Разработка финансового плана предприятия на примере ЗАО Фармакон

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова»
Кафедра «Финансы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Разработка Финансового плана предприятия» (на примере ЗАО «Фармакон»)
Выполнила: студентка гр. 2733
Потехина Ю А.
Проверила: к.э.н., и.о.доцента
Баниева М.А.
Улан-Удэ 2008
Содержание
Введение
1. Основные виды планирования на предприятии
1.1 Краткосрочное и долгосрочное планирование
1.2 Структура финансового плана
2. Характеристика предприятия ЗАО «Фармакон»
2.1 Структура рынка российской фармацевтической дистрибуции и перспективы роста для ЗАО «Фармакон»
3. Разработка финансового плана ЗАО «Фармакон»
3.1 Прогноз объемов реализации
3.2 Баланс денежных расходов и поступлений
3.3 План доходов и затрат
3.4 Сводный баланс активов и пассивов предприятия
3.5 Анализ планируемых финансовых показателей предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Финансовый план предприятия — основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов.
В процессе текущей производственно-хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления — производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.
Управление финансами может быть реактивным или стратегическим. Реактивная система управления состоит в решении задач по мере их возникновения. Эта система, по своему содержанию напоминающая «латание дыр», неэффективна. Однако именно она, к сожалению, является на наших предприятиях преобладающей. Это объясняется сложным финансовым положением, в котором находятся многие предприятия.
С другой стороны, и многие вполне благополучные в финансовом отношении предприятия работают по принципу постоянного, по существу, бессистемного поиска решений «неожиданно» возникающих финансовых проблем.
Иной характер имеет стратегическая система финансового планирования. Она предполагает разработку финансовых планов на сравнительно длительный период (минимум на год), но суть ее не в периодичности, а в главном принципе подхода к финансовому планированию: оно подчинено решению заранее установленных задач.
Для решения каждой из них определяются необходимые средства и их источники. Но так как от возникновения непредвиденных обстоятельств, особенно в условиях рыночной экономики, никто не застрахован, то система стратегического планирования предусматривает возможности решения вновь возникающих задач. В расчете на 2-3 года финансовый план имеет характер прогноза в том смысле, что некоторые его показатели могут устанавливаться в определенном диапазоне («от» и «до»). Кроме того, могут быть предусмотрены варианты решения отдельных задач. В качестве источников покрытия потребности в инвестициях намечена чистая прибыль предприятия и амортизационные отчисления. Однако если амортизационные отчисления могут быть рассчитаны с необходимой точностью, то определить с такой же точностью сумму прибыли, которая будет получена через год или два, далеко не всегда удается. Поэтому для безусловного обеспечения инвестиционной программы финансовыми ресурсами должны быть предусмотрены также иные возможные источники средств, в том числе различные формы заимствования.
Каков бы ни был горизонт финансового планирования, основным является годовой финансовый план с разбивкой по кварталам, а на очередной квартал — по месяцам. Так как отклонения от заранее установленных показателей — не аномалия, а нормальное, объективное явление, то месячные планы имеют скользящий характер в том смысле, что по ожидаемым или фактическим итогам каждого месяца уточняется финансовый план на очередной месяц. И является он не вариантным, а однозначным и адресным.
При разработке финансового плана должны быть соблюдены общие принципы планирования, сложившиеся как в нашей, так и в зарубежной хозяйственной практике. Являясь документом, с помощью которого регулируется процесс формирования доходов предприятия, поступления и расходования денежных средств, финансовый план одновременно обеспечивает предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности и в то же время отражает ее результаты. Поэтому непременными принципами финансового планирования должны быть:
Непрерывность, т.е. не должно быть периодов, когда предпринимательская деятельность осуществляется без финансового плана. Другое дело, что формы плана могут различаться по степени сложности — от примитивных схем до многофакторных моделей, но финансовый план сопровождает все этапы предпринимательской деятельности, начиная с ее организации и формирования уставного или складочного капитала.
Гибкость и маневренность, т.е. несмотря на то, что финансовое планирование должно быть не реактивным, а стратегическим, т.е. финансовый план должен быть подчинен задачам достижения определенных стратегических целей, он в то же время должен обладать определенным запасом финансовой прочности для быстрого и эффективного реагирования на изменяющиеся условия предпринимательской деятельности.
Реальность и обоснованность, соответствие возможностям и потребностям предприятия, сбалансированность которых как раз и достигается при разработке финансового плана. Конечно, потребности всегда превышают возможности, но в финансовом плане предусматривается удовлетворение только тех потребностей, для которых имеются реальные возможности.
Финансовый план — сбалансированный документ. Сбалансированность проявляется в том, что все направления расходования средств должны быть обеспечены источниками финансирования, хотя эти источники могут быть разными: собственными, заемными, привлеченными.
Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:
1.содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;
2. дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
3.служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении.
1. Основные виды планирования на предприятии
1.1 Краткосрочное и долгосрочное планирование
Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. т.е. по подразделениям.
Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.
1.2 Структура финансового плана
Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит из следующих разделов:
— Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
первый год — данные приводятся помесячно
второй год — данные приводятся поквартально
третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
Прогноз объемов реализации (план сбыта) – своего рода отправная точка при подготовке главного бюджета, поскольку намечаемый объем продаж оказывает влияние на все составные части финансового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией. Обычно он основывается:
1. на оценке показателей перспективного спроса;
2. на оценке предложений со стороны других производителей;
3. на результатах рыночных прогнозов и прогнозе доли рынка;
4. на прогнозах цен на товары;
5. поставленных руководством целей (достичь безубыточности, заработать определенную прибыль, охватить тот или иной сегмент рынка и др.).
При составлении плана реализации используются данные маркетинговых исследований, результаты переговоров с заказчиками и клиентами, другая информация (о конкурентах, долгосрочных тенденциях на рынках, продажах в предыдущие периоды и пр.).
— Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:
первый год — данные приводятся помесячно
второй год — данные приводятся поквартально
третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
План о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике.
Баланс не отражает результатов деятельности фирмы за конкретный период времени, а представляет собой ее «мгновенный снимок», фиксирующий слабые и сильные стороны с точки зрения финансов на данный момент.
— План доходов и затрат.
Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:
первый год — данные приводятся помесячно
второй год — данные приводятся поквартально
третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
Среди анализируемых показателей выделяются:
а) доходы от продаж товаров;
б) издержки реализации товаров;
в) суммарная прибыль от продаж;
г) общепроизводственные расходы (по видам);
д) чистая прибыль .
План доходов и расходов основывается на следующих прогнозных оценках:
доходов от реализации;
прочих доходов;
издержек производства и реализации продукции;
прочих издержек;
ожидаемых налоговых выплат;
выплат процентов по долгам.
— Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Баланс активов и пассивов отражает их состояние на предприятии на определенную дату. При его составлении используются подготовленные ранее план доходов и расходов и баланс денежных поступлений и выплат. Схема баланса имеет такой вид.
Актив
Основные средства и прочие внеоборотные активы, в том числе:
-нематериальные активы;
-основные средства.
Запасы и затраты, в том числе:
-производственные запасы;
-малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
-незавершенное производство;
-расходы будущих периодов;
-готовая продукция.
Денежные средства, расчеты и прочие активы, в том числе:
-расчеты с дебиторами;
-расчетный счет;
-валютный счет;
-касса.
Пассив
Источники собственных средств, в том числе:
-уставный капитал;
-добавочный капитал;
-резервный капитал;
-нераспределенная прибыль прошлых лет.
Расчеты и прочие пассивы, в том числе:
-Долгосрочные кредиты;
-Краткосрочные кредиты
2. Характеристика предприятия ЗАО «Фармакон»
Компания Фармакон появилась на фармацевтическом рынке в 2001 году и на данный момент входит в первую десятку крупнейших национальных фармацевтических дистрибьюторов. Компания имеет развитую региональную инфраструктуру — 25 филиалов, более 30 представительств. Компания работает более с чем 11,000 клиентов и 450 производителей мед. препаратов.–PAGE_BREAK–
За последние 4 года компания ежегодно увеличивала объемы продаж на более чем 35%. В ближайшие несколько лет ЗАО «Фармакон» планирует поддерживать темпы роста на уровне свыше 30% в год.
2.1 Структура рынка российской фармацевтической дистрибуции и перспективы роста для ЗАО «Фармакон»
В 2005 г вероятно сохранится близкое к приведенному соотношение сил в коммерческом сегменте и что-то подобное в сегменте государственных тендеров.
Рост ведущих 5 национальных дистрибьюторов повлечёт за собой рост их рыночной доли
— ЗАО «Фармакон» достаточно крупная компания, чтобы сохранить свое влияние на ведущих производителей в условиях встряски на рынке, обусловленной внезапными изменениями в госсекторе. Гораздо сильнее пострадают мелкие дистрибьюторы.
— ЗАО «Фармакон» рассчитывает занять долю мелких дистрибьюторов в коммерческом и тендерном сегменте.
На 31.12.2004 г. Компания имела 21 филиал и 28 представительств Ниже на рис. показано географическое расположение филиалов Компании.
В настоящее время сбытовая сеть Компании охватывает практически все областные центры России кроме Дальнего Востока. В настоящее время Компания имеет в базе11 400 активных клиентов.
3. Разработка финансового плана на 2005-2007 гг.
3.1 Прогноз объемов реализации
На основании статистических данных, за последние 3 года ежегодно увеличивала объемы продаж на более чем 35%. На основании этого в ближайшие несколько лет компания планирует поддерживать темпы роста на уровне свыше 30% (таблица 1).
таблица 1

Прогноз объемов реализации (2005-2007 г.г.)
Прирост планируемой выручки 33%

Тыс. руб.

2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Январь
410 077
545,403
2,273,670
10,269,972
февраль
399 463
531,286

Март
475 818
632,838

Апрель
301 601
401,129
1,521,628

Май
277 753
369,412

Июнь
280 858
373,541

Июль
316 503
420,948
1,703,326

Август
301 647
401,190

сентябрь
344 780
458,558

октябрь
390 185
518,946
2,223,158

Ноябрь
389 410
517,915

декабрь
477 207
634,686

3.2 Баланс денежных расходов и поступлений
В рамках баланса денежных расходов и поступлений планируются денежный поток, который не совпадает ни с выручкой, ни с прибылью предприятия. Именно поэтому вопросы движения денежных средств приходится рассматривать отдельно. Действительно, выручка (или прибыль) отражает как денежные, так и не денежные доходы в течении определенного периода времени, причем выручка возникает в момент отгрузки товара, а деньги от реализации товара могут поступать с опозданием (или с опережением, в порядке предоплаты). Также разница объясняется тем, что в состав выручки не входят такие денежные поступления, как получение кредитов, займов и др., или тем, что при расчете прибыли в составе расходов не учитываются такие оттоки денежных средств, как капитальные затраты, выплата налогов, возврат кредитов и др. Наконец, при расчете прибыли «амортизация» признается «затратами», хотя на осуществление этих «затрат» деньги не требуются (денежных потоков нет).
Моменты фиксации выручки и поступления денежных средств почти всегда «разнесены» во времени; что моменты выплаты расходов и «оттока» денег также «разнесены» во времени; что операции по получению и возврату заемных средств не зависят от текущих хозяйственных операций и, следовательно, не влияют на размер выручки или прибыли в данном периоде; что инвестиционная деятельность предприятия (заимствования, размещение акций, капитальное строительство) сопровождается денежными операциями (влияет на денежный поток), но не влияет на размер выручки в данном периоде и т.д. Парадоксально, но факт: предприятие часто терпит неудачу из-за того, что у него нет в нужный момент денег, а не из-за того, что у предприятия нет прибыли.
При планировании и анализе денежных потоков принято выделять три вида деятельности предприятия: основную, инвестиционную, финансовую.
Поскольку основная (производственная или коммерческая) деятельность предприятия – главный источник прибыли (результирующего показателя работы предприятия), она, по идее, должна формировать наибольший денежный поток. Ведь промышленное (коммерческое) предприятие создается не для работы на финансовых рынках и не для осуществления инвестиционной деятельности. Поэтому второй и третий вид «денежной» деятельности имеют для предприятия вспомогательное значение.
Денежные поступления (притоки) от основной деятельности включают в себя:
денежную выручку от реализации в текущем периоде;
погашение дебиторской задолженности;
выручку от продажи товаров, полученных по бартеру
авансы, полученные от покупателей.
Денежные расходы (оттоки) в рамках основной деятельности предприятия включают в себя:
платежи по счетам поставщиков и подрядчиков;
выплату заработной платы;
налоговые платежи и платежи во внебюджетные фонды;
уплату процента за кредит;
отчисления на содержание социальной сферы;
выданные авансы.
К денежным поступлениям (притокам) от инвестиционной деятельности относятся:
1. денежная выручка от продажи основных средств и нематериальных активов предприятия;
2. дивиденды, проценты и дисконты от долгосрочных финансовых вложений, включая участие в капитале сторонних фирм;
3. возврат финансовых вложений (беспроцентных ссуд, выручка от продажи облигаций, акций и иных ценных бумаг).
К денежным расходам (оттокам) в рамках инвестиционной деятельности предприятия относятся:
1. приобретение основных средств и нематериальных активов;
2. капитальные вложения, включая финансирование строительства;
3. долгосрочные финансовые вложения (покупка акций, облигаций ).
К денежным поступлениям (притокам) от финансовой деятельности относятся:
краткосрочные кредиты и займы;
долгосрочные кредиты и займы;
поступления от эмиссии акций, облигаций и других ценных бумаг;
средства целевого финансирования
К денежным расходам (оттокам) в рамках финансовой деятельности предприятия относятся:
возврат краткосрочных кредитов и займов;
возврат долгосрочных кредитов и займов;
выплата дивидендов, процентов, дисконтов;
погашение облигаций, векселей и других ценных бумаг.
В сокращенном виде баланс денежных расходов и поступлений может содержать «притоки» и «оттоки» денежных средств только от основной деятельности.
Цель прогнозирования баланса денежных расходов и поступлений состоит в расчете необходимого их объема и определения моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избыток денежных средств. Это позволяет избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.
Баланс движения денежных расходов и поступлений является составной частью системы финансового планирования предприятия и использует данные плана продаж, закупок, затрат на оплату труда и других поступлений и расходов. Достоверность закладываемых в баланс движения денежных расходов и поступлений показателей зависит от субъективных оценок, прогнозов и, в первую очередь, от прогноза продаж и оценки периода инкассации дебиторской и кредиторской задолженности.
На первом этапе составления баланса денежных расходов и поступлений необходимо определить поступления и расход денежных средств от основной деятельности компании, так как результаты планирования такого денежного потока могут использоваться при планировании инвестиций и определении источников финансирования.
Баланс денежных поступлений и выплат — это документ, позволяющий оценить, сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени, т.е. до начала реализации и уже по ходу дела. Данный баланс строится на основе прогнозных оценок:    продолжение
–PAGE_BREAK–
— объема продаж за наличные;
-уровня инкассации дебиторской задолженности;
-объема продаж активов, ценных бумаг;
-платежей в счет увеличения собственного капитала;
-дохода от инвестиций;
-объема привлечения банковских ссуд или средств из других источников;
-объема материальных и трудовых затрат, необходимых для выполнения производственного плана;
-расходов на административные цели;
-объема выплат по ссудам, время платежей которых наступило;
-объема выплаты дивидендов;
-капитальных вложений в здания, сооружения, оборудование;
-объема налоговых выплат.
Определению плановых значений притоков денежных средств от основной деятельности предшествуют содержательные решения по управлению дебиторской задолженностью.
Размер плановых поступлений денежных средств от реализации товаров можно определить на основании прогноза продаж. В этом случае используются так называемые коэффициенты инкассации дебиторской задолженности, которые можно вычислить на основании расчета взвешенного старения дебиторской задолженности или реестра старения счетов дебиторов. Коэффициенты инкассации показывают, какая доля (в процентах) стоимости реализуемой в данном месяце продукции оплачивается в текущем месяце, какая доля – в следующем после отгрузки месяце, какая доля – в третьем месяце и т.д.
На основе ожидаемого объема продаж и рассчитанных коэффициентов инкассации составляется план поступления денежных средств. Коэффициент инкассации равен отношению изменения дебиторской задолженности в интервале i к объему продажи j, где j – месяц отгрузки, i- период получения денег отгрузки j – го месяца. Рассчитываются средние коэффициенты инкассации (приложение 1). В соответствии с рассчитанными средними коэффициентами инкассации 25% реализованных товаров оплачиваются в том же месяце, 55%, 15% и 5% продаж оплачивается в последующие месяцы. На основании этого было спрогнозировано поступление денежных средств от дебиторов Отечественные методы учета расходов предполагают разделение затрат на переменные и постоянные. Переменными называют затраты, размер которых меняется прямо пропорционально изменениям объемов деятельности. К постоянным относят затраты, которые можно считать не зависящими от объема производства (продажи) товаров, работ, услуг. Надо сказать, что разделение затрат на постоянные и переменные в реальных условиях – достаточно кропотливая и трудоемкая работа.
Каким бы методом ни осуществлялось разделение затрат на постоянные и переменные, оно всегда несколько условно.
Во-первых, многие издержки могут быть условно-постоянными или условно-переменными. Так, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (как бы переменные) могут включать в себя расходы на плановый ремонт, производимый вне зависимости то объемов производства. Или заработная плата некоторых категорий рабочих (рассматриваемая как переменные затраты) может включать гарантированный минимум, т.е. постоянную (не зависящую от объемов производства) часть.
Во вторых, постоянные затраты, например расходы на содержание аппарата управления, можно считать неизменными до определенного уровня производства (реализации), сверх которого они скачкообразно возрастают. Рост объемов и усложнения деятельности неизбежно влечет за собой увеличения общей суммы затрат на содержание аппарата управления.
Расходы на хранение запасов продукции с ростов объемов также могут изменяться. Так, до определенного уровня оборота достаточно арендовать один склад. При росте объемов реализации и соответственно увеличении запасов может возникнуть необходимость в аренде двух складов. При этом арендная плата увеличивается. И т.д.
Так как в Компании издержки носят характер условно-постоянных (переменных), для прогнозирования их на будущие периоды воспользуемся так называемым «методом процента от продаж», т.е. при наращивании объема продаж на определенное количество процентов затраты увеличиваются в среднем на столько же процентов.
При планировании расчетов с кредиторами надо учитывать, что предприятие имеет несколько типов кредиторов:
1. поставщиков и подрядчиков, с которыми предприятие рассчитывается за поставленные товары (работы, услуги);
2. собственных работников, с которыми предприятие рассчитывается по зарплате;
3. государственный бюджет, с которым предприятие рассчитывается по налогам;
4. государственные внебюджетные фонды, с которыми предприятие рассчитывается по единому социальному налогу;
5. кредитные учреждения или другие заемщики, с которыми предприятие рассчитывается по кредитам и ссудам.
Соответственно целесообразно составлять планы расчетов с каждым типом кредиторов, сведя потом полученные данные в единый план расчетов с кредиторами.
Раздельное планирование расчетов по типам кредиторов обуславливается, в частности, характером отношений с ними по поводу возникновения и погашения обязательств. Так, расчеты с поставщиками и подрядчиками могут осуществляться с отсрочкой платежа.
Расчеты по заработной плате выполняются, как правило, два раза в месяц.
Расчеты по многим налогам производятся раз в квартал, а расчеты по единому социальному налогу – в момент начисления работникам заработной платы.
Расчет плана платежей по налогам приведенных показателей требует дополнительных пояснений. Прежде всего, необходимо обсудить особенности исчисления налога на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость, являющаяся объектом НДС,- это вновь созданная на предприятии стоимость, т.е. та часть продукции, которая добавляется трудом к использованным покупным ресурсам. Численно добавленная стоимость равна сумме трех составляющих: зарплата с начислениями, стоимости амортизации и прибыли. В действительности же при расчете суммы НДС добавленную стоимость не исчисляют, а поступают следующим образом. Предприятие-продавец получает от покупателя НДС со всей стоимости проданной продукции по установленной ставке. Но одновременно это же предприятие уплачивает НДС поставщикам со всей стоимости купленных у них товаров. В итоге размер обязательств предприятия перед государственным бюджетом по НДС определяется как разность между полученных от покупателей и уплаченных поставщикам сумм НДС. Существуют два способа определения момента продаж: по отгрузке и по оплате, для которых обязательства по НДС определяются по разному. В первом случае сумма «входящего от покупателей» НДС исчисляется от объемов продаж. Во втором случае сумма «входящего от покупателей» НДС исчисляется от суммы поступивших от покупателей денежных средств. В рассматриваемой Компании используется первый способ исчисления «входящего» НДС, т.е. «по отгрузке». При исчислении обязательств по налогу на имущество требуется информация о стоимости основных средств, запасов, и о размере дебиторской задолженности. Налог на имущество исчисляется по ставке 2% стоимости имущества в год..
Следовательно, месячные обязательства по этому налогу составляют (2/12)=0,17% стоимости имущества в данном месяце.
На основании Федерального закона № 70-ФЗ от 20.07.04 максимальная ставка единого социального налога с 01.01.2005 года снижена с 36,5% до 26%.
В соответствии с поправками, если работник получает до 280 тыс. рублей в год, работодатель обязан уплачивать ЕСН в размере 26%, при годовой зарплате от 280 до 600 тыс. рублей — 10%, свыше 600 тыс. рублей — 2%. В федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) будет отчисляться 0,8% налоговых сборов, в региональные ФОМС — 2%.
В соответствии со статьей 163 Налогового кодекса Российской Федерации для всех плательщиков налога на добавленную стоимость налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышающими одного миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Планирование погашения задолженности перед поставщиками проводится аналогично расчету дебиторской задолженности с использованием так называемых коэффициентов инкассации кредиторской задолженности, которые можно вычислить на основании расчета взвешенного старения кредиторской задолженности или реестра старения счетов кредиторов.
Коэффициенты инкассации показывают, какая доля (в процентах) стоимости полученной в данном месяце продукции оплачивается в текущем месяце, какая доля – в следующем после отгрузки месяце, какая доля – в третьем месяце и т.д.
Другими словами, коэффициенты инкассации, определяемые на основе анализа денежных поступлений (погашения кредиторской задолженности) прошлых периодов, позволяет выявить, когда и в какой сумме будут произведены платежи закупки соответствующего периода На основе ожидаемого объема продаж и рассчитанных коэффициентов инкассации составляется план поступления денежных средств.
При планировании расчетов с персоналом предполагается, что 40% зарплаты выплачивается в том же месяце, а 60% — в следующем. На следующий год задолженность по ЗП не оставляется.
На основании метода «процента от продаж», краткосрочные обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.
Это означает, что текущие активы и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки. Процентная ставка по краткосрочным кредитам 12% и до 24 процентов по долгосрочным кредитам сроком на пять лет.
Погашение кредита и процентов по нему производится ежемесячно, равными долями.
Итоговый план расчетов с дебиторами и кредиторами представлен в виде баланса денежных расходов и поступлений
Остаток дебиторской и кредиторской задолженности на начало и на конец периода являются информационной основой для составления сводного баланса активов и пассивов предприятия. На основании составленного плана баланса денежных расходов и поступлений можно обнаружить, что в какие — то моменты предприятие будет испытывать дефицит денежных средств, в какие-то моменты – избыток их.
Дефицит денежных средств имеет массу неприятных последствий для компании, к числу которых можно отнести:
Задержки в выплате заработной платы работникам предприятия;
рост кредиторской задолженности поставщикам и бюджету;
рост просроченной задолженности по кредитам банков;
снижение ликвидности активов компании;
Причины возникновения дефицита денежных средств можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся:
падение объема продаж в результате потери одного или более крупных потребителей или недостатков в управлении ассортиментом продукции;
недостатки в системе управления финансами из-за отсутствия оптимальной организационной структуры финансовых служб, несовершенств управленческого учета и финансового планирования;
потеря контроля над затратами;
низкая квалификация кадров менеджеров.
К внешним причинам чаще всего относятся:
высокая стоимость заемных средств;
давление налогового законодательства;
кризис неплатежей и наличие не денежных форм расчетов;
конкуренция.
Меры по увеличению потока денежных средств можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. К числу краткосрочных мер можно отнести: действия, обеспечивающие увеличение притока денежных средств:
продажу или сдачу в аренду внеоборотных активов;
рационализацию ассортимента продукции;
реструктуризацию дебиторской задолженности в финансовые инструменты;
использование частичной предоплаты;
привлечение внешних источников краткосрочного финансирования;
разработку системы скидок для покупателей и другие меры;
а также действия, обеспечивающие уменьшение оттока денежных средств:
сокращение затрат;
отсрочку платежей по обязательствам;
использование скидок поставщиков;
налоговое планирование;
вексельные расчеты и взаимозачеты и другие меры.
К числу долгосрочных мер по увеличению потока денежных средств можно отнести: действия, обеспечивающие увеличение притока денежных средств:
эмиссию акций и облигаций;
поиск стратегических партнеров;
поиск потенциального инвестора и т.д.;
а также действия, обеспечивающие уменьшение оттока денежных средств:
долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей;
использование офшорных компаний для минимизации налоговых платежей;
создание внутрифирменного рынка для частичного использования зарплаты работников в интересах компании и персонала;
разработку и реализацию программы применения складских свидетельств и т.д.
В тех случаях, когда компания имеет временный избыток денежных средств, их надо обязательно эффективно использовать. В противном случае избыток денежных средств будет свидетельствовать о том, что предприятие в действительности несет убытки, связанные с инфляционным обесцениванием денег, а также с упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств.
Можно назвать несколько направлений использования временно свободных денежных средств:
вложение в совместные с другими предприятиями проекты;
вложение в недвижимость;
помещение денег на депозиты и вклады;
приобретение ценных бумаг.
3.3 План доходов и затрат
В основе хозяйственной деятельности любого предприятия лежит следующий базовый принцип: использование ресурсов должно предусматривать создание в течении определенного периода времени экономической стоимости, достаточной для того, чтобы возместить эти ресурсы и заработать сверх этого прибыль.    продолжение
–PAGE_BREAK–
План доходов и расходов как раз и предназначен для планирования прибыли, как разности между доходами и расходами. В этом его роль и значение в финансовом управлении на предприятии.
Для осуществления такого прогноза необходимо задаться следующими исходными данными:
Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетингом предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде – в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы.
Предположения относительно коэффициентов операционных затрат. В частности, можно предположить, что эти проценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растут пропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производить прогноз издержек отдельно.
Ставки процентов по заемному капиталу и краткосрочным банковским кредитам. Эти проценты выбираются исходя из опыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.
Коэффициент дивидендных выплат, который устанавливается в процессе общего корпоративного управления.
Основная цель прогноза отчет о прибыли состоит в том, чтобы оценить объем будущей прибыли предприятия, и какая часть прибыли будет реинвестирована.
Таким образом, план доходов и расходов позволяет планировать прибыль и, следовательно, рентабельность предприятия, а также рассчитать плановое значение маржинального дохода предприятия. Это означает, что по плану доходов и расходов можно выполнить весьма содержательный анализ финансового плана предприятия.
Вместе с тем методика анализа плана доходов и расходов с привлечением понятий «операционный рычаг», «порог безубыточности», «запас финансовой прочности» и т.п. существенно зависит от вида деятельности предприятия, от масштаба бизнеса, от режима работы компании и т.п.
Состав финансовых коэффициентов, используемых при анализе, зависит от того, кто является пользователем его ресурсов. Можно выделить три группы таких пользователей: руководители предприятия, акционеры компании, кредиторы.
Руководителей предприятия интересуют главным образом эффективность использования ресурсов и прибыльность, акционеров – прибыльность и дивиденды, кредиторов – платежеспособность предприятия и ликвидность активов, под обеспечение которых был предоставлен кредит.
Заметим, что часть плановых значений финансовых коэффициентов рассчитывается на основании плана доходов и расходов, а часть – на основании сводного баланса активов и пассивов предприятия .
План доходов и затрат
тыс.руб.

Наименование показателя
Код строки
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг ( за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
10
2 939 597
3 968 457
5 278 047
7 019 803
9 336 338
в том числе от продажи :

Готовой продукции
11

12

13

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг,
20
2 292 886
3 132 350
4 160 048
5 532 863
7 358 708
в том числе от проданных:

Готовой продукции
21

22

Валовая прибыль
29
646 711
836 106
1 118 000
1 486 940
1 977 630
Коммерческие и управленческие расходы
30
510 740
546 833
723 219
997 256
1 326 350
Наименование показателя
Код строки
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Прибыль(убыток) от продаж (строки 010-020-130-040)
50
135 971
289 273
394 781
489 684
651 280
Наименование показателя
Код строки
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
II. Операционные доходы и расходы

Проценты к получению
60

Проценты к уплате    продолжение
–PAGE_BREAK–
70
23 874
33 263
44 240
58 839
78 256
Доходы от участия в других организациях
80

Прочие операционные доходы
90

Прочие операционные расходы
100

III. Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы
120

Внереализационные расходы
130
21 721
124 702
165 854
220 585
293 379
Прибыль (убыток) до налогооблажения
140
90 376
131 308
184 687
210 259
279 645
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
150
21 690
31 514
44 325
50 462
67 115
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
160
68 686
99 794
140 362
159 797
212 530
IV. Чрезвычайные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы
170

Чрезвычайные расходы
180

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль(убыток) отчетного периода)
190
68 686
99 794
140 362
159 797
212 530
СПРАВОЧНО

Девиденты, приходящиеся на одну акцию*

по привилегированным
201

по обычным
202

Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидентов, приходящиеся на одну акцию*

по привилегированным
203

по обычным
204

3.4 Сводный баланс активов и пассивов предприятия
Как итоговый документ в системе планирования сводный баланс активов и пассивов предприятия несет важную самостоятельную нагрузку в финансовом планировании, поскольку позволяет структурировать планируемые результаты инвестиционной деятельности (отражены в активах баланса), а также упорядочивать планируемые результаты финансовой деятельности предприятия (отражены в пассивах баланса). Сводный баланс активов и пассивов предприятия можно составить из рассчитанных данных баланса денежных расходов и поступлений и так называемым « методом процента от продаж». Все вычисления делаются на основе трех предложений:
Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. Это означает, что текущие активы и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки.
Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.
Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды. Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы – это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования.
Эта разница должна быть покрыта за счет статьи задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочный банковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и капитала.
Решение о распределении дополнительных потребностей по отдельным категориям есть прерогатива финансового директора.
Принятие решения об источниках дополнительного финансирования – это процедура выбора между собственными и заемными средствами.
К собственным средствам относят:
-акционерный капитал;
-нераспределенная прибыль;
К заемным средствам относятся :    продолжение
–PAGE_BREAK–
-банковская ссуда,
-кредитные ценные бумаги (векселя),
-торговый кредит,
-просроченная задолженность поставщикам,
-факторинг (продажа дебиторской задолженности).
Решения об источниках принимаются на основе условий финансирования, состояния компании и состояния финансового рынка.
На основе сводного баланса активов и пассивов предприятия возможно выполнить важный содержательный анализ планируемых финансовых показателей предприятия, а также выявить возможные ошибки, допущенные на этапе составления других финансовых планов (таких как баланс денежных расходов и поступлений, план доходов и затрат). В этом смысле сводный баланс активов и пассивов предприятия является проверочным документом. Он действительно «балансирует», т.е. сопоставляет и сверяет все результаты финансовых расчетов.
Форма сводного баланс активов и пассивов предприятия может совпадать с бухгалтерским балансом, а может быть выполнена в другом формате, более удобном для управленческого анализа.
Финансовые показатели рассчитываются, чтобы контролировать и балансировать пропорции собственных и заемных средств, а так же определять эффективность выбранных источников финансирования и их влияние на эффективность деятельности компании в целом. Если обнаруживается, что предприятие имеет финансовые показатели ниже уровня средних по отрасли, то это должно восприниматься как неудовлетворительное планирование деятельности предприятия.
Существует большое число методик финансового анализа. Большая их часть опирается на показатели, содержащиеся в сводном балансе активов и пассивов предприятия. В общем случае методика анализа должна использовать методы вертикального (структурного), горизонтального (временного), сравнительного, трендового, факторного и коэффициентного анализа. В рамках финансового анализа деятельности предприятия традиционно рекомендуется рассчитывать оценки:
ликвидности и платежеспособности;
деловой активности;
рентабельности;
финансовой устойчивости.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия
тыс. руб.

АКТИВ
Код строки
На начало 2004 г.
На конец 2004 г.
На конец 2005 г.
На конец 2006 г.
На конец 2007 г.
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04,05)
100
109 928
125 188
166 500
221 445
294 522
В том числе:

патенты, лицензия, товарные знаки(знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы
111

организационные расходы
112

деловая репутация организации
113

Основные средства( 01,02,03 ) за вычетом износа
120
35 028
46 228
61 483
81 773
108 758
в том числе:

земельные участки и объекты природопользования
121

здания, машины и оборудование
122

Незавершенное строительство (07,08,16,61)
130

Доходные вложения в материальные ценности (03)
135

В том числе:

имущество для передачи в лизинг
136

имущество, предоставляемое по договору проката
137

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)
140

В том числе:

инвестиции в дочерние общества
141

инвестиции в зависимые общества
142

инвестиции в другие организации
143

АКТИВ
Код строки
На начало 2004 г.
На конец 2004 г.
На конец 2005 г.
На конец 2006 г.
На конец 2007 г.
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
144

прочие долгосрочные финансовые вложения
145

Прочие внеоборотные активы
150
2 100    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
1.Концентрации собственного капитала (коэф. автономии)
Собственные средства/Сумма пассивов
490ф1/700ф1
более 0,5
0,28
0,27
0,26
0,25
2.Концентрации привлеченного капитала
Заемные средства/Сумма пассивов
(590+690-640-650)ф1/700ф1
менее 0,5
0,72
0,73
0,74
0,75
3.Маневренности собственных средств
Собственные оборотные средства/Собственный капитал
(290-216-244)-(690-640-650)/490ф1
0,2 и более
0,67
1,46
1,79
2,00
4.Структуры долгосрочных вложений
Долгосрочные пассивы/Внеоборотные активы
510ф1/190ф1

0,00
2,31
3,11
3,53
5.Долгосрочного привлечения заемных средств
Долгосрочные пассивы/Сумма пассивов

6.Структуры привлеченного капитала
Долгосрочные пассивы/Заемные средства

7.Финансирования
Собственные средства/Заемные средства
300/(590+690)
1 и более
1,39
1,37
1,35
1,34
8.Финансовой зависимости
Заемные средства/Собственные средства
(590+690)/300
менее 1.0
0,72
0,73
0,74
0,75
Для рассмотренных коэффициентов не существует единых нормативных значений. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, сложившейся структуры активов и пассивов и др. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственных сопоставлений по группам родственных предприятий, а также в результате сопоставления показателей анализируемых финансовых планов с предысторией данного предприятия (и с прогнозами его развития). Можно сформулировать лишь одно правило, которое «работает» для предприятия любого типа. Собственники предприятия (акционеры) предпочитают разумный рост доли заемных средств в динамике, поскольку в этом случае (через эффект финансового рычага) увеличивается размер чистой прибыли приходящейся на один рубль собственного капитала (растут дивиденды). Кредиторы, напротив отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономией, поскольку в этом случае снижается риск неплатежеспособности компании, что позволяет ей осуществлять заимствования на более выгодных условиях.
Заключение
Целью составления финансового плана является обеспечение руководителей финансовых служб и всего предприятия определенного рода информацией, необходимой для эффективного управления ресурсами предприятия:
1. оперативного планирования и управления платежами для обеспечения текущей платежеспособности предприятия;
2. контроля за возникновением и погашением обязательств предприятия;
3. оперативного учета исполнения планов, в частности, плана движения денежных средств;
4. анализа выполнения финансовых планов;
5. контроля за показателями своего финансового состояния
и принятию соответствующих решений.
План баланса денежных расходов и поступлений показал, предприятие будет испытывать избыток денежных средств, который надо обязательно эффективно использовать. В противном случае избыток денежных средств будет свидетельствовать о том, что предприятие в действительности несет убытки, связанные с инфляционным обесценением денег, а также упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств.
Можно назвать несколько направлений использования свободных денежных средств:
1. вложения в производство и совместные (с другими предприятиями) проекты;
2. вложения в недвижимость;
3. помещение денег на депозиты и вклады;
4. приобретение ценных бумаг.
Первое и второе направления должны укладываться в рамки инвестиционной деятельности предприятия. Дело в том, что вложения в производство, в крупные совместные проекты, в недвижимость требуют, как правило, больших сумм и длительного периода их освоения. Конечно, если, например, приобретение нового оборудования может дать существенный и скорый эффект, то есть смысл вложить в это деньги, несмотря на то, что завтра, скажем, придется финансировать оборотные средства за счет кредитов. При определенной конъюнктуре весьма выгодны вложения в недвижимость.
Помещение денег на депозиты и вклады в современных условиях редко бывает выгодным. Депозитные проценты, которые предлагают банки, практически не перекрывают инфляцию, не говоря уже о процентах по срочным вкладам.
Приобретение ценных бумаг позволяет заработать большую прибыль, если заниматься этим профессионально. Цены на акции некоторых предприятий постоянно меняются, т.е. можно покупать акции в момент, когда они дешевые, и продавать, когда они дорогие. Делать это лучше с помощью профессиональных брокеров фондового рынка.
В некоторых случаях есть смысл использовать бартерные операции, а также операции зачета взаимных требований, что дает следующие выгоды:
1. снижает потребность в «живых» деньгах;
2. появляется возможность погасить часть дебиторской задолженности путем получения от дебиторов товаров, работ, услуг;
3. можно рассчитаться своей продукцией с поставщиками и подрядчиками и если при этом использовать относительно низкие цены, то возникает экономия по налогу на прибыль;
4. в некоторых случаях можно отказаться от привлечения заемных средств;
5. своей продукцией можно погасит часть долгов по местным налогам путем выполнения муниципального или регионального заказа.
Вместе с тем, бартерные сделки имеют и отрицательные стороны. В частности, можно указать на следующие негативные последствия бартера:
снижаются поступления денежных средств;
получатель бартера, как правило, принимает то количество и ассортимент продукции, которое диктуется размером задолженности контрагента, а не потребностями компании;
необходимость перепродажи товаров, полученных по бартеру, задерживает поступление наличных денежных средств, увеличивает издержки на хранение и сбыт.
На основании анализа, выполненного по плану доходов и расходов и балансу активов и пассивов можно сказать что:
Коэффициенты ликвидности компании находится в пределах общепринятых международных стандартов и показывает, что у предприятия достаточно средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течении определенного периода. По плану 2005-2007 г.г. наблюдается положительная тенденция роста показателя.
Анализ показателя чистого оборотного капитала показывает превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывают непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. На основании планируемых результатов деятельности можно сказать, что средства, вложенные в активы будут использоваться более эффективно для получения дохода и прибыли. Как следует из наших расчетов, условия, на которых предприятие получает поставки, несколько лучше, чем условия, предоставляемые предприятием покупателям своего товара. В целом это положительно характеризует финансовое управление компанией, поскольку приток денежных средств от дебиторов более интенсивен, чем их отток кредиторам.
Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превышением темпов роста объема реализации товара над темпами роста расходов. Расходы могут быть снижены, например, за счет сокращения условно-постоянных расходов, таких, как расходы на рекламу, расходы по набору персонала и т.д. Повышение цен на реализуемую продукцию также может служить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях развитой рыночной экономики это достаточно сложная задача. Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне, или же при уменьшении активов. Например, компания может:
1. снизить запасы;
2. ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;
3. выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства;
4. использовать денежные средства, полученные в результате вышеперечисленных действий для погашения долга, или для вложения в другие более доходные виды деятельности.
Из плановых показателей финансовой устойчивости выявлена тенденция к увеличению заемных средств в источниках собственных средств, которая, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышения степени его финансовых рисков, а с другой – о перераспределении (в условиях инфляции и невыполнении в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.
Список литературы
1. Конституция РФ (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)
2. Гражданский кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
3. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 г.№ 117-ФЗ (принят ГДФС РФ 19.07.2000 г.)
4. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование.- М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с.
5. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие/Под ред. Н.Н. Филимоновой. М МА: ГМУ, 2001
6. Гиндзбург Л., Бюджетирование или налоговое планирование, ФПА АКДИ «Экономика и жизнь», выпуск 7, июль 2002 г
7. Гринолл Э.Финансы и финансовое планирование для руководителей среднего звена,2003-96 с.
8. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии.- М.: ИНФРА-М, 2001. — 176 с.
9. Жилкина А.Н. Финансовое планирование на предприятии,2004-248 с.
10. Костина Н.И. Финансовое прогнозирование в экономических системах «ЮНИТИ» – 2002-285 с.
11. Лихачев О.Н.Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. М: Проспект/Велби,2003-264 с.
12. Орлова Е.Р. Бизнес-план: Основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании, Омега-Л,2005-149 с.
13. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. — М.: Дело, 1999. -336 с.
14. Финансовый менеджмент: теория и практика – учебник/Под Е.С.Стояновой: изд. «Перспектива» 2004 – 656 с.