Предмет, метод и функции политэкономии.
1. Зарождение экономических знаний.
2. Классическая политэкономия.
3. Современные школы экономической теории.
4. Марксистское экономическое учение, его недостатки и достижения.
5. Предмет политэкономии. Организационно-экономические и социально-экономические отношения.
6. Основные методы.
7. Экономические законы и категории.
8. Функции политэкономии.
9. Экономическая система общества.
Политэкономия – составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.
Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.
В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.
1. Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Донаучные фиксированные проблемы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки.
Становление экономической отрасли научных знаний.
Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Выражала интересы буржуазии. Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым- меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в “трактате адресованном королю и королеве”. Меркантилизм- первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова мерканте (купец). Богатство общества отождествляли с золотом. Источником богатства- торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.
2. Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые представители этой школы – физиократы (природа и власть). Родоначальник Франсуа Кенэ, которые источником богатства считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга – первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.
Классическая ПЭ: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо обосновали, что источником общественного богатства является все общественное производство. 1.Ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений. 2.Заложили основы трудовой теории стоимости. 3.Исследовали механизм воспроизводства общественного капитала. 4.Предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями. 5.Выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.
В середине и второй половине 19в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.
3. Современная экономическая теория характеризуется большим кол-вом направлений, школ, течений. Основные: 1) Неоклассическое; 2) кейнсианское; 3) монетаризм; 4) институционально-социологическое. Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.
1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Основывается на теориях предельной полезности и производительности.
2) Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Кейнс выпустил в 1936 г. работу “Общая теория занятости, процента и денег”.
Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.
3) Монетаристические теории интенсивно развиваются. В центре их внимания – антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания производства.
4) Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государства. При этом в центре внимания – общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификацию работников в связи с технологической безработицей.
Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории: индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества.
4. Марксистское учение вышло на арену экон. теории с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. Таким оно в основном и остается.
В “Капитале” дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в. н. 19в. Именно экон. учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Марксов анализ производств. отношений в единстве с произв. силами, создание им системы экон. категорий и законов, анализ внутр. противоречивости экон. системы – общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экон. развития. Метод исследования общественных явлений Маркса явл. в основном эффективным и сейчас. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочными. Процесс развития челов. общества многопричинен и многофакторен. Маркс сосредоточился лишь в сфере интересов рабочего класса и она была им заидеологизирована. Все основные соц. взгляды Маркса относительно экон. положения раб. класса сложились в 1840-е гг. на начальных ступенях развития капитализма.
В связи с этим не подтвердились выводы Маркса об абсолютном и относительном обнищании раб. класса с развитием капитализма. В бывшем СССР марксистская теория оказалась в тепличных условиях, обрела монополию на истину, лишилась противников. Экон. наука Украины в совр. условиях должна творчески использовать мировой потенциал эк. мысли.
5. ПЭ – общественная наука. Изучает отношения между людьми в процессе их произв.-хоз. деят-ти. Экон. отношения – отношения 1) по поводу экон. соединения работников со средствами пр-ва; 2) по поводу организации производственного процесса; 3) по поводу присвоения и использования результатов пр-ва. Выясняет законы, которые управляют пр-вом, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в чел. обществе и выясняет пути и направления их использования.
Экон. отношения между людьми объективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна их произв.-хоз. деятельность. Экон. отн. системно организованы, их системообразующим фактором явл. отношения собственности на средства и результаты пр-ва. В системе экон. отношений функционируют две подсистемы: 1) организационно- экономические отношения; 2) социально- экономические отн.
Орг.-экон. отн.- это отношения по поводу организации пр-ва как процесса создания жизненных благ. Они имеют место в связи с разделением труда, специализацией пр-ва, экон. интеграцией.
Концентрация – укрупнение, расширение предприятий, фирм.
Централизация – объединение нескольких предприятий в единое целое.
Экон. интеграция – хоз. объединение предприятий, отраслей, стран.
Соц.-экон. отн. – это отношения по поводу обладания факторами пр-ва и использования его результатов. Сюда отн.: отношения собственности, вся совокупность экон. интересов, отношения хозяйствования, отн. распределения, обмена и потребления.
ПЭ осуществляет экскурсы в другие науки. Затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экон. и соц. политику, психологию, юриспунденцию в обл. хоз. и гражданского права. Также соприкасается с науками изучающими технику и технологию пр-ва.
6. Основные методы познания экономических процессов. Большой арсенал методов научных исследований. Они подразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.
Эмпирические – состоят в сборе фактов, учете всех происходящих с ними изменений, в их группировке, математико- статистической обработке.
Теоретические методы являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.
В политэкономии теоретические методы состоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверке гипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широко используется метод абстрагирования: отвлечения от второстепенных, несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения первостепенных глубинных свойств, раскрывающих его сущность.
Посредством метода абтракции формируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономии лабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьма ограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий ученых-экономистов, ведущихся в печати, на конференциях, симпозиумах, а также методом единства логического и исторического. (Исследование всегда отправляется от исторически реальных факторов. Наблюдаются все происходящие изменения во времени. Сделанные абстрактно логические выводы постоянно сверяются, уточняются в соответствии с реальным протеканием исследуемых экономических процессов). При изучении фактов, выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Анализ – разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части. Один из методов проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений.
Синтез – изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.
Индукция – конструирование обобщающих умозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основе эмпирических наблюдений больших кол-в изучаемых явлений.
Дедукция – встречное, противоположное движение исследовательской мысли от общих научных выводов к частным явлениям с целью: 1) научной оценки; 2) углубления, уточнения, повышения качества общих научных выводов, законов.
7. Производственно-хозяйственной деятельности присущи объективные экономические законы.
Экономические законы – внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости экономических отношений людей. Объективный характер экон. законов обусловлен такими обстоятельствами:
1) производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы существующих независимо от воли и сознания людей;
2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен веществ с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.
Экономические законы выступают как господствующая тенденция соц.-экон. развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экон. развития. Люди не бессильны перед этими экон. законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Это законы произв.-хоз. деятельности людей, общественных действий, и они имеют место только в человеческом обществе. Познавая экон. законы и осуществляя свою пр.-хоз. деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.
Эконом. категории. Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экон. науке являются экон. категории.
Экон. категория – научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экон. явлений. Инструмент научного познания пр.-хоз-ных явлений и процессов; абстракция, отражающая в научном сознании действительные экон. отношения.
Экон. категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.
8. Функции ПЭ. ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в пр.-хоз. экон. деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.
ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:
1) познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний в области пр.-хоз. деятельности людей, а в целом – наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экон. развития общества, силой научного предвидения.
2) методологическую. ПЭ изучает произв.-хоз. отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экон. наук. Это своего рода экон. философия.
3) практическую. ПЭ – теоретическая основа экон. политики гос-ва, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют свои программные цели, экон. стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экон. потенциала.
4) идеологическую. ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экон. и политического мышления. В СССР ПЭ была чересчур заидеологизирована. Проявлялось это в навязывании общественному сознанию декларативных схем, оторванных от реальности.
9. Экон. система общества. Системная организация природы и общества. Каждое явление в природе и обществе связано с другими явлениями и взаимодействует с ними. Достаточно тесные связи и прочное устойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений приводит к образованию соответствующих систем.
Система – органически целое образование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочно связанных между собой причинно- следственными связями и зависимостями.
В окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и общество. Человек – часть природы; общественная система возникла и функционирует на основе природной системы и не существует в отрыве от нее, ибо двойственна сама глубинная сущность человека.
Человеческое общество как система представляет собой взаимодействующую совокупность отдельных индивидов, их различных групп и объединений как социальных феноменов.
Экон. система – связующее звено между природной и общественной системами. При этом она различными своими сторонами входит в состав и природы и общества. В сфере экономики функционируют ресурсы, научно-техн., организационные достижения, формируемые общественной системой. Общественная система формирует потребности, качественные и количественные характеристики производимых продуктов.
Под экон. системой понимается реальная, национальная экономика, т.е. экономика отдельной страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, семейными хоз-вами. Все произв.-хоз. ячейки, все отрасли н/х прочно, устойчиво связаны между собой разделением труда и обменом.
Основные составные части экономической системы:
1) производительные силы общества, представленные личными, вещественными, социальными факторами;
2) технико-экономические отношения;
3) социально-экономические отношения;
4) хозяйственный механизм.
Производительные силы и технико-экономические отношения образуют технологический способ пр-ва. А технологический способ пр-ва вместе с соц.-экон. отношениями образует социальный или общественный способ пр-ва.
Хозяйственный механизм – совокупность технико-экон., соц.-экон. отношений, юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экон. политики.