Введение
В данной работе мы используем на практике знания,полученные в курсе «Теория систем и системный анализ» для проведения системнойдиагностики реальных социально-экономических и организационных структур напримере КБ «Европейский трастовый банк».
Коммерческий банк «Европейский трастовый банк» ЗАО(закрытое акционерное общество). Был основан в 1998 году. Президент банка –Крысин Андрей Викторович. Управляющий ростовским отделением банка – КоссеЛюдмила Николаевна. На сегодняшний день Банк имеет следующие лицензии:
— Генеральная лицензия на осуществление банковскихопераций № 2968 от 08.10.2002 г. (без ограничения срока действия);
— Лицензия на осуществление банковских операций (напривлечение во вклады и размещение драгоценных металлов) № 2968 от 08.10.2002г. (без ограничения срока действия);
— Лицензия профессионального участника рынка ценных бумагна осуществление депозитарной деятельности № 077-03746-000100 от 15.12.2000 г.(без ограничения срока действия);
— Лицензия профессионального участника рынка ценных бумагна осуществление брокерской деятельности № 077-02982-100000 от 27.11.2000 г.(без ограничения срока действия);
— Лицензия профессионального участника рынка ценных бумагна осуществление дилерской деятельности № 077-03085-010000 от 27.11.2000 г.(без ограничения срока действия);
— Лицензия профессионального участника рынка ценных бумагна осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-03151-001000от 27.11.2000 г. (без ограничения срока действия);
— Лицензия биржевого посредника, совершающего товарныефьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле № 844 от 29 июня 2006 г.(действительна до 29.06.2009 г.);
— Лицензия Центра по лицензированию, сертификации изащите государственной тайны ФСБ России лз № 0009556 рег. № 4902Х от 14 декабря2007 г. на осуществление технического обслуживания шифровальных(криптографических) средств (выдана на срок до 14 декабря 2012 г.);
— Лицензия Центра по лицензированию, сертификации изащите государственной тайны ФСБ России лз № 0009557 Рег. № 4903 Р от 14декабря 2007 г. на осуществление распространения шифровальных(криптографических) средств (выдана на срок до 14 декабря 2012 г.);
— Лицензия Центра по лицензированию, сертификации изащите государственной тайны ФСБ России лз № 0009558 Рег. № 4904 У от 14декабря 2007 г. на осуществление предоставления услуг в области шифрованияинформации (выдана на срок до 14 декабря 2012 г.).
Основные услуги, оказываемые банком:
Расчетное обслуживание
Межбанковские операции
Конверсионные операции
Банкнотные операции, драгоценные металлы и монеты
Чековые операции
Операции с ценными бумагами
Операции на финансовых рынках
Операции с векселями
Депозитарные услуги
Услуги по инкассации, доставке наличности и ценностей
Кредитование
Депозиты. Депозитные сертификаты
Пластиковые карты
Сейфовые ячейки
Денежные переводы
Услуги для банков-респондентов
Представление объекта сложной системы на разных уровняханализа
/>
Конструктивно-функциональная модель
Структура банка строится как по территориальному, так ипо отраслевому принципу. На элементы системы КБ «Европейский трастовый банк»ЗАО возлагаются различные функции.№ Наименование элемента Основные функции элемента Основные связи Примечание 1 Общее собрание акционеров банка Управление банком 2,3 Высший орган управления банком 2 Ревизионная комиссия Ревизия деятельности банка 1,3 Результаты проверок ревизионная комиссия отправляет правлению банка 3 Совет директоров Наблюдение и контроль за работой правления банка 1,4,5 Определяет общее направление банка, занимается планированием деятельности и т.д. 4 Служба внутреннего контроля Проверка достоверности и полноты предоставляемой документации 3 Оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых банком операций 5 Правление Банка Руководство деятельности Банка 3,6,7,8 Вырабатывает финансовую политику Банка, координирует работу структурных подразделений и филиалов Банка. 6 Лимитный комитет Ограничение количества банков-контрагентов, установление лимита 5 Анализирует финансовую отчетность, кредитную историю банка-контрагента, заемщика. 7 Комитет по управлению активами и пассивами (КУАП) Контроль за достаточностью и диверсификацией рисков 5 Контроль за динамикой основных экономических положений 8 Кредитный комитет Разрабатывает кредитную политику Банка 5 Ведение трастовых операций, рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием. 9 Департамент операций на финансовых рынках Контроль и управление финансовых операций 5,10,11,12,13,14,15 __________ 10 Департамент регионального развития Комплексное обеспечение Банка в регионах 5,9,11,12,13,14,15 __________ 11 Инвестиционный департамент Разрабатывает и сопровождает реализацию инвестиционных проектов 5,9,10,12,13,14,15 Осуществляет все виды операций с мировыми валютами, ценными бумагами и драгоценными металлами 12 Кредитный департамент Ответственен за наращивание кредитного портфеля 5,9,10,11,13,14,15 Следит за качеством кредитного портфеля и оценивает риски по портфелю 13 Департамент финансового консалтинга Разработка стратегии финансирования и получения денежных средств от реализации проекта 5,9,10,11,12,14,15 Привлечение стратегических и портфельных инвесторов 14 Департамент развития бизнеса Разработка и создание банковских продуктов 5,9,10,11,12,13,15 Оценка качества и модернизации, конкурентоспособности банковских продуктов 15 Филиалы Банка Обеспечивает представительские функции Банка 5,9,10,11,12,13,14 Совершает операции, делегированные головным Банком.
Основываясь на данных таблицы, определим связностьэлементов системы (КБ «ЕТБ» ЗАО) и построим граф модель.
Коммерческий банк «Европейский трастовый банк» ЗАОсостоит из 15 элементов.
Количество связей между элементами = 64.
Связность – это количество связей приходящихся на одинэлемент.
Связность = Количество связей внутри системы / Количествоэлементов = 64 / 15 = 4,2.
Связность для данной организации средняя, что говорит овысоком уровне развития системы.
Графическая модель информационных потоков
/>
/>
Системные характеристики делятся на три группы:
Рассмотрим эти характеристики применительно к КБ«Европейский трастовый банк» ЗАО.
Признаки первой группы характеристик
Примем за уровень анализа КБ «ЕТБ» ЗАО тогда множествобудет определяться как совокупность элементов, из которых состоит даннаясистема.
Множество элементов:
Совет директоров;
Правление банка;
Кредитный департамент;
Департамент регионального развития;
Филиалы банка.
Отношение.
Взаимодействие между элементами системы.
Отношения:
соподчинения – Правление банка — кредитный департамент;
Сотрудничества- департамент регионального развития –департамент развития бизнеса.
Нейтральные
Конкурентные-филиалы банка между собой.
Связи.
Необходимые: общее собрание акционеров Банка, комитет поуправлению активами и пассивами, кредитный комитет, департамент операций нафинансовых рынках, департамент развития бизнеса.
Полезные: служба внутреннего контроля, департаментрегионального развития, инвестиционный департамент, департамент финансовогоконсалтинга, филиалы банка.
Нейтральные: нет.
Вредные: нет.
Каналы связи :
— вещественный: денежные потоки;
— энергетический: воздушные линии электропередач,кабельные линии электропередач;
-информационный: телефонные линии; компьютерные системы;факс; копир.
Структура:
Устойчивая и не является временно упорядоченной.
Организация:
Все перечисленные элементы системы должны соответствовать«высокому уровню организации», т.к. низкий уровень организации одного илинескольких элементов системы приводит к нарушению банковской деятельности.
Целостность:
— должностные инструкции. Все элементы системы обязаныследовать установленным правилам и обязательствам;
— цели и задачи системы должны совпадать с целями изадачами каждого сотрудника системы;
— корпоративная культура.
Иерархическое строение системы:
1. Подсистема, принимающая решения.
Это та часть системы, выделенная по какому- то признаку,которая принимает решение. Она включает в себя управленческий аппарат.
Признаки второй группы характеристик (взгляд вблизи)
1. Изоляция.
Бывает разного уровня, но присутствует всегда.
Полная изоляция КБ «ЕТБ» ЗАО невозможна, так как по сутисвоей деятельности банк ориентирован на постоянное взаимодействие с внешнейсредой. В то же время он не может обойтись без изоляции (к изоляции можноотнести ограничение доступа к информации). Банк взаимодействует с внешнейсредой, посредством потоков энергии, вещества и информации (информационныйпоток не ограничен на входе и ограничен на выходе, т.к. ценная информация неразглашается).
Информационный поток- высокий уровень изоляции. Пример:компьютерные сети защищены паролями, антивирусными, антихакерскими программами.
2. Взаимодействия.
Это обмен потоками между системой и окружением(энергетическими, информационными, вещественными).
Информационный поток- высокий уровень значимости, т.к.Банк осуществляет деятельность посредством компьютерной сети.
3. Интеграция, дифференциация.
Интеграция – объединение элементов системы и окружающейсреды.
Дифференциация – выделение, какими- то характеристиками,свойствами из окружающей среды.
Безусловно, полная интеграция и дифференциация КБ «ЕТБ»ЗАО невозможна. Абсолютная интеграция и дифференциация приводит к разрушениюсистемы.
С одной стороны, Банк интегрирован, а с другой, являетсядифференцированным т.к. выделен из внешней среды, имеет определенный статус,положение, самостоятельность по организационной структуре, виду деятельности, задачам,целям.
Абсолютная интеграция абсолютная дифференциация
Централизация, децентрализация
Для нормального существования системы наилучшим являетсясочетание, как централизации, так и децентрализации. Каждый элемент системы КБ«ЕТБ» ЗАО занимается определенным видом деятельности с одной стороны, а сдругой, их деятельность строго регламентирована, т.е. подчинена выше стоящемуруководству, т.к. в Банке существует централизованная система управления (всеэлементы подчинены системе управления).
Состояние системы — это комплексная характеристика,совокупность таких характеристик образует пространство состояния системы.Состояние системы характеризуется количественными и качественными показателями.
Показатели ликвидности:
— общий коэффициент покрытия;
-коэффициент срочной ликвидности;
-коэффициент ликвидности при мобилизации средств.
2) Показатели финансовой устойчивости:
— соотношение заемных и собственных средств;
— коэффициент обеспеченности собственными средствами;
-коэффициент маневренности собственных оборотных средств.
3) Интенсивность использования ресурсов:
— рентабельность чистых активов по чистой прибыли;
— рентабельность реализованной продукции.
4) Показатели деловой активности:
— коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
— коэффициент оборачиваемости собственных капиталов.
Количественные характеристики:
численность отделов;
численность служащих и др.
Качественные характеристики:
конкурентоспособность;
качество обслуживания
Целостность
Целостность системы характеризуется единой миссией, стратегией,целью, корпоративной культурой и т.д.
Уровень информационных процессов.
В КБ «ЕТБ» ЗАО используются:
телефоны;
факс;
компьютеры (при помощи которых обрабатывается информация,поступающая в Банк);
компьютеры в сети;
мобильные телефоны.
Обратная связь.
Пример: В определенный период времени Банк реализуеткредитный продукт, имеющий низкую процентную ставку-поток клиентовувеличивается. Отсюда следует- обратная связь положительная. Т.К.для Банкаданная акция является низкодоходной, он прекращает реализацию данногокредитного продукта. Для того, чтобы увеличить прибыль, Банк поднимаетпроцентные ставки по отдельным кредитным продуктам, поток клиентов уменьшится,отсюда следует- обратная связь отрицательная.
Управление.
Принцип управления- «по помехе».
Конкурентоспособность.
Проведя маркетинговые исследования, для того чтобыявляться конкурентоспособным, Банк расширяет сферу услуг, улучшает качествообслуживания клиентов и внедряет инновации.
Признаки третьей группы (поведенческие характеристики)
Характеристики третьей группы отображают характерповедения системы с другими элементами макросистемы.
Среда.
Партнеры: СМИ, рекламные агентства, оценочные компании,страховые компании, лизинговые компании.
Клиенты: юридические лица, физические лица,индивидуальные предприниматели, муниципальные учреждения.
Конкуренты: влияют на адаптацию Банка и быстро меняющиесяусловия внешней среды, инновационные процессы.
Адаптация.
Изменение системы с целью приспособления к окружающейсреде.
Саморегуляция. При уменьшении спроса на продукцию (в т.ч.финансовый кризис) Банк увольняет часть сотрудников.
Самоорганизация. В связи с увеличившимся спросом,руководство Банка открывает ККО для удобства клиентов.
Самообучение. Повышение квалификации своих сотрудников.
Целостность. Высокий уровень культуры обслуживанияклиентов, честность в выполнении своих обязательств.