Роль рынка в цивилизационном процессе

Курсоваяработа
«Рольрынка в цивилизационном процессе»
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Понятие рынка
1.1 Причины и условия возникновениярынка
1.2 Функции рынка
Глава II. Фридрих Август фон Хайек«Пагубная самонадеянность. Ошибки Социализма»
2.1 Анализ главы «Эволюция рынка:торговля и цивилизация»
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе мыпроанализируем роль рынка в цивилизационном процессе. Такая постановка вопроса,непосредственным образом подводит нас к наследию знаменитого австрийскогоученого XX века Фридриха Августа фон Хайека (1899-1992), который, в своихработах, в ряде случаев, по новому взглянул на классические положенияэкономической теории. Наиболее важна для нас, в этом контексте, последняяработа экономиста — «Пагубная самонадеянность. Ошибки Социализма», которая былаопубликована в 1988 году. Именно в ней Ф. Хайек представляет идеи онепосредственной связи развития торговли и развития цивилизации и подводит наск пониманию места рынка в цивилизационном процессе. Указанная работа важна длянас и несколько по другой причине. Австрийский экономист более чем полвекаизучал и критиковал социалистические идеи, которые, как мы знаем, в теченииболее чем семидесяти лет были основными лейтмотивом развития нашей страны. Вэтом контексте велась постоянная, заочная, дискуссия между Ф. Хайеком исоветскими практиками и теоретиками социализма. К моменту опубликованияпоследней работы ученого, в СССР уже полных ходом шла так называемая«перестройка» — совокупность политических и экономических реформ, которые, вцелом, показали несостоятельность построения социализма в СССР. Таким образом,в «Пагубной самонадеянности», автор оценивал ход и, во многом, результатысоциалистического эксперимента в самой большой стране мира, получив для своейкритики социализма обширный «практический» материал. Таким образом, изучениероли рынка в цивилизационном процессе, по работе известного австрийскогоученого, лауреата нобелевской премии Ф. Хайека позволит нам глубже понять тепроцессы, которые происходили в нашей стране, на протяжении значительногопериода в ее развитии. Этим определяется актуальность нашей работы.
Основная цельнашей работы – изучить роль рынка в цивилизационном процессе, по работе Ф.Хайека «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма».
Исходя из указаннойцели, выделяются следующиезадачи работы:
— теоретически раскрытьсущность понятия «рынок»: рассмотреть причины и условия возникновения рынка, изучитьосновные функции рынка.
— изучить взгляды Ф.Хайека о роли и месте рынка в цивилизационном процессе, воспользовавшись его последнейработой — «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма», особое внимание,уделив анализу третьей главы работы «Эволюция рынка: торговля и цивилизация».
Указанные цели и задачиформируют структуру работы, которая состоит из введения, главы I, структурноразбитую на два параграфа, главы II, состоящую из одного параграфа, заключенияи списка использованной литературы.
В своей работе мыпользовались рядом специальных работ и исследований. В первую очередь хотелосьбы отметить непосредственно само русскоязычное издание работы Ф. Хайека«Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» (1988 г., перевод 1991 г.). Кромеэтого, основополагающего для нашей работы исследования, хотелось бы отметитьмонографии В. Радаева, Н. Розановой и Г.Рузавина. Ряд данных мы такжепочерпнули из учебников и пособий по экономике и экономической теории, а такжеиз курса лекций И. Агаповой «История экономической мысли».

Глава I. Понятие рынка
 
1.1Причины и условия возникновения рынка
Итак, для анализа ролирынка в цивилизационном процессе, нам представляется необходимымпроанализировать, в начале, саму теоретическую сущность понятия «рынок». Внауке «рынок» изучается с XVI века[1].
Итак, рынок – этосовокупность отношений между субъектами рынка (продавцы и покупатели), которыеосновываются на конкуренции, взаимном согласии, эквивалентности. При этомобъектами рынка выступают товары, услуги, средства производства,интеллектуальная собственность, рабочая сила, деньги[2].
Это понятие можноконкретизировать, и рынок рассматривать как любое взаимодействие, при которомлюди вступают в отношения, главным условием для которых, является торговля[3].
Понятие «рынок», необходиморассматривать, в контексте нашей темы, с точки зрения причин и условийвозникновения рынка и с точки зрения основных его функций: так мы лучше поймемего цивилизационную роль.
Итак, проанализируемосновные причины возникновения рынка.
Среди них обычновыделяют[4]:
— развитиеобщественного разделения труда;
— наличие обособленныхтоваропроизводителей;
— появлениетоварно-денежных отношений.
Рассмотрим каждый из этихпунктов подробнее.
Итак, развитиеобщественного разделения труда, характерно для всех цивилизационных этапов вразвитии человечества. На протяжении многих веков, происходило отделениескотоводства от земледелия, возникновение натурального обмена, и выделениемремесла, как самостоятельной отрасли[5];
— появлениеобособленных производителей связано с тем, что ремесло, стало быть, болееспециализированным, появлялись новые отрасли ремесла, которые потомтрансформировались в отдельные производства. Как следствие этого процессапроисходил рост производительности труда и рост числа товаров[6];
— товарно-денежныеотношения появилась, как следствие роста числа товаров и числа производителейпривели к формированию национальных рынков, обязательным условием которых сталвыделяться всеобщий эквивалент товаров, который называется деньгами[7].
Исходя из причинвозникновения рынка, выделяют несколько основных условий для возникновениянациональных и глобальных рынков, это[8]:
— наличие специализациии общественного разделения труда;
— экономическаяобособленность производителей;
— решение проблемсвязанных с транзакционными издержками;
— наличие свободногообмена ресурсами.
Проанализируем их:
— первым условиемвыступает наличие таких экономических реалий как специализация и общественноеразделение труда. Это одно из наиболее важных условий возникновения рынка. Наличиеспециализации и общественного разделения труда, помогло, на определенномисторическом этапе, отказаться от натурального, рабовладельческого ифеодального хозяйств (в зависимости от специфики региона)[9];
— второе значимоеусловие – экономическая обособленность производителей, которые являютсянезависимыми в той степени, в которой это необходимо, для принятия и реализациихозяйственных решений. Такая обособленность исторически обоснована появлениемчастной собственности[10];
— третья связана сразрешением проблем, которые обычно возникают в связи с самим функционированиемрынка (транзакционные издержки) и включают различные технологические издержки[11];
— четвертоеобязательное условие для функционирования рынка – это свободный обмен ресурсамимежду предпринимателями, их самостоятельность и свобода самойпредпринимательской деятельности. Свободный обмен подразумевает формированиесвободных цен, которые в свою очередь представляются ориентирами, для наиболееэффективных действий предпринимателя[12].
Таковы основные причиныи условия для возникновения рынка. Однако, формирование рынка продолжается досих пор, и для нормального его функционирования, в современных условиях, необходимообеспечение целого ряда условий[13]:
— свобода экономическойдеятельности;
— ответственностьхозяйственных субъектов за итоги своей деятельности;
— ценообразование,которое должно быть свободным (а не плановым);
— конкуренцияпроизводителей, которая служит для гарантий от монополизации отдельных рынков:
— ограниченноевоздействие государства на субъектов хозяйственной деятельности;
— ориентациянациональных рынков на участие в мировых хозяйственных связях.
Таковы основные причиныи условия для возникновения рынка.
Таким образом, выскажемряд промежуточных выводов по данной части нашего изложения:
— рынок – этосовокупность отношений между субъектами рынка (продавцы и покупатели), которыеосновываются на конкуренции, взаимном согласии, эквивалентности. При этомобъектами рынка выступают товары, услуги, средства производства,интеллектуальная собственность, рабочая сила, деньги;
— выделяют несколькоосновных условий для возникновения национальных и глобальных рынков, это:наличие специализации и общественного разделения труда; экономическаяобособленность производителей; решение проблем связанных с транзакционнымииздержками; наличие свободного обмена ресурсами;
— исходя из причинвозникновения рынка, выделяют несколько основных условий для возникновениянациональных и глобальных рынков, это: наличие специализации и общественногоразделения труда; экономическая обособленность производителей; решение проблемсвязанных с транзакционными издержками; наличие свободного обмена ресурсами;
— В целом появлениерынка обусловлено эволюцией общественных форм производства и хозяйства. Современи своего возникновения, рынок, решает множество проблем и вопросов,которые характерны для общественной жизни людей. Формирование рынка незавершено и продолжается до сих пор. Развитие рынка непосредственным образомсвязано с: свободой экономической деятельности; ответственностью хозяйственныхсубъектов за итоги своей деятельности; ценообразованием, которое должно бытьсвободным; конкуренцией производителей; ограниченным воздействием государствана субъектов хозяйственной деятельности; ориентацией национальных рынков научастие в мировых хозяйственных связях.
Значимость институтарынка для экономики и общественной жизни людей вытекает из основных егофункций, которые мы рассмотрим в последующем изложении.
1.2Функции рынка
В настоящей частиизложения мы кратко проанализируем основные функции рынка, которые в том числе,формируют всю его значимость для экономики и общественных отношений.
Итак, к основнымфункциям рынка обычно относят[14]:
— функциюинформационную;
— функциюпосредническую;
— ценообразующую;
— регулирующую;
— стимулирующую.
Эти функцииопределяются самой сущностью рынка, и в самом общем смысле решают такиепроблемы рынка, как что, как и для кого производить?[15]
Каждая из этих функцийобладает определенным набором свойств, с которыми необходимо ознакомитьсяподробнее.
Информационная функциязаключается в том, что цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержитинформацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянноизменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребномколичестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Концентрируемаярынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельностисверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросамрынка свои расчеты и действия[16].
Посредническая функциязаключается в том, что рынок выступает посредником между производителями ипотребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. Вусловиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбораоптимального поставщика[17].
Ценообразующая функцияреализуется в результате взаимодействия производителей и потребителей,предложения и спроса на товары и услуги. Она отражает полезность товара ииздержки на его производство. В рыночной экономике эта оценка происходит в ходеобмена. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставлениязатрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей.[18].
Регулирующая функциясвязана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, преждевсего на производство. Когда растет цена – это расценивается как сигнал красширению производства, когда она падает – это сигнал к его сокращению. В этомплане регулирующая функция тесным образом связана с уже рассмотренной нами вышеинформационной функцией. Информация, предоставляемая рынком, заставляетпроизводителей снижать затраты, улучшать качество продукции. В то же время,являясь регулятором, рынок демонстрировал, что не все процессымакроэкономического регулирования подвластны его регулированию — периодическиеспады, инфляция и безработица тому подтверждение[19].
Стимулирующая функциярынка заключается в том, что рыночный механизм – это, в известной мере,жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» средиучастников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынокочищает экономику от неэффективных предприятий, тем самым стимулируя другиххозяйственных субъектов[20].
Таким образом, мыосветили основные функции рынков в рамках классической экономической теории. Вто же время в рамках экономических воззрений Ф. Хайнека рынок[21]рассматривается несколько иначе. Подробнее с его взглядами мы ознакомимся прианализе некоторых значимых положений его работы «Пагубная самонадеянность.Ошибки социализма», однако, для логики изложения материала представляетсянеобходимым, вначале сформулировать основные выводы по данной части нашей работы:
— функции рынкаобусловлены самой сущностью рынка, и в самом общем смысле решают такие проблемырынка, как что, как и для кого производить.
— к основным функциямрынка обычно относят: функцию информационную; посредническую; ценообразующую;регулирующую и стимулирующую. Каждая из этих функций обладает определенным наборомсвойств;
— информационнаяфункция подразумевает то, что цена, складывающаяся на каждом из рынков,содержит информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности;посредническая заключается в том, что рынок выступает посредником между производителямии потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи;ценообразующая реализуется в результате взаимодействия производителей ипотребителей, предложения и спроса на товары и услуги; регулирующая функциясвязана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности;Стимулирующая заключается в том, что рыночный механизм постоянно проводит«естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности, темсамым стимулируя его участников;
— настоящие функциихарактерны для классической экономической теории. В то же время в рамкахэкономических воззрений Ф. Хайнека функции и значимость рынок рассматриваютсянесколько по-иному.

Глава II. Фридрих Август фон Хайек «Пагубнаясамонадеянность. Ошибки Социализма»
 
2.1Анализ главы «Эволюция рынка: торговля и цивилизация»
 
Основные взгляды Ф.Хайека на сущность рынка были изложены им во многих работах. В качестве примераможно привести такие его труды, как «Цена и производство» (1931), «Чистаятеория капитала» (1941), «Дорога к рабству» (1944), «Использование знаний вобществе» (1945), а также некоторые другие[22]. Однакопоследняя работа экономиста — «Пагубная самонадеянность. Ошибки Социализма»(1988) является итоговой и результирующей для его многолетней работы[23].Здесь нашли отражение многие идеи ученого – о социализме, торговли и деньгах,роли религии в экономике и многие другие. В том числе именно в этой работе Ф.Хайек представляет идеи о непосредственной связи развития торговли и развитияцивилизации и подводит нас к пониманию места рынка в цивилизационном процессе,что значимо в контексте нашей темы. Основные идеи ученого в этом плане былиизложены в третьей главе книги, которая называется «Эволюция рынка: торговля ицивилизация». Однако, перед рассмотрением той главы указанного исследования, вкотором Ф. Хайек говорит о цивилизационной роли рынка, мы несколько подробнееознакомимся с общими взглядами экономиста на институт рынка, так как это будетзначимой посылкой для его рассуждений.
Ф. Хайек в большинствесвоих работ понимает рынок несколько иначе, чем его трактует классическаяэкономика[24].
Он рассматривает рынокне как изобретение человека, и не как механизм реализации справедливости иоптимального распределения ресурсов, а как спонтанный экономический порядок.При этом Хайек очень четко различает понятия “рынок” и “хозяйство”. Последний,по его мнению, предполагает такое социальное устройство, при котором Некто размещаетресурсы в соответствии с единой шкалой целей. Это предполагает осуществлениевсей экономической деятельности по единому плану, где однозначно расписано, какбудут “сознательно” использоваться общественные ресурсы для достиженияопределенных целей.
Рынок же, по мнениюХайека, функционирует принципиально иначе. Он не гарантирует обязательногоудовлетворения сначала более важных, по общему мнению потребностей, а потомменее важных. Никто в отдельности не знает потребностей и возможностей всех, нокаждый, вступая в добровольный обмен, сообщает всем информацию о своих целях ивозможностях и одновременно получает информацию о готовности другихспособствовать реализации этих целей. По Хайеку, рынок просто соединяетконкурирующие цели, но не дает гарантии того, какие из этих целей будутдостигнуты в первую очередь.
По Хайеку, успонтанного экономического порядка есть существенные преимущества. Преждевсего, в нем используются знания всех членов общества. И распространение этихзнаний, большая часть которых воплощена в ценах, является важнейшей функциейрынка. По мнению Хайека, механизм цен является уникальным способомкоммуникации, где цены выступают и как свидетельство определенной значимоститовара с точки зрения других людей, и как вознаграждение за усилия. Цены играютроль сигналов, побуждающих индивида предпринимать усилия. Через ценыосуществляется взаимоприспособление планов и потому механизм цен — одна изважнейших сторон рыночного порядка. Наблюдая движение сравнительно небольшогоколичества цен, предприниматель получает возможность согласовать свои действияс действиями других.
Рынок, по Хайеку рынокгарантирует то, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делатьэто с меньшими издержками, чем другие.
Теперь, ознакомившись собщими взглядами экономиста, перейдем к анализу его идей о роли рынка вразвитии цивилизации[25].
Итак, Ф. Хайек, третьейглаве своей работы, останавливается на развитии торговли и связанной с нейспециализацией. Согласно изысканиям ученого специализация и обмен моглиполучить развитие уже древних общинах, управление которыми зависело исключительноот воли их членов (что выбивается из хронологии истории рынка принятой вклассической экономической теории). В первобытные времена торговля былаэпизодична и направлена в основном, на предметы первой необходимости, а такжена оружие, украшения и орудия труда. При этом торговля (обмен) предметамипервой необходимости постепенно превратило торговлю в институт, благодарякоторому многие общины выживали. Именно здесь в частности стал проявляться тотстихийный экономический порядок, о котором мы и говорили.
Ученый заостряетвнимание на том факте, что торговля древнее землевладения (как мы видели выше,в традиционной экономике отделение земледелия от скотоводства рассматриваетсякак причина, а не как следствие для формирующейся торговли). Ученый считает этоочень значимым фактором. Он подчеркивает, что если бы древние поселенцы немогли ввозить товары, то не смогли бы прокормить себя.
В период античности,распространение торговли дошло до такой степени, что она стала во многомформировать условия жизни в античных обществах.
В то же время,подчеркивает ученый «установление рыночного процесса едва ли могло быть легким,оно должно было сопровождаться существенными нарушениями жизненного уклададревних племен». В древних обществах постепенно формировались новые обычаи,которые способствовали, а не ограничивали торговлю. К ним относятсягостеприимство, обеспечение защиты и безопасного прохода для торговцев.Согласно мнению ученого эти обычаи выступали как значимое условие, дляформирования более или менее значимых территориально, рынков. Как следствиепоявилось возможность для появления оседлого земледелия, а значит испециализации ряда регионов. Это создавало предпосылки для увеличения плотностинаселения, то есть именно торговля, в конечном счете «сделало возможным высокуюплотность заселения земли»[26].
Первоначально более илименее регулярные торговые отношения формировались путем обмена дарами, которыеразвивались между отдельными семействами и поселениями в рамках развитияобычаев гостеприимства. Переход от этих обычая к посредникам, доставляющимтовары, был очень долог, также долгим был процесс перехода к практике обменаразличными предметами в сопоставимых пропорциях. Лишь постепенно сталискладываться единые цены на те или иные предметы.
Согласно работеученого, именно в это время в древнем мире, в период античности, начинаетзарождаться одна из функций рынка, с сущностью которой мы ознакомились впредыдущем изложении. Мы говорим о функции информационной, так как торговля впервую очередь основывалась на специфических индивидуальных знаниях (омаршруте, устоявшейся цене и т.д.), без которых торговля была бы невозможна.
Как следствие своихтеоретических выкладок об истории развития торговли, Ф. Хайек делает вывод отом, что «торговля древнее государства»[27]. Ученыйговорит о том, что высокоорганизованное государство было отнюдь не кульминациейв развитии древней цивилизации. Напротив именно торговля во многом послужилапричиной появления организованного государства и централизованногоправительства. Однако отрицать их своеобразную роль в развитии торговли такженельзя – правительства, в ряде случаев, осознавали необходимость обеспечения своегонарода ввозимыми ресурсами и предоставляли индивидам занимавшимся торговлейбольшую независимость и обеспечивали их безопасность, получая взамен определенныевыгоды. В то же время другие государства стремились не поощрять торговлю, асиловым путем обеспечить поставки ресурсов (захватывая другие государства итерритории).
В целом, ученый, проанализировавроль государства и централизованного правительства для процесса формирования иразвития рынка, делает вывод, о том, что правительства в ряде случаев наносилисильнейший урон тому прогрессу, к которому вела спонтанная торговля. При этом приводитсямнение, о том, что Европа «обязана своим необыкновенным продвижением впередвоцарившейся в ней в средние века политической анархии»[28].Этим положением, ученый снова приводит нас еще к одному доказательству тойтеории «стихийного экономического порядка», о которой шла речь выше.
В дальнейшем изложенииученый подчеркивает, что, то видение торговли и рынка которое присущесовременной ему экономической теории было сформировано некоторой «слепотой»древних ученых и философов и приводит в качестве примера такой слепоты работыАристотеля, которого иногда называют первым в истории экономистом. Аристотель,был выбран в качестве примера еще и потому, что его доктрины былиосновополагающими для философской и религиозной мысли последующих поколений, апотом трансформировались во многие взгляды, перешедшие в экономику, политологиюи социологию.
По мнению древнегомыслителя, потребности населения служили естественным или законным основаниемдля его деятельности. Однако такой подход, по мнению Ф. Хайека абсолютно неучитывал принципов эволюции и не позволил древнему философу понять, каквозникли современные ему институты рынка и государства. При этом Аристотель,считал, что морально оправданными являются только такие действия, которые ведутк получению явной выгоды другими людьми, а получение выгоды личнойрассматривалось как предосудительное действие. Ф. Хайек, полагает, чтобогатство ведущих торговых центров Древнего мира было очень мало связано справительственной политикой, а Аристотель совершенно не понимал рыночногопорядка, во времена которого он жил.
В качестве еще одного примеравзглядов ученого, приведем еще одну цитату из труда ученого – «то, что торговыесоображения не могли не влиять на повседневную деятельность большинства людей,не означает, однако, что на протяжении сколько-нибудь значительного периодавремени сама их жизнь не зависела от функционирования торговли, позволявшей имприобретать предметы первой необходимости»[29]. Вданной мысли ученый еще раз подчеркивает свое несогласие с подходом Аристотеля.
В целом, таким образом,дискутируя с давно умершим ученым древности, Ф. Хайек, скорее всего, хочетпоказать насколько были неверны основополагающие посылки при изучении причин иусловий возникновения рынка, а также при изучении его функций, которые использовалисьв классической экономике, причем подчеркивает, то, что именно идеи Аристотелялегли в основу тех идей, которые привели к возникновению идей социализма.
Таким образом, наоснове изучения работ Ф. Хайека сформулируем основные выводы по настоящей главе,которые одновременно будут представлять собой результат анализа третьей главыработы ученого «Пагубная самонадеянность…»:
— Ф. Хайек рассматривалрынок как спонтанный экономический порядок, который при этом не являетсяследствием каких-либо изобретений человека (как это видится в классическойэкономической теории), и не как механизм справедливости (как в идеяхсоциализма). По Хайеку, рынок просто соединяет конкурирующие цели, но не даетгарантии того, какие из этих целей будут достигнуты в первую очередь;
— в третьей главеработы «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» ученый развивает своивзгляды на рынок как на спонтанный экономический порядок. Для этого онобращается к причинам и условиям возникновения рынка в историческойретроспективе;
— основные выводыученого в этой части его наследия можно сформулировать как ряд тезисов:
— распространениепорядка на неизвестное (здесь имеется ввиду, то что спонтанный экономическийпорядок не только порождает собственность и свободу, но и требует их от окружающегомира). Развивая этот тезис, ученый прослеживает историю развития торговли,подчеркивая, что она зародилась еще в глубокой древности, до каких либозначимых социальных институтов (за исключением, может быть общины). При этомторговля (обмен) предметами первой необходимости постепенно превратилозарождающийся в ходе этого рынок в институт, благодаря которому многие общинывыживали;
— торговля сделалавозможной высокую плотность заселения земли. То есть являлась первостепеннымцивилизационным фактором. В период античности, распространение торговли дошлодо такой степени, что она стала во многом формировать условия жизни в античныхобществах;
— торговля древнееземледелия (которое рассматривается как следствие, а не как причина, дляформирующейся торговли), а также древнее государства (причем роль государства,по мнению ученого, была скорее дестабилизирующей для спонтанного экономическогопорядка, чем созидательной и поддерживающей);
— слепота философа(имеется ввиду, что видение торговли и рынка которое присуще современной емуэкономической теории было сформировано некоторой «слепотой» древних ученых ифилософов и приводит в качестве примера работы Аристотеля);
В целом, основнойлейтмотив третьей главы работы Ф. Хайека «Пагубная самонадеянность. Ошибкисоциализма», заключается в том, что именно рынок стал основополагающим факторомдля развития цивилизации, а не наоборот, как это трактуется в классическойэкономической теории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, в соответствиис поставленными целями и задачами сформулируем основные выводы нашей работы.
В первой, теоретическойчасти мы ознакомились с сущностью рынка, условиями и причинами еговозникновения, а также с его функциями. Основные выводы здесь таковы:
— рынок – этосовокупность отношений между субъектами рынка, которые основываются наконкуренции, взаимном согласии, эквивалентности.
— выделяют несколькоосновных условий для возникновения национальных и глобальных рынков, это:наличие специализации и общественного разделения труда; экономическаяобособленность производителей; решение проблем связанных с транзакционнымииздержками; наличие свободного обмена ресурсами;
— исходя из причинвозникновения рынка, выделяют несколько основных условий для возникновениянациональных и глобальных рынков, это: наличие специализации и общественногоразделения труда; экономическая обособленность производителей; решение проблемсвязанных с транзакционными издержками; наличие свободного обмена ресурсами;
— появление рынка, вцелом, обусловлено эволюцией общественных форм производства и хозяйства. Современи своего возникновения, рынок, решает множество проблем и вопросов,которые характерны для общественной жизни людей. Формирование рынка незавершено и продолжается до сих пор;
— функции рынкаобусловлены самой сущностью рынка, и в самом общем смысле решают такие проблемырынка, как что, как и для кого производить.
— к основным функциямрынка обычно относят: функцию информационную; посредническую; ценообразующую;регулирующую и стимулирующую. Каждая из этих функций обладает определенным наборомсвойств.
Как мы видим в основеклассической теории рынка появление его обусловлено эволюцией общественных формпроизводства и хозяйства. В рамках взглядов Фридриха Августа фон Хайека рынокпредставляется несколько иначе.
Он рассматривал рыноккак спонтанный экономический порядок, который при этом не является следствиемкаких-либо изобретений человека (как это видится в классической экономическойтеории), и не как механизм справедливости (как в идеях социализма).
В третьей главе работы«Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» ученый развивает свои взгляды нарынок как на спонтанный экономический порядок. Для этого он обращается кпричинам и условиям возникновения рынка в исторической ретроспективе.
Основной лейтмотив этойглавы, заключается в том, что именно рынок стал основополагающим фактором дляразвития цивилизации, а не наоборот, как это трактуется в классическойэкономической теории.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        АгаповаИ. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Тандем, 2007. – 370 с.
2.        АукуционекС.П. Теория перехода к рынку. – М.: Аргус, — 1995. – 270 с.
3.        ДоланЭ.Д. Рынок. – М.: АСТ, 1992. – 340 с.
4.        ЕрмишинП.Г. Основы экономической теории. Курс лекций. — М.: Экономикс, 1998. – 115 с.
5.        КнязевЮ.К. Переход к рыночной экономике. — М.: Изд-во А. Мельникова, 2001. – 314 с.
6.        КозыревВ.П. Основы современной экономики. — М.: Финансы и статистика, 2007.- 314 с.
7.        КоузР.Г. Фирма, рынок, право. – М.: Носове издательство, 2007. – 224 с.
8.        МакконелК.Р. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2003. – 460 с.
9.        МэнкьюН.Г. Принципы макроэкономики. СПб.: Питер, 2009. – 280 с.
10.     РадаевВ.В. Что такое рынок. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005. – 180 с.
11.     РозановаН.М. Экономическая теория рынка. — М.: Экономика, 2009. – 450 с.
12.     РозановаН.М. Экономический анализ фирмы и рынка. — М.: Юнити, 2009. – 290 с.
13.     РузавинГ.И. Основы рыночной экономики. – М.: Банки и биржи, 1996. – 245 с.
14.     СамуэльсонП.Э. Экономикс. – М.: Вильямс, 2007. – 380 с.
15.     ХайекФ.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М.: Новости, 1992. – 304 с.