–PAGE_BREAK–Именно этого подхода придерживаются при составлении аналитического отчета о движении денежных средств, поскольку он соответствует целевой направленности отчета: предоставить пользователям бухгалтерской отчетности информацию о величине финансовых потоков, поступающих и выбывающих в процессе осуществления организацией своих операций. Например, внутренние перемещения денежных средств с расчетного на валютный счет и наоборот не рассматриваются в качестве притоков (оттоков) денежных средств, отражаемых в отчете.
В общем случае в составе отчета выделяют три основных раздела: движение денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Совокупный результат, характеризующий изменение денежных средств на предприятии, складывается из суммы результатов их движения по каждому виду деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой).
Также различают денежные потоки по участию их в хозяйственном процессе, то есть денежный поток по организации в целом; денежный поток по видам хозяйственной деятельности; денежный поток по структурным подразделениям организации.
Выделяют денежные потоки по направлению: положительный денежный поток, отрицательный денежный поток.
По управлению оптимизации различают: избыточный денежный поток, дефицитный денежный поток.
Денежные потоки классифицируют также по времени: ретроспективный (отчетный) денежный поток, оперативный (текущий) денежный поток и планируемый (прогнозируемый) денежный поток.
Составление отчета о движении денежных средств
В форме №4 «Отчет о движении денежных средств» отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах:
50 «Касса»;
51 «Расчетные счета»;
52 «Валютные счета»;
55 «Специальные счета в банках».
Отчет о движении денежных средств составляется в рублях. Если у организации есть средства в иностранной валюте, сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитываются по курсу Банка России, установленному на отчетную дату. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы №4.
Форма заполняется в разрезе текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельности. Поэтому большое значение имеет правильное разделение движения денежных средств по видам деятельности организации.
Рассмотрим порядок составления формы.
По строке «Остаток денежных средств на начало отчетного года» отражается общая сумма денежных средств, числящаяся на банковских счетах организации и находящаяся в кассе по состоянию на 1 января отчетного года.
Далее представлено движение денежных средств по текущей деятельности.
По строке «Средства, полученные от покупателей и заказчиков» отражается выручка, поступившая от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Выручка от продажи отражается в учете организации следующими записями:
1) Отражена выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг):
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка».
2) Поступила оплата за проданную продукцию (товары, работы, услуги) от покупателей:
Дт 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета,
52 «Валютные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Здесь также указывают сумму авансов, полученных от покупателей и заказчиков в счет предстоящих поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг), с учетом налога на добавленную стоимость. При получении авансовых платежей в учете организации делается проводка:
Поступили авансы от покупателей и заказчиков:
Дт 50 «Касса», 51 «Расчетные счета, 52 «Валютные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным».
По строке «Прочие доходы» показывается сумма средств, поступивших на банковские счета или в кассу организации, не нашедшая отражения по строке «Средства, полученные от покупателей и заказчиков».
Здесь, в частности, могут быть отражены:
1) суммы денежных средств, возвращенные в кассу подотчетными лицами;
2) полученные суммы штрафов, пеней, неустоек за нарушения условий хозяйственных договоров и др.
По строке «На оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов» указывается сумма денежных средств, перечисленных (выданных) поставщикам и подрядчикам для оплаты им товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Операции по перечислению (выдаче) денежных средств поставщикам и подрядчикам отражаются в учете проводкой:
Произведена оплата поставщикам (подрядчикам) за полученные товары (выполненные работы, оказанные услуги):
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
Кт 50 «Касса», 51 «Расчетные счета,
52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».
По строке «На оплату труда» отражается сумма денежных средств, выданных из кассы или перечисленных с расчетного счета на оплату труда сотрудников. Выдача (перечисление) денежных средств отражается в учете проводкой:
Выдана (перечислена) заработная плата сотрудникам организации:
Дт 70 «Расчеты по оплате труда»
Кт 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета».
По строке «На выплату дивидендов, процентов» указываются суммы дивидендов (процентов), начисленных и выплаченных акционерам (участникам) организации. При выплате доходов акционерам (участникам) в учете организации делается проводка:
Выплачены дивиденды акционерам (участникам):
Дт 75 «Расчеты с учредителями»
Кт 51 «Расчетные счета».
По строке «На расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, перечисленные организацией в отчетном году в бюджет (налоги, сборы, штрафные санкции и др.). При перечислении платежей в бюджет в учете делается проводка:
Перечислены налоговые платежи в бюджет:
Дт 68 «Расчеты с бюджетом» соответствующий субсчет
Кт 51 «Расчетные счета».
По строке «На прочие расходы» показываются суммы, перечисленные со счетов организации, выданные из кассы в течение отчетного года, не нашедшие отражения по предыдущим строкам формы №4 и связанные с ее текущей деятельностью.
Здесь, в частности, могут быть отражены суммы, выданные работникам организации, не отражаемые в составе фонда заработной платы (например, материальная помощь), деньги, выданные подотчетным лицам и другое.
По строке «Чистые денежные средства от текущей деятельности» указывается разница между суммами денежных средств: поступившей и израсходованной в рамках текущей деятельности фирмы.
Далее представлена информация о движении денежных средств по инвестиционной деятельности.
По строке «Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов» указывают суммы, поступившие от продажи основных средств, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства и оборудования к установке. Это отражается в учете следующими проводками:
1) Отражены суммы, причитающиеся к получению от покупателей:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;
2) Поступили денежные средства за проданные основные средства (нематериальные активы и др.):
Дт 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета,
52 «Валютные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
По строке «Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений» указывают доходы от реализации векселей, акций и облигаций. Такие операции отражают в учете записями:
1) Отражена выручка от продажи ценных бумаг:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;
2) Поступили денежные средства за проданные ценные бумаги:
Дт 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета,
52 «Валютные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Если купля-продажа ценных бумаг является для фирмы основным видом деятельности, то полученные доходы отражают по строке «Средства, полученные от покупателей и заказчиков».
По строке «Полученные дивиденды» отражаются дивиденды, полученные организацией в отчетном году. При получении таких доходов в учете делаются проводки:
1) Начислены дивиденды по акциям на основании решения о распределении прибыли:
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
субсчет «Расчеты по дивидендам»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;
2) Получены дивиденды по акциям:
Дт 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по дивидендам».
По строке «Полученные проценты» отражаются проценты по финансовым вложениям (например, облигациям, векселям и др.), полученным организацией в отчетном году. При начислении процентов делаются записи:
1) Начислены проценты по векселям:
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
субсчет «Проценты по векселям»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;
2) Поступили проценты по векселям на расчетный счет:
Дт 51 «Расчетные счета»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Проценты по векселям».
По строке «Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям» указываются суммы долгосрочных займов, предоставленных организацией, погашенных в отчетном году. Такие операции отражаются в учете записями:
1) Предоставлен долгосрочный заем:
Дт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»
Кт 51 «Расчетные счета»;
2) Возвращен долгосрочный заем:
Дт 51 «Расчетные счета»
Кт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
По строке «Приобретение дочерних компаний» указывается сумма денежных средств, вложенная в уставные капиталы дочерних фирм. При покупке акций (долей) дочерней фирмы в учете делается проводка:
Перечислены деньги в оплату акций (долей) другой организации:
Дт 58 «Финансовые вложения»
Кт 51 «Расчетные счета».
По строке «Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов» отражаются суммы, перечисленные в отчетном году поставщикам за оприходованные основные средства (производственные машины, оборудование, транспортные средства и др.), нематериальные активы (права на патенты, изобретения и др.). При покупке такого имущества в учете делаются записи:
1) Перечислены денежные средства по поставщикам оборудования:
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кт 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»;
2) Полученное имущество учтено в составе капитальных вложений:
Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
3) Учтен НДС по поступившему имуществу:
Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
По строке «Приобретение ценных бумаг и других финансовых вложений» отражаются суммы средств, направленных на осуществление долгосрочных финансовых вложений (приобретение акций, долгосрочных векселей, долей в уставных капиталах других организаций и др.). При осуществлении финансовых вложений в учете делается следующая проводка:
Осуществлены долгосрочные финансовые вложения (например, приобретены акции другой организации):
Дт 58 «Финансовые вложения» субсчет «Долгосрочные финансовые вложения»
Кт 51 «Расчетный счет».
По строке «Займы, предоставленные другим организациям» указываются суммы долгосрочных займов, выданных фирмой в отчетном году. Такая операция отражается проводкой:
Предоставлен долгосрочный заем:
Дт 67 «Долгосрочные кредиты и займы»
Кт 51 «Расчетный счет».
По строке «Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности» указывается разница между суммами денежных средств: поступившей и израсходованной в рамках инвестиционной деятельности предприятия.
Далее представлено движение денежных средств по финансовой деятельности.
По строке «Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг» указывают сумму денежных средств, поступивших в результате размещения фирмой собственных акций. Здесь же отражают средства, полученные в отчетном году от выпуска облигаций.
По строке «Поступления от займов и кредитов, предоставленных другим организациям» указываются проценты, полученные в отчетном году по краткосрочным займам, предоставленным организацией. Краткосрочным считается заем, предоставленный на срок менее 12 месяцев. Такие операции отражают в учете записями:
1) Начислены проценты по займу:
Дт 66 «Краткосрочные кредиты и займы»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»;
2) Получены проценты по займу:
Дт 51 «Расчетный счет»
Кт 66 «Краткосрочные кредиты и займы».
По строке «Погашение займов и кредитов (без процентов)» указывают суммы краткосрочных займов, предоставленных фирмой в отчетном году. Операции по предоставлению займов отражают в учете проводками:
1) Предоставлен краткосрочный заем:
Дт 66 «Краткосрочные кредиты и займы»
Кт 51 «Расчетный счет»;
2) Возвращен краткосрочный заем:
Дт 51 «Расчетный счет»
Кт 66 «Краткосрочные кредиты и займы».
По строке «Погашение обязательств по финансовой аренде» указываются суммы, перечисленные организацией в отчетном году в оплату оборудования, полученного по лизингу.
По строке «Чистые денежные средства от финансовой деятельности» приводится разница между суммами денежных средств: поступившей и израсходованной в рамках финансовой деятельности организации.
По строке «Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов» отражается разница между суммами денежных средств, поступившими и израсходованными в рамках всех видов деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой) организации.
По строке «Остаток денежных средств на конец отчетного периода» отражается остаток денег в кассе, а также на расчетных, валютных и специальных счетах в банках по состоянию на 1 января следующего за отчетным годом.
Если фирма проводила те или иные операции, строки по которым не предусмотрены в типовой форме, то бухгалтер может их провести по вписываемым строкам.
2. Консолидированная отчетность и методология ее составления.
Современные крупные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием находится не одно предприятие, а целая группа связанных предприятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной отчетности.
Под «объединением отчетности» понималось элементарное суммирование статей балансов предприятий, входящих в единый хозяйственный комплекс.
Методом суммирования составлялась сводная отчетность советских предприятий. Методов ее составления было два, а именно: фабрично-заводской и отраслевой.
Понятия «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность» не являются идентичными. Эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально. Сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения данных, а консолидированная — несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.
В приказе № 112 Минфина России от 30 декабря 1996 г. «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» даны развернутая характеристика общих положений сводной (консолидированной) отчетности, порядок ее составления и представления, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность, а также разработаны правила составления пояснений к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.
В приказе №112 сводная отчетность характеризуется как «система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организации».
продолжение
–PAGE_BREAK–При составлении консолидированной отчетности ставится цель: элиминировать (исключить) влияние вышеперечисленных факторов (искажающих данные отчетности) на показатели деятельности группы в целом.
Общая идея консолидации очень простая по своей сути. Имеется группа предприятий, взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане, но являющихся самостоятельными юридическими лицами. Необходимо составить консолидированную отчетность, позволяющую получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, входящее в состав корпоративной группы, обязано вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде собственной финансовой отчетности.
При анализе деятельности групп их частные балансы не дают комплексного представления об общих результатах деятельности. Возникает необходимость в принципиально иной информации, которая формируется в результате составления консолидированной бухгалтерской отчетности. Ее задачей является отражение фактической картины имущественного, финансового положения и результатов хозяйственной деятельности группы юридически самостоятельных предприятий, которые рассматриваются как одна экономическая общность.
Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества — так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы.
Вопросы порядка составления, структуры и назначения консолидированной отчетности отражаются в нескольких Международных стандартах финансовой отчетности. Наиболее важными по проблемам консолидированной отчетности являются стандарты: «Объединение компаний» (IAS «Business Combinations»); «Учет инвестиций» (IAS «Ассоunting for Investments»); «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» (IAS «Consolidated Financial Statements and Ассоunting for Investments in Subsidiaries»); «Учет инвестиций в ассоциированные предприятия» (IAS «Ассоunting for Investments in Associates»), «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности».
Одним из наиболее сложных стандартов является МСФО «Объединение компаний». Целью данного стандарта является описание методологических проблем бухгалтерского учета при объединении компаний. В нем разбираются примеры приобретения одного предприятия другим, а также ситуации, когда невозможно определить предприятие-покупателя. В этом же стандарте рассматриваются вопросы определения стоимости приобретения, ее распределения между приобретаемыми идентифицируемыми активами и обязательствами предприятия, проблемы учета возникающей положительной или отрицательной деловой репутации, ее дальнейшей амортизации.
В международных стандартах финансовой отчетности приведены и все основные определения.
Консолидация — обобщение коммерческих и финансовых результатов группы предприятий, рассматриваемых в качестве единой хозяйственной единицы.
Группа (корпорация) — объединение предприятий (компаний), не являющееся юридическим лицом и состоящее из холдинговой (головной) компании и всех ее дочерних предприятий, которые в свою очередь являются юридическими лицами.
Материнская компания (холдинговая компания, основное общество) — держатель контрольного пакета акций дочерних или других предприятий, контролирует деятельность одной или нескольких дочерних компаний. Обязана составлять сводную (консолидированную) финансовую отчетность.
Контрольный пакет акций (более 50% обыкновенных акций по номинальной стоимости с правом голоса) обеспечивает решение вопросов распределения доходов, назначения всех или большинства членов правления или совета директоров контролируемого предприятия.
Дочерняя компания (общество) признается таковой, если другая компания, называемая материнской, в результате преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с договором между ними, либо иным способом осуществляет существующий контроль ее деятельности, имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией.
Консолидированная финансовая отчетность составляется материнской компанией по всей совокупности контролируемых компаний (предприятий) и отражает имущественное финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности всех компаний, входящих в сферу консолидации, как единого экономического целого.
Группа (сфера) консолидации — материнская компания со всеми ее дочерними компаниями.
Консолидированный баланс — сводный отчетный баланс всех компаний, входящих в данную сферу консолидации. Составная часть консолидированной финансовой отчетности.
Консолидированный отчет о прибылях и убытках включает результаты финансово-хозяйственной деятельности всех компаний, входящих в данную сферу консолидации. Это обязательный элемент консолидированной финансовой отчетности.
Результаты дочерней компании включаются в консолидированный отчет о прибылях и убытках начиная с даты приобретения компании и признания ее в качестве дочерней.
Сводная финансовая отчетность — финансовая отчетность группы, представленной как единая хозяйственная организация.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности — право компании устанавливать принципы финансовой и производственной (коммерческой) деятельности другой компании с целью получения выгоды от нее.
Безусловный контроль предполагает обладание холдинговой компанией более чем 50% обыкновенных акций дочернего предприятия, косвенный — при меньшей доле участия с возможностью дополнительного влияния.
Совместный контроль — контроль деятельности предприятия (компании), подлежащего консолидации, осуществляемый совместно двумя или несколькими другими компаниями.
Объединение компаний — соединение самостоятельных предприятий в единую экономическую единицу в результате слияния пли вследствие приобретения контроля одним предприятием над нетто-активами и производственной деятельностью другого предприятия.
Покупка (приобретение) — такое объединение предприятий, при котором одно из предприятий, называемое покупателем, получает контроль над нетто-активами и производственной деятельностью другого предприятия, покупаемого в обмен на передачу активов, принятие обязательств или выпуск акций.
Слияние, или объединение, долей капитала — такое объединение предприятий, при котором акционеры объединенных предприятий осуществляют контроль над всеми или почти всеми общими нетто-активами и производственной деятельностью для совместного разделения риска и получаемой прибыли объединенных предприятий, так что ни одна из сторон не может быть определена как приобретающая.
Контроль — полномочия, позволяющие осуществлять руководство финансовой и производственной деятельностью предприятия с целью получения прибыли.
Доля меньшинства (доля миноритарных акционеров), владеющего менее чем 50% акций,— часть чистых результатов деятельности и чистых активов дочернего предприятия, приходящаяся на долю, которой материнское предприятие не владеет прямо или косвенно через дочерние предприятия.
Справедливая стоимость— сумма, по которой актив может быть обменен или обязательство погашено заинтересованными осведомленными сторонами в предстоящей в ближайшее время сделке.
Дата покупки (приобретения) — дата установления контроля над нетто-активами и производственной деятельностью приобретаемого предприятия.
В российском законодательстве также отражаются вопросы, связанные с определением тех или иных понятий и терминов консолидированной отчетности.
В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитане, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.
В ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Группа лиц — это совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий:
• лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, договоров о совместной деятельности, поручения или иньях сделок) более чем 50% общего числа голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического липа. Под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает указанным правом или полномочием;
– между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;
– лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
– одни и те же физические лица представляют более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.
Прямой контроль трактуется как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких действий:
– распоряжения, в том числе совместно с иными лицами в результате соглашения (согласованных действий), более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
– получения права определять, в том числе совместно с иными лицами, условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица или осуществлять функции его исполнительного органа;
– получения права назначать более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
– участия совместно с одними и теми же физическими лицами в исполнительном органе и (или) совете директоров (наблюдательном совете) двух и более юридических лиц с представлением более 50% состава их органа управления
Определение контроля, установленное в современном российском законодательстве, является ключевым при выяснении того, необходимо ли составлять консолидированную отчетность.
Вместе с тем в российском законодательстве отсутствует понятие материнской компании, эквивалентом которого в ГК РФ выступает в одних случаях основное общество (товарищество), а в других — преобладающее общество либо центральная компания в финансово-промышленных группах.
Другие вопросы составления консолидированной отчетности дополняются и конкретизируются в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».
Косвенный контроль рассматривается как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, через третьих лиц, по отношению к которым первое обладает одним или несколькими правами или полномочиями:
– распоряжаться, в том числе совместно с иными липами в результате соглашения (согласованных действий), более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
– определять, в том числе совместно с иными лицами, условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица или осуществлять функции его исполнительного органа;
– назначать более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
– участвовать совместно с одними и теми же физическими лицами в исполнительном органе и (или) совете директоров (наблюдательном совете) двух и более юридических лиц, представляя более 50% состава их органа управления.
Консолидированная финансовая отчетность адресована руководству и наблюдательным советам предприятий, входящих в корпоративную семью, учредителям, а также внешним потребителям информации, таким, как существующие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государство. Для внешних пользователей она выступает в качестве дополнительной информации. Для материнской компании консолидированная отчетность является своеобразным «расширением» и «дополнением» к своей отчетности.
При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности головная организация и дочерние общества должны использовать единую учетную политику в отношении оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.
Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.
Головная организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к данным формам отчетности с указанием причин, вызвавших это изменение.
Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация.
Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности должно содержать слово «сводный» и название группы.
Головной организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.
Сводную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) головной организации.
По решению участников группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.
В консолидированную бухгалтерскую отчетность не включаются отчеты:
1) компании, контроль над которыми можно считать временным. Например, контрольный пакет акций дочернего общества приобретается и находится в собственности материнского общества исключительно с целью его последующей продажи в недалеком «будущем;
2) дочерние общества, действующие в условиях долгосрочных непреодолимых ограничений, которые лишают их возможности (или существенным образом снижают ее) переводить денежные средства на счет материнского общества. Например, из-за валютных ограничений на зарубежных филиалах, «блокирования» банковских счетов и т.п.;
3) дочерние компании, хозяйственная деятельность которых резко отличается от характера деятельности основной материнской компании, например, банк и промышленное акционерное общество, торговое и страховое общества.
продолжение
–PAGE_BREAK–Таким образом, процедура консолидации охватывает такие расчеты, как:
– консолидация капитала;
– консолидация статей баланса, связанных с внутригрупповыми расчетами и операциями;
– консолидация финансовых результатов (прибыли или убытков) от внутригрупповой продажи продукции (работ, услуг), а также взаимных объемов продажи продукции (работ, услуг) между основным и дочерними обществами и соответствующих затрат;
– консолидация прочих взаимных (операционных и внереализационных) доходов и расходов внутри группы;
– суммы дивидендов основного и дочерних обществ.
В соответствии с международными стандартами консолидированная отчетность должна базироваться на определенных принципах и.
1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.
2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам.
3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.
4. Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Эти принципы распространяются как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.
5. Принцип существенности. Данный принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.
6. Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. При консолидировании активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией.
7. Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.
Этапы консолидирования:
– первичная консолидация производится при составлении впервые консолидированной отчетности ранее независимых предприятий и связана с приобретением инвестируемого предприятия;
– последующая консолидация производится при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции.
Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны.
Выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности:
– метод покупки (приобретения);
– метод слияния (поглощения).
Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.
Самостоятельные предприятия могут объединяться в единую экономическую единицу. Объединения могут привести к созданию нового предприятия.
Объединение может осуществляться путем покупки нетто-активов или акций другого предприятия.
Объединение может проводиться также путем слияния:
активы и обязательства одного предприятия передаются другому предприятию и первое ликвидируется;
– активы и обязательства двух предприятий объединяются в новое предприятие и два прежних ликвидируются.
Объединения бывают горизонтального, вертикального и конгломеративного типов.
Горизонтальное объединение — когда одно предприятие объединяется с другим и оба они относятся к единой отрасли производства.
Вертикальное объединение — когда сливаются предприятия, находящиеся на разных полюсах производственного процесса и взаимодействующие по схеме: «поставщик—производитель-покупатель».
Конгломеративное объединение — когда создается многопрофильное объединение из предприятий многоотраслевой принадлежности.
Сделки по объединению, при которых одно из объединяющихся предприятий приобретает контроль над другим, считаются покупкой.
Датой покупки признается дата, с которой покупатель имеет право управлять финансовой и текущей политикой приобретаемого предприятия с целью извлечения выгоды из ее деятельности. На практике такой датой является дата общего собрания акционеров.
Контроль считается установленным, когда одно из объединяющихся предприятий приобретает право на более чем половину голосов другого объединяющегося предприятия.
Дополнительные признаки контроля:
– право более чем на половину голосов другого предприятия в силу наличия соглашения с другими инвесторами;
– право руководить финансовой и производственной политикой другого предприятия в соответствии с уставом или соглашением;
– право назначать или заменять большинство членов правления или равнозначного руководящего органа другого предприятия;
– право подавать большинство голосов на собраниях правления или равнозначного органа управления другого предприятия.
Если определить предприятие-покупателя трудно, можно руководствоваться дополнительными косвенными признаками покупки:
– соотношением справедливой стоимости объединяющихся предприятий (более крупное предприятие является покупателем);
– обменом акций с правом голоса на денежные средства (в таких случаях предприятие-плательщик является покупателем);
– возможностью решать вопрос подбора управленческих кадров для другого предприятия (в таких случаях доминирующее предприятие является покупателем).
Иногда предприятие приобретает акции другого предприятия, но в качестве компенсации выпускает достаточно своих акций, дающих право на большее число голосов, так что контроль над объединенными предприятиями переходит к владельцам предприятия, акции которого были приобретены изначально. Такая ситуация называется обратным приобретением. Юридически предприятие, выпускающее акции, может рассматриваться как материнское, или предприятие-правопреемник, к акционерам которого переходит контроль над объединенными предприятиями. В этом случае оно становится приобретающим предприятием и получает право голоса или другие права. Считается, что предприятие, выпускающее акции, было приобретено другим предприятием; последнее считается покупателем и метод покупок применяется к активам и обязательствам предприятия, выпускающего акции.
Когда акционеры объединяющихся предприятий не создают доминирующего партнера, а объединяются, по существу, на равных условиях с целью разделения контроля над всеми или почти всеми активами и производственной деятельностью, то речь идет о слиянии.
Сущность слияния состоит в том, что приобретения не происходит и продолжается совместное разделение рисков и прибылей, которое как бы существовало до объединения хозяйственной деятельности. При слиянии хозяйственная деятельность объединенных предприятий продолжается раздельно. При объединении отдельных финансовых отчетов происходят только минимальные изменения.
Для того чтобы классифицировать сделку как слияние, а не как покупку, необходимо соблюдение 12 условий.
1. Любая из объединяющихся сторон в течение двух лет не должна быть дочерним предприятием или подразделением другого объединяющегося предприятия.
2. Каждая из объединяющихся сторон должна быть независима от других объединяющихся предприятий.
3. Объединение осуществляется в виде единой сделки в соответствии со специальным планом в течение одного года после принятия такого плана.
4. На дату завершения плана объединения одна из объединяющихся компаний выпускает только обыкновенные акции с правами, идентичными правам акций, находящихся в обращении, в обмен практически на все обыкновенные акции с правом голоса другого предприятия. Их доля должна составлять не менее 90% обыкновенных акций с правом голоса, подлежащих обмену.
5. Ни одна из объединяющихся сторон в течение двух лет до принятия плана объединения или в промежутке между его принятием и завершением не намеревается вносить изменения в структуру собственного капитала с целью повлиять на условия обмена, например, путем дополнительного выпуска акций, их распределения между существующими акционерами, обмена или изъятия из обращения.
6. Объединяющиеся предприятия после принятия плана и до его завершения покупают обыкновенные акции в обычных размерах для целей, отличных от объединения.
7. В результате обмена акциями доли владельцев обыкновенных акций остаются прежними.
8. Акционеры не лишаются права голоса, и их права не ущемляются в течение действия плана объединения. Акционеры получают возможность реализовать право голоса при получении новых акций.
9. Объединение принимается голосованием на дату завершения плана объединения; не предусматривается наличие каких-либо невыполненных условий по выпуску акций.
10. Объединенная компания прямо или косвенно не соглашается выкупить или изъять из обращения все или часть обыкновенных акций с целью воздействия на объединение.
11. Объединенная компания не вступает в финансовые сделки с целью получения выгоды бывшими акционерами, например, не использует выпущенные для объединения акции в качестве залога по займам.
12. Объединенная компания не планирует избавиться от значительной части активов в течение двух лет после объединения, за исключением случаев сделок, обычных для объединившихся предприятий, или с целью устранения дублирования или избыточных мощностей.
Так как слияние приводит к созданию единой структуры, объединенное предприятие принимает единую унифицированную учетную политику.
При любых объединениях предприятий в финансовых отчетах следует приводить дополнительную информацию:
– названия и описание объединяющихся предприятий;
– методы учета;
– дату вступления в силу объединения для учетных целей;
– сведения о производственной деятельности, которую решено ликвидировать.
При покупке необходимо привести такие данные:
– процент приобретенных акций с правом голоса;
– стоимость приобретения и сумму оценки встречного удовлетворения при покупке, выплаченную или условно подлежащую выплате;
– сведения о характере и сумме резерва на перестройку и других расходах по закрытию предприятия, возникающих в результате приобретения и признанных на дату приобретения.
В финансовых отчетах следует раскрывать:
– методы учета положительной и отрицательной деловой репутации, в том числе за период амортизации;
– обоснование срока полезного использования положительной и отрицательной деловой репутации или амортизационный период для отрицательной деловой репутации;
– методы начисления амортизации;
– результаты сверки остаточной стоимости положительной и отрицательной деловой репутации.
При слиянии в отчетности необходимо приводить дополнительные данные, касающиеся:
– описания и количества выпущенных акций наряду с процентом акций каждого предприятия, дающих право голоса, обмененных с целью объединения долей капитала;
– суммы активов и обязательств, внесенных каждым предприятием;
– сведений о доходе от продаж, другой выручке от производственной деятельности, чрезвычайных статьях и чистой прибыли или убытке каждого предприятия до даты объединения, которые включаются в чистую прибыль или убыток, отраженных в финансовых отчетах объединенного предприятия.
Консолидированная отчетность включает помимо баланса консолидированный отчет о прибылях и убытках. При составлении такого отчета финансовые результаты деятельности объединяющихся компаний, их представление будут зависеть от способа объединения — покупки или слияния.
При покупке финансовые результаты включаются в консолидированный отчет о прибылях и убытках только с даты приобретения, а при слиянии — за весь финансовый год.
Следует отметить, что слияние является более предпочтительным для предприятий, стремящихся максимизировать показатели продаж, прибылей, активов и минимизировать расходы в результате такого объединения.
Следующий этап консолидации — консолидация отчетности предприятий, проработавших какой-то срок в составе группы.
При консолидации отчетности компаний, входящих в группу, в последующие периоды их деятельности возникают дополнительные трудности, связанные с необходимостью элиминирования статей.
Статьи, подлежащие элиминированию,— это статьи, которые исключаются из консолидированной отчетности, поскольку приводят к повторному счету и искажению финансовой характеристики деятельности группы.
Внутрифирменные операции схожи с операциями между подразделениями (отделами) внутри компании. Такие операции совершаются при торговых сделках и расчетах по ним, выдаче кредитов, получении дивидендов. Все подобные операции должны быть элиминированы при подготовке консолидированных баланса и отчета о прибылях и убытках, как и внутрифирменные остатки по расчетам.
При составлении консолидированной отчетности подлежат элиминированию следующие расчеты:
– задолженность по еще не внесенным в уставный капитал вкладам;
– авансы полученные или выданные;
– займы компаний, входящих в группу;
– взаимная дебиторская и кредиторская задолженности компаний группы (поскольку единая хозяйственная единица не может иметь дебиторской или кредиторской задолженности сама себе);
– другие активы и ценные бумаги;
– расходы и доходы будущих периодов;
– непредвиденные операции.
Если суммы дебиторской задолженности одной компании полностью соответствуют суммам кредиторской задолженности другой компании, входящей в группу, то они взаимно элиминируются.
При составлении последующих консолидированных отчетов о прибылях и убытках корректировки проводятся в четырех основных направлениях:
1) исключение промежуточных результатов, вызванных внутригрупповыми продажами;
2) амортизация деловой репутации, возникшей при создании группы;
3) амортизация отклонения справедливой стоимости активов и обязательств от их балансовой стоимости, включенного в состав данных статей при первичной консолидации;
4) выделение доли меньшинства в результатах деятельности дочернего общества.
При инвестировании менее 100% в капитал покупаемого предприятия возникает так называемая доля меньшинства. Это доля сторонних акционеров, которая в консолидированной отчетности должна отражаться отдельно от капитала группы.
Доля меньшинства и чистых активах консолидированных дочерних предприятий должна быть определена и отдельно представлена в сводном балансе. Доля меньшинства в прибылях (убытках) дочерних предприятий за отчетный период должна быть определена и отдельно представлена в Отчете о прибылях и убытках.
Доля меньшинства при этом в сводном балансе определяется расчетным путем исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации акций в их общем количестве. Величина капитала дочернего общества определяется как итог раздела III «Капитал и резервы» его бухгалтерского баланса за минусом статей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирование и поступления».
В сводном балансе показатель доли меньшинства отражается за итогом раздела III баланса. В сводном отчете о прибылях и убытках доля меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации; эта доля определяется расчетно, исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве.
В сводном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства показывается отдельной статьей по вписываемой строке; доходы и расходы также выделяются отдельной статьей. Доходы и расходы группы в сводном отчете приводятся за минусом соответствующих доходов и расходов меньшинства.
продолжение
–PAGE_BREAK–