Среднесрочное корпоративное планирование в системе управления финансами предприятия (на материалах ОАО "Счетмаш", г. Курск)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «Среднесрочное корпоративное планирование всистеме управления финансами предприятия (на материалах ОАО «Счетмаш»,
г. Курск)»

Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты организациикорпоративного финансового планирования
1.1  Принципы организации и методыфинансового планирования
1.2  Виды финансовых планов и процесс ихформирования
1.3  Методика бюджетирования
1.4  Современные пакеты анализа вфинансовом планировании
2. Оценка системы финансовогопланирования и бюджетирования ОАО «Счетмаш»
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика предприятия
2.2 Оценка финансового положенияпредприятия за период 2003-2005 гг
2.3 Виды финансовых планов и бюджетовпредприятия
2.4 Пути повышения эффективностииспользования активов
3. Совершенствование системыкорпоративного финансового планирования ОАО «Счетмаш»
3.1 Применениеэкономико-математического метода в среднесрочном планировании
3.2 Использование современных пакетованализа для планирования финансовых показателей и результатов деятельности
3.3 Проблемы построения эффективнойсистемы бюджетирования
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложения

Введение
финансовоепланирование бюджетирование актив
Актуальность темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна внынешних условиях. Современный рынок предъявляет серьезные требования кпредприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессовсоздают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условияхявляются:
· увеличениеразмеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
· высокаянестабильность внешних условий и факторов;
· новый стильруководства персоналом;
· усилениецентробежных сил в экономической организации.
Возможности планирования в экономической организации предприятияограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из нихявляются:
· неопределенностьвнешней (рыночной) среды;
· возможностьслияния или поглощения другой фирмой;
· возможностьмонопольного установления цены реализации продукции;
· контрактныеотношения.
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильногоуспеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность,постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков,положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Объектом исследования дипломной работы является процесс финансовогопланирования в системе управления финансами предприятия.
Предметом исследования является методика обоснования экономическойэффективности инвестиционного проекта.
Целью дипломной работы является выявление и обобщение закономерностейфинансового планирования и бюджетирования на предприятии.
Из цели следуют следующие задачи:
· изучитьтеоретические аспекты организации финансового планирования на предприятии;
· оценить системуфинансового планирования и бюджетирования на примере конкретного предприятия(ОАО «Счетмаш»);
· выявить проблемыпостроения эффективной системы финансового планирования на ОАО «Счетмаш»;
· дать рекомендациипо совершенствованию системы корпоративного финансового планирования на ОАО«Счетмаш».
Основными методами исследования являются:
· изучение и анализучебной и специальной литературы;
· изучениепередового опыта;
· применениеэкономико-математического метода;
· использованиесовременных пакетов анализа для планирования финансовых показателей ирезультатов деятельности (Альт-Инвест).
Методология финансового планированияпостроена на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составленияфинансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочилафинансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом.
Формированиефинансовых бюджетов является заключительным этапом процесса бюджетирования ипланирования на предприятии.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешногофункционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста истабильности экономики в целом.

1. Теоретические аспекты организации корпоративногофинансового планирования
 
1.1 Принципы организации и методы финансового планирования
Финансовое планирование – это планирование действий по формированию ииспользованию финансовых ресурсов, которые обеспечивают взаимосвязь доходов ирасходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия систочниками финансирования. [Волков]
Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процессасоответствующими по объему и структуре финансовыми ресурсами.
В ходе финансового планирования выполняются следующие расчеты:
· планированиеприбыли (доходов) и расходов предприятия;
· расчетпотребностей в собственных оборотных средствах;
· анализ ипланирование денежных потоков;
· расчетнеобходимых финансовых ресурсов, а именно, объемов и структуры внутреннего ивнешнего финансирования, резервов и объемов дополнительного финансирования,потребности в кредитных ресурсах;
· составлениебаланса доходов и расходов предприятия.
Финансовое планирование является составной частью стратегического,текущего и оперативного планирования. Оперативное финансовое планированиезаключается в составлении платежного календаря, кассового плана и расчетепотребности в краткосрочном кредите. Основой текущего финансового планированияявляется баланс доходов и расходов.
Организация финансового планирования осуществляется всоответствии с определенными принципами. Они вытекают из общих принципов организациифинансов, но имеют свои особенности. [Бочаров]
ü Принцип единствапредполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е.представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся ведином направлении ради общей цели.
ü Принципкоординации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельностьодних подразделений предприятия вне связи с другими. Всякие изменения в планаходних структурных единиц должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь исинхронность – ключевые черты координации планирования на предприятии.
ü Принцип участияозначает, что каждый специалист предприятия независимо от должности ивыполняемых функций становится участником плановой деятельности.
ü Принципнепрерывности заключается в том, что планирование должно осуществлятьсясистематически в рамках установленного цикла; разработанные планы непрерывносменяют друг друга (план закупок → план производства → план помаркетингу → план движения денежных средств).
В тоже время неопределенность внешней и внутренней среды функционированиятребует корректировки и уточнения планов предприятия.
ü Принцип гибкостисостоит в придании планам и планированию способности изменяться привозникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают резервыбезопасности (ресурсы, производственные мощности и т. д.).
ü Принцип точностипредполагает, что корпоративные планы предприятия должны быть конкретизированыи детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условиядеятельности предприятия.
Эти общие положения целесообразно дополнить специфическими принципамифинансового планирования.
ü Принцип финансовогосоотношения сроков получения и использования средств – капитальные вложения сдлительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счетдолгосрочных заемных средств.
ü Принципплатежеспособности – планирование денежных средств должно постояннообеспечивать платежеспособность предприятия, т. е. наличие ликвидных средств,достаточных для погашения краткосрочных обязательств.
ü Принципрентабельности капиталовложений заключается в том, что для капитальных вложенийследует выбирать самые дешевые способы финансирования (самофинансирование, финансовыйлизинг и др.), привлекая заемный капитал лишь в том случае, если он повышаетрентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага.
ü Принципсбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестициицелесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли,амортизационных отчислений).
ü Принципприспособленности к потребностям рынка – важно учитывать конъюнктуру рынка изависимость предприятия от предоставления кредитов.
ü Принциппредельной рентабельности – целесообразно выбирать такие капиталовложения,которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность наинвестированный капитал при допустимом уровне риска.
Помимо принципов организация финансового планирования требует выбораметодов планирования. Финансовые показатели могут планироваться различнымиметодами: [Бочаров]
· расчетно-аналитический;
· нормативный;
· балансовый;
· оптимизацииплановых решений;
· экономико-математическоемоделированием.
Расчетно-аналитический метод планирования основан на анализе достигнутогоуровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий период.Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуютфинансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателямиустанавливается не прямо, а косвенно – на основе изучения их динамики за рядпериодов (месяцев, лет). Таким методом определяют плановую потребность вамортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.
Нормативный метод. Его содержание сводится к тому, что потребностьпредприятия в финансовых ресурсах, источники их образования определяются наоснове заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являютсяставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды,нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка и др.нормативный метод планирования – самый простой и доступный. Зная норматив исоответствующий объемный показатель, можно легко вычислить планируемыйфинансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансамипредприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативовпредприятия для формирования и использования денежных ресурсов, а такжеорганизация контроля за соблюдением норм и нормативов каждым структурнымподразделением.
Балансовый метод. Экономическая сущность этого метода состоит в том, чтоблагодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводят всоответствие с фактическими потребностями в них. Балансовый метод применяют припрогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления инакопления), составления квартального плана доходов и расходов, платежногокалендаря и т. п.
Метод оптимизации плановых решений предполагает составление несколькихвариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основеразличных критериев. Например, минимума приведенных затрат; минимума текущихрасходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности егоиспользования; минимума времени на оборот капитала, т. е. ускоренияоборачиваемости авансированных средств.
Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет определитьколичественную оценку взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами,влияющими на их величину. Данная взаимосвязь выявляется вэкономико-математической модели, которая представляет собой точное описаниеэкономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений,неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные(определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной икорреляционной связи.
Функциональная связь выражается уравнением вида:
y = f (x), (1)
где y – соответствующий показатель;
f (x) – функциональная связь,определяемая показателем х.
Корреляционная связь представляет вероятностную зависимость, котораяпроявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Даннаясвязь выражается стандартными уравнениями регрессии различного вида. Например,однофакторными моделями типа
линейного: y = а0+ а1 ×х;(2)
параболы: y = a0 + a1 ×х + a2 ×х2;(3)
гиперболы: y = а0+ а1: x. (4)
При использовании экономико-математических моделей вфинансовом планировании приоритетное значение имеет определение периодаисследования: его следует выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуетсяиспользовать для перспективного планирования среднегодовые значения финансовыхпоказателей за прошедшие три – пять лет, а для годового планирования –среднеквартальные данные за один – два года.
При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периодев значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей,вносят необходимые коррективы.
Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от среднихвеличин к многовариантным расчетам финансовых показателей.
Построение моделей состоит из ряда этапов:
· изучение динамикифинансового показателя за определенное время (квартал, год) и выявлениефакторов, влияющих на динамику;
· расчетфункциональной зависимости финансового показателя от определяющих его факторов(например, зависимости прибыли от объема реализации);
· разработкавариантов прогноза финансового показателя;
· анализ иэкспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;
· выбороптимального варианта (принятие планового решения).
В экономико-математическую модель следует включать не все, а только ключевыефакторы. Проверку обоснованности модели осуществляют на практике. При этомимеет значение представительность модели, т.е. длительность наблюдений заизучаемым объектом.
Обоснованность выбранных моделей проверяют путем расчета среднеквадратическогоотклонения полученных данных от фактических и определения коэффициентавариации.
Среднеквадратическое отклонение (/>) определяют по формуле:
/> (5)
где y и yx – фактическая и расчетная сумма прибыли соответственно;
n –число случаев наблюдений.
Коэффициент вариации (Кв) представляет собой процентноеотношение
среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величинеотчетного показателя (прибыли).
/>, (6)
где /> -среднеквадратическое отклонение, тыс. руб.;
/> -среднеарифметическая величина прибыли, тыс. руб.
/>=/>(7)
n –количество периодов.
Если коэффициент вариации показывает, что отклонение расчетныхпоказателей от фактических составляет незначительную величину, то делают выводо том, что данную модель можно использовать для планирования (прогноза)прибыли.
Таким образом можно рассчитать зависимость прибыли от выручки отреализации продукции по предприятию. Более подробный расчет и анализ на базеэкономико-математического моделирования будет рассмотрен в третьей главе.
1.2 Виды финансовых планов и процесс их формирования
Для определения финансового потенциала на текущий и долгосрочный периодыпредприятия (корпорации) вправе разрабатывать несколько видов финансовых планов(бюджетов).
В настоящее время нет четкого деления финансового планирования на группы.Можно выделить несколько классификаций разных авторов.
В зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования напрошлое, настоящее или будущее, Рассел Акофф выделяет четыре основных видапланирования: [Лихачева]
· реактивное(нацелено только на прошлое);
· инактивное(приспосабливается только к настоящему);
· преактивное(предпринимательский тип: предпочитает смотреть только в будущее);
· интерактивное(ориентировано на взаимодействие всех лучших идей планирования).
Рассмотрим каждый из видов планирования (таблица 1).
Таблица 1 – Общая характеристика видов планированияВид планирования Цели планирования Содержание Реактивное Нет четких целей. Поиск начинается, когда проблема уже видна Подход основан на экстраполяции прошлых тенденций Инактивное Разрабатывается большое количество вариантов возможных путей развития Подход основан на достигнутых целях. Слабо используются открывающиеся возможности Преактивное Разрабатывается много различных альтернатив, но, как правило цели не задаются Упреждение будущего. Энергичный поиск новых идей Интерактивное Цели конкретные, ориентированные на рост. Разрабатывается множество различных альтернатив Основано на таких основополагающих принципах как участие, непрерывность, координация и интеграция. Используется большое количество информации, требуется предпринимательская интуиция
В реактивном планированиииспользуется генетический подход, когдався проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Планированиеосуществляется по принципу «сверху вниз». Первоначально выясняются нуждынизовых структурных подразделений, которые оформляются в планы. Далее собранныематериалы передаются руководству следующего уровня. Те, в свою очередь, корректируюти редактируют их и передают на следующий уровень.
Наиболее характерные положительные чертыреактивного типапланирования:
1) обращение кпрошлому опыту организации, из которого
2) можно многоепочерпнуть;*
3) сохранениепреемственности целей, способов управления, не
4) приводящее крезким необдуманным изменениям;
5) сохранениетрадиций, создающее чувство безопасности у сотрудников организации.
При всех вышеперечисленных достоинствах реактивного типа планирования унего существуют также недостатки:
1) реактивноепланирование рассматривается не как система,
2) а как простаяединица, совокупность элементов;
3) не используетсягибкий подход, учитывающий изменения сегодняшнего дня;
4) в реактивномпланировании не соблюдается принцип участия, т.е. руководят планированием восновном только топ-менеджеры организации;
5)реактивное планирование снижает общую эффективность деятельностикоммерческой организации. Это объясняется тем, что запросы нижних уровнейорганизации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторонуснижения. Таким образом, руководители нижестоящих структурных подразделенийстремятся завысить уровень своих расходов и тем самым увеличиваютнепроизводительные затраты экономических ресурсов.
Многие годы большинство российских организаций применяли такой видфинансового планирования. Однако развивающийся бизнес привносит большиеизменения в этот процесс. Будучи ранее предметом творчества финансовогодиректора и главного бухгалтера, сейчас финансовое планирование становитсярезультатом взаимодействия высшего руководства, бизнес-аналитиков, менеджеровструктурных подразделений и исполнительского персонала.
Инактивное планирование. Этот вид планирования воспринимает существующие условия какдостаточно хорошие и приемлемые. Отличительной чертой инактивизма являетсяинертность, удовлетворение настоящим положением. Главный принцип инактивногопланирования — «планировать минимум необходимого, чтобы не изменитьестественный ход вещей».
Положительной сторонойинактивного планирования является осторожность в планированиихозяйственной деятельности. Многие российские государственные предприятиятяготеют к инактивному и реактивному планированию.
Недостаткамиинактивного планирования являются:
1) неспособностьприспосабливаться к изменениям. Предприятия хорошо работают только встабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из них, чьидоходы не зависят от
2) рынка, аформируются из бюджетных средств;
3) слабоеиспользование творческого потенциала сотрудников
4) предприятия, ограничениеих служебной самостоятельности.
Преактивное планированиеориентировано на будущие изменения и стремление ускоритьизменения. Этот вид планирования предполагает, что будущее подвластно контролюи в значительной мере является продуктом созидательных действий участниковпланирования. Поэтому целью интерактивного планирования является проектированиебудущего на основе поиска оптимальных решений.
Этот вид планирования подразумевает управление организацией по принципу«сверху вниз»: на высших уровнях формулируются цели и стратегии, затемопределяются цели низших уровней и программы их действий.
Достоинствами преактивноговида являются:
1) адекватная оценкавнешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессепланирования;
2) принцип участия вразработке планов и максимальная мобилизация творческих способностей участниковпланирования.
Недостатками преактивногопланирования считаются:
1) недостаточноеиспользование накопленного опыта;
2) чрезмерноеувлечение новыми методами исследований.
3) Интерактивноепланирование, котороеиспользуют передовые компании, обладает двумя основными чертами:
1) основано напринципе участия и максимально мобилизует
2) творческиеспособности участников планирования;
3) предполагает, чтобудущее подвластно контролю и в значительной степени является результатомсознательных действий участников планирования. Целью интерактивногопланирования является проектирование будущего.
Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводитследующую аналогию: инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке;реактивисты пытаются плыть против него; преактивисты стараются оседлать егопервую волну; интерактивисты намерены поменять течение реки.
Другой автор К. В. Щиборщ выделяет следующие виды бюджетирования:
· краткосрочноебюджетирование;
· бюджет развития;
· индикативный «скользящий»бюджет.
Для краткосрочного бюджета характерны:
— обязательность исполнения. Краткосрочный бюджет является законом дляструктурных подразделений предприятия и их руководителей;
— отсутствие корректировки. Бюджет корректируется в исключительныхслучаях (внезапное изменение рыночной конъюнктуры, неожиданноеправительственное решение и пр.) с санкции высшего руководства предприятия;
— высокая степень детализации бюджетных показателей. Так, для сбытовыхподразделений устанавливается не просто совокупная величина планового объемареализации, но и ее структура по видам продукции.
Бюджет развития (1 год). Для него характерны:
— обязательность исполнения;
— возможность корректировки;
— меньшая степень детализации бюджетных показателей. Чаще всегофиксируются лишь интегральные стоимостные величины, например, валовой объемреализации, общая смета затрат подразделения и пр.
Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Характерные черты бюджета:
— не только не является обязательным, но и по определению никогда невыполняется и служит для сугубо аналитических целей;
— детализация бюджетных показателей такая же, как и в бюджете развития.
Сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочногопозволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы ивзаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия.
Такой подход целесообразно использовать на крупных промышленныхпредприятиях. [Щиборщ с.32]
Таким образом, реальность финансовых планов во многом зависит от выборавида планирования, а также использования прогрессивных методов обоснования всехзаданий.
В.В. Бочаров выделяет следующие виды финансовых планов действующихпредприятий [Бочаров]
1. Графикбезубыточности (составной элемент бизнес-плана)
2. План (баланс)доходов и расходов
3. Инвестиционныйплан (бюджет)
4. Планраспределения бухгалтерской и чистой прибыли
5. Платежный баланс(календарь)
6. Кассовый план(заявка) на предстоящий квартал или месяц
7. Кредитный план
8. Валютный план
9. Налоговый бюджет
10. Бюджет доходов ирасходов
11. Бюджет движенияденежных средств
12. Бюджет побалансовому листу (прогноз баланса активов и пассивов на конец предстоящегоквартала)
13. Бюджетформирования и финансирования оборотных активов.
Рассмотрим содержание и назначение отдельных видов финансовых планов.
Составной частью бизнес-плана на действующем предприятии является графикбезубыточности. Он необходим также при создании новой формы, при разработкеинвестиционного проекта и т.д. В процессе планирования объема реализациипродукции (объема продаж) возникает необходимость определения минимальнойвеличины этого показателя по предприятию в целом как первоначальной критическойточки, ниже которой будет получен убыток. Обычно для этих целей рекомендуютстроить график безубыточности (как самостоятельный финансовый расчет).
После прохождения точки безубыточности предприятие начинает получатьприбыль.
График показывает влияние на прибыль объема производства и себестоимостипродукции (в разбивке на условно переменные и условно постоянные издержки).
Следующим необходимым документом является баланс (план) доходов ирасходов, или план притока и оттока финансовых ресурсов. Состав показателейбаланса определяется источником поступления средств и планируемыми расходами наосуществление хозяйственной деятельности. К балансу прилагают расчеты конечныхфинансовых показателей: прибыли, амортизационных отчислений, средств напотребление и накопление. Перечень показателей баланса позволяет определить составрасходов и источников их покрытия в рамках планируемого квартала (года). Так,оставшуюся в распоряжении предприятия чистую прибыль направляют на выплатудивидендов владельцам акций, финансирование капиталовложений, пополнениерезервного капитала и т.д.
Финансовое планирование во многом зависит от качества прогноза основныхпоказателей, рыночной конъюнктуры, состояния денежного обращения в стране икурса рубля.
Наряду с плановым составляют отчетный баланс доходов и расходов. Онпредставляет собой сводный документ, который характеризует выполнениефинансовых показателей за определенный период. Отчетный баланс является базойдля разработки баланса на предстоящий квартал (год).
Источниками при этом служат:
· главная книга исоответствующие журналы ордера;
· данныеоперативного финансового учета;
· бухгалтерскаяотчетность за предшествующий период (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.).
Составление отчетного баланса способствует выявлению негативных моментовхозяйственной деятельности и определению резервов роста объема продаж, прибыли,доходности. Отчетный баланс составляют по форме финансового плана.
В инвестиционном плане (бюджете) отражают общий объем реальных инвестиций(капиталовложений), направления их расходования и источники финансирования.
В современных условиях наиболее перспективным является методсамофинансирования, при котором доля собственных средств в общем объемекапиталовложений должна превышать 50%. Тем самым обеспечивают финансовуюнезависимость предприятия от внешних источников и сокращают расходы пообслуживанию долга кредиторам.
План распределения прибыли – это традиционный расчет бухгалтерской ичистой прибыли. Часть необходимой работы выполняют при прогнозировании объемапродаж, построении графика безубыточности, где также необходимо рассчитатьвыручку от реализации, ее полную себестоимость и ожидаемую прибыль.
Основным документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия(корпорации) является платежный баланс.
Кассовый план (заявка) – план оборота наличных денежных средств предприятия,который характеризует поступления и выплаты денежных средств через кассу.Своевременная выплата наличных денег характеризует денежные отношенияпредприятия с его персоналом. Надлежащая постановка кассового планирования накаждом предприятии способствует стабилизации денежного обращения в стране.Оперативный контроль исполнения кассового плана возложен на финансовую службу ибухгалтерию предприятия.
Кредитный план – это план получения и погашения ссуд банков (включаяуплату процентов за кредит).
В кредитный план включают следующие виды ссуд:
· кредиты напроизводственные цели (на формирование основных и оборотных средств);
· инвестиционныекредиты (на финансирование нового строительства или приобретение недвижимости);
· кредиты насезонные затраты производства;
· сельскохозяйственныекредиты.
Взаимоотношения между заемщиком и банком регулируют кредитным договором.Перед тем как выдать кредит, банк проверяет обеспеченность ссуды иплатежеспособность заемщика. Банк берет на себя кредитный риск лишь в томслучае, если он убежден в выполнении заемщиком (дебитором) платежныхобязательств по возврату кредита, включая выплату процентов. Послепредоставления кредита банк следит за тем, чтобы:
· кредитиспользовался в соответствии с договором;
· своевременновыплачивались проценты за кредит и суммы взносов в погашении долга;
· не изменялисьусловия предоставления кредита.
Если снизится ценность предоставленных гарантий, то банк вправепотребовать от заемщика их усиления или частичного возврата кредита.
План валютных доходов и расходов составляют на основе предполагаемогообъема валютной выручки от экспортной реализации товаров в соответствии с заключеннымиконтрактами, на базе плановых поступлений валюты от продажи их на внутреннемрынке и иных поступлений, а также предполагаемых расходов в валюте. В отличииот платежного баланса в прогнозе о движении денежных средств на предстоящийквартал их отражают по видам деятельности. Как правило различают три видахозяйственных операций и соответственно связанных с ними денежных потоков:
· текущая(операционная) деятельность;
· инвестиционная;
· финансовая.
Подобная группировка дает возможность:
· исследоватьдвижение текущих денежных потоков;
· оценитьспособность предприятия погасить свою задолженность перед кредиторами;
· выплатитьдивиденды владельцам акций;
· изучитьвозможность привлечения дополнительных денежных ресурсов для реализацииинвестиционных, инновационных и других программ.
Планирование схемы финансирования оборотных активов направлено наобеспечение необходимой потребности в них и оптимизацию структуры источниковпокрытия этих активов.
Процедура разработки бюджета формирования и финансирования оборотныхактивов включает расчет прогноза объемов запасов, дебиторской и кредиторскойзадолженности на предстоящий квартал (год).
Более детальный прогноз финансовых показателей осуществляют в процессебюджетирования доходов, расходов и капитала предприятия (корпорации).
1.3 Методика бюджетирования
Бюджетирование – это производственно-финансовое планирование деятельностипредприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетовотдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.Оно позволяет контролировать и управлять материальными и денежными ресурсамипредприятия и его подразделений и оценивать финансовые результаты ихдеятельности. [Волков]
Бюджет – это количественные показатели плана, характеризующие доходы ирасходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющие определитьфинансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижениязаданной цели.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелкихпредприятиях не существует разделения управленческих функций в собственномсмысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть вовсе проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов)должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточеныкадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации,оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаютсяпредложения относительно тех действий, которые было бы целесообразнопредпринять в будущем.
Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг отдруга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит ивеличины покрытия необходимо знать условия производства и запланированныеотпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многихпредприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которойсодержится повременной план, а также распределение обязанностей иответственности при расчете бюджетных показателей.
В литературе о планировании на предприятиях обычноразличают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): пометоду break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).
По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”,т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановыепоказатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, помере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаютсяв планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчетпоказателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем ужеруководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единыйбюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общийбюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции.На практике не целесообразно использовать только один из этих методов.Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, вкотором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различныхподразделений.
Совокупность бюджетов, сформированных как по функциональному признаку,так и по центрам финансовой ответственности, в обязательном порядке образуютсводный (основной) бюджет организации в целом.
Сводный бюджет объединяет две составные части: операционный и финансовыйбюджеты. [Лихачева]
Операционный бюджет содержит:
· бюджет продаж;
· производственныйбюджет;
· бюджет прямыхзатрат на материалы;
· бюджет прямыхзатрат на оплату труда;
· бюджетобщепроизводственных расходов;
· бюджет производственныхзапасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);
· бюджеткоммерческих расходов;
· бюджетуправленческих расходов;
· бюджет доходов ирасходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках).
В свою очередь, себестоимость произведенной продукции (другое название –бюджет производственных затрат) объединяет бюджет прямых затрат на материалы,бюджет прямых затрат на оплату труда, бюджет общепроизводственных расходов.
Финансовый бюджет включает:
· инвестиционныйбюджет;
· бюджет движенияденежных средств;
· прогноз баланса.
Назначение операционного бюджета – увязка натуральных показателейпланирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций,ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основныхбюджетов.
1. Бюджет продаж.
Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемыхденежных поступлений, формируется на базе заключенных договоров организации,показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет.Рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезеосновных видов продукции.
Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задаетсяуравнением:
S=Σ Qk× Pk, (8)
где S – выручка, продажи, в стоимостномвыражении;
Qk – количество реализуемой продукции (натуральные единицы);
Pk – прогнозные цены.
2. Производственный бюджет.
Производственный бюджет – это план производства продукции. В немконкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планированияустанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести. Вкачестве исходных данных для составления производственного бюджета используютсяпоказатели бюджета продаж на изделия каждого вида, заказы на поставку, размерызапасов, имеющиеся производственные мощности.
3. Бюджет прямыхзатрат на материалы.
Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определитьзатраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимыхдля производства готовой продукции.
Существует два метода составления этого бюджета:
· нормативныйметод;
· аналитическийметод.
Нормативный является более точным, обоснованным, но вместе с тем довольнотрудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальныеоборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя изустановленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленныхпредприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которойустановлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом,на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственногобюджета рассчитывают потребность на бюджетный период.
Суть аналитического метода в том, что на основе фактических данныхпроизводства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходовматериалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расходаприменяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей вматериалах.
4. Бюджет прямыхзатрат на оплату труда.
Затраты на оплату труда включают прямые и косвенные расходы. Прямыерасходы на оплату труда включают все расходы, которые можно прямо,непосредственно и экономично отнести на определенный вид готовой продукции.
Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплатутруда включаются либо в бюджет общепроизводственных расходов (напримерзаработная плата вспомогательного персонала), либо в бюджет управленческихрасходов (например заработная плата административно-управленческого персонала).Косвенные расходы на оплату труда относят на себестоимость отдельных продуктов,распределяя пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции.
5. Бюджет общепроизводственных расходов.
Бюджет общепроизводственных (накладных)расходов включает общецеховыерасходы на организацию, обслуживание и управление производством.Общепроизводственные расходы состоят из двух групп:
1) расходов насодержание и эксплуатацию оборудования;
2) общецеховыхрасходов на управление.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают:
— амортизацию производственного оборудования и транспортных средств;
— текущий уход и ремонт производственного оборудования;
— энергетические затраты на оборудование;
— услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочихмест;
— заработную плату производственных рабочих, обслуживающих оборудование(ремонтников);
— расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов,готовой продукции;
— потери от простоев;
— прочие расходы, связанные с использованием оборудования.
Общецеховые расходы на управление включают:
— затраты, связанные с подготовкой и организацией производства;
— содержание аппарата управления цеха;
— содержание прочего цехового персонала;
— амортизацию производственных зданий и сооружений;
— ремонт производственных зданий и сооружений;
— затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;
— затраты на повышение квалификации и подготовку кадров.
После того как составлены бюджеты производства, прямых затрат наматериалы, прямых затрат на оплату труда и общепроизводственных расходов, можноскалькулировать производственную себестоимость продукции и разрабатывать бюджетпроизводственных запасов.
6. Бюджет производственных запасов.
Формирование производственных запасов необходимо для обеспеченияпроизводства продукции заданного объема. Основой для расчета объемапроизводственных запасов является производственный бюджет.
Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановыхдокументов:
— бюджета доходов и расходов – в части подготовки данных о себестоимостиреализованной продукции;
— прогноза баланса – в части данных о состоянии запасов готовойпродукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода.
7. Бюджет коммерческих расходов.
Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продвижением товаров нарынок сбыта. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средствнаправляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величинакоммерческих расходов.
К коммерческим расходам относятся:
· комиссионныесборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническиморганизациям;
· транспортныеуслуги;
· расходы на тару иупаковку;
· расходы нарекламу;
· прочие расходы посбыту (затраты на хранение, складирование, подсортировку и т.п.).
8. Бюджет управленческих расходов.
Назначение данного бюджета состоит в определении общих и административныхрасходов, необходимых для управления коммерческой организацией в целом.
Выделяют следующие типовые статьи управленческих расходов промышленногопредприятия:
1) Расходы науправление коммерческой организацией:
— заработная плата административно-управленческого персонала;
— командировочные расходы по установленным законодательством РФ нормам;
— представительские расходы;
— содержание пожарной охраны, расходы службы безопасности.
2) Общехозяйственныерасходы:
— содержание прочего общезаводского персонала;
— амортизация основных средств общехозяйственного назначения (например,здания заводоуправления);
— содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования общезаводскогоназначения;
— расходы на подготовку и переподготовку кадров;
— расходы на содержание обслуживание автотранспорта;
— прочие расходы (юридические расходы, услуги банков, услуги связи,аудиторские услуги, информационно-консультационные услуги и т.д.).
3) Налоги, сборы,платежи (относящиеся на себестоимость продукции).
4) Непроизводственныерасходы:
— потери от простоев;
-недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе.
9. Бюджет доходов и расходов.
Составление бюджет доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибыляхи убытках) является «выходной формой» операционного бюджета.
В этом документе рассчитывается плановое значение: объема продаж отреализации отгруженной покупателям продукции, себестоимости реализованной продукции,коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера(проценты по доходам), налогов к уплате и др. Большая исходных данных беретсяиз операционных бюджетов.
10. Инвестиционный бюджет.
Бюджет доходов и расходов должен включать амортизационные отчисления,которые находятся в прямой зависимости от объема капиталовложений.
Составление бюджета капитальных вложений (инвестиционного бюджета) – этопроцесс планирования и управления долгосрочными инвестициями коммерческойорганизации.
В инвестиционном бюджете происходит окончательное определение объектовинвестирования, объемов и сроков реальных инвестиций. В этом документе особоевнимание должно быть сосредоточено на влиянии новых инвестиций на финансовыерезультаты деятельности коммерческой организации, величину прибыли. Определяяконкретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитыватьразличия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающиепредельно высокую рентабельность. При этом финансовые затраты необходимосоотносить со сроками их окупаемости.
11. Бюджет движения денежных средств.
Главная задача бюджета движения денежных средств (БДДС) – проверитьреальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов(оттоков), синхронность их возникновения определить возможную величинупотребности в заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить,сколько денежных средств и в каком периоде потребуется коммерческойорганизации.
12. Прогноз баланса.
Прогноз баланса – это прогноз состояния активов и пассивов коммерческойорганизации, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения всоответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и ее изменением впроцессе реализации бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежныхсредств и инвестиционного бюджета. Его назначение – показать, как изменитсябалансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществленияфинансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурныхподразделений в течение бюджетного периода.
Прогноз баланса, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основныхразделов – актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогнозбаланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемыхизменений каждой статьи баланса.
Таким образом, бюджетирование служит инструментом планирования и контроля;повышает эффективность принятия управленческих решений и повышает объективностьоценки деятельности структурных подразделений.
1.4 Современные пакеты анализа в финансовом планировании
Необходимость моделирования, консолидация данных и просмотр историческойинформации, а также отчетность и графическое представление данных немыслимо безиспользования специальных компьютерных программ.
Поскольку составление финансовых планов и бюджетов является итеративнымпроцессом, то прежде чем они примут нормальные очертания, требуютсямногократные изменения и притирка данных. Много времени уходит на согласованиеопераций, сбор данных и подготовку отчетных документов. Кроме того, контроль ианализ исполнения бюджетов в коммерческих организациях сопряжены с обработкойбольших массивов исходной информации.
На сегодняшний день, в силу приоритетности анализа финансового состоянияи доходности деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономикипо сравнению с другими направлениями экономического анализа, наибольшееразвитие получили программы, позволяющие оценить и проанализировать финансовоесостояние хозяйствующего субъекта, а также достигнутые финансовые результатыхозяйственной деятельности. [Ефимова]
И.Я. Лукасевич выделяет следующие классы программных средств, используемыев качестве инструментария поддержки финансовых решений: [Лихачева]
1) пакеты общегоназначения;
2) пакеты длярешения задач фундаментального анализа, в том числе:
— программы, ориентированные на решение конкретных задач;
— пакеты для анализа финансовогосостояния предприятия;
— пакеты для оценки и управленияинвестиционными проектами;
3) интегрированныесистемы управления предприятиями;
4) пакеты длярешения задач технического анализа;
5) статистические иматематические пакеты программ;
6) системыискусственного интеллекта.
Наиболее примитивные функции финансового планирования могут бытьреализованы в среде электронных таблиц (табличных процессоров) новогопоколения. К числу таких программных средств относятся EXCEL, Lotus,Quattro Pro7 и др. Наиболее существенными достоинствами пакетовобщего назначения являются: эффективное моделирование различных сценариевразвития коммерческой организации; возможности математического, статистическогои графического анализа данных; развитый интерфейс с другими пакетами прикладныхпрограмм (ППП)и др.
На сегодняшний день лидером в этом классе является семейство ППП EXCEL, имеющее широкие функциональныевозможности и позволяющее осуществлять разработку собственных приложений наязыке программирования Visual Basis for Application.
Большинство предприятий, особенно в России, используют таблицы EXCEL как основной инструментпланирования. Однако такой порядок может быть оправдан для малых предприятий,где процесс составления, контроля и анализа финансовых планов и бюджетовможет быть облегчен применением электронных таблиц, согласованных между собой.
На средних и крупных предприятияхнеобходимы специализированныепрограммные средства, полностью автоматизирующие весь бюджетный процесс. Дело втом, что процесс планирования, бюджетирования и консолидации весьма сложен,трудоемок, поглощает много времени и подвержен неизбежным ошибкам. Для среднихи крупных предприятий один цикл финансового планирования означает заполнениемножества таблиц, которые затем рассылаются руководителям подразделений инаправлений бизнеса, с тем чтобы они просмотрели их и внесли необходимыекорректировки. Вполне возможно, что кто-то из них может сделать ошибки:переделать формулы либо макросы, внести неправильные данные, внести данные вдругие ячейки, удалить важные связки и прочее. В такой ситуации к концупроцесса формируются несколько вариантов одного и того же плана (бюджета), и никтоне знает, какой из них наиболее правильный. Кроме того, несовпадения могутявиться результатом недостаточной коммуникации между участниками процесса.Например, вполне вероятна ситуация, когда менеджеры вносят поправки и забываютсообщить об этом другим.
Программы, ориентированные на решение задач финансового планирования ибюджетирования [Лихачева]
В настоящее время на отечественном рынке представлено довольноограниченное число специализированных продуктов, ориентированных на решениезадач планирования и бюджетирования. Среди российских программ в областиформирования и оптимизации финансового планирования наиболее известнымиявляются «Альт-Прогноз», «БЭСТ-План», «Project Expert» и «Альт-Инвест».
· ППП«Альт-Прогноз». Программа«Альт-Прогноз» (модель фирмы «АЛЬТ»)ориентирована на решение задачоперативного и текущего планирования и управления финансовыми ресурсамикоммерческой организации.
С помощью модели решается задачаформирования и оптимизации бюджетов (финансовых планов) коммерческойорганизации.
С помощью этой программы, введя исходные данные из баланса и отчета офинансовых результатах, можно сформировать бюджет движения денежных средств, атакже провести анализ будущего финансового положения коммерческой организации.Основными итоговыми характеристиками прогнозируемого финансового состояниякоммерческой организации являются модель расчетного счета предприятия,прогнозный отчет о прибыли и убытках, показатели безубыточности деятельности.
Заложенные в «Альт-Прогнозе» схемы взаиморасчетов (среди которыхавансовые платежи за поставляемые товары, оплата в счет погашения долгов и др.)позволяет финансовому менеджеру не только выбирать готовые варианты, но иизменять параметры задач для поиска эффективных управленческих решений.
Программа «Альт-Прогноз» позволяет решить следующие задачи:
— определить объем реализации и ценыкаждого вида продукции, при которых обеспечивается необходимый уровеньприбыльности (безубыточность) коммерческой организации;
— оптимизировать потребностипредприятия в оборотных средствах;
— рассчитать сумму необходимогокредитования и построить
график привлечения и возврата средств(в том числе по ранее привлеченным кредитам);
— проводить контроль и оптимизироватьструктуру поступлений и платежей. При обнаружении отрицательного остаткасвободных денежных средств моделируются управленческие решения по ликвидациидефицита бюджета;
— сформировать и обосновать планвыхода коммерческой организации из кризиса (в том числе при возможной процедуребанкротства);
— выработать финансовую стратегиюголовной компании в от ношении своих структурных подразделений;
— выбирать наиболее рациональныеуправленческие решения, направленные на повышение рентабельности и ликвидностикоммерческой организации.
· ППП «БЭСТ-План».«БЭСТ-План» —разработка компании «Интеллект-Сервис». Эта программа автоматизациипланирования на предприятиях различного масштаба и профиля. Назначение продукта«БЭСТ-План» разработка планов по себестоимости продукции, работ, услуг
· (издержкамобращения);
— расчет экономической эффективностикаждого вида продукции в соответствии с производственными планами коммерческой организации;
— проведение расчета «точкибезубыточности» для выбора оптимального соотношения затрат, объемов и прибыли;
— прогнозирование финансовыхрезультатов деятельности коммерческой организации.
Возможности программы:
— разработка нескольких вариантовплана с выбором оптимального решения;
— автоматический расчет количествафинансовых, материальных и трудовых ресурсов, необходимых для достижениянамеченных целей;
— управление ценообразованием;
— контроль в результате сопоставления плановых и фактических затрат.
· ППП «Project Expert».Одной из распространенных программ является «Project Expert», разработанная консультационной фирмой «Про-ИнвестКонсалтинг».
Функциональные возможности Project Expert:
1. Project Expert позволяет разработать план и провести анализ
2. эффективностиинвестиционного проекта без отраслевых ограничений. Допустимая длительностьпроекта — 30 лет. Минимальный
3. шаг расчета —один месяц, что позволяет производить расчеты проектов, имеющих сезонныйхарактер, а также корректно учитывать
4. влияние наденежные потоки временных факторов в условиях высокой инфляции. Вводпоступлений и выплат может производиться
5. в двух валютах.Количество различных продуктов (услуг), реализуемых в одном проекте — до 400.
6. Project Expert имеет в своем составе инструментальные средства,позволяющие разработать детальный инвестиционный план
7. проекта, включаяразработку календарного плана проекта, построение сетевого графика с учетомразличных условий взаимодействия
8. стадий проектамежду собой и представить его в виде диаграмм GANTT и PERT.
3.Project Expert позволяет профессионально провести анализ />/>/>эффективности проекта. Имитационная (динамическая)модель денежных потоков позволяет не только рассчитать основные финансовыепоказатели эффективности проекта в различные периоды времени, но и выработатьнаиболее рациональную стратегию его реализации посредством ранжирования наборафакторов, отражающих возможные варианты развития проекта.
Для оценки эффективности проекта рассчитываются следующие показатели:рентабельность активов, рентабельность собственного (акционерного) капитала,рентабельность инвестиций, рентабельность продаж, прирост собственного(акционерного) капитала, срок окупаемости проекта, внутренняя норма доходности,чистая приведенная стоимость, индекс прибыльности, показателиплатежеспособности и ликвидности, показатели оборота запасов и поступлений идр.
· Программа«Альт-Инвест» (разработкафирмы ИКФ «АЛЬТ»). Среда, в которой реализована программа (Microsoft Excel), — одна из наиболее распространенных и доступных восвоении.
Пакет предусматривает возможность использования различных валют, методоврасчета, видов цен. Он позволяет достаточно быстро разработать финансовыеразделы бизнес-планов, провести всесторонний анализ эффективности ичувствительности проекта к изменению основных его параметров, проигратьразличные сценарии реализации проектов и др. В автоматическом режимеформируются все необходимые виды отчетности (баланс, отчет о прибылях иубытках, отчет о движении денежных средств), а также показатели и коэффициенты,описывающие проект (рентабельность, оборачиваемость, ликвидность, показателиоценки экономической эффективности инвестиций). Результаты расчетов можнополучить в табличном и графическом виде, на русском и английском языках.
Работа с программным продуктом предусматривает два этапа. На первом этапепроизводится ввод данных по проекту, далее осуществляется автоматический расчетосновных показателей и построение графиков для анализа привлекательностиинвестиционного проекта.
Подсистемы финансового планирования в корпоративных интегрированныхсистемах (КИС)
К числу корпоративных интегрированных систем можно отнести: BAAN, R/3 (SAP,Германия); «Галактика» («Галактика», Россия-Белоруссия); «БЭСТ-ПРО»(«Интеллект-Сервис», Россия); NS-2000(«Никос-Софт», Россия); БОСС («АйТи», Россия) и др.
Рассмотрим подсистемы финансового планирования в некоторых КИС.
· Пакет BAANимеет систему динамического моделированияи встроенный язык 4 GL.Одним из функциональных приложений является подсистема «BAAN-Финансы», основными функциями которой являютсяанализ и планирование. Подсистема «BAAN-Финансы» включает следующие модули: «Главная книга», «Расчеты с поставщиками»,«Расчеты с дебиторами», «Основные средства», «Анализ затрат», «Управлениеденежными средствами», «Финансовые планы», «Финансовые отчеты». Модуль«Управление денежными средствами» позволяет финансовому менеджеру оперативнопрогнозировать денежные потоки как в целом по коммерческой организации, так ипо ее отдельным структурным подразделениям. С помощью модуля «Финансовые планы»можно не только разработать, но и сравнить различные варианты финансовыхпланов; отследить отклонения в результате сравнения фактических данных сплановыми; использовать планируемые показатели при анализефинансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Модуль«Финансовые отчеты» автоматически составляет финансовую отчетность предприятия,сводные таблицы и графики. Одной из важных функций подсистемы «BAAN-Финансы» является автоматическая поддержкакалендарей: финансового, налогового и отчетного.
· Пакет R/3.Программный продукт R/3 фирмы SAP(Германия) применяется в любых отраслях промышленностии в любых сферах деятельности. Он включает практически полный набор различныхинтегрированных прикладных и инструментальных программных модулей.
Разработка под конкретного клиента производится путем интеграции ужесуществующих модулей.
Система R/3 позволяет осуществить полныйоперативный контроль за всеми этапами деятельности предприятия, начиная состратегического планирования и заканчивая отгрузкой продукции покупателям.Единство информации гарантирует достоверность источников данных для принятияфинансовых решений на долгосрочную перспективу.
· Пакет«Галактика».«Галактика»представляет собой комплексную систему автоматизации управления предприятием,холдингом, корпорацией.
С точки зрения решаемых задач систему «Галактика» можно условно разделитьна несколько функциональных контуров: управления персоналом, управленияфинансами, бухгалтерского учета, логистики, управления производством,отраслевых и специализированных решений, управления взаимоотношений склиентами, администрирования. При этом модульность построения системы допускаеткак изолированное использование отдельных ее составляющих, так и ихпроизвольные комбинации, а также интеграцию с существующими программнымиразработками.
Отличительной особенностью данного модуля является расчет плановойсебестоимости продукции как в целом по предприятию, так и по структурнымподразделениям и по отдельным видам продукции. Расчет базируется на нормахрасхода материалов и трудовых затрат с учетом цен (планируемых или средних замесяц) и ставок оплаты труда, соответственно. Это позволяет в автоматическомрежиме рассчитать плановые отпускные цены на готовую продукцию.
· Пакет «БЭСТ-ПРО»разработан на основеязыков программирования Delphiи C++ с применением технологии распределенных вычислений. В качестве системыуправления базами данных (СУБД) могут быть использованы MS Access, MS SQL, Pervasive SQL 2000 и другие СУБД, поддерживающие стандарты ADO/ODBC.
Методологическую основу управления ресурсами системы «БЭСТ-ПРО»составляет стандарт MRPII, который включает набор принципов,моделей и процедур управления и контроля, служащих улучшению показателейэкономической деятельности предприятия. Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока материалов (сырья),полуфабрикатов и готовых изделий. Цель систем класса MRP II — интегрировать снабжение, запасы, производство, продажи,планирование, контроль выполнения плана и пр.
Основные задачи, которые решает система «БЭСТ-ПРО»: объемно-календарноепланирование, управление составом изделия, планирование потребности вматериалах, планирование потребности в производственных мощностях, управлениецехом, управление продажами, управление запасами, управление закупками,управление финансами, управление персоналом, бухгалтерский учет, управленческийанализ.
Таким образом, внедрение и использование в повседневной деловой практикеинформационных технологий в области финансового планирования и бюджетированияпозволяет успешно решать практические задачи, связанные с управлением иоптимизацией бизнес-процессов.
 

2. Оценка системы финансового планирования и бюджетированияОАО «Счетмаш»
 
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Курское открытое акционерное общество «Счетмаш», и именуемое в дальнейшем«Общество», создано путем преобразования (приватизации) Курского головногозавода ПО «Счетмаш», являющегося правопреемником Курского ПО «Счетмаш», всоответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992г. №721 «Об организационныхмерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединенийгосударственных предприятий в акционерные общества».
Предприятие было создано 14 мая 1985года, в 90- е годы производственноеобъединение преобразовано в открытое акционерное общество «Счетмаш».
Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основаниинастоящего Устава и законодательства Российской Федерации. Общество имеетгражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любыхвидов деятельности, не запрещенных действующим законодательством.
Предприятие занимается выпуском контрольно- кассовых аппаратов (дляторговли; отпуска нефтепродуктов; приема коммунальных платежей; оформлениятранспортных услуг; фискальные регистраторы), что является основным видомпродукции.
Основные виды деятельности ОАО «Счетмаш»:
· производство и реализациясредств вычислительной техники и запасных частей к ним, промышленной продукциии товаров народного потребления;
· осуществление вкачестве заказчика или иным способом работ по реконструкции, техническомуперевооружению и строительству производственных объектов;
· строительноеконструирование, проектирование инженерных сетей и систем, разработкаспециальных разделов проектов и технологическое проектирование и реконструкциядействующих предприятий;
· осуществлениеподготовки и освоения новых видов продукции, работ, услуг и технологий ихвыполнения, в том числе и с применением драгоценных металлов;
· выполнение работи оказание услуг, связанных с разработкой, внедрением, эксплуатацией и ремонтомвыпускаемой продукции и товаров, программных продуктов, оргтехники, приборов изапчастей, в том числе и обучение специалистов ремонтных организаций с выдачейсоответствующих подтверждающих документов;
· проведениенаучных, проектных и внедренческих работ, производство научно-техническойпродукции, в том числе проведение маркетинговых исследований конъюнктурыотечественного и зарубежных рынков в области производственно-экономическихинтересов заказчиков;
· торгово-закупочнаядеятельность, в том числе закупка за рубежом средств вычислительной техники,товаров народного потребления, машин, механизмов и комплектующих изделий,необходимых для хозяйственной деятельности Общества и удовлетворенияпотребностей его работников и других юридических и физических лиц;
· снабженческо-сбытоваяи торгово-посредническая деятельность, представление складских и связанных сними услуг;
· эксплуатацияобъектов котлонадзора и подъемных сооружений, объектов газового хозяйства,серийное и несерийное изготовление съемных грузозахватных приспособлений итары;
· монтаж,эксплуатация и техническое обслуживание систем сигнализации;
· оказание платныхуслуг населению, в том числе предоставление населению услуг местной телефоннойсвязи;
· организацияоптовой и розничной торговли.
Место нахождения Общества: РФ,305038, г. Курск, ул. Республиканская, д.6,почтовый адрес аналогичный, телеграфный адрес: г. Курск, ЭРА 157. ФилиалКурского ОАО «Счетмаш» в г. Москве по ул. Б.Новодмитровская, д.12, 125015.
Уставный капитал Общества составляет 290 737 рублей и состоит из: 218 053шт. именных обыкновенных акций номинальной стоимостью 1рубль каждая. Именныепривилегированные акции типа А номинальной стоимостью 1 рубль каждая составляют72 684 шт. За счет прибыли создается резервный капитал.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличнымисполнительным органом Общества — Генеральным директором Общества, которыйподотчетен Общему собранию акционеров Общества и Совету директоров Общества.
Предприятие обеспечено производственными мощностями по выпуску более 50наименований продукции. Реконструкция действующих объектов сопровождаетсяшироким освоением новых технологий, внедрением передового отечественного изарубежного опыта. Благодаря развитию собственной научно-исследовательской базыи внедрению современных технологий, предприятие имеет возможность разрабатыватьи выпускать новые усовершенствованные модели контрольно-кассовой техники,электронных автокомпонентов и приборов энергоучета и энергосбережения.
Изделия с маркой «Счетмаш» — это всегда интересные разработки, которые поправу признают самые строгие эксперты в нашей стране и за рубежом. Стратегия попродвижению продукции предприятия ориентирована на укрепление позиций, как нароссийском, так и на мировом рынках, а успехи предприятия создали хорошиеперспективы для экспорта. Общий объем экспортной продукции составляет более15%.
Основные поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, в списке которыхвыделяется Япония также представлены в приложении.
Предприятие заключает договора с покупателями, в которых оговариваютсявсе нюансы продажи товара: предмет договора, качество и комплектность,гарантийные сроки, условия поставки, отгрузка и транспортировка и другое (см.приложение)
Контрольно-кассовые аппараты реализуются через торговый дом «Индекс-М» г.Москва с дальнейшей реализацией продукции через своих дилеров (см. приложение).
Для более обширного ознакомления с предприятием рассмотрим ипроанализируем основные технико-экономические показатели (таблица 2)
Таблица 2 – Основные технико-экономические показателиПоказатели Ед. измер. 2003 2004 2005 Темп прироста 2004/2003 Темп прироста 2005/2004 Товарная продукция тыс. руб. 720112 934047 1122068 29,70 20,13 Реализация тыс. руб. 729025 942293 1130685 29,25 19,99 Средняя з/п руб. 3059 3976 4907 29,97 23,42 Среднесписочная численность чел. 4730 4454 4142 -5,83 -7,0 С/с товарной продукции тыс. руб. 708650 905731 1106126 27,81 22,13 Материальные затраты тыс. руб. 412292 506407 589325 22,83 16,37 Затраты на 1 руб. товарной продукции коп. 98,4 96,97 105,93 -1,45 9,24 Прибыль от реализации продукции тыс. руб. 26452 40554 52168 53,31 28,64 Рентабельность реализованной продукции % 3,6 4,3 0,4 19,44 -90,7 Выпуск ККМ шт. 134722 133765 134656 -0,72 0,67 Изделия автоэлектроники тыс. руб. 244670 390107 386324 59,44 -0,97 Датчики скорости шт. 593753 815652 983659 37,37 20,6 ДЗ тыс. руб. 75236 111042 148325 47,59 33,58 КЗ тыс. руб. 5642,2 11776,8 23246,3 108,73 97,39
Из данной таблицы видно, что в основном технико-экономические показателис каждым годом увеличиваются, за исключением среднесписочной численности.
Организационная структура управления ОАО «Счетмаш» во главе генеральногодиректора А.В. Фортова представлена в приложении.
2.2 Оценка финансового положения предприятия за период2003-2005 гг
Финансовое состояние – способность предприятия финансировать своюдеятельность.
Объектом исследования финансового состояния является предприятие ОАО«Счетмаш», занимающееся выпуском различных видов контрольно- кассовыхаппаратов.
В условиях рыночных отношений велика роль финансового состояния предприятия.Чтобы развиваться предприятию необходимо знать, как управлять финансами, какойдолжна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долюдолжны занимать собственные средства, а какую — заемные. Следует знать такжефинансовую устойчивость, платежеспособность, рентабельность и так далее.
Проанализируем сведения о размещении капитала, имеющего в распоряжении предприятия,то есть о вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, о расходахпредприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободнойденежной наличности, то есть актив баланса предприятия (таблица 3).