Налоговая система РФ, по определению Налогового кодекса, принятого Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 1998 г., представляет собой совокупность феде
ральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уп
латы и применения мер по обеспечению их уплаты, осущест
вления налогового контроля, а также привлечения к ответст
венности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система РФ регулируется высшим законом страны — Конституцией РФ, к компетенции которой относятся общие вопросы налогообложения. Правовое ее оформление обеспечил пакет налоговых законов: «Об основах налоговой системы РФ» (от 27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов; «О государ
ственной налоговой службе РСФСР» (от 21 марта 1993 г.), рас
сматривающий вопросы организации сбора налогов и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты кон
кретных налогов. В 1998 году правительством разработан проект Налогового кодекса, который направлен на упорядочение налоговой системы, унификацию отношений в рамках налогообложения, детальную регламентацию процедурных вопросов, связанных с налоговыми правонарушениями.
Сущность налоговой системы состоит в том, что призвана:
1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществле
ния которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства;
2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Действующая налоговая система РФ характеризуется сле
дующими чертами:
правовой основой (а не на подзаконных актах, как было раньше), большей стабильностью (хотя и не в отношении всех налогов); пронизывает все экономические отноше
ния, связанные о распределением и перераспределением дохода. Введение и отмена всех налогов и сборов осуще
ствляются только органами государственной власти;
едиными принципами, единым механизмом исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ но налогам и сборам;
введением новых налогов (НДС, налога на имущество предприятий) и существенных изменений в порядке ис
числения налоговых льгот и базы ранее действовавших налогов;
устанавливаемыми законодательством четкой последова
тельностью при оплате налогов и налоговым календарем. Так, юридические лица обязаны в
первую очередь упла
чивать федеральные налоги в федеральный бюджет, а за
тем — местные налоги и сборы;
равными требованиями к налогоплательщикам и создани
ем равных условий для использования заработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их представле
ния, невмешательства в право использования средств; — — — сочетанием двух основных видов налогов: прямых (на до
ходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошлом косвенное — — обложение в отечественной экономи
ческой практике полностью отрицалось; обложением прежде всего юридических лиц, а не физиче
ских, что отличает российскую налоговую систему от на
логовых систем развитых зарубежных стран. Обязательна постановка всех юридических лиц на учет в налоговых органах (включая освобожденных от уплаты налогов), а также индивидуальных предпринимателей. Банки лишены права открывать им расчетные счета без получения спра
вок о постановке на учет в налоговых органах; — — — весьма жестким санкциями за нарушение налогового за
конодательства, включая меры финансовой, администра
тивной и уголовной ответственности;
возможностью получения для налогоплательщиков по их просьбе отсрочек и рассрочек уплаты в бюджет налогов и сборов в пределах текущего года, а также сумм финансо
вых санкций (если их уплата грозит банкротству) на срок шесть месяцев.
В Налоговом кодексе (ст. 7) сформулированы основные принципы налоговой системы РФ, которые должны регулиро
вать налогообложение на всей территории России:
1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уп
лачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.
2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства.
3) Налоги не могут применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подоб
ных критериев.
4) Не допускается установление налогов, нарушающих еди
ное экономическое пространство РФ и налоговую систему РФ.
5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцированные ставки налогов или на
логовых льгот в зависимости от форм собственности, организа
ционно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества на
логоплательщика.
Созданная налоговая система в силу отсутствия необходи
мого опыта, четко разработанной налоговой политики в услови
ях нестабильной экономики и недостаточной подготовленности налогового аппарата не лишена
существенных недостатков, ко
торые не могут удовлетворить ни плательщиков, ни налоговые органы.
Классификация налоговой системы РФ.
В зависимости от объекта обложение, взаимоотношения плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги.
Налог – это обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований и соответствующие внебюджетные фонды.
Прямые налоги
, взимаемые непосредственно с дохода и иму
щества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный на
лог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.
Косвенные налоги
устанавливаются на товары и услуги, опла
чиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец то
вара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг стано
вится действительным плательщиком налога. К косвенным с носятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.
2. По их использованию налоги подразделяются на общие специальные (целевые).
Общие налоги
обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные налоги
имеют строго определенное назначение, «например, налоги реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорож
ные фонды и предназначены для строительства, реконструкции текущего ремонта дорог.
3. Основное деление налогов: в зависимости от органа, кото
рый взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают федеральные налоги, региональные налоги
— налоги субъектов РФ, местные налоги
.
Федеральные налоги — (размер их ставок, объекты обложения, плательщики и льготы, в также порядок зачисления их в бюджет) – это налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории РФ. Основными федеральными налогами являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и др.Такие налоги, как акцизы на импортные товары, таможенные пошлины, государственная пошлина, федеральные регистрационные и лицензионные сборы полностью поступают в федеральный бюджет и являются собственными его доходами. К регулирующим доходам относят НДС, налог на прибыль предприятий, налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, подоходный налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др., которые направляются в бюджеты других уровней в виде определённой, установленной при утверждении федерального бюджета норме.
Налоги субъектов РФ (региональные) – устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории России. К налогам субъектов
РФ относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
Местными налогами и сборами
, по определению Налогового кодекса, признаются налоги и сборы, устанавливаемые в со
ответствии с налоговым законодательством РФ, решениями представительных органов субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного само
управления и обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.
Мест
ные налоги и сборы подразделяются на две группы.
Первая — налоги, введенные законодательной властью и дей
ствующие на всей территории России в обязательном порядке. К ним относятся:
• налог на имущество физических лиц;
• земельный налог, налог на рекламу;
• сбор за право торговли.
Конкретные ставки этих платежей определяются решением органов государственной власти субъектов РФ. По трем первым налогам действуют специальные федеральные законы, а Министерство РФ по налогам и сборам разработало по ним инструкции о порядке взимания и уплаты.
Ко второй группе относятся остальные налоги и сборы:
• сбор за парковку автомобилей;
• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех
ники и компьютеров;
• сборы (целевые) с граждан и юридических лиц на содер
жание милиции, благоустройства территорий, на нужды образовательных учреждений и др.
Эти налоги и сборы, предусмотренные Законом «Об основах налоговой системы РФ», могут вводиться специальными реше
ниями органа местного самоуправления и действуют лишь на его территории. В целях обеспечения единого подхода при введении местных налогов и сборов второй группы, для которых нет об
щих инструкций, Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам разработали примерные положения по отдельным ме
стным налогам и сборам и рекомендовали их использовать при принятии местными органами соответствующих решений.
Анализ налоговых доходов Федерального бюджета РФ.
В 2009 году поступления налогов в бюджетную систему России снизились на 16,5% и составили 8 379,3 млрд руб., говорится в сообщении Федеральной налоговой службой России (ФНС).
В федеральный бюджет в прошлом году поступило 3 012,4 млрд руб. доходов, администрируемых ФНС, что на 26% меньше, чем в 2008 году.
При этом отмечается, что показатели, заложенные на 2009 год в законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд руб.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов госбюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд руб. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.
Как разъясняет ФНС, снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд руб. и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд руб., или на 1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2009 году составили 1 176,6 млрд руб. и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые в Россию из Белоруссии, поступило в 2009 году 30,6 млрд руб., что на 24% меньше, чем в 2008 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 81,7 млрд руб. и снизились относительно 2008 года на 35%.
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в госбюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта РФ в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2009 году поступило в федеральный бюджет 981,5 млрд руб., в том числе на добычу нефти — 887,6 млрд руб., газа горючего природного — 75,0 млрд руб., газового конденсата — 6,6 млрд руб.
По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года — ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года — ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 267,7 млрд руб., что на 1% больше, чем в 2008 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) в 2009 году поступило 61,5 млрд руб., что на 17% меньше, чем в 2008 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 89,8 млрд руб., что на 1% больше, чем в 2008 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 162,2 млрд руб., что соответствует уровню 2008 года.
Формирование и исполнение доходной части областного бюджета
Тамбовской области за 200
9
год
За 2009 год доходы областного бюджета области исполнены в сумме
25 794 695,6 тыс. рублей (117,6 % от первоначального плана в сумме
21 942 596,0 тыс. рублей), в том числе собственные доходы в сумме
10 271 394,5 тыс. рублей (86,0 % от первоначального плана в сумме
11 947 429,8 тыс. рублей).
По сравнению с уровнем 2008 года (фактом исполнения) доходная
часть областного бюджета области в целом увеличилась на 5 429 144,6 тыс.
рублей, или на 26,7 %.
Налоговые доходы областного бюджета за 2009 год составили
9 481 117,4 тыс. рублей (92,3 % от собственных доходов). Поступления налоговых доходов увеличилось на 1 326 605,4 тыс. рублей, или на 16,3 % к уровню 2008 года (8 154 512,0 тыс. рублей).
При этом основными (бюджетообразующими) налоговыми доходами
областного бюджета в 2009 году являлись налог на доходы физических лиц в сумме 3 213 737,5 тыс. рублей, или 33,9 % от общего объёма налоговых до-
ходов и 12,5 % от общего объёма доходов областного бюджета, а также налог на прибыль организаций в сумме 2 969 318,4 тыс. рублей (31,3 % от общего
объёма налоговых доходов и 11,5 % от общего объёма доходов областного
бюджета) и акцизы в сумме 1 619 523,1 тыс. рублей (17,1 % от общего объёма налоговых доходов и 6,3 % от общего объёма доходов областного бюджета).
По данным Министерства РФ по налогам и сборам, опреде
ляющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырем налогам: — НДС, акцизам, налогу на прибыль пред
приятий и подоходному налогу с физических лиц, на их долю приходится 3/4 всех поступлений в консолидированном бюджете. Рассмотрим их.
НДС – один из самых важных налогов в современной налоговой системе РФ. Введён с 1 января 1992г. На всей территории РФ. Представляет собой форму изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по мере реализации товара (работ, услуг). Плательщиками НДС являются все юридические лица незави
симо от форм собственности, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, включая предприятия с ино
странными инвестициями; индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также филиалы, отделения и другие обособлен
ные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Не платят НДС частные предприятия, не являющиеся юридически
ми лицами, а также малые предприятия, перешедшие на упро
щенную систему налогообложения.
Официально по закону налог взимается с предпринимателя, но в действительности его плательщиком (носителем) становитcя конечный потребитель, который оплачивает его при покупке и цене товара.Объектом НДС выступают обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги.
Ставки НДС установлены в размере 10 и 20% Первая действу
ет для продовольственных товаров (кроме подакцизных) и товаров для детей по перечням, утвержденным постановлением Прави
тельства РФ; вторая — по остальным товарам, работам, услугам, включая подакцизные продовольственные товары. Для предпри
ятий розничной торговли, бытового обслуживания, а также пред
приятий, оказывающих платные услуги, которые реализуют това
ры (работы, услуги) по ценам и тарифам, включающим НДС по ставкам 10 и 20%, применяются расчетные ставки 9,09 и 16,67%.
Налог на прибыль предприятий и организаций введен Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г. и взимается с 1 января 1992 г. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций- это важный доход бюджета. Плательщиком налога на прибыль выступают юридические лица (в том числе бюджетные), включая созданные на террито
рии России предприятия с иностранным капиталом; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, имеющие от
дельный баланс и расчетный счет. Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, организаций, полученная в рублях и иностранной валюте.Ставка налога на прибыль предприятий и организаций уста
навливается Федеральным законом РФ. С I января 1994 г. дей
ствуют две ставки: одна для федерального бюджета, другая -для бюджетов субъектов РФ. В 1998 г. установлены: ставка 13%, по которой взимается налог, поступающий в федеральный бюд
жет, и ставка не свыше 22%, устанавливаемая законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а для предпри
ятий по прибыли от посреднических операций и сделок, бирж, банков, страховщиков — ставка не свыше 30%.
Подоходный налог — основной федеральный налог с физиче
ских лиц. В России он введен в 1916 г. Действующий в России подоходный налог введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г.Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без граждан
ства), имеющие и не имеющие постоянного местожительства в РФ. Объектом обложения служит совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории РФ как в денежной (в рублях или иностранной валюте), так и в нату
ральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.
Для ослабления тяжести подоходного обложения предусмат
ривается широкая система налоговых льгот и вычетов. В совокуп
ный годовой доход не включаются: государственные пособия по социальному страхованию. Ставка подоходного налога в 1998 г. колебалась от 12% (минимальная) для облагаемого совокупного дохода до 20000 руб. до 35% (максимальная) к доходу, превышающему 100001 руб. Шкала ставок (всего их пять —12, 15, 20, 25, 30 и 35) построена по сложной профессии: доход делится на ступени, каждая из которых облагается своей ставкой, и повышенные ставки при
меняются не ко всему доходу, а к части, превышающей преды
дущую ступень, поэтому налоговый оклад плательщика увеличи
вается плавно.
Акцизы действуют в РФ по Закону РСФСР от 6 декабря 1991 г. с учетом Федерального закона от 14 февраля 1998 г. на целый ряд товаров широкого потребления, хотя и не являющий
ся в своей подавляющей части предметами первой необходимо
сти, в том числе спирт этиловый, спиртосодержащая и алко
гольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бен
зин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального сырья) являются едиными. Установлены два вида ставок: спе
цифические (в рублях и копейках за единицу измерения подак
цизных товаров) и адвалерные в процентах к стоимости товара по отпускным ценам без учета акциза. Последние ставки дейст
вуют для двух товаров: ювелирные изделия — 15% и легковые автомобили — 10%.
Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в со
ответствии с ее бюджетным и налоговым законодательством. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы це
левых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов образуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ и под
писанным Президентом РФ 31 июля 1998г., за счет налого
вых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмезд
ных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги разного уровня бюджетной систе
мы, а также пени и штрафы.
В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, — неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.
К недостаткам следует отнести:
1) фискальный подход к налогообложению. При решении вопроса о налогах на первый план выступает доходность бюдже
та, тогда как регулирующей роли налогов не придается сущест
венного значения;
2) высокий уровень налогообложения юридических лиц, особенно это касается налога на прибыль. Суммарно налоговые платежи, по разным оценкам, составляют от 40 до 80% дохода юридического лица (прибыль плюс оплата труда). Высоко бремя и косвенных налогов (НДС и акцизы), именно они выступают генератором инфляционного процесса. По оценке ряда специа
листов, величина налогового давления на ВВП около 30%, что много выше, чем в мировой практике; 3) большое количество разнообразных налогов, сборов, отчислений, взносов (федеральных, региональных, местных, целевых), осложняющее налогообложение. Особенно возросло их количество с 1994 г., когда Указом Президента РФ было разрешено субъектам РФ и местным органам самоуправления вводит дополнительные налоги. Хотя это право было
отменено с 1 января 1997 г., однако до сих пор сохраняется множество налогов
4) нестабильность налоговых законов, частые изменения по рядка расчетов, особенно по налогу на прибыль и НДС, недоработки, противоречивость отдельных статей налоговых законов. Нередки случаи, когда закон имеет обратную силу. Слабая информационная база в налоговой практике;
5) отсутствие четкого разграничения налоговых полномоч центра и мест, что приводит к серьезным разногласиям между
ними;
6) многократность обложения одного и того же объекта
определенном законом периоде.
Недостатки российской налоговой системы настоятельно требуют ее реформирования. Предлагаются разнообразные вари
анты налоговой системы, однако главное изменение должно коснуться значительного сокращения количества налогов и резкого снижения налоговой тяжести.
Можно выделить два основных направления совершенствования нормативной базы для налоговой системы в РФ. Во-первых, желательно пересмотреть ряд основополагающих принципов налогообложения в направлении их большей демократизации и расширения коллегиальности при выработке и принятии решений. Во-вторых, предстоит провести значительную нормотворческую деятельность по уточнению, пополнению и изменению ряда статей всех законодательных актов в соответствии со складывающимися рыночными отношениями в России и становлением цивилизованного гражданского общества в стране.
Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:
1. ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;
3. постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
4. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:
расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;
расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой — ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.