Государственная регистрация юридических лиц, действий и актов

Контрольная работа по «Административное право»

Выполнила студентка 2 курса группы 2501 (на базе ВПО) специальности «Юриспруденция» Панина Светлана Ивановна

Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ)

Южно-Сахалинск

2009

Введение

Согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация – заключительный этап создания коммерческой организации. По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения, которого возникает юридическое лицо.

Государственная регистрация преследует цели:

осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

– проведение налогообложения;

– получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

– предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Цель данной работы является изучение порядка регистрации юридических лиц.

Задачами работы являются:

– изучение понятия и признаков юридического лица,

– изучение порядка регистрации юридических лиц.

1. Юридические лица – общие положения

1.1. Понятие и признаки юридических лиц

В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах. Кодекс устанавливает основные положения, на которых должно базируется последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший раньше чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом, для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами, правила которых не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса.

В соответствии со статьей 48 ГК, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде[1].

Российское гражданское законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность обладающей такими признаками организации считать ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.

Необходимо подчеркнуть, что даже наличие всех четырех перечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом – субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве. До тех пор, пока юридическое лицо не будет зарегистрировано, оно не имеет правоспособности.

Задачи (функции) организации, ее структура закрепляются в учредительных документах – уставе, учредительном договоре или в общем положении об организациях данного вида. В них определяется наименование и место нахождения юр. лица, порядок управления его деятельностью, органы управления, их компетенция, предмет и цели этой деятельности, а также иные сведения, предусмотренные. Наличие такого рода документов и является формальным выражением организационного единства как признака юридического лица.

Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее некоторого имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Очевидно, что отсутствие собственного имущества исключает возможность самостоятельного участия в гражданском (имущественном) обороте, а тем самым и признания субъектом гражданских правоотношений. Ведь участниками товарно-денежных отношений в нормальной ситуации должны быть именно собственники.

Принадлежащее организации имущество первоначально охватывается понятием уставного капитала или уставного фонда, размер которого отражается в ее учредительных документах. В результате участия в гражданском обороте в составе этого имущества обычно появляются не только вещи, но и определенные права и обязанности, а само оно, как правило, возрастает в объеме и по стоимости. В имуществе юридического лица могут выделяться и некоторые специальные имущественные фонды с особым правовым режимом. Все закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе. Числящееся на балансе организации имущество и характеризует его обособленность от имущества учредителей, в силу чего наличие самостоятельного баланса становится важнейшим показателем самостоятельности организации, бесспорно свидетельствующим о ее имущественной обособленности.

С имущественной обособленностью организации связана ее самостоятельная имущественная ответственность по долгам. Смысл обособления имущества юр. лица как раз и состоит в выделении таких объектов, на которые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание (с тем, чтобы вывести из-под него иное имущество учредителей или участников). Именно этим целям, прежде всего, служит уставный капитал (уставный или паевой фонд), который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только имеющимися денежными средствами.

Следовательно, наличие такого имущества составляет необходимую предпосылку для самостоятельной имущественной ответственности.

Наконец, показателем самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданском обороте, в судебных органах от своего имени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, полное товарищество, общество с ограниченно ответственностью, благотворительный фонд), а в ряде случаев на характер его деятельности. Фирменное наименование охватывает и указание на организационно-правовую форму юридического лица, поэтому использование соответствующего обозначения с указанием иной организационно-правовой формы не следует считать нарушением права на фирму. Юридическое лицо должно также иметь официальное местонахождения (юридический адрес), которое обычно определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах. По этому месту ему направляются различные документы, и определяется место исполнения некоторых обязательств. В спорных случаях место нахождения юридического лица может определяться по месту нахождения его органов.[2]

Целям индивидуализации юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, наряду с фирменными наименованиями служат товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товаров. Товарные знаки являются условными обозначениями, используемыми для отличия однородных товаров и услуг, выпускаемых различными производителями. Зарегистрированный в патентном ведомстве товарный знак порождает исключительное право на его использование. Наименования места происхождения товара используются для обозначения товаров, обладающих особыми свойствами, которые предопределены природными условиями и людскими факторами той местности, где они производятся. Право пользования таким наименованием может закрепляться за производителями соответствующего товара, действующими в данной местности. Наименование (фирменное наименование) юридического лица, а также другие гражданско-правовые средства его индивидуализации позволяют четко идентифицировать как принадлежность конкретных субъективных прав и обязанностей, так и сторону ответствующего договорного или иного гражданского правоотношения.

1.2. Правоспособность и дееспособность юридического лица

Как всякий участник гражданского оборота, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью.

Прежде всего, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации. У граждан же дееспособность, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека. Поэтому для юридических лиц различие данных категорий обычно не имеет значения. Прекращаются они также одновременно – в момент завершения ликвидации юридического лица, путем внесения соответствующий записи об этом в государственной реестр юридических лиц.

Правоспособность юридических лиц может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограничений), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений. Правоспособность граждан всегда является общей, ибо гражданин обладает признанной Законом возможностью иметь любые имущественные и личные неимущественные права. Правоспособность юридических лиц предполагается ограниченной, ибо юридическое лицо по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и учредительными документами целям его деятельности, и может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности. Объем гражданской правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами. Коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указан исчерпывающий (законченный) перечень видов их деятельности, могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью; специальной правоспособностью обладают лишь те коммерческие организации, для которых она прямо установлена учредительными документами или законом[3]. К числу таких организаций относятся унитарные юридического лица, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и др.). Они не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными. В отличие от этого сделка, совершенная в нарушение ограниченной Уставом юридического лица правоспособности, оспорима (то есть недействительна только в силу судебного решения). Может быть признана недействительной сделка, которая не соответствует целям деятельности юридического лица, “определенно ограниченным в его учредительных документах”, по иску самого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего надзор за деятельностью юридического лица.[4]

Однако такое решение допускается лишь при том непременном условии, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями. Ясно, например, что государственные учреждения или общественные организации не должны иметь широких возможностей для занятия коммерческой деятельностью, ибо они создавались для достижения совсем других целей. Именно из-за этого законодатель установил, что правоспособность юридических лиц – некоммерческих организаций всегда является специальной. Ее объем определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах. Кроме того, некоторые гражданские права и обязанности по самой своей сути могут принадлежать лишь физическим лицам. ГК допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридического лица независимо от того, распространяется ли на него принцип специальной или общей правоспособности. Прежде всего, это связано с тем, что для осуществления весьма широкого набора разнообразных видов деятельности необходимо иметь лицензию.

Лицензирование охватывает самый широкий круг видов деятельности, и среди них такие, как банковская, биржевая, страховая, медицинская, строительная, транспортная, общественное питание и др. Держатель лицензии не вправе передавать ее. В случае ликвидации юридического лица принадлежащая ему лицензия прекращает автоматически свое действие (допускается переход лицензии лишь в случаях реорганизации юридического лица – держателя лицензии). Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности определяется федеральным законом. Вместе с тем, государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью.

Все юридические лица независимо от того, распространяется на них принцип специальной правоспособности или нет, могут быть ограничены в правах, но только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Прежде всего, речь идет об ограничениях, которые исходят от компетентных органов. Все те органы, которым предоставлено право выдачи лицензии, могут отобрать ее либо заменить другой, сужающей в том или ином отношении возможность осуществлять соответствующую деятельность и тем самым совершать связанные с нею сделки.

Помимо указанных персональных ограничений правоспособности имеются ограничения общего характера. Так, в частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам и тем самым должно считаться запрещенным для всех остальных участников гражданского оборота. Примером может служить деятельность, которая составляет государственную монополию.

Основанное на законе ограничение правоспособности может иметь и другую форму: когда в соответствующем акте предусмотрено, какой именно деятельностью юридическое лицо заниматься не может. Так, в Законе о страховании установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая, предпринимательская и банковская деятельность. Закон о банках запрещает им совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков. В соответствии с Законом о них, биржи не могут заниматься торговой, торгово-посреднической и иной деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли. Там же предусмотрено, что биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанные юридического лица, учреждения и организации не ставят целью осуществление биржевой деятельности. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, поэтому они не могут обладать правоспособностью. Вот почему соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу.

1.3. Способы создания юридических лиц

ГК РФ установил единый способ образования юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, однако в правоприменительной деятельности часто возникает вопрос, имеет ли та или иная организация статус юридического лица. При этом для определения данного статуса берутся во внимание те соответствующие статьи ГК, либо положения других нормативных правовых актов, либо материалы судебной практики и правоприменительной деятельности.

Для уяснения смысла рассматриваемого вопроса необходимо рассмотреть способы (порядки) образования юридических лиц и выяснить, какие из них закреплены в действующем гражданском законодательстве.

Наука гражданского права выделяет следующие основные способы образования юридических лиц: уведомительный, регистрационный, разрешительный, признаковый, нормативный и уставный.

Уведомительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента предоставления его учредительных документов в соответствующий государственный или муниципальный орган (отправления их по почте или даже простого сообщения о создании юридического лица по телефону).

Регистрационный (явочно-нормативный или заявительный) порядок отличается тем, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации в уполномоченном на то государственном или муниципальном органе. При этом регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, а вступать в обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого юридического лица он не вправе. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Значение государственной регистрации юридических лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико, в особенности в период перехода от централизованной административно-командной системы к системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его правоспособность. Разрешительный порядок предусматривает обязательное предварительное получение разрешения (согласия) на создание юридического лица от уполномоченного на то государственного или муниципального органа. При этом в дальнейшем создание юридического лица может осуществляться двояким способом: либо последующей его регистрацией, либо принятием, уполномоченным на то органом решения о его создании. Например, в таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа. Практически такое же согласие нужно и для создания любой коммерческой организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышает 100 тысяч минимальных размеров труда.

Последний способ образования юридических лиц – уставный, по которому статусом юридического лица организация обладает с момента с утверждения уполномоченным на то органом (или лицом) устава данной организации.

По этому способу образования юридического лица, правоспособность юридического лица возникает лишь с момента, когда будет утвержден его устав. Так как правоспособность у организации появляется только с момента возникновения у нее статуса юридического лица, то получается, что при утверждении устава юридического лица оно получает соответствующий статус[5].

Уставный порядок образования юридических лиц частично сходен с уведомительным, однако не предполагает уведомления об образовании юридического лица органа государственной власти или местного самоуправления, при котором организация приобретает статус юридического лица лишь с момента такого уведомления. В отличие от уведомительного, регистрационного, разрешительного и уставного признаковый и нормативный порядки вообще не предусматривают какой-либо специальной процедуры образования юридического лица. Общим для всех названных способов возникновения юридических лиц является то; что при соблюдении любого из них у организации обязательно возникает статус юридического лица и какого-либо иного специального подтверждения наличия у организации данного статуса не требуется. При признаковом и нормативном порядках образования юридических лиц можно говорить о наличии двух независимых друг от друга процедур: первая – образование организации как экономической категории (хозяйствующий субъект, товаропроизводитель), при которой происходит объединение материальных и людских ресурсов без определения правового статуса; вторая – когда у данной организации как гражданско-правовой категории определяется статус путем либо выявления у нее признаков юридического лица, либо выявления, подпадает ли она под определение организации, которая признается юридическим лицом на основании правового акта.

Итак, мы рассмотрели все виды образования юридических лиц. В настоящее время ГК РФ установил единый регистрационный порядок образования юридических лиц на всей территории России и для всех видов организаций.

Исключение разрешительного порядка образования юридических лиц основывается на ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК, в соответствии с которой отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается. Таким образом, если учредители решили создать организацию со статусом юридического лица, то никто не может им это запретить или потребовать получения предварительного разрешения.

Отказ от уведомительного порядка образования юридических лиц базируется на ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 51 ГК, по которым юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным именно с момента ее осуществления. Иначе говоря, нельзя просто уведомить соответствующие органы о том, что юридическое лицо создано, необходимо пройти установленную федеральным законом процедуру государственной регистрации. Итак, ни в правовых актах, ни в учредительных документах организаций не может содержаться положение о том, что данная организация признается юридическим лицом. Статус юридического лица возникает у нее только с момента государственной регистрации. Таким образом, в настоящее время в РФ гражданским законодательством установлен единый для всех организаций регистрационный порядок образования юридических лиц. Приобрести статус юридического лица иным способом или в ином порядке (помимо государственной регистрации) никакая организация не может.

Несмотря на то, что ГК РФ закрепил исключительно регистрационный порядок образования юридических лиц, Федеральный закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности устанавливает иной способ образования юридического лица уведомительную регистрацию. В Законе заложен, по сути, исключительно уведомительный порядок образования юридического лица, ибо профессиональный союз обязан лишь в месячный срок со дня своего образования представить в органы юстиции свои учредительные документы для государственной регистрации, и даже если документы не соответствуют законодательству, отказать в государственной регистрации профессиональному союзу нельзя.

2. Порядок государственной регистрации юридических лиц

Согласно ст. 51 ГК РФ, определяющей общие правила государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Помимо волеизъявления учредителей, для создания коммерческой или некоммерческой организации необходим юридический факт государственная регистрация соответствующего: юридического лица при его Создании. Единый порядок государственной регистрации юридических лиц определяется ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», который вступил в силу 01.07.2002 г.

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Под государственной регистрацией юридических лиц следует понимать акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»[6]. Начиная с 01.07.2002 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является МНС РФ[7].

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Принципы ведения государственного реестра его содержание, порядок предоставления и условия получения сведений, содержащихся в государственном реестре, установлены ст. 4-7 гл. И ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» За государственную регистрацию юридических лиц, в т.ч. за государственную регистрацию изменений, вносимых в их учредительные документы, по общему правилу, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей. Следует иметь в виду, что в соответствии с и. 7 ст. 5 указанного Закона РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в т.ч. за регистрацию изменений, вносимых в их учредительные документы. Порядок государственной регистрации юридических лиц определяется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Правила, установленные в ст. 8-11 его главы III, имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, и применяются в случаях, предусмотренных другими глазами указанного Федерального закона, а именно при: а) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем учреждения (гл. IV): б) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем реорганизации (гл. V); в) государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре (гл. VI); г) государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (гл. VII)[8].

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц, предусмотренной ст. 24 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Общий порядок представления документов при государственной регистрации определяется ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»,

Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при' его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены Правительством РФ[9]

Уполномоченным лицом (заявителем) могут являться следующие физические лица:

-руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

-учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

-руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

-конкурсный управляющий или руководители ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

-иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством России данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Он не вправе требовать представления других документов, кроме тех; которые предусмотрены ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в т.ч. оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. В срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации регистрирующий орган представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

Факт государственной регистрации завершает процедуру создания организации и означает возникновение нового юридического лица – полноправного субъекта гражданских правоотношений[10].

Необходимо обратить внимание на то, что с 01.07.2002 г. налоговый орган, совершивший государственную регистрацию юридического лица при его создании, осуществляет постановку такого юридического лица на учет в качестве налогоплательщика. Поэтому одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании (путем учреждения или в результате реорганизации) и комплектом документов, представляемых при государственной регистрации, о которых говорилось выше, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории России. На основании указанных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе должно ему выдаваться (направляться) в течение пяти дней со дня государственной регистрации. Этим же приказом утвержден Порядок постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию. Отказ в государственной регистрации юридического лица с 1.07.2002 г. возможен только в двух случаях, названных в ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»:

а) непредставления определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на указанные нарушения.

Таким образом, в настоящее время отсутствует возможность отказа в государственной регистрации в связи с несоответствием содержания представленных при регистрации документов требованиям законодательства. Данное основание для отказа в регистрации было предусмотрено, в частности, ГК РФ (п. 1 ст. 51) до внесения в него изменений и дополнений ФЗ от 21.03.2002 г. «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». В новой редакции ст. 51 ГК РФ содержит положение о том, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.[11]

Вопрос об ответственности за соответствие содержания представляемых при регистрации документов требованиям законодательства в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» решен принципиально иначе, чем ранее. Теперь ответственность за соответствие законодательству сведений, содержащихся в указанных документах, возложена на заявителя и (или) соответствующее юридическое лицо.

Такой подход должен позволить почти полностью исключить административное усмотрение регистрирующих органов и саму возможность юридической оценки ими соответствия требованиям законодательства представляемых при регистрации документов. Представляется, что законодателем в данном случае найдено правильное решение, поскольку юридические службы регистрирующих органов в силу недостаточного профессионализма кадров часто были не в состоянии квалифицированно оценить тот или иной правовой документ. А это, в свою очередь, влекло на практике необоснованные отказы в государственной регистрации юридических лиц, создавало препятствия развитию предпринимательства и, следовательно, тормозило экономическое развитие страны.

Во всех случаях представления документов для регистрации юридического лица (гл. IV, V, VI и VII ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц») в удостоверенном подписью заявителя заявлении о государственной регистрации подтверждается, в частности, что предусмотренные для конкретных случаев документы соответствуют требованиям законодательства (см. поди, «а» ст. 12, подп. «а» ст. 14, поди, «а» ст. 17, подп. «а» ст. 21 указанного Федерального закона). Подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации во всех случаях должна быть нотариально удостоверена. Это лишает заявителя возможности в случае возникновения правового конфликта утверждать, что не он является субъектом юридической ответственности, предусмотренной ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Кроме того, согласно указанной статье, регистрирующий орган может в судебном порядке требовать ликвидации юридического лица, в частности, в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений законодательства, если такие нарушения носят неустранимый характер[12].

Заключение

Большое значение имеет вопрос о регистрации юридического лица. Государство предусматривает возможность создания его как субъекта права только в установленном им порядке.

Традиционно сложились следующие системы регистрации юридических лиц:

-разрешительная, при которой окончательное решение вопроса о создании юридического лица принимается государственным органом по его усмотрению;

– явочная, при которой государственные органы только ставятся в известность о создании юридического лица и, если этого требуют правила, автоматически вносят его в реестр;

-нормативно-явочная, при которой государственные органы принимают решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях, определённых нормативными актами, и не могут по своему усмотрению (например, мотивируя нецелесообразностью существования) отказать в регистрации юридического лица.

Нормативно-явочная система регистрации юридических лиц существует сейчас в России, и новый Гражданский кодекс лишь закрепляет её, внося при этом некоторые коррективы. Так, например, предполагается изменение существующей в настоящее время дифференцированной (в разных органах) системы регистрации юридических лиц на единый порядок регистрации всех юридических лиц, коммерческих и некоммерческих, в органах юстиции.

Одним из требований, предъявляемых законом к созданию и деятельности коммерческого юридического лица, является наличие у него учредительных документов. К учредительным документам относятся устав и учредительный договор. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения, в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.

В настоящее время регистрация юридических лиц осуществляется налоговыми органами, что способствует избежать уклонения юридических лиц от уплаты налогов.

II. Задачи. вариант № 2

Задача № 1.

а) Объясните, какие из названных ниже организаций, органов управления и структурных подразделений являются и какие не являются и почему органами государственного управления: Саратовская областная Дума, Министерство иностранных дел РФ, Приволжская железная дорога, финансовый отдел администрации города, районная прокуратура. Президиум областной коллегии адвокатов, административная комиссия, фермерское хозяйство, министерство финансов РФ, администрация Красноярского края, канцелярия облздравотдела, отдел ГИПДД РОВД, юридический отдел Министерства культуры РФ, Управление федеральной службы налоговой полиции по Саратовской области, Министерство путей сообщения РФ, Комитет по управлению имуществом области, общий отдел администрации области, Комитет по архитектуре и градостроительству администрации области, отдел ЗАГС администрации области, информационно- вычислительный центр администрации области.

б). Какие из найденных Вами органов управления и почему по характеру компетенции являются органами общей компетенции, какие отраслевой и межотраслевой компетенции?

Ответ.

Саратовская областная Дума

Министерство иностранных дел РФ

Приволжская железная дорога

Финансовый отдел администрации города

Районная прокуратура

Президиум областной коллегии адвокатов

Административная комиссия

Фермерское хозяйство

Министерство финансов РФ

Администрация Красноярского края

Канцелярия облздравотдела

Отдел ГИПДД РОВД

Юридический отдел Министерства культуры РФ

Управление федеральной службы налоговой полиции по Саратовской области

Министерство путей сообщения РФ

Комитет по управлению имуществом области

Общий отдел администрации области

Комитет по архитектуре и градостроительству администрации области

Отдел ЗАГС администрации области

Информационно- вычислительный центр администрации области.

Задача № 2.

При опросе студентов о понятии должностного лица были даны следующие ответы:

а) государственный служащий, занимающий должность;

б) государственный служащий, имеющий в своем подчинении других работников;

в) государственный служащий, который является представителем власти;

г) государственный служащий, который вправе совершать какие-то властные действия (например, привлекать к ответственности) и издавать нормативные акты;

д) гражданин, который посредством зачисления занимает должность на государственном предприятии, может совершать служебные юридические действия, наделен властными полномочиями в отношении не подчиненных ему по службе лиц.

В чем состоят недостатки данных определений и какое из них ближе к истине?

Задача № 3.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации имеет полномочия в сфере исполнительной власти.

Входит ли Президент Российской Федерации в систему исполнительной власти?

Ответ. Не входит.

Федеральные государственные органы исполнительной власти.

1. Общефедеральные (центральные) органы:

а) орган общей компетенции – Правительство России;

б) центральные федеральные органы специальной компетенции.

2. Территориальные федеральные органы специальной компетенции:

а) межрегиональные (командование военного округа, например);

б) региональные (областные военкоматы, налоговые инспекции и др.);

в) местные (районные военкоматы, налоговые инспекции и др.).

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.[13]

Задача № 4.

Освободившийся из мест лишения свободы Федотов, ранее проживавший в г. Курске, прибыл в г. Орел на постоянное место жительства по адресу: ул. Разина. 5, кв. 13 (размером 20 м). В квартире проживает одинокая пенсионерка Симонова, приходящаяся Федотову теткой. Через две недели после приезда в Орел Федотов представил в ОВД свой паспорт на регистрацию. Через 10 дней после этого начальник паспортно-визовой службы отказал ему в постановке на pегистрационный учет для проживания в г. Орле. Федотов возразил начальнику, заявив, что тот, будучи должностным лицом, незаконно ограничивает ею конституционное право на выбор места жительства и что отказ будет обжалован в суд.

Допущены ли какие-либо нарушения законодательства сторонами данного правоотношения?

Ответ: В указанном случае нарушения законодательства допущены обеими сторонами данного правоотношения.

III. Тест

Тестовые задания по дисциплине «Административное право»

1. Какие из перечисленных определений относятся к управлению:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы, обеспечивающих их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

2. Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечения ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития.

3. Управление – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

4. Все перечисленные определения.

2. Какие из перечисленных признаков относятся к управлению:

1. Управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

2. Осуществление его не любым способом, а с помощью только юридических мер воздействия.

3. Управление обеспечивается угрозой применения государственного принуждения.

4. Осуществляется любым способом воздействия на поведение участников совместной деятельности и обеспечивается угрозой применения государственного принуждения.

3. Регламентируют ли административно-правовые нормы указанные сферы:

1. Административно-правовой статус граждан.

2. Административно-правовой статус общественных объединений.

3. Ключевые (основные) вопросы организации и деятельности государственных предприятий.

4. Регламентируют все перечисленные сферы.

4. Что понимается под источником административного права:

1. Уставы городов.

2. Конституция РФ. Постановления правительства, Указы президента.

3. Постановления главы местной администрации.

4. Постановления, решения администрации края, области и местной администрации.

5. Все перечисленные источники.

5. На какие виды подразделяется общее право жалобы:

1. Им обладают все граждане.

2. делится на виды.

3. Никак не подразделяется

4. Право на административное и судебное обжалование.

6. Имеют ли право органы исполнительной власти в административно-правовой сфере:

1. Организовывать исполнение законов.

2. Содействовать гражданам в реализации их конкретных субъективных прав.

3. Давать разъяснения нормативных актов РФ, обязательные для всеобщего исполнения.

4. Содействовать исполнению закона.

7. Во взаимодействии с какими из перечисленных органов может быть реализована административная правоспособность:

1. С государственной системой исполнительной власти.

2. С государственной системой законодательной власти.

3. С судебной правовой системой.

4. С государственной системой судебной власти.

5. Со всеми вышеперечисленными системами.

8. Какие из указанных прав реализуются во взаимодействии с управленческими структурами:

1. Право граждан участвовать в управлении государством.

2. Право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

3. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность.

4. Все перечисленные права.

9. Как классифицируются органы исполнительной власти:

1. По характеру организационных форм.

2. По характеру компетенции.

3. По характеру решения подведомственных вопросов.

4. По всем перечисленным критериям.

10. Какие органы являются основными звеньями системы федеральных органов исполнительной власти:

1. Правительство РФ.

2. Федеральные министерства.

3. Иные Федеральные органы исполнительной власти.

5. Все названные органы.

11. Какие из перечисленных принципов относятся к органам исполнительной власти:

1. Федерализм.

2. Централизация и децентрализация.

3. Законность.

4. Все перечисленные принципы.

12. Какие сроки установлены для административного задержания:

1. 48 часов.

2. 24 часа.

3. не более 10 часов.

4. не более 3-х часов.

5. срок не установлен.

13. Какие из перечисленных определений относятся к административному процессу:

1. Совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления такой деятельности.

2. Регламентированная законом деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и разрешению дел имеет задачу обеспечения реализации закона.

3. Оба указанных определения.

14. Какие из указанных видов относятся к видам административного производства:

1. Производство по делам об административных правонарушениях.

2. Дисциплинарное производство.

3. Производство по жалобам.

4. Согласительное производство.

5. Все указанные виды.

15. В какой орган обжалуется постановление органа внутренних дел о наложении административного взыскания:

1. Вышестоящему должностному лицу.

2. В вышестоящий орган.

3. В судебном порядке.

4. В любой из указанных органов.

16. Кем опротестовываются постановления о наложении административного взыскания:

1. Гражданином, на которого наложено взыскание.

2. Судом.

3. Районным прокурором.

4. Городским прокурором.

5. Судом и прокурором.

17. Кем может быть изменено постановление о наложении административного взыскания:

1. Судьей.

2. Председателем суда.

3. Председателем вышестоящего суда.

4. Председателем данного суда и судьей.

5. Всеми названными должностными лицами.

18. Что входит в систему элементов административной организации управления:

1. Правовая ответственность субъектов, вытекающая из административно-правового положения.

2. Органы законодательной и судебной власти.

3. Нормы законодательства в целом.

19. На каком из принципов базируется разграничение компетенции в области управления между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов:

1. Централизация.

2. Федерализм.

3. Децентрализация.

4. Демократический централизм.

20. Какие из перечисленных полномочий относятся к вневедомственному специальному контролю и надзору:

1. Полномочия по предупреждению преступлений.

2. Полномочия по пресечению правонарушений.

3. Полномочия по устранению причин и условий правонарушений.

4. Все указанные полномочия.

21. Какие функции министерств РФ:

1. Финансирование предприятий, учреждений, организаций.

2. Осуществление экспертиз проектов и смет.

3. Назначение на должности и освобождение от должности руководителей подведомственных предприятий, учреждений, организаций.

4. Все перечисленные функции.

22. Кем должен рассматриваться материал о административном правонарушении (Федоров в день своего 18-летия употребил спиртное в общественном месте за данное нарушение на него был составлен протокол работниками милиции о привлечении его к административной ответственности):

1. Начальником органа внутренних дел.

2. Административной комиссией местной администрации.

3. Комиссией по делам несовершеннолетних при местной администрации.

4. Начальником инспекции по делам несовершеннолетних.

5. Единолично судьей по представленным материалам.

23. Какие из перечисленных условий влекут корректировку в организации управления:

1. Чрезвычайное положение.

2. Военное положение.

3. Иные обстоятельства, вызывающие нарушение нормальных условий жизни и необходимость формирования управления, приспособленного для их устранения.

4. Все перечисленные условия.

24. Какие из перечисленных органов относятся к органам государственного управления строительством:

1. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

2. Государственная жилищная инспекция РФ.

3. Управление архитектуры и градостроительства местной администрации.

4. Все перечисленные органы.

25. Какие из перечисленных органов относятся к органам государственного управления транспортом:

1. Российская транспортная инспекция.

2. Министерство путей сообщений.

3. Министерство связи РФ.

4. Другое.

26. Какие из перечисленных полномочий относятся полномочиям органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан?

1. Контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья.

2. Распределение средств, выделяемых из федерального бюджета.

3. Разработка и реализация программ повышения уровня занятости населения.

4. Все перечисленные полномочия.

27. Какое из названных определений относится к образованию:

1. Образование – комплекс знаний, полученных человеком в процессе обучения в образовательных учреждениях любого уровня.

2. Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

3. Образование – комплекс знаний, полученных человеком в процессе обучения в образовательных учреждениях, воспитания и самообразования.

28. Какое из указанных образовательных учреждений относится к образовательным учреждениям среднего профессионального звена?

1. Академия.

2. Университет.

3. Институт.

4. Техникум.

5. Училище.

29. В каком случае образовательное учреждение лишается государственной аккредитации:

1. В случае направления аттестационной службой повторной рекламации образовательному учреждению в течение года.

2. в случае направления повторной рекламации образовательному учреждению в течение 2 лет.

3. В случае направления повторной рекламации образовательному учреждению в течение 3 лет государственным комитетом по Высшему образованию.

4. В случае направления государственной аттестационной службой направления учебному учреждению повторной рекламации в течении 2 лет.

5. В случае направления повторной рекламации образовательному учреждению в течение 2 лет Министерством образования РФ.

30. В течение какого срока может быть наложено административное взыскание после совершения правонарушения:

1. В течение 1 месяца.

2. В течение 1 года.

3. Срок зависит от вида правонарушения.

4. В течение 2 месяцев.

5. Срок не установлен.

31. Какие из перечисленных функций относятся сущности и назначению контроля:

1. Своевременное и оперативное выявление и пресечение правонарушений.

2. Устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

3. Выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

4. Все указанные функции.

32. Какие из указанных групп относятся к полномочиям органов, осуществляющих административный надзор:

1. По предупреждению правонарушения.

2. По пресечению правонарушения.

3. По нормотворчеству.

4. Все указанные группы.

33. Какие из перечисленных функций относятся к предмету общего надзора органов прокуратуры:

1. Соответствие законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов.

2. Надзор за законностью в подразделениях милиции общественной безопасности.

3. Внесение протеста на приговор суда.

34. В чем состоит содержание судебного контроля:

1. Правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти.

2. Выявление нарушений законности.

3. Выявление условий и причин, порождающих нарушение законности.

4. Принятие мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан.

5. Привлечение виновных лиц к ответственности.

6. Все перечисленные функции.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Гражданский кодекс РФ. М., 2004.

2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”

3. Комментарий к ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. М., 2003.

4. Комментарий к ГК РФ/Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 2003

5. Комментарий к части первой ГК РФ./ Гуев А.Н. M: ИНФРА-М, 2000.

Научная литература

1. Буров B.C. «Федеральный закон РФ о государственной регистрации юридических лиц». – Ростов-на-Дону, 2002.

2. «Гражданское право. Часть 1»/ Под ред. Антокольской Т.В. – М., 2003.

3. «Гражданское право. Часть 1»/ Отв. ред. Мозолин. В., М.: Юрист, 2003.

4. «Гражданское право: Т.1»/ Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2002

5. «Гражданское право. Часть 1»/. Толстого Ю.К., М., ТЕИС, 2002

6. «Гражданское право. Т.1»/Под ред. Гуева А.Н., М.: Юрист, 2003.

7. Жилинский С.Э. «Правовая основа предпринимательской деятельности». М., 1998.

8. Закупень Т.В. «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», М: Норма, 2001.

9. Пучинский Б.И. «Коммерческое право России». – М., 2001.

10. «Регистрация юридических лиц». – М.: Дело, 2002.

11. «Споры при регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц», – М., 2000.

12. Тихомиров М.Ю. «Юридические лица: правовое положение, порядок образования», М., 2000.

13. «Юридические лица», М.: Дашков и К., 2003

1 Регистрация юридических лиц. – М.: Дело, 2002. – С. 24

[2] Регистрация юридических лиц. – М.: Дело, 2002. – С. 29

[3] Гражданское право. Часть 1./ Под ред. Антокольской T.B. – М., 2003. – С. 102

[4] Юридические лица. – М.: Дашков и К., 2003. – С. 12

[5] Гражданское право. Часть 17 Под ред. Антокольской T.B. – М., 2003. – С. 106

[6] Буров B.C. Федеральный закон РФ о государственной регистрации юридических лиц. – Рн/Д, 2002 – С. 11

[7] Регистрация юридических лиц. – М.: Дело, 2002. – С. 64

[8] Гражданское право. Часть 1./ Под ред. Антокольской Т.В. – М., 2003. – С. 112

[9] Юридические лица. – М.: Дашков и К., 2003. – С. 16

[10] Юридические лица. – М.: Дашков и К., 2003. – С. 19

[11] Буров B.C. Федеральный закон РФ о государственной регистрации юридических лиц. – Рн/Д, 2002 – С. 34

[12] Буров B.C. Федеральный закон РФ о государственной регистрации юридических лиц. – Рн/Д, 2002 – С. 98

[13] Конституции Российской Федерации гл.4 ст.85 п.2

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru/

Дата добавления: 23.06.2013