — в индустриальных странахЗапада, где недостаточно развит общественный транспорт, все чаще становитсянастоящим бедствием. Десятки миллионов личных автомашин заполнили улицы городови автострады, то и дело возникают многокилометровые «пробки», безтолку сжигается дорогостоящее горючее, воздух отравляется ядовитыми выхлопнымигазами. Во многих городах они превышают суммарные выбросы в атмосферупромышленных предприятий,
Суммарная мощность автомобильных двигателей в России, где внастоящее время также идёт интенсивный процесс автомобилизации, значительнопревышает установленную мощность всех тепловых электростанций страны.Соответственно и горючего автомобили «съедают» гораздо больше, чемтепловые электростанции. И если удастся повысить экономичность автомобильныхдвигателей хотя бы немного, это обернется миллионной экономией.
Автомобильные выхлопные газы — смесь примерно, 200 веществ. В нихсодержатся углеводороды — не сгоревшие или не полностью сгоревшие компонентытоплива.
К несгоревшим газам относят и обычную окись углерода, образующуюсяв том или ином количестве повсюду, где что-то сжигают. В выхлопных газахдвигателя, работающего на нормальном бензине и при нормальном режиме,содержится в среднем 2,7% оксида углерода. При снижении скорости эта доляувеличивается до 3,9%, а на малом ходу—до 6,9%.
Оксид углерода, углекислый газ и большинство других газовыхвыделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли.
Оксид углерода соединяется с гемоглобином крови и мешает ему нестикислород в ткани организма.
В выхлопных газах содержатся также альдегиды, обладающие резкимзапахом и раздражающим действием. К ним относятся акролены и формальдегид. Вавтомобильных выбросах содержатся также оксиды азота, неразложившиесяуглеводороды топлива. Среди них особое место занимают непредельные углеводородыэтиленового ряда, в частности гексен и пентен.
Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашин частьуглеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенномного сажи и смол образуется при технической неисправности мотора. В этомслучае за машиной тянется видимый хвост дыма, который держит полициклическиеуглеводороды и, в частности, бенз-(а)пирен.
В 1 л бензина может содержаться около 1 г тетраэтилсвинца, которыйразрушается и выбрасывается в виде соединений свинца. Исследованиями былопоказано, что в организме голубей, живущих в Филадельфии, содержится в 10 разбольше свинца, чем у голубей, живущих в сельской местности. Свинец — один изосновных отравителей внешней среды; и поставляют его главным образомсовременные двигатели с высокой степенью сжатия.
Противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй,ни в чем не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны,он облегчил нам жизнь, с другой — отравляет её. В самом прямом и печальномсмысле.
Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднембольше 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окисиуглерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.
Фототоксический туман. В 30-х годахнад Лос-Анджелесом (США) стал появляться смог в теплое время года, как правило,летом и ранней осенью, в жаркие дни. Фотохимический туман считается наиболееопасным для здоровья, так как он содержит очень ядовитые компоненты. Во многихточках Лос-Анджелеса степень накопления загрязняющих веществ измеряют спомощью непрерывно действующих автоматических устройств. Если загрязненностьпревысила установленный предел, то звучат сирены, при этом водители должныостановить автомобили, выключить двигатели и подождать, пока не будет дан сигнал,разрешающий продолжать путь (т. е. когда автоматические устройства определят,что загрязненность уменьшилась).
Явление фотохимического тумана характерно также и для другихкрупнейших городов мира: Токио, Нью-Йорка, Лондона и других. Одно время внекоторых из этих городов полицейские-регулировщики уличного движения стоялина своих постах даже в противогазах.
С этим опасным для здоровья явлением активно борются не только вЛос-Анджелесе, но и во всех крупных городах мира.
В настоящее время в некоторых столицах мира (Риме, Париже,Лондоне) вводятся ограничения на передвижение в личных автомобилях, вплоть дополного запрета на поездки в некоторые дни. Например, автомобили, имеющие«четные» номерные знаки могут выезжать на улицу только в четные дни,а автомобили с «нечетными» номерами — в нечетные дни.
В нашей стране явлений, подобно фотохимическому туману, ненаблюдалось, однако условия для его образования могут возникнуть.
Влияние отработанных газов на окружающую среду и здоровьенаселения.Загрязненныйотработавшими газами воздух угнетает и уничтожает растительность. В США связанныес этим убытки оцениваются в 500 млн. долларов в год. Характерно, что вЛос-Анджелесе уничтоженные отработавшими газами зеленые насаждения заменяютсяпластмассовыми муляжами. За последние 10 лет зеленая зона Токио сократиласьна 12%. Не менее разителен вред, наносимый отработавшими газами зданиям и сооружениям:металлические кровли в городах служат в 3 раза меньше, чем в деревнях.
Античная конная статуя римского императора Марка Аврелия, котораяболее четырех веков украшала знаменитую площадь на Капитолийском холме,построенную по проекту Микеланджело, «переехала» в реставрационныемастерские в 1981 г. Дело в том, что эта статуя работы неизвестного мастера,возраст которой составляет почти 1800 лет, «тяжело больна». Высокийуровень загрязнения атмосферы, выхлопные газы автомобилей, а также палящиелучи солнца и дожди нанесли огромный ущерб бронзовой статуе императора.Римляне и многочисленные туристы, возможно, смогут любоваться только копиейстатуи.
Для снижения материального ущерба металлы, чувствительные кавтомобильным выбросам, заменяют на алюминий; на сооружения наносятспециальные газоустойчивые растворы и краски. Многие ученые видят в развитииавтотранспорта и во все большем загрязнении воздуха крупных городовавтомобильными газами главную причину увеличения заболевания легких.
Столица Испании Мадрид находится в числе городов мира с самымопасным загрязнением атмосферы. Загрязнение воздуха выхлопными газамиавтотранспорта непрерывно увеличивается. В ряде районов оно достиглопредельного уровня и стало опасным для жизни.
Наиболее загрязненными городами Италии являются Милан, Венеция,Рим, Неаполь и Триест. По мнению специалистов, главный источник загрязнения —автомобили. Отравление воздуха выхлопными газами автомобилей в австрийскихгородах принимает угрожающие масштабы. В Вене за год в атмосферу выбрасывается200 т свинца. Из опубликованного доклада ученых следует, что высокая степеньзагрязнения воздуха отмечается даже в тех районах Вены, где автомобилей относительнонемного.
Медицинский анализ показал, что содержание свинца в крови жителейавстрийской столицы уже превышает установленные нормы.
Положение воздушных бассейнов в городах России выгодно отличаетсяот многих зарубежных. Посещающие Москву гости неизменно отмечают чистотугородского воздуха.
б)загрязнениеатмосферного воздуха промышленными выбросами
Крупнейшие города любой страны – это, как правило, крупные промышленныецентры, в которых сосредоточены десятки и сотни промышленных предприятийразличных отраслей. Предприятия металлургической, химической, цементной и другихотраслей промышленности выбрасывают в атмосферу пыль, сернистые и другиевредные газы, выделяющиеся при различных технологических производственныхпроцессах.
Черная металлургия.Процессы выплавкичугуна и переработки его на сталь сопровождаются выбросом в атмосферу различныхгазов.
Загрязнение воздуха пылью при коксовании углей сопряжено с подготовкойшихты и загрузкой ее в коксовые печи, с выгрузкой кокса в тушильные вагоны и смокрым тушением кокса. Мокрое тушение сопровождается также выбросом ватмосферу веществ, входящих в состав используемой воды.
Цветная металлургия.При получении металлическогоалюминия путем электролиза с отходящими газами от электролизных ванн в атмосферныйвоздух выделяется значительное количество газообразных и пылевидных фтористыхсоединен