Анализ экономического потенциала машиностроения и металлообработки

Введение
Машиностроениеи металлообработка — комплекс отраслей промышленности, изготавливающих сиспользованием наукоемких технологий средства производства, транспорта, а такжепредметы потребления и оборонную продукцию.
Современныймашиностроительный комплекс включает более двадцати отраслей и подотраслей:
— энергетическое машиностроение;
— металлургическое;
— горношахтное и горнорудное;
— подъемно-транспортное, железнодорожное, строительно-дорожное;
— электротехническое; химическое и нефтяное машиностроение;
— машиностроение для легкой и пищевой промышленности;
— приборостроение;
— станкостроительную и инструментальную, автомобильную, электронную, авиационнуюпромышленность и ряд других.
Металлообработкаразбивается на промышленность металлических конструкций и изделий, ремонт машини оборудования.
Запоследние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средствавтоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики,реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер производствапродукции в старых отраслях машиностроения.
Ассортиментвыпускаемой продукции машиностроения чрезвычайно велик, что не толькообусловливает глубокую дифференциацию его отраслей, но и оказывает сильноевоздействие на размещение производства отдельных видов продукции. При этом дажепри одном целевом назначении выпускаемой продукции размеры, состав, технологическиепроцессы, форма общественной организации производства на предприятиях такихотраслей сильно отличаются.
Ведущимиотраслями машиностроительного комплекса на современном этапе являются:автомобилестроение; транспортное, металлургическое машиностроение, энергомашиностроение,прежде всего производство оборудования для ТЭК; станкостроение.

1.Анализ экономического потенциала машиностроения и металлообработки
Переходк рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительномкомплексе: объемы производства машиностроительной продукции в 90-х годахсократились в 2,3 раза (по промышленности только в 1,8 раза), а удельный весотрасли в общем объеме промышленного производства сократился с 20,5% до 18,6%.Наибольший спад отмечался в самых передовых отраслях комплекса: авиастроении,приборостроении, электронной, электротехнической промышленности и др.
Падениеобъемов производства машиностроительной продукции было связано с общим«сжатием» внутреннего рынка, отсутствием заказов со стороны «естественных» инефтегазовых монополий, а также вытеснением отечественных производителейпроизводителями зарубежных фирм, предлагающими свою продукцию на более выгодныхфинансовых условиях.
Запоследние годы эффективность работы отрасли повысилась: улучшилосьфинансово-экономическое положение большинства предприятий, сократилась доляубыточных предприятий, возросли фондоотдача и рентабельность, повысиласьпроизводительность труда.
Динамикапроизводства в машиностроении и металлообработке в 2003г. изменилась впозитивную сторону. В 2004 г. произошло закрепление тенденций динамичногоразвития отрасли, связанного с расширением как инвестиционного, так ипотребительского спроса, а также ростом экспорта.
Даннаяотрасль в настоящий период является одним из лидеров российской промышленностипо темпам роста. Практически во всех отраслях машиностроения и металлообработкив 2004 г. отмечалась возрастающая динамика выпуска продукции.
Наиболеевысокие темпы роста отмечены в горно-шахтном, горнорудном, энергетическом,химическом и нефтяном, подъемно-транспортном и железнодорожном машиностроении ипо отдельным видам станкостроительного, инструментального производства иавтомобильной промышленности.
Вто же время, сократился выпуск отдельных видов технологического оборудования, вчастности, электродвигателей малой мощности, машин непрерывного литья,оборудования технологического для цветной металлургии, комбайновкормоуборочных, автобусов, автомобилей-фургонов, металлорежущих идеревообрабатывающих станков.
Поданным таможенной статистики, стоимостной объем экспорта продукциимашиностроения за 1 полугодие 2004 г. увеличился по сравнению с тем же периодом2003 г. примерно на 33%. В общем объеме российского экспорта доля машин,оборудования и транспортных средств составила порядка 8%. При этом увеличениеэкспортных поставок сопровождается увеличением и импорта машин, оборудования вРоссию.
Автомобильнаяпромышленность занимает ведущее место в машиностроении.
Пообъему производства, а также по стоимости основных фондов она являетсякрупнейшей отраслью машиностроения. На нее приходится 33% общего объемапродукции машиностроения и 15 % занятых работников всего машиностроения. Доходыбюджета за счет деятельности автомобильной промышленности оцениваются в 12млрд. рублей.
В2004 г. отмечена стабилизация в большинстве производств данной отрасли.
Водобренной Правительством РФ Концепции развития автомобильной промышленности вРоссии до 2010 г. определены главные задачи отрасли – расширение производстваотечественных автомобилей, повышение их потребительских свойств иконкурентоспособности.
Вметаллургическом машиностроении наблюдается положительная динамика. Возросвыпуск сталеплавильного, прокатного и обогатительного оборудования.
Ростпроизводства обусловлен возросшей потребностью металлургического производства взамене старого оборудования и модернизации производства. Однако современноеметаллургическое производство качественно изменило требования кмашиностроительному оборудованию, так как это влияет на конкурентоспособность выпускаемойметаллургической продукции на мировых рынках. Поэтому в последнее время крупныеметаллургические комбинаты страны все чаще заключают контракты на поставкуимпортного оборудования. Из крупнейших комбинатов в основном только«Северсталь» продолжает отдавать преимущество российским производителям, чтосвязано с тем, что в состав этой компании входит собственное машиностроительноеподразделение «ССМ-Тяжмаш».
Нопо итогам 9 месяцев 2009 года выполнение готового проката черных металлов посравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 20,8%, до 37,1млн.т. При этом после нескольких месяцев роста за сентябрь производствостального проката сократилось на 2,9 %.
Поданным железнодорожных перевозок металлопродукции ее отгрузка меткомбинатамиРоссии упала чуть больше на 25,2% к уровню прошлого года, а в сентябре – на2,1%.
Сейчаспозиции России на мировом рынке стали более важными потому, что значимостьэкспортного направления для нашей металлургии в кризис выросла.
Сосени 2008 года наблюдается резкий спад мировой металлургии, за исключениемКитая, Ирана и Индии.
Станкостроительноеи инструментальное машиностроение является фондообразующей подотрасльюмашиностроительного комплекса. Дальнейшее развитие подотрасли обусловленонеобходимостью создания базы для оснащения приоритетных отраслей промышленностисовременными технологиями и средствами производства.
Даннаяотрасль включает производство: металлорежущих станков, кузнечно-прессовогооборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающегоинструмента, а также осуществляет централизованный ремонтметаллообрабатывающего оборудования и др.
Динамикаразвития российского станкостроения продолжает оставаться очень неустойчивой. В2004 г. отмечен спад в ряде производства данной отрасли. По итогам 10 месяцевобщий спад производства в подотрасли составил 4,1%. Отрицательная динамикасвязана с усилившейся конкуренцией со стороны западных производителей.
Вто же время те станкостроительные заводы, которые сумели сохранитьпроизводственный потенциал, сейчас активно проводят модернизацию производства иначинают выпускать вполне конкурентоспособную продукцию. Это, в частности,относится к Сасовскому объединению (САСТА), Ивановскому заводу тяжелогостанкостроения, ЗАО «Свердлов», машзаводу «Савма» и др.
В«Концепции развития станкоинструментальной промышленности России на период до2010 года», проблему повышения конкурентоспособности отрасли предполагаетсярешать путем создания региональных центров технологического развития,обеспечивающих комплексную поставку оборудования предприятиям, на котором будетпроизводится техническое перевооружение, а впоследствии и эксплуатационноесервисное обслуживание поставленного оборудования.
Железнодорожноемашиностроение является динамично развивающейся подотраслью, для нее характерныустойчивые показатели на протяжении нескольких лет.
Всегонесколько лет назад отрасль находилась в полном упадке, почти все предприятиябыли на грани банкротства, но теперь начался резкий рост спроса, благодаряоживлению инвестиционной деятельности ОАО «Российские железные дороги». Сейчаспроисходит не только возрождение, но и создание крупных интегрированныххолдингов.
Дляразвития данной отрасли разработана Стратегия развития транспортногомашиностроения, реализуемая в рамках Стратегии развития машиностроительногокомплекса на период до 2010 г.
Вутвержденной Стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2010г. определено, что главной целью развития машиностроения является трансформацияего в совокупность хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на измененияконъюнктуры рынка, способных производить конкурентоспособную технику и на этойоснове обеспечить процессы модернизации технической базы промышленности исобственного производства и роста его объемов опережающими по сравнению сдругими отраслями промышленности темпами.
Посравнению с другими странами мира Россия занимает довольно-таки печальноеположение.Страна Доля машиностроения, % Россия 20,0 Польша 27,8 Китай 35,2 Италия 36,4 Франция 39,3 Англия 39,6 Канада 40,5 США 46,0 Япония 51,5 Германия 53,6
Ситуацияв России усугубилась еще и неопределенностью в государственной инновационной итехнической политике, перетоком финансовых средств в сырьевой сектор экономики,который так и не стал, как это первоначально декларировалось, катализаторомразвития смежных отраслей. В результате машиностроение, которое обеспечиваетсредствами производства другие отрасли, т.е. определяет темпы ростапроизводительности труда, затраты энергии, материалоемкость и новое качествоконечного продукта в этих отраслях, фактически перестало развиваться. И тольков последние годы государственная промышленная политика начала переходить напринципиально новые позиции – позиции разработки стратегических и структурныхпреобразований как отдельных отраслей машиностроения, так и всего комплекса,что позволяет повысить его инвестиционную привлекательность для крупногороссийского бизнеса.
Машиностроительныйкомплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта,строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонногокомплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих 1547 предприятийи организаций, на которых занято 1908 тысяч человек.
Предприятиямашиностроительного комплекса размещены в субъектах Российской Федерации. Более80% продукции отрасли производится в 4 экономических районах (Центральном,Волго-Вятском, Уральском и Поволжском). Причем в Поволжском районе производитсяболее 30% продукции всего комплекса.Подотрасли машиностроительного комплекса Количество предприятий (единиц) Число занятых (тыс. человек) Автомобильная промышленность 244 765 Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение 144 264 Химическое и нефтяное машиностроение 128 102 Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение 84 72 Электротехническая промышленность и приборостроение 515 346 Станкостроительная и инструментальная промышленность 259 134 Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение 173 225 ИТОГО: 1547 1908
Непрекращающийсяспад производства привел к тому, что общий объем продажи машиностроительнойпродукции сократился в 2000 году на 49% по сравнению с 1991 годом. Наибольшееснижение произошло в производстве сельскохозяйственной и строительно-дорожнойтехники, тепло- и электровозов, металлорежущих станков, кузнечнопрессовыхмашин.
Однойиз важнейших проблем комплекса является неконкурентоспособность многих видовмашин и оборудования не только на внешнем, но и на внутреннем рынках.Большинство машиностроительных изделий отечественного производства уступаютзарубежным аналогам по качеству и покупаются только из-за их относительнойдешевизны.
Другойважной проблемой, влияющей на объем продажи машиностроительной продукции,является возможность зарубежных поставщиков поставлять оборудование в кредит срассрочкой платежей на 5-10 лет, в то время как отечественные производителитакой возможности не имеют.
Кчислу важных проблем следует отнести также принявшую широкий размах системубартерных операций или безналичных взаиморасчетов, удельный вес которых в общемобъеме средств, полученных от реализации товаров, по отдельным предприятиямдостигает 80%, что крайне отрицательно влияет на систему финансовых операций повыплате заработной платы, налогов в бюджет, а также по формированию средств дляинвестиций.
Всвязи с падением спроса на продукцию машиностроения в отрасли образовалсяизлишек невостребованного основного капитала (оборудование, здания),находящегося на балансе предприятий и вызывающего рост издержек производства.Одновременно происходит старение и износ этих фондов, что увеличиваеттехнологическую отсталость производства.
Продолжаютразвиваться опасные тенденции разрушения научно-технического потенциаламашиностроительного комплекса. В научных организациях практически отсутствуютдолгосрочные инвестиции и оборотные средства. Приходит в упадокопытно-экспериментальная база. Происходит качественное ухудшение кадров научныхорганизаций за счет оттока ученых и специалистов в другие сферы деятельности иза рубеж.
Реструктуризациямашиностроения может осуществляться только вместе с ростом инвестиционнойактивности в стране и с подъемом всех отраслей — потребителей продукциимашиностроения. Она предусматривает достижение следующих целей:
— преодоление структурно-технологической несбалансированности отрасли;
— повышение технологического уровня производства и технического уровня машин иоборудования и на этой основе конкурентоспособности продукции отечественногомашиностроения, расширение се экспортного потенциала на основе производстванаукоемких видов техники;
— модернизация значительной части производственных мощностей, обеспечивающих ихсоответствие новым требованиям инвестиционных отраслей и потребительскогорынка;
— восстановление научно-технического потенциала машиностроения и использованиеего для развития отрасли;
— обеспечение финансовой устойчивости предприятий и объединений машиностроения.
Направлениямиреструктуризации машиностроительного комплекса для достижения этих целей будутоставаться:
— реформирование и реструктуризация предприятий с высокой степенью монополизациипроизводства продукции;
— развитие дилерской и товаропроводящей сети, способствующей снижению издержекпроизводства;
— развитие новых технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих,способствующих наращиванию производства конкурентоспособной продукции;
— сертификация машинно-технической продукции, в первую очередь международнаясертификация;
— увеличение (не менее, чем в 4-5 раз) темпов обновления и вывода основных фондов,прежде всего невостребованных рынком машин и оборудования.
Вэтих целях должны быть проведены соответствующие изменения в важнейшихподотраслях машиностроительного комплекса. В автомобильной промышленности:
— снижение издержек за счет совершенствования управления с развитием сетей иметодов сбыта и послепродажного технического обслуживания и организации новыхсборочных производств;
— увеличение выпуска микроавтобусов и грузовых автомобилей за счет расширенияразличных модификаций малотоннажных грузовиков и создания производствамагистральных автопоездов;
— создание и развитие производства современных и экологичных бензиновых идизельных двигателей для малотоннажных грузовиков, легковых автомобилей имагистральных автопоездов;
— созданием производство легковых автомобилей особо мало го класса, увеличениевыпуска автобусов и троллейбусов для внутригородских, пригородных имеждугородных перевозок.
Встанкостроительной и инструментальной промышленности:
— совершенствование производственной структуры подотрасли с перепрофилированиемзаводов на выпуск эффективных видов станков и компонентов при сокращении общегочисла предприятий и возрастании доли средних и малых предприятий;
— создание и развитие производства конкурентоспособного, высокоточного иавтоматизированного станочного и кузнечнопрессового оборудования иинструментов;
— развитие рынка металлообрабатывающего оборудования путем расширения комплектныхпоставок оборудования «под ключ» с последующим сервисным обслуживанием.
Втракторном и сельскохозяйственном машиностроении:
— переход от крупносерийного производства техники к мелкосерийному в соответствиис поступающими заказами;
— расширение и углубление диверсификации предприятий;
— возрастание роли регионального фактора в производстве не сложной сельскохозяйственнойтехники.
Вэлектротехнической промышленности и приборостроении:
— переход на выпуск энергоресурсосберегающего оборудования и приборов(преобразовательные устройства, источники света, регулируемые электроприводы,приборы контроля и учета);
— модернизация часовой промышленности и ее адаптация к требованиям мировогорынка, в том числе с привлечением иностранного капитала и возрастанием экспортачасов нового поколения.
Вэнергетическом, нефтяном и транспортном машиностроении:
— создание совместных с иностранными партнерами предприятий, консорциумов, групп,способствующих производству и сбыту на внешнем рынке высокотехнологичнойпродукции для энергетики;
— использование конверсионных авиационных и газотурбинных двигателей дляорганизации выпуска модульных высокотемпературных газотурбинных энергетическихустановок;
— развитие производства вагонов электропоездов, метро и пассажирского подвижногосостава нового поколения;
— создание высокотехнологичных установок машин и оборудования для морской добычинефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфеАрктики.
Промышленнаяполитика в области машиностроения предусматривает проведение комплекса мер, втом числе с государственной поддержкой, осуществляемых в целях повышенияэффективности и конкурентоспособности отечественной продукции, формирования егосовременной структуры.
Решениеэтих задач возможно при реализации следующих условий:
— повышение емкости внутреннего рынка на машины и оборудование, в том числе засчет развития лизинговых операций, и соответствующее увеличениеплатежеспособного спроса на них в стране;
— создание в относительно короткие сроки конкурентоспособных изделий для мировогои внутреннего рынков подотраслями, обладающими большим научно-техническимпотенциалом.
Этомубудет способствовать:
— формирование институциональных и законодательных условий для развитияпозитивных структурных изменений;
— реформирование налоговой системы с целью ее упрощения, обеспечения посильногоналогового бремени, создания условий для развития эффективного производства наоснове инвестирования за счет собственных и заемных средств;
— меры внешнеэкономической поддержки, включая методы тарифного и нетарифногорегулирования в рамках правил Всемирной торговой организации;
— содействие привлечению частных и иностранных инвестиций, прежде всегопосредством обеспечения политической и финансово-экономической стабильности,снижение инвестиционных рисков и повышение доверия со стороны инвесторов;
— прямые государственные инвестиции и иные вложения в тех случаях, когда важныедля страны проекты временно непривлекательны для частного капитала;
— создание преференциального режима приобретения потребителями отечественнойпродукции, аналогичной импортируемой.
Этимеры будут осуществляться гибко и дифференцированно, с учетом возможностейгосударства, специфики подотраслей и регионов, а также изменений рыночнойконъюнктуры.
Внастоящее время в машиностроении сформировались группы подотраслей ипроизводств, отличающихся по уровню развития, степени конкурентоспособности навнешнем и внутреннем рынках.
Так,предприятия энергетического машиностроения, электротехнической промышленности иприборостроения по производству тяжелых станков и прессов обладают большимнаучно-техническим потенциалом и либо уже имеют конкурентоспособные изделия,либо способны в относительно короткие сроки создать их. Отечественноеэнергетическое и высоковольтное электротехническое оборудование но техническимпоказателям (ресурсы, надежность, единичная мощность, КПД) и уровню ценконкурентоспособно на внешнем рынке. Для объединений и предприятий этой группыв переходный период потребуются прямые государственные инвестиции и субсидии.Эти меры должны дополняться созданием условий для формирования внутреннего ивнешнего спроса (государственная поддержка при организации сбыта продукции навнешних рынках, предоставление государственных гарантий, а в ряде случаев — связанных международных кредитов для поставки отечественной высокотехнологичнойпродукции).
Котраслям и производствам другой группы предприятий машиностроения следуетотнести продукцию автомобильной промышленности, транспортного (в частиподвижного состава нового поколения для пассажирских перевозок),строительно-дорожного и сельскохозяйственного машиностроения, где будутприменены меры, направленные, в первую очередь, на стимулирование внутреннего ивнешнего спроса на их продукцию.
Основныеметоды промышленной политики для этих подотраслей — защитные импортные тарифы впределах, допускаемых международными нормами, последовательно снижаемые втечение времени, необходимого для достижения приемлемых стандартов качества иуровня издержек, а также общепризнанные методы нетарифного регулирования.
Вэтих отраслях не предусматривается применение методов прямой государственнойподдержки, кроме чрезвычайных случаев и отдельных высокоэффективных проектовили проектов, направленных на решение социальных проблем.
Вчастности, политика в сфере автомобилестроения будет строиться на поддержкеосвоения или сборки новых моделей автомобилей (отечественных, иностранных исовместных фирм), позволяющих улучшить структуру автопарка России. При этомподдержка будет жестко обусловлена институциональными преобразованиямиавтозаводов и их дилерских сетей, обеспечивающих повышение качества управления,уровня выпускаемой продукции, снижение издержек, стабилизацию и снижение цен,диверсификацию производства.
Основнымдокументом, на основе которого решаются проблемы развития отраслеймашиностроительного комплекса России является разработанная Стратегия развитиямашиностроительного комплекса на период до 2010 года. Комплекс мер по развитиюмашиностроения, как часть Стратегии, включает в себя: развитие внутреннего рынкаи взаимодействие с субъектами естественных монополий, совершенствование научно-технической,промышленной, налогово-бюджетной и внешнеэкономической политики, развитиекадрового потенциала отраслей промышленности.
Машиностроениеявляется технологическим ядром экономики и призвано обеспечивать новымпроизводственным оборудованием все другие отрасли промышленности. Однако нанастоящий момент, в отрасли отмечается устаревание его производственных фондов,их технологическая отсталость.
Всостав машиностроительного комплекса входят непосредственно машиностроение, гдезанято 84% всех работников отрасли, промышленность металлических конструкций иизделий и выделяется как самостоятельная отрасль — ремонт машин и оборудования.
Наибольшеечисло работников машиностроения заняты в автомобильной промышленности. Средидругих отраслей, входящих в машиностроение, по численности занятых выделяютсяэлектротехническая промышленность, химическое и нефтехимическое машиностроениеи приборостроение.
Основнымифакторами, влияющими на развитие предприятий машиностроительного комплексаявляются:
— ограниченная емкость внутреннего рынка вследствие недостаточно высоких темповроста экономики;
— устаревшие и изношенные производственные фонды;
— опережающий рост цен на продукцию и услуги «естественных» монополий;
— недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительногокомплекса и устаревшие подходы к организации производства;
— давление импортной продукции, нехватка инвестиционных средств для закупкинового оборудования;
— неразвитая система лизинга сложного оборудования и техники;
— дефицит высококвалифицированных кадров, как специалистов, так и высококвалифицированныхрабочих по различным профессиям.
Данныекрупнейших предприятий России.Название предприятия Показания за 9 месяцев 2009 г. Потери (к уровню годовой давности) Выручка, млн.руб. Частая прибыль (убытки), млн.руб. Изменения, % Изменения чистой прибыли, млн.руб. ОАО «Северсталь» 101039 8666 -50,29% -36451 ОАО «ММК» 97738 19928 -50,71% -13527 ОАО «НЛМК» 89017 28013 -45,36% -46983 ОАО «ВМЗ» (ОМК) 64156 6676 18,03% 488 ОАО «ЭСМК» (Евраз) 48173 590 -54,22% -30887 ОАО «НТМК» (Евраз) 44708 5491 -54,67% -25131 ОАО «ЧМК» (Мечел) 41431 -2626 -43,34% -13140 ОАО «ОЭМК» (Металлоинвест) 28660 1142 -44,60% -12878 ОАО «МЗ Уральская сталь» (Металлоинвест) 28639 -29 -46,61% -10058 ОАО «НКМК» (Евраз) 23195 н/д -34,44% н/д ОАО «ЧЭМК» 18871 537 -16,23% -1716 ОАО «ЧТПЗ» (Группа ЧТПЗ) 18245 493 -30,51% -747 ОАО «ВТЗ» (ТМК) 16781 121 -31,46% -2148 ОАО «НСЛМЗ» (НЛМК) 14813 н/д -53,51% н/д ОАО «СинТЗ» (ТМК) 13773 -28 -31,88% -1106 ОАО «ПНТЗ» (Группа ЧТПЗ) 13399 -471 -40,70% -1960 ОАО «СевТВ» (ТМК) 12521 -1004 -31,82% -2527 ОАО «Тулачермет» 12469 -429 -57,22% -4652 ОАО «ТагМет» (ТМК) 11320 -331 -48,30% -1631 ОАО «БМК» (Мечел) 8100 -55 -41,82% -922 ОАО «Ашинский МЗ» 7333 759 -34,41% -366 ОАО «ММК-Метиз» (ММК) 6449 -402 -60,36% -1115 ОАО «ВЧЗ-сталь» (НММК) 6421 1636 -57,01% -5530 ОАО «ВМЗ Красный Октябрь» 6384 н/д -83,55% н/д ОАО «Северсталь метиз» 5700 н/д -69,99% н/д ОАО «МК Ижсталь» (Мечел) 5623 -728 -44,56% -1602 ОАО «МЗ им.Серова» (УГМК) 5034 -1355 -55,55% -2572 ОАО «Амурметалл» (ВТБ) 5101 -3460 -68,65% -4648 ОАО «ЛМЗ Свободный сокол» 4537 -569 -47,28% -889 ОАО «МЗ Электросталь» 4189 -347 -37,65% -289 ОАО «Чусовский МЗ» (ОМК) 3794 -1522 -72,22% -2805 ОАО «Косогорский МЗ» 3792 -222 -64,12% -1312 ОАО «Златоусовский МЗ» (Эстар) 3670 н/д -87,21% н/д ОАО «Альметьевский ТЗ» (ОМК) 2690 144 -21,11% -166 ОАО «Борский ТЗ» 1315 104 -29,88% -12 ОАО «АК Лысьвенский МЗ» 1221 46 -20,09% 3 ОАО «Нытва» (Эстар) 706 -57 -63,74% -241 ОАО «НМЗ им.Кузьмина» (Эстар) 598 -509 -87,74% -630 По всем основным предприятиям 781606 60202 -47,47% -228148
Присложившихся тенденциях большинству отраслей машиностроения придется оперироватьна рынке при постоянном снижении ценовой конкурентоспособности их продукции поотношению к импорту. Поэтому для удержания позиций на рынке должен бытьобеспечен необходимый уровень повышения качества продукции и эффективности производства.
Вцелом по машиностроительному комплексу и практически по всем ведущим подотраслями отраслям разработаны стратегии и концепции их развития на инновационнойоснове:
— Концепция развития станкостроительной и инструментальной промышленности;
— Стратегия развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения;
— Стратегия развития транспортного машиностроения;
— Стратегия развития машиностроения для текстильной и легкой промышленности идругие.
Разработанкомплекс мер, который предусматривает ряд шагов по выводу предприятий машиностроенияиз кризиса за счет развития внутреннего рынка, повышения инвестиционнойактивности естественных монополий и содействия экспорту продукции.
Предусмотренытакже меры по повышению конкурентоспособности продукции машиностроительногокомплекса и инвестиционной привлекательности отраслей.
Предполагаетсявнедрить систему технических регламентов, согласно которым некачественнаяпродукция, не соответствующая российским стандартам, не будет производиться иввозиться из других стран.
Вперспективе:
— Развитие тяжелого, энергетического, транспортного, нефтяного,строительно-дорожного машиностроения будет определяться инвестиционнойактивностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов. Главным факторомдля данных отраслей станет возрождение внутреннего рынка.
— Стабилизация ситуации в тракторном, сельскохозяйственном машиностроении,машиностроении для перерабатывающих отраслей АПК, предприятий легкойпромышленности будет зависеть от платежеспособности производителей ипереработчиков сельхозпродукции, а также, частично, от спроса населения. Посельскохозяйственному и транспортному машиностроению развитие внутреннего рынкаможет быть достигнуто путем развития лизинга.
— Для наукоемких и комплектующих отраслей (электротехника, приборостроение,станкостроение и др.) задачи развития будут связаны с необходимостью ускореннойструктуризации (самоорганизации) производственных цепочек, во главе которыхдолжны стоять инжиниринговые фирмы, организующие поставки заказчикам готовыхкомплексов или как минимум функциональных блоков, а не отдельных деталей.
— Развитие автомобильной промышленности будет связано с расширением рынков сбыта(особенно в части производства и продажи легковых автомобилей), повышением ихкачества до мирового уровня при сохранении относительно низких цен длянебогатого российского покупателя.
Средиключевых проблем, негативно влияющих на развитие предприятий машиностроения иметаллообработки, по данным обследования ИнЭСП, на первое место по частотеответов выделяется проблема дефицита квалифицированных кадров.
Второйпроблемой, которую отметили большинство руководителей предприятий являетсявысокая степень износа основного оборудования и устаревшие производственныетехнологии.
Такжеотмечается проблема низкого уровня заработной платы большинства работников.
Средидругих немаловажных проблем, с которыми сталкиваются более половины предприятийотрасли, являются недостаточный уровень квалификации персонала, высокаятекучесть кадров, а также тяжелые и вредные условия труда.
Обращаетна себя внимание тот факт, что, несмотря на дефицит работников определенныхпрофессий и специальностей, на трети обследованных предприятий, по мнению ихруководителей, сохраняется избыточная численность работников, а почти на 30%предприятий наблюдается их вынужденная неполная занятость.
Нарядус негативными процессами, характерными для большинства отраслей машиностроительногокомплекса, на многих предприятиях в последние годы происходят и положительныеперемены, в том числе постепенная модернизация производства, перевооружениепроизводственных мощностей, расширение объемов производства и номенклатуры выпускаемойпродукции. Эти изменения вызывают увеличение спроса на квалифицированные кадрысо стороны предприятий отрасли. По мере увеличения сложности производственныхпроцессов растет и уровень требований работодателей к квалификации персонала.При этом спрос на профессиональные кадры, особенно по рабочим высокойквалификации, значительно превосходит предложение.
Загоды реформ машиностроение, в котором доля квалифицированного труда выше, чем всреднем по промышленности, потеряло более половины производственного персонала.В результате на предприятиях отрасли сконцентрировалась рабочая сила с низкимипрофессионально-квалификационными характеристиками, тогда как рабочие болеевысокой квалификации переходили в растущие сектора экономики, параллельно меняяпрофессию. При этом многими работниками утеряна квалификация, которая нарабатываласьгодами, и вернуть этих специалистов практически невозможно.
Медленнымитемпами идет обновление кадров предприятий, значительная часть работников — этолюди преимущественно предпенсионного и пенсионного возраста, а приток молодежив машиностроение крайне незначителен.
Довольновысоким спросом пользуются рабочие основного технологического профиля дляработы на новом современном оборудовании с использованием современных технологий.
Самойвостребованной для предприятий отрасли группой специалистов, по которымотмечается и наиболее значительный дефицит, оказались специалисты по разработкеи совершенствованию выпускаемых видов продукции, внедрению новых технологий.Почти также часто предприятия испытывают дефицит специалистов основноготехнологического профиля, однако, в большинстве случаев он менее значительный.
Вусловиях рынка одной из наиболее дефицитных групп персонала являются специалисты,занимающиеся маркетинговыми исследованиями, изучением и прогнозированием спросана продукцию предприятия, продвижением ее на рынок. С нехваткой такихспециалистов сталкивается половина обследованных предприятий отрасли. Почти на45% предприятий ощущается дефицит специалистов по разработке и внедрениюинформационных технологий.
Натрети предприятий отмечается неудовлетворенный спрос на специалистов кадровыхслужб и нормировщиков. На каждом четвертом предприятии — нехватка экономистов ифинансовых работников.
Довольночасто предприятия отрасли испытывают дефицит кадров высшего звена.
Восполнениедефицита кадров основного вида деятельности является проблемой длязначительного числа предприятий машиностроения и металлообработки.
Возросшаяпотребность предприятий в специалистах нового профиля, рабочих новых профессийсвязана с модернизацией оборудования и технологий, расширением объемовпроизводства и номенклатуры выпускаемой продукции, освоением новых рынков. Поданным опроса руководителей такие мероприятия вызвали на 70% предприятийдополнительную потребность в квалифицированных рабочих, в том числе способныхобслуживать новое технологическое оборудование.
Возможнымипричинами длительного сохранения дефицита работников определенных профессий испециальностей на предприятиях машиностроительного комплекса являются, с однойстороны, отсутствие достаточного количества подготовленных кадров на местномрынке труда, а с другой стороны — непривлекательность предлагаемых вакансий поусловиям труда и уровню заработной платы.
2.Анализ внешнего рынка машиностроения и металлообработки
Поитогам 2005 г. вывоз из России в КНР черных металлов в стоимостном выраженииувеличился на 22,8%. В частности поставки горячекатаного проката увеличились вфизическом выражении в 2,73 раза (633,53 тыс.тонн), а в стоимостном объеме – в3,78 раза (355,84 млн. долларов США). Аналогичная картина наблюдалась и вотношении холоднокатаного проката, экспорт которого соответственно возрос, на100,6% и 171,6%. Полностью за счет роста контрактных цен при уменьшениифизических объемов на 15,4%, было обеспечено существенное – на 84,4% увеличениеобъемов экспорта электротехнической стали.
Вноябре 2008 года экспорт железной руды увеличился на 5,8%, или на 153,56 тыс.тонн по сравнению с октябрем до 2 779,02 тыс. тонн. Выручка от экспорта железнойруды увеличилась на 4,4%. Экспорт не агломерированной руды увеличился на 14,9%.Экспорт агломерированной руды уменьшился на 10,7%.
Посравнению с ноябрем 2008 года экспорт железной руды в ноябре 2009 годаувеличился на 91,8%.
Спросна сталь в мире в 2009 г. уменьшился по сравнению с 2008 г. на 8,6%.Потребление стали в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в 2009г.выросло по сравнению с 2008г. на 13%.
Вноябре 2008 г. объемы экспорта сократились на 29% по сравнению докризиснымуровнем. А уже с января 2009 г. экспорт начал расти и в сентябре превышаетуровень прошлого года на 14%.
Вянваре-ноябре 2009 года по сравнению с январем-ноябрем 2008 года экспортжелезной руды увеличился на 15,4%. Экспорт легковых автомобилей составил 16,7тыс. шт., грузовых — 6,9 тыс. шт.
За9 месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого годапроизводство стали в мире сократилось на 169 млн т (на 16%). Китай нарастилприсутствие на мировом рынке с 38% по итогам 9 месяцев 2008 г. до 48% за 9месяцев текущего года. Россия хотя и снизила долю своего присутствия на с 6% до5%, но сумела в условиях кризиса переместиться с 4-го места по производствустали на 3-е место, тогда как США, наоборот, опустились с 3 на 5 место с долейна рынке в 4,6%.
В2007 году наблюдался рост производства машин и оборудования (26%) в сравнении с2006 годом. Экспорт машин и оборудования за январь-февраль 2007 годасоставил 1,7 млрд долл. и снизился к соответствующему периоду 2006 года на5,8%. При этом экспорт в страны дальнего зарубежья составил 0,7 млрд долл.(снижение на 34,9%), в страны СНГ — 1 млрд долл. (рост на 36,8%).
Вчерной металлургии за последние несколько лет наблюдается рост экспорта (вденежном выражении) – почти в 5 раз.
Внашей стране в 2008 г. было произведено 1,8 млн автомобилей, или 2,3% отобщемирового их производства. По объему выпуска автотранспортных средств докризиса Россия занимала 13-е место в мире. По продажам автомобилей в первомполугодии 2008 г. мы вышли на 2-е место в Европе после Германии. При этомроссийский рынок в 2003–2008 гг. демонстрировал одни из самых высоких темповроста в мире.
Доляметаллов и изделий из них экспортируемых из России в Китай составляет в среднем2%, в то время как машины, оборудование и транспортные средства – 27%
Общийобъем экспорта цветных металлов из России в Китай составил 607,7 млн. долларовСША. Суммарный объем экспорта сократился на 3,2%, в том числе поставки алюминияуменьшились в физическом объеме на 61,2% (70,89 тыс.т), в стоимостном выражении– на 60,0% (107,56 млн. долларов США), меди – соответственно на 33,7% (27,49тыс.т) и 27,6% (73,78 млн. долларов США). В то же время наблюдалось быстроеувеличение экспорта никеля. По итогам года его поставки в стоимостном выраженииувеличились на 67,6% (402,36 млн. долларов США), а в физическом – на 45,3%(28,79 тыс.т).

Заключение
Всентябре 2009 года стартовал проект «Повышение ресурсоэффективностимашиностроения и литейного производства в России».
ВСанкт-Петербурге создан кластер машиностроения и металлообработки. Формированиекластера позволит его участникам повысить эффективность и снизить издержки втекущей деятельности, повысить инновационный потенциал при создании новыхпродуктов и технологий, обеспечить координацию предпринимательской деятельностина высоком уровне.
Главнойцелью перехода на новые позиции разработки стратегических и структурныхпреобразований отраслей машиностроения является достижение технического уровняпромышленности, аналогичного уровню в современных развитых государствах,национальные экономики которых относятся к пятому технологическому укладу. Этоозначает, что необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения стемпами роста не ниже 10% в год. Но чтобы выйти на такие темпы и перейти наинновационный путь развития, необходимо решить ряд проблем.
1.Проблему неудовлетворительного состояния активной части основных фондов, т.е.парка технологического оборудования, поскольку большая часть его физически иморально устарела.
2.Рентабельность производства. После 1998г. она, как известно, росла и в 2001г.достигла 17%, однако в 2002г. вновь снизилась до 12,5%, а число убыточныхпредприятий, которое в 2000г. уменьшилось до 23,1%, в 2002г. составило 41%.Результат – непозволительно малая величина сальдированного финансового итога(37,2 млрд. руб.).
3.Производительность труда. В машиностроении и металлообработке занята третьячасть промышленного производственного персонала страны. Однако выпуск продукциив расчете на одного работающего – один из самых низких в промышленности.
4.Темпы роста. Со второй половины 2001г. они явно замедлились. И хотя, например,в 2003г. в целом составили 9,4%, в отдельных отраслях машиностроения выпускпродукции, по сравнению с 2002г., снизился в металлургическом машиностроении на6%.
5.Недоиспользование производственных мощностей.
Реализацияперечисленных задач будет возможна, очевидно, лишь в случае повышенияконкурентоспособности машиностроительной продукции и существенной модернизацииее технологического потенциала. Потому что нельзя создать конкурентную продукциюбез конкурентной технологической базы.
Посравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработкахарактеризуется более крупными размерами предприятий (средний размерпредприятия отрасли составляет по численности – 1700 человек) большейфондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукциямашиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированнойрабочей силы.
Внастоящее время комплекс включает в себя более 126 тыс. предприятий, из которых3 тыс.- это крупные и средние, на которых работают около 4,5 млн. чел., чтосоставляет 35% общей численности занятых в промышленности России.
Машиностроительныйкомплекс (машиностроение и металлообработка) – является основой экономики иглавным системообразующим элементом, определяющим состояние производственногопотенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всехотраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.
Такимобразом, российскому машиностроению нужен расширенный внутренний рынок, заказыот которого помогли бы отрасли улучшить финансовое положение и увеличитьинвестиции в собственное техническое перевооружение. Однако такому развитиюсобытий препятствует отсталость технической базы самого машиностроения, котораядолжна обновляться опережающими темпами.

Списокиспользованных источников
1.Экономика предприятия (фирмы) / под редакцией проф.О.И. Волкова и доцента О.В.Девяткина. — 3-е издание, перераб. и доп. — Мн.: ИНФРА-М, 2002.
2.Экономический потенциал таможенной территории Российской Федерации: Учебноепособие. 2-е изд. — М.: РИО РТА, 2001. -480с.
3.Экономика машиностроения. Торговый дом «Феникс», 2004 – 416с.
4.     www.mashportal.ru
5.     www.metallinfo.ru
6.     www.tks.ru