Алборова Т. А.
Вопрос взаимодействия фольклора и литературы является одной из актуальных проблем на всех этапах развития осетинской словесности. Без изучения взаимосвязи фольклора и литературы нельзя всестороннее осветить вопросы о закономерностях и условиях формирования и развития национальной словесности. Осетинской письменной литературе предшествовало устное народное творчество, которая явилось для национальной словесности естественным преддверием и своеобразной «поэтической колыбелью». Идейное, а также эстетическое богатство устного народного творчества, его поэтика и язык, эпические традиции – все это сыграло решающую роль в становлении осетинской литературы [10, с. 3].
Главные причины обращения писателей Осетии к народному творчеству заключались в том, что они «в народной поэзии видели важнейший источник познания жизни, быта, психологии, дум и чаяний трудового народа», народное творчество «:было для них составной частью национальной культуры»[5, с. 4]. Наиболее часто осетинские писатели используют жанровые формы фольклора, способы композиции, манеру повествования, сюжеты и мотивы, образы героев, средства создания внешнего портрета персонажа, изображение картин быта и природы, выразительные средства, народнопоэтическую лексику, фразеологию, особенности изображения и идейно-эмоциональной окраски. Фольклор наряду с другими сторонами народного бытия раньше книги входит в сознание и память будущего писателя, тем самым творчество народа может оказывать сильное влияние на формирование взглядов, эстетических вкусов и идеалов художника слова [8, с. 13]. Фольклор оказал на произведения осетинских писателей сильное идейное и художественное влияние. На основе устного народного творчества созданы лучшие произведения из сокровищницы осетинской словесности, ставшие явлениями в истории национальной литературы. Но наиболее глубоко значение народного поэтического творчества было понято основоположником осетинской литературы Коста Хетагуровым. Поэт использовал самые различные жанры народного творчества в своих произведениях, он «подлинный народный поэт», который «глубоко понимал душу народа, его психологию, его думы и настроения, его быт», «выражал всегда, то сокровенное, что волновало народ, выражал его коренные интересы»[11, с. 30]. Все творчество К.Хетагурова – наглядное подтверждение того, что народ является создателем больших поэтических ценностей, без которых не может обойтись национальная литература, самые прекрасные образы созданы им под влиянием народной поэзии. Проблема взаимодействия фольклора и литературы в творчестве К. Хетагурова получила основательное освещение в работах А. Тибилова, А. А. Хадарцевой, З. М. Салагае- вой, Х. Н. Ардасенова, Н. Г. Джусойты, Ш. Ф.Джикаева.
Традиции Коста Хетагурова, глубокое уважение к народу и его поэтическому творчеству, нашли свое дальнейшее развитие в творчестве многих осетинских писателей, в числе которых и основоположник осетинской прозы Сека Гадиев. Если у народов Дагестана, где возникновение письменной литературы не сразу отменило традицию ашугской поэзии, трудно провести четкую грань, отделяющую последних ашугов от первых поэтов, то в Осетии же, кроме Сека Гадиева, который занимает эту промежуточную позицию между устным словом и литературой, никого нет. «Его рассказам (таурагам-тауржгътж) свойственны черты, которые ярко проявляются в эпических сказаниях, героических преданиях и песнях. Манера его повествования – сказительская»[7, с. 13]. Из сокровищницы народного творчества черпали вдохновение также Александр Кубалов, Елбаздуко Бритаев, Блашка Гурджибеков, Илас Арнигон, Роза Кочисова, Давид Короев и другие. Эти писатели «сделали огромный шаг вперед в художественном развитии родных народов. И шли не к фольклору, а от фольклора. Разумеется, в их творчестве отчетливо прощупываются глубинные связи и с фольклорной традицией, с образом фольклорного поэта, с нравственно-психологической и эмоциональной традицией народа, преимущественно патриархального крестьянства, но они выступили великими новаторами искусства слова в национальном масштабе»[6, с. 113].
В разные периоды роль фольклора в литературе усиливалась или же наоборот. Если Г. Бекоев и А.Тибилов ратовали за активное обращение к памятникам народного творчества, считая это традицией К. Хетагурова, С. Гадиева и Е. Бритаева, то писатели 20 – 30-х годов XXв., называя себя пролетарскими, порой игнорировали достижения классической литературы. Они отрицали значение народного творчества в развитии национальной литературы и культуры. Хотя на Всесоюзном съезде пролетарских писателей в 1928году говорилось, что необходимо ценить культурные корни народа и достижения классической литературы [9, с. 83, 87], писатели Осетии утверждали, что «пролетарская культура не является закономерным развитием лучших традиций прошлого, а должна быть создана заново»[4, с. 39]. Скептическое отношение к фольклору, было преодолено лишь во второй половине 30-х годов XXв. после выступления М. Горького на Первом съезде советских писателей в 1934г. Он особо выделил вопрос о необходимости углубленного постижения родного фольклора, призвал собирать и изучать памятники народного творчества и публиковать их. «Мильтон и Данте, Мицкевич, Гете и Шиллер, возносились всего выше тогда, – говорил Горький, – когда они черпали вдохновение из источника народной поэзии, безмерно глубокой, неисчислимо разнообразной, сильной и мудрой» [3, с. 33]. Вслед за выступлением М. Горького в осетинском литературном пространстве появляется статья В. И. Абаева «Фольклор», в котором ученный дает краткую, но очень яркую характеристику значению фольклора, устного слова не только в развитии литературы, но и национальной культуры и истории [1, с. 78]. Васо Абаев большим достижением осетинской словесности считает произведения, написанные по сюжетам и мотивам народного творчества. Он пишет: «Несметные сокровища золотоносной рудой стоят перед нашими писателями, и если последние обладают способностью и талантом, то смогут дать нашей литературе много поэтических жемчужин»[1, с. 80].
Проблеме взаимодействия фольклора и осетинской литературы в разные годы посвящались исследования многих ученных. Так, в статьях Х. Н. Ардасенова, З.М. Са- лагаевой, Ш. Ф. Джикаева, Н. Г. Джусойты, И. Н. Мамиевой звучит мысль о том, что устное народное творчество было и остается неиссякаемым источником обогащения литературы. В 70 – 80гг. ХХв. проблема взаимодействия литературы и фольклора поднялась на качественно новую ступень. В эти годы на страницах журнала «Вопросы литературы» развернулась острая дискуссия по проблеме «Современный литературный процесс и фольклор». Некоторые литераторы и ученые отрицали плодотворность использования народного творчества и его традиции в современном литературном процессе. Основное внимание исследователей в этот период было направлено на определение типа фольклоризма, характера связей, логики отношений между литературой и фольклором в разные общественно-исторические эпохи и на разных идейноэстетических уровнях.
Чем многограннее литературное движение, тем глубиннее и основательнее фольклорные отражения в литературе, однако осетинская литература не была лишена механического воспроизведения фольклорных сюжетов. Нафи Джусойты писал: «Всякая стилизация, даже виртуозная имитация фольклорного опыта, отдает неискренностью и праздной игрой»[6, с. 119 ). По мнению Важа Пшавела, если фольклорный материал не переработан поэтом, если фольклорное произведение «не переплавлено им в горниле собственной души, а лишь предсказано в том виде, в каком передает его народ, то оно « не может утвердиться, не найдет себе место в сердце народа и не будет поэтому считаться произведением искусства»[2, с.291 – 292] . Несмотря на эту проблему,созданные на основе фольклора произведения в большинстве своём были написаны талантливыми авторами и, несомненно, оказали большое влияние на развитие осетинской литературы.
Список литературы
Абаев В. И. Фольклор // Мах дуг. 1935. № 12. С. 80.
Важа Пшавела. Избранное. Тбилиси, 1959.
Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 24. М., 1952.
Джикаев Ш. Ф. История осетинской литературы 1917 – 1956 гг. Дзауджикау, 2001.
Джикаев Ш. Ф. Фольклор и осетинская советская поэзия. 1917 – 1941 гг. Орджо- никидзе,1972.
Джусойты Нафи. Уходя от фольклора// Вопросы литературы. 1977. № 1.
7.Очерк истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе, 1967.
Путилов Б. Н. О некоторых проблемах фольклоризма советской литературы // Вопросы советской литературы. Т. 4. М. – Л., 1956.
Русская советская литературная критика (1917 – 1934). Хрестоматия. М., 1981.
Салагаева З. М. От Нузальской надписи к роману: Проблемы генезиса и становления осетинской прозы. Орджоникидзе 1984.
Тибилов А. Избранные произведения. Цхинвал, 1964.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnikurao.ru/
Дата добавления: 29.12.2013