Психология групп и коллек­тива

/>/>/>/>/>/>/>/>Психология группы и коллек­тива.
Введение
Становление личности индивида неможет рассматриваться в от­рыве от общества, в котором он живет, от системыотношений, в которые он включа­ется. По словам К. Маркса, общество «несостоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых этииндивиды на­ходятся друг к другу».
  Природа межличностных отношенийв любых общностях доста­точно сложна. В них проявляются как сугубоиндивидуальные качества личности – её эмоциональ­ные и волевые свойства,интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценностиобщества. В системе межличностных отношений человек реали­зует себя, отдавая об­ществувоспринятое в нем. Именно активность личности, её дея­ния явля­ются важнейшимзвеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержа­нию, ценно­стям, структуре человеческихобщностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного родаформальных и неформаль­ных объединениях, — индивид про­являет себя как личностьи представляет возможность оценить себя в системе отно­шений с другими.
  Ребенок живет, растет иразвивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских иподростковых группах складыва­ются межличностные отно­шения, отражающиевзаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развитияобщества. Не­смотря на то, что проявления межличностных отно­шений в каждой кон­кретнойгруппе имеют свою неповторимую историю, на разных возрас­тных этапах действуютобщие закономерности их становления и разви­тия.
  Первая из них отражаетобусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальнаягруппа занимает в обществе. Вторая ха­рактеристика межличностных отношений –это их за­висимость от совместной дея­тельности, которая в любую историческуюэпоху опосредствует развитие межлично­стных отношений в группе, оп­ределяет ихстроение. Третья особенность межлично­стных отношений за­ключается в ихуровневой природе – сколько-нибудь сложив­шаяся группа имеет определенныйуровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных еёсоциально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.
  Любая группа на любойвозрастной ступени характеризуется своей осо­бой социальной ситуацией развития.Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским дляхарактеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапана основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действи­тельностью.Понятие социальной ситуации развития может быть приме­нено и к характеристикедетской группы.
  Это прежде всего объективныеусловия существования данной группы, опреде­ляемые исторической эпохой,культурой и пр.
  Другим компонентом социальнойситуации развития детской группы является её объективный социальный статус,определяемый пре­жде всего положением детства как социально – возрастной группыв структуре общества.
  Помимо объективных условийсоциальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспектсоциальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е.отношение членов детской группы к этим объективным ус­ловиям, статусу, и ихготовностью к принятию этой позиции и действиям в соответ­ствии с ней.
  Анализ социальной ситуацииразвития позволяет раскрыть содержание меж­личностных отношений в детскихгруппах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально –ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения междусверстниками.
  Эмоционально – оценочныеотношения выявляются в непосредственном взаи­модействии детей, отражая системуих предпочтений. Знание этих отношений позво­ляет ответить на многие вопросысвязанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональныепредпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.
  В последнее время, с притокомновых социальных взглядов, когда многое ме­няется и нажитое за последниедесятилетия переходит в небытие необходимо нахо­дить новые цели, новые способыдеятельности, которые бы давали нам больше, по­зволяли бы более продуктивноработать в новой сложившейся ситуации. Отход от то­талитарного общества и попыткиприйти к более демократичному укладу жизни тре­бует от нас пересмотра многихаспектов окружающей нас действительности.
Исходя из этого актуальностьданной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагиватьособую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 11 – 13 лет;необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процессастановления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально– личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуациина него;  следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивовэмоцио­нального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою очередьвы­ражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи спо­явлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий нахо­дитсятолько в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практиче­скойапробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешнопрактикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
/>/>/>/>/>/>/>/>Глава I.Психологическая характеристика группы и коллек­тива.
/>/>/>/>/>/>/>/>§ 1. Социально –психологическая характеристика групп.
Проблема групп, в которыеобъединены люди в процессе своей жизнедеятельно­сти, — важнейший вопроссоциальной психологии.
Реальность общественных отношенийвсегда дана как реаль­ность отношений между социальными группами, поэтому длясоцио­логического анализа крайне важ­ным и принципиальным вопросом являетсявопрос о том, по какому критерию сле­дует вычленять группы из того многообразияразличного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа — это некотораясовокупность людей, рассматриваемых их с точки зре­ния социальной,производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п.общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных нау­ках в принципеможет иметь место двоякое употребление понятия “группа”»[1].С од­ной сто­роны, в практике, например, демографического анализа, в различныхветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения(группи­ровки) людей по какому либо общему признаку необходимому в даннойсистеме ана­лиза.
С другой стороны, в целом циклеобщественных наук под груп­пой понимается реально существующее образование, вкотором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разно­видностьюсовместной деятельности или помещены в какие-то иден­тичные условия,обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этомуобразованию.
Группы бывают: большими и малыми,от двух человек и более, ус­ловными и ре­альными. Реальные группы делят намалые и большие, офи­циальные и не официаль­ные, устойчивые и ситуативные,организованные и стихийные, контактные и некон­тактные. Стихийные — К.К.Платонов на­звал «неорганизованными группами».
Группы состоят из людей, общества- из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, онивзаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализациязависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновре­менногенетическую и воспитательную функ­ции. Другие группы выпол­няют другиефункции. Индивиды участвуют в во многих группах. Неко­торые группы предполагаютфизическое присутствие ее членов. Одно­временно можно участвовать в несколькихгруппах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные,временные, слу­чайные или спорадиче­ские группы. Некоторые группы созданы длядли­тельного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предпри­ятия,заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотятисчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существо­вание (туристы).Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так,появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другиегруппы, куда вступают по жела­нию: спортивный клуб, культурные общества илисоциальное объедине­ние. Формальные группы характери­зуются организованнойструктурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные пар­тии).В неформальной группе существуют личные, социаль­ные отноше­ния, которыеосуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья,приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограничен­ная группа являетсяосновой для человека это — семья. В ней происходит процесс культуризации.Вторичные группы — большие по размеру и отношения в них форма­лизованы. Пример:баскетбольный клуб в который входят несколько команд, — это вторичная группа. Аодна ко­манда — первичная группа.
Социальная психологияпредпринимала многократные попытки по­строить клас­сификацию групп.Американский исследователь Ювенк вы­членил семь различных принципов, наосновании которых строились та­кие классификации. Эти принципы были самымиразнообразными: уро­вень культурного развития, тип структуры, задачи и функции,преобла­дающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех пред­ложенныхклассификаций — формы жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значиморазделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследованиена реальных группах. Но среди этих реаль­ных существуют и такие, которыепреимущественно фигурируют в общепсихологи­ческих исследованиях — реальныелабора­торные группы. В отличие от них сущест­вуют реальные естественныегруппы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другойразновидности реальных групп. Однако наибольшее значе­ние имеют реальныеестественные группы. В свою очередь эти естествен­ные группы подразделяются натак называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы — обжитое полесоциальной психологии. И все же остановимся на ней.
Под малой группой понимаетсянемногочисленная по составу группа, члены ко­торой объединены общей социальнойдеятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что являетсяосновой для возник­новения эмоциональных отноше­ний, групповых норм и групповыхпро­цессов.
Целесообразность исследованиягрупп очевидна, т.к. они являются удобной мо­делью изучения процессоввнушаемости, конформности,  сра­батываемости, общения и т.д. за определенныйпромежуток времени.
Лабораторные исследования малыхгрупп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами.Первый спо­соб идет по пути созда­ния экспериментов, изолирующих все важнейшиеи второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по путине только организаций условий эксперимента, но и включает ис­следованияреальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.
И что ценно, в лабораторныхисследованиях малых групп соблюда­ется обще — психологический принцип подбораиспытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.
Что же касается больших групп, товопрос об их исследовании значи­тельно сложнее и требует особого рассмотрения.Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальнойпсихологии не­равноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования наЗа­паде (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно воз­никшие“группы”, сам термин “группа” по отноше­нию к которым весьма условен), другиеже, подобно классам, нациям значительно слабее пред­ставлены в социальнойпсихологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессыпротекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной  психологии,в частности при исследова­нии способов воздейст­вия в ситуациях внеколлективного  поведения.
Точно также малые группы могутбыть подразделены на две разно­видности: формирующиеся группы, уже заданныевнешними социаль­ными требованиями, но еще не сплоченные совместнойдеятельностью в полном смысле этого слова, и кол­лективы, т.е. группы болеевысокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной дея­тельности.Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Эта классификация может бытьнаглядно представлена в виде схемы представ­ленной в учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология, с. 194»:
Все, начиная с рубрики “реальныеестественные группы”, представ­ляют объект исследования в социальнойпсихологии.
Традиционно в социальнойпсихологии изучаются некоторые пара­метры группы: композиции группы (или еесостав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы,система санкций. Каж­дый из этих параметров может приобретать совершенноразличное значе­ние в зависимости от того общего подхода к группе, которыереализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою оче­редь,описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли вкаждом конкретном случае, например, возрастные про­фессио­нальные илисоциальные характеристики членов группы. Оче­видно, не может быть дан единыйрецепт описания состава группы, осо­бенно в связи с многообразием ре­альныхгрупп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группавыбирается в качестве объекта исследования.
Иногда состав микрогруппы исоответственно структура отношений в ней носят более сложный характер.Например, в старших классах школы нередко можно встре­тить объединения детей,включающие по 4-5 чело­век, объединенных близкими дру­жескими связями. Однако вбольшинстве реальных групп на практике такие объеди­нения школьниковвстречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы — диады и группы – триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоитлюбая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезнойинформации для понимания более сложной системы взаимоотноше­ний, имеющихся вмалой группе или коллективе.
Разнообразна структура большихгрупп, в которые входят малые:
 социальные классы;
 различные этнические группы;
 профессиональные группы;
 возрастные группы (в качествегруппы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди идр.).
Реальная группа выбирается вкачестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда илипроизводственная бри­гада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый наборпараметров для характеристики состава группы, в зависи­мости от типадеятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать иотносительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных при­знаковструктуры группы: структура предпочтений, структура  коммуни­каций, структуравласти.                                    
“Соединение” процессов,протекающих в группе и других характеристик группы — до сих пор не вполнерешенная для социальной психологии проблема. Если после­дова­тельно идти по пути,заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессам преждевсего следует отнести такие процессы, которые органи­зуют деятельность группы.
Следует также подробноостановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.
Непосредственно общие качествагруппы:
Интегративность — мера единства,слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, де­зинтеграция).
Микроклимат определяетсамочувствие каждой личности в группе, ее удовле­творенность группой,комфортность нахождения в ней.
Референтность — степень принятиячленами группы групповых эта­лонов.
Лидерство — степень ведущеговлияния тех или иных членов группы на группу в целом в направленииосуществления групповых задач.
Интрагрупповая активность — мераактивизации групповой состав­лящих ее личностей.
Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качестврассматриваются еще и такие:
 направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностныхориентаций и групповых норм;
 организованность — реальнаяспособность группы к самоуправле­нию;
 эмоциональность — межличностныесвязи эмоционального харак­тера, преобла­дающей эмоциональный настрой группы;
 интеллектуальнаякоммуникативность — характер межличностного восприятия и установлениявзаимопонимания, нахождения общего языка;
волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность вэкстремальных ситуациях.
Проблема развития группы никогдане ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрытьспецифику различных параметров группо­вой деятельности на каждом из этихуровней. Вместе с тем без такого подхода кар­тина развития группы не может бытьполной. Целостное представление о развитии группы по характеристике группо­выхпроцессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно иссле­дуетсяразвитие групповых норм, ценностей система межлично­стных от­ношений и т.д… Сточки зрения социальной психологии исследование ха­рак­теристик большихсоциальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богат­ство методикизучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствиемподобных методик для иссле­дования, например, психологического об­лика классов,наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убежде­ние, чтообщность психологии больших групп не поддается научному анализу. От­сутствиетрадиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вме­сте с тем,социальная психология в точном значении этого слова, без раз­дела о психоло­гиибольших социальных групп, вообще не  может претен­довать на успех.[2]По утвер­ждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение пси­хологии больших группне может счи­таться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины,а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп инепосредственно межлично­стного общения в процессах формирования личности самипо себе эти группы не соз­дают исторически конкретных социальных норм,ценностей, устано­вок». Все эти и другие содержательные элементы общественнойпсихоло­гии возникают на основе ис­торического опыта. Ссылаясь на Дилиген­скогоГ.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство ма­лой группы имежличностного общения». Поэтому со­циально — психологи­ческий анализ большихгрупп можно рассматривать как “ключ” к позна­нию содержания психики индивида.
/>/>/>/>/>/>/>/>§ 2. Социальнаяколлективность. Отношения междуиндивидом игруппой.
Как уже было сказано ранее,коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникаетвнезапно. Существуют различные формы коллектив­ных отношений, которые проходятопределенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит черезследующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассо­циация,группа-кооперация.
От кооперации до коллективагруппа проходит уровень автономиза­ции, для ко­торого характерно довольновысокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповойактивности. Именно на этом уровне члены группы идентифи­цируют себя с ней(моягруппа). Од­нако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможноразвитие группы в отрицательном направлении, когда разви­тие группы приводит еек положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповойантипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоиз­мом, агрессив­ностью.
Социальная коллективностьзаключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственнымиинтересами, она ставит выс­шей своей целью соз­дание условий для раскрытияиндивидуальности ка­ждого члена общества и отвечает за реализацию полноценногоразвития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен ВыгодскимЛ.С.: Психология, исследующая социальную обусловлен­ность психики отдельногочеловека», «Коллективная» психология в его понятии, сов­па­дает с традиционным«Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельногочеловека присуще всем другим членам дан­ной группы». Только некоторая частьличной психологии может счи­таться принадлежностью данного че­ловека, и вот этучасть личной пси­хологии в условиях ее коллективного проявления и изучаетколлективная психология (психология войны и т. п.) В результате развития своихчле­нов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, вышеуровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособ­ным, человеч­нымв общественном своем качестве является и коллектив в целом. Суть социальногоколлективизма не сводится к совместной дея­тельности для достижения общей цели.И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы. Состояние изрелость социаль­ной коллективности определяется тем, насколько социальное,обще­ствен­ное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Любое взаимодействие людей, дажепри минимальном их количестве, начина­ется с распределения функций. Без этогоне возможно существова­ние группы как единого целого. Группа может быть понятачерез лич­ность, так как человеческая лич­ность является главным материалом дляее создания. А.В. Петровский считает при классификации групп опреде­лятьстепень их развития, учитывая характер межлично­стных отношений, формирующихсяв зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальноесовпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактныхгрупп может быть представлена сле­дующим об­разом:
 Диффузная группа — в нейвзаимоотношения опосредуются не со­держанием групповой деятельности, а толькосимпатиями и антипатиями.
 Ассоциация — группа, в которойвзаимоотношения опосредуются только лич­ностно значимыми целями.
 Корпорация — взаимоотношенияопосредуются личностно значи­мыми, но ас­социальным по своим установкамсодержанием групповой деятельности.
 Коллектив — взаимодействияопосредуются личностнозначимым и общест­венно ценным содержанием групповойдеятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могутсочетаться  личные, коллективные и обществен­ные цели и ценности.
До сих пор мы исходили из того,что группа в целом ставит своей за­дачей дос­тижение максимального сближения вовзглядах и выборах, стремясь выработать об­щую позицию. Однако нам известно,что это предположение верно лишь от  части. В действительности при множестверазных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходит обратное:преобладает напряжение и расхождение во мне­ниях. Значи­тельное числосоциальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальнымгруппам или связаны с ними. Характер этой связи не яв­ляется простым, ясным. Содной стороны — установки человека связаны с социаль­ными установками, обычнопроявляющимися в группах, к которым он принадлежит. С другой стороны — изменение влияния пре­стижа, лидерства мнений, отвержение членских групп темикто занимает в них низкий статус, а также влияние внешних групп на уровеньпритяза­ний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с не­членскимигруппами.
Как признание этого факта — термин “референтная группа”, впервые употреб­ленный Хаймоном, сталиспользоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотноситустановки. Одновременно стала развиваться общая теория рефе­рентных групп. Этопонятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом игруппой[3].
Замечена закономерность: чемближе по уровню своего развития группа нахо­дится к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности иторможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа поуровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпо­рации), тембольше воз­можности она представляет для проявления в системе взаимо­отношенийхудших сторон личности с одновременным торможением лучших устрем­лений.
Это достаточно подробнопоказывает схема:+ + + + – +
 
/>/>/>/> +
/>/> +
  – –
  – – + +
 
/>+ + – –
  Несовместимые Согласованные /> /> /> /> /> /> /> /> /> +
/>/> + + +
/> – – Идеальные
Влияние группы разного уровня наразвитие, поведение личности в груп­пах.
+ — положительное в личности имежличностных отношениях
— — отрицательное в личности имежличностных отношениях
 ¯- поворот отношений в любую сторону
«- отношения.
Это пример взаимоотношений вмикрогруппе — триаде. Они представ­лены близ­кими друзьями, молодыми семьями.Они наиболее часто встре­чаются в любой малой группе. Взаимоотношения парныевсегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми.
Исследователи, разрабатывающиекритерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основаниитолько индивидуальных характеристик уча­стников совместной деятельностипрогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит изиндивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в ко­торых эти индивидынаходятся друг к другу»[4].Различие между индивидами является основным двигателем развития ихвзаимодействий и их самих как личностей. Проти­воположности (но не крайности)порождают развитие системы, в данном случае — коллектива. Даже молчаливоеприсутствие группы людей изменяет психическую дея­тельность человека, заставляявести себя иначе.
Таким образом, в регуляции эффективностиколлективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:
 внегрупповые (физические исоциальные)
 внутригрупповые (нормы,межличностные отношения)
 внеличностные (однородность — разнородность по индивидуально-психологи­ческим параметрам)
 внутриличностные(индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние,исходные мнения, оценки)
Фактором, связывающим всеперечисленные системы, пронизывающим их, яв­ляется фактор общественнойзначимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым,оптимально сочетающим личностно значимые и общест­венно ценные ориентацииколлектива.Содержание
Введение
1.    Теориявзаимоотношения личность- коллектив
2.    Основнойпринцип человеческого общения
3.    Личностьи группа. Проблема взаимоотношений.
4.    Проблемаобщности в социальной психологии.
5.    Проблемысоциальной психологии.
6.    Понятие единства  развития личности и психики человека.
7.    Понятиеи структура малых групп в психологии.
8.    Типыконфликтов и их характеристика.
9.    Детскийколлектив
Список используемой литературы

Введение
Цель данного реферата — в маломобъёме попытаться изложить характерные явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. В виду огромного объёма темы былорешено после краткой теоретической информации привести анализ двух наиболеераспространённых примеров из жизни человека, в которых отношения личности иколлектива играют важнеёшую роль.
Реферат логически состоит из трёхчастей; первая-это выдержки из классической теории психологии. Здесь вводятсяосновные понятия и определения, с которыми оперирует психология приопределении личности, общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделенопонятию малых групп, как наиболее часто встречающейся форме коллектива.
Вторая часть посвященаформированию детского коллектива и развитию в нём ребёнка — формирующейсяличности. Этот тип коллектива взят не случайно, на этом уровне происходитактивное познание ребёнком окружающей среды, складываются первые взаимоотношениясо сверстниками, формируется собственное понятие “коллектив”, осознаниесобственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.
Третья, последняя часть,рассказывает об особом, специфическом коллективе — военном, и отношенияобсуждаются тоже специфические — неуставные. Данный пример позволяет проследитьвзаимоотношения личности и коллектива в экстремальной, напряжённой обстановке.

Теория взаимоотношения личность-коллектив
Основной принцип человеческогообщения
Отношения в группах по мере ихпревращения в коллективы  за кономерно  изменяются.  Сначала они бываютотносительно без-различными (люди,  не знающие или слабо знающие друг  друга,не  могут  определённо относится друг к другу),  затем могут становитсяконфликтными,  а при благоприятных условиях прев-ращаться  в коллективистские.  всё это обычно происходит за сравнительно короткое время,  втечение  которого  индивиды, составляющие  группу,  не  могут измениться какличности.  У каждого человека есть  свои  положительные  и  отрицательныечерты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной,  он выступит  во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социаль-ного окружения, от особенностей группы, в которуюон включён в  данный момент времени.
Согласно  интеракционистскойтеории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих  базовых свойствах,  внешне может  проявлять себя по-разному в зависимости отскладываю-щихся обстоятельств.  Замечена закономерность:  чем ближе по уровню своего  развития группа находится к коллективу,  тем более благоприятныеусловия она создаёт для проявления  луч-ших  сторон в личности и торможениятого, что в ней есть худ-шего.И напротив, чем дальше группа по уровню своегоразвития отличается  от коллектива и чем ближе она находится к корпо-рации, тембольшие возможности она предоставляет для прояв-ления в системе взаимоотношенийхудших сторон личности с од-новременным торможением лучших личностныхустремлений.
Личность и группа. Проблемавзаимоотношений.
В самом общем виде развитиеличности можно представить  как процесс её вхождения в новую социальную среду иинтеграции в ней.  Этапы развития личности в относительно стабильной общностиназываются фазами развития личности:  1. _Фаза становле_нияличности. .  Предполагает активное усвоение действующих  в общности  норми овладение соответствующими формами и средс-твами деятельности.  Принеся ссобой в новую группу всё, что составляет  его индивидуальность,  субъект не можетосущест-вить потребность проявить себя как личность раньше,  чем ос-воитдействующие в группе нормы(нравственные,  учебные, про-изводственные) иовладеет теми приёмами  и  средствами  дея-тельности, которыми владеют другиечлены группы. 2. Порожда-ется обостряющимися противоречиями между достигнутымрезуль-татом адаптации — тем,  что субъект стал таким,  «как все» в группе и неудовлетворяемой на первом этапе потребностью ин-дивида в максимальнойперсонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначениясвоей  индивидуаль-ности,  её фиксации.  3.Детерминируется противоречиями междусложившимися на предидущей фазе  стремлением  субъекта  быть идеальнопредставленным в других своими особенностями и зна-чимыми для него отличиями — с одной стороны,  и потребностью общности принять,  одобрить и культивироватьлишь те демонс-трируемые им индивидуальные особенности,  которые ейимпони-руют,  соответствуют её ценностям,  стандартам, способствуют успехусовместной деятельности с другой стороны.
Проблема общности в социальнойпсихологии.
Для индивида,  входящего вгруппу, осознание того, принад-лежности к ней осуществляется прежде  всего через  принятие этих  характеристик,  т.есть через осознание факта некоторойпсихической общности с  другими  членами  данной  социальной группы.  Можносказать,  что «граница» группы воспринимается как граница этой психическойобщности.  Главной чисто психо-логической характеристикой группы являетсяналичие так назы-ваемого «мы-чувства».  Это означает, что универсальнымприн-ципом  психического  оформления общности является различение дляиндивидов,  входящих в  группу,  некоторого  образования «мы»,  в отличие отдругого образования «они».  «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать  одну  общность  от другой и является своеобразныминдикатором осознания принад-лежности к некоторой группе.  Спецификасоциально-психологи-ческого анализа группы именно здесь и проявляется: рассмат-риваются выделенные средствами социологии реальные  социаль-ные группы,но в них, далее, определяются те их черты, кото-рые в совокупности делаютгруппу психологической  общностью, т.есть  позволяют  каждому  её членуидентифицировать себя с группой.
Проблемы социальнойпсихологии.
Социальная психология пользуетсяопределением личности, ко-торое даёт общая психология, выясняет, каким образом,т.есть прежде всего в каких конкретных группах,  личность,  с одной стороны, усваивает социальные влияния и,  с другой стороны, каким образом, в какихконкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такогоподхода от социологичес-кого  заключается  в  том,  что она выявляет,  какимобразом сформировались эти социально-типические черты,  почему в од-них условиях  формирования личности они проявились в полной мере, а в другихвозникли какие-то иные социально-типические черты  вопреки  принадлежностиличности к определённой соци-альной группе.  В большей мере, чем всоциологическом подхо-де,  здесь принимаются в расчёт такие регуляторыповедения и деятельности личности, как вся система межличностных отноше-ний, внутри которой наряду с их деятельностной опосредован-ностью изучается и ихэмоциональная регуляция. От общепсихо-логического отличается тем,  чтосоциальная психология расс-матривает поведение и  деятельность  «социально-детерминиро-ванной личности»  в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вкладкаждой личности в деятельность  группы, причины,  от  которых  зависит величинаэтого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиромв исследовании  личности  является  взаимоотношение личности с группой.
Понятие  единства  развитияличности и психики человека.
В жизни конкретного человенка какиндивида,  как отдельного представителя  человеческой  общности его личность ипсихика представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психи-кой,  но вто же время индивид выступает как личность, явля-ясь субъектом межчеловеческих,общественных по своей природе отношений. Детерминантой развития личностиявляется деятель-ностно-опосредствованный тип взаимоотношений,  которыескла-дываются  у  человека  с  наиболее  значимой  для него груп-пой(группами)в этот период.  Эти взаимоотношения  опосредс-твуются содержанием и характеромдеятельностей,  которые за-даёт эта референтная группа,  и общения, которое вней скла-дывается.  Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группывыступает как фактор развития личности  в  группе.  В соответствии  сконцепцией персонализации индивид характери-зуется потребностью бытьличностью,  т.е.  оказаться и оста-ваться  в  максимальной степенипредставленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей,  осущест-влять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, испособностью быть личностью,  т.е. совокупностью индивиду-альных особенностей исредств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности  быть  личностью.
Понятие и структура малыхгрупп в психологии.
Малая группа  — этонемногочисленные по составу объединения людей,  члены которого имеют общую цельи находятся  друг  с другом в непосредственных личных контактах. Малую группуха-рактеризует психологическая и поведенческая общность её чле-нов,  которая выделяет и обособляет её,  придаёт её относи-тельную социально-психологическуюавтономию, отличает данную группу от остальных.  Малые группы могут бытьразными по ко-личественному составу:  от 2-3 до 30-40 человек;  различными поструктуре отношений,  существующих между их членами; нео-динаковыми поиндивидуальному составу,  характеру ценностей, норм и правил,  которыхпридерживаются их члены, межличност-ным отношениям,  целям и содержаниюдеятельности.  Условными или  номинальными называются группы,  которыеобъединяют лю-дей,  не входящих в состав ни одной малой группы. Впротиво-положность  им выделяются реальные группы.  Они представляют собойдействительно  существующие  объединения  людей,  пол-ностью  отвечающие определению малой группы.  Естественными называют такие группы,  которыескладываются сами  по  себе, независимо от желания экспериментатора.  Онивозникают и су-ществуют исходя из потребностей общества  или  включённых  вэти  группы людей.  Естественные группы бывают формальными инеформальными.Формальные создаются и существуют лишь в  рам-ках официальнопризнанных организаций.Также все естественные группы можно разделить  на слаборазви  тые  и  высокоразви-тые.Слаборазвитые  малые  группыхарактеризуются тем,  что в них нет достаточной психологическойобщности, налаженных  де-ловых и личных отношений,  сложившейся структуры взаимодейс-твия, чёткогораспределения  обязанностей, приз  нанных  лиде-ров, эффективной             совместной              работы.
Типы конфликтов и иххарактеристика.
По направленности  конфликты делятся  на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные».  К«горизонтальным»  относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица,находящие-ся в подчинении друг другу.  К «вертикальным» конфликтам от-носятсяте из них,  в которых участвуют лица,  находящиеся в подчинении один у другого.В смешанных конфликтах предчстав-лены  и  «вертикальные» и «горизонтальные»составляющие.  По значению для организации конфликты делятся на конструктивныеи деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты невыходят за рамки этических норм,  деловых отно-шений и разумных аргументов. Неконструктивный конфликт воз-никает в двух случаях:  когда одна из сторонупорно и жестко настаивает  на  своей позиции и не желает учитывать интересыдругой стороны;  когда один из оппонентов прибегает к нравс-твенно  осуждаемымметодам борьбы,  стремится психологически подавить партнёра,  дискредитируя иунижая его. По характеру причин конфликты делятся на объективные исубъективные. Пер-вые порождены объективными причинами, вторые — субъективными.
Детский коллектив
Развитый детский  коллектив представляет  собой необходимое условие самоутверждения личности.  Ему присущиобщность целей  и адекватность  мотивов предметно-практической совместнойдеятель-ности,  направленной на пользу общества, забота об общем резуль-тате,  определенныеорганизация и характер общения, широкая сис-тема коллективных связей.  Наиболееразвитые формы взаимоотноше-ний  детей  создаются в процессе целенаправленнойорганизации их социально-одобряемой деятельности:  учебной, организационно-об-щественной,  трудовой, художественной, спортивной и др. Приэтом придание основным типам деятельности детей определенной  целевойнаправленности, социальной значимости позволяет не только форми-роватьотношения детей внутри возрастных групп,  но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной сто-роны,  а с другой — необходимостипроявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальнойдеятельности обеспечи-вает условия для развития  подлинной  самостоятельности. Макси-мальное развитие  самодеятельности  детей выступает определяющимпризнаком развитого детского коллектива.
Социально признаваемая деятельность как средство формирова-ния детского коллектива и определенныхотношений его членов  мо-жет быть реализована в том случае,  если онасоответствующим об-разом организована.
Это должна быть такаяорганизация, при которой:
а) дети разных возрастоввыполняют отдельные части общей за-дачи, т.е. осуществляется возрастноеразделение;
б) значимые  цели  этойдеятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
в) обеспечивается равноправная,инициативно-творческая пози-ция  каждого ребенка (от планирования дел до оценкиее результа-тов);
г) осуществляется непрерывность иусложнение совместной дея-тельности, причем не только в плане собственнодеятельности, но, главное,  с позиции ее активного участника, действующеговначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем длярайона, города, общества;
д) деятельность эта направлена наблаго  другим  людям,  об-ществу.  Именно  в развитых формах социальноодобряемой деятель-ности формируется умение  ребенка  учитывать  интересы, позицию другого  человека и соответственно этому ориентироваться в своемповедении.
Как инструмент  воспитаний детский  коллектив  организуется взрослым.  При этом важное значениеприобретает вопрос о соотно-шении:  1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованномдетс-ком объединении реально существует определенное сочетание данных двухфакторов.  Однако наиболее широкие возможности  их  взаимо-действия создаются вусловиях сформированного детского коллекти-ва.  Активно включая детей в решениесоциально важных задач, та-кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения,обуслов-ливает возможности развития индивида как личности.Психолого-пе-дагогическая  задача  при этом заключается в том,  чтобы детскийколлектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-бы в глазахдетей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед егосоциально  полезной  функцией.  Иначе  его воспитательное воздействиенивелируется,  заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальныхдетских объединений.
Детский коллектив,  существующийв современной общеобразова-тельной школе представляет собой многоплановую систему,  внутри которой дети могут быть членами объединений, разных похарактеру и длительности существования.
Важную роль играет характервзаимоотношений, которые склады-ваются между  детьми  в изменяющейся структурепостоянных и вре-менных объединений, что проводит всех школьников черезположение руководителей и исполнителей,  формируя умения командоватьтова-рищами и подчиняться товарищу,  создавая развернутую сеть разно-образныхсвязей, отношений.
Особое место в креплениимежколлективных связей занимает це-ленаправленное создание временныхобъединений, позволяющих орга-низовать деятельность детей в небольших группах,которым поруча-ется выполнение  кратковременных дел. Психологическоесвоеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении,нас-читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится подвоздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-ся от  принятыхнорм поведения.  Кроме того детям легче осущест-влять самостоятельноеруководство небольшим числом  сверстников.  Но главное состоит в том,  чтотолько в небольших группах каждый ребенок может  определить  для себя такоеположение в совместной работе,  при котором он способен приложить все своизнания, силы и способности,  т.е.  возникает возможность для каждого выделитьсвою роль в общей деятельности,  в наибольшей степени адекватную егоиндивидуальным склонностям.
К числу  важных  моментов  ворганизации детского коллектива относится  разновозрастное  построение контактных   объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективовнивелиру-ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замы-катьсяв кругу групповых интересов.  Ребенок испытывает  влияние каждой такой группыи, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих,  оптимизируя  собственное развитие.
Но этот  путь реализуется лишь вмногоплановой системе детс-кого коллектива школы в целом,  где в сложныхструктурных связях находятся контактные коллективы,  разные по длительностисущест-вования, объему и содержанию деятельности.
В общешкольном коллективескладывается совершенно особая  психо-
логическая ситуация.  Наличие длядетей разных возрастов и заня-
тых разными видами деятельности общих  интересов:  общешкольные
дела,  взаимоотношения классов,групп, бригад, штабов, кружков — создает возможности для установления  между детьми  развернутых типов отношений.
В частности  общешкольный коллектив  обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младшихшкольников.
Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в  то же время свои законы,  обычаи, традициии требования. В этом от-ношении он является постоянно действующей силой,помогающей соз-давать, стабилизировать, развивать интересы контактныхколлекти-вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольномкол-лективе,  тем  прочнее спаяны контактные объединения детей;  чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем  прочнее связи всехдетских коллективов в их общей иерархии.  Целенаправленная организацияразветвленного детского  коллектива обеспечивает наиболее благоприятныепсихологические условия фор-мирования коллективистских качеств личности каждогоребенка.
Коллективизм составляет  одно изопределяющих отношений лич-ности в ее конкретной деятельности — творческоеотношение к  об-щественной делу,  выражая потребность в деле, необходимомдругим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-тиве,акцентированном  лишь на достижении своих целей,  что таит опасность развитиягрупповщины.  Нередко дети,  проявляя  внутри своего коллектива отношениятоварищества,  взаимопомощи, ответс-твенности, не демонстрируют качествколлективиста  за  пределами своего коллектива.
В чем  причина  слабойсформированности коллективистских ка-честв? В качестве одной из наиболеесерьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несом-ненно,  способствуют воспитанию у детей определенныхотношений к своему коллективу,  внутри коллектива.  Однако даже товарищескиеотношения,  отношения  деловой независимости все же сами по себе не идентичныколлективистским качествам личности  отдельных  де-тей,  составляющих коллектив.
Коллективизм не можетосновываться лишь на делах своего  коллек-тива,  потому  что бытьколлективистом — значит болеть не только за дела своего коллектива.  Главное вколлективизме — обществен-ная ориентация деятельности,  творческое отношение клюбому дру-гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.
Поэтому формирование  подлинноколлективистских качеств лич

ности предполагает«абстрагирование» от дел и целей  конкретного коллектива, связь  этих  дел  и целей с более широкими задачами других коллективов,  образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность заобщие де-ла. В этом плане показательны данные,  полученные в исследовании повыявлению  условий формирования коллективистских качеств лич-ности детейподросткового возраста.  Схематично эти исследования выглядят следующимобразом.
Возник, однако,  вопрос о степенисформированности коллекти-вистских качеств личности детей.  Для выяснения этогобыл прове-ден дополнительный  эксперимент.  Смысл его состоял в коссвеннойпроверке того,  как поведет себя каждый подросток в ситуации вы-бора междуличной и социально значимой целью.  Оказалось, что те дети, которые длительнодействовали в многоплановом  коллективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественноважные цели кон-тактных коллективов,  а на общее, общественно значимое дело,об-ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами.  Дея-тельность,выполняемая для общества,  была для них важна потому, что это  было связано сопределением своего места в обществе,  с формированием самосознания.
Следовательно задача  взрослыхзаключается в такой организа-ции просоциальной деятельности в условиях детского  коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей кобщему делу в широком плане.  Именно в этом  случае  происходит  становлениеличности ребенка,  для которого общественное дело — потребность.  Поэтомунеобходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретнойзначимости),  но и к  общему  делу вообще.
Полученные данные убеждают  в необходимости  одновременного включения детей  в  специально  организованную«скользящую сеть» различных коллективов:
а) учебных, трудовых,организационно-общественных, художест-венных, спортивных, игровых;
б) постоянных, сезонных,временных; в) одно- и разновозрастных; г) малочисленных и многочисленных.
Такая подвижная  сеть многоплановых коллективов при условии
соподчинения социально значимыхцелей деятельности всех  коллек-
тивов и  подчинения  решению общей  задачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малыйколлектив  в  большой,  группы детей одного возраста в разновозрастныйколлектив,  создавая пе-реплетение взаимозависимостей,  разрывая рамки своегоконкретно-го,  «нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. При-чемэто не формальный разрыв, когда ребенок участвует «то там, то тут», а система,которая, с одной стороны, способствует формиро-ванию непосредственно-личностногообщения детей в коллективе,  а с другой — обеспечивает осознание ребенком его включенности  не только в данный коллектив, но и в общество.
В частности,  большое числоколлективов,  в  состав  которых ребенок одновременно входит, не дает емувозможности стать в из-вестную оппозицию,  а скользящие формы разноплановогоколлектива эту возможность  исключают,  создавая условия для разнообразногообщения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.
Итак, формирование личности человека-коллективиста  требует организации системы многопланового детскогоколлектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр.При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-альноодобряемую деятельность в системе именно такого специально заданногомногопланового  коллектива  при  соподчиненности целей каждого конкретногоколлектива решению общих социально  значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллекти-ве, основу которого составляет системапросоциальной деятельнос-ти — это не один из ряда важных воспитательныхпринципов, а осо-бый, качественно своеобразный подход  к  формированию растущего человека как личности.Список литетратуры
4.Давыдов В.В.      Проблемыразвивающегося обучения.
М.,1986.
5.Фельдштейн Д.И.   Формированиеличности ребенка в
подростковом возрасте.1972б