Аксиологический аспект научной философии в условиях глобальности

К.филос.н., доц. М.М. Денищенко Донской государственный технический университетАксиологический аспект научной философии в условиях глобальности 1. Проблема возвращения диалектической методологии на авансцену философского познания вряд ли является проблемой, имеющей дискуссионный характер, так как «диалектический метод необходим не потому, что это кому-то хочется, а потому, что в конечном итоге в природе, обществе, да и в самом мышлении все свершается диалектически, а не метафизически» (1). В этой связи совершенно бесперспективным представляется поиск какого-нибудь объективного основания случившегося угасания профессионального интереса к диалектике, ибо обнаружение такого основания означало бы одновременно и «переоткрытие» метафизической реальности. Не менее бесперспективными видятся и попытки отыскать объяснение состоявшегося оттеснения диалектики в методологическом укреплении альтернативных культур мышления, поскольку методологически значимых признаков усиления внедиалектических способов философствования фактически не наблюдается. Имея это в виду, причину утраты диалектикой своих прежних позиций вероятней всего следует усматривать в имевшей место в совсем недалеком прошлом тотальной опеке философской науки со стороны официальной идеологии, стимулировавшей концентрацию философского потенциала не столько на разработке проблем диалектического постижения бытия, сколько на “воинствующей” критике буржуазной философии и немарксистских концепций диалектики. В конечном счете заидеологизированный контекст организации философской науки пагубно отразился на самой теории диалектического познания и не позволил своевременно и в истинно диалектическом ключе, во-первых, создать стройную концепцию диалектической противоречивости, обладающую проективностью на любые из бесконечного множества существующих явления, объекты, системы; во-вторых, обогатить, развить, систематизировать, упорядочить, субординировать категориальный аппарат диалектической методологии до такой степени совершенства, которая бы исключала возможность его формального использования и создавала условия для его эвристически значимого применения; в-третьих, разработать специальные диалектико-методологические пролегомены к естественным, техническим и гуманитарным наукам, которые обеспечили бы расширение границ применимости диалектического метода; в-четвертых, ассимилировать новые знания, добытые междисциплинарными научными направлениями, в частности, кибернетикой и синергетикой, что могло бы способствовать генерации под эгидой диалектики новой эпистемологической системы с еще более продуктивным познавательным потенциалом; в-пятых, осмыслить новейший культурно-цивилизационный контекст и складывающиеся мировые тенденции его предстоящей трансформации, что дало бы возможность в ином, уже глобалистическом ключе репрезентировать аксиологический аспект диалектики, преодолев давление регламентированной узости принципа партийности. 2. Являясь неоспоримо позитивным результатом многовековой работы философской мысли, значимой матрицей постижения мироздания, универсальной формой представленности научно-философского знания в общественном сознании, диалектика как методология раскрытия тайн бытия в настоящее время переживает период томления, за которым, к чему есть ряд оснований, последует новый, оживляющий всплеск философско-практического интереса к ней. В частности, о возможности вхождения диалектики в период своего ренессанса свидетельствует, во-первых, углубление диалектико-материалистической теории в условиях утраты ею статуса официальной философии, подтверждением чему могут служить фундаментальные наработки в области создания «конкретно-всеобщей теории развития» (2) и «системной теории диалектики» (3); во-вторых, диалектико-материалистический дух ряда докладов, сделанных в рамках Второго Российского философского конгресса (июнь 1999 г.), продемонстрировавших непреклонную жизнестойкость диалектического метода (Э.Г.Винограй, Д.В.Ерахтин, Г.Г.Квасов, В.В.Ким, Р.Н.Косолапов, И.Я.Лойфман, К.Н.Любутин, А.В.Маслихин, В.В.Орлов, М.Н.Руткевич, В.Ф.Сетьков, С.М.Шалютин и др.); в-третьих, заметная тенденция роста профессионального интереса к диалектической методологии со стороны нового поколения российских философов, выявившаяся в ходе проведенной кафедрой философии РАН научно-практической конференции «Актуальные вопросы диалектики» (январь-февраль 2000 г.). Но, главное, сама актуальная реальность и ее объективная диалектика, сама многомерно мультиплицированная противоречивость современного общественного бытия, его объективная диалектика, наконец, сама глобальность наличной культурно-цивилизационной ситуации и ее объективная диалектика настоятельно требуют применения диалектического подхода, коль уж речь заходит об острейшей необходимости разобраться не столько в космогенных, сколько в космогеобиоантропосоциотехногенных хитросплетениях мироздания. 3. Считая проблему восстановления статуса диалектики как методологического стержня научной философии предрешенной, помня о нацеленности диалектики «не только на объяснение, но и на изменение действительности», и учитывая особенности постклассического типа философствования, характеризующегося установкой на продуцирование философских концепций «формирования и функционирования образцов», гарантирующих «со-существование социальных систем и их со-бытие с системами природными», мы склонны усматривать в числе неотложных задач эффективного стимулирования интереса к диалектической теории задачу разработки аксиологического аспекта научной философии. Представляется, что в условиях глобальности как черты современности и глобализации как ставшей тенденции общественного бытия на роль аксиологического первоисточника со статусом идейно-ценностного фундамента вполне может претендовать русский космизм, являющий собой философское течение, в котором сосредоточен и в концентрированном виде выражен целый комплекс таких аксиозначимых идей русской философии, как идея единства всего сущего и бесконечности мироотношений, идея универсальной гармонии и единства законов симметрии, идея целостного переживания мира и познания мироздания в его целокупности, идея планетаризации и даже космизации эколого-морального императива и, наконец, идея объединения и духовного сплочения людей. В роли аксиологического «второисточника» со статусом конкретно-ценностного фундамента может выступить комплекс современных научно-философских концепций, вобравших в себя конструктивно-ценностные установки русско-космического гения и выстроенных на базе нового научного контекста и глубокого осмысления глобальных реалий актуального общественного бытия: концепция биосферосовместимого развития (Э.В.Гирусов), концепция экологического самосознания цивилизации (Ф.И.Гиренок), концепция многомерной гносеологии (А.А.Крушанов), концепция коэволюционной познавательной модели (И.К.Лисеев), концепция естественной безопасности (А.Д.Урсул), концепция сознательно-творческого этапа развития мира (С.Г.Семенова) и др. В роли же аксиологического «третьеисточника» со статусом перспективно-ценностного фундамента может предстать ноосферология, становление которой знаменует собой новый творческий этап развития русско-космической традиции, связанный прежде всего с именем В.И.Вернадского. В совокупности названные аксиологические источники являют собой ту базу, в лоне которой, на наш взгляд, вызревает новое, коэволюционистско-экоцентристское мировоззрение, могущее уже в ближайшем будущем стать аксиологическим каркасом научной философии. Коэволюционизм-экоцентризм (4) обладает всеми признаками широкой мировоззренческой системы, в частности, способностью проявлять себя и в качестве принципа познания мира, и в качестве принципа его преобразования. Гнесеопраксиологическая схема коэволюционизма-экоцентризма в укрупненном виде может быть развернута как схема, содержащая следующие основные объективно реализующиеся (1-8) и могущие быть гармонично реализованными (5-8) коэволюционные фазы: космогеогенез (1) – геобиогенез (2) – биоантропогенез (3) – антропосоциогенез (4) – социотехногенез (5) – технобиогенез (6) – биогеогенез (7) – геокосмогенез (8). Этот актуальный круг – виток единовременных явлений, процессов, событий, представленный совокупной формулой «космогео-…геокосмогенез», как нам представляется, выражает собой генеральную диалектическую формулу вселенского развития «творимое есть творящее». Установка коэволюционизма-экоцентризма на гармонизирующее преобразование действительности, в частности актуальной технореальности, содержит аксиологический призыв к трансформации идеологий техницизма и неотехницизма в идеологию ноотехницизма, к формированию общественного ноотехницистского сознания и соответствующего образа мышления и действия (5), основными принципами которого в контексте ненасилия природы являются, во-первых, принцип внеэкономического, диспаративного отношения к природе; во-вторых, принцип соотнесения технико-экономической необходимости с природными ограничениями; в-третьих, принцип целостно-системного, глобального конструирования техносферы с учетом недопустимости нарушения гомеостатического механизма биосферы. В свете изложенного видения аксиологического аспекта научной философии сверхактуальной смысл вновь обретают слова В.И. Ленина о том, что «более общие, более широкие или более далеко идущие взгляды нам сейчас вдвойне необходимы» (6). ______________________________ 1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999. С. 240. 2. Орлов В.В. Современная форма научной философии // Новые идеи в философии. Пермь, 1996. Вып. 4. 3. Винограй Э.Г. Методологический проект развития системной философии. Новосибирск, 1996. 4. Денищенко М.М. Коэволюционизм-экоцентризм как потенциальная крестовина мировоззренческого универсума третьего тысячелетия // Мир в III тысячелетии: Диалог мировоззрений. Нижний Новгород, 1999. 5. Денищенко М.М. Гуманизация плюс позитивный пласт техницизма // Российский вуз: в центре внимания – личность. Т.1 Ростов н/Д, 1999. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 38. С. 41.  © М.М. Денищенко, 2001