Исследование роли руководителя в повышении качества результатов деятельности ОУ

Глава 2. .
2.1. Организация исследования.
В любой сфере деятельности стремятся достичьмаксимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что этонаблюдается и в сфере образования, когда происходит переход от единообразнойсистемы образования к разнообразной. Эта потребность определяется запросамиобщества и потребностями экономики в высоком уровне подготовленности молодежи.
Ориентация на высокие конечные результатыдеятельности ОУ предъявляет новые требования к качественному уровню управления.
Руководитель должен уметь  устанавливать цели ОУ исвои собственные, предвидеть миссию школы, разрабатывать планы, приниматьуправленческие решения, мотивировать коллектив на их реализацию, осуществлятьруководство педагогическим коллективом; обладать способностью осуществлятьмониторинг деятельности.
Повышение «качества образования» во многом зависитот того, насколько руководитель ОУ осознает необходимость обновления образования,улавливает специфику ситуации и своевременно вносит коррективы в управленческуюдеятельность.
Ориентация на качественное образование побуждаютруководителей принимать нестандартные управленческие решения, по иному строитьотношения с участниками образовательного процесса.
Задачи практической части дипломной работы былиследующие:
–    провести исследование по данной проблеме на базе ПУ-18 и ПУ-33 городаТюмени;
–    выявить роль руководителя в повышении качества образовательногопроцесса;
–    разработать рекомендации руководителям ОУ.
Приисследовании были использованы следующие методы:
–    анкетирование;
–    анализ внутришкольных документов;
–    интервьюрование;
–    экспертная оценка.
В качестве объектов быливыбраны учащиеся ПУ-18, в количестве 41 человек (из них 20 учащихся первогокурса, 21 учащийся – второго курса) и учащиеся ПУ-33, в количестве 48 человек(из них 25 учащихся первого курса и 23 учащихся второго курса).
2.2. Планированиеисследования.
Первый блок характеристикописывает факторы эффективности образовательных учреждений. Руководителям ПУ-18и ПУ-33 были предложены нижеперечисленные факторы, каждый из которыхпредлагалось оценить (+). Если присутствует в работе ОУ; (-), если отсутствует.№№ ПУ-18 ПУ-33 1 Изучение социального заказа 2 Доступная система приема 3 Большой прием учащихся 4 Методы обучения, соответствующие запросам обучаемых 5 Дополнительные образовательные услуги 6 Дифференцированная и индивидуализированная работа с учащимися 7 Эффективная взаимосвязь с родителями и учащимися 8 Четкая организационная структура 9 Творческая управленческая команда 10 Делегирование полномочий 11 Текучка кадров 12 Высокий уровень подготовки педагогов как предметников 13 Постоянное повышение квалификации педагогов 14 Стремление педагогов к творческой, инновационной деятельности 15 Обобщение и распространение передового педагогического опыта 16 Педагоги с большим стажем, квалификационным разрядом 17 Наличие собственных авторских методик 18 Разработка программ развития ОУ 19 Высокие результаты экзаменов 20 Осуществление мониторинга и оценки деятельности 21 Психолого-педагогическая диагностика учащихся 22 Благоприятный морально-психологический климат в коллективе 23 Престиж ОУ 24 Внедрение новых педагогических технологий
То, мы видим, что все этифакторы в разной степени присутствуют в работе руководителя, но их необходимоучитывать для перевода образовательного учреждения из режима функционирования,в режим развития, тем самым, обеспечивая качество образования.
К важнейшим показателям,характеризующим качество образования, мы отнесли уровень успеваемости учащихся.Мы взяли средний оценочный балл за I полугодие. Средний оценочный балл Рус.яз. Литер Алгебра Геом. Истор. Физ. Хим. Ин.яз. Информ. ПУ-18 1 курс ПУ-33 1 курс Средний оценочный балл Рус.яз. Литер Алгебра Геом. Истор. Физ. Хим. Ин.яз. Информ. ПУ-18 2 курс
/>
ПУ-33 2 курс
Из данных графиков видно,что уровень успеваемости учащихся в разных образовательных учреждениях, и наразных курсах, различен. Причину можно искать в качестве преподаванияпредметов, в уровне овладения учащимися знаний по предмету, организацииучебного процесса и многих других факторах.
Следующим этапом нашегоисследования стал анкетный опрос среди учащихся, классных руководителей иродителей, с целью выявить степень осведомленности между участникамиобразовательного процесса.
Анкеты заполнили учащиеся(в количестве 41 человек), 2 классных руководителя и 39 родителей ПУ-18. И,учащиеся ( в количестве 48 человек), 2 классных руководителя и 43 родителя –ПУ-33.
Анкеты, заполненныеучащимися, дали нам представление о личностных потребностях, запросах в областиобразования; самооценки; взаимоотношений в семье и т.п.
Анкеты, заполненные родителями,дали нам представление о социальном положении семьи, степени осведомленностиучебной жизни ребенка, запросы в области образования и т.п.
Анкеты, заполненныеклассными руководителями, дали нам представление о личностных потребностях ивозможностях учащихся, степени осведомленности семейного положения и степенивлияния родителей на образовательный процесс.
Мы получили следующиерезультаты по ПУ-18:Степень осведомленности Учащиеся Родители Классные руководители
По ПУ-33:Степень осведомленности Учащиеся Родители Классные руководители
Данные исследованияпоказали, что степень осведомленности между участниками образовательногопроцесса в ПУ-33 – высокая. То есть, родители принимают активное участие вшкольной жизни детей, адекватно оценивают личностные качества и возможностидетей. классные руководители информированы о семейной ситуации, активносотрудничают с родителями.
Результаты по ПУ-18 менееутешительные и заставляют руководство образовательным учреждением задуматьсянад степенью информированности между участниками образовательного процесса.
Все сказанное в этойчасти главы было посвящено результатам деятельности ОУ. Немаловажную рольиграет личность руководителя: его личностные качества и стиль руководства.
Психологи подразделяютвсех руководителей по трем уровням:
1.   Руководителипервичного уровня: такие руководители обладают преимущественно сложившимисязнаниями и навыками по специальности, т.е. четкое знание своих функций,обязаностей и полномочий.
2.   Руководителисреднего уровня проявляют гармоничное сочетание профессиональных исоциально-коммуникативных качеств;
3.   Руководительверхнего уровня должен обладать преимущественно коммуникативно-концептуальныминавыками.
Именно руководительверхнего уровня должен возглавлять ОУ, т.е. человек, способный грамотноразработать концепцию развития школы, обладдающий высокими коммуникативныминавыками.
В настоящее время в связис повышением уровня требовательности к качеству образования, требования круководителям возросли. Свойства личности, которыми, как нам кажется, должныобладать руководители, условно можно разделить на три группы.Наименование группы Свойства личности Значение в работе 1. Интеллектуально-личностные свойства Понятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать. Склонность к продуманному риску. Умение сформулировать проблему, вопросы, выделить главное умение и опыт прогнозирования событий, динамики 2. Эмоционально-волевые свойства Позитивный настрой к окружающим, контактность и гибкость. Способность привлекать к себе людей. Умение устанавливать, поддерживать и регулировать социальные контакты. 3. Социально- групповые качества Достижение поставленных задач, мировоззренческая убежденность, ответственность Умение распорядиться властью и ответственностью, авторская концепция управления, решения проблем.
В процессе данногоисследования руководителям ОУ была предоставлена методика, позволяющаяпроанализировать свои возможности и личные ограничения в управленческойдеятельности. Были получены следующие результаты (по десятибалльной системе)руководителя ПУ-18.
Сильные стороныуправленца:
1.   Умениеобучать (10 баллов): способность и желание помогать другим развивать ирасширять свои возможности.
2.   Умениевлиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности (9)баллов: способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих иливлиять на их решение; понимание мотивации работников, современные представленияо роли руководителя.
3.   Четкиеценности, умение наладить групповую работу (8 баллов): способность содействоватьразвитию и повышению эффективности коллектива, понимание своих личныхценностей, соответствующие условиям современной деловой жизни.
Личные ограничения:
1.     Творческий подход (3 балла): отсутствие способности генерироватьдостаточно новые идеи и неумение их использовать.
2.     Способность управлять собой (5 баллов): неспособность в полной мереиспользовать свое время, энергию, умения.
3.     Способность руководить (6 баллов): не совсем развиты способностидобиваться результата от работы подчиненных.
Это субъективный взглядруководителя на свою деятельность, но тем не менее, он говорит о многом. Уэтого руководителя развиты очень важные качества для управления ОУ. Однако,недостаток творческого начала мешает достижению намеченных целей. Хотя причинойэтому может быть и недостаток финансирования и скудная материальная база длявнедрения новых идей в образовательный процесс.
На наш взгляд более важнаэкспертная оценка, сделанная педагогическим коллективом. В исследованиипринимало участие 13 педагогов. 92% опрошенных считают, что руководительтребователен к людям, 85% отмечают трудолюбие, 62% считают, что руководительпропагандирует и внедряет достижения педагогической работы и передового опыта,46% считают, что руководитель не обладает выдержанностью. Сравнительные результатыможно представить в следующей таблице:Способности Субъективное мнение Объективное мнение Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности Развито Развито Творческий подход, пропаганда и внедрение достижений педагогической работы и передового опыта Не развит развит Способность управлять собой Не развита Не развита Умение обучать Развит Развито
Как видно, мнениесовпадают, за исключением: учителя считают, что творческий потенциал вруководителе заложен, более того, такой подход им пропагандируется. Возможнотакое противоречие возникает из-за разной степени вовлеченности вобразовательный процесс.
Сейчас рассмотримрезультаты исследования, сделанные руководителем ПУ-33.
Сильные стороныуправления:
1.    Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческойдеятельности (10 баллов);
2.    Умение обучать (9 баллов);
3.    Творческий подход (8 баллов);
Личностные ограничения:
1.   Способностьуправлять собой (6 баллов);
2.   Способностьруководить (5 баллов): не совсем развиты способности добиваться результата оработы подчиненных;
3.   Умениеналадить групповую работу (4 балла): не способность в формировании эффективноработающей «команды».
У этого руководителяразвиты очень важные качества для управления ОУ. Однако, неспособностьсформировать эффективно работающий коллектив мешает достижению целейисследования.
В ходе экспертной оценкипринимали участие 13 педагогов: 92% опрошенных считают, что директортребователен к людям, 77% отмечают трудолюбие, 92% отмечают, что директоробладает способностью руководить; 54% считают, что директору не хватает уменияналадить групповую работу. Сравнительные результаты можно представить вследующей таблице:Способности Субъективное мнение Объективное мнение Умение влиять на окружающих, понимание особенностей управленческой деятельности Развито Развито Способность руководить Не развито развито Умение наладить групповую работу Не развито Не развито Умение обучать Развито Развито
Как видно, субъективноемнение руководителя совпадает с экспертной оценкой, сделанной педагогическимколлективом, за исключением: учителя считают, что директор обладаетспособностью руководить, более того, отмечают эффективность руководства.Возможно такое противоречие возникает из-за неумения наладить групповую работу.