Детская проституция как форма проявления девиантного поведения детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Детская проституция какформа проявления
девиантного поведения детей
Выполнила: студентка III курса ХГФ
Крекова Марина Борисовна
Проверила: преподаватель Сенина
Ольга Ивановна
Усть-Илимск 2004
Содержание
Введение… 3
I.Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания… 5
1.  Факторы, влияющие на девиантноеповедение детей подростков… 5
2.  Возрастные половые особенностидетей и подростков 8-18 лет… 7
II.Подростковая проституция… 9
1.  Проблема  и особенности детскойпроституции… 9
2.  Типология проституции. Детская иподростковая
проституция и криминал… 14
III. Исследование проблемы детской и подростковой проституции в городе Усть-Илимске… 27
Заключение… 29
Списоклитературы… 30
Приложение… 31

Введение
Проституция — это общемировое явление с глубокимиисторическими корнями. В условиях цивилизованного общества проституцияпревратилась в проблему. Имея биологическую основу, проституция не имеетаналогов в животном мире и представляет собой чисто чело­веческий феномен.Тесно связанная с культу­рой, проституция противостоит ей как нечто чуждое ивраждебное. Культура постоянно об­новляется и видоизменяется, сохраняя лучшиедостижения. Проституция остается почти не затронутой прогрессом, тормозит егосвоим низменно-примитивным началом.
Нарушение сексуальной избира­тельностикак основа проституции лиц женского пола.
Биологическое право выборапартнера, предоставленное женщине природой, может быть нарушено:
a)   врезультате наличия заболеваний, таких как шизофрения, нейроинфекции (менингит,энцефалит), травматические поражения голов­ного мозга, сосудистые поражениямозга и мозговых оболочек после перенесения детских инфекций (корь,скарлатина), опухоли мозга, опухоли коры надпочечников;
b)  в результате психических травм сневро­тическими последствиями;
c)  в результате изнасилования;
d)   в результате насильственного замужества или другихформ сексуального овладения жен­щиной против ее воли. Следствием перечисленногоможет стать потеря избирательности и склонность к про­ституции как с цельюзаработка, так и с целью получения сексуального удовлетворения.
Отсутствие этнокультурных пред­посылок для проституциив РФ.
В России в настоящее время нетидеологи­ческих и этнокультурных основ для проституции:
а) женщины имеют равные права с мужчи­нами;
б) нет расовой и этнической дискримина­ции;
в) заключение браков производится по добровольномусогласию партнеров;
г) эксплуатация сексуальности женщины запрещеназаконом (статья 118 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Социально-экономические предпо­сылки для проституции вРФ.
Социально-экономическая ситуация в Рос­сии в настоящеевремя характеризуется как нестабильная, отмечается рост безработицы, миг­рациянаселения, инфляция, темпы которой к настоящему моменту хотя и замедлились, ноостаются высокими, углубляется имуществен­ное расслоение. Эти факторы,безусловно, ска­зываются на росте проституции, но не являют­ся определяющими, очем свидетельствует еще более высокий показатель уровня проституции в странах сблагополучной социально-эконо­мической ситуацией.Проституция в свете положений Декларации о правах человека.
Так как проституция, т.е. предоставление сексуальныхуслуг за вознаграждение или без него, при условии, что женщина не выбираетпартнера, возможно только на основе болез­ненного состояния женщины, то этоявляется нарушением прав человека. Женщина в данной ситуации превращается втовар на рынке услуг. Партнер становится покупателем, нарушаю­щим правабольного человека. С повышением спроса на услуги проституток появляютсяпосредники — сутенеры, содержатели притонов и легальных (в странах, гдепроституция разрешена) или нелегальных (как в России) публич­ных домов. Этилюди эксплуатируют болезнен­ные качества личности женщины в корыстных целях.
Существует определеннаясвязь сексуальной ак­тивности сотклоняющимся (девиантным) поведением. Однимкажется, что сексуальная активность способствует его возникновению, другие видят в девиантном поведении почву для сексуальной вседозволенно­сти.Как бы то ни было, эти вещи взаимосвязаны. По данным американских исследователей, высокий уро­вень сексуальной активности подростков сочетается с кражами, угонами транспорта, насилием, бессмыс­леннымиразрушениями, алкоголизацией, наркотиза­цией. И. С. Кон отмечает, что все этидействия могут быть проявлением эмансипационных реакций, своего рода знаками самостоятельности, а там, где подростково-юношеская сексуальность не находится под осо­божестким запретом, ее связь с девиантным поведе­нием ослабевает.
Сдерживать,регулировать природные побуждения помогает и призвано воспитание. В условияхбеско­нечных«искушений», испытаний на прочность трудно сохранять воспитанность (весьма показательная мо­дель — переполненный общественный транспорт; ее использует в психологических исследованиях не одинсоциальный психолог). Половоевоспитание смыкает­ся не только снравственным воспитанием, но и с ши­роким кругом проблем экологии человека.Делясь с подрастающими поколениями опытом управления соб­ственной жизньювообще и сферой пола — в частности, мыдолжны позаботиться и о создании для его раз­вития оптимальных условий. Но здесь мы вступаем в не существующуюпока область знаний — сексологи­ческуюэкологию…
Знание об их воз­можности, предвидение их,оберегание от них детей и подготовка их к самостоятельному избеганию по­тенциально трудных «зон» могут значительно уменьшить их риск. Мы могли убедиться также и в том, что разумное поведение может быть неоценимой по­мощью,если все же такие ситуации возникают. Не всестороны влия­ния научно-техническогопрогресса на жизнь и социа­лизациюподрастающих поколений можно было пред­видеть заранее. Многие из нихоткрываются для по­нимания только теперь,заставляя искать новые пути иобосновывая с новых позиций те линии воспитания, в том числе полового, в которых еще недавно сомнения перевешивалиуверенность.

I. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания
1. Факторы, влияющие надевиантное поведение детей подростков
Основная задача образования — дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в общест­ве, найтисвое место в жизни, а также раз­витьсвои потенциальные способности.
Количествошкольников, которых вы­деляют как учащихся с девиантным пове­дением, к сожалению, с каждымгодом возрастает,потому что увеличивается чис­ло провоцирующих факторов, способст­вующих формированию отклоняющегося поведения. Понятия «девиантное» и«отклоняющееся»поведение являются сино­нимами.
Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, про­тиворечащие принятым в обществе пра­вовым или нравственным нормам.
Данная проблема ужеперестала быть толькопсихолого-педагогической. Она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 г. Федерального закона «Об основах системы профилакти­ки безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних» и закона«О профи­лактике безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних в г. Москве». В них записано, что профилактика безнад­зорностии правонарушений — это систе­ма социальных,правовых, педагогических и иных мер,направленных на выявление иустранение причин и условий, способ­ствующих безнадзорности, беспризорнос­ти, правонарушениям и антиобществен­ным действиям несовершеннолетних.
В системупрофилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолет­них входят комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав, органы управлениясоциальной защитой населе­ния и органы управления образованием, учреждения опеки ипопечительства, здравоохранительныеорганизации, служ­бызанятости и органы внутренних дел. Однако для того, чтобы профилактичес­кая деятельность тех или иныхслужб была эффективной,необходимо осознать, что отклоняющееся поведение имеет слож­ную природу, обусловлено разнообразны­ми взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значениеимеют:
Биологические факторы — это неблаго­приятныефизиологические или анатоми­ческиеособенности организма ребенка (нарушения умственного развития, де­фекты слуха и зрения, повреждения нерв­ной системы, телесные дефекты, дефек­ты речи идр.)
Психологические факторы — это психо­патологииили акцентуации характера. Данныеотклонения выражаются в нерв­но-психических заболеваниях, психопа­тии, неврастении, пограничных состояни­ях, повышающих возбудимость нервной системы иобусловливающих неадекватные реакцииподростка.
Социально-психологическиефакторы. Они выражаются в дефектахшкольного, семейногоили общественного воспита­ния, в ихоснове — игнорирование поло­возрастных ииндивидуальных особенно­стей детей,приводящее к нарушениям процессасоциализации.
Важнейшими причинамиотклонений впсихосоциальном развитии ребенка мо­гут быть неблагополучие семьи, опреде­ленные стили семейных взаимоотноше­ний, которые ведут к формированиюотклоняющегося поведения учащихся, а именно:
·    дисгармоничныйстиль воспитательных и внутрисемейных отношений,ког­да не выработаныединый подход, общие требованияк ребенку;
·    конфликтныйстильвоспитательных влияний,часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
·    асоциальныйстиль отношенийв дезорганизованнойсемье. Для нее характерны систематическоеупотребление алкого­ля, наркотиков,проявление немотивиро­ванной «семейнойжестокости» и насилия.
Анализ семьи и еевоздействий на пси­хосоциальное развитие ребенка показыва­ет, что у большой группы детейнаруше­ны условия ихранней (первичной) соци­ализации. В связи с этим невозможно от­делять проблемы ребенка и работатьс ним, не изучаясемью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родите­лей и детей.
Социально-экономическиефакторы включаютсоциальное неравенство, рас­слоение общества; обнищание значитель­ной части населения, безработицы и, как следствие,социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявля­ются в понижении морально-нравствен­ного уровня общества, отсутствии опре­деленной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социа­лизацию личности.
Таким образом,девиантное поведение предстаеткак нормальная реакция на не­нормальные для ребенка или группы под­ростков условия, в которых они оказа­лись, и в то же время как языкобщения с социумом,когда другие социально при­емлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально-психологи­ческая реабилитация.
Технологиясоциально-педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызываю­щих различного рода социальныеоткло­нения вповедении подростков.
Данная технологияотносится к кате­гориигрупповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной ра­боты, которая включаетдеятельность кружков,совета школы, экскурсионную работу, специальные занятия по форми­рованию культуры поведения вобразова­тельном учреждении, общешкольные мероприятия, взаимодействие с другимиуч­реждениями.
Технологияпсихолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации иродите­лей. Она включает в себя сбор информа­ции, первичное формулирование пробле­мы, психолого-педагогическуюдиагностику,разработку рекомендаций для ребен­ка, родителей, классного руководителя,учителей-предметников.
В рамкахобщеобразовательных учреж­дений технология социально-психологи­ческой реабилитации практически неис­пользуется.
2. Возрастные половые особенности детей и подростков8-18 лет
В юношеском возрастекаждому неизбежно приходится осознать свои сексуальные устремления исформировать свое отношение зародившейся сексуальной чувствительности – этоважный компонент юношеского самосознания.  Отношения молодых людей к своимсексуальным устремлениям может быть различным:
1.   Преувеличение физических аспектовсексуальности, разрядка сексуального напряжения с помощью циничных разговоров,сальных анектодотов и тому подобное;
2.   Аскетизм, подчеркнутопрезрительное отношение к сексуальной чувствительности как к чему-то низменному,стремление подавить в себе сексуальное влечение;
3.   Интеллектуализм, когдасексуальную чувственность считают «неинтересной», примитивной и тем самымпытаются избавиться от нее;
4.   Разрядка сексуальных влечений вонанизме (профессор сексологии Свядощ считает, что «умеренный онанизм(мастурбация) в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половойфункции, способствует снижению повышенной половой возбудимости и являетсябезвредным. Но чрезмерный онанизм может ослабить организм и поэтому следуетизбегать факторов, способствующих половому возбуждению»).
5.  Начало половой жизни следствие: а)появления влюбленности, либо б) сильных сексуальных желаний, либо в) каксредство доказательство своей взрослости, как средство самоутверждения и повышениясвоего престижа в глазах сверстников.
Определение детской проституции как феномена:
 1) Возрастная градация исходя из общих законовстановления сек­суального сознания и физиологической поло­вой зрелости можноусловно выделить три воз­растные группы девочек-проституток:
а) девочки от 8 до 11 лет. В норме этот воз­растхарактеризуют понятийная стадия сексу­ального сознания, половая незрелость, кон­венционный(договорной) уровень нравствен­ности, то есть понятие «что такое хорошо,что такое плохо» навязывает или активно воспитываетокружающая социальная среда;
б) девочки 11-14 лет. В норме этот возраст характеризуют романтическая стадия сексуаль­ногосознания, период пубертата, активного половогосозревания, сопровождающийся вы­сокой гормональной насыщенностью крови,формированием вторичных половых призна­ков, пробуждением либидо, конвенционныйуровень нравственности;
в) девочки 14-16 лет. В норме этот возрастхарактеризуют эротическая стадия сексуаль­ного сознания, окончание пубертата ивступ­ление в детородный возраст, автономный уро­вень нравственности, то естьспособность са­мостоятельно рефлексировать,оценивать и осмыслять, позитивные и негативные факто­ры социальной среды. Всилу характерного для юношеского максимализма возраста оценки и результаты рефлексиине всегда адекватны.
Таким образом изучив факторы, влияющие на девиантноеповедение детей подростков, я выделила основные, наиболее значимые:биологические, психологические, социально-психологические. Большую роль вразвитии ребенка играют взаимоотношения в семье. Для того, чтобы узнать причиныпоявления проституции, надо сначала изучить факторы по которым отклоняетсядетское поведение от нормы. Огромное значение имеют возрастные половыеособенности детей и подростков от 8 до 18 лет. Отношение молодых людей к своимсексуальным устремлениям играют большую роль в развитии психологическихотношений между сверстниками и другими людьми.

II. Подростковая проституция
1. Проблема и особенности детской проституции
«Среди всех ужасовжизни, среди всех страданий и кошмар­ных уродств ее, едва ли не самой ужасной гримасой этойжиз­ни кажется нампреждевременно взрослое и отупевшее лицо ребенка, продающего или продаваемогона панели и в домах разврата», — такписал в начале XX векаодин из наших сооте­чественников. Прошло свыше 80 лет, а детская проституция и порнография не только не ушли в прошлое, ноприобрели еще большие масштабы вроссийском обществе. Это обусловливае­тся рядом причин, в частности,либерализацией половой мора­ли,ослаблением социального и правового контроля со стороны государства, а также падением престижа институтасемьи и материнства в современномобществе.
Термин «проституция»происходит от латинского prostitutio -осквернение,обесчещение. Проституция (вступление в поло­вую связь за плату) — это одна изразновидностей половой де­морализации,другими проявлениями которой считаются вступлениев половую связь лиц, не достигших половой зрело­сти, вступление в случайные половые связи, беспорядочная половая жизнь.
Различные видыдеморализации в сфере полового поведения несовершеннолетних особеннораспространены среди девочек, о чем свидетельствует количество дефлорированных девочек 12-13 летнего возраста, число обращенийнесовершеннолетних по поводу производствааборта, распространение среди них ве­нерическихзаболеваний.
Проблема детскойпроституции усугубляется выработанным за годы советской власти тезисом «вРоссии секса нет», а зна­чит, нет и детей, предоставляющих оплачиваемые сексуальные услуги. Хотя если обратиться кпрошлому, то по отчету Петер­бургскоговрачебно-полицейского комитета, в 1889 году в Рос­сии среди официально зарегистрированных проституток число детей ввозрасте до 18 лет составляло 31%; в 1909г. их стало уже более 45%. А убежищапетербургских домов милосердия уже в 1910г.принимали детей, занимающихся продажей своего тела, начиная с 13 лет,хотя по уставу там должны были содержать­ся дети старше 16 лет. Оставаласьострой проблема детской про­ституции и в20-х годах.
В СССР какие-либосведения и научные знания о проституции практически отсутствовали. В «Словаре русского языка» про­ституция, как впрочем, иблаготворительность, значится эле­ментом эксплуататорского общества и понимается как «прода­жа женщинами своего тела с цельюдобыть средства к существо­ванию».
Хотя различают мужскуюи женскую; взрослую и детскую проституцию, наиболее изученной является женская проститу­ция. Женщины, которые вступают наэтот путь, являются това­ром, их тело — объектом купли-продажи. Способность женщи­ны привлекать мужчин — это ее«капитал», который расчетли­во инвестируетсяс целью получения максимальной прибыли. Изначальной причиной прихода женщин в эту сферу бизнеса является наличие спроса на «сексуальные услуги», закоторые мужчины платят и которые чаще всего оказывают женщины. В России проституция не преследуется, поскольку нетуголовного законодательства,запрещающего эту деятельность, а вот, напри­мер, в США предусмотрены репрессивные меры для женщин, занимающихся проституцией, в виде задержания илиареста.
Говоря о детскойпроституции, все немногочисленные науч­ные отечественные источники рассматривают в качестве основ­ного объекта сексуальнойдеятельности девочку-проститутку, замалчивая, что в обществе существует и другой вид детскойпроституции — гомосексуальнаяпроституция. При этом маль­чики могутоказывать платные сексуальные услуги в качестве «профессионалов», для которыхэто занятие является постоян­ным иосновным источником заработка; «мальчиков по вызо­ву», подрабатывающих таким образом; «мальчиков наподхва­те», которые время от времениполучают доход от оказанных имиуслуг. Их на­зывают альфонсами. Есть лишь приблизи­тельные данные об их численности. В 1996 г.в Москве было около 100 подрост­ков,зарабатывающих на жизнь таким способом.Несомненно, что в настоящее, время в связи с изменившимися социаль­но-бытовымиусловиями их стало намно­го больше. Вмесяц альфонсы имеют око­ло 400-600 дол., не считая бесплатной еды и подарков. Дамы, которые пользуются услугамиподростков-альфонсов, — это, как правило, разведенные женщины от 35 до 55 лет.
В России нет законов,запрещающих проституцию, но суще­ствует очень тесная связь между проституцией,законом и пре­ступлением. Проституция,как и порнография — один из меха­низмовперевода безнравственного поведения в преступное. Как свидетельствует практика, проститутки рано илипоздно преступают рамки закона,причем совершаемые ими преступления частоотягощаются сексуальным садизмом.
Не разработанность государственных инаучных подходов к осознанию самой проблемыдетской проституции, бездействен­ностьсоциальных, медицинских и правовых служб на фоне восторженных описаний красивой жизни и неизмеримых дохо­дов валютных проституток и воротил порнобизнеса всредствах массовой информации,отсутствие грамотного полового воспи­танияв школе и беспомощность родителей в семье ставят детей перед необходимостью самостоятельно решать этупроблему, делать свой собственный выбор.
Неграмотное решениеэтой проблемы самими детьми в силу их юного возраста и малого социального опытаприводит к пе­чальнымпоследствиям, на которых иногда сосредоточивают свое внимание государственные, общественные ичастные орга­низации.К таким последствиям можно отнести: подорванное детское здоровье, отягощенное побоями,криминальными абор­тами,венерическими заболеваниями, СПИДом, наркоманией и пьянством; связи с преступным миром инаступление уголов­нойответственности за совершенные правонарушения и пре­ступления; сексуальнуюкоммерцию, связанную с перевозкой и продажей детей за рубеж; психические травмы, ведущие к разрушению личности ребенка.
В Конвенции ООН оправах ребенка, которая подписана и нашейстраной, статьей 34 зафиксировано, что «государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуаль­ной эксплуатации и сексуального совращения».Однако до на­стоящего времени практически никаких реальных шагов в на­правлении выработки и осуществлениягосударственной поли­тики в отношении детей и подростков, занимающихся прости­туцией, сделано не было.
Ни один из научныхколлективов страны на сегодняшний день не занимается изучением проблемы детскойпроституции. Разработанозаконодательство об охране прав детей, разные министерства и ведомства с привлечением ученых ипрактиков занимаютсяразработкой национального плана действий, где отдельной строкой выделена проблема «Дети, находящиесяв особо трудныхусловиях», однако сфера обезличенных половых отношений в это понятие не включается, хотя право на жизнь, свободную от сексуальных домогательств, дарованоребенку от рождения.
В результате вобществе укрепляется сознание того, что заня­тие проституцией — сугубо личное дело каждого, которое по свидетельству многих подростков являетсяобщественно полез­ным занятием, поскольку вносит положительный вклад вснятие социальной напряженности между людьми. Но есть и обо­ротная сторона такого свободного выбора. Приведемлишь не­которые факты. Так, запоследние пять лет в России более двух тысячнесовершеннолетних мам убили своих новорожденных детей; от одиноких малолетних матерей поступает в дома ребен­ка около шести тысяч детей в год.
Известно, чтопроблема проституции имеет глубокие куль­турные, политические исоциально-экономические корни, по­этому для разработки наиболее эффективного механизма защи­ты ребенка от любой формысексуального домогательства необ­ходимознать историю этой проблемы.
Данный социальный феномен зафиксирован вистории в VI в.до н. э., хотя скорее всего это явление существовало и ранее, и связан с именем Солона, который считается первымизвестным организатором публичныхдомов, поскольку он покупал жен­щини предлагал их в «общее пользование» за внесение опреде­ленной платы.
Проституция началазарождаться еще впервобытные времена и су­ществовала в виде культа у разных народов, и, как общественное явление, она постоянно увеличивалась вмасшта­бах. Уже всредневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлени­ем, признавая его неизбежность.
Уровень проституциирезко вырос в результате развития капиталистических общественных отношений, имасштабы этогоявления начали вызывать серьезное беспокойство.В последней трети XIX в. были разработаны методы регламентации и способы медико-полицейского надзора с цельюупорядочить и по возможности ограничитьданного рода отношения. Од­накополитика запретов оказалась мало­эффективной.
В дореволюционнойРоссии прости­тутки составляли особый слой общест­ва, так называемых «разрядных жен­щин». Они обязаны были вставать научет в полиции,сдавать паспорт, а вме­сто него получали«желтый билет» — официальное свидетельствотого, что женщина уже не относилась кчислу «порядочных». Все «разрядныеженщи­ны» были обязаны регулярно проходить медицинские осмотры.
Причины проституцииактивно изуча­лись впервые годы Советской власти, однако в период сталинской диктатуры исследования были прекращены ивозоб­новились лишь в 60-е гг. XX столетия.В открытой печати результаты исследова­ний по этой проблеме начали публико­ваться совсемнедавно. Стало известно, что посравнению с 20-ми гг. минувшего векасущественно изменились и общественноемнение по отношению к проституции, исоциально-психологический портрет проститутки, и мотивы занятия этим ремеслом, и возраст, и категории проституток.
Атмосферасексуальной вседозволенности, царящая в подро­стковой и молодежной среде XX века, приводит к появлению новых страшных понятий —«общие девочки», «дети диско­тек», т.е. дети, родившиеся в результатебеспорядочных поло­вых контактов и связей.В Ежегодном отчете Департамента се­мьи, женщин и детей значится, что в1990 г. органами внутрен­них дел выявлено более 12 тыс. несовершеннолетнихнаркоманов, проституток, гомосексуалистов.Причем, как отмечается в документе, эти данные явно занижены — высокалатентная (скрытая) проституция. Так, полагают специалисты, только в Москве число детей, занимающихся проституцией,составляет не менее 10 тысяч.
Таким образом, сегодня проституцию, и впервую очередь детскую, необходиморассматривать прежде всего как острей­шуюсоциальную проблему, как один из видов социальной па­тологии, который выделяется по следующимпризнакам: отда­ча себя многим лицам; отдача себя за вознаграждение; полное равнодушиек личности получающего сексуальные услуги.
В этом аспектеможно дать следующее определение прости­туции, это форма девиантного поведения, выражающаяся в беспорядочных, обезличенных,внебрачных половых отноше­ниях, осуществляемых за плату.
Особенностьпроституции как отклоняющегося поведения состоит в том, что это явление предопределяетвзаимосвязанные с ним другие социальныеотклонения: алкоголизм, пьянство, преступность,административные правонарушения, соци­альныйпаразитизм, аморальное поведение, самоубийства.
О детскойпроституции говорят в том случае, когда ее призна­ки впервые проявляются до достижения ребенком 18 лет.
Поведение детей,занимающихся проституцией, принципи­ально отличается от поведения взрослых проституток. Кчислу наиболее характерных отличий можноотнести следующие:
–    Неосознанностьсовершаемых поступков. В отличие от взрослых проституток, осознанно и целенаправленноведущих антисоциальныйобраз жизни для получения дохода, у детей в качестве основных мотивов занятия проституцией выступаюттакие, какстремление к самоутверждению; любопытство; же­лание выглядеть взрослыми.
–    Получениеоплаты за свой труд в различных формах. Если взрослые проститутки вознаграждение за свой трудполучают, как правило, исключительно в денежном выражении, с детьми часторассчитываются вещами, косметикой, спиртными напитками, ужином в ресторане,сигаретами и пр.
–    Продажасвоего тела в любом месте по желанию полового партнера. В то время как взрослые проституткиобычно имеют дляпредоставления сексуальных услуг определенные условия (снимаемая постоянная квартира,места в гостиницах и др.), дети занимаются проституцией, как правило, на вокзалах, в салонах автомобилей, подвалах,подъездах, на чердаках и т. д.
–    Принятиеребенком при оказании сексуальных услуг больших доз алкоголя или наркотических веществ. Ребенку нередко вменяется в обязанности питьсо своим клиентом как можно больше и при этом опаивать своих клиентов, особенно таких, которых можно ограбить накрупную сумму.
–    Занятие проституциейс вынужденным перерывом, так как
время от временидети попадают, например, в приемники-распределители, приюты либо принудительно возвращаются к родителям.
–    Запугивание,шантажирование подростка возможным об­народованием занятия проституцией перед значимой группойсверстников,родителями или школьным коллективом в случае отказа заниматься этим видом деятельности.
–    Правовойнигилизм подростков, заключающийся в том,
что в число друзейподростка, как правило, входят криминальные элементы: фарцовщики, валютчики, наркоманы, сутенеры, но никого из них они несчитают преступниками и не связывают себя с преступным миром.
Рассмотревпроблему и особенности подростковой проституции, я поняла, что это онасуществует с давних времен. Но в последнее эта проблема обострилась. Внастоящее время в стране нет законов, запрещающих проституцию. В обществеукрепляется сознание того, что занятие проституцией – сугубо личное делокаждого.
Особенностидетской проституции заключаются в том, что в большинстве случаев дети неосознают правильности своих поступков.
Во избежаниетаких последствий за детьми нужен контроль со стороны взрослых. Дети иподростки, которые занимаются этим «бизнесом», вступили на такой путь попричине неправильного воспитания и бесконтрольного отношения со сторонывзрослых.2. Типология проституции. Детскаяи подростковая проституция и криминал
К проблемевыявления причин детской проституции обраща­ются как отечественные, так и зарубежные ученые: медики, психологи, социологи и др.
Анализируя отечественныйи зарубежный опыт, выделим основные причины детской проституции. Их можно разделить на три группы: генетические, илиих еще называют физиологи­ческие, социальные и психологические.
Генетические теориирассматривают влияние наследствен­ных факторов, приводящих детей к занятию проституцией. Биофизиологические теориисвязывают выбор «профессии про­ститутки»с определенным морфоконституциональным типом человека.
По данным русских ученых XIX в. В.Тарновского, В. Окорокова и др[1]., подвергнувших проститутокантропометрическим и биологическимисследованиям, было установлено, что хотя данная категория производит вобщем впечатление миловид­ных и дажекрасивых девушек, при более детальном изучении обнаруживается ряд физических недостатков: например, пре­обладание лицевых размеров над головными, чтодает возмож­ность сделать заключение и о меньшем объеме мозговых масс, идущих вущерб как умственному, так и нравственному разви­тию человека, оказывающего сексуальные услуги; существование физических признаков вырождения, таких какнеправиль­ные формы в развитии черепа, седлообразное и несросшееся верхнее небо, аномалии ушей, зубов, конечностей,асимметрия лица и пр.
На основании этихфизических особенностей был сделан о том вывод,что с биологической точки зрения проститутки — это категория прирожденно-порочных женщин, которые могут быть охарактеризованы как «болезненные илинедоразвитые существа, отягченные неблагоприятной наследственностью,представляющей несомненные физические или психические признаки вырождения, всего резче проявляющие своеотклоне­ние от нормальных женщин вотсутствии этических представ­лений ив половом отправлении».
Психологическиетеории дают различное объяснение приро­ды проституции, прежде всего детской. Теории личностных черт подчеркивают наличие уиндивида определенных качеств, приводящих его к такого рода общественному поведению, а именно зависимость; трудности вотношениях со сверстниками; отсутствие стремления к образованию.
Мотивационно-потребностныетеории считают, что занятие проституцией является второстепенной потребностью, на пер­вое же место выдвигаетсяудовлетворение потребностей в день­гах, а также в реализации сексуальных желаний. Психодинамические теориисвязывают тягу к занятию про­ституцией со стремлением подавить негативные переживания подростка, такие как чувствовины, страха, тревожности, воз­никающие в раннем детстве в результате искаженного семейно­го воспитания.
Трансактный анализ рассматриваетзанятие проституцией какодну из «игр», которая способствует достижению индиви­дом своих, как правило,деструктивных целей. Эти цели закла­дываются родителями в раннем возрасте в форме жизненногосценария личности, врезультате чего вырабатывается определенныйтип сценарного поведения, изменить которое бывает практически невозможно.
В отличие отбиологических и психологических теорий, ко­торые рассматривают проблемупроституции на уровне разви­тия и становления конкретной личности, т. е. на микроуровне,социальные теорииизучают эту проблему на макроуровне (вза­имосвязь с социальной политикой государства, культурнымии этническиминормами общества, экономическими условиями) и на мезоуровне (взаимоотношенияребенка с различными со­циальными группами).
На макроуровнепроституция обусловлена, в первую очередь, социально-экономической обстановкой в стране, взависимости откоторой она переживает свои подъемы и спады. В периоды высокой безработицы или инфляцииона возрастает, так как низкая заработная плата или ее отсутствие толкает человека, в том числе очень юного возраста,к оказанию сексуальных услуг, к участию в порнофильмах и пр. Среди социальных групп для ребенка наиболее значимой яв­ляется семья. Поэтому когдаговорят о предрасположенности его к занятию проституцией на мезоуровне, то выделяют следу­ющие причины:
–  неблагополучие семьи. Анализсоциологических опросов семей, где были выявлены дети, занимающиеся проституцией, показал, что взаимоотношениямежду родителями и детьми носили эмоционально обезличенный характер либо принимали формуфизического или психического насилия над ребенком; в
большинстве семейне проводился контроль за детьми со сторо­ны родителей или контроль принимал жесткий характер, провоцирующий противодействиеребенка установленным требованиям, иприводил к конфликтным ситуациям; в большинстве семей наблюдалась серьезная материальная нужда и продолжительная безработица родителей; среди членов семьизачастую оказывались ранее судимыелюди с криминальным прошлым; длябольшинства семей характерен низкий культурный уровень;
–  отсутствие семьи, отсутствиекого-либо из родителей, на­личие в семье отчима или мачехи;
–  раннее приобщение детей кспиртным напиткам, сексуальные притязания со стороны взрослых. Данныесоциологических опросов профессиональныхпроституток, проведенных в 1975 г. в США,показали, что в детстве практически все они были совращены, изнасилованы родителями илиродственниками, принуждены ксожительству с мужчинами старшего возраста, а затем брошены;
–  желание стать материально независимыми от семьи;
–  сексуальная активность подростка,лишенного материальнойи семейной поддержки;
–  недостаточная информированностьподростка о половых отношениях.На основании исследований Д. Бойера и Дж. Джеймса[2],проведенных в 1978 г. среди подростков, оказываю­щих сексуальные услуги, быловыявлено, что 63% получили первоначальныйтолчок к занятию проституцией, почерпнув извращенную информацию о сексуальных отношениях от дру­зей или в результате случайного собственногоопыта. У них от­сутствовали знания оконтрацепции, венерических заболевани­ях;
–  бесконтрольность и безразличие администрации образова­тельных учреждений к внешкольным занятиям детей.
Очень часто вкатегорию проституток попадают выпускники детских домов, которые в силу распада системы начального профессионального образования,куда могли бы пойти учиться дети с низким образовательным уровнем, повышенияпрестижа образованияв вузах, где бывшие выпускники детских домов просто не конкурентоспособны, высокого уровнябезработицы и практически полного отсутствия работы для несовершенно­летних вынуждены искать другиеисточники средств существо­вания.
Если подросток неполучает должного одобрения социально приемлемыми способами, не может реализовать себя всоциаль­но значимойдеятельности, не попадает в поле зрения педагогов и воспитателей, то происходитподмена социальных норм анти­социальными,социально значимой деятельности — амораль­ной,криминальной или преступной, а вместо педагогов прихо­дят криминальные авторитеты, которые организуяжизнедея­тельность подростка,вовлекают его в противоправные дей­ствия,эксплуатируя здоровье, подвергая опасности его жизнь. Сравнивая деятельность «эксплуататоров разврата»начала XX векаи сутенеров, которые успешно организуют труд несо­вершеннолетних в настоящее время, можно обнаружить одни и те же особенности организации данного процесса.
Сутенер — это человек, живущий насредства проститутки, рассматривающий еекак источник доходов и распоряжающий­сяими как своей собственностью.
Неотъемлемой частьюпроституции являетсясутенерство. Как правило, боль­шинствосутенеров — женщины, бывшие проститутки. Нобывает, что сутенерством занимаются нетолько взрослые, но и под­ростки. Они,так же как и взрослые, по­лучают заэто деньги, но гораздо меньшие, поэтомуэкономия очевидна. К тому же несовершеннолетнему сутенеру безопас­неенаходиться на улице, чем взрослому. Содной стороны, его самого и его «то­вар»не тронут бандиты, потому что по неписаным бандитским законам, тронуть ребенка— последнее дело. С другой стороны, подросток до 14 лет, согласно на­шему законодательству, неподсуден, Даже 15-летнего подростка можно привлечь к уголовной ответственности только за осо­бо опасные преступления, но сводниче­ство в это число не входит.
Механизм действиясутенеров отточен веками и может рас­сматриваться как своего рода технология.
Начальный этап ихдеятельности предполагает организацию сутенером «своего дела» путем вложения средств в покупкуили арендупомещений, создание других условий для превращения его в предприятие, приносящее доход.
Следующий этап — приобретение «живоготовара». В нача­ле XX векасуществовала определенная категория торговцев, которые вербовали и продавали девушек в дома терпимости. В Москве мужчин, занимающихся такой работой, называли«Маккавеями» (преимущественно это были евреи), а женщин-торговцев называли «няньками». Опытные торговцыработали на улицах, вблизи магазинов,куда посылали хозяйки своих молодыхмастериц; в больницах, где после выздоровления мо­лодые девушки частооказывались в затруднительном положе­нии; в семьях, где вербовщики появлялись внужный момент и нужный час ссоветами и реальной помощью; на фабриках, где заранее существовала договоренность между скупщиком «жи­вого товара» и хозяином, который объявлял осокращении кад­ров, но под видомблагодетеля переводил девушек якобы на другую«фабрику»; через газетные объявления, в которых нео­пытным девушкампредлагались «хорошие места постоянной работы», и т. д.
Многие из этихприемов используются и современными суте­нерами:
–  те же газетные объявления (толькоесли в начале века
объявления былизавуалированы и предлагалась хорошо оплачиваемаяработа достойных профессий: швеи, экономки, гор­ничной, то в современной ситуации нередко открыто говорится оприглашении девушек или юношей для оказания интимных услуг);
–  та же улица (только в начале векаэто по преимуществу былимагазины, теперь это вокзалы, где сосредоточена основная масса безнадзорных и беспризорных детей, которые, какпра­вило, согласны на любую работу и крометого отсутствует любой социальный контроль за их жизнью, что позволяет сутенеру распоряжаться ими так, как он этого пожелает,вплоть до фи­зического уничтожениябез страха поиска такого ребенка);
–  та же семья, когда ребенок,например, остается без родителей и средств к существованию и в нужный моментпоявля­ется «добрый дядя», который помогает преодолеть временные трудности, плата же за такую помощь — отдача себя исвоей квартиры в общее пользование преступной группы;
–  та же квартира хозяина, кудаприглашают девушек в гости для более близкого знакомства, обещая им, что ничего с ними не случится.
В XIX в., когда девушка соглашалась на такое приглашение, то с ней начинали работать вежливые и порядочныеагенты-развратители, усыпляя ее бдительность. Иногда с девушкой работало до шести специалистов. Такое совращениемогло длиться на протяжениинескольких дней. В качестве угощения обязательноприсутствовали спиртные напитки, специально изготовляемые хозяином из настоя нюхательного табака или сигар,растворенных в крепком вине. В состоянии опьянения
девушку обирали,забирали документы и насильно заставляли работать в публичном доме.
В XX в. существует практика приема на работу, особенно юныхдевушек, на должность секретарей-референтов, включа­ющая в качествеобязательного элемента посещение квартиры работодателяс целью более детального знакомства с претенден­ткой. В условиях безработицы и погони за красивой беззабот­нойжизнью на это идет большинство девушек. Дальше все как в XIX в. — угощение,спиртные напитки, наркотики, заканчи­вается это действо, как правило,исполнением сексуальных ус­луг по требованию«хозяина».
Еще одна форма вовлечения подростков впроституцию — когда их насильственнопохищают в состоянии алкогольного илинаркотического опьянения (чаще всего это происходит на дискотеках), азатем морально и физически подавляют (в нача­левека такая форма вербовки тоже существовала, но не на дис­котеках, а, например, в темных переулках, аллеях,когда груп­па выжидала свою жертву,похищала и насильно продавала в публичныйдом).
Кроме того, занятиепроституцией тесно связано с индустри­ей развлечений и фактически легализовано в таких видахбиз­неса, какмассажные салоны, игорные заведения, частные фир­мы, оказывающие интимные услуги, которые дляприкрытия содержатся какой-либонейтральной третьей стороной. Клиен­тами вних, как правило, являются мелкие предприниматели в возрасте 35-50 лет,имеющие семьи и детей.
Третий этап — продажа «товара». В начале века,когда «то­вар» привозился к месту назначения, собирались покупатели — содержатели публичных домов, определялисьдостоинства и недостатки товара, а затем начинался торг.
Торг русскимидевушками для удовлетворения целей развра­тане ограничивался Россией. Уже в XIX в.существовала меж­дународная торговля, где мировой известностью пользовались невольничьи рынки Вены, Лейпцига, Данцига, кудавывози­лись русские девушки из городовОдессы, Варшавы и Риги.
Эта проблема в нашейстране, вне всякого сомнения, суще­ствует и сегодня, однако цифры, показывающие ее размеры, отсутствуют. Но за рубежом этицифры открыты. Так, напри­мер, в Париже в1994 г. в страны «третьего мира» для исполь­зования в сексуальной коммерциибыло продано 8 тысяч детей (3 тыс. девочек и 5 тыс. мальчиков).
Ребенок, оказавшийсяв сфере проституции, проходит ряд этапов, превращающих «нормальное» поведение вдевиантное.
На первом этаперебенок приобретает статус человека низшего ранга с искаженными моральными и нравственными нормами.
На втором этапепостигаются определенные сексуальные зна­ния и умения как теоретического, так и практического харак­тера.
Третий этапхарактеризуется тем, что в сознании подростка складывается убеждение, что естественных половыхотноше­ний по любви между мужчиной и женщиной не существует.
Четвертый этапзакрепляет осознание негативного отноше­ния общества к занятию проституцией, вследствие чегоподро­сток ощущаетсебя человеком второго сорта.
В 1991 г. были предпринятысоциологические исследования московскихпроституток с целью разобраться в их психологи­ческом, внутреннем мире и понять мотивацию выбора этой сфе­рыдеятельности. 87% из опрашиваемых были несовершенно­летними. Исследования показали, что к морально-нравствен­ной стороне своей профессии они относятся достаточнобезраз­лично, практически все вступают в половые связи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, знаютправовые аспекты привлечения кадминистративной ответственности и штрафам,не опасаются официальных предупреждений, осозна­ют, что деньги, которые они добывают, торгуя собой, оседают в руках сутенеров, рэкетиров, фарцовщиков и т. д.
С одной стороны,при анализе данных рассуждений кажется, что проститутки представляют собой достаточно увереннуюпуб­лику, но сдругой стороны, в результате психологических иссле­дований было выяснено, что вечныйспутник жизни проституток — страх. Онистрашатся, что попадутся на связях с преступной средой, опасаются, что окружающие узнают об их доходах, опа­саютсябыть ограбленными, боятся за будущее своих детей.
Пытаясь вырватьсяиз круга страха, они начинают неумерен­но пить, употреблять наркотики. Многие из них оказываютсяв числе бродяг,многие погибают, либо становясь жертвами преступления, либо оканчивая жизнь самоубийством.
Подведем итог: Кто и почему встает наэтот скользкий путь?
–  Молодые девушки, оторванные от своей семьи (студентки,проживающие в общежитии,приезжающие на работу из других городов и сельской местности).
–  Девочки из неблагополучных семей.
–  Девочки, перенесшие в детстве пси­хосексуальную травму, после чегоу них возник болезненный интерес к половым отношениям.
–  Девочки, склонные к девиантному поведению. Они составляютосновную массуподростков-проституток.
Мотивы занятияпроституцией самые разные.Они таковы:
–  безысходность, когда девочка,уйдя из дома,отдается за кусок хлеба, чтобы выжить;
–  понуждение родной матери занять­ся этим ремеслом;
–  подражание взрослым, в том числесобственной матери;
–  пример подруги или знакомой.
Есть несколько путейвовлечения дево­чек-подростковв данную асоциальную группу:
–  Через объявления в газетах.
–  В рубриках «Развлечения»,«Работа», «Приглашаю», «Предлагаю» печатаются объявления фирм, набирающихдевушек для занятий проституцией. И такие объ­явления печатаются каждый день.
–  Через всемирную сеть Интернет. На его страницах можно найтимного объявлений охорошо оплачиваемой «ра­боте» для подростков, как для девочек, так и для мальчиков.
–  Через модельные агентства. Во многих агентствах принуждают не­совершеннолетних топ-моделей ксексу­альнымотношениям. После окончания работы в агентствах многие из них стано­вятся профессиональными проститутками.
–  Участие в съемках порнографических фильмов. Детямза гроши предлагают участвовать всъемках фильма. На черном рынке цена оригиналакассеты с детской порнографи­ей стоит от 500 до 700 дол.
В настоящее времясложился опреде­ленныйкруг клиентов, пользующихся ус­лугами девочек-проституток. Это вороти­лы преступного бизнеса,коммерсанты, сынки богатых родителей, уголовники-рецидивисты, а также женатые мужчины. Последние,по мнению психологов, поку­пают у малолеток утешение, самоутверж­даются с их помощью, реализуютсвои самые невероятные фантазии.
Стоимость услугмалолетних проститу­ток в городах России различна. Например, в Москве так называемыетранспортные проститутки,работающие вдоль москов­ской кольцевой автодороги, отдаются за 150—200 рублей и действуют в основном в одиночку. Уличные и поставляемые на заказпо звонку клиента — не менее чем за 150 дол., из которых две трети, как пра­вило, забирает сутенер. Иногда плата воз­растаетдо 500 дол. Но это означает, что проституткабудет работать всю ночь и обслуживатьцелую компанию. Пример­но ту же ценусутенеры берут за девствен­ницу, поисккоторой много времени не занимает. Говоря о проституции, необходимо знать и то, что занятие этим ремеслом ведет к заболеванию СПИДом и различ­ным венерическим заболеваниям, что ча­сто приводит к бесплодию женщины.
К проблеме классификации проституток,выделения опреде­ленных критериев различияпредставительниц этого рода заня­тий обращались ученые XIX и XX веков. Так, в отечественныхисследованиях прошлого века (И. Канкарович, А. И. Федоров[3])выделены три категории проституток,существовавшие тогда в России:
1)живущиевполне самостоятельно в комнате или квартире;
2)живущие за известную плату наполном пансионе у квар­тирных хозяек;
3)уличные проститутки, среди которыхосновное большин­ство составлялинесовершеннолетние.
Стоили детипо-разному. Как правило, для поддержания сво­его бюджета они были вынуждены обслуживать по несколько посетителей (от3 до 5) в день. Сколько бы они ни зарабатыва­ли,все деньги переходили в чужие карманы (как правило, су­тенера, которыйдавал им работу). Их эксплуатировали совер­шеннобессовестным образом: обращались как с животными, в любую непогоду выгоняли назаработок, били, морили голодом и т.д. Если по какой-либо причине они переставали зарабаты­вать деньги, ихвыгоняли на улицу — и тогда эти дети станови­лисьдо поры до времени беспризорными, пока не попадали в специальные детские учреждения.
Арена деятельности уличных проституток —главным обра­зом была улица, хотя они могли работать и в ресторанах, дру­гих увеселительных заведениях, банях.
Средняя продолжительность деятельностипроститутки — 5-7 лет, редко — 10. Если предположить, что она начинается обычнос 15-16 лет, то к 25-28 годам женщины оказывались либо в учреждениях здравоохранения, либо в специальных уч­реждениях, либо кончали жизнь самоубийством.
Среди современныхпроституток можно выделить следующие категории:
–  элитарные, центровые, шаровые,валютные. Эту группу со­ставляет немногочисленная категория материально обеспеченныхпроституток, имеющих высокий образовательный уровень, постоянную работу и клиентов,отдающих себя за высокую плату;
–  разовые. Данная группа состоитиз внешне привлекательныхмолодых людей, тщательно следящих за собой. Многие из них работают и обслуживаютклиентов по мере нахождения за­казов. Как правило, рано или поздно эти люди увольняются со своейосновной работы и начинают вести только праздный об­раз жизни со всеми вытекающимиотсюда последствиями;
–  семейные. Молодые семьи, внешневыглядящие благопри­стойными,всегда на хорошем счету. Однако, в случае появления дополнительного заработка, всегда готовы выехать по за­казу и обслужить клиента. Посредником в такихслучаях вы­ступает сутенер;
–  плечевые или дальнобойщицы,среди которых много несо­вершеннолетних. Получили свое название за то, что ездят с водителями грузовых машин(рефрижераторов, трейлеров) даль­него следования, обслуживая их в пути. Расплачиваются сними обычнопокупкой еды или в некоторых случаях одежды, иног­да при расставании водители даютим небольшую сумму денег. Если проститутка понравится шоферу, то он может ее рекомен­довать и передать своему напарникуили другому водителю. Основные местаработы таких проституток — заправочные стан­ции,закусочные или придорожные кафе, места стоянок и отды­ха водителей;
–  автомобильные или трассовые. Данный тип проституток, тоже, в основном, несовершеннолетних, выбираетсвоих клиен­тов на автомобильнойдороге под предлогом подвезти, прокатить­ся. Они неразборчивы в связях, часто меняют партнеров (по не­сколько человек за сутки), представляют большойриск распространения венерическихзаболеваний. Местом работы может бытьне только автомобильная трасса, а например, автомобиль­ная стоянка. Охранники стоянки могут открытьлюбую понра­вившуюся клиенту машину,а проститутка готова отдаться кли­ентуили группе клиентов прямо в автомобильном салоне;
–  вокзальные, скорее алкоголики,чем проститутки. Отдаютсяза небольшую плату, флакон одеколона или бутылку водки. Среди них много подростков, миркоторых ограничен треугольником: вокзал,детприемник, вендиспансер. Сутенеров они не интересуют,но иногда эту роль могут выполнять взрослые-бом­жи, отбирая у них все заработанное и оставляя подростков даже без этих малых средств к существованию;
–  школьницы-малолетки (начиная с8-летнего возраста).
Вступают в половыеконтакты либо по принуждению ближай­ших родственников, либо сутенера. Работаютподчас в антиса­нитарныхусловиях (вокзальные туалеты, подвалы и пр.), за ми­нимальную цену.
В настоящее время взависимости от психофизиологическихособенностей, задаткови социальных условий, которые приводят женщин на панель, проституток можно разделить на 2 категории.
1. «Порочные». У нихсклонность к проституциизакладывалась в семье. С ма­лых лет в них пробуждаются дурные ин­стинкты: ложь и лицемерие, к которым они постоянноприбегают, формируется наклонность к воровству, жестокости, употреблению алкоголя и наркотиков, что постепенно приводит к полнойдеграда­ции личности. Такие девушки становятся проститутками потому, что эта профессия, по их мнению, хорошо оплачивается.При этом онинисколько не заботятся о своем будущем. Даже те из них, кому удается выйти замуж, нередко возвращаются к своему прежнему ремеслу изаканчивают свои днив нищете, в больнице или в тюрьме.
2. «Случайные». Они встали на путь проституции по не зависящим от них при­чинам. Эти проститутки не столь уродли­вы в нравственном отношении и не так цинично бесстыдны, как «врожденные». Они началиторговать своим телом из-за нищеты,беспризорности или детского легкомыслия,т. е. из-за неблагоприятных обстоятельств, которым не смогли проти­востоять.
«Случайные»проститутки обращают насебя внимание мужчин блеском или роскошью своего наряда. Но при этом избегают встреч с людьми, которыезна­ли их до начала занятия проституцией. Вблизи своих домов они ведут себя при­лично и одеваются очень скромно,стара­ются непривлекать к себе внимания.
Среди такихпроституток немало тех, кто, родив ребенка, становятся заботли­выми матерями, оставляют свой прежний образ жизни, несмотря на то, чтопопа­дают в оченьтяжелые материальные ус­ловия.
Они есть в больших ималых городах. На­пример,по неофициальной статистике в Москве в1998 г. было около 300 тыс. про­ституток. К 2000 г. их количество возросло внесколько раз — только за 5 месяцев было задержано около 400 тыс. проститу­ток и среди них много девочек-подрост­ков,есть и такие, которым менее 10 лет. Следовательно,можно констатировать, что в нашейстране возникла другая серь­езная проблема — подростковая проституция.
Приведемопределение, которое дает­ся данному явлению в комментарии к ста­тье 151 п. 4. Уголовного кодекса РФ:
Занятие проституциейнесовершенно­летней — это неоднократное(не менее двух раз) вступление лица женскогопола, не до­стигшего 17 лет, в половую связь за деньги или иное материальное вознаграждение с лицоммужского пола.
Есть и другоеопределение понятия «подростковаяпроституция», которое на­иболее полно отражает современный смысл данного социального явления. Под­ростковая проституция — особое социаль­ное явление,характеризующееся тем, что подростки, т.е. лица, не достигшие 18лет, причем как женского, так и мужского пола,вступают неоднократно (не менее двух раз) во внебрачные половые отношения с боль­шим числом лиц заопределенное (матери­альное) вознаграждение по социально-эко­номическим и психолого-педагогическим причинам.
Деморализация в половой сфере как формадевиантного по­ведения весьма тесно связанас преступностью. Эта взаимосвязь наиболееотчетливо проявляется в нескольких отношениях.
Во-первых, лица, длякоторых характерны данные формы поведения, часто являются организаторами или активными участниками преступных групп.Ранняя половая распущен­ность девочек каквыражение пренебрежения к нравственным запретамобщества способствует в психологическом плане возможности совершить преступление. Катализатором здесь вы­ступают: отрицательное, как правило, окружениетаких подро­стков; неправильносформировавшиеся, связанные с половой распущенностью, извращенные илинеумеренные материальные потребности;привычка употреблять спиртное и праздно проводить свободное время.
Во-вторых, подростки, которым свойственнаполовая распу­щенность, создают криминальныеситуации, а иногда и прямо провоцируютсовершение преступлений. Как для преступника, так и для потерпевшей характерен низкий нравственный уро­вень. Поданным статистики 27% опрошенных осужденных за изнасилование показали, что до совершения преступления рас­полагали сведениями о репутации потерпевшей какбезнрав­ственной; 25% потерпевших от изнасилования своим безнрав­ственным поведением способствовали совершениюпреступле­ния; 22% потерпевших имели отрицательную бытовую харак­теристику;15% потерпевших были ранее изнасилованы либо осуждены по настоящему делу (5%),либо другими лицами (10%).
Все это даетоснование утверждать, что лица, для которых характерна деморализация в сфере полового поведения, нетоль­ко создаюткриминальную ситуацию, но и своим поведением формируют решимость у преступника совершитьпреступление и способствуют осуществлениюэтой решимости.
В-третьих, такиеподростки нередко сами становятся жерт­вами преступных посягательств. Проведенное исследование изнасилований, совершенных подростками, показало, что84% всех потерпевших составляли девочки«легкого поведения». Срединесовершеннолетних, потерпевших от изнасилования, включая и малолетних,16,8% уже до изнасилования находи­лись в интимной связи, т. е. в отношении ихранее было совер­шено преступление.
Учитывая всевышесказанное, можно выделить основные факторы, сдерживающие развитие проституции:
1) на макроуровне, связанном сгосударственной социальной политикой ипланированием, принятием законодательных мер, решением общественных и государственных вопросов в регули­ровании проблемы детской проституции,организацией инфра­структуры помощи,в качестве основных факторов выступают следующие:
–  повышение жизненного уровнянаселения,
–  сглаживание социальногонеравенства в обществе,
–  укрепление и стабилизацияинститута семьи,
–  контроль над порнографическойлитературой и видеозапи­сями,
–  введение уголовнойответственности за деятельность суте­неров
–  изменение общественного мнения вотношении проститу­ток;
2)      намезоуровне, рассматривающем отношения между ребен­ком и основнымисоциальными группами — семьей и коллек­тивом образовательного учреждения, гдеон должен находить­ся, важнейшим факторомявляется:
–  реализация программы половоговоспитания школьников
через институт семьии разные типы образовательных учреж­дений;
3)      намикроуровне, рассматривающем развитие и становление конкретной личности, выделим следующие факторы:
–  развенчание проституции как праздного, обеспеченного икрасивого образа жизни;
–  воспитание в ребенкевысоконравственных качеств и моральных норм.
В целом же проституция — это четко организованная преступная структура, выйти из которой подросткам практически невозможно.
Пока в Уголовномкодексе РФ статьи обуголовной ответственности за прости­туциюнет. Да и нужно ли ее вводить? Ведь наивнобыло бы думать, что если сегодня принять закон о запрете проституции или обответственности за занятие проститу­цией,то завтра ее не будет. Проститу­ция — это социальное явление. И бороть­ся следует не с проститутками, а с крими­нальным окружением, которое их создает и поддерживает. Но уже сейчас есть мно­го других законов, предусматривающих уголовноенаказание, особенно в случае противоправных действий с несовершен­нолетними.Однако несмотря на наличие этихстатей в Уголовном кодексе РФ, дети защищенызаконом слабо. В любом слу­чае, будь это спровоцированная взрослы­ми детскаяпроституция или бытовое на­силие, — дети практически не имеют пра­ва голоса. Они всецело во власти родите­лей. И дело может быть возбуждено толь­ко на основании заявления взрослого. ^Даже в случае изнасилования близкимиродственниками об этом не спешат заяв­лятьв правоохранительные органы, пред­почитаяразобраться в семье. Это есть прямоенарушение не только Федерально­гозакона «Об основных гарантиях прав ребенкав Российской Федерации» (от 24.07.98 г. № 124-ФЗ), но и Конвенции ООН оправах ребенка, принятой в 1989 г. и которуюРоссия ратифицировала в 1990 г., а также многих других постанов­лений правительства.
Что же касаетсязакона о легализации проституции,то такого закона пока нет. А нужна ли легализация самим проститут­кам? Социологические опросы среди них показали, что девушки согласныплатить налоги (т.е. выступают за легализацию), с тем чтобы чувствовать себя защищенны­ми от «крыш» и рэкета.
Пока органы власти вРоссии решают проблемупроституции на федеральном уровне, с ней борются в регионах страны самостоятельно. Например, в Санкт-Пе­тербурге для борьбы спроституцией была создана «Полициянравов». За 1996 г. она провела более 60 операций по разгрому своднических контор. В Москве с недав­них пор тоже появилась своеобразная «Полиция нравов». Из близлежащих мо­настырей Подмосковья и других городов России встолицу приезжают сестры Гос­подни. Их цель — нравственное перевос­питание девушек с панели. С помощью уговоров, длительных бесед монахини пытаются убедить девушек в неправиль­ностивыбранного ими образа жизни. Та­кая работа дает результаты.
Проблема проституциисуществует и в других странах, но там —свое отношение к ней. В большинствеевропейских стран жрицы любвидействуют на вполне ле­гальнойоснове. При соблюдении ими рядаусловий и ограничений никаких про­блемс властями у них нет.
Например, в Голландии,в столице и другихкрупных городах страны, этим ре­меслом разрешено заниматься, но строго в границах специальных кварталов.
В Уголовном кодексеКубы есть статья, предусматривающаятюремное заключе­ние за сутенерство. Лицам, признанным виновными в растлениинесовершенно­летних, полагаются сроки от15 до 20 лет.
Уголовный кодексИспании предусма­триваетдля виновных в изнасиловании несовершеннолетних тюремное заключе­ниедо 15 лет. В Англии и Германии давно принятызаконы, карающие тех, кто поль­зуется услугами малолетних проституток.
В Турции проституциясуществует со­вершеннозаконно. В остальных же му­сульманских странах, особенно ближне­восточных, отношение к проституткам далеко от турецкого иевропейского гума­низма.Проституция здесь категорически запрещена, и к виновным применяются строжайшие наказания, начиная отштра­фов и арестов изаканчивая забиванием камнямиобеих участвовавших в процес­се сторон.
Подростковаяпроституция получила наибольшеераспространение в Юго-Вос­точной Азии, прежде всего на Тайване, где зарегистрировано около 600 тыс. совсем юных проституток. В Индии их немного меньше — 400 тыс. НаФилиппинах — по­рядка 60 тыс., причем в это число входят дети в основном 10-13лет. В Гамбурге на 6 тыс. проституток приходится 300 мало­леток, услуги которых не превышают 100 марокв час.
Тем не менее, позакону детская прости­туциянаходится под строжайшим запре­том во всем мире, в том числе и в России. Однако мы стоим в начале пути борьбы с таким злом, как подростковаяпроститу­ция. Несомненно,этот путь будет долгим и нелегким.
Из последнегопараграфа я выяснила, что психологи изучили проституток и разделили их наразные категории в зависимости: от места работы, от возраста, от клиентов и др.Например, есть проститутки, живущие самостоятельно в своих квартирах, а есть –уличные. Существует и другое разделение на: элитарных, семейных, автомобильных,вокзальных, школьниц-малолеток. Так разделяют людей, занимающихся проституцией,для того, чтобы было легче исследовать их психологию, их образ жизни и причины,по которым они ведут такой образ жизни. Основные причины, по которым дети иподростки занимаются проституцией, делятся на три группы: генетические,социальные и психологические. Каждая из групп состоит из множества мелкихпричин, которые играют большую роль в жизни ребенка. Причины можнорассматривать начиная с наследственности и заканчиваю безвыходным материальнымположением.
Последствияпроституции ужасны для общества и для самих людей, занимающихся этой«профессией»: очень велика вероятность заражения различными венерическимизаболеваниями. Во-вторых, лица, для которых характерны данные формы поведения,часто являются организаторами и активными участниками преступных групп.В-третьих, подростки, которым свойственна половая распущенность, создаюткриминальные ситуации, а иногда и прямо провоцируют совершение преступлений.Также подростки нередко сами становятся жертвами преступных посягательств.
Проституция очень тесно связана с криминалом. Длятого, чтобы как-то бороться с преступностью, для начала надо устранить ееосновы. Ликвидировав проституцию в стане, заметно снизится криминал. ВУголовном кодексе РФ статьи об уголовной ответственности за проституцию нет, врегионах станы с ней нужно бороться самостоятельно, чтобы предотвратить ее тяжелыепоследствия.

III. Исследованиепроблемы детской и подростковой проституции
в городеУсть-Илимске.
Практическаячасть моей курсовой состоит из трех частей:
1.беседа с социальным педагогом в школе
2. опросшкольников по данной теме
3.беседа с инспектором по делам несовершеннолетних
Побывавв школе №1 и гимназии №1, я поняла, что социальной педагогики на темупроституции разговаривать не очень любят. В гимназии конкретно сказали, чтотакой проблемы у них нет, не было и не будет, потому что все дети находятся подчетким присмотром социальных педагогов.
В первойшколе, в отличие от гимназии, всего два социальных педагога (в гимназии Тили8). Я поговорила с одним из них. Все что мне удалось узнать это то, что случаипроституции не фиксируются, потому что она не доказывается. «Не пойманный, невор». Социальные педагоги знают девочек 10-11 классов, которые могут этимзаниматься. Таких девочек не много, но точное количество мне не сказали,естественно, и имен тоже не назвали. Они считают, если подросток идет на такойшаг, значит он психически не здоров, никакой другой причины здесь не можетбыть. В старших классах подросткам хочется иметь по больше денег, а идти наработу в таком возрасте нет желания.
Поэтомуони и ищут легкий заработок. С ними проводят беседы социальный педагог ипсихолог, ставят на «путь истинный». Но, по-моему мнению, эти работы(беседы) не дадут никакого результата. С подростками должен разговариватьчеловек, который авторитетен для них, тот, кого они будут слушать, и это никакне социальный педагог. Хотя если педагог завоюет у них доверие, только тогдаможно будет говорить о какой-то помощи.
Следующиммоим шагом было узнать у школьников как они относятся к проституции. Ясоставила анкету из трех вопросов (анкета прилагается в конце работы) и провелаее у двух одиннадцатых классов. Общее количество человек составляет 50.Мальчиков было 23 человека (46%), а девочек — 27 (54%).
Навопрос: как вы относитесь к проституции — большинство ответили отрицательно, только6 мальчиков относятся к проституции положительно. Объяснять свой ответони не захотели. Мне кажется, что если молодой человек не может пояснить свойвыбор, значит этот выбор сделан не обдуманно, наугад или по глупости.
Следующийвопрос звучал так: как стоит поступать с проститутками? И дан выбор ответов: а)ликвидировать; б) изолировать; в) помогать; г) игнорировать; д) принимать какие-либодругие меры (предложить какие?). Здесь мнения ребят разделились. Большинство — это 77, 8 % было за то,чтобы проституток ликвидировали, помогалиим или принимали какие-либо другие меры.Совсем мало — это 22,2 % голосов было за — изолировать и игнорировать.
Этот жевопрос был задан студентам высшего учебного заведения. На что 82 % учащихсяответили — проституткам надо помогать, 8 % — игнорировать и 10 % — приниматьдругие меры.
Заключение
Возвращаяськ поставленным целям в моей курсовой работе, могу сказать, что проблемыпроституции и причины ее появления я изучила. И поняла, что проблемапроституции имеет глубокие культурные, политические и социально-экономическиекорни, поэтому для разработки наиболее эффективного механизма защиты ребенка отлюбой формы сексуального домогательства необходимо знать историю этой проблемы.
Психологивидят генетические или физиологические причины проституции. Генетические теориирассматривают влияние наследственных факторов, приводящих детей к занятиюпроституцией. Так же существует ряд физических недостатков: например,преобладание лицевых размеров над головными, что дает возможность сделатьзаключение и о меньшем объеме мозговых масс, идущих в ущерб как умственному,так и нравственному развитию человека, оказывающего сексуальные услуги. Естьеще несколько причин, по которым дети и подростки занимаются проституцией — этокакая-то зависимость, трудности в отношениях со сверстниками, отсутствиестремления к образованию.
Педагогисчитают, что проституция обусловлена, в первую очередь, социально-экономической обстановкой в стране, в зависимости от которой она переживает своиподъемы и спады. В период высокой безработицы или инфляции она возрастает, таккак низкая зарплата или ее отсутствие толкает человека к оказанию сексуальныхуслуг. Еще причины могут скрываться в семье и школе ребенка: например,неблагополучие в семье, отсутствие семьи, бесконтрольность и безразличиеадминистрации образовательных учреждений к внешкольным занятиям детей.
Что женадо сделать, чтобы не было такой проблемы, как проституция в нашей стране?
Простоустранить все причины ее появления, описанные выше. Улучшитьсоциально-экономическую обстановку в стране. Подходить к каждому ребенкуиндивидуально и уберечь его от связи с таким бизнесом. Надо занять детейтворческими делами художественные кружки, танцы, музыкальные школы и другие. Затакими детьми должна следить школа, социальные работники и, конечно же, семья.
В Москвенашли метод борьбы с проституцией. Это скорее не борьба, а помощь девушкам спанели. Из близлежащих монастырей Подмосковья и других городов России в столицуприезжают сестры Господни. Их цель — нравственное воспитание девушек спанели. С помощью уговоров, длительных бесед, монашки пытаются убедить девушекв неправильности выбранного ими образа жизни. Такая работа дает результаты.
По закону детская проституция находится под строжайшимзапретом во всем мире, втом числе и в России. Однако мы стоим в начале пути борьбы с таким злом, какдетская и подростковая проституция. Несомненно, этот путь убудет долгим и нелегким.

Список литературы
1.   Андреева Г.М. «Социальная психология». — М., 2000.
2.   Бандура А. Уолтерс Р. «Подростковая агрессия: изучениевлиянии воспитания и семейных отношений». — М. 2000.
3.   ВасильковаЮ.В. «Социальная педагогика». — М., 2000.
4.   Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. «Девиантное поведениешкольников» // Вопросы психологии. – 1995, — №1, — с. 24-36.
5.   Гурко Т.А. «Особенности развития личности подростков вразличных типах семей» // Социс. – 1996, — №3, — с. 31-39.
6.   Дронов И. «Групповая работа со старшеклассниками,направленная на их адаптацию» // Семья, — 2003, — № 7/787.
7.   Зайка Е.В., Ячина А.С. «Психология школьников»//Вопросыпсихологии. – 1990, №4, с. 18-25.
8.   ЗакатоваИ.Н. «Социальная педагогика в школе».  — М., 1996.
9.   Иванова Л.«Подростковая проституция» // Воспитание школьников, — 2002, №9, с. 41-47.
10.             Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы»//Социально-политическийжурнал, — 1995, №2, — с. 20-31.
11.             Иванова Л. «Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания»// Воспитание школьников, — 2002, — №5, — с. 8-14.
12.             Каган В.Е. «О сексологии». — М.,  «Педагогика», 1991.
13.             Крайг Г. «Психология развития»,7-е международное издание. — М., «ПИТЕР», 2000.
14.             Лачина И. «Социальное поведение» // Социс, — 1997, — №5, — с. 13-21. 
15.             Лихачев Б. «Педагогика. Курс лекций». — М., 1999.
16.             Мудрик. Л.В. «Социальная педагогика». — М., 1999.
17.            Новиков Г. «Семейное воспитание» // Семья, — 2002, — №5/556.
18.            Павлов А.Г. «Поведение подростков» // Социально-политический журнал, -1993, — №4, — с. 24-37.
19.            Потапов Л. «Проблема проституции» // Аргументы и факты, — 2003, — №10(1167).
20.            Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста», — М., «ПИТЕР»,2000.
21.            Романенко С. «Проституция: Образ жизни» // Совершенно секретно, — 2002.№7(158).
22.            Самойлов А. «Так называемый Секс»,  — СПб., «Лениздат», 1991.
23.            «Социальная педагогика». Курс лекций / под редакцией Галагузовой  М.А.,-М., 2000.
24.             Столяренко Л.Д. «Основы психологии», –  Ростов-на-Дону, 1997.
25.             Фром Э. «Антология человеческой деструктивности»,  — М., 1998.
26.             Шибутани Т. «Социальная психология». — М., 1996.