А. Б. Бедный, Л. В. ЕрушкинаНижний Новгородглазами иностранных студентов: социологический анализНижний Новгород2011Основная цель данного исследования заключалась в получении качественной и количественной оценки иностранными студентами условий их обучения в Нижнем Новгороде, как в одном из региональных центров обучения иностранных студентов в России; в анализе основных трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты; уровня их социльно-психологического комфорта через восприятие города Нижнего Новгорода, в котором проходят обучение.© Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2011ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 4 1. Нижний Новгород глазами иностранных студентов: социологический анализ 8 1.1. Цели и задачи исследования 8 1.2. Обоснование выборочной совокупности. 9 1.3. Социально-демографический портрет иностранного студента 9 2. Основные факторы, влияющие на принятие решения об обучении в России 12 2.1. Источники информации о российских вузах 12 2.2. Выбор будущей специальности 20 2.3. Причины выбора России как страны для прохождения обучения 26 2.4. Мотивы выбора вуза для прохождения обучения 31 3. Оценка современного состояния системы подготовки иностранных граждан в Нижнем Новгороде глазами иностранных учащихся 34 4. Проблемы социально-психологической адаптации иностранных студентов 38 5. Уровень социально-психологического комфорта иностранных студентов через восприятие Нижнего Новгорода 51 Список использованных источников 58 Введение К концу XX столетия окончательно сформировался международный рынок высшего образования. Основные доходы от очного обучения и проживания иностранных студентов (общемировая численность которых в 2008/2009 академическом году составляла 3,45 млн. чел.) получают Соединенные Штаты (почти 25 млрд. долл., без учета субсидий, выдаваемых иностранным учащимся), Великобритания (свыше 10 млрд. долл. США), Австралия (около 14 млрд. австралийских долл.), а также Франция, Германия и некоторые другие. На долю указанных 5 стран приходится и около 60% мирового контингента иностранных студентов очной формы обучения [1]. Экспорт российского образования отвечает основным геополитическим и социально-экономическим интересам Российской Федерации и направлен на полноправное участие страны в глобальных процессах развития образования, науки и культуры и, прежде всего, – на усиление России как главного образовательного центра в Содружестве Независимых Государств. Стратегической задачей государственной политики в данной области является превращение Российской Федерации в одного из общепризнанных лидеров международного образования [5]. Международная образовательная миграция — это не только фактор экономического развития, но и мощный геополитический ресурс, служащий для распространения и продвижения культуры, ценностных установок и технологий стран, обучающих иностранцев. Иностранные студенты представляют собой как источник финансовых ресурсов, так и своеобразных «агентов влияния», которые, возвращаясь на родину, пополняют национальные элиты и сохраняют личную лояльность к странам, где они провели студенческие годы. Доля России на международном рынке образования (т.е. доля иностранных студентов, обучающихся в нашей стране в общей численности иностранных студентов мире_ в 2008 году составила 4,3% [5]. По этому показателю Россия занимает седьмое место в мире. В России по очной и заочной форме (включая вечернюю, дистанционную и экстернат) в 2008/2009 академическом году обучались 166,1 тысячи представителей из более чем 170 стран мира. Подавляющее большинство студентов-иностранцев занимается в России по программам дипломированных специалистов и бакалавриата (на магистратуру, аспирантуру и докторантуру приходится лишь 8,8% контингента иностранных учащихся третичного уровня образования). И это не случайно, ибо общеобразовательная подготовка в российской высшей школе по-прежнему считается достаточно хорошей, однако узкопрофессиональная специализация на старших курсах (особенно в области техники, естествознания, медицины) является проблемной. Многие выпускники российских вузов в дальнейшем «доучиваются» в магистратурах своих стран либо в университетах США и Европы. Это связано с тем фактом, что российские вузовские дипломы, как правило, приравниваются к дипломам бакалавров, поэтому многим иностранным учащимся дешевле получить начальное вузовское образование в России и завершить его на Западе (для сравнения – в университетах и колледжах США наибольшая доля иностранцев занимается по программам магистратуры и докторантуры). Среди причин данного явления – несоответствие спроса зарубежной молодежи на те или иные специальности, по которым они желали бы учиться (прежде всего, в области медицины) и предлагаемые российской стороной специализации, невозможность самостоятельного выбора вуза и города обучения (в том числе после подготовительных курсов). Фактором, сдерживающим рост численности очной формы обучения иностранных граждан в России, является и нехватка мест в студенческих общежитиях и уровень их комфортности (сервиса), а также в целом неблагоприятная социокультурная обстановка (рост расизма и национализма в отношении лиц неславянской внешности и неспособность российских правоохранительных органов должным образом обеспечить личную безопасность иностранных учащихся, особенно из азиатских, африканских и арабских стран). Серьезным минусом в плане привлечения иностранных студентов в Россию является и практически полный запрет иностранцам работать в РФ в период обучения. Вместе с тем почти во всех странах – лидерах на международном рынке образовательных услуг иностранные студенты имеют легальную возможность трудиться (хотя иногда и с определенными ограничениями по числу рабочих часов в неделю). Например, в тех же США работают или временно подрабатывают не менее половины всех учащихся-иностранцев, а 5% из них оплачивает свое обучение и проживание только за счет своих заработков. До настоящего времени не выработано концепции единой политики по продвижению российских образовательных услуг. Пропаганда российского образования за рубежом осуществляется неэффективно, о чем свидетельствуют опросы иностранных студентов в России: почти половина из них получила информацию о вузе, в котором они учатся, от выпускников этого образовательного учреждения, вернувшихся на родину после завершения обучения в РФ. Участие российских вузов в международных выставках образования (за пределами РФ), несмотря на выделяемые в централизованном порядке значительные средства, является фрагментарным [11]. Повышение конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг требует согласованных мер и действий как со стороны самих отечественных образовательных учреждений, их преподавательских коллективов, так и на уровне местных (региональных, муниципальных) и федеральных властей, координации усилий многих министерств и ведомств в рамках единой государственной стратегии в этой области. Всем известно, что иностранные студенты приносят доход не только вузам, в которых проходят обучение, но и в бюджет региона. Стоимость обучения, как правило, сопоставима с расходами на питание, проживание, развлечения и туризм. Нижний Новгород является промышленным, образовательным и культурным центром России, в котором иностранные студенты не только могут получить качественное образование, но и интересно провести свое свободное время. Сегодня туристический бизнес развивается быстрыми темпами и становится доходной экономической отраслью, в которой вращаются большие финансовые потоки и заняты тысячи людей. С этой точки зрения, вызывает интерес мотивация выбора иностранными студентами Нижнего Новгорода, как регионального центра, для продолжения своего обучения, удовлетворенность качеством обучения и условиями проживания, а также уровень их комфортности в нашем городе. ^ 1.Нижний Новгород глазами иностранных студентов: социологический анализ 1.1.Цели и задачи исследования В 2011 году Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского провел социологическое исследование, посвященное вопросам развития экспортного потенциала российских вузов. Основная цель данного исследования заключалась в изучении современного состояния системы подготовки иностранных граждан в российских вузах, степени участия в мировом рынке образовательных услуг и путей его оптимизации. Социологическое исследование включало проведение анкетного опроса и глубинных интервью с иностранными учащимися вузов Нижнего Новгорода и было направлено на решение следующих задач: получение качественной и количественной оценки иностранными студентами условий их обучения в Нижнем Новгороде, как в одном из региональных центров обучения иностранных студентов в России; анализ барьеров и трудностей, сдерживающих развитие экспорта образования в России; выявление путей оптимизации участия российских вузов в международном рынке образовательных услуг. В ходе исследования были получены следующие основные результаты: сформирован социально-демографический портрет иностранных студентов нижегородских вузов; выявлены основные мотивационные факторы, влияющие на иностранных абитуриентов при принятии решения об обучении за рубежом; проведена оценка современного состояния системы подготовки иностранных граждан глазами иностранных учащихся; установлены основные трудности, с которыми сталкиваются иностранные студенты; определен уровень социльно-психологического комфорта иностранных студентов через восприятие города Нижнего Новгорода, в котором проходят обучение.^ 1.2.Обоснование выборочной совокупности. При проведении массовых опросов общепринятыми считаются количественные параметры выборочной совокупности, рассчитанные с помощью критерия Стьюдента при заданном уровне ошибки выборки 5%. В Нижнем Новгороде в 2010 году обучалось 1240 иностранных студентов. Общий объем репрезентативной выборки при генеральной совокупности до 2000 человек с допущением 5-процентной ошибки должен составлять не менее 333 человек. В ходе исследования было опрошено 483 иностранных учащихся из 61 страны мира. Увеличение объема выборки позволило провести необходимые для анализа группировки студентов (например, по группам стран и типам учебного заведения). В опросе приняли участие студенты шести нижегородских вузов. Всего было опрошено 14% студентов, приехавших из стран СНГ, 5% – из стран Европы и Северной Америки, 49% – из стран Азии и 31% – из стран Африки.^ 1.3.Социально-демографический портрет иностранного студента Средний возраст иностранных студентов Нижнего Новгорода составляет 21,8 лет. Самому младшему из опрошенных 16 лет, самому старшему – 38. Большая часть студентов (56%) находится в возрасте от 19 до 23 лет, студентов в возрасте до 19 лет – 8%, от 23 лет и старше – 31%. Это свидетельствует о том, что в целом возрастные показатели иностранных учащихся превышают таковые у россиян, получающих высшее образование. Это объясняется тем, что некоторые иностранцы приехали в Нижний Новгород обучаться по программам магистратуры, получив степень бакалавра на родине в более раннем возрасте. Широко известно также, что возраст получения высшего образования за рубежом не так жестко «регламентирован», как в России. В анкетировании приняли участие 58% мужчин и 42% женщин. Анализ гендерного состава респондентов свидетельствует о преобладании среди студентов из стран Африки мужчин, в то время как среди студентов из стран Европы и Америки преобладают женщины. Таблица 1^ Дополнительные социально-демографические данные, % Социально-демографические характеристики Все студенты Страны СНГ Страны Европы и Северной Америки Страны Азии Страны Африки Пол Мужчины 58 54 36 51 73 Женщины 42 46 64 49 27 Наличиеработы илиподработки Работают регулярно 3 7 4 1 5 Время от времени подрабатывают 9 19 8 5 12 Раньше подрабатывали, а теперь нет 6 9 0 4 9 Не работают 79 65 88 87 71 Нет ответа 2 0 0 3 3 Местопроживание В общежитии 86 64 72 94 88 Снимают квартиру, комнату 7 13 4 6 5 Живут в своей квартире 2 9 4 0 1 Живут у родственников, друзей, знакомых 3 13 16 0 0 Нет ответа 2 1 4 0 6 Уровеньматериальногоположения Денег не хватает даже на еду 5 1 16 4 7 Денег хватает на еду, но покупать одежду уже сложно 15 19 8 12 19 Денег хватает на еду и одежду, но недостаточно для покупки товаров длительного пользования 25 28 28 25 24 Денег достаточно для покупки еды, одежды и товаров длительного пользования, но недостаточно для покупки квартиры, машины 38 39 40 45 27 Могут себе позволить практически все, что захотят 10 12 0 8 13 Нет ответа 7 1 8 6 10 Вероятно, в этом проявляются социокультурные нормы данных групп стран: степень эмансипации женщин, а также принятие обществом в целом и отдельными студентами (семьями) в частности возможности получения высшего профессионального образования и как такового самостоятельного проживания молодой женщины в другой стране. Подавляющее большинство иностранных студентов, приехавших в Россию продолжить обучение в высшей школе, в настоящее время не имеют собственных семей. Женатыми или замужними являются только 2% студентов. Своих детей имеют также лишь 2%. Проживают в общежитии, предоставленном учебным заведением, 86% студентов. Снимают квартиру или комнату 7%, живут у родственников или знакомых – 3% и имеют собственные квартиры – 2%. Отметим, что проживание не в общежитии могут себе позволить, как и ожидалось, студентами из стран СНГ, Европы и Северной Америки. Работают на регулярной основе 3% студентов, время от времени подрабатывают – 9%. Однако подавляющее большинство иностранных студентов (79%) не работают и не подрабатывают. В сравнение с российскими студентами, которые на момент обучения в вузе уже имеют работу или регулярную подработку, иностранные студенты имеют очень ограниченные возможности легального трудоустройства в России в рамках действующего миграционного законодательства. Большинство студентов относит себя к среднеобеспеченным или малообеспеченным людям. Хватает денег на покупку еды, одежды и на большинство других товаров (за исключением машины, квартиры) 38% студентов, хватает на еду и одежду – 25%. Необеспеченных среди иностранных студентов 20%, а зажиточных – 10%. Таким образом, в социально-демографическом плане иностранные студенты совсем немного отличаются от своих российских сокурсников. Отметим лишь, что если среди иностранных студентов чаще встречаются юноши, то среди российских – девушки. В возрастном плане иностранные студенты немного старше русских. Среди российских студентов выше число проживающих в гражданском браке, и на момент обучения в вузе уже имеющих работу или регулярную подработку.^ 2.Основные факторы, влияющие на принятие решения об обучении в России 2.1.Источники информации о российских вузах Степень эффективности рекламной и маркетинговой деятельности российских вузов на международном рынке образовательных услуг можно оценить через анализ источников информации, из которых иностранные студенты получили сведения о вузе, в котором в настоящее время проходят обучение. Наиболее эффективным источником информации на сегодняшний день является неформальная межличностная коммуникация: сведения о вузе получили от родственников и знакомых 38% студентов, от выпускников этого же вуза – еще 29% (рис. 1). ^ Рис. 1. Основные источники информации о российских вузах,в которые поступили на учебу иностранные студенты Когда я училась в школе, мы с родителями долго выбирали Университет, но ничего подходящего в меня на родине не смогли найти. Тогда мама и папа посоветовали поступать в Нижнем Новгороде, так как знали, что это хороший Университет. Мой папа работает уже давно в России, в одной фирме. Он знает, что это хороший Университет. (Хоа, Вьетнам)Когда встал вопрос о конкретном городе, я полагался все-таки на то, что мне о городе рассказывают. Дядя говорил, что Москва – огромный город, там легко потеряться, там дорого. А Нижний Новгород – это проще, не такой огромный, но большой город, все есть, университет хороший. Я не разочаровался! Все устраивает. (Одрик, 3 курс, Камерун)Мой дядя, старший брат моего отца, он учился в Москве, и он сказал мне, что здесь хорошо учиться, и это несколько дешевле, то есть даже намного дешевле, чем учиться в Европе. (Саад, 4 курс, Пакистан)При переезде мне помогали родственники из Нижнего Новгорода и мама. Она достаточно часть сюда приезжает, погостить у брата, дяди… В Нижний Новгород мы вместе приехали. (Сергей, 2 курс, Молдавия)Ведущая роль неформальной коммуникации подчеркивается тем, что она выступила важным источником более чем для половины приехавших в Россию студентов (53%), а для 16% студентов – была единственным каналом информации о российской высшей школе. Все большее значение в поиске информации для современной молодежи приобретает Интернет. Почти третья часть студентов получила информацию о будущем месте своего обучения с сайта вуза. В Интернете нашла ВУЗы со специальностью «Таможенное дело», почитала статьи, форумы об университетах, цены. ННГУ мне подошел всех больше. (Баатаржав, 3 курс, Монголия)Интернет, как источник информации о предпочтительном месте обучения, тесно связан с неформальной межличностной коммуникацией. Схема выбора места учебы примерно пятой части студентов выглядела следующим образом – получение первой информации от близких и знакомых людей (в том числе тех, кто учился в России), а затем уточнение этой информации на сайте вуза. Выбрали место обучения, воспользовавшись только межличностной коммуникацией или Интернет и исключив все остальные информационные каналы, 26% иностранных студентов, приехавших в российские вузы. Каждый пятый иностранный студент узнал о соответствующем российском вузе в национальном министерстве образования, или обратившись в рекрутинговую компанию, или от сотрудников российского посольства или культурного центра. Обычно эти информационные каналы работают параллельно с другими. Сделали выбор учебного заведения, воспользовавшись только каким-то одним из этих информационных каналов, не прибегая к каким-либо другим, лишь 3-4% иностранных студентов.Я приехал сюда через RACUS , Вы знаете такое? Вот. И я поехал к ним, что-то спросил, что надо, они сказали: «Мы сами, RACUS будет искать, куда надо». Я не знал, в Нижнем буду или в Москве, вот, это они сюда… Вот. Они предложили поехать в Нижний, и документы тоже они подготовили. Мы только деньги платили, и они все сделали. Я получил визу в посольстве вашем в нашей стране. Но все так быстро, вот. (Жюниор, 3 курс, Конго)^ Я приехал через организацию “Ракус” они нам советовали сюда. Сказали, что это большой город: тут есть метро, Макдональдс. (Вики Браун, аспирант, Камерун)Знаете, есть специальная организация, которая называется RACUS. Ее задача, чтобы отправлять всех, кто хочет учиться в России, вот. Они мне, когда я решил, говорили про Казань, Москву, Рязань, Нижний Новгород. У нас в Камеруне есть много организаций, кроме RACUS, которые отправляют в Германию, в США, в Англию. А чтобы ехать в Россию, есть только RACUS. Нет, у меня был вариант, но я, из-за того что у меня дядя учился, вот он мне рассказывал, и я решил сюда, чтобы получить образование. (Родриг, 2 курс, Камерун)Нижний выбрал, потому что российский консул в Мали посоветовал Нижний Новгород. Ну не то что Нижний Новгород именно, а университет имени Лобачевского. Он сам выпускник Лобачевского. Сказал, что здесь намного спокойнее и дешевле по сравнению с крупными городами России. (Усан, 5 курс, Мали)^ У нас есть сайт Министерства образования, и там написано, какие есть программы для иностранных студентов. (Цини, магистратура, Китай)Таблица 2Источники информации о российских вузах, в которые поступили на учебу иностранные студенты, % Родственники или знакомые 38 Сайт вуза в Интернете 32 Выпускники этого же вуза 29 Национальное министерство образования 21 Рекламная информация рекрутинговых компаний 20 Сотрудники российского посольства или культурного центра 19 СМИ (газеты, телепередачи, радиопередачи) 18 Образовательные выставки или ярмарки на родине 16 Предприятие, фирма, направившая на учебу 13 Специальные каталоги 7 Рекламные проспекты вуза 6 Российские преподаватели, работающие в стране 5 Узнали из национальных средств массовой информации о российском вузе, в который затем и поступили, 18% иностранных студентов. Отметим, что СМИ обычно выступают источником первичной информации, которая затем перепроверяется по другим каналам.Мы с родителями увидели рекламу в газете, где говорилось о получении высшего образования в России. Именно в России. Мы не знали ни одного человека, кто учился бы в этой стране и решили, что, может, стоит попробовать стать одной из первых? Было очень интересно и таинственно. И мои родители были ни сколько не против! Они поддерживали меня, говорили, что надо поехать, поучиться, узнать страну. Мы пошли в культурный центр – там оформляют все документы на обучение в России. Я поговорила с агентом, он мне рассказал про Россию. Он сам учился в Москве, очень хорошо и бегло говорит по-русски. Он предложил 3 города: Москву, Нижний Новгород и Санкт Петербург и посоветовал поехать в Нижний, потому что, по его словам, тут более дружелюбная атмосфера и жить дешевле, чем в Москве. (Шубила, 3 курс, Танзания)Посетили у себя на родине образовательные выставки или ярмарки и здесь получили информацию о российской высшей школе 16% студентов. Для 13% студентов одним из основных источников информации о будущем месте обучения стали сотрудники предприятия или фирмы, от которой их направили в этот вуз учиться. В число малоэффективных каналом распространения информации о российских вузах пока входят специальные каталоги, рекламные проспекты вузов, а также работающие за рубежом российские преподаватели. На эти информационные каналы указали 5-7% иностранных студентов и практически никто как на единственные источники информации. Эффективность информационной политики зависит не только от каналов распространения информации, но и от того, как оперативно работает учреждение с обращениями потенциальных клиентов. Так, например, своевременная реакция на обращение с просьбой рассказать о вузе и условиях поступления и, затем, адресное общение может помочь студенту выбрать будущее место обучения.Когда я был в Индии, я искал университет в России. Я отослал много сообщений в разные университеты, но первый ответил Ваш университет, и потом мы сообщались и решили, что я буду здесь. Москва мне очень нравится, но Нижний Новгород больше. (Хариндра, 1 курс, Индия)Степень эффективности источников информации о российских вузах существенно отличается в разных странах (рис. 2, табл. 2). Таблица 3^ Источники информации о российских вузах, в которые поступили на учебу иностранные студенты из разных стран, % Источники информации Все студенты Страны СНГ Страны Европы и Северной Америки Страны Азии Страны Африки Родственники или знакомые 38 55 8 41 32 Сайт вуза в Интернете 32 28 44 32 31 Выпускники этого же вуза 29 33 36 34 20 Национальное министерство образования 21 33 4 28 8 Информация рекрутинговых компаний 20 7 24 17 31 Сотрудники российского посольства или культурного центра 19 30 4 11 28 СМИ (газеты, телепередачи, радиопередачи) 18 21 8 11 29 Образовательные выставки или ярмарки 16 3 12 20 15 Предприятие, фирма, направившая на учебу 13 9 16 15 13 Специальные каталоги 7 6 16 8 5 Рекламные проспекты вуза 6 9 16 2 8 Российские преподаватели, работающие в стране 5 1 0 8 2 В странах СНГ в процессе распространения информации о российской высшей школе активно участвуют национальные министерства образования и российские посольства. Студенты из стран Европы и Северной Америки чаще самостоятельно находят информацию, пользуясь Интернет и сведениями от выпускников российских вузов. Значимую роль здесь играют рекрутинговые компании. В большей степени, чем в других группах стран, здесь представлена рекламная продукция вузов. Студенты стран Азии чаще получают информацию по неформальным каналам, а также с сайтов вузов. Активно участвуют в распространении информации национальные министерства образования. Многие студенты упоминают образовательные выставки или ярмарки. Студенты стран Африки, также как и студенты из Азии, чаще всего получают информацию от своих знакомых или с сайтов Интернет. Активно здесь работают рекрутинговые компании и российские посольства. Определенное значение для студентов из этих стран имеют средства массовой информации. ^ Рис. 2. Источники информации о российских вузаху студентов разных стран Следует обратить внимание на то, что наблюдаются отличия в приоритетных источниках информации у студентов, поступивших в вузы разного типа (рис. 3). Абитуриенты, выбравшие впоследствии классический тип образования, менее целенаправленны в поиске информации. Из информационных каналов у них доминируют интернет, родственники и знакомые и национальные СМИ. Абитуриенты, поступившие в отраслевые вузы, чаще консультируются с людьми, уже отучившимися в тех вузах, обращаются в национальные министерства образования, посещают образовательные ярмарки или выставки, а также получают направления на учебу от различных предприятий.^ Рис. 3. Источники информации иностранных студентово российских вузах различного типа Таким образом, неформальные источники информации (родственники, знакомые, обучавшиеся в российских вузах и т.д.) в настоящее время занимают лидирующую позицию в процессе получения информации о российской высшей школе. Однако все большее значение сегодня приобретает Интернет. Не менее третьей части иностранных студентов указали на него как на источник информации о своем будущем месте обучения. В процессе распространения информации о российских высших учебных заведениях продолжают активно участвовать национальные министерства образования, рекрутинговые компании и российские посольства или культурные центры. На эти источники указало примерно пятая часть студентов. Чуть меньшая часть студентов нашла информацию о вузе в национальных средствах массовой информации. К числу малоэффективных каналов распространения информации следует отнести каталоги, рекламные проспекты вузов, а также работающих за рубежом российских преподавателей. Они справляются с возложенными на них функциями, однако выступают источниками для менее десятой части иностранных студентов.^ 2.2.Выбор будущей специальности Выбор будущей специальности – проблема, с которой сталкиваются все без исключения молодые люди. От решения этого вопроса зависит то, насколько успешно сложится вся будущая жизнь. Таблица 4^ Мотивы выбора специальности для обучения, % Мотивы 1* 2 3 4 K** Эта специальность соответствует моим способностям, умениям 41 36 19 4 2,23 Эта профессия престижна 43 29 25 3 2,19 По этой специальности легко найти работу 31 35 32 2 1,99 Это высокооплачиваемая профессия 29 38 30 3 1,99 Привлекает творческий характер специальности 30 32 34 4 1,96 Эту профессию посоветовали мне родители 23 25 49 3 1,73 Обучение по этой специальности оплачивает предприятие, фирма 15 16 64 5 1,48 Направило Министерство образования 14 14 67 5 1,44 Предоставили грант только по этой специальности 11 17 67 5 1,41 На этой специальности легко учиться 9 20 68 3 1,39 Посоветовали друзья, знакомые 8 18 70 4 1,35 Выбрал эту специальность случайно, сам не знаю почему 10 13 73 4 1,34 На этой специальности ниже стоимость обучения 8 16 72 4 1,33 На эту специальность был небольшой конкурс 7 16 72 5 1,32 *1 – Основной мотив; 2 – Второстепенный мотив; 3 – Не являлось мотивом; 4 – Нет ответа**^ К – Коэффициент рассчитан по формуле K=, гдеa – основной мотив, b – второстепенный мотив, c – не являлось мотивом. Иностранные студенты, приехавшие в Россию для прохождения обучения в высшей школе, в целом, демонстрируют высокий уровень осознанности своего выбора. В ответах студентов лидируют два мотива: соответствие данной специальности способностям и умениям (41% студентов назвали это мотив основным) и престижность данной специальности (соответственно 43%). Родительский совет замыкает список ведущих мотивов выбора специальности: основной причиной его назвали 23% иностранных студентов, второстепенной – еще 25%. В отдельную группу следует отнести студентов, для которых главной причиной выбора специальности стало получение финансовой поддержки со стороны какой-либо предприятия, готового оплатить учебу, или грантодателя. С этими мотивами коррелирует и направление национального министерства образования. Таких студентов примерно четвертая часть. Однако среди них практически не встречаются те, кто говорил о сторонней финансовой поддержке или направлении как единственной основной причиной выбора специальности. В ответах другой четвертой части студентов среди главных причин выбора специальности для обучения присутствуют фактор случайного выбора: выбрал сам не знаю почему (10%), на этой специальности легко учиться (9%), сюда небольшой конкурс (7%) и т.п. В ходе группировки студентов по странам, выделяется также разница в мотивационных факторах выбора будущей специальностей (рис. 4). Так, для студентов СНГ характерен выбор романтического характера, а именно соответствие специальности своим способностям и умениям (54%). Для учащихся из Стран Европы и Северной Америки важнейшим фактором при выборе специальности является ее творческий характер (48%). Возможно, это обусловлено тем, что данные студенты заинтересованы, прежде всего, в изучении русского языка как иностранного. Престиж профессии – является определяющим фактором при выборе специальности у граждан стран Азии (34%) и Африки (62%). Многомерный статистический анализ мотивов выбора будущей специальности позволяет выделить три группы студентов: 1. прагматики; 2. романтики; 3. индифферентные. Студенты, представляющие эти группы, отличаются друг от друга не только мотивом выбора специальности, но и по другим признакам. Принимая решение о получении высшего образования и выбирая вуз, прагматики оценивают все с позиции своей будущей выгоды: прежде всего, карьеры и трудоустройства. Поэтому они ищут конкретное высшее учебное заведение, где не только высокое качество обучения, но и престижный диплом. Абитуриенты-прагматики чаще выбирают вуз отраслевого типа. Отметим, что, к сожалению, именно среди прагматиков меньше, тех, кто считает, что качество получаемой профессиональной подготовки в вузе, где они в настоящее время проходят обучение, в полной мере соответствует их личным ожиданиям. Для романтиков высшее образование ценно само по себе. Получение высшего образования для них это, конечно, будущая карьера и возможность найти подходящее место работы, но не в меньшей степени и реализация своих научных интересов. Престижность диплома для них менее важна, чем для прагматиков. Они ориентируются на качество обучения, поэтому им так и важно мнение о вузе тех, кто уже прошел здесь обучение. Абитуриенты-романтики чаще отдают предпочтение высшему образованию классического типа. Индифферентные все отдают на откуп случаю. Высшее образование для них в равной степени и будущая карьера и высшее образование как таковое. Почти третьей части из них важно не столько образование, сколько диплом вуза. Причем речь даже не идет о престижности этого диплома. Более половины индифферентных студентов выбрали конкретный вуз по совету родителей, более третьей части – из-за невысокой стоимости обучения. Поэтому мнения о соответствии получаемого образования их ожиданиям у них, как ни у кого, поляризованы: среди них больше, чем среди студентов из других групп, тех, кто считает, что качество полностью соответствует, и тех, кого полностью не устраивает настоящее положение дел. Также отметим, что индифферентные абитуриенты очень редко поступают в классические университеты, предпочитая отраслевые вузы. Анализируя мотивы выбора будущей специальности у студентов различных типов вузов, можно отметить у студентов отраслевых вузов мотивы прагматичного выбора преобладают над мотивами романтического характера (рис. 4). Скорее всего, это объясняется четкими представлениями о своей будущей профессиональной деятельности и узостью специализации в отраслевых вузах. ^ Рис. 4. Основные мотивы выбора специальности для обученияиностранных студентов, поступивших в вузы различного типа В ходе группировки студентов по странам, выделяется также разница в мотивационных факторах выбора будущей специальностей (рис. 5). Так, для студентов СНГ характерен выбор романтического характера, а именно соответствие специальности своим способностям и умениям (54%). Для учащихся из Стран Европы и Северной Америки важнейшим фактором при выборе специальности является ее творческий характер (48%). Возможно, это обусловлено тем, что данные студенты заинтересованы, прежде всего, в изучении русского языка как иностранного. Престиж профессии – является определяющим фактором при выборе специальности у граждан стран Азии (34%) и Африки (62%).^ Рис. 5. Основные мотивы выбора специальности для обученияабитуриентов из разных стран Таким образом, уровень осознанности выбора своей будущей специальности у иностранных студентов, приехавшие в Россию для прохождения обучения в высшей школе, довольно высокий. Основными мотивами студентов являются соответствие специальности собст
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…