Этнополитические конфликты и пути их урегулирования

–PAGE_BREAK–Причины межнациональных конфликтов.
В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредотачивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся  на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с помощью мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы. В более модернизированных обществах членами элиты становились интеллектуалы с профессиональной подготовкой, в традиционных имела значение родовитость. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций»  С.Хантингтона. она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддистской и православных культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства, и т. д.

Известна также теория этнической границы, понимаемой как субъективно-осознаваемая и переживаемая дистанция в контексте межэтнических отношений. (П.П. Кушнер, М.М. Бахтин). Этническая граница определяется маркерами – культурными характеристиками, имеющими первостепенное значение для данной этнической группы. Их значение и набор могут меняться. Этносоциологические исследования 80х-90х гг. показали, что маркерами могут быть не только ценности, сформированные на культурной основе но и политические представления, концентрирующие на себе этническую солидарность. Следовательно, этнокультурный разграничитель (такой, как язык титульной национальности, знание или незнание которого влияет на мобильность и даже карьеру людей) заменяется доступом к власти. Отсюда может начаться борьба за большинство в представительных органах власти и все вытекающие из этого дальнейшие обострения ситуации.

Типология конфликтов
Известны различные подходы к выделению отдельных типов конфликтов. Один из наиболее полных вариантов типологии предложил Я. Этингер:

1.      Территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов. Их источник — внутреннее, политическое, а нередко и вооруженное столкновение между стоящими у власти правительством и каким-либо национально-освободительным движением или той или иной ирредентистской и сепаратистской группировкой, пользующейся политической и военной поддержкой соседнего государства. Классический пример — ситуация в Нагорном Карабахе и отчасти в Южной Осетии;

2.      Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования. Таково положение в Абхазии, отчасти в Приднестровье;

3.      Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов. Спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района — яркое тому свидетельство;

4.      Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые, как известно, были включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 40-е годы перешли к РСФСР;

5.      Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществляемых в советский период. Это прежде всего проблема Крыма и в потенции — территориальное урегулирование в Средней Азии;

6.      Конфликты как следствие столкновений экономических интересов, когда за выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в общегосударственном федеративном «пироге». Думается, что именно эти обстоятельства определяют взаимоотношения между Грозным и Москвой, Казанью и Москвой;

7.      Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии. Например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями:

8.      Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик. Таковы проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане;

9.      Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным и каков должен быть статус иных языков) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это происходит, например, в Молдове, Казахстане[9].

    продолжение
–PAGE_BREAK–Особенности протекания конфликтов в различных регионах.
Исходя из перечисленных выше оснований, в мире можно выделить 6 региональных разновидностей сепаратизма, сложившихся на четырех континентах (в Австралии на сегодняшний день сепаратистских движений пока не зафиксировано).

1.            Западноевропейская разновидность сепаратизма.

Регионы: Северная Ирландия, Страна Басков, Каталония, Корсика, Фландрия и Валлония, Фарерские острова, Северный Кипр.

Характеризуется преобладанием этно-конфессионального и социально-экономического факторов.

Очаги сепаратизма в Западной Европе уже давно пребывают в состоянии устойчивого равновесия. Здесь преобладает высокая общественная мобилизация населения, не выплескивающаяся, впрочем, (за исключением Ольстера, Корсики и Страны Басков) за пределы “цивилизованной” политической борьбы. Как правило, целью западноевропейских  сепаратистов является не создание независимого государства, а достижение максимальной национально-культурной, экономической и политической автономии в рамках существующих ныне государственных границ. Основная часть населения (как ныне существующих, так и потенциальных очагов сепаратизма) чаще всего без эйфории воспринимает расплывчатые перспективы самостоятельного существования. Прагматическая оценка трудностей перехода к собственной государственности превалирует над эмоциями. Осознание своей малой родины как части единой Европы выработало у европейцев комплексную идентичность. Так у жителей Барселоны каталонская идентичность уживается с испанской и европейской[10].

2.            Восточноевропейская разновидность сепаратизма

Регионы: Чечня, Дагестан, Приднестровье, Гагаузия, Крым, Косово.

Охватывает бывшие социалистические страны Восточной и Центральной Европы и включает Россию и другие новые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР (кроме 4 мусульманских республик Средней Азии). Эта разновидность отличается от западноевропейской недавней актуализацией основных очагов сепаратизма (конец 80-х гг.) и стремлением сепаратистских движений к полной независимости, а не к автономии.

Несмотря на недавнюю актуализацию, корни конфликтов уходят в прежние исторические эпохи. Например, конфликт в Боснии и Герцеговине между православными сербами и славянами-мусульманами зародился еще во времена турецкого владычества (XV-XIX вв.), а стремление татар восстановить собственную государственность ведет свой счет от прекращения существования Казанского ханства в средине XVI века[11].

В Восточной Европе существует целый ряд непризнанных государств, имеющих, тем не менее, все атрибуты государственности: Чечня (до 1999 г.), Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Косово в Сербии. Эти территориально-политические образования, имея регулярные вооруженные формирования, уверенно контролируют свою территорию, здесь действуют самопровозглашенные конституции, существуют органы исполнительной и судебной власти, проводятся парламентские выборы.

В Восточной Европе уровень терпимости по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам во много раз ниже, чем на Западе. Развитие языка и культуры меньшинств воспринимается как вызов доминирующей нации. Это приводит к дополнительным напряжениям в общественно-политической жизни восточноевропейских государств.

Для восточноевропейских очагов конфликтов характерна повышенная активность, которая часто приводит к большим жертвам среди противостоящих вооруженных формирований и мирного населения. Особенно этим отличились конфликты, локализованные на Кавказе и в бывшей Югославии.

Следует заметить, что конфликты в Восточной Европе подвержены вмешательству со стороны других государств и международных организаций (ООН, НАТО, Евросоюз, Россия). Это объясняется относительной близостью очагов конфликтов к данным государствам и угрозой их безопасности.

3.            Ближневосточная (исламская) разновидность сепаратизма.

Регионы: Курдистан, Горный Бадахшан в Таджикистане, пакистанская провинция Белуджистан, Южный Йемен, область Читтагонг в Бангладеш, очаги сепаратизма на севере Афганистана и на юге Алжира.

Господствует в исламских странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней и Южной Азии. Для этого типа сепаратизма характерна принадлежность любых противостоящих сторон к одному религиозно-культурному фундаменту – исламу. При этом решающее значение имеет фактор этнического самосознания меньшинств, подавляемых в национальных государствах своих единоверцев.

На территории исламской цивилизации, несмотря на целый ряд серьезных богословских разногласий, например, между приверженцами шиизма и суннизма, господствуют единые традиционно-культурные установки, сильна роль религии и религиозного права – шариата. Здесь нет такого разнообразия этносов, как в тропической Африке или Индостане. Тем не менее, “температура” очагов сепаратизма исламской региональной разновидности очень высока. Типичным случаем является очаг сепаратизма в Курдистане, разделенным между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Лидеры курдского национального движения вооруженным путем добиваются создания на территории Курдистана независимого государства.

4.            Азиатская разновидность сепаратизма.

Регионы: индийские штаты Джамму и Кашмир, Пенджаб, Наголенд, Ассам, северная Шри-Ланка, области Карен и Шах в Мьянме (Бирма), южные Филиппины, Восточный Тимор и Ирман-Джая (западная часть Новой Гвинеи) в Индонезии, Тибет и Синьцзян (Уйгуристан) в Китае.

Распространение этой разновидности сепаратизма ограничено Восточной, Юго-Восточной, Южной Азией. Конфликты имеют корни в доколониальных временах, но возродились после получения странами государственной независимости.

Во многих конфликтах азиатской географической разновидности сильна роль конфессионального самосознания. Перед многими государствами региона стоят международные экономические проблемы. В странах с невысокими душевыми доходами (Шри-Ланка, Мьянма) риск сепаратизма для национальных окраин максимален. Очаги конфликтов этой разновидности отличаются большим количеством жертв, в том числе и среди мирного населения. Например, по оценкам международных миротворческих организаций в индийских штатах Джамму и Кашмир за время конфликтов погибло более 37 тыс. человек, в Шри-Ланке – более 32 тыс., на юге Филиппин – от 21 до 25 тыс., в Индонезии – 15тыс.[12]

5.            Африканская разновидность сепаратизма.

Регионы: Южный Судан, провинция Кабинда в Анголе, Сомалиленд, Коморские острова, провинция Квазу-Наталь в ЮАР, Руанда и Бурунди.

Во многом этой разновидности соответствует все то, что было сказано в отношении азиатской. Отличия в несколько более позднем достижении странами региона государственной независимости и, соответственно, в более поздней актуализации очагов конфликтов, произошедшей, как правило, после ухода с континента колониальных держав.

Кроме того, в Африке отмечается меньшая, чем в Азии организованность сепаратистских движений, сказывающаяся на их активности. Этот факт объясняется тем, что большинство африканских этносов до сих пор находится на племенной стадии развития. Здесь обычна межплеменная вражда, препятствующая созданию крупных этнических группировок, которые могли бы выдвинуть сепаратистские требования.

Искрой, способной взорвать порох неурегулированных противоречий африканского континента, становится крайне пестрый этнический состав большинства государств. Колониальная структура Африки создавалась в свое время без учета этнических, экономических и культурных связей ее районов. Границы также носят случайный характер, иногда они даже проведены по линейке. В нынешний период, когда во всем мире происходит всплеск национального самосознания, Африка не остается в стороне. Все чаще выдвигаются требования пересмотра несправедливых границ, разделивших на части единые и родственные этносы. Межэтнические столкновения между племенами хуту и тутси в Руанде и Бурунди, многолетняя гражданская война в Демократической Республике Конго (бывший Заир), недавние ожесточенные столкновения в Либерии, Сьерра-Леоне стали символами ничем не оправданной, поистине животной жестокости, только в Руанде унесшей жизни более полутора миллионов жизней.

6.            Американская разновидность сепаратизма.

Регионы: канадская провинция Квебек, мексиканский штат Чьяпас, самоуправляющаяся территория Дании Гренландия, остров Невис в составе Федерации Сен-Китс и Невис.

Прежде сепаратистские настроения на континенте имели больше распространение. Именно они привели к распаду Великой Колумбии (1830г.) и Соединенных провинций Центральной Америки (1838-1839гг.), выделению Уругвая из состава Аргентины (1828г.) и Панамы из Колумбии (1903г.). Да и гражданскую войну в США (1861-1865гг.) можно рассматривать как неудавшуюся попытку выхода группы южных штатов, образовавших суверенную конфедерацию, из состава единого государства. Ныне же американский регион определяется наименьшим по сравнению с другими частями планеты распространением сепаратизма (всего 4 ярко выраженных очага). Существует несколько причин этого феномена:

Во-первых, это переселенческий характер государств Нового Света, практически исключающий глубокие и непреодолимые противоречия между этническими и конфессиональными группами эмигрантов.

Во-вторых, малочисленность и разобщенность коренного населения – индейцев и эскимосов.

В-третьих, доминирование только одной этнической группы переселенцев в рамках каждой страны. В большинстве латиноамериканских стран этой группой были испанцы, в Бразилии – португальцы, в Северной Америке – британцы. Вывозившиеся из Африки негры-рабы не могли составить конкуренцию европейцам в силу своего низкого социального статуса. Единственной страной, колонизируемой двумя равноправными нациями, была Канада. Результат – четыре столетия борьбы между англо- и франко-канадцами за главенствующее положение в стране, породившей самый серьезный на сегодняшний день очаг сепаратизма в Новом Свете – Квебек.

Особый накал борьба за отделение этой канадской провинции приобрела после того, как сепаратистская квебекская партия в 1994 г. выиграла местные выборы и  пришла к власти. Успех сепаратистов призван был закрепить проводившийся 30 октября 1995г. референдум о статусе провинции. Сторонники федерации с минимальным отрывом опередили франко-канадских националистов (50,6% на 49,4%). Тем не менее, временная победа федералистов не сняла с повестки дня проблему самоопределения Квебека, а микроскопический разрыв в результатах референдума позволяет утверждать, что сепаратистские идеи пользуются большой популярностью.[13]

Таким образом, можно констатировать, что политико-географическое положение накладывает отпечаток на особенности зарождения и развития очагов сепаратизма в мире. Понимание механизмов этого влияния может привести к выработке конкретных рекомендаций по снижению рисков сепаратизма и способствовать постепенной нормализации внутригосударственных противоречий.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Кризис в Косово как пример этнополитического конфликта.
Проблема республики Косово – один из примеров крайней сложности территориально- национальных конфликтов. И сербы, и албанцы, живущие на этой территории, считают эту землю своей. Албанцы утверждают, что их предки появились в Косово за тысячу лет до прихода туда сербов. Эту версию трудно как доказать, так и опровергнуть.

Косово в истории Сербии имеет большое значение также из-за военного поражения страны и ее христианских союзников, которое нанесли им турки в битве на Косовом Поле в 1389г. Сербский князь Лазарь Хребелянович был убит, а Сербия стала вассалом Османской империи. Однако победа далась туркам тяжело — национальный герой сербов Милош Обренович убил турецкого султана.

В сербской национальной культуре Косово остается великим эмоциональным символом возрождения после национальной трагедии. До ХVII в. большинство населения края составляли сербы. В ходе войн между Австрией и Османской империей в 1690г. сербский патриарх Арсений III (Черноевич), многие его священнослужители, а также часть населения, переселились вместе с ними в южную часть Венгрии. Со временем их владения и дома захватили мусульмане-албанцы, которые ранее жили в этом районе. К концу ХIХв. албанцы составляли уже около половины населения края.

Сербские, а затем югославские власти проводили политику ассимиляции или выселения албанцев. Школы с преподаванием на албанском языке были закрыты, земли албанцев конфискованы. Тысячи албанцев эмигрировали. Сербские власти вынуждены были бороться с косоварскими мятежниками и националистическими организациями, которые пользовались поддержкой Албании.

В годы Второй мировой войны итальянские оккупационные войска включили большую часть Косова в состав своего сателлита — королевства Албании. Сербские колонисты подвергались преследованиям и покидали Косово. Осенью 1944г., после того, как Косово было вновь включено в состав Югославии, косовары оказали сопротивление войскам и подняли восстание.

В 1945г. Косово получило статус автономной области в составе Сербии, причем в 1945-1948гг. сербам было запрещено возвращаться в Косово, так как Тито[14] пытался создать Балканскую федерацию с участием Албании. Однако после разрыва отношений между Югославией и Албанией в 1948г. Тито был заинтересован в привлечении албанцев, некогда бежавших в Югославию. Доля албанского населения в крае снова начала расти.

Несмотря на демонстрации албанских студентов 1967-1968гг, в целом доверие Тито к албанской коммунистической элите в Косове продолжало расти. По положениям югославской конституции 1974г., краю Косово придавался статус почти равный с союзными республиками.

Косоварам в Югославии было предоставлено право на свободу совести и вероисповедания (приверженцы ислама составляли 90% албанцев Косово), в отличие от граждан Албании, где религия была запрещена. Они как граждане Югославии пользовались всеми правами, создали один из крупнейших (по числу студентов) университетов в Приштине, библиотеки и культурные центры.

В то же время радикальная часть албанской интеллигенции Косово требовала дальнейшего расширения автономии края. Вновь начавшиеся в 1981г. демонстрации албанских студентов, закончились столкновениями с полицией и привели к обсуждению возможности снижения статуса автономии Косово.

В 1989г., после новых массовых волнений албанцев в Косово было введено военное положение, автономия края была ограничена. В ходе столкновений более сотни жителей были убиты, 600чел. ранены, а около 2500 — арестованы. Политически активные албанцы развернули в крае кампанию забастовок и митингов.

В мае 1992г. состоялось несанкционированное голосование за провозглашение Республики Косово. Албанцы избрали своим политическим лидером литературоведа Ибрагима Ругову и фактически создали собственное государство, систему здравоохранения и систему образования, которые действовали независимо от центра. Предпринимавшиеся в 1995г. попытки компромисса не достигли успеха.

Несмотря на неопределенный статус Косова, международные организации во время переговоров в 1995г. об окончании военных действий на территории бывшей Югославии не обращали серьезного внимания на этот регион. Политическое и экономическое положение в Косове оставалось критическим, резко повысился уровень безработицы.

В 1997г. Албания была ввергнута в гражданскую войну. Этот конфликт оказал непосредственное влияние на Косово, так как боевики почти беспрепятственно перемещались через границу Албании и Косова.

Осенью демонстрации албанцев в Косово, выражавших приверженность идее Великой Албании, были подавлены силами внутренних войск. Возникла Освободительная армия Косова, которая развернула кампанию убийств и террористических актов в отношении сербских государственных чиновников, представителей сил безопасности и мирных сербов.

Весной 1998г. в Косово началась эскалация насилия — перестрелки в горах, столкновения с применением оружия на демонстрациях. Сербские силы безопасности развернули наступление на базы ОАК[15], вытесняя ее в Албанию.

НАТО пришлось вмешаться в события страны. Весной 1998г. ООН и ОБСЕ предложили Союзной Республике Югославия (СРЮ) заключить трехгодичное соглашение, по которому НАТО получала возможность ввести в Косово 30 тыс. военнослужащих для обеспечения мира и демократических выборов. Югославские власти расценили этот шаг как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. После многодневных переговоров, проходивших в октябре 1998г., С. Милошевич заключил соглашение с американским представителем Р. Холбруком. В соглашении было указано, что небо над Косовом предоставляется для патрулирования натовскими самолетами-разведчиками, а в край вводятся 2 тыс. наблюдателей ОБСЕ. В то же время из Косова выводился сербский спецназ.

В феврале 1999г. во Франции под эгидой контактной группы начались переговоры между властями Сербии и представителями косовских албанцев по поиску вариантов выхода из кризиса, которые завершились безрезультатно. Югославское руководство выступало решительно против ввода войск НАТО в Косово. Неудачным оказался и второй раунд переговоров в марте 1999г.

В этот период положение в Косове становилось критическим. В ответ на эскалацию боевых действий косовских албанцев в край была введена 40-тысячная сербская армия, снова приступившая вместе с полицией к ликвидации баз ОАК. Вооруженные столкновения сопровождались жертвами среди местного населения.

Многие албанские семьи бежали в Албанию и Македонию, где были развернуты лагеря беженцев. Западные средства массовой информации обвиняли сербов в геноциде албанцев. Факты, приводившиеся в доказательство этого впоследствии не подтвердились. Это послужило поводом для военных действий НАТО против Югославии весной — летом 1999г. и последующего перемещения албанского населения из Косова в другие страны.

Операция НАТО под кодовым названием «Союзническая сила» началась 24 марта и продолжалась 78 дней до 10 июня 1999г. Удары с воздуха наносились по всей территории страны, включая Белград и другие крупные города. Погибло более 2 тыс. югославских граждан, в том числе старики и дети, а общий ущерб, по некоторым данным, составил около 100 млрд. долларов. Началось массовое бегство албанцев из Косово. Под бомбежками гибли и сербы и албанцы. Наконец Югославия согласилась на вывод своих войск из Косова и ввод в край многонациональных международных сил под эгидой НАТО — КФОР[16]. В состав этих сил вошли и российские подразделения (3 тыс. человек).

После прекращения бомбардировок НАТО в июне 1999г. началось возвращение албанских беженцев, в то же время территорию Косова стали покидать сербы, на которых под прикрытием войск НАТО нападали албанские экстремисты.

Согласно резолюции  СБ ООН №1244, утвержденной 10 июня 1999г., признается территориальная целостность и управление в Косове осуществляется под наблюдением международных гражданских сил (Миссия ООН в Косове — МООНК) и международных сил безопасности (КФОР) при участии НАТО[17].

Статус Косово на данный момент — Сербский край, 17 февраля 2008г. в одностороннем порядке заявивший о своей независимости. Его действия противоречат конституции Сербии, а потому согласно ей автономный край Косово и Метохия по-прежнему входит в состав Сербии, даже несмотря на то, что ряд государств признал независимость Косова (см. Приложение 1, 2).

Последствия независимости Косово непредсказуемы. Международные эксперты видят два пути развития новоиспеченной автономии. Существует вероятность, что Косово может повторить судьбу своего балканского соседа Черногории. Эту вышедшую из союза с Сербией в 2006 г. страну сегодня может назвать успешной и процветающей. По количеству прямых иностранных вложений на одного человека Черногория находится на одном из первых мест, а экономика страны переживает стадию подъема.

Но столь радужные прогнозы имеют меньше шансов на существование

По мнению аналитиков Косово может пойти по неудачному пути Восточного Тимора, получившего независимость 20 мая 2002 года. В 2006 г. там прокатилась волна беспорядков, которые начались в столице государства – Дили – в конце мая. Их спровоцировало восстание части военнослужащих, недовольных политикой правительства. Но фактическими причинами были длительная диктатура ООН и неоправдавшиеся ожидания народа. Даже на сегодняшний день обстановка там остается напряженной.

Как полагают эксперты, Косово имеет схожий путь развития и находится в аналогичной ситуации. Край фактически продолжает жить под внешним управлением международных сил и пока является одним из беднейших образований на территории Старого Света. Еще во времена экономически благополучной Югославии он был самым бедным районом, и после войны ситуация там отнюдь не стала лучше. Экономика Косова во многом зависела от Сербии, от поставок электроэнергии, край не имеет выхода к морю, запасы природных ресурсов сосредоточены в северной части, где проживают сербы.

Косово не может похвастаться развитой инфраструктурой, она нуждается во внешних вложениях. Безработица там находится на уровне 50%, а доходы на душу населения едва превышают аналогичный показатель в Анголе. По данным Всемирного банка на 2007 г., средний доход на душу населения в Косово составляет всего $1600 в год, 37% населения живет в бедности (менее чем на €1,42 в день), а 15% существуют всего на €0,93 в день. Хотя Косово обладает значительными запасами бурого угля, а также цинка, свинца, золота и серебра, освоение этих месторождений требует долгосрочных инвестиций[18]. Поэтому сейчас весьма трудно представить себе автономию независимым государством, способным самостоятельно себя обеспечить.

    продолжение
–PAGE_BREAK–