Содержание
Введение
1. Сущность и значение финансового контроля
2. Формы и методы финансового контроля
3. Взаимосвязь финансового контроля и бухгалтерского учета
4. Ответственность за правонарушение в сфере бухгалтерскогоучета
Заключение
Литература
Введение
Государственныйфинансовый контроль — неотъемлемая часть государственного устройства, одна изважнейших функций управления страной, обязательное условие нормальногофункционирования финансово-кредитной системы. Основная его цель — контроль над исполнением государственного бюджетаи внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованиемкредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,государственных резервов, осуществлению финансовых и налоговых льгот. В странахс социально ориентированной экономикой как приоритетными выделены задачиконтроля за своевременным и полным поступлением всех видов государственныхдоходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицитагосударственного бюджета, своевременным финансированием затрат на социальнуюсферу, структурой и целевым назначением, в том числе, на оплату труда, выплатыпенсий, стипендий и других социальных выплат.
Развитие рыночныхотношений не только не отменяет необходимости существования государственногофинансового контроля, а и с усилением социальной ориентации в дальнейшемусложняется, на государственные органы ложится все большее количество функцийпо защите финансовых прав и интересов членов общества, введение способов попредотвращению и предупреждению злоупотреблений и краж. Все цивилизованныеразвитые страны разрешили и продолжают постоянно разрешать проблемыусовершенствования системы контрольных органов, совокупности их функции иполномочий и методов контрольной деятельности.
Рыночные отношения вРоссии сопровождаются появлением предприятий новых форм собственности, сменойисточников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования,ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, составафинансово-кредитной системы и взаимоотношений между ее частями. В этих условияхпоявилось много новых направлений финансового контроля, отсутствующих в планахконтрольных органах, которым не уделялось надлежащего внимания при административнойсистеме управления. Сформировалась большая сфера деятельности для финансовогоконтроля, что требует решительных изменений существующих систем контрольныхорганов.
Изучение зарубежногоопыта организации государственного финансового контроля и хозяйственногоконтроля в целом может стать примером для Российской экономике. Изучение ихдостижений и ошибок безусловно может помочь на нашем собственном пути кцивилизованному рынку и финансовому правопорядку.
Акцентируя внимание нанаправлениях усовершенствования системы государственного финансового контроля внациональном хозяйстве России на ближайшую перспективу, необходимо учесть, чтоона:
-является способомосуществлением народом его личных и экономических прав;
-соответствующим способомвзаимодействуют с контролирующими институтами органов местного самоуправления исубъектами аудиторского контроля.
Таким образом, разрешениепроблемы повышения эффективности государственного финансового контроля следуетосуществлять с позиции системного подхода, а именно:
* финансовыйконтроль должен рассматриваться как важнейший элемент общегосударственногоконтроля, который в свою очередь является сложной системой общественногоконтроля;
* в процессеусовершенствования государственного финансового контроля должны учитыватьсяпринципы такой структуризации контроля в обществе, которая означаетнеобходимость разворачивания взаимодействия системы государственногофинансового контроля с контролирующими органами местного самоуправления;
* дополнениефинансового контроля, исполнителями которого являются органы государственнойвласти и местного самоуправления, независимым финансовым контролем, которыйосуществляют аудиторы и аудиторские фирмы;
* получениесубординаций при построении органов финансового контроля в структуреобщегосударственных контрольных институтов.
1. Сущность и значениефинансового контроля
Контроль за состояниемэкономики, развитием социально-экономических процессов в обществе являетсяважной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньевсистемы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается всодействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечениипроцесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всехсферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе крынку многократно возрастает.
Таким образом, финансовыйконтроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управленияфинансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективностиуправления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностьюсамой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферыобщественной деятельности и в то же время отражают их материальнуюрезультативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой,на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов,начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для началаосуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовыхрезультатов этой деятельности.
Можно сказать, чтофинансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверкефинансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования иуправления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществленияфинансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованныевысококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственностьстрого регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Финансовый контроль какособая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий,имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность.Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы приформировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондовденежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственнымпредметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, какприбыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость,издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показателиимеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой,тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной икоммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а такжемеханизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансовогоконтроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег,а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат нетолько плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальныерезультаты деятельности.
Финансовый контрольвключает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальностипропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественногопродукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетныйконтроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых,материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетныхучреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Перед финансовымконтролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности междупотребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондовнародного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполненияфинансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявлениевнутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе поснижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональномурасходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, ворганизациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведениюбухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства инормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий,относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокойотдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютнымоперациям и др.
Финансовый контроль тесносвязан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а такжегосударственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовойдисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, таки в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовойдисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются черезфинансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которыесодействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическомуоздоровлению и т.д.
Проблема усиленияфинансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с однойстороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения ихрезультативности.
2. Формы и методыфинансового контроля
Специфика любого контролякак элемента управления — его вторичность: контролировать можно только то, чтоуже имеется независимо от контроля. Финансовый контроль не является сам по себеинструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеетцелью устранение или предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшениеее. Для осуществления контроля необходимы критерии, с которыми сравниваетсядействительность. Такие критерии определяются финансовым законодательством идругими правовыми нормами организации финансовой деятельности. Теоретическойконцепцией, определяющей сущность и организацию финансового контроля, являетсяпрежде всего отличие этих сравнительных критериев и границ вмешательства вфинансовую деятельность различных структур контролирующих органов в различныхгосударствах. Этим определяется и различие в системе органов финансовогоконтроля и конкретных форм и методов работы.
Под финансовым контролемпонимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовыхпоказателей деятельности по сравнению с заданным. По времени проведенияфинансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий ипоследующий.
Предварительныйфинансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утвержденияфинансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений иорганизаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документови т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного,нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, атакже отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Ещена стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов сего помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно вусловиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Этаформа финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов инормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетовприбыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.
Текущий финансовыйконтроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходеосуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдениенорм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежныхсредств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованиюранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системныйфакторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявленияполноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущийфинансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов ростанакоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушенийфинансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий,организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверкедокументации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций ит.д.
Последующий финансовыйконтроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года вцелом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежныхсредств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций,смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится врезультате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверкиотчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов.Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем,базирующимся на нем.
По приемам и способамосуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ,ревизии.
Проверка производится поотдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных,балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины инамечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
Обследование охватываетотдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но вотличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяетфинансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимостьреорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы,анкетирование.
Анализ как методфинансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится попериодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана,соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
Ревизия выступает однимиз важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.
В зависимости от объектаразличают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом онимогут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизииосуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы иматериальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле частидокументов.
По характеру материала,на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные(проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) ифактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей внатуре).
Для проведения любоговида ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема иосновные вопросы ревизии.
3. Взаимосвязьфинансового контроля и бухгалтерского учета
Необходимым условиемэффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета,обеспечивающая достоверность и полноту отражения стоимостных показателейдеятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при такомусловии результаты финансового контроля дают возможность для анализа иобъективной оценки динамики финансовых показателей и корректировки ходареализации финансовой политики на определенный период развития как отдельнойсферы деятельности, так и всего государства.
В странах с рыночнойэкономикой сфера государственного финансового контроля обеспечивает реализациюфинансовой политики государства. Государственный финансовый контрольраспространяется только на звенья системы государственных финансов и охватываеттолько обобществленную часть валового продукта. Это прежде всего, составление иисполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды,местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий ичастнопредпринимательская деятельность является объектом государственногофинансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплине привыполнении монополиями государственных заказов, при предоставлении монополиям ичастным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговыхдеклараций.
За сферу государственногоконтроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельностимонополий и частного предпринимательства самим владельцами финансового капиталаили его отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется,пожалуй, самым бескомпромиссным, ибо от его повседневности и строгостинепосредственно зависит финансовая результативность деятельности самихвладельцев капитала. Конечной целью предпринимательской деятельности в любойсфере, как правило, является обогащение, т.е. ни что иное как возрастаниепервоначального капитала.
Стоимостным звеномфинансового контроля является финансовый контроль независимых аудиторскихслужб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовойотчетности, глубокий экономический анализ финансовой деятельности, оценкуфинансовой надежности фирмы, предприятия, банка, страховой организации илидругого контролируемого юридического лица и подготовку соответствующегозаключения.
4. Ответственность заправонарушение в сфере бухгалтерского учета
Степень ответственностиопределяется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Трудовым кодексомРФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ, атакже Указами Президента РФ.
Важнейшимфинансово-правовым органом предприятия как хозяйствующего субъекта, насегодняшний день является его бухгалтерия, которая сосредотачивает в себе всюважнейшую документацию и информацию, имеет в своем составевысокопрофессиональные кадры и несет практическую ответственность за принятиеважных решений или выдачу рекомендаций для их принятия.
На большинствесовременных предприятий бухгалтерия играет дополнительную роль по проведениюанализа хозяйственной деятельности, осуществлению налогового планирования ивыполняет работы по прогнозированию финансового результата. Ей руководство иучредители вменяют в обязанности также контроль исполнения законодательства. Вцелом ряде случаев главный бухгалтер предприятия несет равную с руководителемответственность перед Законом.
В соответствии с упомянутымизаконодательными актами для предприятий и должностных лиц предусматривается 6видов ответственности (в порядке возрастания тяжести):
1) финансовая;
2) гражданская;
3) материальная;
4) дисциплинарная;
5) административная;
6) уголовная.
Финансовая ответственностьвозникает тогда, когда нарушаются правила обращения с денежными ресурсами идокументами. Обычно она удовлетворяется путем взыскания штрафов или арестомбанковских счетов.
Гражданскаяответственность возникает тогда, когда наносится имущественный вред участникамгражданско-правовых отношений. Она удовлетворяется возмещением причиненногоимущественного вреда.
Материальнаяответственность возникает тогда, когда ущерб предприятию наносится егоработником. Чаще всего работник возмещает ущерб из своей заработной платы и нев полном объеме при условии, что ущерб причинен по неосторожности.
Дисциплинарнаяответственность возникает тогда, когда предприятию наносится вред из-запренебрежения работником своих служебных обязанностей. Возмещение вреда осуществляетсяпутем воспитательных мер: лишением премии, понижением в должности, объявлениемвыговора.
Административнаяответственность возникает тогда, когда грубо нарушаются законы и правила,следствием чего могут быть значительные убытки, нанесенные государственнойказне. Возмещение вреда государству производится путем наложения штрафа,ареста, исправительных работ.
Уголовная ответственностьвозникает тогда, когда имеет место грубое нарушение законов, имеющее характерпреступлений. Уголовная ответственность устанавливается только законом, санкцииприменяются только по решению суда.
Работники бухгалтерии,отстаивая интересы своего предприятия во внешней предпринимательской среде,чаще всего имеют дело с финансовой, гражданской, административной и уголовнойответственностью.
При решении внутреннихпроблем хозяйственной деятельности им приходится участвовать в применении мерматериальной и дисциплинарной ответственности или подвергаться им.
В сферегражданско-правовых отношений наибольшие усилия бухгалтерия прикладывает дляликвидации дебиторских и кредиторских задолженностей или сглаживания ихнегативного влияния на ход деятельности предприятия. Возмещение имущественноговреда предприятию по конкретным договорам происходит в связи с решениямиарбитражного суда.
Более определеннымиявляются формы возмещения вреда государству со стороны предприятия, к нимотносятся компенсации вреда, связанные с финансовой, административной иуголовной ответственностью. Они являются важным объектом контроля со стороныбухгалтерской службы предприятия.
Из современнойбухгалтерской практики известно, что чаще всего ответственность юридических ифизических лиц наступает в связи с налоговыми претензиями государства поотношению к предприятию. Эти претензии во многом обусловлены гипертрофированнойфискальной функцией нынешней налоговой системы России. Международныйпредпринимательский опыт свидетельствует о том, что налоговая система должнаспособствовать развитию рыночных отношений, а не только изымать из оборотаорганизаций крайне необходимые им денежные средства. Например, главный принципв американской налоговой системе гласит: «Налоговая система должнаоставаться на заднем плане, а решения о хозяйственной деятельности,инвестировании и потреблении должны приниматься по причинам, не связанным сналогообложением».
Степень ответственностироссийских юридических и физических лиц при несоблюдении установленных правил изаконодательных норм нередко устанавливается кратной минимальному размеруоплаты труда (МРОТ). Во избежание путаницы напомним условия применения данногопонятия.
Федеральным законом от19.06. 2000 г. N 82-ФЗ (в редакции от 29.04. 2002 г.) введены два разныхзначения МРОТ, используемые в различных целях:
исключительно длярегулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий повременной нетрудоспособности и выплат возмещения вреда, причиненного увечьем,профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным сисполнением трудовых обязанностей (МРОТ = 450 руб.);
в качестве базовой суммы,применяемой при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальныхвыплат, исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей погражданско-правовым обязательствам, размер которых установлен в МРОТ (МРОТ =100 руб.).
Финансоваяответственность предприятия
1. Несвоевременноевнесение платы по налогам и сборам.
Согласно ст.75 Налоговогокодекса (НК) при нарушении установленных сроков уплаты начисляются пени(обязательные штрафы). Их процентная ставка принимается равной 1/300 отдействующей ставки рефинансирования Центрального Банка (ЦБ) за каждый деньпросрочки. Ставка рефинансирования — это ставка, по которой ЦБ выделяет кредитыкоммерческим банкам. В настоящее время действует ставка рефинансирования — 23%годовых. Это значит, что пени за просрочку платежей по налогам и сборамсоставляет 0,0767% от суммы платежа за каждый день просрочки.
2. Нарушение срокапредоставления налоговой декларации.
В соответствии со ст.119НК РФ это нарушение наказывается штрафом в размере 5% от суммы налога, подлежащейуплате, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного дляпредоставления декларации. Штраф не может превышать 30% суммы налога, но неможет быть меньше 100 руб.
Если подача налоговойдекларации задержана на срок, превышающий 180 дней, то размер штрафа — 30% отсуммы платежа плюс 10% за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181 дняпросрочки.
3. Грубое нарушениеправил учета доходов, расходов и объектов налогообложения.
Согласно ст.120 НК РФгрубым нарушением учета считается отсутствие первичных документов,счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета. А также систематическое (2 разаи более в год) несвоевременное или неправильное отражение на счетах учета иотчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей,нематериальных активов и финансовых вложений.
Грубое нарушениенаказывается штрафом в 5 000 руб. Если оно совершается повторно, то штраф — 15000 руб. Если нарушение повлекло занижение налоговой базы, то начисляется штрафв размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
4. Неуплата или неполнаяуплата суммы налога, в том числе в связи с перемещением товаров черезтаможенную границу.
В соответствии со ст.122НК РФ такое нарушение влечет за собой штраф в размере 20% от неуплаченнойсуммы. Если неуплата признана умышленной, то начисляется штраф в размере 40% отнеуплаченной суммы.
5. Невыполнение функцийналогового агента.
Согласно ст.123предприятие, не исполняющее обязанности налогового агента, т.е. юридическоголица, которое должно удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджетналоги, наказывается штрафом в размере 20% от суммы, подлежащей уплате.
6. Не предоставлениеналоговым органам сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Согласно ст.126 НК РФтакое нарушение приводит к штрафу в размере 50 руб. за каждый не представленныйдокумент. Если налоговый орган делает запрос на предприятие, и по данномутребованию оно не предоставляет нужные документы, или предоставляет заведомоневерные сведения, то с предприятия взыскивается штраф в размере 5 000 руб.
7. Выпуск или продажаподлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки.
В соответствии сост.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
выпускорганизацией-производителем товаров и продукции без маркировки, в случае еслитакая маркировка обязательна, влечет наложение на юридических лиц штрафа вразмере от 300 до 500 МРОТ с конфискацией предметов административногоправонарушения;
продажаорганизацией-производителем товаров и продукции без маркировки, в случае еслитакая маркировка обязательна, влечет наложение на юридических лиц штрафа вразмере от 400 до 500 МРОТ с конфискацией предметов административногоправонарушения.
8. Нецелевоеиспользование бюджетных средств и нарушение срока возврата бюджетных средств,полученных на возвратной основе.
В соответствии сост.15.14 и 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
использование бюджетныхсредств их получателем не на цели, определенные документом, на основаниикоторого они получены, влечет наложение административного штрафа на юридическихлиц в размере от 400 до 500 МРОТ;
нарушение получателембюджетных средств срока их возврата, если это оговорено документом, наосновании которого они получены, влечет наложение административного штрафа наюридических лиц в размере от 400 до 1000 МРОТ.
9. Нарушение валютногозаконодательства.
Согласно ст.15.25 КодексаРФ об административных правонарушениях:
не законченная вустановленный срок операция по ввозу в страну оплаченных товаров или возвратуденежных средств, ранее уплаченных за них, влечет наложение административногоштрафа на юридических лиц в размере от 10% до 100% суммы незаконной валютнойоперации;
несоблюдениеустановленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности повалютным операциям влечет наложение административного штрафа на юридических лицв размере от 400 до 500 МРОТ.
10. Нарушение сроковпредставления таможенной декларации.
В соответствии сост.16.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленныхсроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов илидополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, влечетпредупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц вразмере от 30 до 50 МРОТ.
11. Проведение грузовых и(или) иных операций без разрешения таможенного органа.
Согласно ст.16.13 КодексаРФ об административных правонарушениях транспортировка, погрузка, выгрузка,перегрузка, исправление повреждений упаковки и другие подобные действия безразрешения таможенного органа влекут наложение штрафа на юридических лиц от 100до 200 МРОТ.
12. Непредставление втаможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета.
В соответствии сост.16.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление,несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях,предусмотренных таможенным законодательством, или несоблюдение установленногопорядка ведения учета, а равно представление недостоверной отчетности влечетналожение штрафа на юридических лиц от 100 до 200 МРОТ.
13. Нарушение сроковуплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров черезтаможенную границу Российской Федерации.
Согласно ст.16.22 КодексаРФ об административных правонарушениях неуплата в установленные сроки налогов исборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможеннуюграницу России, влечет наложение штрафа на юридических лиц от 50% до 200% суммынеуплаченных налогов и сборов.
14. Нарушение порядкаработы с денежной наличностью.
В настоящее времяодновременно действуют два нормативных документа, которые устанавливают разнуюстепень ответственности юридических лиц за одни и те же допущенные нарушенияпри работе с денежной наличностью.
В соответствии с УказомПрезидента РФ от 23.05.1994 г. N 1006 (в редакции Указа от 25.07.2000 г. N1358):
за осуществление расчетовналичными денежными средствами с другими организациями сверх установленныхпредельных сумм на предприятие налагается штраф в 2-х кратном размере суммыпроизведенного платежа;
за неоприходование(неполное приходование) в кассу наличности — штраф в 3-х кратном размеренеоприходованной суммы;
за несоблюдениедействующего порядка хранения свободных денежных средств и накопление их сверхустановленных лимитов — штраф в 3-х кратном размере выявленной сверхлимитнойкассовой наличности.
Согласно ст.15.1 КодексаРФ об административных правонарушениях те же деяния влекут наложение штрафа напредприятие в размере от 400 до 500 МРОТ.
Это значит, что всудебном порядке предприятия могут обжаловать назначенное более строгоенаказание, хотя, в принципе, статус (правовое положение) Кодекса (какзаконодательного акта) выше статуса Указа Президента.
Заключение
финансовыйконтроль бюджет правонарушение бухгалтерский
Рассмотреввсе теоретические вопросы, связанные с финансовым контролем и проявление его напрактике, можно сделать некоторые выводы.
Организациягосударственного финансового контроля в настоящее время в России имеетмножество недостатков. Здесь можно отметить, что финансовый контроль нуждаетсяв усовершенствовании и усилении своей роли во всей совокупности экономическихотношений. Например, используя мировой опыт, в России создана Счетная Палата, чтоявляется, безусловно, позитивным фактором, но сфера ее деятельности ограничена.Так, решением Конституционного Суда признано неправомерным Счетной Палатой Россиифинансового контроля по использованию денежных средств государственногобюджета, так как контроль по осуществлению государственного бюджета являетсячастью государственного финансового контроля, возникает необходимость в новомконтрольном органе, который бы осуществлял указанные функции.
К проблемамгосударственного контроля можно отнести, в первую очередь, контроль поподготовке проекта бюджета и его исполнением, оценку эффективностиорганизационных и управленческих структур исполнительной власти и контроль заее деятельностью, подготовкой рекомендаций по законопроектам, исполнительныхпостановлениях и других нормативных актах также. Требуется также усилениегосударственного ведомственного контроля предприятий государственного сектораэкономики.
Важным естьобновление и функций внутреннего контроля. Его организация, согласно закона Россиио предприятиях, возложена на руководителя предприятия.
Восуществлении внутреннего контроля важнейшее место занимают работникибухгалтерии, кроме главных бухгалтеров. Но главный, также как руководителиобъединений, предприятий, организаций, несет ответственность за нарушениеправил и положений, которые регламентируют финансово-хозяйственнуюдеятельность. Функцию контроля главный бухгалтер выполняет отдельно и черезаппарат бухгалтерии. На больших же предприятиях есть специалисты, на которыхвозложены обязанности контролеров (экономисты-ревизоры,бухгалтеры-инвентаризаторы, и другие).
Обновлениевнутреннего контроля, по моему мнению, усилит контрольную функцию самогопредприятия, причем его результаты могут быть базой для проведения какгосударственного, так и аудиторского контроля, которые являются внешними дляпредприятия.
Что касаетсяаудита, то одним из направлений усовершенствования аудиторского контроля вРоссии является ускорение разработки качественной целостности системынациональных стандартов аудита, базой для формирования которой могут быть 29международных нормативов аудита и сопутствующих работ. Кроме того, важнымявляется проведение положений законов России «Про аудиторскуюдеятельность» (деятельность которого приостановлена) в практику работынегосударственного сектора экономики, а именно проведение обязательныхежегодных аудиторских проверок на негосударственных предприятиях.
Все этосвидетельствует о необходимости коренной реорганизации системы хозяйственногоконтроля в России. Основными ее направлениями являются:
Разграничениеобъектов контроля и контролирующих вопросов согласно с существующими формамисобственности (государственная и разные виды коллективной и частнойсобственности) на контроль за исполнением государственного бюджета, контроль заиспользованием средств государственного бюджета, подтверждением достоверностифинансовой информации предприятия негосударственного сектора экономики,контроль за формированием себестоимости и финансовыми результатами предприятия;
Разграничениеобъектов контроля на государственный, аудиторский и внутренний.
В современныхусловиях каждая форма государственного контроля в России имеет свои задачи инаправления развития и требует своего усовершенствования.
Литература
1. КонституцияРоссийской Федерация от 12 декабря 1993г.
2. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
3. Барышников Н.П.Организация и методика проведения общего аудита./ М.-Информационныйиздательский дом «Филин».-2003. 456с.
4. Вознесенский Э.А.Финансовый контроль./М.-Финансы.-2004. 554с.
5. Овсийчук М.Ф.Аудит. Организация. Методика проведения./ М.- ТОО «Москва».-2005.654с.
6. Опарин О.Финансовые составные перехода к рыночной экономике./Экономика России.-№8. 2003
7. Рапопорт.Международные стандарты учета и аудита./Москва. 2003. 224с.
8. Терехова. Теория,практика и методология аудита./С.-П.- 2002. с. 321
9. Финансы.Учебник./Под редак. В.М. Родионовой.-М.-Финансы и статистика.-2003. 334с.
10. С.П.Голубятников, Е.С. Леханова. Судебная бухгалтерия: Учебное пособие. – М.: ИМЦГУК МВД России 2002г. с. 136
11. У.З. Сафин.Правовая бухгалтерия. Учебник для вузов. М. 2004г. с. С. 460
12. Л.Н. Рубцов.Судебная бухгалтерия: Учебник. – М. 2005г. 433с.
13. ЭнциклопедияРоссийского законодательства / ГАРАНТ 2006