ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ РЕФЕРАТ по дисциплине «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» Тема «Внешняя политика, ее содержание, характер, связь с внутренней политикой.»
Выполнила студентка Симонова Наталья Борисовна заочной формы обучения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 1_курса группы БУиА – 4- 07/1 № студенческого билета (зачетной книжки) № 142 Симонова Н.Б. (подпись) (инициалы, фамилия) Проверил преподаватель (ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия) Москва – 2008г. Содержание Введение 1.Международные отношения 2.Внешняя политика 3.Мировой политический процесс… … 10 Заключение….15 Литература 16
Введение Понимание внешней политики, как сложного и многогранного явле-ния, предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объяс¬няется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета полито-логии выступает международная политика, ее природа, зако¬номерности
функционирования и развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на полити¬ческую власть, на всю политику в данном обществе, то на меж¬дународной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно. Целью данной работы – является анализ процесса внешней политики, ее характер и взаимосвязь с внутренней политикой. Задачами данной работы являются: 1. Анализ категории международных отношений. 2. Характеристика понятия внешняя политика. 3. Характеристика мирового политического процесса. 1.Международные отношения Международные отношения представляют собой специфичес¬кий вид общественных отношений. Международные отношения – совокупность экономических, политических, правовых, диплома¬тических,
военных, гуманитарных и других связей и взаимоотно¬шений между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, действующими на мировой арене. Доми¬нирующую роль в международных отношениях играют межгосудар-ственные отношения. Употребление термина «международные от¬ношения» объясняется расширением участников, субъектов меж¬дународных отношений, когда наряду с государствами все более активную роль в них играют межправительственные и
неправи¬тельственные организации, политические партии и движения, а также социальные группы и отдельные личности. В своем развитии международные отношения прошли длитель¬ный исторический путь и только в новейшее время стали подлин¬но всемирными. В современном мире международные отношения отличает растущее единство и усиливающееся многообразие. Взаи¬мосвязь и взаимозависимость в мире сочетаются с сохраняющим¬ся разделением народов по национально-государственным, формационным, геополитическим, религиозным и другим признакам.
Каждый народ отстаивает свое суверенное право на социальный и политический выбор, что нередко сопровождается насилием, а международные отношения характеризуются отсутствием консен¬суса между их участниками. Наряду с этим всегда существовала и в наши дни приобрела приоритетное значение общецивилизационная тенденция в раз¬витии народов, государств и всего мирового сообщества. С данной тенденцией неразрывно связано выдвижение в центр мировой по¬литики и международных отношений примата общечеловеческих интересов и ценностей, глобальных проблем современности. От¬личительной особенностью этих проблем является их комплекс¬ность, системность и всеобщий характер, что обусловлено расту¬щим единством современного мира, тенденциями к усилению вза¬имосвязи и взаимозависимости существующих экономических и политических структур. Глобальные проблемы представлены рядом основных групп нерешенных вопросов, затрагивающих международные
отношения в целом и их отдельные направления. К группе проблем преиму¬щественно социально-политического характера относятся: предот¬вращение ядерной войны; прекращение гонки вооружений, разо¬ружение; мирное разрешение региональных, межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; строительство не¬насильственного мира на основе утверждения доверия в отноше¬ниях между народами, упрочения системы всеобщей безопасности. В результате происходящих изменений международная система приобретает глобальный,
общемировой характер. Глобализация и институализация международных отношений отражают возраста¬ющее давление экзогенных факторов на взаимодействие государств на международной арене. Не случайно, что именно в последние годы, осознав нарастающие опасности и угрозы, народы с помо¬щью своих национально-государственных институтов, региональ¬ных и международных организаций стали активнее воплощать в практику глобальных взаимосвязей и взаимоотношений такие прин¬ципы, как демократизация,
демилитаризация, гуманизация. В социологической и политологической литературе существу¬ют подразделения международных отношений на различные типы по хронологическому, содержательному, функциональному и ино¬му признакам. Эта типология неоднозначна. Но в одном исследова¬тели единодушны: в системе международных отношений важную роль играют политические отношения. Именно международные политические отношения оказывают существенное влияние на фор¬мирование международного и мирового порядка. Свое влияние на международный и мировой порядок современные международные политические отношения оказывают тем, что располагают чрезвычайно большими возможностями – дипломатическими, орга¬низационно-правовыми, материально-техническими и информа¬ционно-пропагандистскими . Основным субъектом международных политических отношений выступает государство, имеющее полномочия осуществлять вне¬шнюю политику, участвовать в отношениях с другими государ¬ствами и международными организациями,
заключать договоры, объявлять войну и т.д. Наряду с государством в систему междуна¬родных политических отношений входят различного рода межго¬сударственные объединения, союзы и организации, призванные обеспечивать безопасность народов как в отдельных регионах, так и в мире в целом. В роли важных субъектов международных поли¬тических отношений выступают религия и церковь. И наконец, (весьма важным субъектом формирования и функционирования международных политических отношений
выступают сами люди. 2.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Под внешней политикой понимается совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права; интегри-рованный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных органов и учреждений мирового сообщества. Структурно внешняя политика представлена: внешнеполитической деятельно¬стью национальных государств, составляющих живую ткань меж¬дународных отношений и связей; политическими акциями регио¬нальных межгосударственных
и общественных структур, группи¬ровок, союзов и других объединений такого рода; деятельностью на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами. Сфера ее охватывает, таким образом, весь спектр политичес¬ких отношений, сложившихся между государствами и в надгосударственных рамках; ее главные приоритеты обусловлены реше¬нием проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Это прежде всего война и мир, всеобщая безопасность, охрана окру¬жающей среды, преодоление отсталости и нищеты. Внешняя политика является результатом глубокой трансфор¬мации международных связей и взаимодействий, возникновения общих проблем, решение которых уже не может быть найдено в рамках национально-государственных границ. В результате проис¬ходящих изменений международная система приобретает глобаль¬ный, общемировой характер. Решение глобальных проблем мировой политики во многом определяется динамикой хозяйственного развития,
перспективными интеграционными процессами, кото¬рые ведут к усилению взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мирового хозяйства и мирового рынка и тем самым создают экономическую основу для прогресса мирополитических отношений. Мировая внешняя политика отличается от политики составляющих ее элементов: она является не просто совокупностью или даже рав-нодействующей внешних политик государств и других участников международных отношений. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными качественными
особенностями, она ока¬зывает на поведение субъектов международных отношений само¬стоятельное влияние. Все основные элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части единого целого. Эффективность ее зависит от многих факторов, в том чис¬ле от действенности принимаемых политических решений и реко¬мендаций, соответствия внешней политики государств реально складывающейся обстановке. От внутренней политики внешнюю политику отличает отсут¬ствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение
обяза¬тельных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому миро¬вая политика представляет собой зону повышенного риска, в ко¬торой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от внеш¬ней политики она складывается во многом стихийно и не ограни¬чивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, име¬ющей в своей основе создание и поддержание стабильной между¬народной среды, в которой могли бы реализовываться интересы всех ее участников. Однако ошибочно было бы абсолютизировать особенности мировой политики. Как и всякая политика, она является – хотя и своеобразной – сферой властных отношений, представляет собой соперничество и согласование ценностей, целей и интересов госу¬дарств и других международных субъектов. Как и во всякой поли¬тике, ее объектами являются распределение ресурсов и организа¬ция общественной
жизни. Это означает, что мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности меж¬дународных субъектов, но и как процесс. Внешняя политика все больше должна становиться гуманисти¬ческой стратегией по объединению людей независимо от их наци¬ональной, государственной или социально-классовой принадлеж¬ности. В этом ее цель и назначение. Самая ближайшая задача миро¬вой политики: создать систему международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядер¬ного оружия,
насилия, страха, подозрительности и ненависти. И здесь предстоит большая работа по перестройке механизма мировой политики, основанного на поддержании военно-политичес¬кого баланса, равновесия сил и военно-стратегического паритета между государствами. Следующая задача внешней политики – это обеспечение безопасности и защи¬щенности человека. Речь идет о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта между-народных отношений. Возрастание удельного веса прежде всего таких ценностей,
как социальное и экономическое благосостоя¬ние, личное благополучие и безопасность, неотчуждаемость ос¬новных прав и свобод человека, все чаще приводит к тому, что государство должно отдавать именно им приоритет над традици¬онными ценностями своей внешней политики. Применение силы в мировой политике в соперничестве госу¬дарств на международной арене сегодня опасно. Это грозит унич¬тожением человечества. Сегодня биполярный мир распался. Поли¬тическая конфигурация мира усложняется, и есть все основания говорить о формировании многополярности мирового сообщества. Современный мир богат новыми элементами, которые способ¬ствуют перераспределению центров экономической и политичес¬кой активности. Таким образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений. 3. МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Политический процесс развертывается в отдельных странах, на региональном
и глобальном уровне как совокупная деятель¬ность социальных общностей и институтов, организаций и групп, отдельных лиц, преследующих те или иные политические цели. На мировой арене деятельными субъектами выступают народы, госу¬дарства, общественные движения и организации. В силу этого по¬литический процесс приобретает здесь собственное содержание, специфические черты и закономерности развития. В международных отношениях политические процессы являют¬ся результатом взаимодействия
их многообразных участников – внешней политики государств, деятельности межправительствен¬ных и неправительственных организаций (транснациональные кор¬порации, неправительственные исследовательские и информаци¬онные службы, неорганизованные социальные движения и т.п.). Основные формы (проявления) международно-политических про-цессов – это сотрудничество (разновидностями которого являют¬ся переговоры, многосторонняя дипломатия, различные виды интеграции и координации деятельности
государств и других уча¬стников международных отношений); конфликты, высшей фор¬мой которых выступает война, а также принятие внешнеполити¬ческих решений суверенных, независимых государств и решений международных органов, организаций и учреждений. Меняется социально-политический облик мира в целом и во всех своих составных частях. Как в мирохозяйственных, так и в мирополитических отношениях и связях сохраняются неравномер¬ность развития, глубокие противоречия. Вместе с тем на глобаль¬ный политический процесс оказывают возрастающее воздействие интеграционные процессы в экономике, что создает базу сближе¬ния народов и государств в социальной, политической и культур¬ной областях, способствуя общению и доверию между людьми, что для политики крайне важно. В XXI век человечество вступает, достигнув весомых результа¬тов в развитии глобального демократического процесса, о чем сви¬детельствуют многочисленные факты, события. Налицо полити¬ческое пробуждение огромных народных масс, которые разверну¬ли активную борьбу против
политических диктатур, военных хунт, централизованных моноструктур власти, различных форм господ¬ства коррумпированной бюрократии и олигархии. Тем самым ми¬ровой политический процесс обретает новые черты, что вырази¬лось, прежде всего в том, что в политику вовлечены, как никогда прежде, миллионы и даже миллиарды людей. Анализируя наблюдаемые сегодня на мировой арене измене¬ния, можно отметить характерные черты и тенденции современного политического процесса.
Во-первых, современный мировой политический процесс ха-рактеризуется переходным состоянием, когда нарастает тенден¬ция к установлению нового мирового порядка. Во-вторых, мировой политический процесс развивается слож¬ным, противоречивым и поливариантным путем, поскольку в де¬ятельности субъектов политического процесса реально сочетаются сознательные, упорядоченные выступления со стихийными, спон¬танными акциями. В-третьих, при сохранении общей детерминации политичес¬кого
процесса социально-экономическими факторами одновремен¬но возрастает его относительная самостоятельность, обнаружива¬ется растущая автономность и самоценность политики, полити¬ческих партий и движений. В-четвертых, мировой политический опыт показывает, что по мере усложнения и демократизации общественного развития ви¬доизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики; в политическом процессе участвуют раз¬нообразные представительные силы и движения: партии, проф¬союзы, молодежные, женские, конфессиональные организации, армия, группы поддержки и давления и т.п. Совокупность государств составляет здание мирового сообще¬ства. Они различаются по размерам, по «весу», по своей значимо¬сти и роли, которую они играют в жизнедеятельности междуна¬родных отношений. И пока мир продолжает оставаться разделенным на государства с различным уровнем социально-экономического развития, а значит, и с разными интересами, на государства «бо¬гатые» и «бедные»,
нет оснований полагать, что в их отношениях возобладают интересы общие. Распад биполярности мира усилил интерес к силовым законам, к геополитическим трактовкам ми-ровых реалий. Основной и важнейшей закономерностью функционирования системы межгосударственных отношений является тенденция к поддержанию в ней состояния динамического равновесия или ба¬ланса сил. «Баланс сил», «соотношение сил», «расстановка сил», «силовая политика», «политика с позиции силы» и иные анало¬гичные выражения,
широко используемые в политическом сло¬варе, наглядно свидетельствуют о значимости категории силы го¬сударства. Многие согласны с тем, что сила служит средством до-стижения определенных целей и что изменения в ней – одна из важных переменных, обусловливающих изменения в поведении государств. Интересы государства на мировой арене реализуются через политические цели и систему средств, служащих осуществ¬лению этих целей. Между интересами и целями, с одной сторо¬ны, и средствами их реализации –
с другой, существует тесная взаимозависимость. В связи с этим специального внимания заслуживает современ¬ное ракетно-ядерное оружие как компонент силы государства. Ра¬кетно-ядерное оружие создало новую военно-политическую ситу¬ацию в мире. Перед политиками встал вопрос о том, имеет ли создание и накапливание ракетно-ядерного оружия стабилизиру¬ющий или дестабилизирующий эффект. Имеются разные ответы, но большинство политиков и ученых считают, что ядерное оружие является сдерживающим фактором на пути к новой мировой войне. В послевоенный период стратегическая стабильность и безо¬пасность, особенно в отношениях между наиболее мощными в военном отношении государствами – СССР и США обеспечивалась благодаря достигнутому ракетно-ядерному паритету (на¬чало 70-х годов). Вскоре, однако, обнаружилось, что повышение его уровня не способствует укреплению безопасности обеих
сто¬рон, а снижает ее, повышает уязвимость их территорий и населе¬ния. Впервые в истории возникло явление, когда стало невозмож¬ным достичь победы, как в «большой войне», так и в гонке воору-жений. Ядерная война не может служить рациональным средством политики, найти в ней свое продолжение («формула Клаузевица»). Необходимость всеобщей безопасности превратилась в категори-ческий императив XX в. Мировой политический процесс развивался после окончания
Второй мировой войны крайне неравномерно. В 50-60-е годы в отношениях между Востоком и Западом между созданными ими военными блоками существовали острейшие противоречия, вы¬сокая напряженность – «холодная» и «психологическая» войны. В 70-е годы наступила разрядка, между СССР и США были под-писаны десятки договоров и соглашений, в том числе имевшие крупнейшее значение для укрепления безопасности.
В конце 70-х годов политическая разрядка вновь уступила место конфронтации, стратегии «прямого противоборства» и лишь во второй половине 80-х годов вновь изменился политический климат, были предпри¬няты беспрецедентные усилия по нормализации международной обстановки в области разоружения. Самое существенное состоит в том, что удалось отодвинуть непосредственную угрозу войны, перевести отношения между го-сударствами в русло сотрудничества по наиболее сложным вопро¬сам, затрагивающим мир и безопасность. Развернулся реальный процесс сокращения ядерного оружия, обычных вооружений и вооруженных сил, обозначилась тенденция к уменьшению глобаль¬ных военных расходов. Существенное влияние на оздоровление всей международной обстановки оказало улучшение российско-амери¬канских отношений, придание им качественно новых черт парт¬нерства. Однако мировой политический процесс сохраняет еще немало черт, унаследованных от того времени, когда
в международных отношениях доминировала ставка на силу. Об этом говорят регио¬нальные вооруженные конфликты, агрессия стран НАТО против Югославии, вооруженные противостояния в СНГ и другие очаги напряженности. Современная концепция международной безопасности – бе¬зопасности для всех – по своему существу носит комплексный характер и базируется на активном использовании в первую
оче¬редь невоенных, политических факторов. Должны окончательно уйти в прошлое военные блоки и союзы, балансирование на грани войны, доктрины ядерного устрашения, превентивного первого удара. Мирное пространство в ядерно-космический век сузилось и не должно больше служить плацдармом для силовой политики, агрессивных войн. Разумное самоограничение в военной области, достаточность средств для обороны, решительный отказ от исполь¬зования вооруженных сил и средств в спорных, конфликтных си-туациях, ставка
не на силу, а на мировой диалог, компромиссы диктуются всем ходом современного общественного развития, интересами выживания человечества перед лицом растущих гло¬бальных угроз. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Под внешней политикой понимается совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права; интегри-рованный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных органов и учреждений мирового сообщества. Структурно внешняя политика представлена: внешнеполитической деятельно¬стью национальных государств, составляющих живую ткань меж¬дународных отношений и связей; политическими акциями регио¬нальных межгосударственных и общественных структур, группи¬ровок, союзов и других объединений такого рода; деятельностью на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами. Сфера ее охватывает, таким образом, весь спектр политичес¬ких отношений, сложившихся между государствами
и в надгосударственных рамках; ее главные приоритеты обусловлены реше¬нием проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Это прежде всего война и мир, всеобщая безопасность, охрана окру¬жающей среды, преодоление отсталости и нищеты. Внешняя политика является результатом глубокой трансфор¬мации международных связей и взаимодействий, возникновения общих проблем, решение которых уже не может быть найдено в рамках национально-государственных границ.
В результате проис¬ходящих изменений международная система приобретает глобаль¬ный, общемировой характер. Решение глобальных проблем внешней политики во многом определяется динамикой хозяйственного развития, перспективными интеграционными процессами государства, кото¬рые ведут к усилению взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мирового хозяйства и мирового рынка и тем самым создают экономическую основу для прогресса мирополитических отношений. ЛИТЕРАТУРА 1. Тавадов Г.
Т. Политология. Москва, 2006. 2. Шелестов С.А. Основы политических знаний. Ростов-на-Дону, 2004.