Железные дороги в военное время
В
мирное время железнодорожный транспорт используется для перевозок войск,
например на маневры, для доставки боевой техники с заводов в армейские
гарнизоны, при различных передислокациях войск внутри страны и других подобных
целей.
В
военное время использование железных дорог позволяет быстро сосредоточивать
войска для проведения крупных военных операций, наступательных и
оборонительных, обеспечивать снабжение войск и т. п.
В
развитии сети железных дорог военный фактор стал учитываться в начале второй
половины XIX века. В районах, прилегающих к границам, по требованиям военных
строилась более густая сеть железных дорог. Сооружались специальные рокадные
линии, приспособленные для переброски войск с одних участков приграничной
полосы к другим.
Первые
случаи чисто военного использования железных дорог имели место уже в 50 – 60-е
годы XIX века.
Во
время франко-итало-австрийской войны 1859 г. впервые по железной дороге были оперативно
переброшены крупные войсковые подразделения (железнодорожный маневр). Это
способствовало успешному наступлению войск.
Много
примеров использования железных дорог для ведения военных операций имелось в
период северо-американской гражданской войны 1861 – 1865 гг. Впервые в 1861 г.
в армии Северных штатов пушки были поставлены на железнодорожные платформы.
Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной
дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот
удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 г. на платформы были
установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами
массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. Это было довольно
грозное оружие по тем временам – мощное и мобильное.
В
Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 г.
при осаде Парижа прусской армией: удалось обстреливать укрепления города с
разных сторон. В 1884 г. французский инженер Мужен разработал проект
бронированного вагона с пушками. Это был прообраз бронепоезда. Но ширина колеи
(1435 мм) была для него недостаточной. Он мог двигаться лишь по специально
построенной колее.
Настоящие
бронепоезда впервые стали широко использовать в англо-бурской войне 1899 – 1902
гг. Буры применяли партизанскую тактику, нарушая снабжение английской армии. И
для защиты коммуникаций английская армия стала создавать вооруженные и
защищенные броней гарнизоны на колесах. Бронепоезда широко применяли в первой и
второй мировых войнах.
356-миллиметровая
орудийная установка, созданная в СССР
Нарастала
мощь артиллерии, устанавливаемой на железнодорожных вагонах. Причем подъемной
силы обычных вагонов уже не хватало. Стали использовать многоосные
транспортеры. Каждая такая артиллерийская установка получала имя. Крупные
артиллерийские установки на рельсовой колее создавались также во Франции,
Италии, США, СССР.
Бронепоезда
и орудийные установки использовали в боевых операциях. Но все-таки главная
военная роль железных дорог – это перевозка воинских соединений, техники,
боеприпасов, горюче-смазочных материалов, то есть всего, что требуется для
ведения военных действий.
Поражают
масштабы осуществлявшихся железнодорожных перевозок для проведения крупных
операций в период второй мировой войны.
В
таблице приведены, например, данные о подвозе советских войск и воинских грузов
при подготовке и проведении сражения на Курской дуге в марте – августе 1943 г.
Как известно, это было одно из крупнейших сражений на советско-германском
фронте и во второй мировой войне вообще. В сражение с обеих сторон было
вовлечено свыше 4 млн. чел., свыше 69 тыс. орудий и минометов, более 13 тыс.
танков и самоходных артиллерийских установок и до 12 тыс. боевых самолетов.
Курская битва отличалась длительной подготовкой (март – июнь) и исключительной
ожесточенностью боев (июль – август), завершившихся крупнейшей победой
советских войск.
Объем
перевозок, вагоны, советскими железными дорогами для подготовки и проведения
Курской битвы (1943 г.)
Вагоны
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Всего
В оперативных эшелонах
50 030
33 223
17 645
5 932
36 470
28 489
171 789
Со снабженческими грузами
11 491
13 712
27 454
31 776
28 990
27 931
141 354
Всего
61 521
46 935
45 099
37 708
65 460
56 420
313 143
Для ведения военных действий за 6 мес было
доставлено 313 143 вагона с войсками и воинскими грузами. Примерно 60% воинских
грузов составляли боеприпасы и горюче-смазочные материалы.
Общие
перевозки в район боевых действий достигли 540 тыс. вагонов, или в среднем 3000
вагонов в сутки. Такие огромные перевозки осуществлялись под постоянным
воздействием авиации и артиллерии противника.
Уникальным
было использование железнодорожного транспорта в СССР в 1941 – 1942 гг. для
эвакуации населения и крупных предприятий из западных районов страны, которые
впоследствии были оккупированы немецкими войсками, в восточные районы. В июле –
декабре 1941 г. было отправлено 1,5 млн. вагонов.
На восток было перебазировано 2593
промышленных предприятий, из них 1523 – крупных, в том числе, на Урал – 667, в
Западную Сибирь – 224, в Восточную Сибирь – 78, в Поволжье – 226, в Среднюю
Азию и Казахстан – 308.
В
период наступления немецких войск во второй половине 1942 г. на восток было
эвакуировано еще 150 крупных предприятий. Вместе с предприятиями на восток было
перебазировано 30-40% рабочих и инженерно-технических работников.
Это
обеспечило значительный рост военного производства в восточных районах СССР и
улучшение снабжения армии вооружением.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.lokomotivclub.ru/