Искусство Греции. Гомеровская Греция

ИскусствоГреции. Гомеровская Греция
Ильина Т.
В начале Iтысячелетия до н. э. племена Древней Эллады расселились по всемуСредиземноморью. Дорийцы заняли весь Пелопонесский полуостров, остров Крит идругие острова. Ахейцы были оттеснены на острова Эгейского моря, в Малую Азию ина остров Кипр, в Среднюю Грецию, Аттику, где жили уже ионийцы. Ионийцыселились также на Кикладах, на западном берегу Малой Азии. Уже в VIII в. до н.э. греки колонизировали юг Италии, Сицилию, основали города Кумы и Неаполь, акоринфяне — город Сиракузы на Сицилии, и все это называлось «Великая Греция».Таким образом, вместе с Малой Азией и Северным Причерноморьем под влияниемгреческого искусства были огромные территории. Период истории эллинов с XI доVIII в. до н. э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем в основном издвух поэм, написанных в конце IX — начале VIII в. до н. э. и приписываемыхГомеру.
В этот периодперехода от родового строя к раннему рабовладельческому классовому обществускладываются греческая мифология и эпос. Греки были язычниками. Они поклонялисьмногим богам, во главе которых стоял Зевс, и наделяли их чертами, свойственнымичеловеческой натуре. Уже в греческой религии было заложено то, что такхарактерно для искусства греков: мерой всего видеть человека, его совершенство,его красоту. В мифах греки выразили свое представление о мироздании, в мифы онивложили свое поэтическое образное восприятие мира. Мифология «составляла нетолько арсенал греческого искусства, но и его почву».
Правда, отгомеровского периода почти не сохранилось памятников зодчества илимонументальной скульптуры, однако мы имеем представление о гончарном ремесле,близком микенской керамике. Самые ранние глиняные сосуды были украшеныгеометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, вероятно,имевшим символическое значение (X—VII вв. до н. э.), позже появились фигурызверей и птиц. Сосуды многообразны по форме: амфоры — для хранения вина имасла, кратеры—для смешивания вина с водой, пиксиды с крышками в виде фигурокживотных или птиц — для благовоний, кувшины с фигурным венчиком —энохоя —дляразливания вина во время трапезы и т. д. С конца IX —начала VIII в. до н. э. навазах появляется и изображение человеческих фигурок. Изображение предельноплоскостное, условное, с головами и ногами в профиль, а верхней частью торса —в фас, как в египетском искусстве. О монументальной скульптуре мы знаем толькопо описаниям древних: это так называемые ксоаны — статуи из дерева и камня.
Греческаяархаика
VII—VI века дон. э.—время сложения и укрепления античных рабовладельческихгородов-государств, греческих полисов —называются архаическими (от греческого«архайос» —древний). Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываютсядороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета.В это время уже четко прослеживается социальное неравенство и борьба демоса саристократами, эвпатридами. Греки быстро расселяются в бассейнеСредиземноморья. Из Сицилии, с Апеннинского полуострова, Египта, СеверногоПричерноморья они ввозят рабов и хлеб, вывозят же в провинции в основномпроизведения художественного ремесла, керамики.
Период архаики—время возникновения греческой письменности (на основе финикийской), медицины,астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии,театра и, конечно, изобразительных искусств. Греки, умело используя достиженияпрежних культур Вавилона, Египта, создали свое собственное искусство, оказавшееогромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.
Зодчие этогопериода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше,а камнем. На главной площади города, где происходили собрания и религиозныепразднества, возвышался храм, посвященный обычно божеству — покровителю города.
В период архаикипостепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, котораястала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. Греческий храм,хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу илибогам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Какправило, он не подавлял человека своими размерами. Размещение храма в центреакрополя или на городской площади уже определяло его роль в общественной жизни.Простейший тип архаического храма — храм в антах, состоящий из одного небольшогопомещения — наоса, открытого на восток. Между выступами боковых стен — актами —на фасаде были помещены две колонны. Простиль — более сложный тип храма, на егофасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как спереднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основнымтипом храма явился периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всехсторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине VII в. до н. э., идальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования егоконструкций и пропорций.
В основегреческого зодчества уже в архаический период лежала определенная системасоотношения, равновесия несомых и несущих частей — ордер (от латинского «ордо»— строй, порядок). Первые ордера назывались дорическим и ионическим (по местамих возникновения), затем появился коринфский, близкий к ионическому.
Ордер был общейсистемой правил, никак не исключающей индивидуальности творческого решения ввопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.
Каменноеоснование дорического храма —периптера — обычно трехступенчатое, называемоестереобатом, с его верхней ступенькой — стилобатом — служило как бы постаментомхрама. В наос, из которого, собственно, и состоял храм, вел вход со стороныглавного фасада (в некоторых храмах был еще опистодом —помещение позади наоса свыходом в сторону заднего фасада). Наос освещался или через двери, или черезсветовые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базыи создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол их прорезали желобки —каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался (это утолщение носит названиеэнтазиса), капитель колонны состояла из эхина — круглой каменной подушки, иабака — квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемыйантаблемент. Антаблемент складывался из архитрава — балки, лежащейнепосредственно на колоннах, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера —гладкий. Фриз дорического ордера делится на прямоугольные плиты — метопы итриглифы, имеющие на плоскости три вертикальных желобка. Антаблемент завершалсякарнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, напереднем и заднем фасадах образовывала треугольники, так называемые фронтоны.Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой. Скульптурными украшениями(акротериями) завершались углы крыши и ее щипец (который в русской архитектуреназывается коньком). Классическим примером дорического ордера может служитьхрам Посейдона в Пестуме (Италия, VI в. до н. э.).
Капительионического ордера, сложившегося к концу VII в. до н. э. имела эхин из двухизящных завитков — волют. Архитрав ионического ордера разделен по горизонталина три полосы, отчего кажется более легким, чем гладкий дорический. Фриз идетпо антаблементу сплошной лентой. Его характер более легкий, изящный,«женственный». Фриз был часто раскрашен, детали золотились. В ионическойколонне энтазис менее заметен, чем в дорической, или вовсе отсутствует. Карнизбогато декорирован. Уже в эпоху классики сложился коринфский ордер, колонныкоторого более стройные, чем ионические, и завершаются пышной капителью,составленной из стилизованных листьев аканфа. Изобретение коринфской капителиприписывают золотых дел мастеру Каллимаху, который сделал ее сначала изметалла. Пример коринфского ордера — храм Аполлона в Бассах (ок. 430 г. до н. э.). Но следует отметить, что греки употребляли коринфский ордер реже, чем дорический иионический.
Греческие храмыархаического периода подкрашивались: тимпаны (т. е. само поле) фронтонов итриглифы —обычно синим, метопы —красным. Раскрашивалась и скульптура. Краскаподчеркивала архитектонику здания, усиливала праздничность образа. Белый сцветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найтиудачное расположение на холме, на возвышении, легко «читался» силуэтом на фоненеба.
Дорический ордерявился выражением самых передовых художественных идей времени, и строгий типпериптера продолжал развиваться и совершенствоваться в эпоху классики какведущий тип храма.
Сложным путемшло развитие архаической скульптуры. Можно сказать, что греческая скульптурародилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпийских игрвсенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Поскольку насостязаниях юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов сталарешать проблемы пластики обнаженного юношеского тела. Так появились в периодгреческой архаики скульптурные изображения юношей — куросы, которые долгоназывали архаическими аполлонами. Иногда такие статуи достигали несколькихметров высоты. Фигура монументальна, моделирована обобщенно, в еенерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Пуки прижаты ктуловищу, одна нога выставлена вперед. Подчеркнуто атлетическое сложение:широкие плечи, узкие бедра. Углы губ чуть приподняты, что позволилоисследователям ввести термин «архаическая улыбка», глаза широко открыты. Четкаяфронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработкаволос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взглядсоздают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастьяпознания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческогоискусства.
Куросыпосвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетоввоздвигались на площадях городов. Рельефные изображения исполнялись нанадгробных плитах — стелах. Материалом служили камень, дерево, мрамор,терракота, со второй половины VI в. до н. э.— бронза. Камень и глинураскрашивали. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой,глаза —красными, но это лишь усиливало общую декоративность.
Если вскульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, тов женской — проблема задрапированного. Такие фигуры назывались «корами»(по-гречески кора — дева). Чаще всего их находят около Афин, так как корыобычно изображали жриц богини Афины. Уже в ранних архаических корах видно, какскульптор стремился под их одеждой — хитонами и пеплосом — как можно точнеепромоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрытые, «архаическая улыбка»еле намечена.
/>
Кора. Мрамор.Афины, музей Акрополя Возничий. Бронза. Дельфы, музей
Как правило,коры раскрашивались: при розовато-красных волосах брови и ресницы могли бытьчерными, одежда яркая, очень нарядная. Лица куросов и кор неиндивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикойпозы сдержанность, мужество, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутойженственности, нежности мы наблюдаем в образах кор. Все это выражалонравственный идеал греков в период архаики, а в искусстве той эпохиэстетический и этический идеалы сливались.
О монументальнойживописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, она существовала,но не сохранилась до нашего времени. Зато мы может судить о вазописи, как VII,так и VI в. до н. э. В VII в. до н. э. живопись заполняла всю поверхностьсосуда, как ковром. Стиль этот называется обычно ориентализирующим, посколькумногое, особенно в орнаменте, греки восприняли от искусства Востока: пальметты,цветы лотоса, как и многие мотивы животного мира. Все это переработано живойфантазией греков и обогащено их собственной мифологией. Узор, подчеркнутыйконтуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, деталипроцарапывались, выделялись белой и пурпурной красками.
В конце VII в.до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. Черным лакомстали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигурырасполагались уже не «ковром», горизонтальными полосами, а свободно размещалисьна поверхности стенок. Помимо мотивов растительного и животного мира в керамикеАфин, особенно в VI в. до н. э., появляется много сцен сражений, пиров, охоты,эпизодов из гомеровских поэм. Мастера-гончары с этого времени стали подписыватьсвои сосуды. «Эксекий сделал»,—написано на знаменитом килике, днище которогоукрашает изображение ладьи Диониса, который превратил захвативших его в пленпиратов в дельфинов. Возможно, гончар и живописец иногда объединялись в одномлице.
/>
Эксекий. Ахилл иАякс, играющие в кости.Чернофигурная амфора. Ватиканский музей
С последнейтрети VI в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная (фигурыестественного цвета глины выступали на фоне, сплошь покрытом лаком). Болееживописные, живые, динамичные жанровые сцены все чаще сменяют традиционномифологические (мастера Евфимид, Бриг, Евфроний). Знаменитая «ваза с ласточкой»Евфрония конца VI в. до н. э. хранится в Эрмитаже.
Создав типхрама-периптера, решив проблемы пластики обнаженной мужской и задрапированнойженской фигуры, разработав многофигурные композиции в вазописи, все болеетяготеющие к изображению реального мира, искусство архаики заложило основы всейхудожественной системы следующего периода — греческой классики.
Списоклитературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info