ФилософияМетодические материалы / СПГГИ (ТУ); сост., А.И.Воронов, Т.А.Ларина, М.И.Микешин, Б.Я.Пукшанский, И.Г.Ребещенкова, А.В.Рыбчак. Спб., 2007Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Мировоззрение, его понятие, содержание, жизненнопрактическая направленность. Рациональные и эмоциональные компоненты мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Философское мировоззрение. Характер философских проблем. Содержание, структура и функции философского знания. Философия в системе культуры. Философия и наука: родство и различие функций; научно- и вне научно-ориентированные типы филосоофи, проблема научности философского мировоззрения. Социальная и ценностная ориентация философии. Философия и нравственность. Философия и искусство. Философия и политика. ^ Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ: ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ, ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, КОIЩEПЦИИ Предфилософия Древнего Египта и Вавилонии. Библейская мудрость. Предфилософия в Китае и Индии. Эпическая мудрость греков (Гомер, Гесиод). «Семь мудрецов» Эллады. Начало философии: переход от мифологического и обыденнного к рационально-теоретическому миропониманию. Социальнокультурная обусловленность появления философии. Философия Древнего Востока. Индийские философские концепции: чарвака, джайнизм, философия буддизма. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм. Проблема бытия и небытия. Поиск первоначала мира. Пути бытия и совершенствования человека. Античная философия. Греческие философы о первооснове, происхождении и всеобщих организующих началах мира. Проблема единого и многого, изменения и покоя. Космологизм и диалектика античной философии (Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор). Переход от метафорически-образного к интеллектyальнологическому философскому мышлению (Парменид, Зенон). Проблема бытия и его выражения в мышлении. Парадоксы движения и вопросы конечности и бесконечности, прерывности и непрерывности пространства и времени. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия: вещей и идей, души и тела (Демокрит и Платон). Понимание сущности (субстанции) и материи (Платон и Аристотель). Необходимость и случайность бытия; идея судьбы (Демокрит, Платон). Дуализм античного философского мышления. Человек сознающий и познающий в греческой философии. Концепция знания и мнения. Субъективизм и скептицизм софистов (Протагор, Горгий). Диалектика мышления как путь к знанию и добродетели (Сократ, Платон). Особенность античной науки. Логическое учение Аристотеля. Человек нравственный у античных мыслителей. Соотношеение нравственности и знания. Этический рационализм Сократа. Сооциальная этика Платона и Аристотеля. Индивидуалистическая мораль киников (Диоген), греческих и римских стоиков (Зенон-Стоик, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикурейцев. Античная философия о прекрасном в природе и человеке, о сущности искусства и его воспитательной и эстетической ценности. Философия, ее смысл и предназначение в понимании греческих и римских философов. Античные идеалы мудреца. ^ Тема 3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: БОГ – ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА Религиозные и философские истоки средневековой философии. от космологизма античности к теологизму средневековья. Бог как абсолютное бытие, его сущностные характеристики. Идея творения и идея откровения. Проблемы веры и знания, обращение к иррациональному (А. Августин). Схоластика как средневековая ученость и рациональная догматика. Трактовка бытия, сущности и существования. Проблема реальности единичного и общего и их взаимоотношений: номинализм и реализм. Логика и диалектика схоластов (Фома Аквинский, С. Боэций, П. Абеляр, У. Оккам). Средневековое понимание природы и ее взаимоотношений с Богом и человеком. Специфика средневековой науки, проблема соотношения науки, философии и религии. Средневековая картина мира. Характер средневековой учености. Образ средневекового философа, ученого и богослова (Роджер Бэкон). Человек в средневековой философии, трактовка его духа, души и тела. Разум, свобода воли и проблемы добра и зла, грехопадения и спасения. Обращение к духовному миру человека как основе веры; открытие человеческой личности и самосознания. Аскетизм как средневековый нравственный идеал. Эстетическое понимание мира и человека в эпоху средневековья, практика и философия средневекового искусства. ^ Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: НОВОЕ ОТТКРЬПИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА Антропологизм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Человек в его духовном и телесном многообразии как творец собственной природы и собственной судьбы. Открытие человеческой индивидуальности. Искусство как способ познания человека и эстетические идеалы Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи). Культ ценностей земной жизни и эпикурейство как нравственный идеал (Данте, Ф. Петрарка, Л. Балла). Картина мира в эпоху Возрождения. Критика средневекового миропонимания, схоластики и христианской идеи творения с позиций рационального познания и мистики; возрожденческая трактовка диалектики (Парацельс, Николай Кузанский). Слияние Бога с природой (пантеизм), идея бесконечной Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно). Свободомыслие и скептицизм гуманистов Возрождения, критика средневекового религиозного догматизма и аскетизма (Эразм Ротердамский, М.Монтень). Политическая философия (Н.Макиавелли): проблема власти и насилия, политики и морали. ^ Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХVП В.): В ПОИСКАХ УНИВЕРСАЛЬЬНОГО Экспериментально-математическое естествознание – новая ориентация философии ХУН в. Вопросы теории познания и философии науки: соотношение опыта и разума в познании, дилемма эмпиризма и рационализма в науке (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт). Переосмысление предмета и социальных целей науки (Сомнение и антитрадиционализм как методологические принципы научного познания. Обоснование рационалистической методологии науки. Открытие проблемы субъекта и объекта в процессе познания и поиски достоверных критериев знания. Идея универсального рационального научного метода (Р. Декарт). Философия природы и поиск универсальных субстанций бытия в рационалистических концепциях ХУН в. Дуализм Р. Декарта, монизм Б. Спинозы, плюрализм Г. Лейбница. формирование механической картины мира (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон). Человек в природе и природа человека. Необходимость и свобода, разум и страсти, знания и нравственность в человеческом бытии (Б. Спиноза, Б. Паскаль). ^ Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (КОНЕЦ ХУП – ХVIП ВВ.): ФИЛОСОФИЯ РАЗУМА И ОПТИМИЗМА Идея всесилия разума. Познающий разум как основа человеческой природы. Рационалистический сенсуализм – философия познания просветителей; проблемы и парадоксы индивидуального чувственного опыта (Д. Локк, Д. Юм). Свободомыслие просветителей ХУПI в.: идея борьбы индивидуального просвещенного разума с коллективными традиционными заблуждениями. Воинствующий атеизм французских материал истов (П. Гольбах, Д. Дидро). Философия природы эпохи Просвещения. Природа как самодвижущаяся материя, как бесконечный круговорот и качественное однообразие (П. Гольбах). Представления об эволюции живой природы (Ж. Ламетри, Д. Дидро). Механистический детерминизм натурфилософии просветителей и проблема необходимости и случайности в природе и человеческой жизни. Просветительская трактовка человеческой природы. Проблема индивидуального и всеобщего, природного и социального в человеке. Концепция определяющей роли среды в формировании личности. Нравственные и педагогические идеи просветителей (Г. Лессинг, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций). Социальная философия Просвещения. Идеи гражданского общества и общественного договора. Принципы естественных прав человека, демократии и социального прогресса (Д. Локк, Ж..Ж. Руссо, Ш. Монтескье). ^ Тема 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (КОНЕЦ ХVПI – НАЧАЛО XIX вв.): ФИЛОСОФИЯ ДИАЛЕКТИИЧЕСКОГО РАЗУМА Человек, познающий в философии И. Канта. Анализ механизмов процесса познания. Гуманизм кантовского учения о нравственности. Проблема связи нравственности и религиозности. Человек, действующий в философии И. Фихте. Проблема «Я» и «НЕ-я». Возможности достижения свободы человеком и человечеством. Человек, природа и мировая душа в философии Ф. Шеллинга. Принципы саморазвития и целесообразности в мировоззрении Шеллинга. Диалектика развития Г. Гегеля как способ понимания проблем человеческого бытия и сознания. Принцип историзма. Проблема индивидуальнойсвободы и исторической необходимости, место и роль человека во всемирно-историческом процессе. Концепция прогресса как всевозрастающего осознания обществом идеи свободы. Единство человека и природы в антропологическом материализме Л. Фейербаха. Проблемы человека, общества и религии. Атеистический гуманизм и альтруистическая мораль «религии любви» Л. Фейербаха. Философия К. Маркса и немецкая классическая философия: синтез философии действия, диалектики развития и материалистического миропонимания. Идея философии как средства социального переустройства мира и освобождения человека. Историческая судьба философии К. Маркса. Тема 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-НA ЧАЛА ХХ В.: ^ В ПОИСКАХ ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ Русская и западноевропейская философия: идеи Ж..Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха, позитивизма, ницшеанства на русской почве. Социально-политические идеи и концепции русских философов. Проблемы смысла истории и социального прогресса, осмысление места и роли России в мировом историческом процессе и путей ее дальнейшего развития (П.Я. Чаадаев, западники и славянофилы, народники, анархисты, легальные марксисты). Философское осмысление природы и человека русскими философами и естествоиспытателями (А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Менделеев, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, Е.С. Федоров, Н.А. Умов). Философия русского космизма (В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров, к.з. Циолковский, П.Л. Флоренский, АЛ. Чижевский). Религиозно-философские искания русских философов и интеллигенции (Вл. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров, Д.С. Мережковский, ЛЯ. Толстой, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, А.А. Блок).^ Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ХХ В.: ПОИСКИ НОВЫХ ВОЗМОЖЖНОСТЕЙ ОСМЫСЛЕНИЯ СТАРЫХ И СОВРЕМЕШIЫХ ПРОБЛЕМ Принципы классической философии, их защита, модернизация и критика в философских исканиях ХХ в. Современная философия как осмысление новых социально-политических, научнотехнических и духовных реальностей. Отношение к разуму и науке в философии ХХ в. Размежевание рационализма и иррационализма. Обращение к нерациональному: воле, чувствам, интуиции, бессознательному. Трактовка нерационального с позиций иррационализма «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Рационалистическое исследование бессознательного в философии психоанализа (3. Фрейд, К. Юнг, 3. Фромм). Мистическое осмысление нерационального и иррационального (Р. Штейнер, Е. Блаватская, современный восточный мистицизм). Чувственно-эмпирические концепции познания: эмпириокритицизм (3. Мах, Р. Авенариус), эмпириомонизм (А. Богданов). Новые подходы к философскому осмыслению мира и его познанию в ХХ в. Прагматизм как восстание против философских «абсолютов» (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). «Ниспровержение» позитивизмом и неопозитивизмом традиционной философской метафизики (о. Конт, 3. Мах, г. Рейхенбах, Б. Рассел, К. Поппер). Поиски новой метафизики как целостного понимания мира с позиций соовременной философии науки (А. Уайтхед, натурализм, постпозитивизм, критический рационализм). История, социальная жизнь и культура в философии ХХ в. Осмысление глобальных проблем современности (Римский клуб). Философия техники, концепции научно-технического прогресса: техницистские и антитехницистские воззрения. Проблема смысла истории, социального и культурного развития (А. Тойнби, п. Сорокин, У. Ростоу, 3. Тоффлер). Новый поворот к человеку в философских исканиях ХХ в. Духовно-экзистенциальные и ценностные аспекты и проблемы человеческого бытия в экзистенциалистских концепциях (М. Хайдег-гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Современные религиозные и мистические трактовки человека в европейской и восточной философии. Судьбы современной религиозной философии. Католическая философия ХХ в.: неотомизм. Религиозно-мистические идеи в странах Востока. Современные трактовки проблемы взаимоотношения науки и религии, знания и веры в объяснении природы, общества и человека (Тейяр де Шарден). Марксистская философия в ХХ в. Русский марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Советский марксизм. Зарубежный марксизм ХХв. (А. Грамши, Д. Лукач, Л. Альтюссер). Влияние марксизма на современную философскую и социальную мысль и политическую жизнь. ^ Тема 10. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСООФИИ: МАТЕРИЯ И ДУХ Философский смысл проблемы бытия: физические и гуманитарные аспекты. Многомерность бытия: природы, социальные, духовные формы. Бытие вещей, свойств, отношений. Материальные и духовные формы бытия. Научнофилософская трактовка материи. Современное материалистическое миропонимание и альтернативные (идеалистические, мистические, религиозные, иррационалистические) концепции. Бытие как совокупность процессов. Современные концепции изменения (движения): материалистическая, концепция «творческой эволюции» (А Бергсон), «философия процесса» А Уайтхеда. Многообразие и взаимосвязанность различныx типов изменений в природных, социальных и духовных явлениях. Пространственно-временная организованность бытия: природные, социальные, духовные, психологические аспекты. Современные представления о сущности пространства и времени (А Бергсон, В.И. Вернадский, М. Хайдеггер, С. Хокинг, А. Эйннштейн).^ Тема 11. ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ: МИР КАК ЦЕЛОСТНАЯ, ВЗАИМОСВЯЗАННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СОВОКУПНОСТЬ СИСТЕМ Единство и многообразие мира. Бытие единого и многого, общего и отдельного. Целостность и системная организованность бытия: форма как способ организации содержания; диалектика целого и частей, сложного и простого, элементов и структуры. Внешнее и внутреннее и проблема явления и сущности. Системы и их типы. Принципы целостности и системности в современном миропонимании. Детерминированность (взаимообусловленность) как универсальная характеристика бытия: рационально-научные и иррационально-мистические подходы. Основные типы детерминации. Детерминация необходимого и случайного, причин и следствий, возможного и действительного в природных, социальных и духовных процессах. Закономерность, типы законов. Роль вероятностных представлений в современном миропонимании. Детерминация качественных и количественных характеристик бытия. Прерывность и непрерывность в процессах изменения. Диалектика меры. Противоречивость бытия, диалектика противоположностей. Философские проблемы бытия и небытия. Диалектические отрицания и синтезы. Поступательность, цикличность и необратимость, деструктивные и конструктивные моменты в процессах изменения. Процессы развития. Прогрессивные, регрессивные и иные тенденции развития. Проблема критериев прогресса. Принцип историзма. ^ Тема 12. ПРИРОДА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ ХХ в. Материальный мир природы: его целостность, строение, разнообразие и единство; микромир, макромир, мегамир и их взаимосвязь. Хаос и гармония, случайность и закономерность, порядок и беспорядок в природе. Идеи синергетики в современном миропонимании. Бесконечность и неисчерпаемость мирового целого, проблема существования иных миров (П.А. Флоренский, В. Гейзенберг, И. Пригожин, М. Марков). Эволюционные процессы во Вселенной, саморазвитие и саморазрушение материи как их основы. Направленность, необратимость и круговорот В космической эволюции. Происхождение и развитие Земли, связь земных и космических процессов. Пространственно-временная организация космической и земной эволюции (А. Эйнштейн, А.А. Фридман, Я.Б. Зельдович, О. Шмидт, А. Уайтхед). Жизнь как земной и космический феномен, проблема ее сущности, распространенности, разнообразия форм, конечности и бесконечности: основные философские концепции и научные гипотезы. Отражательные, информационные и самоорганизующие процессы как основа современного научно-философского объяснения жизни. Биосфера, уровни ее организации и включенность в геологические и космические процессы. Биологическое пространство и время (Тейяр де Шарден, А. Бергсон, к.э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.И. Опарин, АЛ. Чижевский). Человек в природе: во Вселенной и на Земле. Антропный принцип в космологии. Концепция ноосферы, ее научные и религиозно-мистические трактовки. Проблема разумной жизни во Вселенной, ее форм, возможностей иных цивилизаций и поисков контактов с ними (В.И. Вернадский, С. Лем, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Федоров, И.С. Шкловский). ^ Тема 13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПРИРОДА И СМЫСЛ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ ХХ в. Проблема происхождения человека: философские, космические, биологические, социально-культурные аспекты. Человек как продукт биологической и культypной эволюции; современные представления об особенностях этих эволюционных типов и их взаимосвязях. Возникновение и сущность человеческого сознания. Человек в философских исканиях ХХ в. Многомерность человеческой природы: биологические, социальные, духовные ее компоненты. Основные современные подходы в осмыслении человека: натуралистические, социокультурные, социально-экономические, духовно-ценностные; научные, религиозные, мистические. Человек как живой организм, представитель животного мира. Биологические основы видовых, групповых и индивидуальных особенностей человека, его организма, психической жизни и поведения: антропологические, этнические, психологические, медицинские, педагогические, криминогенные аспекты (К. Лоренц, ил. Мечников, ил. Павлов, Г. Селье, З. Фрейд). Человек как продукт и субъект социальной жизни и культуры. Личность человека, ее индивидуальность, биологические и социальные основы ее формирования. Сознание и самосознание личности, ее потребности, интересы, ценности. Личность в малых и больших социальных группах, в межиндивидуальном общении и в историческом процессе. Проблема индивидуальной и социальной свободы личности и прав человека (Н.А. Бердяев, Г.В. Плеханов, А.Д. Сахаров, Э. Фромм). Духовно-экзистенциальные и ценностные аспекты и проблемы человеческого бытия: жизни и смерти, судьбы, добра и зла, любви, одиночества, счастья, смысла жизни (философские, научные, нравственные, эстетические, религиозные подходы).^ Тема 14. ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ Общество и природа. Экологические и демографические факторы общественной жизни, их природная и социальная обусловленность, современные противоречия и проблемы: научнотехнические, нравственно-гуманистические аспекты. Концепция «пределов роста» (Римский клуб). Философия глобальных проблем. Общество как система. Технико-экономические, информационные, духовно-культурные, социально-психологические компоненты современного социального бытия, их единство и противоречия: техницистские и антитехницистские концепции (Р. Арон, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Х. Мак-Люэн, У. Ростоу, Э. Тоффлер, Ж. Фуурастье). Социальные отношения и институты. Политика как способ социального управления. Политическая власть. Демократические и авторитарные режимы политической власти. Власть, народ, личность, история. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни. Политика и нравственность (Н.А. Бердяев, М. Вебер, М. Ганди, ЛЯ. Толстой, А. Швейцер). Тоталитаризм ХХ в.: опыт его философского и социального осмысления (Е. Замятин, Х. Ортега-Гассет, Дж. Оруэлл, А. Платонов, Б. Рассел, Ф. Хайек, О. Хаксли). Проблема смысла истории и социального прогресса. Единство и разнообразие, поступательность, цикличность и необратимость исторического развития: концепции общественно-экономических формаций (к. Маркс), локальных цивилизаций (А. Тойнби), культурно-исторических циклов (П. Сорокин). Философия истории О. Шпенглера. Научно-технические, социально-политические, духовно-культурные слагаемые социального прогресса. ^ ТЕМА 15. ПОЗНАНИЕ, ЗНАНИЕ, ИСТИНА: СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ.Познание как проблема философии. Сознание и познание: биологические, психологические и социокультурные основы познавательных процессов. Отражение, информация, знание. Познание как единство отражения и деятельности, индивидуального и социального, духовного и практического. I1ндивидуальная познавательная деятельность. Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь и социокультурная обусловленность. Интуиция и логика. Познавательная роль эмоций. Личностное знание и опыт. Понимание. Познание в системе культуры. Место познания в различных способах духовно-практического освоения человеком мира: мифологическом, мистическом, религиозном, художественном. Многообразие человеческого знания. Донаучные и вненаучные формы знания и их отношение к науке. Сравнительные возможности различных типов знания, проблема их соизмеримости и взаимодополнительности. Проблема познаваемости мира: соотношение знания и реальности, знания и незнания. Истина, ее компоненты, уровни, типы, критерии. Истина и иные ценности: прагматические, этические, эстетические. Убеждения, вера, мнение в познавательной деятельности. Заблуждения, их истоки и возможности преодоления. ^ Тема 16. ПАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Наука как особый тип познания, деятельности и социальной организации. Единство и разнообразие научных знаний: естественные, технические, социальные, гуманитарные науки. Наука фундаментальная и прикладная. Критерии научности знания; феномен псевдонауки. Ценностные и целевые установки научного познания. Социальные функции науки и ее роль в современном миропонимании. Эмпирический уровень научного познания. Логические процедуры и приемы (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия) и специальные методы исследования (наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование, статистические методы), используемые на эмпирическом уровне научного познания. Основные типы эмпирического научного знания: данные наблюдения, научные факты, опытные зависимости. Теоретический уровень научного познания. Методы теоретического исследования: мысленный эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, математическое моделирование, математическая гипотеза, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, системный подход. Основные типы теоретического научного знания: частные теоретические модели и законы, развитая теория. Роль гипотез в научном познании. Развитие и прогресс научного знания. Дифференциация, интеграция, взаимодействие наук. Экстенсивное и интенсивное развитие науки; традиции, новации, революции в науке, научные парадигмы и их смена. Научное творчество и научные открытия. Основные дилеммы в осмыслении характера развития науки: индуктивизм и дедуктивизм, кумулятивизм и антикумулятивизм, интернализм и экстернализм (А Койре, Т. Кун, И. Лакатос, К. Поппер, П. Фейерабенд). Наука в системе культуры. Основания науки: идеалы и норрмы исследования, научная картина мира, философские основания. Стили научного мышления и их эволюция. Наука и общество. Научные школы и сообщества, системы коммуникации в науке. Роль личности в науке. Свобода научного поиска и социальная и моральная ответственность ученых. Ученый в современном обществе. Наука и ценности; этика науки. Мировоззренческая оценка науки: дилемма сциентизма и антисциентизма. Наука, человек и социальный прогресс.^ Тема 17. КУЛЬТУРА, ДУХОВНОСТЬ, ЦЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ ХХ В. Культура, ее материальные и духовные, рациональные и иррациональные, научно-теоретические и художественно-гуманитарные компоненты. Элитарный, массовый и народный уровни культуры. Философские концепции культуры (Н.А Бердяев, П.А Флоренский, З. Фрейд, Й. Хейзинга, О. Шпенглер). Культура и цивилизация. Цивилизационные основы существования современного общества. Развитие культуры: традиции и новации. Прогресс в культуре, его многоплановость и критерии. Проблемы и противоречия современного культурного развития. Культура, духовность, ценности. Основные типы духовноценностной ориентации. Культура и личность: духовность, образованность, интеллигентность. Культура межчеловеческих взаимоотношений: социальные, психологические, нравственные аспекты. Мораль и нравственные ценности как элементы духовной культуры, регуляторы общественной и личной жизни. Рациональные и эмоциональные, относительные и абсолютные, индивидуальные, групповые и общечеловеческие компоненты нравственности, их единство и противоречия. Проблема морального добра и зла. Эстетически-художественное освоение человеком мира. Природа эстетических ценностей. Художественная культура хх в.: традиции и новаторство, достижения, проблемы, противоречия. Искусство и духовность. Религия, ее роль в духовно-ценностной ориентации человека в мире. Философские, социальные, психологические, нравственные, эстетические основания религии. Современное религиозное сознание: ортодоксальные и модернистские течения. Религия и наука: современные трактовки их взаимоотношений. Проблема религиозности, атеизма и свободомыслия: прошлое и настоящее. Свобода совести как компонент современной культуры. ^ Тема 18. ФИЛОСОФИЯ В НАУКЕ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ в. Место, роль, судьбы философии в духовной культуре и мировоззренческих исканиях ХХ в. Дилеммы современных философских ориентации: рационализма и иррационализма, научности и религиозности, объективизма и субъективизма, материализма и идеализма. Место и роль научного знания в современной философии. Проблема научности философского мировоззрения. Роль философских идей в становлении и развитии современной науки. Переосмысление философских оснований науки в процессе современной научной революции. Философия в творчестве и оценках выдающихся ученых ХХ в. (Н. Бор, М. Борн, В.И. Вернадский, В. Гейзенберг, М. Планк, И. Пригожин, Тейяр де Шарден, З. Фрейд, А. Эйнштейн). Философские и методологические проблемы современных геологических, горных, технологических, технических, экономических наук. Философское мировоззрение и современная художественная культура. Философские концепции ХХ в., построенные на эстетических основаниях: «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), экзистенциализм. Концепция личности в искусстве и гуманизме ХХ в. (А. Камю, ж.-п. Сартр). Философский роман ХХ в. (Г. Гессе, Дж. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Философские искания в изобразительном искусстве модеррнизма хх в.: абстракционизм, сюрреализм (С. Дали, В. Кандинский. К. Малевич, М. Шагал). Философские концепции художественного творчества (Т. Адорно, з. Фрейд, М. Хайдеггер, к.Юнг). Философия музыки ХХ В. (Т. Адорно). Философия и искусство в творчестве Н. Рериха и С. Рериха.Рекомендуемая литература Основная: Демидов А.Б. История философии в текстах с ответами, пояснениями и хрестоматийными приложениями. Минск, 2005. 464 стр.Ильин В.В. История философии. СПб., 2003. 732 стр.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. Спб., 2009. 560 стр.Марков Б.В. Философия. Учебное пособие. Спб., 2009. 348 стр.Дополнительная: Гуревич П.с. Философский словарь. М., 1997. Гурина М. Философия: Учебное пособие / пер. с фр. М., 1998. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 1996. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. Радугин А.А. Философия: Курс лекций: 2-е изд. М., 1997. Ша повалов В.А. Основы философии современности. К итогам ХХ века: Курс лекций для студентов и аспирантов. М., 1998. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В. П. КохановскиЙ. Ростов н/Д, 1996. Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. 2-е изд. М., 2000. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. П.с. Гуревич. М., 1997. Блинников Л.В. Великие философы. М., 1998. Вольф Р.П. О философии: Учебник / Пер. с англ. М., 1996. Курбатов В.И. История философии: Конспект. Ростов н/Д., 1997. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. Ростов Н/Д., 1997. Рассел Б. Мудрость Запада / Пер. с англ. М., 1998. Основные вопросы к экзамену.1. Философия, ее содержание и характер проблем. Роль философии в мировоззренческих исканиях прошлого и настоящего. 2. Мировоззрение как способ духовно-практического самоопределения человека в мире. Уровни и компоненты мировоззрения, его основные исторические формы. 3. Предфилософские и философские идеи и концепции Древнего Китая: даосизм, конфуцианство. 4. Предфилософские и философские идеи и концепции Древней Индии: Веды, буддизм, джайнизм, йога. 5. Эпическая предфилософская мудрость Древней Греции; Гомер, Гесиод. «Семь мудрецов» Эллады. 6. Возникновение античной философии: натурфилософия Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. 7. Диалектическая философия Гераклита. 8. Философские воззрения Пифагора и пифагорейцев. 9. Элейская античная философия: проблемы бытия и движения (Ксенофан, Парменид, Зенон). 10. Натурфилософские идеи Эмпедокла и Анаксагора. 11. Философия греческого атомизма: Демокрит, Эпикур. 12 Античная философия: от космоса к человеку и обществу (соофисты, Сократ). 13. Философское учение Платона. 14. Философская система Аристотеля: учение о природе, логика, этика, политика. 15. Греческие философы эпохи эллинизма в поисках нравственнных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики, эпикурейцы. 16. Средневековая западно-европейская философия: учения о Боге, природе, человеке. Теологизм и схоластика средневекового философского мышления. 17. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, свободомыслие. Новые системы Вселенной. 18. Философия Ф. Бэкона: «очищение» разума от «идолов» познания; обоснование методологии нового экспериментального естествознания.19. Философия Р. Декарта: поиск путей получения достоверного научного знания; идея универсального научного метода. 20. Философия ХУН в.: человек в природе и обществе (Б. Спиноза, Б. Паскаль, Т. Гоббс). 21. Философия эпохи Просвещения (ХУIII в.): свободомыслие, скептицизм, атеизм; философия природы (Вольтер, французские энциклопедисты ). 22. Просветители ХУН! в. о человеке, его познавательных способностях, воспитании и социальных правах (д. Локк, Д. Юм, Ж..Ж. Руссо). 23. Философия И. Канта: идеи развития природы; теория познания; нравственная философия. 24. Диалектическая философия Г. Гегеля: логика, философия природы, философия духа. Проблема исторической необходимости и свободы. 25. Философия л. Фейербаха: единство человека и природы; человек, общество, религия; атеистический гуманизм. 26. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. Диалектика и материалистическое миропонимание. Социальная философия марксизма: исторические судьбы теории и практики. 27. Русская философия XIX – начала ХХ вв.: взгляды на природу и человека. Русский космизм. Религиозные искания русских философов и интеллигенции (Вл. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский). 28. Социально-политические идеи и концепции русских филосоофов XIX – начала ХХ вв. Славянофилы и западники о путях исторического развития России (ПЯ. Чаадаев, А.С. Хомяков, А.И. Герцен). 29. «Философия жизни» как осмысление нерациональное в человеческом опыте с позиций философского иррационализма: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше (30. Философские идеи психоанализа З. Фрейда: рационалистическое осмысление сознания и бессознательного в человеческой психике и деятельности. Гегеля: логика, философия исторической необходимости 31. Философия позитивизма: поиск современных научно-рационалистических концепций познания природы, общества и человека. Эволюция позитивистских идей ( О.Конт, Э. Мах, Б. Рассел). 32. Философия экзистенциализм; постановка и осмысление духовно-экзистенциальных и цeннocтных аспектов и проблем человеческого бытия (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю)33. Философское понимание бытия: природные, социальные, духовные аспекты. Современная научно-философская трактовка материи. 34. Бытие как совокупность процессов. Современные представления об изменении (движении), многообразии и взаимосвязи его форм. 35. Пространственно-временная организация бытия. Современные представления о пространстве и времени, об особенностях пространственно-временных отношений в природных , социальных и психических процессах. 36. Единство и многообразие бытия, общего и отдельного. 37. Целостность и системная организованность бытия: форма и содержание . Системы и их типы. 38. Взаимодействия и их различные типы в системах бытия: необходимое и случайное, причины и следствия, возможное и действительное. 39. Уровни бытия: видимость и явление, внешнее и внутреннее, явление и сущность, их взаимоотношения. 40.Закономерный характер бытия. Понятие закона, многообразие и основные типы закономерностей. Роль вероятностных представлений о современном миропонимании. 41. Качественные и количественные характеристики бытия. Понятия качества, количества, меры. Прерывность и непрерывность в структурах и процессах бытия. 42. Противоречивость бытия: единство бытия и небытия, устойчивого и изменчивого, абсолютного и духовных явлениях. 43.Процессы развития. Прогрессивные, регрессивные и иные тенденции развития. Диалектические отрицания и синтезы в развитии. Проблема критериев прогресса.44.Природа как предмет философского осмысления. Современные философские представления о Вселенной. Проблема жизни и ее включенности в космические и геологические процессы.45. Происхождение человека как результат биологическо
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…