Рыночные преобразования на потребительском рынке товаров и услуг

КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«экономическая теория»
Тема: «Рыночные преобразования напотребительском рынке
товаров иуслуг»

Воронеж 2008

Содержание
 
1. Рыночный механизмпотребительского рынка
2. Потребительский рынок товарови услуг при социализме и в первые годы после него
3. Современный потребительскийрынок, основные направления его развития, проблемы и пути их решения
Список литературы
 

1.Рыночный механизм потребительского рынка
Экономическиепреобразования в российской экономике затронули все сферы и отрасли народногохозяйства, в том числе обусловили существенные изменения и в сфере обращениятоваров и услуг. Процессы эффективного продвижения товаров и услуг к потребителюоказывают определяющее влияние, с одной стороны, на масштабы и структуру производства,а с другой — на уровень потребления населением. В процессе развития рыночныхотношений произошла смена рынка, на котором господствующее место занималпроизводитель, рынком покупателя. Традиционная сбытовая политика (продать то,что смогли произвести) меняется качественно иной — производить то, что можнопродать.
Целью данной работы является изучениепреобразований на потребительском рынке, его структуры, основных действующихэлементов, а также проблем и методов их решения.
Потребительскийрынок — отдельныелица и домохозяйства, покупающие или приобретающие товары и услуги для личногопотребления.
Наповедение покупателей, главным образом, оказывают влияние 4 основные группыфакторов:
•Культурногопорядка (культура, социальное положение).
•Социальногопорядка (референтные группы, семья, роли и статусы).
•Личногопорядка (возраст, род занятий, образ жизни и др.).
•Психологического порядка (восприятие, убеждения и отношения).
Рыночнаяэкономика основана на том, что производители свободны от власти«традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, чтопроизводить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели — личногоинтереса, повышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда иличной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления ине по приказу начальника, а для продажи.
Поэтомувполне понятно, что структура и объем потребительского рынка в современныхусловиях в определяющей степени зависят от организации деятельности предприятийрозничной торговли и структуры платежеспособного спроса населения в конкретномрегионе. Поэтому, переход к рыночным отношениям сособой остротой поставил вопрос о роли и месте государства и о его взаимосвязис рынком как составных частей общеэкономического механизма. Исследованиясвидетельствуют, что управление рыночной системой является важным условиемдинамичного развития экономики не только отдельного региона, но и страны вцелом, особенно в кризисных ситуациях, связанных с дефицитом товаров, большимколичеством запасов, нарушения каналов реализации и т. д.
Проводимые реформы показали, что рыночный сектор не в состояниисамопроизвольно развиваться, так как, представляя собой сферу товарногообращения, он не может выдвигать каких-либо требований. Недостаточнаяэффективность механизмов саморегуляции объясняется его спецификой, зависимостьюот природно-климатических условий, объемов и ассортимента товарной продукции ит.п. Его содержание – в наличии спроса и предложения, что по существуявляется основой рыночного механизма потребительского сектора. Немаловажноевлияние также отказывают: цена (устанавливаемая при социализме государством,а сейчас частными предпринимателями), которая предопределяет, в конечном итоге то, кем будетпотреблен продукт, и конкуренция, которая, несомненно, являетсянеобходимым элементом рыночного механизма, ведь именно конкуренция заставляетпредприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желанияпотребителей.
Поэтому понятно, что рыночныймеханизм потребительского рынка представляет сложную систему, состоящую из:
— объектов рынка (товары,услуги, деньги)
— субъектов рынка(продавцы, покупатели, посредники, органы государственной власти)
— предпринимательскойсилы
— связей между субъектами(кооперация, конкуренция)
— ценового механизма(механизма формирования потребительских цен и распределения экономическихресурсов)
— средств принятиясогласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования)
— информации о решениях,принимаемых на рынке потребителями, производителями и государством.
Актуальность целенаправленного подхода к управлениюпотребительским сегментом можно определить следующими положениями: во-первых,усложнением рыночных отношений и расширением торговых связей; во-вторых,необходимостью полного удовлетворения постоянно растущих потребностейнаселения; в-третьих, достижения динамичного равновесия между спросом населенияи предложением товаров. При этом важной целью управления потребительскимсектором является обеспечение высокой экономической эффективности деятельностивсех хозяйствующих субъектов и рационального использования имеющихся ресурсов.
Короче говоря, механизм регулирования потребительского рынка предполагает,с одной стороны, рыночное регулирование, которое осуществляется на основеавтоматических рычагов, т. е. саморегуляции спроса и предложения, цен и конкуренции.С другой стороны, предполагает факторы регулирующего назначения. При этомгосударственное вмешательство приобретает принципиально новый характер, наоснове перехода на индикативные методы, дающие право выбора предлагаемыхусловий и программ и соблюдая интересы взаимодействующих сторон.
2. Потребительский рынок товарови услуг при социализме и в первые годы после него
Последниедвадцать лет стали для России периодом небывалых преобразований. На сменукоммунистической диктатуре явилась многопартийная демократия. Централизованнаяплановая экономика преобразована в капиталистическую, в основу которой положенырыночные отношения и частная собственность. В 90-е годы прошлого века Россиясуществовала, имея глубоко деформированную, разваливающуюся плановую экономику,испытывая острый дефицит потребительских товаров и неся тяжелое бремя военногоаппарата.
Поэтомуименно сейчас, в фокусе потребительского рынка, наиболее четко видны какпозитивные, так и негативные изменения реформируемой экономики и всесуществующие противоречия. Особенно остро они проявились в условияхтранзитивной экономики России 90-х годов. Реализуемые экономические реформыпривели к спаду производства, высоким темпам инфляции, несоответствиюпредлагаемых рынком товаров и услуг структуре потребительского спроса. Нельзяне отметить, что сократился объем потребления не только непродовольственныхтоваров, но и продуктов питания при внешней видимости насыщенности рынкапотребительскими благами. На этом фоне рельефно проявилось разделение различныхгрупп населения по уровню доходов, вызванное существенным обесценениемосновного ресурса производства — труда, и как следствие, резкое падение уровняпотребления основной массы экономически активного населения страны.
Разбалансированностьфинансовой системы на рубеже 90-х гг. привела к кризису потребительского рынка,всеобщему дефициту, ажиотажному спросу, принявшему форму инфляции, а также резкомуросту теневой экономики и черного рынка. Государство потеряло контроль за соотношениеммежду оплатой труда и результатами хозяйствования. Над потребительским рынком«нависал» огромный отложенный спрос, образовавшийся с прошлых лет. В связи с практически повсеместным дефицитом товаровбольшая часть прироста заработной платы после 1987 г. фактически не могла бытьиспользована на потребление. Перед либерализацией цен началось массовое«бегство» от денег. В условиях дефицита товаров народного потребленияи сохранения государственного контроля над ценами на основные виды товаров иуслуг значительная часть денежных доходов населения откладывалась в сбережения.Превышение объема денежных доходов над расходами на товары, услуги и платежи вфинансово-кредитную систему составило в 1990 г. 12,3% суммы доходов посравнению с 6,4% в 1986 г.
Резкое ухудшение сбалансированности денежных доходов населения ипотребительского рынка особенно ярко проявилось в 1986-1987 гг., когда темпыроста розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) составили всего 100,5%,причем прирост товарооборота в эти годы был получен (более чем на 90%) за счетроста средних цен покупки товаров. Низкие темпы роста товарооборота былиобусловлены резким сокращением производства и реализации алкогольных напитков врезультате активно проводимой в стране антиалкогольной кампании. Сокращениеобъемов продаж алкогольной продукции предполагалось компенсироватьсоответствующим увеличением производства товаров народного потребления. Однакопродажа алкоголя за этот период сократилась почти вдвое, а объем выпуска ТНП(без алкогольных напитков) увеличивался в среднем за год на 5%, что было явнонедостаточно для компенсации высвободившихся у населения средств.
В 1990 г. положение на потребительском рынке усугубилось всплескомажиотажного спроса, вызванного неустойчивостью экономики и намечаемой денежнойреформой. Дефицит товаров приобрел тотальный характер. Большинство товаровкультурно-бытового и хозяйственного назначения исчезло из свободной продажи иреализовывалось через различные распределительные каналы. Источником наибольшейнапряженности стало резкое ухудшение обеспечения населения продовольственными инепродовольственными товарами повседневного спроса. Меры, ограничивающиесвободную продажу товаров (нормирование отпуска, талонная система и т.п.), несмогли полностью обеспечить потребности населения из-за нехватки товарныхресурсов, а высокие темпы развития платных услуг для населения в эти годы такжене позволили ослабить давление его возросших денежных доходов напотребительский рынок, доля платных услуг в денежных доходах населения втечение пяти лет практически не менялась (12-13%).
 
Таблица 1.Темпы роста некоторых показателей экономического и социального развития СССР (в % к предыдущемугоду)[1] 1986 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г. 1990 г. 1986-1990 гг. среднегодовой Производство товаром народного потребления 97,2 104,8 106,2 107,5 106,1 104,3 продуктов питания 105,2 105,8 101,3 103,2 100,9 103,3 алкогольных напитков 60,6 99,2 116,7 121,1 107,6 98,2 Непродовольственных товаров 103,8 105,2 107,7 107,7 109,1 106,7 товаров легкой промышленности 100,2 102,8 107,4 104,7 102,3 103,4
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли:
в фактических ценах 102,4 102,8 107,3 110,4 115,8 107,6 в сопоставимых ценах 100,4 101,1 107,0 108,1 109,8 105,2 Объем реализации платных услуг населению 110,2 108,1 115,3 108,2 108,2 110,0 Объем реализации бытовых услуг населению 107,8 112,7 115,3 109,8 105,1 110,1 Оборот внешней торговли 92,1 98,5 102,5 106,6 93,3 98,4 экспорт 94,0 99,8 98,5 102,4 88,4 96,5 импорт 90,1 97,1 107,1 110,9 98,0 100,2

Присоциализме, как показала жизнь, динамичное развитие экономики и решение рядасоциально-экономических проблем в обществе невозможно при жестком планировании.После II Мировой войны и смерти Сталина, когданаши солдаты прошли всю Европу и посмотрели, как там живут, темпы роста, сталиснижаться. Причинами этого были: отсутствие материальной заинтересованности встране, жесткое планирование с верху и до низу, невосприимчивость предприятий квнедрению НТП, и отсутствие всякой конкуренции. Поэтому понятно, что монополистыдиктовали условия поставки, приемлемый для них уровень качества изготавливаемойпродукции, игнорируя требования покупателей. С личными потребителями несчитались, не признавали их денежные средства эквивалентами произведеннойпродукции. Поэтому ясно, что выпускалась однородная продукция во всей стране, ине уделялось внимания ни обновлению ассортимента, ни моде, ни предпочтениямпокупателей. Качество продукции оставляло желать лучшего, хотя, казалось бы,почему в условиях социализма все никак не решалась это проблема? Ведь рабочиеработали на себя, на свое социалистическое государство! Объяснение простое:повышение качества предприятиям было ни к чему. В качестве заинтересованыпотребитель, а для производителя — это лишь дополнительные затраты и хлопоты,даже риск невыполнения основных плановых заданий. Всё это привело к тому, чтопроизводственные потребности не удовлетворялись в полной мере, что вело кснижению динамичности экономической системы, производственная система была невосприимчивак новой технике и технологии и т.д. Вследствие этого росли экономические исоциальные потери потребителей товаров народного потребления. Пустые полки вмагазинах, бесконечные очереди, разруха, талоны, недостаток продуктов – воттолько неполный перечень того, что было в последние годы при социализме.
 

Таблица 2. Оборотрозничной торговли[2](в фактическидействовавших ценах)Годы Всего В том числе Оборот розничной торговли торгующих организаций Продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках 1970
Миллиардов рублей 79 77 2 1980 136 133 3 1990 253 232 21
Изприведенной таблицы видно, что оборот розничной торговли товаров на рынкахсоставлял всего 2,5% от общего объема. Поэтому неудивительно, чтопотребительская неудовлетворенность с каждым годом нарастала, ведь вгосударственных магазинах сложно было найти какой-то новый товар или товарболее высокого качества.
Вплановой экономике удовлетворение многих потребностей в товарах и услугахосуществлялось за счет общественных фондов потребления независимо от личныхдоходов. В 80-е годы за счет этих фондов обеспечивалось около трети общегообъема потребления товаров и услуг. Значительные средства из этих фондовнаправлялись на субсидирование товаров для детей, содержание и благоустройствожилого фонда, оздоровительных, образовательных, дошкольных учреждений,обеспечение функционирования общественного транспорта, связи и т.п. Многиеплатные услуги дотировались из государственного бюджета, в том числесанитарно-гигиенические предметы, товары для детей, пенсионеров, инвалидов,услуги пассажирского транспорта, парикмахерских, бань. Медицинские, бытовые,рекреационные услуги, а также услуги, связанные с образованием, дошкольнымвоспитанием и образованием, хотя и характеризовались чрезмерной централизацией,вместе с тем отличались широтой охвата населения и доступностью. Тем не менее,объем платных услуг населению в 1990г. составил 44 млрд. рублей.
Увеличениевидов предоставляемых услуг сопровождалось сокращением ввода в действиеобъектов социально-бытового назначения, что привело к ухудшению обеспечениянаселения социально-значимыми услугами, такими как образовательные,медицинские, спортивно- оздоровительные и рекреационные. Разгосударствление иприватизация предприятий службы быта привели к активизации их напотребительском рынке. Расширялся сектор услуг, оказываемых населениюпредприятиями министерств и ведомств, для которых этот вид деятельности не являлсяпрофильным. Вместе с тем, негосударственный сектор по предоставлению услугстановился преобладающим на рынке.3. Современный потребительскийрынок, основные направления его развития, проблемы и пути их решения
Инфраструктурасовременного потребительского рынка представляет собой совокупность всех типоврозничных и оптовых предприятий и организаций, входящих в эту отрасль, видов ихдеятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционированиятоваропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торговогообслуживания всех групп населения. И поэтому, одним из важных аспектовформирования потребительского рынка является развитие инфраструктуры розничнойторговли и развитие разнообразных видов и типов предприятий, а также разработкановых методов розничной торговли, что является условием удовлетворения спроса ипотребления.
Анализ показывает, что запериод рыночных преобразований изменения потребительского рынка и торговли вцелом претерпели коренные изменения. Новый облик торговли определяется, главнымобразом, тем, что свыше 90 % предприятий торговли и общественного питания находятсяв частной собственности, на долю государственной и муниципальной собственностиприходится 2,6 %, смешанной — 3,1 %. Позитивная динамикаосновных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальныхрасполагаемых денежных доходов населения, поступление на рынок отечественных иимпортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения,способствуют дальнейшему увеличению оборота розничной торговли и платных услугнаселению.
 
/>
График 1. Динамика оборота розничнойторговли продовольственными и непродовольственными товарами (в % к среднему значению 2005 г.)
В структуреоборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в марте 2008г.составил 45,7%, непродовольственных товаров — 54,3% (в марте 2007г. — соответственно 45,6% и 54,4%).
 

Таблица 3. Оборотрозничной торговли[3] Млрд. руб. В процентах к предыдущему году 2002 3765,4 109,3 2003 4529,3 108,8 2004 5641,8 113,3 2005 7038,3 112,8 2006 8627,5 113,4
Если оценивать оборотрозничной торговли, то, по данным Росстата, в России он постоянно и динамичнорастет. В 2007 г. он вырос, по сравнению с прошлым годом, на 15,2%, до $457,1млрд. В 2007 году розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в2006 году. Прирост оборота розничной торговли составил 19,3%, тогда как в 2006году – 14,5%. Оборотобщественного питания также сохранил свою высокую динамику, его прирост посравнению с 2006 годом составил 12,3% (в 2006 году – 8,3 %). В течение всего2007 года рост торговли поддерживался как ростом доходов населения, так ибанковским потребительским кредитованием. На долю потребительских расходов (оборотрозничной торговли и платные услуги населению) приходится более 80% всехденежных расходов населения. Оборот розничной торговлив марте2008г.составил 1047,3 млрд. рублей, что в товарной массе на 16,5%больше, чем за соответствующий период предыдущего года, а в I квартале 2008г. — 2936,0 млрд. рублей и больше на 16,7%.[4]
Важноотметить, что товарные рынки являются своего рода индикатором происходящихрыночных преобразований в экономике Российской Федерации. К положительнымтенденциям, свидетельствующим о качественном изменении потребительскогорынка в начале XXI века можноотнести:
-сократилосьчисло убыточных предприятий, возросла прибыль, увеличились оборотные средства,повысилась доля денежных расчетов при реализации продукции;
-увеличиваетсятоварооборот со странами СНГ, что стало возможным за счет ослабления рядаантидемпинговых процедур, создания зон свободной торговли в рамках СНГ, единогоТаможенного союза;
-продолжаетсянасыщение товарного рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, чтообеспечивает расширение спроса при сохранении импортозамещения напотребительском рынке;
-увеличиваетсяпроизводство конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом не только нароссийском рынке, и т.д.
В то жевремя рыночные преобразования экономики и ее субъектов характеризуются негативнымитенденциями:
— преобладаниеимпорта над экспортом;
— всельском хозяйстве, по-прежнему, остается множество нерешенных проблем, впервую очередь это касается сферы животноводства;
— изношенностьосновных фондов (в некоторых отраслях до 70%), что негативно отражается навыпуске качественной конкурентоспособной продукции, и т.д.
Теперьпонятно, что в современных условиях перехода к рыночной экономике формированиетоварного предложения на рынке потребительских товаров претерпело существенноеизменение. Переходный период характеризуется преобладанием в структуре товарныхресурсов импортных товаров, как в продовольственной, так и непродовольственнойгруппах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннегопотребительского рынка страны. Вместе с тем, в последнее время наблюдаетсяопределенное расширение товарного предложения продовольственных товаров российскихтоваропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и напродовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствияотечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные,куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам российские производители,в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкогоассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивыйпокупательский спрос населения. По моему мнению, это связано с тем, что всебольшая часть потребителей отдает свое предпочтение покупке отечественныхпродуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическуюбезопасность, относительно низкие цены и соответствия цены качеству реализуемыхтоваров. Поэтому важно отметить, что, с одной стороны, благодаряувеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливаетсяконкуренция на потребительском рынке, что, в конечном итоге, стимулируетповышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, а такжеспособствует более полному удовлетворению покупательского спроса потребителей.А значительное увеличение поступления импортных товаров на внутреннийпотребительский рынок способствует его насыщению и ликвидации дефицита помногим видам товаров. Кроме того, увеличение импорта по широкому кругу потребительскихтоваров приводит к тому, что на потребительском рынке страны, наряду страдиционными товарами, появились новые для наших потребителей товары, такиекак последние модели теле-, видеоаппаратуры, бытовые ЭВМ, печи СВЧ, современнаябытовая техника и т.д. В результате происходит формирование покупательскогоспроса на новые для нашего потребительского рынка товары. Но с другойстороны, в результате вытеснения с потребительского рынка отечественныхтоваров, производители России вынуждены значительно сокращать объемы своегопроизводства, вследствие чего происходит сокращение числа занятых в хозяйстве,снижается уровень реальных денежных доходов населения, и, следовательно,происходит ограничение покупательского спроса.
Немаловажноотметить, что большинство видов выпускаемой пищевой продукции не способныконкурировать с импортной из-за высокой себестоимости, что обусловливаетсяпостоянным повышением стоимости энергоносителей, сырья, материалов, резкогороста стоимости перевозок всеми видами транспорта, несоответствие товарноговида и упаковки производимой продукции, а также низкой конкурентоспособностьюпродукции по сравнению с импортной и недостаточным уровнем сбыта на внутреннемрынке. Поэтому неудивительно, что на сегодняшний день импортпотребительских товаров за январь-май 2008 г. вырос на 12,2% по сравнению саналогичным периодом прошлого года, или на 98,7 млн. USD при общем ростетоварного импорта на 0,3% или 9,6 млн. USD. За последние пять месяцев текущегогода особенно существенно вырос импорт пищевых продуктов животного происхождения- на 39%, обуви и головных уборов — на 26,7%, фотоаппаратов, музыкальныхинструментов — на 19,5%. В результате, доля потребительского импорта в общемобъеме импорта увеличилась с 25,9% за январь-май прошлого года до 29% заянварь-май текущего года.[5]
А как же обстоит дело с услугами на потребительском рынке?
 
Таблица 4. Внешняяторговля услугами Российской Федерации по основным странам-партнерам за2002-2007 годы[6] (тыс. долларов США)
Экспорт
Импорт 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Всего 13 610 701 16 228 597 20 594 750 24 970 187 31 102 228 39 347 160 23 497 003 27 122 159 33 287 371 38 864 563 44 839 064 59 181 599 Страны СНГ 2 884 565 3 070 665 3 622 380 4 381 416 5 953 437 8 109 898 3 778 980 3 967 369 4 563 450 4 979 169 5 240 281 6 277 744 Страны дальнего зарубежья 10 726 136 13 157 932 16 972 370 20 588 771 25 148 791 31 237 263 19 718 023 23 154 790 28 723 921 33 885 394 39 598 783 52 903 855

Изприведенной таблицы следует сделать некоторые выводы:
1.        Экспорт в 2007г., по сравнению с 2002 г. возрос в 3 раза.
2.        Импорт услуг вобщем по странам дальнего зарубежья и СНГ возрос более чем в 2 раза, тем неменее он преобладает на экспортом. Я считаю, это связано с тем, что поставляемыена внешний рынок российские услуги отличаются не только по качеству иассортименту услуг, но и по цене.
Немаловажноотметить, что за последние пять лет объем бытовых услуг на душу населениявозрос почти в 3 раза. Поэтому понятно, если на услуги растет спрос, то и ценына них будет расти. Если сравнить цены 2000 и 2006 года, то можно заметить, чтоони возросли более чем в 3 раза. Если говорить о ситуации в 2007 году, то впрошедшем году сохранялась позитивная динамика потребительского спроса наплатные услуги, что, в свою очередь, обусловлено развитием сферы услуг изамедлением роста цен и тарифов на платные услуги на 2,0% по сравнению с 2006годом. Среди наблюдаемых видов услуг на протяжениипоследних лет наиболее динамично развивается рынок услуг связи. Сохраниласьтенденция увеличения удельного веса услуг связи с 18,9% в 2006 году до 20,1% в2007 году, что обусловлено расширением емкостей телефонных станций, развитием мобильнойи почтовой связи.
По-прежнему неудовлетворительным остается и положение дел вовнешнеторговой сфере. Товарный экспорт за пять месяцев 2008 года сократился на0,9% или на 25 млн. USD. Сальдо текущего счета платежного баланса составиловсего 28,1 млн. USD. Это несколько больше, чем в прошлом году, но недостаточнодля того, чтобы говорить о стабильном положении страны на товарном рынке.[7]
Еслиоценивать качество отечественных и импортных товаров, поступивших напотребительский рынок в период с 2000 по 2006 г., то следует отметить, что запоследние годы качество российских товаров улучшилось по некоторым видампродукции более чем в 2 раза, особенно продуктов питания. Если оцениватькачество непродовольственных товаров, то следует отметить, что количествозабракованных, сниженных в сортности товаров по некоторым показателямсоставляет 35% у отечественных, и около 45% у импортных товаропроизводителей.Иначе говоря, качество товаров оставляет желать лучшего.
Темне менее, импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев посвоему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки,обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества.Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенноснизить потери при их производстве, переработке хранении. Однако многиеперерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов дляприобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке иупаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовоесостояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащенияперерабатывающих предприятий для создания конкурентоспособной продукциинеобходима помощь государства и, прежде всего, местных органов власти. Помощьданным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочныхкредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальныепроценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичногоосвобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенныхсредств. По моему мнению, данные меры позволят перерабатывающим предприятиямосуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширениепроизводства высококачественных продуктов питания.
Намой взгляд, наиболее приоритетным направлением на современном этапе развитияэкономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынкаотечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортныхтоваров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарногопредложения на рынке до 10—15%. Это необходимо для того, чтобы не толькообеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолениюбезработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитиюинвестиций в экономику России. Для достижения данной цели, прежде всего,необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынкапродовольственных товаров. Причем, формирование и развитие продовольственногорынка должно идти по двум направлениям: развитие отечественного производства ипереработки продуктов питания, развитие торговли продовольственными товарамиотечественного производства.
Ясчитаю, что немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынкаиграет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изученияпокупательских предпочтений и спроса. Вместе с тем, ряд исследований показал,что только 37,5% торговых работников осуществляют в той или иной мере изучениепокупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, какопросы (6,3%), учет и анализ продаж и товарных запасов (18,7%) и т. д. Большаяже часть торговых работников (62,5%) не осуществляет вообще изучениепокупательского спроса населения, объясняя это большими затратами, нехваткойвремени, отсутствием квалифицированных специалистов. Поэтому, вследствие даннойсложившейся ситуации, торговля не выполняет в должной мере одну из своих основныхфункций — выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спросаи формирование на этой основе заказов товаропроизводителей. Кроме того,торговля должна не только изучать, но и осуществлять формированиепокупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.
Помоему мнению, важную роль в развитии продовольственного рынка могут сыгратьфирменные магазины, представляющие продукцию отечественныхтоваропроизводителей. Вследствие прямых поставок продуктов питания от непосредственныхпроизводителей данные предприятия могут устанавливать относительно низкие ценына реализуемые товары и обеспечивать достаточно широкий ассортимент при высокомкачестве. Кроме того, фирменные магазины должны обеспечить реальное изучениепокупательского спроса и формирование производственной программы в соответствиис потребностями потребителей.
Ясчитаю, что вышеуказанные мероприятия будут способствовать развитию рынкаотечественных потребительских товаров и постепенному вытеснению импортныхтоваров с внутреннего рынка страны.
Если говорить о положениина Воронежском потребительском рынке, то можно заметить, что за годы рыночныхпреобразований в торговле и бытовом обслуживании произошли некоторые перемены клучшему. Потребительский рынок товаров и услуг стал более насыщенный, исчездефицит на многие товары, ликвидированы очереди, наблюдается прирост торговойсети за счет нежилых и подвальных помещений, ранее пустовавших. За последниегоды наметилась тенденция увеличения объемов реализации бытовых услуг, имеютсядругие позитивные изменения.[8]
 
Таблица 5. Потребление основных продуктовпитания по Воронежской области[9]  (на душу населения в год; килограммов) 1995г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г 2005г. 2006г. Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо 54 44 43 43 45 49 50 50 50 54 Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 256 239 239 238 238 239 242 239 238 238 Яйцо и яйцепродукты, штук 247 223 224 234 252 257 272 254 258 264 Рыба и рыбопродукты 7 6 6 7 8 9 9 10 9 10 Сахар 46 51 51 52 51 52 53 52 52 52 Масло растительное 10.9 10.8 11.0 11.1 11.3 11.4 11.5 12.0 12.0 12.2 Картофель 123 141 142 161 163 153 165 165 165 166 Овощи и бахчевые 79 81 83 90 88 91 101 101 101 110 Фрукты и ягоды 40 43 22 30 42 60 60 57 59 55 Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые) 138 143 143 143 144 146 144 148 148 149
По данным таблицы видно, что в 2006 году, по сравнению с 2000годом, увеличилось среднедушевое потребление фруктов и ягод (на 83,3%), рыбы ирыбопродуктов (на 42,9%), мяса и мясопродуктов (на 25,6%), овощей и бахчевыхкультур (на 22,2%), яиц и яйцепродуктов (на 12.8%), масла растительного (на9,9%), хлебных продуктов (на 4,2%), картофеля (на 3,1%), а молока и сахараосталось на том же уровне. Изменения среднедушевого потребления основных продуктовпитания по сравнению с 2005 годом незначительны. Общие ресурсы овощей ибахчевых культур в 2006 г., по сравнению с 2005 г., по расчетам, увеличились на25,3 %, мяса и мясопродуктов на 2,4%, картофеля — на 0,3%; в то же времяресурсы яиц и яйцепродуктов уменьшились — на 2,9%, молока и молокопродуктов — на 0,5%. Ресурсы картофеля, овощей и бахчевых культур, мяса и мясопродуктов,яиц и яйцепродуктов, сахара, растительного масла обеспечивались в основном засчет сельскохозяйственных товаропроизводителей. Доля их производства впоступлениях продуктов питания 2006 года (без учета запасов) составила покартофелю – 99,6%, овощам и бахчевым культурам – 98,6%, яйцу и яйцепродуктам –94,6%, мясу и мясопродуктам – 73,2%, молоку и молокопродуктам – 57,7 %.
Однако, несмотря на положительные моменты, сегодня на потребительском рынке области четко прослеживается ряд негативных явлений и нерешенных проблем, не позволяющих отрасли стабильно и эффективно работать, повышать уровень торгового обслуживания населения. За последние годы после проведенной малой приватизации, действовавшая сеть магазинов и предприятий общественного питания, особенно в сельской местности, обветшала, отдельные магазины длительное время не работают, торгово-технологическое и холодильное оборудование устарело или полностью вышло из строя. В городах и районных центрах чрезмерно разрослась сеть киосков, уличная торговля носит малоорганиованный характер, хотя в последние месяцы текущего года администрация города активно борется с ней. А торговые предприятия, рынки, уличная торговля заполнены завозной, зачастую низкокачественной продукцией. Товарам местного производства в удовлетворении спроса населения отведено одно из последних мест. Особенно ярко это прослеживается на примере торговли алкогольными напитками и детским питанием. Организация массового питания (школьников, студентов, рабочих и служащих) не соответствует современным технологиям приготовления и потребления пищи, сертификация услуг общественного питания в области не начата. На селе практически свернута заготовительная деятельность потребительской кооперации. Частники, занимающиеся этим видом предпринимательства, заготовленную продукцию и сырье вывозят, в основном, за пределы области. А органы местного самоуправления до настоящего времени не определили четкой позиции в развитии инфраструктуры потребительских рынков и услуг, защите интересов производителей и потребителей.
Итак, что же изменилось на потребительском рынке за годы рыночных преобразований? Во-первых, за последние годы резко возросло число частных предприятий, которые активно конкурируют между собой (чего не было при социализме с его монополиями). В настоящее время всё больше учитываются интересы, предпочтения и вкусы покупателей, значительно повысилось качество товаров. Во-вторых, увеличился оборот товаров и услуг, вызванный увеличением реальных доходов населения, что и расширило потребительский спрос; происходит насыщение рынка самой разнообразной конкурентоспособной продукцией и т.д. Но, к сожалению, за годы рыночных преобразований значительно возрос импорт товаров, которые, хоть и уступают по качеству, но чаще выигрывают по цене, и пользуются большим спросом у населения, тем самым создавая преграду для развития отечественных предприятий, в том числе затрудняя подъем и развитие российского аграрного сектора.
Я считаю, что на сегодняшний день, потребительский рынок во многом зависит от государственных антимонопольных, таможенных, кредитно-банковских мер. И чем эффективнее будут осуществляться эти меры, тем стабильнее и динамичнее будет развиваться современный потребительский рынок, тем выше будет удовлетворенность покупателей и тем выше будет уровень жизни населения.
Список литературы
1.   Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория – учебник для СПО. М.: ИД «Форум»-Инфра, 2006. С. 136-343.
2.   Белов Г. В., Белова Г. Б. Товары и услуги на потребительском рынке. М.: АКАДЕМКНИГА, 2003. С. 10-38.
3.   Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Российский экономический журнал, 2007. №1-2. С. 1-12.
4.   О потреблении основных продуктов питания населением Воронежской области в 2006 году // Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, Воронеж, 2007. С. 2-7.
5.   Оборот розничной торговли. – 2008. – // Официальный сайт правительства Российской федерации. — (http://www.rsnet.ru/main/ministry/).
6.   Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2002-2006 годы (по материалам Росстата) // Вопросы статисктики, 2007. №1. С. 90-93.
7.   Остапкович Г. О социально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. // Вопросы экономики, 1998. С. 153-159.
8.   Попов А.Н. Экономическая теория// 4-ое издание. Питер, 2006. С. 320-325.
9.   Потребление основных продуктов питания населением Воронежской области: Стат. сборник // Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, 2004, 2005, 2006, 2007. 4 с.
10.             Российский статистический ежегодник: Стат. сборник / Росстат. М., 2006. 806 с.
11.              Френкель А.А. Прогноз развития экономики на 2008 год // Вопросы статистики, 2007. №2. С. 45-48.
12.              Харламов И.А. Статистика советской торговли//Экономика, 2001.С.15-19.