Автор: Редозубова Наталия Викторовна, педагог дополнительного образования Муниципальное общеобразовательное учреждение– средняя образовательная школа № 55 города Тулы.«Молодежь и ее духовные искания в зеркале современной литературы»Вопрос главного редактора портала «Православная книга России» Юлии Денисовой для круглого стола «Молодежь и ее духовные искания в зеркале современной православной литературы»- молодежь и ее духовные искания в свете православной литературы (будет круглый стол на похожую тему 05.10 в рамках выставки «Русь Православная»). Буду признательна, если вы как психолог и педагог озвучите свое мнение на эту тему: есть ли добротная литература для молодежи, кто ее авторы, как надо писать для молодежи.^ Выступление Ю. Денисовой на круглом столе Редозубова Наталия Викторовна, педагог: Специальными исследованиями по данной теме я не занималась. В школе я руковожу Литературным театром. Репертуар его складывается, исходя из воспитательных и образовательных задач светской школы. Тем не менее, имеется опыт проведения рождественских вечеров и утренников, работы над литературным (постановочным) материалом. Я предпочитаю давать «азы», закладывать основы художественного восприятия, работать с классикой. Не секрет, что дети читают мало, и подача литературных произведений в наглядной сценической форме возвращает часть учащихся к первоисточнику – книге, а других – заставляет осмыслять литературно-сценический материал. Это – мой единственный спецприем в работе с малочитающей и «закрытой» молодежью. Вообще же, мне думается, что в общении с детьми (учительском, родительском или писательском) не нужно никаких специальных приемов, знания «особых» проблем, подросткового сленга и пр. Подростковая и молодежная проблематика существует, но она преодолевается и разрешается, если признается наличие духовных исканий у детей, их необходимость; если присутствует большая доля доверия, искренности между учителем (взрослым) и учениками (детьми), если дети чувствуют, что с ними хотят разговаривать не формально или покровительственно поучая, а размышляя, давая возможность стать собой, открывать, познавать себя и другого. Где-то необходимо поднять возрастную планку, рискнуть «размышлять всерьез», говорить о главном, о насущном – тогда возможен не конфликт или диалог, а сотрудничество, настоящий отклик, «момент истины». Взрослому собеседнику нужно понимать самому и показывать детям, что объединяет нас в этой жизни гораздо больше, чем разъединяет. Тематика и жанр обсуждаемых произведений может быть самым разнообразным. Приведу два примера. На областных, городских конкурсов чтецов старшеклассники, участники нашего театра, читали юношескую поэму М.Цветаевой «Чародей», посвященную Эллису (впоследствии католическому монаху), с которым для юных сестер Цветаевых «раздвигались стены в иную жизнь». Юные героини поэмы так тянулись к инобытию, так стремились к осмыслению понятий «жизни», «смерти», «любви»… Вместе с ними проникали в этот мир и исполнители, и на время оставались там, пытаясь не только почувствовать, но и передать высокое эмоциональное напряжение, натянутые и звенящие струны цветаевских строк нашей зрительской аудитории. И это получалось. Так было и при чтении эпистолярного жанра письма – Н. В. Гоголя к А.А. Иванову, автору «Явления Христа народу». В нем писатель делился потаенными мыслями, личными переживаниями, выстраданными убеждениями, показывал другу-художнику, почему картина не пишется. Для Гоголя тайны творчества оказываются неизъяснимо и неизбежно связаны с тайнами Божьими. Письмо становится и гимном Богочеловеку, Который умаляется и приходит в мир, одновременно жаждущий Его и отвергающий, и горьким упреком падшему человеку, «гордящемуся своим умом»1. Каждая мысль гоголевского текста была нова и непривычна, парадоксальна для современного и особенно юношеского сознания, стремящегося к самоутверждению с помощью интеллекта и творчества. Но, как ни странно на первый взгляд, дети, размышляя, сверяя прочитанное со своим внутренним глубинным мироощущением, принимали точку зрения писателя и даже отстаивали потом ее (был спор с жюри о манере чтения письма, а, значит, о мотивации такого исполнения ). Конечно, с книгой читатель общается без посредника. Поэтому, принципы доступности, учета возрастных особенностей читателя необходимы. Но основными, на мой взгляд, критериями и классической, и современной литературы для детей и юношества (в т.ч православноориентированной) является художественная глубина, искренность, открытость читателю. ^ Открытие праздника «Рождественская звезда».Наша зрительская аудитория^ Чтение письма Н.В.Гоголя А.А.Иванову. Исполняет М.Масленникова^ Фрагмент инсценировки повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Выступление главного редактора портала «Православная книга России» Юлии Денисовой на круглом столе «Молодежь и ее духовные искания в зеркале современной православной литературы» Всечестные отцы, уважаемые участники круглого стола!^ В начале своего сообщения приведу интересные факты из статистики. По данным социологов из «Левада-центра», дети до девяти лет читают в среднем больше и быстрее, чем их западные сверстники. Читают в основном девочки. Мальчики читают плохо. После 9 лет – провал в чтении. Юношество читает, но очень мало. Только 8% подростков читают книги, 5% – детские журналы и газеты, больше всего они любят бродить по сети (30%) и смотреть фильмы (25%). А молодежь в возрасте 19–25 лет снова возвращается к книге и читает неплохо. Даже лучше, чем в 90-е годы, и больше, чем ругающее их старшее поколение. Но все равно интерес к книге у молодых людей падает, читают все меньше и меньше. ^ Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию? Нужно не просто выпускать книги для молодежи – это вторично, потому что сначала должно появиться потребление этих книг. Мы можем выпускать миллионы книг, но если книги не будут покупать, их не будут читать, то куда эти книги девать? В макулатуру? Нужно менять отношение к книге как таковой. И тут надо действовать и на общегосударственном, и на общецерковном уровнях. Государственные программы поддержки детского чтения и развития библиотек не работают. На государственном уровне этот разговор ведется уже более 5 лет, а воз и ныне там – государству не интересно пропагандировать чтение. Нужно использовать те возможности воздействия на молодежную аудиторию, которые есть у современных СМИ, телевидения, интернета. Привлекать к пропаганде чтения посредством СМИ известных и успешных людей, которые рассказывали бы о влиянии книги на их жизнь, о том, что они читают сами и что читают своим детям. На нашем портале «Правкнига» мы регулярно берем такие интервью. Ведь молодым людям интересно узнать, благодаря чему их кумиры состоялись в жизни. И очень часто известные люди признаются в том, что книга и чтение помогли им стать успешными в жизни. Надо использовать и тот опыт, который накоплен нашими западными коллегами. В интервью нашему порталу известный телеведущий, публицист Александр Архангельский приводил любопытные примеры программ пропаганды чтения за рубежом. «Телевидение «BBC» создало гениальный проект «Большое чтение». Отдаленно напоминает программу «Имя Россия». Сначала нация составляет список тысячи любимых книг, потом специалисты выбирают из этой тысячи пятьсот, и начинается заочное голосование. Из этих 500 выбирается 100, из этих 100 выбирается 20, и эти 20 обсуждаются в прямом эфире узнаваемыми людьми, про авторов книг снимаются документальные фильмы. Произошел невероятный сдвиг. Телевизионными средствами к книге было привлечено внимание. Тенденция была сломлена. Конечно, не до всех достучишься таким образом, но до многих. В Англии была предпринята еще одна очень важная программа — продвижение книг в неблагополучных регионах. Так вот, на северо-запад Англии влияние профессоров не распространяется, там живут шахтеры, потерявшие работу, папы по тюрьмам, мальчики не видели читающих мужчин вообще никогда, книжек дома нет ни у кого. Там благотворительную кампанию по продвижению книг возглавил Дэвид Бэкхем — авторитет для этих мальчиков. Если Бэкхем читает книгу, то это круто. Более того, была предложена программа, когда отцы, сидящие по тюрьмам, получили возможность начитать книжки детям. Эти записи были подарены детям, и они слушали своих отцов, держа в руках книги. Тенденция была сломлена. Аналогичные программы поддержки чтения среди малоимущих семей есть и в США. Например, программы развития чтения среди мальчиков, потому что мальчики во всем мире читают меньше, чем девочки. Есть огромные, серьезнейшие программы по развитию чтения среди рабочих и крестьян в Китае. В Китае книга — это входной билет в будущее. Там неудачник — тот, кто не читает». ^ Православная литература для молодежиНа общецерковном уровне проблему молодежного чтения частично решили бы приходские библиотеки, которые должны в идеале работать в каждом храме. Главное, чтобы священник уделял этому вопросу должное внимание, чтобы молодым прихожанам были доступны хорошие книги, не обязательно православные. Опять сошлюсь на интервью с Александром Архангельским, поскольку он много занимается этой темой. «В Англии при храмах существуют клубы любителей чтения. Люди собираются поговорить. Это место, где можно встретиться и поговорить. У нас этого, к сожалению, нет». И если останавливаться на теме православной литературы для молодежи, то я уверена, что нет и не может быть никаких православных книжек для молодежи. Вообще с темой “православная книга” надо быть осторожнее. Есть хороший писатель, а есть плохой писатель. Есть хороший врач, а есть плохой врач. Есть хороший учитель и плохой учитель. Не надо никаких православных писателей. Не надо православных учителей, врачей и т.д. Не надо православных книг для молодежи. Нужны хорошие книги, написанные талантливыми авторами. Ужасно, когда мы начинаем вкладывать какой-то суррогат, псевдоправославную культуру в такие книги. Это еще больше отталкивает молодых людей от Церкви. Потому что такие книги превращают их либо в фарисеев, которые досконально все знают, но живут и действуют совершенно обратным образом, либо все превращается в профанацию, которая отталкивает молодежь. Для любого нормального, образованного человека совершенно понятно, о чем пишут святые отцы, даже в 15-16 лет можно читать святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, и оптинских старцев. Все это доступно и можно читать. Для этого не надо никакой дополнительной православной литературы, специально написанной, адаптированной для молодых людей. Нужны просто хорошие книжки. Почему в 15 лет подростки читают Л. Толстого и Ф. Достоевского? По-своему. Возможно, не так глубоко, как в более старшем возрасте, и не все может быть понятно ребенку. Но читают даже такие серьезные произведения, созданные для взрослого человека. Читают ведь не в каком-то современном переложении, специально созданном современными писателями, педагогами для лучшего восприятия. Читают, потому что это великие книги, написанные великими людьми. Надо бороться с самой порочной системой создания особых православных книг: православная литература для мальчиков, для девочек, подростков. Это не тот путь. Нужно “толкать” книгу, качественную, хорошую вообще, а не создавать такие суррогаты с прилагательным «православный». Это ни к чему не приведет. А наоборот будет загонять молодых в некое гетто, где будет своя особая, специально созданная под их нужны, православная субкультура, а любое внешнее будет восприниматься враждебно. Поэтому появляются произведения с названиями: «Ваня Жуков против…», «Дети против волшебников», только «против, против»… Это литературный и мировоззренческий тупик. МультимедиаТакже необходимо искать и использовать новые форматы книги, новые принципы чтения, например, мультимедийные издания: синтез книги, аудио, видео. Должны быть разные книги! Должны быть новые форматы традиционных книг! Приходит новое поколение с гиперинформационным мышлением, воспитанное на другой визуальной культуре. Они взрослеют в 2 раза быстрее и знают в 2 раза больше, чем мы в их возрасте. Потому что они живут в информационно агрессивной среде. А мы только сетуем, что не читает молодежь книги. Я затрону еще одну очень важную тему в свете этой проблемы – чтение родителей. Многие ли взрослые сейчас берут в руки книгу? Небольшие примеры из недавней статистики ВЦИОМ: в домашней библиотеке в среднем насчитывается до 100 книг. Доля взрослого населения тех, кто книг не читает совсем – 35%, и кто читает изредка – 42% . В итоге только 22% читают постоянно. А 77%, а это более 100 млн, книг почти не читают! Мы абсолютно перестали читать книги! Итак, виноваты ли молодые люди в том, в чем часто их упорно обвиняют: не любят читать?! Может быть, не надо всю вину перекладывать только на молодежь. Ведь никто не спрашивает подростков, почему они не читают, никто не интересуется их мнением всерьез. И напрасно говорят, что молодежь не читает. Читает. Но не всегда то, что мы хотели бы, не Чехова и Фицджеральда, а суперпопулярные у молодежи книги участников «Дома-2». А что мы, со своей стороны, можем им предложить? Давайте предложим им современную форму подачи той же классической литературы. Простой пример. Если предложить подростку книгу великого русского классика или то же произведение, но в мультимедийном формате, которое будет сочетать в себе текстовую часть, визуальный ряд, аудио- или видеоприложение, то, мне кажется, выбор будет очевиден. А результат будет один – подросток познакомиться с великим произведением. Причем даже лучше, чем сверстник, которого в школе заставили прочитать этот роман. Книга должна отвечать интересам молодежи, их запросам. Если мы будем идти по традиционному пути – пытаться заставлять или объяснять молодежи пользу чтения, то они перестанут нас слушать и будут игнорировать наше великое литературное наследие, которым мы так гордимся (а ведь скоро некому будет этим гордиться, никому оно не будет так дорого, как нам сейчас). И последнее, в качестве предложения: в конкурсную комиссию «Просвещение через книгу» (награждение лауреатов которого пройдет здесь завтра) предлагаем ввести детское и молодежное альтернативное жюри, которое будет делать свой выбор. Можно провести конкурс (портал «Правкнига» информационно в этом окажет содействие) среди детей и подростков на членство в этом жюри. И в следующем году ввести номинацию «Книга для детей», «Книга для подростков». Пускай они оценят и помогут нам придти к решению той проблемы, о которой мы сегодня с вами говорили. 11 ) Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. М., «Правда», 1984г.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…