СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Общие сведения 4
3. Основы разработки и обработкиприродных каменных материалов 5
· абразивная обработка 7
· обработка скалыванием 11
· термическая обработка 12
4. Добыча нерудных строительных материалов 14
Введение
Природный камень как строительный материал известен сглубокой древности. Он служил основным строительным материалом ещепервобытному человеку. Высокаямеханическая прочность и долговечность позволяли использовать его в качествестенового материала в строительстве различных сооружений, а красивая окраска ибогатая текстура обусловили его применение для архитектурного оформленияуникальных сооружений, храмов, дворцов. Украшением старорусских городов(Москвы, Киева, Суздаля, Владимира и др.) до сих пор являются белокаменныесоборы, воздвигнутые древними мастерами. Все древние постройки: храмы, дворцы,крепости, мосты, акведуки, ритуальные сооружения возводились из природногокамня и поражают современного человека, как удивительные «Чудеса Света». Вомногих странах: Египте, Мексике, Греции, Италии, Китае, Камбодже, Индии сохранилосьбольшое количество выдающихся памятников каменного зодчества, являющихсяархитектурно-строительной составляющей древнейших цивилизаций, существовавшихна Земле.
Роль природного камня в современном строительстве претерпелазначительные изменения. В наше время плотныеприродные каменные материалы уже не используются для возведения стен, арок, куполов, колонн и других несущих конструкции,т.к. они трудоемки, обладают большой массой и высокой теплопроводностью. Ноиз-за положительных эксплуатационных и эстетических качеств продолжают широкоприменяться для облицовочных работ, природныекаменные материалы нашли широкое применение для облицовки и архитектурнойотделки зданий и сооружений устройства полов ипр. Пористые природные материалы применяются в конструкциях стен жилых и общественныхзданий в виде стеновых камней и блоков. Отходы горнодобывающей икамнеобрабатывающем промышленности используются в качестве заполнителя для бетонов,изготовления других искусственных каменных изделий на минеральном иорганическом вяжущем. Важность высокихзащитных свойств камня особенно возросла в последние годы, когда прогресс вобласти создания теплоизоляционных материалов позволил получить легкие иэкономичные, не нуждающиеся в защите от атмосферного воздействия изделия., атакже в качестве стенового материала, для устройства дорожных покрытий и т. д.В сооружаемых объектах масса материалов и конструкций из минерального сырьясоставляет в среднем 70%, а иногда и 90%.
Общие сведения
По виду обработки природные каменныематериалы делят на следующие основные виды: грубообработанные (бутовый камень(рис.1), валунный камень, щебень, гравий и песок); изделия и профилированныедетали из природного камня; штучный камень и блоки правильной формы (для кладкистен и др.): плиты с различно обработанной поверхностью (облицовочные длястен, чистого пола и др.): профилированные детали (ступени, подоконники.пояски, наличники, канители колонн и т.н.): изделия для дорожного строительства(бортовой камень, брусчатка, шашка для мощения).
Рис.1. Бутовый камень:
а) рваный, б) постелистый,в) лещадный
Природные каменные материалы получают в результате обработкиплотных и рыхлых горных пород: раскалыванием, распиливанием, обтесыванием,шлифовкой, дроблением и т. д.
По способу изготовления природные каменные материалы иизделия можно разделить на: пиленые (стеновые камни и блоки,облицовочные плиты и плиты для пола) и колотые (бортовые камни, камнитесаные, брусчатка, шашка для мощения и др.).
В соответствии со спецификой технологии производствакаменных строительных материалов могут быть выделены три группы:
1) штучный стеновой камень — изделия правильнойгеометрической формы, получаемые непосредственно из горного массива с помощьюспециальных механизмов;
2) облицовочный(или декоративный) камень — изделия, пригодные для отделочных работ;
3) нерудные материалы — камень в виде кусковнеправильной формы (щебень, гравий и др.) — полупродукт, идущий на производствобетона.
Украина располагает фактически неограниченными запасаминерудных ископаемых. Производство строительных материалов из природного камняорганизовано во всех экономических районах страны и в связи с ростом выпускабетона и сборного железобетона развивается быстрыми темпами.
Технические свойства природныхкаменных материалов определяются свойствами тех горных пород, из которых ониполучены.
Основы разработки и обработки природных каменныхматериалов
Для получения природных каменных материалов горные породыразрабатывают в карьерах и подвергают механической обработке. В зависимости отусловий залегания породы карьеры разрабатывают открытым способом—споверхности, либо закрытым — шахтами. Более эффективен и экономичен открытыйспособ.
Выбор способа добычи горной породы зависит от ее вида,глубины и условий залегания, твердости и др. При добыче блоков твердого камняиспользуют два способа организации процесса: от массива отделяют крупныймонолит, подвергаемый в дальнейшем разделке на блоки, либо каждый блокотделяют от массива в отдельности. Первый способ более экономичен и получилбольшее распространение, в особенности для плотных пород типа гранита. Онможет быть реализован в виде двух вариантов: монолит отделяют, образуяперфораторами или ударными машинами сплошную щель по его граням, либо шпурырасполагают на значительном расстоянии друг от друга, а монолит отделяютклиньями, загоняемыми в шпуры. Это намного сокращает затраты энергии, так каксопротивление камня раскалыванию в 4… 6 раз меньше, чем разрыву. На том жепринципе реализуется буровзрывной способ отделения монолита с применениемзарядов взрывчатки ограниченной мощности.
Кроме того, для отделения от горного массива крупных блоков-полуфабрикатов(4…5 м) используют высокопроизводительный реактивно-струйный способ. Изсопла камеры сгорания керосина в кислороде выбрасывается со сверхзвуковойскоростью (около 2000 м/с) высокотемпературная (свыше 2000 °С) газовая струя иразрушает породу.
Мягкие породы (известняк-ракушечник, известковые туфы идр.) добывают путем распиловки массива камнерезной машиной на блокиопределенных размеров и правильной геометрической формы. При разработкеместорождений некоторых разновидностей гранитов, туфов, мраморов (в открытыхвыработках) па штучный камень, плиты, блоки также применяют распиловку породымеханическими пилами. Камнерезная машина позволяет выполнять операции попроходке продольных и поперечных траншей, прорезке поперечных рядов на глубинублока, подрезке блока снизу и окончательной отрезке от массива с получениеммаксимальных размеров блока 1000х1000 мм при произвольной длине.
Для придания камню требуемых формы, размеров и фактурылицевой поверхности необходим ряд операций, выполняемых в строгойпоследовательности. Совокупность этих рабочих процесса называют обработкойкамня. Ее производят механизированным способом на специализированных заводах.Но степени завершенности изделий обработка камня может быть разделена на тристадии: обработку приближенную, обеспечивающую получение заготовки, точную, при которой камень приобретаетформу выпускаемого изделия, и фактурную, позволяющую выявить декоративныесвойства камня путем придания заданной степени шероховатости или зеркальногоблеска. В зависимости от характера воздействия различают два основных способаобработки: резание и скалывание. Возможные варианты технологической схемыпредставлены на (рис. 2). Более высокую производительность обеспечиваетобработка камня резанием. При этом снижается количество отходов,
Рис 2. Технологическая схемаобработки природного камня
Абразивнаяобработка включает распиливание,фрезерование, шлифовку и полировку.
Выпиливаниештучных стеновых камней и блоков из пористых пород производят камнерезнымимашинами. Режущими элементами машин являются дисковые пилы. Быстровращающиесястальные диски имеют на ободе резцы, армированные твердыми сплавами или алмазами.
Распиловку блоков па плиты и бруски производят на распиловочныхстанках различной конструкции. Наибольшее распространение получили рамныестанки и канатные пилы. На рамных станках распиловку блока осуществляюткомплектом пильных полотен, натянутых на раму. При работе станка под пилы непрерывноподают дозированными порциями абразив.
В канатных пилах режущим органом является стальной канат,изготовляемый из профильных жилок, а в отдельных случаях дополнительноармированный твердосплавными или алмазными резцами. В качестве абразиваиспользуют карборунд, корунд, стальную дробь, обладающие повышенными режущимисвойствами. Важнейшее достоинство канатной пилы — бесшумность работы, однаконевозможность установки большого количества канатов на станке не позволяет ейбыть достаточно конкурентоспособной по сравнению с рамными распиловочнымистанками.
Распиливаниеблоков из мрамора, известняка и других пород ведут при помощи рамных пил,армированных твердосплавными вставками или снабженных алмазными резцами. Алмазныерезцы увеличивают скорость резания в 5-10 раз и снижают расход электроэнергии в2-2,5 раза по сравнению с резцами карборундовыми или из твердых сплавов. Крометого алмазные резцы позволяют значительно увеличить выход готовой продукции.Ширина пропила сокращается примерно в 3 раза, а расход сырья — на 12-18%.Алмазными резцами можно изготавливать тонкие плиты толщиной всего 5-10 мм,поэтому из 1 м камня получают 40-45 м плит. что обуславливает их низкуюсебестоимость. К тому же обеспечивается высокая чистота поверхности резания.
Дляполучения профилированных изделий (ступеней, поясков, карнизов и т.п.) накамнеобрабатывающих заводах применяют камнефрезерные и универсальныепрофилирующие машины (рис. 3).
Рис.3. Камнерезная машина с дисковыми пилами
Шлифовкуи полировку производят на шлифовально-полировальных станках с вращающимидисками, которые перемещают по поверхности изделия. Шлифуют с применениемзернового абразива: корунда, карбокорунда или мелких пылевидных алмазов,применение которых, как и при распиливании, увеличивает производительностьоборудования. После шлифовки камень имеет гладкую матовую поверхность.
Полировкаосуществляется войлочными полировальными дисками с использованием мастик итонких полирующих порошков из оксидов металлов (хрома, олова, железа и др.)или азотнокислого олова. После полировки поверхность плотного камня становитсязеркально гладкой.
Абразивная обработка дает фактуры: пиленую — стонкими штрихами и бороздками глубиной до 2 мм; шлифованную — равномерношероховатую с глубиной рельефа до 0,05 мм: лощеную-гладкуюбархатисто-матовую с выявленным рисунком камня; зеркальную-гладкую сзеркальным блеском.
Приближенная обработка блоков резанием (распиловка) —весьма трудоемкая операция, стоимость которой составляет до 40% стоимостиготовой продукции. В ее задачу входят получение полуфабриката — плит различнойтолщины и размера в зависимости отназначения (наружная или внутренняя отделка, плиты для полов, ступеней и т.д.), а также брусков для изготовления профильных изделий. Правильный выборразмеров исходных блоков, устранение поломок плит при распиловке, повышениекачества поверхности распила обеспечивают рост выпуска готовой продукции при тех же затратах сырья иснижение себестоимости изделий.
• Точная обработкакамня по форме («окантовка»), с одной стороны, обеспечивает придание изделиямточных размеров, а с другой — получение архитектурных деталей из брусков(ступеней, карнизов, колонн и др.). Основная часть окантовочны.х станков дляточной обработки резанием—отрезной (алмазный или карборундовый) круг.Применение высокопроизводительных алмазных отрезных кругов позволилоразработать технологию изготовления плит и брусков непосредственно из блоков.При одностадийной схеме (рис. 4, а) изготовление плит осуществляют на одномстанке, имеющем один горизонтальный и 3…8 вертикальных отрезных кругов. Придвухстадийной схеме на фрезерном станке с двумя взаимно перпендикулярнымидисками получают брусок-заготовку, а затем разрезают его на многодисковыхстанках с двухъярусным расположением кругов (рис. 4, б).
Рис.4. Схема изготовления плит непосредственно из блока:
а) одностадийная; б) двухстадийная
• Фактурная обработкапреследует цель с предельной полнотой раскрыть декоративные возможности камня сучетом условий его службы. Вместе с тем она должна обеспечивать повышение срокаслужбы изделий, поэтому желательны фактуры, уплотняющие поверхность камня. Длякаменных изделий, получаемых путем резания, фактурная обработка осуществляетсяшлифовкой и полиспособом с грубым абразивом (корунд и др.), а затем—тонкаяшлифовка (лощение) тонким зерновым абразивом. Для придания поверхности блеска ее полируют специальными порошками (оксидхрома, оксид железа, порошок пемзы) с помощью дисков, докрытых мягкимитканями—фетром, сукном и т. п. В зависимости от степени обработки камняабразивами получают, следующие фактуры: шлифованную, имеющую мелкошероховатуюповерхность, лощеную гладкую, бархатисто-матовую с выявленным рисунком камня,зеркальную гладкую с зеркальным блеском. Затраты на фактурную обработкуоблицовочных изделий составляют 40…45% себестоимости.
• Обработка природного камня скалыванием более трудоемка, так как в большинстве случаев требуетпостоянного участия оператора. Этот способ до последнего времени не удаетсяполностью механизировать, особенно эффективен он для обработки слоистых плохораспиливаемых пород. Колотые плиты в несколько раз толще пиленых.Раскалыванием блоков с последующей дополнительной обработкой поверхностиизготовляют облицовочные камни, бортовой камень, брусчатку и др.
Приближеннаяобработка камня скалыванием производится с помощью клиньев по предварительноослабленной шпурами поверхности раскола.Точная обработка изделий скалыванием целесообразна только при изготовленииизделий из твердого камня, обработка которого алмазными кругами экономически неоправдана. Обработку осуществляют по шаблону вручную пневмоинструментом илитермогазоструйными аппаратами. Термическое воздействие особенно эффективно приобработке твердых пород. Для разрушение камня применяют термическийметод, основанный на воздействии струи газа с высокой температурой. Онадостигается сжиганием бензина в воздушной струе. При обработке бензовоздушнымитермоотбойниками камень нагревается неравномерно и возникающие термическиенапряжения вызывают скалывание верхнего слоя. В некоторых случаях с помощьютермической обработки оплавляется поверхностный слой камня, что позволяетполучить своеобразную «глазурованную» фактуру и изменить естественныйцвет породы.
Для улучшения декоративных свойств изделий на ихповерхности получают соответствующую фактуру специальными пневматическимиинструментами (рис. 5).
Рис. 5. Пневматическийинструмент для обработки камня (бучарда)
Фактуры,получаемые с помощью сказывающих инструментов, характеризуются наличием рельефа; они более выразительны,чем шлифованные. Ударная обработка дает возможность получить следующие фактуры(рис.1): фактуру скалы с буграми и впадинами, как при естественномрасколе породы, рифленую с правильным чередованием гребней и впадинглубиной до 2 мм: бороздчатую — с параллельными прерывистыми бороздкамиглубиной 0.5-1 мм: точечную — шероховатую с точечными углублениями0.5-2 мм. (рис.6)
Рис.6. Виды фактур камня:
а) бугристая фактура скалы;б) рифленая; в) бороздчатая; г) точечная
Готовые изделия при перевозке следует предохранять отзагрязнения и повреждений. Блоки для распиливания, крупные стеновые блоки,бортовые камни перевозят на открытых платформах без тары с укладкой правильнымирядами на прокладках, предохраняя от повреждений. Облицовочные плиты перевозятзакрепленными клиньями в прочной таре в вертикальном положении попарно,лицевыми поверхностями друг к другу, с прокладкой бумаги между ними. Плиты изизверженных пород можно перевозить без тары, установленными на ребро иразделенными деревянными прокладками.
Изготовление штучных камней и изделий, отделка ихповерхности сопровождаются образованием большого количества мелких отходов,что удорожает себестоимость выпускаемых изделий. Рекомендуется организовыватьих выпуск по комплексной безотходной технологии с переработкой мелких отходовна щебень и песок. Важнейшими направлениями развития камнеобрабатывающейпромышленности являются также комплексная механизация работ по добыче,обработке и транспортировке блоков и плит, широкое внедрениевысокопроизводительного оборудования с алмазным и твердосплавным инструментом.Крупные высокомеханизированные предприятия, оснащенные новейшим оборудованиемс широким использованием алмазных инструментов, позволяют наиболее полноудовлетворять потребность строительства в облицовочных материалах.
Добычанерудных строительных материалов
Добыча итранспортировка нерудных строительных материалов — важнейшие технологическиепеределы производства. В каждом отдельном случае способ добычи сырья долженбыть тщательно обоснован, так как от правильного его выбора зависят затраты ина последующие технологические операции.
Выбору способа добычипредшествует анализ химического состава сырья и его физических свойств:влагоемкости породы, водопроницаемости, плотности, предела прочности при сжатиии ударе и др. Изучая условия залегания сырья, определяют мощность вскрытия,чередование и размер пластов, угол наклона пластов, уровень грунтовых вод и т.п.
Добыча сырья для производства нерудных материалов производитсяоткрытым способом, непосредственно с земной поверхности. В зависимости отсвойств разрабатываемых пород, объема вскрыши и других факторов принимаютсистему разработки месторождения, под которой понимают определенный порядоквыполнения комплекса подготовительных, вскрышных, добычных, транспортирующихи других работ, обеспечивающих заданные производительность, экономичность,рациональное использование сырья при безопасных условиях работы.
• Вскрышные работывходят в комплекс горнодобывающих работ. Обычно это удаление пустой породы,закрывающей горную породу. Вскрышные работы проводят с опережением по отношениюк работам по добыче сырья. Выбор системы вскрышных работ определяется рядомфакторов, к которым относятся мощность залежи, характер ее залегания, мощностьвскрышных пород, рельеф местности и т. д.
По объему перемещаемых масс вскрышные работы составляютодну из крупных расходных статей карьерного хозяйства. Конечная стоимостьсырья в значительной мере обусловливается затратами на вскрышные работы. Ихосуществляют бульдозерами, экскаваторами, скреперами или гидромеханическимспособом — путем размывания породы струёй воды, подаваемой под давлением.
Бульдозеры используют на небольших карьерах, где вскрышапредставлена мягкими породами мощностью до 0,5 м при дальности перемещения неболее 80…100 м. Строительные экскаваторы с емкостью ковша 0,5…2 м3применяют для вскрышных работ на бутощебеночных карьерах. Добываемые породытранспортируют во внутренние или внешние отвалы самосвалами грузоподъемностью5…25 т. Такая схема позволяет использовать для вскрышных работ то жеоборудование, что и для добычи сырья.
Скреперы рекомендуются для разработки вскрыши на песчаныхи песчано-гравийных карьерах, что позволяет по сравнению с транспортной схемой(экскаватор — автотранспорт) снизить их стоимость и повысить производительностьтруда.
При разработке вскрыши большоймощности (15…20 м и более) наиболее эффективны бестранспортная иотвально-транспортная системы, когда выемку и перемещение вскрышных пород вотвал производят роторными и шагающими экскаваторами, драглайнами, работающимисамостоятельно либо в комплексе с консольными отвалообразователями,транспортно-отвальными мостами. Если один экскаватор не может перемещатьвскрышу непосредственно в отвал, возможна кратная перевалка, при которой одинэкскаватор перемещает породу в промежуточный, а другой — в постоянный отвал. Назначительные расстояния (до 1 км) возможно перемещение вскрышных пород прииспользовании передвижных конвейеров.
В определенных условиях заслуживает серьезного вниманиягидромеханизированная разработка вскрышных пород, обеспечивающая благоприятныеусловия для комплексной механизации и автоматизации.
• Добычу нерудных материалов производят одним или несколькими уступами. Высотууступа задают исходя из физико-механических свойств разрабатываемых пород,применяемого оборудования, горнотехнических и климатических условий. Онасоставляет для твердых пород 10…15 м, а для мягких 8…10 м. Для скальныхпород, разрабатываемых с помощью взрывов, высота уступа не должна превышать20м.
Рыхлые породы (песок, гравийно-песчаные смеси) разрабатываютпрямой экскавацией. На каждом уступе карьера имеется один или несколькозабоев. Забой — это рабочая площадка добывающего механизма, часть поверхностиуступа, на которой разрабатывают породу.
Расположение забоев на уступе может быть различным взависимости от применяемого оборудования и условий разработки. Чащеиспользуют торцовый забой с боковой погрузкой. При этом угол поворота ковшаэкскаватора не превышает 90°. В таком забое удобно подавать транспорт подпогрузку. Ширина торцового уступа при работе экскаватора с прямой механическойлопатой составляет 1… 1,5 максимального радиуса резания экскаватора, высотаравна максимальному вылету ковша.
В карьерах нерудных материалов обычно используют строительныегусеничные экскаваторы с ковшом 0,5… 2,5 м3, на крупных карьерах—экскаваторы с ковшами до 4…6 м3. Хорошие перспективы дляповышения производительности и комплексной механизации выемочно-погрузочныхработ создаются при использовании машин непрерывного действия, напримерроторных экскаваторов производительностью до 1000 мЭ/ч. Однако они рассчитаныв основном для разработки мягких пород.
Песчаные и песчано-гравийные месторождения, особенно обводненные,разрабатывают драглайнами, позволяющими более полно извлекать нерудныематериалы и производить подводную добычу.
Для разработки скальных и в особенности полускальныхпород (известняков, песчаников, сланцев) возможно применение тракторныхрыхлителей с тяговым усилием до 100 тис давлением на каждый зуб рыхлителя30…40 т. При рыхлении трещиноватые породы разрушаются в первую очередь потрещинам. Глубина рыхления в зависимости от вида породы составляет 0,3…0,7 м.Работа экскаватора при такой высоте разрыхленного слоя неэффективна и поэтомужелательно предварительно сгребать разрыхленную породу бульдозерами в навалы.Эффективность работы рыхлителей зависит от структуры, прочности итрещиноватости породы. Применение рыхлителей снижает стоимость добычных работна 15…20%. Особенно они эффективны при работе на маломощных пластах. В этомслучае механическое рыхление в 2… 5 раз дешевле рыхления взрывом.
Разработку твердых и плотных горных пород производят, какправило, с применением буровзрывных работ, которые обеспечивают как отделениепороды от горного массива, так и дробление негабаритных кусков. Необходимо приэтом подчеркнуть, что буровзрывной метод рыхления применим в тех случаях, когдапоказана недостаточная эффективность рыхления механического и гидравлического.Чем ближе размер добываемых кусков к заданной степени измельчения, тем лучшеиспользуется добывающее оборудование. Взрывчатые вещества (аммонит, аммиачнуюселитру, аммонал и др.) размещают в шпурах (диаметром до 75 мм и глубиной до 5м) или скважинах (диаметром до 300 мм и глубиной более 5 м), располагаемых вопределенном порядке вдоль фронта уступа. Бурение шпуров и скважин осуществляютбуровыми машинами ударно-канатного или вращательного бурения.
В последние годы внедряются новые способы бурения скважин,в частности огневой, при котором скважину прожигают газовой струёй (смеськеросина с кислородом) с температурой порядка 3000 °С, выбрасываемой изгорелки со скоростью до 2000 м/с.
Диаметр и расстояние скважин друг от друга устанавливаютв зависимости от свойств разрабатываемой породы, заданных размеров кусков и др.Для легкодробящихся трещиноватых пород рекомендуется повышенный диаметр скважини соответственно большая масса зарядов, размещаемых на значительных расстоянияхдруг от друга. В трудновзрываемых монолитных породах делают скважины меньшегодиаметра, но размещают их ближе друг к другу. Глубина скважин, как правило, на10…15% должна превышать высоту уступа.
После взрыва часть кусков взорванной породы может превосходитьразмеры кондиционных фракций. Для дробления негабаритных кусков применяютметод накладных зарядов, который заключается в том, что заряд помещается наповерхность взрываемой породы, покрывается забойкой и взрывается. Иногда длядробления негабарита используют и механические способы, например с помощьюперфораторов. Взорванная порода грузится на транспортные средстваэкскаваторами.
• Карьерный транспортнеобходим как для перемещения вскрышных пород в отвалы, так и для доставкидобытой породы с карьера на завод. Наибольшее распространение в карьерах получилавтомобильный транспорт, который перевозит около 90% добываемых нерудныхматериалов. Эффективность использования его зависит от правильности выборасоотношения емкости ковша экскаватора и грузоподъемности самосвалов. Дляэкскаваторов типа «прямая лопата» рекомендуется соотношение емкости ковша икузова автомашины 1:3. Необходимо ориентироваться на использование автомобилейбольшой грузоподъемности, а также прицепов и полуприцепов, повышающихэкономичность эксплуатации автотранспорта.
Конвейерный транспортхотя и связан с большими капитальными затратами, но более дешев вэксплуатации, более производителен, обеспечивает поточность процессатранспортировки, что создает благоприятные предпосылки для его автоматизации.Распространение этого способа транспорта сдерживается некоторыми егонедостатками: необходимостью предварительного дробления материалов, высокимизносом ленты, зависимостью качества доставляемого продукта от климатических иметеоусловий. В зависимости от расположения поддерживающих роликов транспортерныеленты бывают плоские и лотковые. Последние обеспечивают большую загрузкуматериала на 1 м ленты и повышение производительности транспортера в 2 раза.Ширина транспортерных лент 300…2000 мм, скорость движения 2…3 м/с. Приперемещении материалов на большое расстояние применяют транспортерные установкииз отдельных секций длиной 50…200 м. Ленточные конвейеры позволяютперемещать материал под углом 18° к горизонту. При большем подъеме лентыдолжны иметь поперечные выступы.
Ленточные конвейеры могут быть стационарными или периодическипередвигаемыми за добывающим механизмом. Последним должно быть отданопредпочтение, поскольку они дают возможность подавать породу в приемный бункернепосредственно экскаватором. При стационарных транспортерах породу из забоя кприемным бункерам конвейерной линии приходится доставлять автосамосвалами.
Железнодорожный транспорт используют в основном для транспортировки потребителюготового продукта, а также при расстоянии карьера от завода более 8 км,значительных объемах добываемого сырья и надлежащем рельефе местности.
На большинстве действующих карьеров действуют технологическиесхемы с использованием горно-транспортного оборудования цикличногодействия: экскаваторов, скреперов, автосамосвалов. При работе такогооборудования значительная часть рабочего времени расходуется навспомогательные операции. Процессы выемочно-погрузочных работ и доставки трудноавтоматизировать. Основой их автоматизации является применение конвейерноготранспорта. Технологические схемы, сочетающие применение цикличногогорно-транспортного оборудования с конвейерами, относятся к циклично-поточным.По мере организации на действующих карьерах узлов первичной переработки горноймассы такие схемы все шире’ внедряются в практику. Их применение темэффективнее, чем больше доля конвейеров в общей протяженности транспортировкигорной массы и чем шире объем работ. Еще более эффективными являютсяпоточно-цикличные схемы с полной конвейеризацией транспорта от забоя до заводаи организацией дробления непосредственно в забое
Гидромеханизированная добыча обеспечивает комплексное и непрерывное выполнениеопераций по разработке и транспортированию материалов. Она используется какдля вскрышных работ, так и при добыче рыхлых нерудных материалов. Сущностьспособа состоит в том, что разрабатываемая порода отделяется от массива,рыхлится и транспортируется динамическим действием воды, подаваемой к забоюгидромониторами со скоростью до 90 м/с под напором до 1,1 МПа. Вода размываетпороду и образует пульпу, которая самотеком по канавам, лоткам или под напоромпо трубопроводам перемещается в отвал (вскрышные породы) или к перерабатывающейустановке (нерудные материалы). Песчано-гравийную пульпу можно подавать инепосредственно на эстакадный склад. Песок и гравий остаются на складе, а водачерез отстойные пруды поступает в водоисточник.
Суженный конец гидромонитора снабжен насадкой диаметром100…150 мм. Насадка делает струю воды сильной и сжатой. Гидромонитор можетповорачиваться вокруг вертикальной оси на 360° и на некоторый угол отклоняетсяот горизонтальной плоскости. Это дает возможность регулировать направлениеструи. Фронт работ на один монитор в рыхлых порода
Список использованной литературы:
1. КомарА.Г., Баженов Ю.М., Сулименко Л.М. Технология производства строительныхматериалов. М., 1990
2. Строительные материалы: Учебник/Под общей редакцией В.Г.Микульского – М.: АСВ, 2000
3. Сычев Ю.И. Распиловка камня. М.: Стройиздат,1989
4. Лебединский В.И.В удивительном мире камня. – М:Недра,1978
5. Осколков В.А.Облицовочные камни месторождений СССР. – М.: Недра, 1984