Монтаж и эксплуатация электрооборудования

/>1. Монтажэлектрооборудования
1.1 Монтажвнутренних электрических сетей
Материалы и изделиядля электромонтажных работ. Основные способы монтажа проводов, кабелей, шинопроводов,защитного заземления групповых осветительных и силовых распределительных щитови пунктов.
Монтажвнутренних электрических сетей осуществляется при помощи установочных икрепежных изделий. Установочными изделиями принято называть применяемые примонтаже электропроводок различные втулки, воронки, клицы, зажимы, протяжныекоробки, соединительные и ответвительные коробки и фитинги. Крепежными являютсяизделия, предназначенные для крепления различных деталей, проводок и опорныхконструкций к строительным элементам. Для затягивания проводов в стальныетрубы, проложенных по поверхности строительных конструкций в помещении снормальной средой, устанавливают чугунные литые протяжные коробкицилиндрической формы. Коробка закрывается стальной штампованной крышкойприкрепляемой к корпусу двумя винтами. Между крышкой и корпусом коробкиустановлена уплотняющая прокладка из резины или картона. Патрубки коробкиснабжены резьбой для присоединения к ним стальных труб. Диаметрами патрубков3/4 -1 ½.
Стальные прямоугольныекоробки служат для ответвления проводов при которой прокладке стальных труб в помещенияхс нормальной средой и в сырых помещениях. В особо сырых и взрывоопасных помещенияхсоединяют и ответвляют в фитингах.
Крепежныедеталями при монтаже электропроводок являются скобы, стальные полосы с пряжкой,ленты с кнопкой и перфорированные полосы.
Электроконструкции,опорные и крепежные детали крепят к строительным элементам зданий сооруженийдюбелями. Дюбеля с наружной резьбой предназначены для съемных креплений, агвоздеобразные дюбеля для глухих креплений, не подверженных вибрацииконструкции и детали электропроводок на кирпичных, бетонных, железобетонных истальных поверхностях зданий и сооружений. Дюбеля выпускают длинной 25 – 80 мм.Крепление конструкций и деталей этими дюбелями к строительным поверхностямпроизводят при помощи пистолетов СМП или ПЦ. Дюбель с распорной гайкой длясъемного крепления деталей изготавливают с М4 – М16, вырывающие усилие – 200 –900 кгс.
Для съемногокрепления деталей (с вырывающим усилием 50 – 80 кгс) служат металлическиедюбеля с волокнистым заполнением.
Широкоеприменение находят пластмассовые (капрон, полиэтилен и др.) дюбеля с допустимойнагрузкой 100 – 600 кгс.
/>При креплении конструкциии деталей распорными дюбелями их вставляют в предварительно заготовленные встроительных основаниях гнезда, соответствующие диаметру и длине дюбелей.Дюбель прочно удерживают в гнезде вследствие увеличения диаметра гильзы приввинчивании в нее болта, винта или шурупа.
Так же примонтаже внутренних электрических сетей применяют изоляторы. Изоляторы,применяемые в РУ, по-своему назначению и конструктивному выполнению могут бытьразделены на опорные, проходные и подвесные. По роду установки различаютизоляторы для внутренней и наружной установки. Изоляторы конструируются такимобразом, чтобы диэлектрик не пробивался, а только перекрывался по поверхностиканалом разряда. Это достигается тем, что диэлектрики (для изготовленияизоляторов применяют фарфор, стекло и др.) имеют большую прочность на пробой,чем при поверхностном разряде. При этом изолятор не теряет свойств и спустянекоторое время после отключения поврежденного участка может быть снова включенпод напряжение. Опорные изоляторы предназначены для изоляции и крепления токоведущихчастей. Их конструкция рассчитана так, чтобы они могли противостоять силе,приложенной к головке изолятора перпендикулярно оси.
Различаютопорные, стержневые и штыревые изоляторы. Опорные стержневые изоляторы имеют фарфоровыйкорпус цилиндрической или конической формы с гладкой или ребристой поверхностьюв зависимости от назначения изолятора (для внутренней установки).
Опорныйстержневой изолятор серии 0. Изоляторы этой серии рассчитаны на 6 – 35 кВвключительно и предназначены для внутренней установки. Горизонтальнаяперегородка, расположенная ближе к головке, предотвращает возможность разряда повнутренней поверхности. К фарфоровому корпусу на цементе прикреплены металлическиечасти: сверху – чугунный колпак с нарезанными отверстиями для креплениятоковедущих частей; снизу – чугунный фланец с также нарезанными отверстиями длякрепления изолятора на основании.
Стержневойопорный изолятор серии ОМ, отличающийся от изоляторов серии О тем, чтометаллические части встроены в фарфоровый корпус. В связи с этим высота и массаизолятора значительно уменьшены.
Механическаяпрочность опорных изоляторов характеризуется номинальной разрушающей нагрузкой.Опорные изоляторы серии О и ОМ изготавливаются с номинальной разрушающейнагрузкой 375 – 3000 кгс. Соответственно в обозначении изолятора вводитсядополнительная буква, а именно:
Тип……………………………АБ В Д Е
Разрушающая нагрузка,кгс…………………..375 750 1250      2000 3000
Припротекании ошиновок РУ с целью запаса прочности расчетную нагрузку принимают0,6 от разрушающей.
/>Изоляторы серий А, Б, В, Д, Еотличаются диаметром фарфорового корпуса и конструкцией металлической арматуры.        
Проходныеизоляторы предназначены для ввода высокого напряжения в ЗРУ, в баки масляных выключателей,в силовые трансформаторы и для прохода в смежные отсеки РУ через стены илиперегородки. Проходные изоляторы по конструктивному исполнению различают: сфарфоровым корпусом без наполнителя и с изоляцией из бакелизированной бумаги в фарфоровомкорпусе без наполнителя и без него; с бумажно-масляной или маслобарьернойизоляцией и изоляцией в фарфоровом корпусе. Проходной изолятор с фарфоровымкорпусом без наполнителя серии П. Их изготавливают для номинальных напряженийдо 35 кВ включительно. Эти изоляторы предназначены для внутренней установки.Длина корпуса зависит от номинального напряжения, а диаметр корпусаопределяется размерами токоведущего проводника и номинальной разрушающейнагрузкой. Проходные изоляторы для рабочего тока свыше 1000 А типа ПШизготавливают без токоведущего проводника. Размеры внутренней полости здесьвыбраны так, чтобы можно было пропустить шину или пакет для лишних контактныхсоединений. Проходные изоляторы с бакелизированной бумагой имеют изоляцию,намотанную на токоведущий проводник, что снижает напряженность электрическогополя вблизи проводника, повышает напряжение, при котором начинаетсякоронирование во внутренней полости, и повышает разрядное напряжение. Наноминальное напряжение 20 – 35 кВ распространение получили проходные изоляторыс бумажно-бакелитовой изоляцией, у которых на токоведущий стержень наматываюткабельную бумагу, смазанную бакелитовой смолой. Через определенное количествослоев бумаги закладывают слои фольги для выравнивания электрического поля. Вовремя намотки на цилиндр обжимают горячими вальцами, вследствие чего, смолаплавится и склеивает слои бумаги. Проходные изоляторы на напряжение 110 кВ и вышеимеют обычную бумажно-масляную изоляцию. Токоведущий стержень таких изоляторов обматываюткабельной бумагой с прокладками фольги. Для удаления воздуха и влаги намотанныйизолятор прогревают под вакуумом и пропитывают трансформаторным маслом.
Изоляторснабжают фарфоровыми крышками и герметизируют. В маслобарьерном проходномизоляторе основной изоляцией служит масло. Для повышения электрическойпрочности; пространство между токоведущими стержнем и фарфоровыми покрышкамиразделяют концентрическими бумажно-бакелитовыми цилиндрами с обкладками изфольги, покрытыми слоем кабельной бумаги. Изоляторы снабжают расширителями для масла.Болтовые зажимы петлевые и ответвительные изготавливают для алюминиевых исталеалюминевых проводов из алюминиевых сплавов, для медных проводов – излатуни и для стальных проводов – стали.
Болтовыепетлевые зажимы, предназначенные для соединения медных проводов с алюминиевыми,имеют впаянные луженые медные желобки. />Болтовые аппаратныезажимы рассчитаны на затяжку провода с помощью плашек. Для медных проводовприменяют зажимы из латуни, а для алюминиевых – из алюминиевых сплавов. Вконструкции аппаратных зажимов для алюминиевых проводов предусмотреныпереходные медные пластины, скрепленные с телом зажима пайкой или сваркой.Пластины обеспечивают лучший контакт при соединениях алюминиевого аппаратногозажима с медным выводом аппарата. Если алюминиевый аппаратный зажим соединяют салюминиевым контактным выводом болтами или сваркой, медные пластины не ставят.
Распределительныещиты.
Распределительныещиты предназначены для приема и распределения электрической энергии переменногои постоянного тока до 1000 В. Устанавливают их на трансформаторных и преобразовательныхподстанциях, в машинных залах и на электростанциях. Щиты применяют в открытом изакрытом (шкафном) исполнении.
Щитыоткрытого исполнения состоят из панелей; устанавливают их в специальныхэлектротехнических помещениях. Щиты закрытого исполнения выполняют в шкафах;устанавливать их можно непосредственно в цехах промышленных предприятий. Поусловиям обслуживания щиты подразделяют на два основных вида: с двух- иодносторонним обслуживанием. Первые часто именуют «свободностоящим», посколькуони требуют для обслуживания устройства проходов с двух сторон (с лицевой изадней), поэтому их устанавливают в отдалении от стен. Вторые принято называть«прислонными», так как обычно их устанавливают непосредственно у стен помещенияи обслуживают только с лицевой стороны. Каркасы панелей в современныхконструкциях щитов выполняют с применением различных профилей из листовойстали. В качестве коммутационных и защитных аппаратов на щитах устанавливаютрубильники, предохранители, блоки «выключатель – предохранитель», установочныеи универсальные автоматические выключатели. Для обеспечения автоматическойработы по схеме АВР на щитах устанавливают релейную аппаратуру. Рассмотримнаиболее широко применяемые серии распределительных щитов. Щитыраспределительные серии ЩО – 59 предназначены для распределения электрическойэнергии трехфазного тока до 50 А. Щиты рассчитаны на односторонние обслуживанияи установку у стен. Защитных закрытий сверху и сзади не имеют. Щиты комплектуютиз вводных, линейных, секционных и торцовых панелей. Обозначение панелей,например ЩО – 59 – 61, расшифровывают как: Щ – щит; О – одностороннееобслуживание.
В качествезащитных, коммутационных и защитно – коммутационных аппаратов в щитах применяютпредохранители типа ПН2, рубильники серии РПСУ со смещенным приводом, автоматысерии АВМ стационарного крепления с электродвигательным приводом и установочныеавтоматы серии А3100. Ошиновку выполняют алюминиевыми шинами; участки сборныхшин соединяют сваркой или болтами.
/>При сборке щитов на местемонтажа отдельные панели соединяют болтами; для компенсации неровностей полаотверстия для соединения панелей имеют овальную форму. Нулевая шина – стальнаяразмером 40 на 4 мм; ее изготавливают нарезной для всего щита и закрепляют на каждойпанели после сборки щита на месте его установки.
Ошиновкащитов рассчитана на динамическую устойчивость при ударном токе короткогозамыкания не более 30 кА и термическую устойчивость при значенияхустановившегося тока короткого замыкания не более 10 кА при времени действиятока короткого замыкания 0,5с. Для смены предохранителей, осмотра и ремонтааппаратуры на каждой панели, кроме секционных и панелей для приводаразъединителя, на фасадной стороне предусмотрена одностворчатая дверь, онаразмещена между двумя стойками, на которых установлены приводы рубильников иликнопки управления автоматов серии АВМ.
Рубильники ипредохранители отходящих линий 100, 250 и 400 А смонтированы на общих плитаходного размера. Каждая нижняя стойка рубильника и верхняя стойкапредохранителей конструктивно объединены в одну деталь, которая установлена наобщем изоляторе. Для присоединения трех или четырех кабелей к аппаратам наноминальные токи 630 и 1000 А в панелях предусмотрены шинные сборки.
Привод (ПР –2 или ПР – 3) разъединителя, устанавливаемого на стене над щитом, монтируют навводной панели, которая специально предназначена для его установки. Эти панелиизготавливают промежуточными для установки их между другими панелями щита икрайними – для установки на краю щита. Боковые стороны щита закрывают торцевымипанелями. Щиты устанавливают над кабельным каналом и прикрепляют к егометаллическому обрамлению специальными болтами диаметром 12мм. Щитыраспределительных серий ПРС1 и ПРС2 предназначены для распределенияэлектрической энергии трехфазного тока до 500 В. Щиты серий ПРС1 и ПРС2 –двустороннего обслуживания; защитных закрытий сверху и сзади не имеют.
Ошиновкащитов ПРС1 устойчива при ударных токах короткого замыкания до 30 кА, а ошиновкаПРС2 – до 50 кА; ошиновка щитов обеих серий тока короткого замыкания до 10 кАпри 0,5 с. Щиты комплектуют из вводных, линейных, секционных и торцовыхпанелей. Обозначение панелей, например ПРС1 – 15, расшифровывают как: П – панель;Р – распределительная; С – свободностоящая; 1 – ошиновка панелей устойчива приударных токах короткого замыкания до 30 кА; 15 – номер схемы панели. В качествезащитных, коммутационных и защитнокоммутационных аппаратов в щитах применяютпредохранители ПН2, рубильники с центральным приводом РПУ, автоматы серии АВМстационарного крепления с электродвигательным или рычажным приводом и автоматысерии А3100. Ошиновку панелей выполняют алюминиевыми шинами. Управлениеаппаратами предусмотрено с лицевой стороны щита. В панелях с />рубильниками ипредохранителями смену предохранителей, ремонт аппаратуры и присоединенияпроизводят с задней стороны панелей. В панелях с автоматами серии А3100 и внекоторых панелях с автоматическими выключателями серии АВМ монтаж и ремонтаппаратуры делают с лицевой стороны, для чего в фасадных листах этих панелейпредусмотрена одностворчатая дверь. Рубильники и предохранители отходящих линий100, 250 и 400 А смонтированы на общих плитах одного размера; каждая нижняястойка рубильника и верхняя стойка предохранителей конструктивно объединены водну деталь, установленную на общем изоляторе.
В панелях саппаратами на номинальные токи 630 и 1000А, а также с автоматическимивыключателями на 400А предусмотрены алюминиевые шинные сборки для присоединениянескольких кабелей. При сборке щитов на месте монтажа отдельные панелисоединяют болтами. Боковые стороны щита закрывают торцевыми панелями. Длякрепления панелей к строительному основанию в их опорных поясах предусмотреныотверстия диаметром 17мм. Присоединение ошиновки панелей к сборочным шинамвыполняется сваркой или с помощью болтов. Нулевая шина из стали 40 на 4 мм,общая для всего щита, монтируют ее после его сборки. На вводных панеляхустанавливают приборы: три амперметра, вольтметр и три трансформатора тока. Сзадней стороны этих панелей могут быть установлены также счетчики активной иреактивной энергии.
Щитыраспределительные серий ПД и ШД состоят из панелей ПД или шкафов ШДдвухстороннего обслуживания, предназначенных для комплектования РУ трехфазноготока до 380 В.
Панели ПДоткрыты сверху и сзади и устанавливаются в электропомещениях; шкафы ШДотличаются от панелей ПД только наличием верхнего и заднего ограждений и могутбыть установлены в цехах промышленных предприятий.
В качествекоммутационной аппаратуры применяют автоматические выключатели серии АВМ,установочные автоматы серии А3100 и блоки серий БПВ и БВ.
Ошиновкащитов выполнена алюминиевыми шинами с электрической устойчивостью токамкороткого замыкания 30 и 50кА. Высота панелей и шкафов 2200мм, глубина 550 мм.Вводные панели имеют исполнения для шинного и кабельного вводов. В вводных исекционных панелях в специальном закрытом шкафу размещается релейная аппаратураАВР. При сочленении щитов с силовыми трансформаторами применяют специальныепереходные короба с установленными в них шинными компенсаторами.
/>Приспособления дляввертывания электродов могут быть с приводом от электродвигателя илибензомоторной пилы «дружба». Также применяют вдавливание вертикальныхзаземлителей из круглой стали с помощью самозахватывающих головок, устанавливаемыхна автоямобурах. При использовании в качестве вертикальных заземлителей угловойстали с толщиной полки не менее 4 мм или некондиционных стальных труб столщиной стенки не менее 3,5 мм и длиной 2,5 м погружение в грунт производитсяпередвижными копрами, вибраторами или вибромолотами. Протяженные заземлители –стальные полосы толщиной не менее 4 мм круглая сталь диаметром не менее 6 мм,обычно применяют для связи вертикальных заземлителей и, реже, каксамостоятельные заземлители (опоры ВЛ).
Глубинныезаземлители – стальные полосы, толщиной не менее 4 мм, или круглая сталь,укладываемые на дно котлована по периметру фундамента здания или сооружения. Вовсех случаях при размещении элементов искусственного заземления на землю необходимостремится к равномерному распределению электрического потенциала на площади,занятой электрооборудованием. Для этой цели применяют выравнивающие проводники,расположенные в земле вокруг фундаментов или оснований оборудования наопределенное расстоянии и соединенные по всей площади поперечнымивыравнивающими проводниками. Категорически запрещено в установках с глухозаземленнойнейтралью иметь электроприемники с самостоятельным заземляющим устройством, несоединенным с нейтралью трансформатора или генератора, так как в этом случаепри повреждении изоляции одной из фаз этого электроприемника на корпусах всехостальных электроприемников возможно появление опасного потенциала, величинакоторого будет тем большей, чем меньшее сопротивление растеканию будет иметьобособленный контур. Заземление электроустановок требует выполнять при 500 В ивыше переменного и постоянного тока во всех случаях, а для помещений сповышенной опасностью, особо опасных и в наружных установках – при номинальныхнапряжениях выше 36 переменного и 110 В постоянного тока. В РУ заземлениюподлежат металлические корпуса электрических машин, аппаратов,светильников, приводы электрических аппаратов, вторичные обмотки измерительных трансформаторов,металлическая оболочка и броня контрольных силовых кабелей, проводов, стальныетрубы электропроводок и т. п.
Заземлениюне подлежат корпуса электроизмерительных приборов, реле и других аппаратов,установленных на щитках, шкафах, щитах; оборудование, установленное назаземленных металлоконструкциях (причем на опорных поверхностях должны бытьпредусмотрены зачищенные и незакрашенные места для обеспечения электрическогоконтакта); рельсовые пути, выходящие на территорию подстанций и РУ, съемныеоткрывающиеся части на металлических заземленных каркасах и камерах РУ,ограждений, шкафов, дверей и т.п.
/>1.2 Монтаж кабельных линийдо 10 кВ
Прокладка кабельныхлиний в земле, внутри зданий, в каналах, туннелях и коллекторах.
Таблица 1Марки кабелей Вид прокладки и характер окружающей среды Условия прокладки АСБ, СБ, АБ, ААБ В земле (траншее) и по стенам вне зданий при возможности механических повреждений Кабель не подвергается значительным растягивающим усилиям СК, СП То же Кабель может подвергаться значительным растягивающим усилиям АСБГ, СБГ, АПБГ, АБГ В помещениях с нормальной средой, а также в сухих и сырых каналах и туннелях, лежащих выше и ниже уровня грунтовых вод, и при наличии возможности попадания в них грунтовых вод Кабель не подвергается значительным растягивающим усилиям и нет опасности механических повреждений АГ, ААГ В помещениях и туннелях с нормальной средой Открыто по стенам и потолкам, а также по станкам и неподвижным механизмам, если кабель не подвергается значительным растягивающим усилиям АСГ, СГ, СБГ, СА В сырых помещениях, туннелях, но при условии отсутствия паров, газов и кислот, разрушающие действующих на оболочку, и при отсутствии опасности в отношении взрыва Открыто по стенам и потолкам, на конструкциях и т. д АБ, АБГ В помещениях и туннелях при наличии едких паров, газов и кислот, разрушающе действующих на свинцовую оболочку Открыто по стенам и потолкам, в конструкциях и т. д СГТ В оболочных канализациях при длине участка кабеля до 50м Затянутыми в оболочки из асбестоцементных труб или в многоканальные блочные плиты допускается СГ, АСБВ, АСБВГ АОСБВ, СБВ СБГВ, ОСБВ ААБВ, АБВ, АОБВ На вертикальных и крутонаклонных участка трассы кабеля При разности уровней до 50 м при условии промежуточных креплений кабелей АШВ, ААШВ Внутри помещения, в туннелях каналах и ограниченно в земле ниже и выше грунтовых вод Кабель не подвергается растягивающим усилиям
Прокладка кабелейв земле производится в траншеях. В объем работ по прокладке кабелей в траншеяхвходят подготовительные работы, устройство траншей, доставка барабанов скабелями к месту работ, раскатка кабеля укладка его в траншее, защита кабеля отмеханических повреждений и засыпка траншеи.
Во времяподготовительных работ доставляют на трассу необходимые количество кирпича,песка или мелко просеянной земли, а также стальные или асбестоцементные трубы свнутренним диаметром не менее 100 мм для устройства переходов кабельной линии.
Припересечении кабельной трассой пешеходных дорожек в соответствующих местах должныбыть установлены переходные мостики с барьерами, доставляемые заблаговременнона трассу.
Приступить крытью траншеи можно после того, как будет проверено по плану или с помощьюпробивных шурфов (если плана нет) отсутствие на трассе или в опасной близостиот нее подземных сооружений, трубных коммуникаций или других кабелей. Для этогопроверяют по плану расположение подземных сооружений, а при отсутствии планаделают пробные шурфы шириной 350 мм поперек намеченной трассы; рыть шурфы надос большой осторожностью, чтобы не повредить кабели, трубы или иные сооружения,которые могут оказаться в земле.
Траншеибольшой протяженности роют специальными роторными траншеекопателями, а чащеобычными землеройными машинами или экскаваторами.
Траншеинебольшой протяженности и проходящие под тротуарами с асфальтобетоннымпокрытием, а также траншеи, прокладываемые на стесненных участках, гдеприменять механизмы невозможно, роют вручную, пользуясь ломом и лопатой.
Глубинатраншей должна быть не менее 700 мм, а ширина такой, чтобы расстояние междунесколькими параллельно проложенными в ней кабелями напряжением до 10 кВ былоне менее 100 мм, а от стенки траншеи до ближайшего крайнего кабеля – не менее50 мм.
Глубиназаложения кабеля может быть уменьшена до 0,5 м на участках длинной до 5 м привводе кабеля в здание, а также в местах пересечения их с подземнымисооружениями при условии защиты кабеля от механических повреждений путемпрокладки его в асбестоцементных трубах. В местах изменения направления трассытраншею роют так, чтобы кабель можно было уложить в ней с требуемым радиусомизгиба.
Радиус изгибадолжен иметь по отношению к диаметру кабеля кратность не менее:
· 25 –для силовых одножильных с бумажной пропитанной изоляцией в свинцовой оболочке,бронированных и небронированных; для силовых многожильных с обедненнопропитанной изоляцией и с нестекающими пропиткой в общей свинцовой илиалюминиевой оболочке, бронированных; для силовых многожильных с бумажнойизоляцией в свинцовой или алюминиевой/> оболочке для каждойжилы, а также с поливинилхлоридной оболочке поверх каждой жилы, бронированных инебронированных;
· 15 –для силовых многожильных с бумажной пропитанной изоляцией в свинцовой илиалюминиевой оболочке, а также с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой,бронированных небронированных; для контрольных кабелей с бумажной пропитаннойизоляцией в свинцовой оболочке, бронированных и небронированных;
· 10 –для силовых и контрольных кабелей с резиновой изоляцией, в свинцовой илиполивинилхлоридной оболочке, бронированных.
В местахбудущего расположения кабельных соединений муфт траншеи расширяют, образуякотлованы. Котлован для одной кабельной муфты кабеля напряжением до 10 кВ долженбыть шириной 1,5 м и длинной 2,5 м. Для каждой следующей рядом укладываемоймуфты ширина котлована должна увеличиваться на 350 мм.
Вырытые булыжники,куски асфальта и бетона укладывают на одной из сторон траншеи или котлована нарасстоянии не менее 1 м от их бровки, чтобы обеспечить свободное продвижениеработающих вдоль трассы.
Кабелидоставляют к месту укладки в барабанах на специальных кабельных транспортерахили на автомашинах, оборудованных устройством для погрузки, транспортирования ивыгрузки барабана с кабелем. Выгружать барабаны с кабелем надо осторожно, чтобыне повредить его и не нанести травму работающим. Категорически запрещаетсясбрасывать барабаны с кабелем автомашин или транспортеров. Кабель должен бытьвыгружен на максимально близком расстоянии от места раскачки, но так, чтобы онне мешал движению рабочих, не создавал угрозы падения в траншею и был удобнорасположен для раскатки.
Доставленныек месту прокладки кабеля раскатывают с барабанов при помощи движущегосятранспорта, лебедкой по роликам, вручную по роликам или без роликов.
При раскаткекабеля с движущегося транспорта – с автомобиля или кабельного транспортера –двое рабочих вращают вручную барабан, сматывая с него кабель, а два другихрабочих принимают и укладывают кабель в траншее. Кабель сматывают с барабанасверху, а не снизу. Раскатку производят при скорости движения автомашины илибуксируемого транспортера, не превышающей 2,5 км/ч.
При раскаткекабеля с барабана, находящегося на земле, последний должен быть приподнят надземлей 200 – 250 мм с помощью стального вала и двух кабельных домкратов. Поддомкраты подкладывают деревянные доски толщиной не менее 50 мм, кирпичи илижелезобетонные плиты.
До началараскатки в траншею устанавливают линейные и угловые раскаточные ролики:линейные ролики устанавливают на прямых участках траншеи через каждые 2 м, аугловые изгибов и поворотов траншеи.
Прокладкакабелей в блоках.
Кабельнымблоком называют сооружаемое в земле устройство, предназначенное для защитыпрокладываемых в нем кабелей от механичесикх повреждений. />Блок обычно состоит изнескольких труб (асбестоцементных, керамических и др.) или железобетонныхэлементов (панелей) и относящихся к ним колодцев.
При прокладкекабельной линии в блоках, они должны быть доставлены к месту работ иразложенные вдоль трассы кабеля. Каждый кабельный блок должен иметь до 10 %резервных каналов, но не менее одного канала.
Глубиназаложения в земле кабельных блоков должна приниматься исходя из местныхусловий, но не должна быть менее расстояний, допустимых при прокладке кабелей втраншеях.
В местахнаправления трассы или разветвления кабельных линий, проложенных в блоках, и вместах перехода кабелей из блоков в землю должны сооружаться кабельные колодцы,обеспечивающие удобное протягивание кабелей, прокладываемых вновь, а такжедающие возможность легко и быстро заменять их в процессе эксплуатации.
Для стокавлаги блоки укладывают с уклоном в строну колодцев не менее чем на 100 мм накаждые 100 м. Кабельные колодцы сооружают на прямолинейных участках трассы нарасстоянии друг от друга, определенной прокладываемых кабелей, а такжевеличиной предельно допустимого тяжения кабеля при его затяжке в канале блока.
Прокладкакабеля производится с помощью лебедки. Трос от лебедки можно затянуть в трубунесколькими способами, но наиболее просто это сделать при помощи двух проволокс крючками на концах. Проволоки проталкивают с двух концов трубы одновременно ипри встрече в трубе сцепляют, а затем проволоку вытаскивают с одной сторонытрубы на столько, чтобы наружу вышло место сцепления проволок. Далее к концуоставшейся в трубе проволоки привязывают трос тяговой лебедки, а другому –контрольный цилиндр и один или несколько ершей. К последнему ершу прикрепляютстальной трос диаметром не менее 12 мм, служащий для протяжки кабеля.
Для затяжкикабеля в блоки его закрепляют к тросу чулком, накладываемым на оболочку кабеля,или же при помощи зажима. Барабан с кабелем устанавливают у колодца. Прежде чемприступить к протяжке кабеля, на трубе блока устанавливают стальную разъемнуюворонку с раструбом, а на край горловины колодца – желоб, изготовленный из кускатрубы или листовой стали, Воронка служит для предохранения кабеля и торцовойчасти трубы от повреждений при затягивании кабеля в блок; применение желобапредотвращает опасный перегиб кабеля в момент его затягивания в блок.
Кабельследует протягивать в блоки со скоростью 5 км/ч и без остановок во избежаниевоздействия на него больших усилий при трогании кабеля с места. До затяжкикабеля в трубу рекомендуется смазывать его составом или смазкой УС из расчета 8– 10 г на 1 м кабеля.
По окончаниизатяжки кабель в блоке отрезают с таким расчетом, чтобы можно было разделатьего для соединения в муфте.
Еслидальнейшая работа по прокладке кабеля в этот день прекращается, то на свободныеконцы кабелей, находящиеся в колодце и барабане, напаивают свинцовые или надеваютполиэтиленовые герметизирующие />колпачки. Для обеспечениянеобходимой герметизации кабеля на внутреннюю поверхность полиэтиленовогоколпачка предварительно наносят слой клея БФ или БМК, а затем колпачок надеваютна конец кабеля и закрепляют на его оболочке проволочным бандажом.
1.3 Монтажэлектрооборудования трансформаторных подстанций
Монтажзаземляющего устройства, изоляторов, ошиновки, разъединителей и выключателейнагрузки. Монтаж КРУ, силовых трансформаторов.
В настоящиевремя монтаж РУ 6-10 кВ выполняют с применение комплектных устройств, состоящихиз металлических шкафов со встроенными в них аппаратами, измерительными изащитными приборами и вспомогательными устройствами.
В зависимостиот способа установки аппаратов высокого напряжения комплектныераспределительные устройства различают: выкатные (с выдвижными элементами) типаКРУ, в которых аппарат высокого напряжения с приводом расположен на выкатнойтележке, и стационарные (без выдвижных элементов) типа КСО, в которых аппарат,приводит и все приборы установлены стационарно.
Основнымидостоинствами выкатных КРУ является: возможность быстрой замены выключателярезервным выключателем, установленным на тележке, вдвигаемой в ячейку вместовыключателя, подлежащего ремонту или осмотру; это особенно важно для РУ крупныхи ответственных установок, в которых необходимо иметь быструю взаимозаменяемостьпри повреждении основного аппарата – выключателя высокого напряжения;комплектность устройств, чему в большей степени способствует применениеспециальных скользящих контактов штепсельного типа вместо громоздкихразъединителей, установленных в КСО.
Комплектныераспределительные устройства выполняют с масляными выключателями типов ВМП – 10,ВМГ – 10, МГГ – 10, с выключателями нагрузки, разъединителями, разрядниками,трансформаторами напряжения, силовыми трансформаторами малой мощности.
По условию обслуживанияКРУ могут быть: одностороннего обслуживания (прислонного типа), устанавливаемыеприслонно к стене обслуживанием с фасадной стороны; двустороннего обслуживания(свободностоящие), устанавливаемые свободно с проходами с фасадной и заднейстороны.
Комплектныераспределительные устройства подразделяют также по номинальному току икоммутационной отключающей способности. Эти параметры соответствуют параметрамаппаратов высокого напряжения.
Монтажсиловых трансформаторов представляет собой статический (не имеющий вращающихся частей)аппарат, с помощью которого переменный ток одного напряжения преобразуется(трансформируется) в переменный ток другого, более высокого или низкогонапряжения.
В подстанцияхпромышленных предприятий применяются преимущественно силовые двухобмоточныетрансформаторы ТМ мощностью до 1000 кВ А с естественным масляным охлаждением.Основными частями двухобмоточного трансформатора являются: магнитопровод,обмотки, бак и крышка. Магнитопровод двухобмоточного силового трансформатора />представляет собойсобранную из листовой стали, толщиной 0,35 или 0,5 мм, конструкцию, состоящуюиз трех вертикальных стержней, связанных верхним и нижним ярмами. На стержняхрасполагаются обмотки трансформатора, и ярма, соединяя магнитопровода, образуязамкнутый контур. Для уменьшения вихревых токов листы стали магнитопроводапокрыты тонкой пленкой лака.
Листы сталимагнитопровода плотно спрессованы при помощи шпилек и ярмовых балок изшвеллерной стали. Для устранения местных нагревов магнитопровода и сниженияпотерь от вихревых токов шпильки и ярмовые балки изолированы от активной стали магнитопровода.
Однослойнаяцилиндрическая обмотка намывается одним или несколькими проводами в один слойпо винтовой линии с расположением начала и конца обмотки на ее противоположныхторцах.
Двухслойнуюобмотку наматывают так же, как и однослойную, но с расположением проводников вдва слоя.
Однослойные идвухслойные обмотки могут иметь до четырех параллельных проводников в витке.Они служат главным образом как обмотки НН (до 660В) в трансформаторах мощностьюдо 630 кВ А.
Втрансформаторах мощностью до 630 кВ А и на напряжения 6 и 10 кВ в качествеобмоток применяются многослойные цилиндрические обмотки.
Многослойнуюцилиндрическую обмотку выполняют круглым проводом, наматываемым набумажно-бакелитовый цилиндр с прокладкой между слоями проводов несколькихлистов кабельной бумаги. При большом числе слоев обмотку для лучшего отводатепла выполняют в виде двух катушек, между которыми имеется вертикальный канал,образуемый планками из сухой древесины (бук, дуб) или несколькими слоямисклеенных полосок электрокартона.
Многослойнаяобмотка проста в изготовлении, но не обладает достаточной механическойпрочностью по отношению к осевым усилиям. Чтобы придать обмотке большуюмеханическую прочность, ее бандажируют киперной или тафтяной лентой, а затемпропитывают глифталевым лаком и запекают при температуре 80 – 100 градусовЦельсия.
Магнитопроводвместе с укрепленными на его стержнях обмотками составляют активную частьтрансформатора.
Магнитопроводс обмотками помещается в металлический бак, который служит в качестверезервуара для охлаждающего масла, предохраняет обмотки и другие находящиесявнутри бака детали от повреждений, а также образует поверхность охлаждения,необходимую для отвода тепла из трансформатора.
Бакитрансформаторов отличаются многообразием конструкций, определяемых главнымобразом мощностью трансформатора и условиями его работы. Чем больше мощностьтрансформатора, тем больше количество тепла должны отводить стенки бака.
Баки имеютвид сварных резервуаров прямоугольной или овальной формы. Они бывают гладкими,ребристыми и с радиаторами.
Утрансформаторов небольшой мощности, где абсолютная величина отводимых в видетепла потерь невелика, баки имеют гладкие стены./>У более мощныхтрансформаторов (выше 50 кВ А) баки снабжены циркуляционными трубками круглогоили овального сечения, улучшение условия охлаждения трансформаторов. У мощныхтрансформаторов баки имеют патрубки фланцами, к которыми присоединяютсярадиаторы, охлаждаемые вентиляторами.
Патрубкибаков с радиаторами оснащены плоскими радиаторами оснащены плоскими радиаторнымикранами, позволяющими в случае необходимости снимать отдельные радиаторы безслива масла из трансформатора. Баки установлены на катки, позволяющие перемещатьтрансформатор на небольшие расстояния в пределах помещения подстанций.
Бакзакрывается крышкой, которая служит для его герметизации, а также размещения наней различных приборов и деталей: термометра и термометрического сигнализатора,пробивного предохранителя, вводов, переключателя отводов обмотки длярегулирования напряжения, расширителя, газового реле и предохранительной трубы.
1.4 Монтажэлектрических машин аппаратов управления
Подготовительныеработы. Монтаж электрических машин небольшой мощности. Сушка электрическихмашин. Монтаж аппаратов управления.
Монтаж электродвигателей.
Доставленныев собранном виде на объект монтажа электродвигатели обычно не нуждаются вособой проверке, так как их выпускают с завода только после тщательногоконтроля и в состоянии, полностью пригодном к установке. Однако принесоблюдении требований транспортировки и хранения в электродвигателях могутвозникнуть различные повреждения, например увлажнение и загрязнение обмоток,повреждение изоляции лобовых частей обмоток электродвигателей открытогоисполнения, повреждение подшипников. В таких случаях производится ревизияэлектродвигателя с выемкой или без выемки ротора. Разбирать электродвигательследует только в тех случаях, когда исправлять повреждения устранимо в монтажныхусловиях.
Для разборкии сборки электродвигателя необходимо применять специальные инструменты иприспособления, облегчающие труд монтажников. Разборку электродвигателяначинают со съема (демонтажа) полумуфты или шкива с конца вала при помощиуниверсального ручного или гидравлического съемника.
Ручнойсъемник с регулируемым раскрытием тяг позволяет захватывать (с наружной или свнутренней стороны) детали различных размеров и снимать их, раскрытие ификсирование тяг (захватов) в соответствии с размерами снимаемой деталипроизводится регулирование гайкой навернутой на резьбу винта с головкой.Тяговое усилие, создаваемое съемником, составляет 2 — 2,5 тс.
Болеесовершенными и пригодными для съема полумуфт и шкивов с валов крупныхэлектрических машин является гидравлический съемник ФК – 2 –10, создающийтяговое усилие до 10 тс. Конец винта гидравлического съемника снабжен шариком,наличие которого несмотря на создаваемые />большие тяговые усилияпредохраняет центр вала электродвигателя от повреждения (забоя).
Для съёма свала подшипников качения применяют съемники с захватом за кольцо или захватомболтами за крышку или капсюль подшипника. Перед тем как снять подшипник,необходимо отвернуть болты, гайки и стопорные устройства. Накладывая захваты(плиту) съемника на подшипники качения, надо следить за тем, чтобы выступызахватов были зацеплены за внутреннее, а не за наружное кольцо подшипника, впротивном случае можно повредить подшипник.
Если усилиесъема недостаточно, то шкив, полумуфту или подшипник подогревают: шкивы иполумуфты подогревают племенем паяльной лампы или газовой горелки до 200 – 250градусов Цельсия одновременным охлаждением вала водой или сжатым воздухом, аподшипники поливают чистым трансформаторным маслом, подогретым до 100 – 120градусов Цельсия.
Устанавливаемыйвзамен снятого, новый подшипник должен быть подогрет в ванне с чистым трансформаторныммаслом до температуры, близкой к 100 градусам Цельсия. Непосредственно передпосадкой подшипника поверхность конца вала и место посадки подшипника промываютбензином, протирают чистыми тряпками и смазывают минеральным маслом. Посадканового подшипника на вал двигателя производится при помощи отрезка трубы,желательно медной, а в расточку щита – при помощи отрезка стальной трубы истальной шайбы толщиной 4 – 5 мм. Наружный диаметр отрезка трубы должен быть на2 – 3 мм меньше наружного диаметра внутреннего кольца подшипника. На конецтрубы надевают сферическую заглушку.
Принеобходимости выемки ротора массой более 50 кг из статора двигателя применяютметод перестроповки или используют специальное приспособление.
Методперестроповки возможен только при наличии крана какого-либо подъемногомеханизма соответствующей грузоподъемности. Метод перестроповки состоит в том,что на вал ротора надевают стропы, а затем подтягивают их краном так, чтобыротор не касался статора, т.е. оказался «на весу», после чего, передвигая кран,выводят его из статора до момента подхода задней стороны к лобовой частиобмотки статора. Далее кладут на сердечник и, надев на вал трубу, переносят наеё задний строп. Продолжая перемещать ротор, выводят его из статора еще нанекоторое расстояние, отпускают свободный конец вала на подставку, а затемпереносят стропы к средней части сердечника ротора так, чтобы центр тяжестиротора оказался между стропами, после чего ротор полностью выводят из статора.
Тяжелыероторы вынимают из статора при помощи закрепляемого на статоре приспособления(универсального съемника), состоящего из отрезка рельса или стальной балки,комплекта роликов и бандажей, поддерживающих вал ротора.
При ревизиипроизводится тщательный осмотр всех частей и деталей двигателя. В первуюочередь проверяют сохранность обмоток; состояние изоляций обмоток, определяютпри помощи мегомметра.
/>В случае снижениясопротивления изоляции ниже 0,5 МОм обмотку двигателя сушат.
Существуетмного способов сушки обмоток электродвигателей. Выбор способа сушки зависит отмощности и конструкции электродвигателей. Так как, при мощностиэлектродвигателя 15 кВт применяют обогрев лампами инфракрасного излучениясветового потока или обычными лампами накаливания мощностью до 500 Вт; примощности выше 15 до 40 кВт – обогрев горячим воздухом от тепловоздуходувки илитеплом, выделяемы при прохождении тока по обмотке; при мощности выше 40 до 10кВт – нагрев токами индукционных потерь (вихревыми токами) в активной стали статора.
Режимы сушкитрансформатора в собственном баке методом индукционных потерь в стали бака.

Таблица 2Последовательность операций Температура стенок бака, C Продолжительность операции, ч Равномерное повышение температуры стенок бака по 10 – 20 С/ч 80 4 – 8 Повышение температуры по 10 C/ч 110 – 120 3 –5 Поддержание постоянной температуры сердечника и определение окончания процесса сушки 110 – 120 6 –8 Постепенное снижение температуры сердечника 80 – 60 3 – 6 Заливка бака чистым сухим маслом 50 – 40 1 – 2 Охлаждение трансформатора 40 – 30 В зависимости от температуры окружающего воздуха
1.5 Монтажэлектрооборудования кранов и подъемников
Главнойособенностью грузоподъемных кранов как объектов монтажа является ихгромоздкость. Ее учитывают на всех этапах создания крана, начиная спроектирования и завершая монтажом. При проектировании крана решают задачиобеспечения его монтажной технологией. Но мосты как бы успешно они не решалисьна этой стадии, монтаж кранов, осуществляемый не редко в действующих цехах и вдругих трудных условиях, остается сложной технической задачей, требующих нетолько глубоких знаний, но и большого мастерства. Это связанно с рядом причин.Созданные в последние годы огромный парк монтажных кранов позволил существеннооблегчить и упростить решение многих задач, считавшие ранее уникальными. Но исейчас при монтаже кранов прибегают к использованию простых по устройству, ногромоздких, дорогих и трудоемких в оснащении и в обслуживании такелажныхсредств (мачт, порталов, лебедок и пр.). Это снижает степень механизациимонтажных работ. Серьезно усложняющие их меняющиеся от объекта к />объекту условия веденияработ, с чем связанно большое разнообразие применяемых схем, методов и приемових выполнения.
Высокоекачество монтажа при минимальных затратах трудовых и материальных ресурсоввозможно лишь на основе правильной организации монтажных работ, знаниясовременного монтажного оборудования и такелажной оснастки, передовых методов иприемов такелажных работ, монтажа и наладки элементов машин.

2.Эксплуатация электрооборудования
2.1Эксплуатация электрических внутренних сетей освещения
Периодичностьосмотра и ремонта осветительных установок. Смена лампы, предохранителей.Контроль зануления и заземления. Особенности эксплуатации люминисцентногоосвещения.
Чтобыобеспечить бесперебойную работу внутрицеховых сетей и нормальный срок ихслужбы, в процессе эксплуатации проводят надзор и необходимую проверку и, еслипосле этого требуется, проводят своевременный ремонт.
Периодичностьосмотров осветительных электроустановок зависит от характера помещений,окружающей среды и устанавливается главным энергетиком предприятия.Ориентировочно для помещений серых, пыльных, с едкими парами и газами и другимиможно принять необходимую периодичность осмотров рабочего освещения один раз вдва месяца, а в помещениях с нормальной средой – один раз в четыре месяца. Дляустановок аварийного освещения сроки осмотров сокращают в два раза.
При осмотрахосветительных электроустановок проверяют состояние электропроводки, щитков,осветительных приборов, автоматов, выключателей, штепсельных розеток и прочихэлементов установки. Проверяют также надежность имеющихся в установкеконтактов: ослабленные контакты должны быть затянуты, а обгоревшие – зачищеныили заменены на новые.
Светильники иарматуру очищают от пыли и копоти в цехах с небольшим выделением загрязняющихвеществ(цехи механические, металлоконструкции, инструментальные, машинные залы,кожевенные заводы и т.п.) два раза в месяц; при большом выделении загрязняющихвеществ(кузнечные и литейные цехи, операционные отделения суперфосфатныхзаводов, отделения дробления горно-обогатительных комбинатов, прядильныефабрики, цементные заводы, мельници и т.п.) – четыре раза в месяц.
Очищают всеэлементы светильников – отражатели, рассеиватели, лампы и наружные поверхностиарматур. Очистку светоприемов естественного света проводят по мере ихзагрязнения. Рабочее и аварийное освещение в производственных цехах включают ивыключают по графику, в котором предусматривают включение их лишь в то время,когда естественное освещение недостаточно для производства работ.
Приэксплуатации электроосветительных установок принимаются меры по своевременномувключению и отключению освещения в производственных и вспомогательныхпомещениях и цехах. В производственных цехах промышленных предприятийсуществуют два способа смены светильников, ламп: индивидуальный и групповой.При индивидуальном способе светильники и лампы заменяют по мере их выхода изстроя; при групповом способе их заменяют группами (после того как они отслужилиположенное количество часов).второй способ – групповой – экономически выгодней,т.к. может быть совмещен с очисткой светильников, но связан с большим расходомламп.
Для зажиганиялюминесцентной лампы требуется некоторое время – от 5 с до 3-10 мин.Промышленность выпускает люминесцентные лампы общего назначения мощностью от 4до 200 Вт. Лампы мощностью от 15 до 80 Вт выпускают серийно в соответствии сГОСТами. Остальные лампы изготавливаются небольшими партиями по соответствующимтехническим условиям.
Одна изособенностей эксплуатации люминесцентного освещения состоит в том, что отыскатьнеисправность при этом виде освещения значительно трудней, чем прииспользовании ламп накаливания. Это объясняется тем, что наиболеераспространенная схема включения люминесцентных ламп одержит стартер идроссель. Поэтому схема включения становится сложнее, чем схема включения лампынакаливания. Другой особенностью люминесцентного освещения является то, что длянормального зажигания и работы люминесцентной лампы напряжение сети не должнобыть менее 95% от номинального. Поэтому при эксплуатации таких ламп необходимовнимательно следить за напряжением сети. Нормальный режим работы люминесцентнойламы обеспечивается при температуре 18 – 25 градусов, при более низкойтемпературе люминесцентная лампа может не зежечься.
2.2Эксплуатация кабельных линий напряжением до 10 кВ
Обслуживаниекабельных линий. Профилактические испытания кабелей. Определение местповреждения в кабельных линиях.
Приэксплуатации кабельных линий необходимо вести наблюдение за их трассами иконтроль за их нагрузкой. В процессе эксплуатации кабелей важно регулярно вестиих паспортизацию. Паспорт линии, кроме технической характеристики кабелей иусловий их прокладки, содержит сведения о результатах предыдущих испытаний, оремонтах, что помогает установить правильный режим для линий и своевременновыводить их на ремонт.
Принаблюдении за кабельной линией следят за тем, чтобы трасса содержалась вчистоте; вблизи нее не находились ненужные предметы, мешающие работамликвидации аварий и ремонту кабелей, проложенных в земле; поверхностный слойземли на трассе не должен иметь провалов, размывов и других неровностей,могущих вызвать повреждение кабелей. Необходимо обращать внимание наобеспечение сохранности кабелей при выполнении земляных работ вблизи кабельных трасс.
Кабельныетрассы внимательно осматривают на всем их протяжении и особенно в местахпересечения трассами канав, кюветов и переходов кабелей из земли на стены илиопоры. При осмотрах туннелей, коллекторов и аналогичных кабельных сооруженийобращают внимание на содержание их в чистоте.
Вколлекторах, туннелях и подобных им кабельных сооружениях проверяют состояниеосвещения и вентиляции; измеряют внутреннюю температуру, которая не должнапревышать температуру наружного воздуха более чем на 10 градусов; осматриваютантикоррозийные покровы кабелей; внешнее состояние муфт; следят за тем, чтобыне имелось натяжений, смещений, провесов кабелей и т.п.
Приэксплуатации кабелей следят за их правильной нагрузкой. Перегрузки кабелей,которые носят систематический характер, влекут за собой быстрое ухудшение ихизоляции и сокращают длительность работы; их недогрузка связана с недоиспользованиемпроводникового материала, заложенного в кабелях. Поэтому при эксплуатациикабельных линий периодически проверяют, чтобы нагрузка соответствовалаустановленной при вводе линии в эксплуатацию. Анализ произведенных измеренийнагрузок позволяет пересматривать режим работы кабелей, устанавливая режим,который обеспечит одновременно экономичную и надежную работу.
В условияхэксплуатации иногда требуется определение фактической температуры токоведущихжил кабеля. Вычисление значения температуры токоведущих жил составляют длякабелей: с пропитанной бумажной изоляцией напряжением до 3 кВ не превышает 80градусов; напряжением до 6 кВ – 65 градусов; напряжением до 10 кВ – 60градусов; с резиновой изоляцией – 65 градусов. Кабели с пластмассовой изоляциейнапряжением 1, 3 и 6 кВ длительно допускают температурный нагрев жил до 70градусов.
Для предупреждениявнезапного выхода кабеля, муфт и заделок из строя проводят профилактическиеиспытания кабельных линий. Цель этих испытаний – доведение ослабленных мест допробоя, предупреждая тем самым аварийный выход кабеля из строя. Основнымявляется испытание повышенным напряжением постоянного тока. Испытание кабелейпеременным током требует применения мощных испытательных установок, так каккабели обладают большой зарядной мощностью. Для испытаний кабельная линияотключается и заземляется. Затем с одной из фаз снимается заземление.Испытательное напряжение подается поочередно на каждую жилу кабеля призаземлении двух других жил. Испытательные напряжения для кабелей с бумажной изоляциейследующие:
Номинальноенапряжение кабеля, кВ………………6 10 20
Испытательноенапряжение, кВ…………………36 — 45 60 100
Продолжительностьиспытания каждой жилы кабеля 2 – 35 кВ 5 минут, жилы кабеля 110 – 220 кВ – 20минут.
Состояниеизоляции кабеля оценивается током утечки и его асимметрией по фазам. Приудовлетворительном состоянии изоляции ток утечки в момент подъема напряжения накаждой ступени резко возрастает за счет заряда емкости кабеля, а затем быстроспадает: у кабелей 6 – 10 кВ до 500 мкА. При наличии дефектов ток утечкиспадает медленно и даже может возрасти. Запись значения тока утечкипроизводиться на последней минуте испытаний.
Асимметрия,т.е. разница токов утечки по фазам, у кабелей с неповрежденной изоляцией недолжна превышать 50%. Изоляция дефектов кабелей обычно пробивается при подъеменапряжения, испытательная установка в этот момент автоматически отключается.
Применяетсяметод испытания кабельных линий 6 кВ под нагрузкой. Сущность метода состоит втом, что испытательная установка присоединяется к нулевой точке обмотоктрансформатора собственных нужд и выпрямленное испытательное напряжение впределах 20-24 кВ накладывается на фазное рабочее напряжение. Испытуемыйучасток сети выдерживается под повышенным напряжением 3-5 мин. Достоинство метода-возможность проведения испытания без поочередного отключения линии.
Профилактическиеиспытания кабельных линий городских сетей 3-35 кВ проводятся не реже 1 раза вгод, в маслонаполненных кабельных линий 110 кВ и выше- 1 раз в 3 года.
Приопределение мест повреждения кабельных линий прежде всего устанавливаетсяхарактер повреждения. Для этого мегомметром 2500 В измеряется сопротивлениеизоляции токоведущих жил кабеля относительно земли и между каждой парой жил.Проверяется отсутствие обрыва жил. После этого устанавливается зона, в границахкоторой имеется повреждение, а затем уже непосредственно на трассе кабельнойлинии отыскивается место повреждения.
Определениезоны повреждения производится следующими методами: петлевым, импульсным иметодом колебательного разряда. Точное выявление места повреждения производитсяабсолютным индукционным и акустическим методами.
Петлевойметод используется в случае повреждения изоляции одной или двух жилотносительно оболочки при отсутствии обрыва жил.
Приравновесии моста расстояние до места повреждения находится по формуле:
lx=2LR1/(R1+R2).
Импульсныйметод основан на измерение интервала времени между моментом посылки импульсаэлектромагнитной волны в поврежденную линию и моментом возвращения отраженногоимпульса от места повреждения к месту подключения прибора.
Методколебательного разряда основан на том, что при пробое кабеля в поврежденномместе возникает разряд, период колебания которого пропорционален расстоянию доместа повреждения.
Индукционныйметод получил широкое распространение при отыскании мест замыкания междужилами. Суть метода заключается в том, что при измерении по двум замкнутыммежду собой жилами кабеля проходит ток 10-20 А звуковой частоты от специальногогенератора. Вокруг кабеля до места замыкания возникают электромагнитныеколебания. По трассе кабеля проходит оператор с приемной рамкой, усилителем ителефоном и прослушивает звучание наведенных электромагнитных волн. Приприближении к месту повреждения звучание сигнала усиливается, а затем на расстоянии0,5-1 м за местом повреждения прекращается.
Акустическийметод аналогичен индукционному. Разница в том, что на жилы кабеля подаютсяимпульсы от кенотронной установки.
2.3Эксплуатация трансформаторных подстанций
Эксплуатациясиловых трансформаторов, конденсаторов, предназначенных для повышениякоэффициента мощности. Эксплуатация кислотных аккумуляторных батарей
Наиболееуязвимой и часто повреждающейся частью изоляции трансформатора являются егообмотки ВН и реже НН. Повреждения чаще всего возникают вследствие сниженияэлектрической прочности изоляции на каком-либо участке обмотки, в результатечего происходит электрический пробой изоляции между витками и их замыкание наэтом участке, приводящее к выходу трансформаторов из строя.
Эксплуатациятрансформаторов с частично перемотанными обмотками показала, чтопродолжительность их работы в 2 – 3 раза короче, чем у трансформаторов сполностью перемотанными обмотками.
При ремонтетрансформатора вводы тщательно осматривают, обращая особое внимание на сохранностьизолятора и целость армировки. Если на поверхности изолятора имеется не болеедвух сколов площадью до 1 см2 и глубиной до 1 мм, дефектные местапромывают покрывают двумя слоями бакелитового лака, просушивая каждый слой всушильном шкафу при 50 – 60 градусах. Изоляторы с большим количеством дефектовзаменяются новыми.
Во времяэксплуатации конденсаторных установок необходимо следить за температурой, токоми напряжением установки, которые не должны превышать максимальных значений,установленных их заводами-изготовителями.
Эксплуатациюконденсаторов прекращают и установку отключают от сети, если имеются: повышениенапряжения на питающих шинах более 110 % от номинального напряженияконденсаторов; температура, превышающая допустимую для конденсаторов принятоготипа; вспучивание стенок конденсаторов; неравномерность нагрузки отдельных фаз,превышающая 10%; увеличение тока конденсаторной батареи более чем на 15% отноминального значения.
Приэксплуатации батареи конденсаторов периодически осматривают без их отключения вследующие сроки: при напряжении батарей до 1000 В и мощности до 500 квар – нереже одного раза в месяц, а батарей большей мощности – не реже одного раза вдекаду.
Если впроцессе эксплуатации плотность электролита в сосудах элементов будет меньшеили больше 1,2 – 1,21 г/см3, то в первом случае в сосуд доливаютэлектролит с требуемой плотностью, а во втором – дистиллированную воду. Доливкудистиллированной воды производят только в придонную (нижнюю) часть сосудаэлемента батареи с помощью стеклянной, резиновой или полиэтиленовой трубки. Приэтом необходимо тщательно следить, чтобы даже капли воды не попало наэлектролит сверху; доливка дистиллированной воды и электролита производят приотключенной батарее. Плотность электролита во всех элементах батареи должнабыть одинаковой, в противном случае на элементах батареи будут разныенапряжения.
Работа АКБ порежиму постоянного подзаряда обеспечивает надежность питания оперативных цепей,т.к. батарея находится всегда в заряженном состоянии; уменьшается сульфатацияпластин и выпадение их активной массы на дно сосуда вследствие отсутствияпериодических глубоких разрядов большим током, что удлиняет срок службыбатареи.
2.4Эксплуатация электрооборудования кранов, подъемников, электрооборудованиятермических и сварочных установок
Эксплуатационноеобслуживание электрооборудования грузоподъемных устройств. Эксплуатацияэлектрооборудования печей сопротивления, электросварочных установок.
Приобслуживании и ремонте кранового электрооборудования следует строго руководствоватьсяПравилами технической эксплуатации, Правилами техники безопасности, Правиламиустройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин Госгортехнадзора иинструкциями.
Всоответствии с «Правилами устройства и безопасности обслуживания лифтов» должныпроводиться ежедневные осмотры, внутримесячное техническое обслуживание (ТО-1),проводимое не реже одного раза в 15 дней; ежемесячное техническое обслуживание(ТО-2), проводимое не реже одного раза в         месяц; полугодовое техническоеобслуживание (ТО-3), проводимое не реже одного раза в 6 месяцев.
Приежедневном осмотре проверяется исправность освещения шахты, кабины, этажныхплощадок, световой и звуковой сигнализации, автоматических и неавтоматическихзамков, дверных контактов.
Привнутримесячном техническом обслуживании (ТО-1) проводят все работы,предусмотренные ежедневным осмотром; проверяют тормозное устройство; исправноедействие неавтоматических и автоматических замков дверей шахты, а такжеисправное действие электрических контактов на всех этажах; осматриваютограждение шахты, освещение и сигнализацию.
Приежемесячном техническом обслуживании (ТО-2) проводят все работы,предусмотренные ТО-1, а также осматривают: панель управления; электродвигатель;концевые выключатели; этажные переключатели; индуктивные датчики; кнопочныйаппарат; канатоведущий шкив; канаты; направляющие кабин; подвеску кабины ипротивовес; натяжные устройства в приямке.
При полугодовомтехническом обслуживании (ТО-3) проводят все работы, предусмотренные ТО-2, атакже осматривают: вводное устройство (главный рубильник); редуктор;ограничитель скорости; ловители; буферные устройства; заземления.
В объемтехнического обслуживания электрооборудования печей входят: присоединение иотсоединение оборудования от сети; внешний осмотр деталей; чистка оборудованияот пыли, грязи и флюсов; чистка контактных поверхностей; проверка исправностиизоляционных прокладок; подтяжка крепежных деталей и контактов; проверкастопорных механизмов; поверка работы переключателей, мелкий ремонт пускорегулирующейаппаратуры; проверка заземляющих устройств; для электродуговых печей – проверкакачества торцевых и ниппельных соединений, а также плотность свертыванияэлектродов; для индукционных и высокочастотных печей – осмотр конденсаторныхбатарей, электронных ламп и надежность экранирования и заземления отдельныхблоков; проверка правильности работы контакторов с гашением дуги и отсутствиенакипи на водоохлаждаемых поверхностях.
На всехустановках проверяю работу щита управления, сопротивление изоляции всехэлектрических цепей и температурный режим печей.
Приобслуживании электросварочных установок следует выполнять требования правил ПТБи ПТЭ, а также указания по эксплуатации и безопасному обслуживанию, изложенныев инструкции завода-изготовителя.
Осмотры ичистку электросварочной установки и пусковой аппаратуры производят не режеодного раза в месяц. Сроки текущих и капитальных ремонтов сварочных установокопределяются графиком ППР исходя из местных условий и режима эксплуатации, атакже указаний завода-изготовителя.

3. Ремонтэлектрооборудования
3.1Механический ремонт электрических машин
Видымеханических повреждений электрических машин и их причины. Работы по ремонтумеханической части электродвигателей. Измерительный и контрольный инструмент,приспособления и механизмы для ремонта. Ремонт активной стали, коллекторовщеточного аппарата, подъемников. Подшипники качения и скольжения.
Кмеханическим повреждениям относят: выплавку баббита в подшипниках скольжения;разрушение сепаратора, кольца, шарика или ролика в подшипниках качения;деформацию или поломку вала ротора (якоря); образования глубоких выработок(«дорожек») на поверхности коллекторов и контактных колец; ослабление крепленияполюсов или сердечника статора на станине, разрыв или сползание проволочныхбандажей роторов (якорей); ослабление прессовки сердечника ротора (якоря) и др.
Машиныповреждаются чаще всего из-за недопустимо длительной работы без ремонта,плохого эксплуатационного обслуживания или нарушения режима работы, на которыйони рассчитаны.
Искривлениевалов встречается обычно у электродвигателей малой мощности. Валы правят нагидравлических или винтовых прессах после выпрессовки из сердечника или безразборки.
Корпусаэлектрических машин повреждаются относительно редко. Наиболее распространеныследующие дефекты: отлом лапы у чугунной станины; износ или срыв резьбовыхотверстий; износ посадочных мест под щиты; появление трещин. Приваркуотломанных частей и заварку трещин производят электродуговой сваркой.
Вподшипниковых щитах может быть износ поверхности под посадку подшипника,поверхности посадки щита на корпус. При износе обоих поверхностей их можновосстановить металлизацией или наплавкой металла электросваркой. Износпосадочных поверхностей на валах, щитах, корпусах и других деталях можновосстанавливать нанесением герметика 6Ф.
Очищенные отзаусенцев листы стали якоря лакируют бакелитовым или покровным №302 лаком,пропуская их между валиками специальной установки. Активная сталь сердечникадолжна быть спрессована настолько плотно, чтобы исключалась возможность дажесамого незначительного перемещения одного листа по отношению к другому.
Привыполнении сборочных и монтажных работ в процессе изготовленияэлектрооборудования и монтажа осветительных и силовых электроустановок назаводах, в мастерских и непосредственно в зоне монтажа используют многиемеханизмы, инструменты и приспособления.
У коллектороввозможны следующие повреждения; повышенное биение рабочей поверхности, подгар иизнос пластин, замыкание пластин между собой и на корпус, поломка и распайкапетушков, перекрытия и прожоги пластмассы, трещины пластмассы.
Напредприятиях ремонт коллекторов со стальной втулкой возможен с его разборкой, аколлектора на пластмассе можно ремонтировать без разборки.
Вэлектрических машинах применяют подшипники двух видов: качения и скольжения. Всовременных машинах используют главным образом шариковые и роликовые подшипникикачения, которые просты в эксплуатации, износоустойчивы и легко заменяются приповреждении. Подшипники скольжения, применявшиеся в машинах старых конструкций,используют сейчас в современных крупных электрических, а также принеобходимости работы машин с низким уровнем производимого шума.
3.2 Ремонтобмоток машин переменного и постоянного тока
Неисправностиобмотки и удаление поврежденных обмоток. Ремонт ротора, статора. Ремонт обмотокякоря и полюсов.
Основныминеисправностями обмоток якорей являются электрический пробой изоляции на корпусили бандаж, замыкание между витками и секциями, механические повреждения паек.При подготовке якоря к ремонту с заменой обмотки очищают его от грязи масла,снимают старые бандажи и, распаяв коллектор, удаляют старую обмотку,предварительно записав все данные, необходимые для ремонта.
В якорях смиканитовой корпусной изоляцией часто бывает очень трудно извлечь секцииобмотки из пазов. Если секции вынуть не удается, нагревают якорь в сушильномшкафу до 120 – 150 градусов, поддерживая температуру в течение 40 – 45 минут, ипосле этого их извлекают.
Уэлектрических машин постоянного тока, поступающих в ремонт, чаще всегооказывается поврежденными катушки дополнительных полюсов, намотанныепрямоугольной медной шиной пламя или на ребро. Повреждается не сама медная шинакатушки, а изоляция между ее витками. Ремонт катушки сводится к восстановлениюмеждувитковой изоляции перемоткой катушки.
Обмотки якоряиз круглого провода при ремонте, как правило, заменяют. Обмотки якорей машинмалой мощности наматывают вручную непосредственно в пазы сердечника.Предварительно изолируют пазы, торцы сердечника и участок вала, примыкающий ксердечнику; фрезеруются пазы в коллекторе.
Согласноразметке устанавливают в шлиц коллекторной пластины провод (начало секции) ивручную заводят его в соответствующие пазы, делая необходимое число витков.Конец секции заводят в шлиц соответствующей коллекторной пластины.
Катушечныеобмотки якорей электрических машин средней мощности наматывают на шаблоны.Каждую катушку наматывают отдельно. Если катушка состоит из нескольких секций,то наматывают сразу все секции.
Напромышленных предприятиях ремонт обмоток якоря из прямоугольного повода, какправило, включает ремонт отдельных или замену одной или нескольких катушек,вышедших из строя.
При ремонтеобмоток полюсов их, как правило, снимают с полюсов. Для этого отворачиваютболты, крепящие полюса к корпусу, отнимают полюса от корпуса и снимают их собмотки. При ремонте обмоток добавочных полюсов находят место повреждения и,если это пробой на корпус, очищают его от поврежденной изоляции и наносятновую. Если неповрежденная изоляция служила довольно долго, то необходимо еезаменить. При витковом замыкании с катушки снимают корпусную изоляцию,раздвигают витки и прокладывают между ними новую витковую изоляцию. Как правилоизоляцию промазывают клеящими лаками и высушивают. Изолированную обмотку несколькораз покрывают эмалью и сушат.
3.3 Ремонтпускорегулирующей аппаратуры
Виды ипричины повреждений пускорегулирующей аппаратуры. Ремонт контактов имеханических деталей контактора, пускателя, автоматического выключателя. Ремонткатушек.
Пускорегулирующаяаппаратура имеет следующие виды повреждений: чрезмерный нагрев катушекпускателей, контакторов и автоматов, межвитковые замыкания и замыкания накорпус катушек; чрезмерный нагрев и износ контактов; неудовлетворительнаяизоляция; механические неполадки. Причина опасного перегрева катушекпеременного тока – заклинивание якоря электромагнита в его разомкнутомположении и низкое напряжение питания катушек. Межвитковые замыкания могутпроизойти вследствие климатических воздействий на катушку, а также из-за плохойнамотки катушек. Замыкание на корпус происходит в случае неплотной посадкибескаркасной катушки на железном сердечнике, а также из-за вибраций. На нагревконтактов влияет токовая нагрузка, давление, размеры и раствор контактов,условия охлаждения и окисление их поверхности и механические дефекты вконтактной системе. Износ контактов зависит от силы тока, напряжения ипродолжительности горения электрической дуги между контактами, частоты ипродолжительности включений, качества и твердости материала. Механическиенеполадки в аппаратах возникают в результате образования ржавчины, механическихполомок осей, пружин, подшипников и других конструктивных элементов.
Передремонтом осматривают все основные части контактора, чтобы установить, какиедетали подлежат замене и восстановлению. При небольшом обгорании контактнойповерхности ее очищают от копоти и наплывов обычным личным напильником истеклянной бумагой. При замене контактов их изготавливают из медныхцилиндрических или фасонных прутков из твердой меди марки М-1.
При ремонтеконтакторов придерживаются паспортных величин нажатия контактов. Отклонение отних в ту или иную сторону может привести к неустойчивой работе контактора,вызывая его перегрев и сваривание контактов.
Особенностьремонта магнитных пускателей – смена неисправных катушек и тепловых элементов.При изготовлении новой катушки необходимо сохранять ее конструкцию. Тепловыеэлементу пускателей, как правило, заменяют новым, заводским, т.к. их в условияхмастерской отремонтировать трудно.
У автоматическихвыключателей серии А и других конструктивно аналогичных выключателейповреждаются преимущественно контакты, отключающие механизм и механическихпружин. В зависимости от характера повреждения ремонтируют автоматическиевыключатели в электроремонтном цехе или на месте их установки. Закопченныестальные омедненные пластины решетки осторожно очищают деревянной палочкой илимягкой стальной щеткой, освобождая их от слоя нагара, а затем протирают чистымитряпками и промывают.
Технологическийпроцесс изготовления катушек состоит из операций намотки, изолировки, пропитки,сушки и контроля катушки можно наматывать на намоточный шаблон, на каркас илинепосредственно на изолированный полюс.
3.4 Ремонттрансформаторов
Ремонтобмоток, магнитопровода, фарфоровых вводов, бака расширителей и арматуры.
Ремонтобмоток в большинстве случаев сводится к замене повреждений изоляции проводовпри замене клиньев, прокладок и других изолирующих обмотку элементов.Переизолировка провода небольших однослойных катушек, как правило, выполняетсявручную. Поврежденные многослойные и другие более сложные по конструкцииобмотки, выполненные из проводов мелких сечений, в большинстве случаев заменяютновыми. Поврежденную изоляцию удаляют обжигом. Для изготовления новых обмотокприменяют медные или алюминиевые провода.
Магнитопроводразбирают в следующем порядке: распаивают соединения катушек и выводов; снимаютболты, стягивающие верхнее ярмо; расшлихтовывают его; записывают порядокукладки отдельных листов; обвязывают концы стержней сердечника миткалевойлентой, чтобы они не расходились веером и не портили изоляции катушек; снимаюткатушки. На очищенные стальные листы наклеивают бумагу, которая служитизоляцией для листов. Оклеенные листы стали быстро просушивают, чтобы не былоржавчины под слоем бумаги и с неоклеенной стороны. Перед нанесениемизолирующего слоя из лака листы нарезают на определенные размеры, штампуют вних отверстия, которые тщательно зачищают.
Основныенеисправности вводов: трещины и сколы изоляторов, разрушение изоляторов,некачественная армировка и уплотнение, срыв резьбы стержня при неправильномнавинчивании и затягивании гайки. При значительных сколах и трещинах вводзаменяется.
Сравнительнораспространенными случаями повреждений бака, вызывающими его течь, являетсянарушение сварных швов и недостаточная плотность прокладки между баком икрышкой. Места течи заваривают газосваркой, предварительно тщательно очистивместо сварки от масла и краски и просушив его постепенным и равномернымнагревом паяльной лампой.
Ремонтрасширителя обычно сводится к промывке его маслом. Но иногда необходимо очищатьвнутреннюю поверхность расширителя от ржавчины, которую можно обнаружить приразборке трансформатора в виде большого скопления крупинок.
Ремонтарматуры, в основном, сводится к разборке арматуры и ее очистке от шлама игрязи, промывке в трансформаторном масле. Покрытые ржавчиной поверхностиочищают стальными щетками и окрашивают.

Литература
1.  Атабеков В.Б. Ремонтэлектрооборудования промышленных предприятий. – М., Высшая школа, 1985.
2.  Зюзин А.Ф. Монтаж,эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок.– М., Высшая школа, 1971.
3.  Лукъянов Т.П. Техническаяэксплуатация электроустановок промышленных предприятий. – М., Энергоатомиздат,1985.
4.  Смирнов В.Н. Монтажэлектрических установок. – М., Энергоиздат, 1982.
5.  Комолов В.Г., Файб С.И.,Алексеев А.А. Ремонт электрических машин. – М., Транспорт, 1975.