Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников

Оглавление. Введение. 3 Глава 1.1 История возникновения и развития алкоголизма. 1.2 Действие алкоголя на организм человека. 2.1 Сердечно-сосудистая система. 2.2 Нарушение функций дыхания. 2.3 Действие на пищеварительную систему. 2.4 Нарушение функций почек. 2.5 Иммунная система.
2.6 Нервная система. 1.3 Стадии развития алкоголизма. 1.4 Действие алкоголя на социально-психологический статус человека. 1.5 Особенности алкоголизма у подростков. 1.6 Социально – педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя. 6.1 Структура социально – педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению
алкоголя. 6.2 Содержание социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя. 6.3 Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя. 1.7 Работа с семьёй, страдающей алкоголизацией. 1.8 Профилактика алкоголизма. 42 Глава 2.1 Выявление зависимости социально- педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди
школьников и изменением уровня потребления алкогольных напитков. 46 2.1 1 этап. Планирование. 46 2.2 2 этап. Начальное диагностирование. 47 2.1.3 3 этап. Комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня знаний об алкоголизме, снижение уровня употребления алкоголя среди школьников. 48 2.1.4 4 этап. Конечное диагностирование. 2.2 Рекомендации. 51
Заключение. 52 Библиография. 54 Приложения 56 Введение. Проблема борьбы с пьянством и алкоголизмом актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с пьянством и алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. По оценкам экспертов в середине 90-х годов Россия заняла первое место по абсолютному уровню потребления алкоголя на душу населения: от 14 до 18 литров в год.
И запиваются эти 14 литров 30 литрами пива, которые в общий расчёт не входят, так как пиво не считается алкогольным напитком [4.c8]. Хочется привести данные детской подростковой службы Вологодского областного наркологического диспансера: «В прошлом году среди подростков 13-17 лет был проведён мониторинг. Результаты удручающие: употребление алкоголя и наркотических веществ возросло в 2 раза за последние 5 лет. Как правило, первую каплю алкоголя получают в 11-14 лет, а затем употребляемость
колеблется от 1 раза в неделю до 3 раз в месяц». Диагноз «детский алкоголизм» в нашей области поставлен не многим, но число эпизодически употребляющих с каждым годом растёт [16.c20]. Поэтому необходимо организовать деятельность по оказанию помощи школьникам в предупреждении и преодолении проблемы алкоголизации. Эту функцию в школе выполняют классный руководитель, воспитатель, психолог и социальный педагог. Социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкогольных
напитков, является делом новым. Не хватает литературы о работе со школьниками по решению данной проблемы, мало квалифицированных специалистов, имеющих опыт в данной области. Однако нынешнее состояние общества, дальнейшая алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями. В связи с актуальностью проблемы, целью нашего исследования является изучение социально-педагогической деятельности по решению проблемы алкоголизации среди школьников, как одного из направлений работы социального педагога. Для решения данной цели были реализованы следующие задачи: 1. Рассмотрена история возникновения и развития потребления алкоголя. 2. Изучено действие алкоголя на организм человека.
3. Изучены стадии алкоголизма. 4. Рассмотрены особенности подросткового алкоголизма. 5. Изучена структура социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя. 6. Изучены содержание и особенности работы социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя. 7. Рассмотрена профилактика алкоголизма. 8. Рассмотрена работа с семьей, страдающей алкоголизмом.
9. Апробирована практическая часть исследования. Гипотезой исследования является предположение, что социально-педагогическая деятельность по решению проблемы алкоголизации среди школьников приводит к уменьшению уровня употребления алкогольных напитков среди школьников. Объектом нашего исследования служит проблема алкоголизации среди школьников. Предметом же исследования является изучение социально-педагогической деятельности как одного из направлений
работы социального педагога по решению данной проблемы. В изучении данной проблемы мы использовали следующие методы: – изучение и анализ научной литературы; – наблюдение за учащимися; – диагностика учащихся; – индивидуальные и групповые беседы с учащимися и их родителями; – лекции, доклады о негативном влиянии алкоголя на человека; – игра; – констатирующий эксперимент; – видео метод; – анализ результатов. База исследования: * школа Выборка: 2 класса – 9а в количестве 13 человек 11а в количестве 15 человек. Возраст – 14-17 лет, пол смешанный. Сроки проведения исследования: январь-март 2003г. Методы обработки информации: – статистический и качественный анализ полученной информации; – отображение в виде диаграмм, графиков. Практическая значимость заключается в использовании данного исследования в деятельности социального педагога при работе с детьми, склонными к употреблению алкоголя.
Глава 1 1.1 История возникновения и развития алкоголизма. Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное». Предполагают, что с действием алкоголя люди знакомы с незапамятных времен, когда для утоления жажды употребляли забродившие соки различных плодов, мед. Однако только с появлением керамической посуды, приблизительно за 8 тысяч лет до нашей эры, возникла
возможность изготовления в больших количествах слабых алкогольных напитков из меда, соков различных плодов, в том числе и винограда. Из сока пальм, хлебного сусла и меда в Древней Греции и Египте умели получать хмельную брагу. Римляне изготовляли вино из винограда. Они называли вино божественным даром, о нем складывали легенды, оно упоминалось в мифах, ему служили боги, ему посвящались праздники, на которых царило веселье до
самозабвения: Бахусу – богу вина, плодородия и веселья у древних римлян – праздник Бахуса, Дионису – богу вина у древних греков – праздник Диониса. Культ Диониса был распространен и среди фракийцев, а Гомер и Софокл воспели средиземноморье как родину винограда и вина. Крепость вин этого времени не превышала 10-20 градусов [5.c35].
Этиловый алкоголь в чистом виде – этиловый спирт – был впервые получен в средние века алхимиками. Первым достиг успеха на этом пути бенедиктинский монах Базилиус Валентинус. Его лаборатория находилась в сумрачном подвале монастыря в Эрфурте. Как большинство алхимиков, Валентинус пытался получить вещество, дающее богатство и власть над людьми. И можно сказать, что это ему удалось. В 1400 году он получил почти безводный спирт. Вероятно, с этого времени два из трех монашеских обетов этого ордена – послушание и воздержание стали нарушаться гораздо чаще. Спустя почти 400 лет (в 1796 году) совершенно безводный спирт получили независимо друг от друга немецкие химики Ловитц и Рихтер [14.c21]. «Демон», «Кровь сатаны», «Змей, бич рода человеческого» – вот как характеризовали вино и пьянство мудрецы прошлого, они же говорили: «Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды».
Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах писал: «Остерегайтесь лжи и пьянства, в этих пороках душа и тело погибнет». В Германии, Скандинавских странах и Древней Руси из меда или хлебных продуктов вырабатывали лишь пиво и брагу – напитки с небольшим содержанием алкоголя. После открытия технологии приготовления крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до 40-50 градусов пьянство быстро распространилось по всей
Европе. Пьянство охватило все слои населения: пили и знатные и простые люди. В начале XVII в английский парламент постановил высокий налог на водку, за нарушение которого виновных подвергали телесному наказанию. Принимались подобные меры и в других странах. Но все они оказались не эффективными по сравнению с покоряющей силой алкоголя, соблазн к употреблению которого поддерживался массовыми заблуждениями людей, обманутых его коварными свойствами.
Интересно отметить, что различные религиозные учения по-разному относились к употреблению алкоголя. Одни (буддистская, конфуцианская религии) выступали против всякого употребления всяких спиртных напитков, другие (христианство) проявляли большую терпимость. Это накладывало некоторый отпечаток употребления алкоголя населением, но ни в малейшей степени не являлось решающим ограничением, так как алкогольные напитки принимались и при религиозных церемониях. Широкое распространение алкоголизма связано с развитием капитализма, который нес с собой подневольный тяжелейший труд, нищенскую заработную плату, постоянную угрозу безработицы, неуверенность в будущем. Стремление «забыться» становилось массовым. Более того, там, где предпринимателям нужно было дешево купить рабочую силу, появлялось вино. Вся история колониальной политики убедительно свидетельствует, что в течение века капиталы наживались путем спаивания народов.
Спиртные напитки ввозились в колонии миллионами литров, приносили разорение, болезни и смерть местных жителей. Любое эксплуататорское общество заинтересовано в спаивании народа. Поэтому вполне естественно, что как в прошлом, так и в настоящее время во всех капиталистических странах не было и нет единой общегосударственной системы профилактики алкоголизма. С алкоголизмом, который все более широко распространяется, вынуждено было бороться само население.
В начале XIX в. в Англии и в США впервые возникли общества трезвости. Они пропагандировали программу трезвости преимущественно с религиозных позиций, обязывая своих членов ни под каким видом не пить спиртных напитков и не предлагать другим. Эти общества организовывали антиалкогольные митинги, шествия распространяли листовки с призывами к воздержанию от вина. Широко участвовали в работе обществ трезвости женщины.
В отдельных случаях члены общества сжигали кабаки и трактиры, уничтожали запасы спиртного. Безусловно, эти общества привлекали внимание широкой общественности к проблеме пьянства и алкоголизма, пропагандировали взгляд на алкоголизм не только как порок, но и как на сложную социально-экономическую, правовую, медицинскую и личностную проблему. В целом же сколько-нибудь серьезного значения для профилактики алкоголизма деятельность обществ трезвости не имела из-за их малочисленности. Параллельно с этим во многих капиталистических странах расширялось законодательство, направленное главным образом на ограничение, если можно так сказать, внешних атрибутов пьянства. За появление в общественных местах в состоянии опьянения предусматривались специальные наказания для злоупотребляющих алкоголем, начиная от денежных штрафов и кончая тюремным заключением на срок от 3-5 дней до 6-12 месяцев. Итак, наиболее широкое распространение алкогольных напитков началось с развитием
капитализма, и алкоголизм сделался подлинно социальным бедствием. Напряженность и неуверенность в завтрашнем дне не только среди малообеспеченных слоев населения, но даже в среде предпринимателей, ведущих между собой жесточайшую конкуренцию, безудержная пропаганда войны и агрессии, проводимая правящими кругами ряда стран, еще более усиливают общую напряженность. Все это создает почву для развития алкоголизма. Исторические сведения об употреблении алкоголя в
России свидетельствуют, что до XVIв. в России пили преимущественно мед, пиво, иногда привозное вино. Иван IV заводит «царевы кабаки», где продавали вино, мед, пиво, в начале в Москве для опричников, а затем повсеместно. В последующем кабаки были реорганизованы в кружечные дворы и решено было ограничить число этих заведений по одному на город и на большое дворцовое село. Царскими кабаками управляли целовальники, которые, присягая царю о полном возвращении в государственную
казну полученных доходов, целовали крест и Евангелие. Целовальник вносил в казну, возрастающую из года в год, сумму денег от продажи спиртных напитков. В 1652 г для ослабления пьянства и его вредных последствий было установлено: «Продавать водку по одной чарке человеку, а больше той указанной чарки одному человеку не продавать». Во время постов, а также по воскресениям, средам, пятницам вино вовсе не отпускалось. Однако спустя семь лет руководителям питейных учреждений, вероятно, по финансовым мотивам предписывалось, «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питунов (пьяниц) с кружечного двора не отгонять». Время развития капитализма в царской России, как и в других странах, сопровождалось все возрастающим производством и потреблением алкогольных напитков, главным образом водки. Тайную цель такой политики правительства откровенно сформулировала еще царица
Екатерина II, заявившая, что пьяным народом легче управлять. Вот почему из года в год повсеместно увеличивалось число кабаков и других питейных учреждений. Передовые русские люди называли политику царского правительства политикой спаивания народа, а царский бюджет – пьяным бюджетом. И действительно, прибыль казны от продажи водки, благодаря существовавшей в России винной монополии покрывала до 30 % государственного бюджета.
С 1894г. царское правительство взяло вновь продажу водки в руки казны, организовав казенную винную монополию. Винной монополией, государственным регулированием продажи водки царское правительство якобы хотело ограничить пьянство. Нищета, ярмо тяжелого труда, бесправное положение народных масс, порожденное крепостничеством и капиталистической эксплуатацией вот корни процветания пьянства в царской России. Пьянство поощрялось правящими кругами, и все прочнее входило в быт народа.
В дореволюционной России свойственные капиталистическому строю причины алкоголизма усугублялись тем, что наблюдалась экономическая усталость и низкие материальный и культурный уровни жизни большинства населения страны. Пьянство было необходимым подспорьем для угнетения народа, жесточайшей эксплуатацией трудящихся. Водка являлась одним из тех средств, при помощи которых господствующие классы проводили свою политику национального угнетения далеких окраин. Купцы и царские чиновники вкупе с феодально-родовой верхушкой окраинных народов в корыстных целях спаивали местное население. На водку купцы выменивали у охотников Сибири ценные меха, у кочевников Средней Азии – продукты животноводчества и т.д. Немалую роль в распространении алкоголизации в России играла церковь. Спиртные напитки были неизменным спутником религиозных обрядов.
В деревнях существовал обычай справлять престольные праздники, сопровождающиеся многодневным повальным пьянством. Стоит только посмотреть картину художника В.Г.Перова. «Сельский крестный ход на Пасху», чтобы ясно представить, во что превращались религиозные обряды, сопровождаемые обильными «возлияниями». После Октябрьской революции партия и правительство объявили решительную борьбу злоупотреблению алкогольными
напитками. Была значительно расширена работа по профилактике алкоголизма. Она была поставлена на научную основу и переведена в сферу разных форм общественного и административного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем [15.c4]. После распада СССР и под влиянием Запада, проблема алкоголизма возникла с новой силой. К середине 90х годов Россия заняла первое место по абсолютному потреблению алкоголя на душу населения
в год. Особенно этому способствует широкая реклама спиртных напитков и сложное положение в стране. Люди пытаются «забыться» в вине, уйти от решения сложных жизненных проблем. Особенно остро сейчас в стране стоит проблема употребления алкоголя несовершеннолетними. Многие дети пробуют спиртные напитки уже в школе, в 3-4 классах. Часть вины ложиться за это на родителей, часть на государство.
В стране наблюдается «упадок нравственности», отсюда и вытекают все проблемы[25.c91]. Вот так алкоголь из древних времен пришел и к нам, разрушая на своем пути все преграды, которые ему ставило человечество. Все начиналось с пары глотков забродившего сока плодов и закончилось 14-18 литрами алкоголя на душу населения в год. На своем пути он сменил множество обличий: был и богом, и эквивалентом денег. Но всегда он оставался и остается ядом цивилизации. 1.2 Действие алкоголя на организм человека. Вредное воздействие алкоголя сказывается на всех системах человеческого организма. Рассмотрим влияние алкоголя на каждую из систем организма. 1.2.1 Сердечно-сосудистая система. Болезни сердечно-сосудистой системы занимают ведущее место в структуре смертности населения высокоразвитых стран. В медицине существует термин «алкогольная кардиомиопатия», который обозначает поражение сердечной мышцы, обусловленное интоксикацией.
Проявляется оно в виде внезапной сердечной слабости. Последняя сопровождается накоплением жидкости в плевральной полости, отеком ног и увеличением объема сердца. Первым предвестником заболевания могут быть нарушения сердечного ритма, которые не редко встречаются у мужчин в возрасте от 35 до 55 лет. Увеличение объема сердца обнаруживается при рентгенологическом исследовании грудной клетки и по изменениям электрокардиограммы.
Кардиомиопатия может быть обусловлена и другими причинами, но алкогольная кардиомиопатия отличается обратимостью нарушений. Как только больной перестает употреблять спиртные напитки, его состояние быстро нормализуется. Если, не смотря на тревожные симптомы, образ жизни остается прежним, болезнь быстро прогрессирует и через 3-4 года большинство больных умирает. Алкогольная кардиомиопатия развивается не у всех больных, страдающих хроническим алкоголизмом, и в то же время может встречаться у больных со сравнительно небольшим
алкогольным стажем. Даже у здоровых людей после большой дозы алкоголя могут появляться нарушения сердечного ритма, которые через некоторое время самопроизвольно исчезают. Отрицательное воздействие алкоголя на сердечно-сосудистую систему не ограничивается указанными нарушениями сердечной деятельности. Злоупотребление алкоголем способствует развитию и прогрессированию гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, частично является непосредственной причиной инфарктов. 1.2.2 Нарушение функций дыхания. Дыхание – синоним жизни. Дыхание – процесс очень сложный, ибо оно складывается из дыхания всех клеток организма. Дыхательный процесс включает в себя четыре этапа: наполнение легких атмосферным воздухом – вентиляция легких; переход кислорода из легочных альвеол в кровь легочных капилляров и выделение из крови в альвеолы углекислоты, а затем выделение ее с выдыхаемым воздухом в атмосферу; доставка кислорода кровью к тканям
и углекислоты из тканей к легким; потребление кислорода клетками – тканевое или клеточное дыхание. Нарушение любого из этих этапов газообмена часто приводит к серьезному расстройству дыхания. У больных, страдающих первой стадией хронического алкоголизма, отмечается некоторая стимуляция функций внешнего дыхания: возрастает минутный объем дыхания, увеличивается минутное поглощение кислорода. Однако эти компенсаторные механизмы очень неустойчивы, и обычные функциональные пробы, связанные с
умственной и физической нагрузкой, приводят к их срыву. Токсическое действие этанола сказывается, прежде всего, на центральной регуляции дыхания. При физической нагрузке вентиляция всегда усиливается. Это может происходить за счет и учащения дыхания и его большей глубины. Первый способ наименее выгоден для организма, так как связан с большой нагрузкой на дыхательную мускулатуру
и быстро вызывает утомление. У больных алкоголизмом минутный объем дыхания увеличивается за счет невыгодного первого способа: учащения дыхания. В первые минуты после прекращения нагрузки у них отмечается так называемый феномен Миндгарда: минутный объем дыхания не уменьшается, а еще больше возрастает. У тяжело больных алкоголизмом отмечается гиповентиляция легких, снижение минутного потребления кислорода, уменьшение показателей жизненной емкости и содержания кислорода в артериальной крови. Кроме артериальной гипоксемии, связанной с нарушением вентиляции легких выявляются и более глубокие признаки кислородной недостаточности, обусловленные понижением способности тканей усваивать доставляемый артериальной кровью кислород. Об этом свидетельствует повышение содержания кислорода в венозной крови и уменьшение артерио-венозной разницы по кислороду. Нарушение функции дыхания приводит к снижению естественной неспецифической сопротивляемости организма.
Специалисты давно заметили, что у лиц, страдающих алкоголизмом, гораздо чаще наблюдаются заболевания органов дыхания: хронический бронхит, трахеобронхит, эмфизема легких, достаточно высока заболеваемость туберкулезом легких[22.c69]. 1.2.3 Действие на пищеварительную систему. Больные хроническим алкоголизмом часто жалуются на нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта. При обследовании у них нередко выявляется гастрит, иногда язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной
кишки. Алкоголь начинает действовать уже в ротовой полости, раздражая слизистую оболочку. Сильно алкоголь действует и на слизистую оболочку желудка. Толщина слизистой оболочки постепенно уменьшается, поверхность клеток слущивается, она часто бывает отечной, гиперемированной. Капилляры разрушаются, и не редко в желудочном содержимом можно обнаружить кровь. С развитием алкоголизма нарушается функция слюнных желез.
Если вначале слабые и не очень крепкие спиртные напитки усиленно гнали слюну, то постепенно ее выделение настолько уменьшается, что прохождение пищи по пищеводу становится затруднительным. Развиваются и другие патологические явления. Желудочное содержание попадает в дыхательные пути, развивается аспирационная пневмония. Также нарушается рефлекторная регуляция моторики пищевода. Кислое содержимое желудка, длительно соприкасаясь со слизистой пищевода, вызывает его воспаление. Могут развиваться морфологические изменения, сужение пищевода. В начальной стадии заболевания все эти изменения обратимы. Печень. Она занимает особое место среди органов пищеварительной системы. Это главная химическая лаборатория организма, которая выполняет антитоксическую функцию, участвует практически во всех видах обмена веществ. Одной из первых при хроническом алкоголизме страдает углеводная
функция печени. У больных уровень сахара в крови колеблется в достаточно широких диапазонах. Под действием алкоголя нарушаются белково-холестиринообразовательные функции печени, резко снижается способность обезвреживать яды. Печень принимает на себя основную тяжесть алкогольного удара и по этому страдает при алкоголизме особенно часто. Степень поражения находится в прямой зависимости от средней величины ежегодного потребления спиртного и общего «алкогольного стажа».
Различают три нарастающих по тяжести формы патологии печени при алкоголизме: это жировую дистрофию, алкогольный гепатит, цирроз печени. У больных циррозом меняется внешний облик и душевное состояние: они быстро утомляются, впадают в апатию, испытывают отвращение к еде. На желтушно-сероватой коже проступают белые пятна и сосудистые звездочки, на языке исчезают вкусовые сосочки, и он приобретает как бы лакированный вид, волосы начинают выпадать.
У мужчин сильно увеличиваются грудные железы, наступает импотенция. 1.2.4 Нарушение функций почек. У большинства больных алкоголизмом нарушается выделительная функция почек. Обрюзгшее, отечное лицо и отеки на ногах говорят об этом достаточно красноречиво. Алкоголь губительно действует на нежный почечный эпителий, существенно нарушая деятельность почек. Под действием алкоголя нарушается деятельность гипоталамуса. А дальше начинается цепная реакция, в результате которой происходят сбои в работе всей системы. А поскольку почки не только выполняют выделительную функцию, но и участвуют в поддержании нормального уровня артериального давления, вырабатывая сосудосуживающие и сосудорасширяющие вещества, это способствует стойкой гипертонии у больных алкоголизмом[17.c41]. 1.2.5 Иммунная система. Установлено, что более тяжелое течение инфекционных заболеваний у лиц, страдающих
алкоголизмом, связано с повреждением иммунных механизмов: иммунная система находится под контролем нервной, а алкоголь, как известно, является нервно-паралитическим ядом. Исследования показали, что алкоголь нарушает процессы кровотворения, снижает выработку лимфоцитов, открывая, таким образом, дорогу болезнетворным агентам. Так же алкоголь способствует развитию аллергии. При хроническом алкоголизме у больных может возникнуть
повышенная чувствительность, как к самому этанолу, так и к пищевым веществам, которые представляют собой сырье для получения спиртных напитков, вызывая замаскированную пищевую аллергию. Например, очень часто у лиц, страдающих аллергией к куриным белкам, наблюдается аналогичная реакция на белое сухое вино. Разгадка заключается в том, что для осветления вина применяется куриный белок. А затем аллергия распространяется и на все составные компоненты вина [6.c47].
1.2.6 Нервная система. Этиловый алкоголь, поступая в организм человека, оказывает воздействие, прежде всего на центральную нервную систему. Причем степень нарушения ее деятельности определяется количеством принятого алкоголя, временем, прошедшим с момента его принятия, и исходным состоянием головного мозга. Точно доказано, что из всех органов нашего тела именно головной мозг наиболее беззащитен перед ядовитым воздействием алкоголя. Это объясняется тем, что в клетках мозга содержится много особых жироподобных веществ – липоидов. Они легко вступают в химическую реакцию с алкоголем, частично растворяясь, в результате нервные клетки выходят из строя. Причем липоиды нервной ткани обладают повышенной восприимчивостью к спиртному. Если условно предположить, что у выпившего в крови содержится сто единиц алкоголя, то в печени его будет сто пятьдесят, а в головном мозге сто семьдесят единиц [21.c46]. Под влиянием систематического употребления алкоголя происходят значительные нарушения в головном мозге.
Алкоголь вызывает изменения нервной ткани, частично дегенеративного характера, частично воспалительного, местами возникает ее атрофия. Резко усиливаются астеносклеротические процессы, что может привести к тромбозу (закупорке) сосудов мозга или же к их разрыву с кровоизлиянием в нервную ткань (инсульт). В ряде случаев может возникать и так называемый алкогольный полиневрит – воспаление нервов. Разнообразные нарушения психики имеют при злоупотреблении алкоголем вполне отчетливые основания в нарушении
структуры и функции нервных клеток различных участков головного мозга. Отравленные клетки начинают, как бы спасая себя, выключаться из работы. Нервные клетки мозга сами прекращают работу и, затормаживая свою деятельность, охраняют себя от дальнейшего повреждения. Однако не все области головного мозга затормаживаются в равной степени. В первую очередь торможение возникает в коре головного мозга, которая несет функцию сознания, мышления.
За это свойство – отравлять в первую очередь нервную систему, а именно центральный отдел ее, головной и спинной мозг – алкоголь относят к группе наркотиков – веществ, являющихся специфическими нервными ядами [6.c49]. Таким образом, видно, что алкоголь действует негативно на все системы и органы человека, он вызывает тяжелые заболевания всех систем. Особенностью заболеваний вызванных алкоголизмом, является то, что на первых стадиях алкоголизма эти болезни носят обратимый характер, то есть организм сам, восстанавливаясь после прекращения употребления алкоголя. 1.3 Стадии развития алкоголизма. Как и при любой другой болезни, симптомы алкоголизма меняются с течением времени и заболеваний. При алкоголизме выделяют три последовательные стадии: Первая стадия алкоголизма. На первой, начальной стадии алкоголизма происходят и количественный, и качественные изменения. Учащается выпивка, употребление спиртного становится систематическим.
Увеличивается количество спиртного, которое человек может выпить в пять и более раз по сравнению с изначальной толерантностью. Переносимость алкоголя возрастает гораздо быстрее, чем на этапе бытового пьянства, поскольку уже нет защитного рвотного рефлекса, который защищал бы организм от чрезмерных доз. Появляется не только устойчивость в дозе, но и в частоте употребления спиртного, поскольку организм приспосабливается к действию алкоголя. У больного алкоголизмом чувство отвращения к спиртному исчезает,
и уже на первой стадии он может позволить себе выпить не только вечером, но и утром, хотя на этой стадии еще нет потребности опохмелиться. Чем больше пьющий будет насиловать свой организм, ломая механизмы защиты, тем быстрее развивается заболевание. Уже на первой стадии меняется картина опьянения. У больных алкоголизмом успокаивающий эффект действия алкоголя исчезает и проявляется активирующее, стимулирующее действие алкоголя. Выпивший становится активным, не может усидеть на месте, стремится
чем- то заняться. Провалы в памяти – один из характерных симптомов алкоголизма. На первой стадии они проявляются в сравнительно легкой форме. Больной не может отчетливо и последовательно рассказать о периоде опьянения, не может вспомнить отдельные детали, эпизоды, но основные события, происходящие в период опьянения помнит. При глубоком опьянении возникает более тяжелый симптом: он называется амнезией или блек аутом. Больной алкоголизмом не может вспомнить целый период, не редко довольно продолжительный. На первой стадии появляется синдром измененной реактивности организма – это синдром, который включает несколько симптомов, а именно: 1. утрату защитного рвотного рефлекса; 2. утрату чувства отвращения к спиртному по утрам; 3. изменение формы потребления алкоголя; 4. способность организма нормально функционировать при многодневном
потреблении спиртного; 5. изменение проявлений опьянения. Второй важный синдром, который проявляется на первой стадии алкоголизма – синдром психической зависимости. Он включает два симптома: 1. психическое влечение к алкоголю (первичное патологическое влечение); 2. способность ощущать психический комфорт только в состоянии опьянения. На первой стадии алкоголизма утреннего похмелья еще нет.
Но утром человек с трудом просыпается, в течение дня ощущает себя вялым, разбитым, настроение плохое и легко меняется, он раздражителен и не терпелив. Нарушается сон – он с трудом засыпает. Сон не крепкий. Этот комплекс симптомов называется астеническим синдромом и длится от нескольких дней до 3, 4 недель, после прекращения употребления спиртного. Вторая стадия алкоголизма. Начало второй стадии является возникновением непреодолимого влечения к алкоголю.
Оно возникает и в трезвом виде. Влечение к алкоголю уже не зависит от ситуации, оно существует постоянно. Борьбы мотивов «выпить» или «не выпить» уже нет. Больной не в состоянии преодолеть влечение, да не стремится этого сделать. На этой стадии заболевание еще больше изменяется состояние опьянения: успокаивающий эффект полностью исчезает, и алкоголь оказывает стимулирующее действие. Сон наступает лишь после приема большой дозы спиртного. Вместо веселья и благодушия в опьянении возникают раздражительность, недовольство, беспричинная злоба и агрессия. Амнезии становятся регулярными и возникают практически после каждого опьянения не только глубокой, но и средней степени. На этой стадии алкоголизма возникает похмельный синдром и потребность в опохмелении. Появляется синдром физической зависимости от алкоголя, в него входят следующие симптомы и синдромы: 1. непреодолимое влечение к алкоголю; 2. потребность в физическом комфорте;
3. алкогольный абстинентный синдром. Возникает многодневное пьянство, которое называется запоем. На этой стадии возникает алкогольный делирий (белая горячка) – острый алкогольный психоз, характеризующийся помрачнением сознания, зрительными галлюцинациями, бредом, страхом и возбуждением. Сон постепенно исчезает, и затем наступает полная бессонница. Постепенно нарастает алкогольная деградация личности.
Ухудшается память, интеллектуальные способности резко ослабевают, больной не способен к интеллектуальным видам деятельности, к обучению. На этой стадии может наступить смерть больного – в состоянии тяжелой абстинненции (похмелье), при длительном запое, при тяжелом алкогольном делирии. Многие на этой стадии кончают жизнь самоубийством. Третья стадия алкоголизма. Эту стадию так же называют конечной или энцефалопатической.
Началом этой стадии является снижение переносимости спиртного. Сначала снижается разовая доля, которую больной алкоголизмом может выпить, и опьянение наступает от меньших, чем раньше, доз спиртного. Форма потребления алкоголя систематическая или запой. В промежутках между запоями человек испытывает слабость, разбитость, настроение сниженное с преобладанием беспричинное злобное или тоскливого. В течение запоя нарастают непереносимость алкоголя и отвращение к нему. Попытки выпить вызывают рвоту, и общее состояние после приема спиртного еще больше ухудшается. Возникают судорожные припадки, напоминающие эпилептические, а так же алкогольные психозы. На третьей стадии запой обрывается из-за того, что наступает непереносимость спиртного и больной больше не может пить. Похмельный синдром на этой стадии гораздо тяжелее, чем на второй стадии. Происходит нравственное огрубление. Полностью утрачиваются эмоциональные привязанности.
Грубость, цинизм, безудержная злоба и агрессия – обычные черты для алкоголиков этой стадии. Теряется интерес ко всему, что не связано с выпивкой. Появляются и усиливаются признаки алкогольной энцефалопатии. Это поражение головного мозга, характеризующееся дистрофическими изменениями и стойкими необратимыми психическими нарушениями. Прогрессируют расстройства памяти и интеллектуальной функции, интеллект снижается.
Нарастают пассивность, вялость, безразличие ко всему кроме выпивки [11.c34]. Люди не становятся алкоголиками сразу, им необходимо пройти ряд стадий для того, чтобы стать алкоголиком. На первой стадии человек может еще сам сказать себе «нет», на второй стадии нужна помощь нарколога, на третьей она просто необходима, так как смертность на последней стадии очень велика из-за истощения организма. Вовремя заметить и остановить дальнейшее развитие алкоголизма – вот цель окружающих больного
людей. 1.4 Действие алкоголя на социально-психологический статус человека. Социально полноценным является человек, сознательно относящийся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, способных к добросовестному высокопроизводительному труду на благо общества, к созданию прочной дружной семьи, где есть необходимые условия для рождения и воспитания детей, соблюдающий нормы социального государства. Злоупотребление алкоголем ведет человека к потере его социально-ценных качеств, делает неполноценным членом общества во всех аспектах его социального бытия [7.c14]. Алкоголь и несчастные случаи. Алкоголизм в целом и состояние алкогольного опьянения конкретно является причиной многих явлений и несчастных случаев. С состоянием алкогольного опьянения связано примерно 20% бытовых и 40-60% уличных травм, до 50% всех телесных повреждений. При этом у злоупотребляющих алкоголем наблюдается наиболее тяжелые травмы: сильные ушибы, переломы
костей, травмы головы. По данным судебно-медицинской экспертизы, до 213 пострадавших от несчастных случаев находились в момент происшествия в состоянии алкогольного опьянения. С той или иной его степенью связывают не менее 20% производственного травматизма. Не случайно алкоголизм как причина смерти во всем мире занимает по частоте третье место. Средняя продолжительность жизни злоупотребляющих алкоголем на 15-20 лет меньше, чем людей, систематически
алкоголь не употребляющих. В отличие от большинства других болезней, алкоголизм можно расценивать как «болезнь поведения» – человек своим поведением наносит своему здоровью непосредственный и непоправимый вред [12.c7]. Алкоголь и личность. По мере развития пристрастия к спиртному человек все больше и больше начинает «терять» себя как личность. У него формируются интересы, отличающиеся от интересов остальных людей и в значительной степени им противоречащие. Его взгляды и убеждения наполняются алкогольным содержанием
и тем самым искажаются и деформируются. Прежние социальные связи человека разрываются, и вместо них формируются новые, значительно более низкого уровня – как по содержанию (примитивное время провождение, безделье, обсуждение способов выпивки и воспоминание о предыдущих выпивках, предвкушение новых), так и по социальному статусу людей, с которыми он общается (такие же бездельники, пьяницы и алкоголики). Жены, дети, друзья уже становятся ненужными алкоголику. Их, а равно и общество в целом, ему заменяют спиртные напитки и собутыльники. При этом он теряет уважение к достоинству и чести других людей, включая самых близких. Если они ему нужны, то лишь как собутыльники [12.c10]. Алкоголь и правонарушения. Одним из важных социальных последствий злоупотребления алкоголем являются разного рода правонарушения. Значительная часть всех правонарушений: хулиганские действия, нарушения
общественного порядка, а также кражи и грабежи – совершаются лицами, находящимся в той или иной степени алкогольного опьянения. Характерно, что в частоте правонарушений нет принципиальных различий между больными алкоголизмом и людьми, периодически употребляющими алкоголь, но еще не алкоголиками. Более того, порою первое же употребление алкоголя, в зависимости от исходных свойств личности, а также конкретной ситуации ведет к правонарушению [12.c12].
Алкоголь и общество. Систематическое употребление спиртного определенной группой людей оказывает отрицательное, развращающее влияние на общество в целом, так как способствует распространению и упрочнению алкогольных обычаев и традиций, развитию более терпимого отношения окружающих к злоупотребляющим алкоголем. Это в свою очередь, препятствует сокращению потребления спиртных напитков, количества людей, страдающих алкоголизмом, а также способствует вовлечению в пьянство новых групп населения: женщин, несовершеннолетних,
людей пожилого возраста. Решительную роль в распространении злоупотребления алкоголем играет микро социальная среда. Все еще не изжито терпимое отношение некоторых людей к пьяницам: всепрощение, а порою оправдывание их ассоциальных действий нетрезвым состоянием создает благоприятные условия для прогрессирования злоупотребления алкоголем [12.c14]. Алкоголь и трудовая деятельность Злоупотребляющие алкоголем постепенно теряют способность к труду – одно из главных качеств человека. Даже при однократном приеме небольших его доз умственная работоспособность падает на 10-15%, уменьшается точность движений, возрастает число лишних или ошибочных действий. При этом ухудшается и качественные и количественные показатели работы. При систематическом употреблении алкоголя производительность труда снижается до 15-30%, не говоря о качестве продукции. К тому же, злоупотребляющие алкоголем чаще меняют место работы, совершают прогулы,
их неквалифицированные или небрежные действия часто ведут к порче оборудования и техники. Потребность в труде у них угасает, профессиональные навыки утрачиваются[19.c67]. Алкоголь (как видно в этой главе) отрицательно влияет не только на здоровье человека, но и разрушает его семью, лишает работы, приводит к различным несчастным случаям и происшествиям, толкает на правонарушения, разрушает личность, его индивидуальность и в целом отрицательно действует на общество и на окружающих
людей. 1.5 Особенности алкоголизма у подростков. Как уже говорилось, сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство). Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у
многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания. Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают "тренировать" себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше[24.c32]. Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход. После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии – подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки.
Раннее появление амнезией – плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия – это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия – грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление, и амнезии бывают длительными, то тем более. Понятно, что такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте
и дальнейшем психическом развитии. Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые.
Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность. Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил». В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых[15.c44]. Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние
веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится. Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения – тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в
состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые. Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно
пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки. Многие родители "прозревают" и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов. В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых – и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений. Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость – чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии.
Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро – через 1-3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев, и с самого начала появляются психические нарушения: раздражительность,
вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых. Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти.
Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления – некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов. В целом прогноз алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства[11.c56].
1.6 Социально – педагогическая деятельность со школьниками, склонными к употреблению алкоголя. 1.6.1 Структура социально – педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя. Социально- педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно
решить свою проблему. Социально- педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также путём организации различных сфер жизнедеятельности детей. Социально- педагогическая деятельность опирается на следующие принципы: индивидуально – личностный подход к ребёнку; опора на положительные стороны личности ребёнка; объективность подхода к ребёнку; конфиденциальность. Целью социально- педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению
алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей. 1. Индивидуально – психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития. 2. Индивидуально – соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии. 3. Социальный, внешкольный: включающий нарушение прав ребёнка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье. 4. Социально школьный, где в качестве составляющих включены следующие составляющие: негативно влияющий социально – психологический климат учебной группы, низкий статус группы. Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к развитию у подростка алкогольной
зависимости. Поэтому социально- педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребёнка. Цель социально- педагогической деятельности может быть реализована путём решения следующих задач: 1. Создание форм активной, действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребёнка. 2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентацией в процессе социально-педагогической и
коррекционной работы.