Контрольная работа
По предмету:История отечественного государства и права
Государственные реформыПетра I. Формирование абсолютизма
1. Государственные реформы Петра I
1.1 Предпосылки инеобходимость реформ Петра I
К концу XVII в. выявилось прогрессивноеотставание России от передовых Европейских государств. Россия по-прежнемусохраняла архаичный (устаревший) социально-экономический уклад и политическийстрой, в то время как западные страны уже в XVI-XVIIвв. перешли к абсолютизму и стремительно наращивали военно-экономическийпотенциал, когда как в России появились лишь первые признаки новых тенденций вэкономике и общественно-политический жизни. Состояние России в то время непозволяло эффективно решать внешние политические задачи: не смотря нанепрерывные войны и огромные затраты на них так и не удалось добиться выходу кБалтийской и Черному морям, необходимо было заимствовать опыт Запада, а дляэтого сломить не доверие к нему. Предпосылки преобразований первой четверти XVII в был: 1. экономические – началоскладывания всероссийского рынка, возникновение мануфактурных производств,развитие торгового капитала, 2. социально-политические – зарождение абсолютизмаво второй половине XVIII в., 3.культурные – проникновение светских начал в культуру, освобождение ее отбезраздельного господства церкви и религий. Для того чтобы реализовать задачиобновления всех сфер общественной жизни необходимо было установить более тесныеконтакты с Европой через Балтику, что в свою очередь вызывает необходимостьрешения внутренних проблем модернизации политического и экономического строя.
1.2Экономико-политические реформы Петра I
Реформаторскаядеятельность Петра I в экономическойсфере привела к небывалому экономическому росту за первую четверть XVIII в., возникновению не менее 200мануфактур, в то время как в конце XVII в. их было около 30. Характерная черта экономического роста начала XVIII в. определила роль государства вэкономике его активного и глубокого проникновения во все сферы хозяйственнойжизни, причинами этого были: 1. господство в Европейских странах того времени,а вслед за ними и в России концепции меркантилизма в соотношении скорпоративизмом, основой экономического могущества государства считалосьнакопление им денежных средств, для чего поддерживался активный балансторговли, то есть преобладание вывоза над ввозом и проводился протекционизм вполитику (в 1724 году был принят протекционный таможенный устав), 2. неудачнаяпричина – Северная война (1700-1721 гг.), что обусловило расширение строительствамануфактур оборонного значения в связи с необходимостью обеспечения армии.Поражение под Нарвой в ноябре 1700 г. привело к осознанию необходимостиувеличить перевооружение армии, были выработаны новые принципы и приемыуправления экономической системой государства, заказ гарантированного сбытапродукции по твердым довольно высоким закупочным ценам, прямого регулированияважной отрасли экономического создание берг-мануфактур (горнодобывающих) имануфактур, коммерц-коллегий (торговых). Символизирование проведенияполитического государственного регулирования экономического развития примерно сконца 10 г. XVIII в., когда военная угроза былаотодвинута, Петр I пошел насущественные изменения торгово-промышленной политики, суть изменения состояла впринятии различных мер по поощрении частного предпринимательства, главной изних была так называемая Берг-привилегия 1719 г, то есть указ, разрешавший всем желающих, не зависимо от социального происхождения, искать полезные ископаемые истроить заводы, даже если это сопряжено с нарушением феодального права наземлю, на которой были найдены руды. Особые распространение получила практикапередачи государственных предприятий частным владельцам, получивших при этоммногочисленных льгот, так в 1702 г. например, Невьянский завод был переданНиките Демидову. Важные преобразование социального характера конца 10 начала 20гг. XVIII в. привели к изменениям, характерроссийский мануфактур в это время была резко усилена борьба с побегами крестьянс предприятий – массовое возвращение беглых, а в 1721 г. все население было переписано и внесено в налоговый кадастр, а также прикреплено навечно кместу проживанию. Это вызвало кризис в обеспечение мануфактур рабочими рукамизатруднило вольный найм, поэтому в 1721 г. вышел указ Петра I разрешить частным мануфактурамнезависимо от их социальной принадлежности покупать к своим заводам крепостныхкрестьян – это был решающий шаг по превращению промышленных предприятий, накоторых зарождался капиталистический уклад, в крепостнические предприятий, тоесть функционировать на безе крепостного труда, поэтому уже указку казенныемануфактуры могли использовать труд приписанных крестьян, то естьгосударственных крестьян приписывали к заводам, на которых они должны былиотработать подушную подать. Вводился также институт рекрутов – пожизненныхпромышленных солдат, то есть солдат, несших свою службу на заводах. Такимобразом, два основные последствия петровской политики в области экономики были– созданы мощной экономической базы необходимой развивающейся нации иодновременно существование торможение имевшихся тенденции развития страны по капиталистическомупути, на который встали другие Европ народы.
1.3 Административные исоциально-политические преобразования
Из всех преобразованийПетра I центральное место занимает реформагосударственного управления. Уже в первые годы Северной войны Петр проводитреформу – создает новые административные образования – губернии – объединениенескольких уездов. Первоначально было создано 8 губерний, позже 11. В рукахгубернатора были сосредоточены значительные административные и финансовые полномочия,была создана разветвленная сеть бюрократических учреждений на местах с большимштатом чиновников. Губернии делились на провинции, провинции на уезды. Основнойцелью этой реформы было обеспечение армии всем необходимым. В губернияхрасполагались полки армии, которые население было обязано содержать. Вцентральных управлениях также появились тенденция бюрократизма. В 1711 г. был создан новый высший орган административной и судебной власти обладавший законодательнымиполномочиями – Сенат (боярская дума в 1704 г. прекратило свое существование). Сенат возглавлял генерал-прокурором, который должен был контролироватьдеятельность всех государственных учреждений через систему подчинения емупрокуроров разных рангов. С целью регламентации работы государственногоаппарата был создан генеральный регламент (1719-1924 гг.) содержащий самыеобщие принципы его работы. Общие принципы применялись к отраслям управления,развивались и детализировались регламенты отдельных учреждений, при этом работакаждой группы чиновников, число которых увеличилось в 3-4 раза за время реформопределялась своей инструкцией в 1711-1718 гг. были созданы коллегиицентральных органы отраслей управления подчиненные Сенату. В результате военнойреформы (1699-1705 гг.) была создана мощная регулярная армия лигвед-дворянскогоополчения и стрелецкие войска. Комплектация армии осуществлялась на основерекрутской повинности от 500-300 или 200 мужских душ брали одного пожизненногорекрута. Важность значения в утверждении абсолютизма имела церковная реформа. В 1721 г. Петр I ликвидировал патриаршество и ввелсинодальное управление русской церковью, характеризовавшей коллегиальностью иучастием в управление церкви светских единоверцев. Святейший Синод подчинялсяСенату на правах духовной коллегии, во главе его стоял обер-прокурор, то естьгражданский государственный чиновник. Петр I объявил себя фактически главой церкви, тем самым уничтоживее автономию и превратив в часть государственного аппарата. Более того, Петр I использовал церковь для провиденияполицейской политики. Священники согласно закону были обязаны доносить властямобо всех незаконностях услышанных на исповеди – это пагубно отразилось надуховном развитии общества и состоянии самой церкви, нравственный авторитет былзначительно подорван. В петровскую эпоху произошло окончательная концелидациядворянского сословия, этому способствовало принятию в 1714 г. Указа «О единонаследии», закрепившего окончательное слияние вотчины и поместья, феодальныевладения стали наследоваться, как вотчины, и не делимы как поместья. Сословноедворянство обладало монопольным правом владения земли и души, вместо принципапроисхождения, позволявшее занять высокое место в обществе и на службе,вводился принцип личной выслуги, условие, которое определи законодатель новыйпринцип, был зафиксирован в табеле о рангах 1722 г., в котором были определены все ступени административной лестницы. Этим актом был открытдоступ в дворянское сословие выходцам из других социальных слоев, достигшихчина 8 класса, с другой стороны дворянство превращалось ввоенно-бюрократический корпус полностью подчиненный царю, для которого службабыла главным условием благосостояния. «Раскрепощение» дворянства началось лишьв 30-60 гг. XVIII в. В 1736 г. срок государственной службы дворян был ограничен 25 годами. В 1762 г. Указ Петра III «О вольности дворянства» они былиосвобождены от обязанности государственной службы, таким образом. Таким образомреформы органов власти и управления, а также социально-политическиепреобразования Петра Iзнаменовали создание в России политической системы абсолютизма. Социальная ценареформ была очень высока – налоги и повинности выросли за 25 лет в 3 раза,значительная часть населения вымерла или погибла на строительства Петербурга,флота, мануфактур, в Северной войне, население сократилось, по мнению некоторыхисториков) на 20%. Реформы Петра I былиобусловлены усилием и жертвованием народа, привели к снижению его жизненногоуровня, как итог военно-экономическое могущество было укреплено. Итогом внешнейполитики Петра I было заключениев 1721 г. Нештатского мира, по которому к России отходили в результате победы вСеверной войне земли у побережья финского залива (в том числе Ижорская земля иКарелия), а также Исландия и Лифляндия. Это знаменовало превращение России вимперию. В 1921 г. Петр Iпринял титул императора.
2. Формированиеабсолютизма
Абсолютная монархияявляется такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит всяполнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либоорганом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности неподконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собойгосударственную форму диктатуры класса феодалов. Для возникновения абсолютноймонархии необходимо наличие экономических, социальных и политическихпредпосылок.
Нарождавшийся абсолютизмв целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли ипромышленности, особенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих мануфактур рабочейсилой решалась путем приписки к ним государственных крестьян. Кроме того,разрешалось покупать крестьян с землей при обязательном условии использованиятруда на мануфактурах.
Установление абсолютизмав России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы заэкономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютнаямонархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежелисословно-представительная монархия. Так, абсолютная монархия в результатеСеверной войны (1700-1721 гг.) блестяще справилась с решением этой проблемы.
Абсолютизм в Россиивозник во второй половине XVIIв. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые вопределенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился без них.Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Былосоздано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянскоговойска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6000 чел. В то же времяпостоянное войско состояло из 82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.
Царь приобрелзначительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин,сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи сразвитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.),царская монополия на изготовление и продаже водки, пива, меда. Это даваловозможность создавать и содержать государственный аппарат.
С ослаблениемэкономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы.Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской дуемы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же быливыходцами из дворян и даже из купечества.
Можно сформулировать двеосновные причины отмирания сословно-представительных институтов. Во-первых, этоуже вышеуказанные социально-экономические причины. А, во-вторых, во второйполовине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможностьустановления абсолютной монархии. Вместо своевольного дворянского ополчениябыло создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовило армиючиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налог преимущественнопушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужноспрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезноемероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала и онибыли отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что еговласть стала неограниченной, абсолютной.
Одной из характерныхсторон оформления абсолютистского государства является бюрократизациягосударственного аппарата. Складывание бюрократического аппарата имело дванаправления: «1) Создание системы управления со сложной структуройподчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличнымрешением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей кгосподству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не самодело …; 2) Создание привилегированного круга, осуществляющего это управление,то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целикомзависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении.Чиновничья каста в известной степени пользовалась привилегиями господствующихклассов, однако, после своего оформления не входила в их состав, так как несостояла во главе производства. Это придавало бюрократическому аппарату видимостьнадклассовости».
Бюрократизацияуправленческого аппарата России на протяжении XVI-XVIII вв. шла параллельно с перерастанием централизованного государства вабсолютистское и зависела от этого процесса. Складывание бюрократической кастыв России в указанный период было неразрывно связано с судьбой служивогонаселения, с его постепенным оформлением из привилегированного сословия вгосподствующий класс дворянства, из состава которого обособляласьбюрократическая группа.
Формированиечиновничества как касты охватывает в основном XVI-XVIII вв. и может быть разбито на два периода: 1) период служивой бюрократии ссередины XVI по начало XVIII вв.; 2) период дворянской бюрократии с начала XVIII в.
«В XVII в. происходит дальнейшаяцентрализация и бюрократизация органов центрального и местного управления.Расцвет приказной системы в центре и введение воеводского управления на местахи создали к концу века предпосылки для образования аппарата абсолютистскогогосударства».
Таким образом,абсолютистское государство смогло оформить и взять на службу армию ибюрократический аппарат в связи с тем, что эти две структуры были экономическипривязаны к государству и без него существовать не могли.
Подводя итог следуетсказать, что все-таки базисным принципом российского абсолютизма оставалсяпринцип неограниченной власти монарха, который и получил свое практическоевоплощение в законодательстве того времени.
Список использованнойлитературы
1. Волков М.Я. Остановлении абсолютизма в России. // История СССР, 1970. № 1.
2. Исаев И.А.История государства и права России. – М.: Юрист, 1995.
3. Краснов Ю.К.История государства и права России. – М., 1997.
4. Чистяков Н.О.История отечественного государства и права. – М.: Юрист, 1996.