Анализе материалов по теме нами была сделана попытка выделить этапы развития авиамоделизма в республике: 1 этап 20-50-е год

При сборе, изучении, анализе материалов по теме нами была сделана попытка выделить этапы развития авиамоделизма в республике: 1 этап – 20-50-е годы XX века – от появления первых кружков и проведения первых соревнований до массового распространения авиамоделизма во всей республике вновь после временного «затишья» в годы Великой Отечественной войны; 2 этап – 60-70-е годы – расцвет авиамоделизма, связан с большой массовостью спорта, открытием авиамодельных кружков при заводах; 3 этап – 2000-е годы – возрождение авиамодельных кружков после периода реформ в стране, новый технический уровень авиамоделей. Рассмотрим подробнее развитие авиамоделизма на каждом этапе.^ Зарождение авиамодельного спорта. Авиамоделизм в первой половине XX века.Начало авиамодельного движения в Республике Башкортостан относится к 20-м годам XX века. Зарождение его связано с общими тенденциями развития авиамоделизма в стране и мире. Кратко рассмотрим историю его возникновения. Если обратиться к истории воздухоплавания, то первыми авиамоделями можно считать мифический «голубь Архита» – построенную древнегреческим математиком и философом Архитом Тарентским летающую деревянную конструкцию, чертеж которой был утерян, а также летучие волчки – детские игрушки, существовавшие в Китае, считающиеся первой известной моделью вертолёта, и «драконы» – воздушные змеи, применяющиеся в военном деле во II-XVI веках1. Очень активно развивался авиамоделизм в XIX веке, когда главной целью изобретателей было «поднять» человека в небо2. В XX веке развитие и массовое распространение авиамоделизма было связано с бурным развитием авиации, в это время авиамоделизм становится спортом. Первые состязания летающих моделей были проведены в 1905 году во Франции. В России авиамодельный спорт начал распространяться среди учащейся молодежи с 1909 года. Первые публичные состязания летающих моделей были организованы профессором Московского университета, основоположником современной гидроаэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским в Москве в 1910 году3. В 1910 вышло в свет первое оригинальное русское руководство по авиамодельному спорту, написанное Н. Анощенко4. (Анощенко Н.Д. Как самому сделать летательные модели. М., 1910). Массовое распространение авиамодельный спорт получил в советский период истории нашей страны. В 20-30-е годы прошлого века Советское государство укрепляло свою индустриальную мощь. Гениальные конструкторы и ученые работали над созданием техники и оружия, советские летчики штурмовали Северный полюс, совершали сверхдальние перелеты. К делу обороны привлекались широкие массы, по всей стране появлялись общества содействия обороне. Важной задачей становится привлечение к технике, конструкторской и изобретательской деятельности детей и молодежи. В связи с этим по всей стране появляются детские технические станции, в которых действуют авиамодельные, ракетомодельные, радиотехнические кружки. Вот основные даты развития авиамоделизма в тот период. В 1924 году прошли соревнования авиамоделистов в Москве. В 1926 году 28-30 августа в Москве состоялся I Союзный слет юных авиастроителей и Всесоюзные соревнования авиамоделистов. С этого года соревнования авиамоделистов проходят ежегодно, также регулярно – слеты авиастроителей. В 1927 году появляется единое общество содействия обороне, авиации и химической обороне и промышленности – Осоавиахим, при котором затем откроется научно-исследовательский центр авиамоделизма. В 1933 году на VI Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов и слете авиастроителей маршал К.Е.Ворошилов провозгласил лозунг: «От модели к планеру, с планера на самолет!» В 1934 году прошла Первая Всесоюзная конференция актива аэроклубов, наметившая программу развития авиамоделизма. В 1936 году в стране действовали более 700 станций юных техников, где были авиаможельные кружки5. [//Дополнительное образование, 2003, №5, 2001, №10]. В 1938 году авиамоделистом М. Зюриным был установлен первый официальный международный рекорд дальности полета для моделей с механическим двигателем. В годы Великой Отечественной войны массовая работа по авиамоделизму была затруднена, но продолжилась уже в конце 40-х годов. В 1949 г. впервые советские спортсмены приняли участие в международных соревнованиях в Венгрии. В 1952 г. авиамодельный спорт был включен в Единую спортивную классификацию, что безусловно отразилось и на его развитии. После вступления Федерации авиамодельного спорта СССР в Международную авиационную федерацию (ФАИ) последовала коренная перестройка спортивной работы по авиамоделизму – изменились требования к моделям, нужно было осваивать их новые классы. ). В 1956 в Швеции на мировом чемпионате команда СССР заняла 2-е место, в том же году стали чемпионами на чемпионате Европы. На 1 янв. 1959 авиамоделисты СССР занимали в таблице ФАИ 3 места из 4 в разделе «абсолютные мировые рекорды» и 11 мест из 28 в разделе «мировые рекорды»8. В дальнейшем в 60-80-е годы советские спортсмены постоянно становились участниками и призерами международных соревнований.В Башкирии республиканские авиамодельные соревнования проводились ежегодно с 1924 года (для сравнения: Горьковской области – 1932, в Ивановской и Крымской – с 1933 г., в Кировской – с 1934г.)6. Наиболее ранняя история авиамоделизма в Республике связана со столицей. В 1925, в годовщину создания Воздушного флота, в Уфе прошли состязания летающих моделей самолетов. Победил В.Романов (дальность полета 64 м), в том же году он установил новый рекорд республики (дальность полета 96 м, высота 12 м и продолжительность 17 сек). Популярность авиамодельного спорта в этот период растет. Юные авиамоделисты Уфы выезжают в города и деревни республики для пропаганды нового вида спорта. В 1925 в Уфе создается спортивный кружок на авиахимкурсах, работает выставка Башавиахима, на которой модели моно- и бипланов, самолетов представили Л.Сыромятников, Я.Никулин, А.Деменков, Б.Андреев, К.Терентьев. Тогда же приступили к строительству авиамоделей в Стерлитамаке, Белебее, Раевке. В 1926 в Уфе были открыты краткосрочные практические курсы по авиамоделизму, в 1930 году была создана Центральная авиамодельная лаборатория при Башавиахиме (руководители В.Карабаев, П.Андреев, Деменков), и авиамодельная лаборатория при Детской технической станции (руководитель К.Игнатьев). Юные уфимцы, участвуя в 1931 году во 2-м Всесоюзном слете авиамоделистов в Москве, заняли 1-е место и были награждены переходящим Красным знаменем Центрального совета ОСО СССР, а кружку при пионерской коммуне Уфы за работу по авиамоделизму в пионерских организациях вручена премия ЦК ВЛКСМ и газеты “Пионерская правда”. Авиамодельный спорт дал большой толчок развитию планеризма и авиации в Башкирии. Из актива авиамоделистов в 1933 был создан первый в республике кружок планеристов при открывшемся в том же году Уфимском аэроклубе. Авиамоделисты Уфы в 1927-40 установили 8 рекордов мира, несколько рекордов СССР7. В 20-е годы кружки авиамоделистов создаются при Осоавиахиме, ими же организуются соревнования. С появлением детских технических станций соревнования по авиамодельному спорту проводятся совместно с управлением народного образования. По данным Осоавиахима в 1939 году в Башкирии насчитывалось 4500 юных авиастроителей, объединенных в 240 кружков8. Мы полагаем, что в годы Великой Отечественной войны работа авиамодельных кружков была затруднена, об этом периоде нашли меньше всего информации. Можно предположить, что аэроклубы были заняты решением более важных задач – подготовкой летчиков, парашютистов, пилотов-планеристов. Но уже сразу после войны работа кружков восстановилась, и к началу 50-х годов авиамоделизм вновь получает массовое распространение. В начале 50-х годов республиканские соревнования проводились в основном в классах свободнолетающих планеров и резиномоторных моделей. Участниками соревнований являлись авиамоделисты из городов Уфа, Стерлитамак, Октябрьский, Салават, Ишимбай, Бирск, поселка Кандры13. Во многих других городах и деревнях республики авиамодельные кружки также имеют давнюю историю. В Стерлитамаке, например, были авиамоделисты при Осоавиахиме еще в 20-е годы, в 1934 году на аэродроме ими была организована выставка авиамоделей9. [«За пятилетку» 11 августа 1934 г]. С 1936 года здесь действует авиамодельный кружок при созданной детской технической станции, первым руководителем кружка был директор ДТС Долгушин Петр Михайлович10. В городе Ишимбай авиамодельный кружок был создан решением исполкома горсовета в 1938 году при Доме пионеров, первыми руководителями были Жуков В. и Давыдов В. Затем 50 лет бессменно учил ребят строить модели Хисматуллин Минигаян Габитович, кандидат в мастера спорта. Сейчас он проживает в Ишимбае, а его ученики сами руководят авиамодельными кружками. Долгое время существовал и филиал – авиамодельный кружок в селе Петровск11. Из воспоминаний нам известно также о кружках в поселках Октябрьский (сейчас город Октябрьский) и Кандры. Авиамоделисты из этих городов еще в 30-е или в начале 40-х годов были участниками Всесоюзных соревнований по авиамодельному спорту, а затем в 50-е годы продолжали участвовать в соревнованиях. Это Виктор Иванович Карабаев из г.Октябрьского и Фаина Карамышева, у которой имелся диплом, врученный на Всесоюзных соревнованиях, подписанный К Ворошиловым, наркомом обороны СССР. В Уфе одним из старейших авиамоделистов был Константин Николаевич Игнатьев. Участник Великой Отечественной войны, он долгое время был организатором республиканских соревнований, являясь инженером-авиамоделистом при городском аэроклубе12.^ Расцвет авиамоделизма в 60-70-е годы.Начиная с 60-х годов XX века в Уфе, Стерлитамаке, Кумертау и многих других городах Республики начали открываться авиамодельные кружки при заводах. Предприятия осуществляли финансирование кружков, предоставляли оборудование, моторы, топливо. Это способствовало новому подъему и росту популярности авиамодельного спорта. В Уфе такие кружки были открыты при УМПО, Трестах №21 и №3, ВНЗМ и других, в Стерлитамаке – при заводе «Сода» и тресте «Стерлитамакстрой», в Кумертау – при авиационном заводе. В Уфе в 1960 году в районе Новоалександровки был построен первый в республике кордодром для кордовых моделей. Строили сами авиамоделисты при помощи заводов. В 1961 г. на нем прошло Первенство Уральской зоны по авиамодельному спорту. Позже свой кордодром появился при Уфимском авиационном институте. В это же время появляется кордодром при станции юных техников г.Салават, во многом благодаря стараниям директора Суханова Василия Ивановича. Важным явлением на этом этапе стало также «возвращение» наших спортсменов на Всесоюзные соревнования. В 1960 году впервые после долгого перерыва сборная республика принимает участие во Всесоюзных соревнованиях в Минске. Среди участников сборной в классе кордовых моделей были Владимир Евсеевич Васильченко (г.Салават), Геннадий Алексеевич Комаров (г.Уфа). На этих соревнованиях наши ребята лично познакомились с Олегом Константиновичем Гаевским, автором многих книг по авиамоделированию. В 1962 году на Всесоюзных соревнованиях в г.Саратов Г.Комаров (г.Уфа) стал чемпионом в классе «воздушный бой», в этом же году на Первенстве Уральской зоны он выполнил норматив мастера спорта в классах гоночных и пилотажных моделей. Геннадий Алексеевич стал первым в республике мастером спорта. Г.А.Комаров 38 лет руководил авиамодельными кружками при заводах, являлся неоднократным призером соревнований в масштабе страны, организатором республиканских соревнований, в 1970 году ему было присвоено звание «Лучший тренер БАССР», а в 1975 он стал судьей республиканского уровня. Среди его воспитанников – 4 мастера спорта, множество кандидатов. Республиканские соревнования по авиамодельному спорту проводятся ежегодно. Кроме традиционных классов – свободнолетающих планеров, резиномоторных, появляются новые классы – скоростные, пилотаж, воздушный бой. Организаторами соревнований являются опытные руководители кружков, ДОСААФ (бывший ОСОАВИАХИМ), республиканская детская техническая станция. Большой вклад в проведение авиамодельных соревнований внес Волохов Александр Григорьевич, инструктор по авиамоделизму ДОСААФ. Начинают ежегодно в феврале проводиться соревнования в классе «воздушного боя», посвященные Дню Советской армии и Военно-морского флота (23 февраля). Республиканские соревнования проводятся и в других городах – Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае. Несколько раз в Уфе проводились Первенства Уральской зоны. А в в 1966 году на кордодроме при Авиационном институте были проведены Всесоюзные соревнования в классе «воздушного боя» среди ВУЗов. К началу 80-х годов авиамодельные кружки еще действуют на станциях юных техников, при заводах, ДОСААФе, но в их деятельности уже появляется множество проблем, которые постепенно приводят к закрытию кружков, снижению популярности авиамоделизма и технического творчества в целом. ^ Авиамодельный спорт на современном этапе.Начиная с 2000-х годов можно вновь заметить постепенный рост популярности авиамодельного спорта, который можно связать с рядом причин. Сейчас на уровне государства вновь ставится задача технического образования школьников, выявления одаренных учащихся в этой области. В связи с этим уделяется внимание развитию детского технического творчества, возрождаются авиамодельные кружки в учреждениях дополнительного образования детей, проводятся мероприятия, способствующие популяризации авиамодельного спорта. Также можно отметить, что одну из ведущих ролей в авиамодельном спорте начинают играть радиоуправляемые модели. Этот класс моделей быстро стал популярен, особенно для взрослых спортсменов, что связано с большими материальными затратами. Важную положительную роль в развитии авиамоделизма на современном этапе играет, как мы считаем, возможность привлечения дополнительных финансовых средств со стороны спонсоров, которые направляются на проведение соревнований, пополнение материально-технической базы кружков. Новыми тенденциями в XXI веке становятся следующие. Занятия по авиамоделизму во многих детских учреждениях становятся платными. С одной стороны, это позволяет увеличить финансирование деятельности и этим повысить качество обучения, с другой стороны, ограничивает возможность заниматься детям из малообеспеченных семей. Большую роль начинают играть информационные технологии. При обучении применяются программы-симуляторы для отработки навыков управления моделью. Богатый материал для постройки чертежей, изготовления моделей содержится в сети интернет. Помощниками авиамоделистов становятся специальные сайты и форумы, позволяющие обсудить общие проблемы, поделиться опытом. Среди взрослых спортсменов и авиамоделистов-любителей назревает необходимость объединения с целью общения, обмена опытом и организации совместных полетов и соревнований. В городах появляются авиамодельные общества, официальные и неофициальные. Так, в Уфе существуют авиамодельный клуб “Горизонт”, насчитывающий в 2011 году 20 членов. Клуб организует городские соревнования по авиамоделизму среди любителей, показательные выступления. Действует клуб «Вольный ветер», при содействии которого организуется открытый ежегодный фестиваль радиоуправляемых авто- и авиамоделей «Точка отрыва – Уфа». В Стерлитамаке Ассоциация авиамоделистов принимает активное участие в организации соревнований, показательных полетов. В настоящее время в республике продолжают проводиться соревнования по авиамодельному спорту среди школьников. Традиционными являются: Открытое лично-командное Первенство Республики Башкортостан по авиационным моделям и ракетному моделированию среди юношей, проводится в июне; Открытое лично-командное Первенстве Республики Башкортостан по авиационным моделям «воздушного боя», проводится в феврале. Организаторами этих соревнований являются Министерство образования РБ, Республиканский центр детского (юношеского) технического творчества, РОСТО (ДОСААФ). Участие в соревнованиях принимают традиционно команды из Уфы, Стерлитамака, Кумертау, Салавата, Ишимбая, Сибая, Нефтекамска, Октябрьского, Чишмов, Белебея, Раевки, Зианчуринского, Стерлитамакского районов. Кроме того в городах республики проходят свои традиционные соревнования – республиканские или открытые городские. Так, в городе Стерлитамак, организацией РОСТО совместно с Центром детского (юношеского) технического творчества и активными авиамоделистами города несколько лет в мае организовывался Открытый чемпионат Республики Башкортостан по авиационным моделям. Здесь же проводились Открытое первенство по авиамодельному спорту на кубок памяти Титова В.М. (2010г., 2011 г.), Открытый чемпионат в классе моделей «воздушного боя» (2011г.), в которых принимали участие спортсмены из Стерлитамака, Уфы, Кумертау, Салавата, Ишимбая, Зианчуринского района. В Салавате регулярно проводится Кубок по авиационным моделям «воздушного боя» памяти Хакимова С.С. В Кумертау в 2007 году состоялся республиканский фестиваль авиамодельного спорта, приуроченный юбилею авиационного завода, при котором в настоящее время действуют два клуба. Республиканские соревнования проводятся в Чишминском районе. В 2011 году прошло также Открытое первенство РБ по авиамодельному спорту на призы РОБ «Роспрофавиа» г.Уфа. Спортсмены республики принимают участие на соревнованиях российского и международного уровней. Так, в 2007 г. В.Кох вошел в состав сборной России, а в 2008 – занял четвертое место среди юношей на этапе Кубка мира в Казани, был не раз участником российских соревнований. Его отец и тренер О.Кох является мастером спорта по авиамоделизму. Спортсмены из Стерлитамака являются постоянными участниками Всероссийских соревнований по авиамодельному спорту в г.Химки. Воспитанники Центра детского (юношеского) технического творчества М.Дик и А.Алушкин становились призерами этапов Кубка России в классе моделей «воздушного боя». В 2011 г. Чишминские авиамоделисты успешно выступили на прошедшем в Казани чемпионате России. Анализируя собранный материал, мы можем сделать следующие выводы. Авиамоделизм в Республике Башкортостан начал развиваться в 20-е годы XX века, раньше чем во многих других регионах страны. Вначале кружки авиамоделистов создаются при Осоавиахиме, затем с открытием детских технических станций авиамодельные кружки развиваются в системе образования. К 30-м годам авиамоделизм получает широкое распространение по всей республике, спортсмены достойно представляют республику на Всесоюзных соревнованиях. Большую роль в авиамодельном движении играют республиканские соревнования, организуемые ежегодно с 1924 года. После некоторого затишья в годы Великой Отечественной войны в начале 50-х годов авиамоделизм вновь получает массовое распространение. Расцвет авиамодельного спорта в республике относится к 60-70-м годам. На этом этапе открываются авиамодельные кружки при заводах, строятся кордодромы. Это позволяет проводить в Уфе первенства Уральской зоны и Всесоюзные соревнования. После долгого перерыва сборная Башкирии вновь становится постоянным участником Всесоюзных соревнований. Повышается уровень республиканских соревнований, кроме традиционных классов – свободнолетающих планеров, резиномоторных, появляются новые классы – скоростные, пилотаж, воздушный бой. Организаторами соревнований являются опытные руководители кружков, ДОСААФ (бывший ОСОАВИАХИМ), республиканская детская техническая станция. После трудного для авиамоделизма периода, связанного с реформами в стране в 1980-90-е годы, в XXI веке начинается новый этап в развитии авиамодельного спорта. Одну из ведущих ролей начинают играть радиоуправляемые модели. Новыми направлениями развития становятся появление платных авиамодельных кружков, применение информационных технологий в авиамоделизме, появление различных авиамодельных обществ. На современном этапе продолжают проводиться традиционные соревнования по авиамодельному спорту среди школьников в Уфе, также проводятся различные соревнования в других городах республики. Как положительный момент можно отметить участие наших спортсменов во всероссийских и международных соревнованиях. ^ Развитие авиамоделизма в городе Стерлитамак.Начало развития авиамоделизма в городе Стерлитамак по некоторым данным также можно отнести к 20-м годам XX века1. Учитывая общие тенденции развития, кружки юных авиамоделистов в 20-е-начале 30-х годов работали при Осоавиахиме. Нам известно, что в августе 1934 года на аэродроме была организована выставка авиамоделей2. [«За пятилетку» 11 августа 1934 г]. В 1936 году Стерлитамакский райком комсомола принимает решение создать детскую техническую станцию. Для этого горсоветом была выделена комната «в нижнем этаже» здания, которое занимал райсовет Осоавиахима (ул. К.Маркса, 91)3. По данным архивных материалов, данный вопрос стоял остро, не раз поднимался заседаниях БЮРО райкома, рассматривались кандидатуры на должность директора4. Первым директором детской технической станции и инструктором по авиамоделизму стал Петр Михайлович Долгушин. Петр Михайлович побывал предварительно на практических курсах в Уфе, изучил доступную литературу по авиамоделизму [Стерлитамакский рабочий, №92 от 07.05.1978 г.]. Первый кружок авиамоделистов начал работу летом 1936 года в пионерском лагере Стерлитамакского райкома ВЛКСМ. В кружке было 17 человек. Ребята под руководством Долгушина учились изготавливать схематические и фюзеляжные модели самолетов. Самыми активными в кружке были пионеры Прохаска, Кузнецов и Яшин [«За пятилетку», 10 августа 1936 года]. В августе этого же года Кузнецов и Прохаска участвовали на Всебашкирских соревнованиях по авиамоделизму в Уфе [«За пятилетку», 17 августа 1936 года]. Городские соревнования по авиамоделизму проводились несколько раз в год, зимой и летом, о чем регулярно сообщала городская газета [«За пятилетку», 24 и 27 февраля, 30 июля 1937 года, 8 декабря 1940 года]. В 1937 году станция подготовила 60 авиамоделистов, 15 инструкторов летного дела, команда ДТС успешно выступила на 12 республиканских – авиамоделист В.Ясенев (3 школа) занял 2место, В.Живноводенко – 4 место, а авиамодельный кабинет был премирован оборудованием [«За пятилетку», 20 июля 1937 года]. В следующие годы авиамоделисты также успешно выступали на республиканских соревнованиях. Среди активных ребят этих лет можно отметить также Гладилина, Подольского, Слесарева Бориса (4 школа), Кириллова, Демишева, Алексеева (4 школа), Караскина В.,Уразметова Н., Купленова [«За пятилетку», 27 февраля и 30 июля 1937 года, 5 марта и 8 декабря 1940года]. В1939 году директор ДТС П.М.Долгушин, став коммунистом, переходит работать в Стерлитамакский райком партии, инструктором по авиамоделизму становится ученик Долгушина Василий Никитич Живноводенко, проработавший на должности сначала в ДТС, затем в Доме пионеров до 80-х годов. Известно, что его воспитанники в 1946 и 1947 годах на республиканских соревнованиях занимали I и II места, а Канаков Юра и Юхнов Саша принимали участие во Всесоюзных соревнованиях, защищая честь республики [«За пятилетку», 3 августа 1947 года]. Нами не было найдено информации о работе авиамодельных кружков в годы войны. В начале 50-х годов кружки юных авиамоделистов работают на станции юных техников и в Доме пионеров. По аналогии с историей авиамоделизма в республике в целом, в городе Стерлитамак новый этап и расцвет авиамодельного спорта приходится на 60-70-е годы. Авиамодельные кружки в это время были почти в каждой школе. Станция юных техников регулярно проводила городские соревнования по авиамодельному спорту. Одним из руководителей авиамодельного кружка на станции юных техников в эти годы был Геннадий Александрович Чулков. Им были подготовлены сильные спортсмены-авиамоделисты, участники республиканских и всесоюзных соревнований. Воспитанники Чулкова работали летом в детских лагерях в качестве руководителей кружков, сами организовывали соревнования между лагерями по простым моделям планеров. Среди учеников Геннадия Александровича – мастер спорта Владимир Шаров, Хафизов Рифкат – летчик гражданской авиации, Евгений Колпаков – был директором и руководителем клуба юных техников при тресте «Стерлитамакстрой». Авиамодельным кружком при Дворце пионеров руководили ученик П.М.Долгушина Василий Никитич Живноводенко, затем его воспитанник Радик Зуфарович Усманов. Были открыты клубы юных техников при заводе «Сода», тресте «Стерлитамакстрой». Спортсмены города ежегодно ездили на Республиканские соревнования в Уфу, Салават, Ишимбай. Проводились такие соревнования и в Стерлитамаке. А.Севостьянов, воспитанник Г.А.Чулкова, был участником Всесоюзных соревнований в г.Нальчике, где занял 6 место. На современном этапе начиная с 2000-х годов мы можем отметить рост активности авиамодельного движения в городе. Вновь приобретают популярность авиамодельные объединения для школьников при Центре детского (юношеского) технического творчества (станции юных техников) и Дворце пионеров и школьников им. А.П.Гайдара, которые удалось сохранить в годы реформ. В городе проводятся мероприятия, способствующие популяризации авиамодельного спорта – показательные выступления авиамоделей, организуются соревнования. Несколько лет назад был открыт авиамодельный кружок от РОСТО, работающий на базе школ. Обучающиеся Центра детского (юношеского) технического творчества ежегодно принимают участие в республиканских соревнованиях по авиамодельному спорту среди школьников, традиционно становятся победителями в классе моделей «воздушного боя». С 2008 года они становятся постоянными участниками Всероссийских соревнований – этапов Кубка России в классе моделей «воздушного боя», представляют республику на Всероссийских соревнований по авиамодельному спорту в г.Химки. Взрослые спортсмены-авиамоделисты города, объединившись в Ассоциацию, принимают активное участие в организации соревнований, показательных полетов, участвуют в работе детских авиамодельных объединений. В Ассоциацию авиамоделистов города входят педагоги авиамодельных объединений Максютов А.Р., Сильченко К.В., Поляков И.В., Усманов Р.З., Гайсин С.Г., опытные спортсмены Кондратьев Г.Н., Парфенов Г.Н. и другие. Силами Центра детского (юношеского) технического творчества при поддержке отдела образования города, Ассоциацией авиамоделистов города, организацией РОСТО организуются республиканские и открытые городские соревнования. В 2006-09 годах на территории Стерлитамакского аэропорта проводился Открытый чемпионат Республики Башкортостан по авиационным моделям (РОСТО). Популярными мероприятиями для авиамоделистов республики становятся Открытое первенство г.Стерлитамака по авиамодельному спорту на кубок памяти Титова В.М. (2010г., 2011 г.), Открытый чемпионат в классе моделей «воздушного боя» (2011г.), в которых принимали участие спортсмены из Стерлитамака, Уфы, Кумертау, Салавата, Ишимбая, Зианчуринского района. На основе вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что авиамоделизм в городе Стерлитамак прошел те же этапы развития, что и авиамоделизм в Республике Башкортостан в целом. На современном этапе спортсмены города являются лидерами республики в классе моделей «воздушного боя», достойно представляют республику на всероссийском уровне, ведут активную работу по популяризации авиамодельного спорта.