Основные методики проведения аудиторской проверки расчетов

–PAGE_BREAK–·        проанализировать утвержденный порядок проведения инвентаризации на предмет его соответствия нормативным актам;
·        проанализировать полученные результаты текущей инвентаризации и сравнить их с результатами предыдущей инвентаризации;
·        дать оценку состояния и продолжительности хранения запасов, степени готовности незавершенного производства и капитального строительства, технического состояния основных средств и реальности финансовых обязательств.
Полученные аудиторские доказательства аудитору следует зафиксировать в рабочих документах.

2. Проверка расчетных операций при проведении аудита
2.1 Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Аудиторская проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направлениям:
·        наличие и правильность оформления договоров (контрактов) на поставку материалов;
·        проверка полноты и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг);
·        проверка своевременности и правильности оплаты за материальные ценности (работы, услуги).
При проверке следует обратить внимание на следующее:
·        имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
·        при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;
·        имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.
При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).
Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.
·        при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурнные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;
·        проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;
·        полнота оприходования материальных ценностей;
·        правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;
·        правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);
правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности, если в период предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались или на уменьшение финансирования (фондов). Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов);
·        правильность отражения операций при оплате векселями;
·        предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли;
·        при проверке расчетов с подрядчиками следует установить: обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты; нет ли приписок объемов выполненных работ;
·        правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 60 “Расчеты с дебиторами и кредиторами”;
·        соответствие данных журналов-ордеров №6, 8 по этим счетам данным, указанным в главной книге и балансе;
·        правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов.
В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поставщиками и подрядчиками установлено, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60. Также установлено, сто бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными документами. Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские балансы составлены на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприятия подтверждены соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют данным Главной книги и журналов — ордеров.
Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обобщает выявленные отклонения и несоответствия и уточняет предварительную оценку реальности сальдо.
2.2 Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо установить:
·        заключены ли договора поставки продукции;
·        реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
·        правильность ведения аналитического учета по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок);
·        правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;
·        соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере №11, главной книге и балансе.
Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 62 и всем счетам учета расчетов. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
2.3 Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
Аудитор проверяет наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновение и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности Аудитору следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами ведутся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
К ним относятся операции: с транспортными организациям за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций, отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов. Аналитический учет по счету 76 ведется по каждому дебитору и кредитору на карточках, а синтетический — в журнале-ордере № 8 (при журнально-ордерной форме учета) или машинограмме дебетовых и кредитовых оборотов по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Аудитор при проверке устанавливает:
·        правомерность использования счета 76 для выполнения расчетов;
·        правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам; правильность выдачи депонированной заработной платы и зачисления ее после сроков исковой давности (3 года) на счет 80;
·        правильность составления бухгалтерских записей по прочим дебиторам и кредиторам;
·        соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе.
2.4 Аудит расчетов с подотчетными лицами
Целью аудита расчетов с подотчетными лицами является проверка правильности учета расчетов с ними на предприятии.
Для этой цели аудиторам необходимо решить следующие задачи:
установить целесообразность и законность использования подотчетных сумм;
проверить соблюдение порядка возмещения затрат на командировочные расходы, предусмотренного законодательством РФ;
проверить достоверность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.
При аудите учета расчетов с подотчетными лицами следует руководствоваться следующими нормативными документами:
Порядком ведения кассовых операций, утвержденного Письмом ЦБ РФ от 04.10 93 № 18, в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.96 № 247;
Методическими рекомендациями по применению главы 21. “Налог на добавленную стоимость” Налогового Кодекса РФ, утв. Приказом МНС РФ от 20.12. 200 № БГ-3-03/447 в ред. Приказа МНС РФ от 22.05. 2001 № БГ-3-03/156, в ред. Федерального Закона от 29.05. 2002 №57-ФЗ.
Необходимо также изучить первичные документы: кассовую книгу, приходные и расходные кассовые ордера, Главную книгу или журнал хозяйственных операций, книгу регистрации командировочных удостоверений, авансовые отчеты с приложением к ним оправдательных документов, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, а также журнал-ордер № 7.
Расчёты с подотчётными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам предприятия на хозяйственные, командировочные, представительские расходы, на оплату поставщикам за продукцию (работы и услуги) и др. Их учет осуществляется на счете 71 “Расчеты с подотчетными лицами”.
Аудитор должен помнить, что сроки выдачи денежных средств подотчет устанавливаются приказом руководителя предприятия. Для контроля за сохранностью имущества предприятия целесообразно также отдельным приказом определить состав должностных лиц, которым разрешено получать наличные денежные средства на хозяйственные и представительские расходы. Авансовые отчеты должны утверждаться руководителем и подписываться главным бухгалтером.
Методом сплошной проверки авансовых отчетов аудитор устанавливает суммы, выданные отдельным сотрудникам в подотчет, назначение и фактическое использование авансов, наличие приказов о направлении работников в командировку, правильность оформления и своевременность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдательных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм, правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами. В результате выявляются факты оплаты командировочных расходов установленных норм. Суммы превышения установленных норм подлежат включению в совокупный доход работника и обложению подоходным налогом. Эти суммы не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия, а уплачиваемый по ним НДС относится за счет чистой прибыли или фондов. Покрываются за счет чистой прибыли также расходы предприятия по компенсации своим работникам расходов по проезду в городском и пригородном транспорте, по подписке на газеты и журналы для личного пользования.
Обоснованность произведенных через подотчетное лицо представительских расходов должна подтверждаться наличием оправдательных документов: приказа о назначении лица, ответственного за проведение мероприятия, программы встречи с представителями другого предприятия; сметы расходов, утвержденной руководителем; акта с приложенными документами, подтверждающими расходы; списка участников встречи.
Выявляя факты нарушений, аудитор регистрирует их в рабочих документах и определяет сумму заниженной для налогообложения прибыли, а также дополнительных платежей в Пенсионный фонд и подоходного налога.
При проверке правильности корреспонденции счетов по данному объекту учета важно исследовать также сторнированные и другие исправительные записи, за которыми могут скрываться отдельные ошибки. Для этого кредитовые обороты по счету 71 сверяют с суммами дебетовых оборотов по счетам учета материальных ценностей (10), затрат (20,25,26 и др.), денежных средств (50) расчетов (60,76 и др.). Дебетовые обороты по 71 счету сверяются с суммами по кредиту счета 50 “Касса”.
2.5 Аудит учета кредитов и займов
Для осуществления аудиторской проверки учета кредитов и займов аудитору следует руководствоваться ФПСАД, действующими в Российской Федерации.
Цель такой аудиторской проверки заключается в получении достаточных доказательств достоверности показателей отчетности, отражающих задолженность организации по полученным заемным средствам.
Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:
·        учетная политика предприятия;
·        первичные документы по разделу (участку) учета: регистры аналитического учета по разделу (участку) учета и регистры синтетического учета по разделу (участку) учета;
·        бухгалтерская отчетность.
В учетной политике необходимо указать такие сведения:
·        состав и порядок списания дополнительных затрат на займы;
·        способ начисления и распределения процентов по заемным обязательствам;
·        порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.
Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ № 1 допущений и требований.
К нормативным документам, регулирующим вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними относят договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам:
·        кредитные договоры и договоры займа;
·        другие условия кредитных договоров:
·        выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов;
·        кассовая книга: приходные и расходные кассовые ордера;
·        объявления на взнос наличными;
·        приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов;
    продолжение
–PAGE_BREAK–