Война и мир Нравственные и философские искания ЛН Толстого

Дляисследовательскойработы я выбралатему «Роман«».
Меняпривлекаетизображениеписателемпроцесса духовнойжизни героев, их «диалектикидуши». Считаюактуальнымии философскиепроблемы, поставленныев произведении(например, авторскиерассужденияо том, какуюжизнь можноназвать настоящей).
Бессмертныестраницы романазаставляютмыслить, сопереживать, формироватьактивную жизненнуюпозицию.

В работерассматриваюследующиевопросы:
Образная система романа.
Любимые герои Толстого, их нравственные искания.
Военная тема.
Философские итоги произведения.

ПЛАН.

Введение. Обоснование выбора темы.
История создания романа “Война и мир”.
Нравственные и философские искания Л.Н. Толстого:
а) системаобразов в романе“Война и мир”;
б) характеристикасветскогообщества;
в) любимыегерои Толстого, их нравственныеискания;
г) военнаятема;
д) “мысльнародная”;
е) философскиеитоги романа.

4.Значение «Войныи мира» в мировойлитературе.

Чтобыжить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать ибросать, и опятьначинать иопять бросать, и вечно бороться и лишаться.А спокойствие— душевная подлость.
Л.Н. Толстой

Есть две стороныжизни в каждомчеловеке: жизньличная, котораятем более свободна, чем отвлеченнееее интересы, и жизнь стихийная, роевая, гдечеловек неизбежноиспользуетпредписанныеему законы.
Л.Н. Толстой«Война и мир».

Русскийписатель ЛевНиколаевичТолстой оставилпосле себявеликое наследие.Его жизнь былаполна мучительныхи напряженныхисканий.
«Это талантновый и, кажется, надежный», —так отозвалсяна появлениенового писателяН.А. Некрасов.И.С. Тургеневотмечал, чтопервое местосреди литераторовпринадлежитТолстому поправу, что скоро«одного толькоего и будутзнать в России».Н.Г. Чернышевский, рецензируяпервые сборникиписателя, определилсуть его художественныхоткрытий двумятерминами:«диалектикадуши» и «чистотанравственногочувства». ДляТолстого инструментисследованиядушевной жизни— микроскоппсихологическогоанализа — сделалсяглавным средидругих художественныхсредств. Небывалопристальныйинтерес к душевнойжизни имеетдля Толстого- художникапринципиальноезначение. Такимпутем открываетписатель всвоих герояхвозможностиизменения, развития, внутреннегообновления, противоборствасреде. Идеивозрождениячеловека, народа, человечествасоставляютпафос творчестваТолстого. Начинаясо своих раннихповестей, писательглубоко и всестороннеисследовалвозможностичеловеческойличности, ееспособностьк духовномуросту, приобщениек высоким целямчеловеческогобытия.
В 1860 году Толстойначинает писатьроман «Декабристы», задуманныйкак историядекабриста, возвращающегосяиз ссылки. Именноэтот романпослужил началомк созданию«Войны и мира».Декабристскаятема определялана раннем этапеработы композициюзадуманногомонументальногопроизведенияо почти полувековойистории русскогообщества.
Стремлениеписателя исследоватьглубины историческогои личного бытиясказалось вработе надвеликой эпопеей.В поисках истоковдекабристскогодвижения Толстойнеизбежнопришел к эпохеОтечественнойвойны, сформировавшейбудущих дворянскихреволюционеров.Преклонениеперед героизмоми жертвенностью«лучших людей»начала 19-го векаписатель сохранилна всю жизнь.
В начале 60-хгодов в егомировоззрениипроисходятважные изменения.Толстой признаетза народомрешающую рольв историческомпроцессе. Пафос«Войны и мира»— в утверждении«мысли народной».Глубокий, хотяи своеобразныйдемократизмавтора обусловилнеобходимыйдля эпопеи уголзрения в оценкевсех лиц и событий— на основе«мнения народного».
Важнейшей художественнойзадачей «Войныи мира» явилосьраскрытиехарактерацелого народа, с одинаковойсилой проявляющегосяв мирной, повседневной жизни и в больших, этапных историческихсобытиях, вовремя военныхнеудач и в моментынаивысшейславы.
Работа надроманом «Войнаи мир» продолжалась7 лет (с 1863 по 1869 годы).Толстой начинаетсвой роман с1805 года. Он намеренбыл провестигероев черезисторическиесобытия 1805, 1807, 1812,1825 годов и закончитьего 1856 годом. Тоесть романдолжен былохватыватьбольшой историческийпериод. Однаков процессеработы писательпостепенносуживал хронологическиерамки и такпришел к созданиюнового произведения.В этой книгеслились важнейшиеизображенияисторическихсобытий и глубокийанализ человеческихдуш. И хотяхронологическиерамки былисужены с 1805 по1820 годы, Толстойвышел за пределыличной судьбыгероев и создалграндиознуюэпическуюкартину русскойжизни начала19 века.
«Войнаи мир» — одноиз немногихв мировой литературепроизведений, к которому поправу прилагаетсянаименованиеромана-эпопеи.События большогоисторическогомасштаба, жизньобщая, а не частнаясоставляютоснову егосодержания, в нём раскрытисторическийпроцесс, достигнутнеобычайноширокий охватрусской жизниво всех ее слоях, и вследствиеэтого так великочисло действующихлиц, в частностиперсонажейиз народнойсреды. В нёмпоказан русскийнациональныйбыт и, главное,— история народаи путь лучшихпредставителейдворянскогокласса к народу.«Война и мир»— произведение, в котором писательстремился датьответы на вопросы: в чем призваниерусской интеллигенции? Что должныделать мыслящиелюди, чтобыпринести пользуРодине? К чемуможет привестипреклонениеперед сильнойличностью? Какова рольличности инарода в истории? Поразительна широта охватарусской нациив произведении: дворянскиеусадьбы, аристократическиестоличныесалоны, деревенскиепраздники идипломатическиеприемы, величайшиесражения икартины мирнойжизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы.Более чем спятисот действующихлиц встречаеммы на страницахромана. Все онинаходятся впостоянномпоиске. Любимыегерои Толстогоне безупречны, но они стремятсяк совершенствованию, ищут смыслжизни, успокоенностьдля них равнозначнадуховной смерти.Но путь к истинеи правде трудени тернист. Герои, созданныеТолстым, отражаютнравственно-философскиеискания самогоавтора. В романерассказываетсяо событиях, происходящихна трех этапахборьбы Россиис бонапартистскойФранцией. В 1-мтоме описываютсясобытия 1805 года, когда Россиявела в союзес Австриейвойну на еетерриториис Францией. Во2- м томе ― 1806-1807 года, когда русскиевойска находилисьв Пруссии. 3-ийи 4-ый тома посвященыширокому изображениюОтечественнойвойны 1812 года, которую Россиявела на роднойземле. В эпилогедействие происходитв 1820 году.
Толстойначинает свойроман с изображениядвух стихий: одна — воплощеннаяв Ростовых, Пьере, АндрееБолконском, другая — светскоеобщество, котороеявляется символомлживости, притворства.
Перед намиАнна ПавловнаШерер, изображающаяэнтузиастку.Мысль, чувство, искренностьне в её характере.Постоянныйгость в салонеАнны Павловны— князь Василий, который говориткак «заведенныечасы». Авторподчеркиваетавтоматизм, отсутствиесвободы, лицемерие, ставшее сущностьюэтого человека.Здесь и красавицаЭлен, котораявсегда и всемодинаковокрасиво улыбается.«Маленькойкнягине» Болконскойне прощаетсяее вполне невинноекокетствотолько потому, что и с хозяйкойгостиной, и сгенералом, исо своим мужем, и с его другомПьером онаразговариваетодинаковымкапризно-игривымтоном. Однако, раскрываямимолетныедвижения человеческойдуши, Толстойиногда вдруг “оживляет”эти металлические, отчетливыефигуры, этизеркальныеглаза, и тогдакнязь Василийстановитсясамим собой, ужас смертиовладеваетим, и он рыдаетпри кончинестарого графаБезухова. «Маленькаякнягиня» испытываетискренний инеподдельныйстрах, предчувствуясвои тяжкиероды. Писательубежден, что«люди как реки», что в каждомчеловеке заложенывсе возможности, способностилюбого развития.Но представителисветскогообщества неспособны сойтис привычнойдорожки, онитак и уходятиз романа духовноопустошенными.Внешняя неизменность, статичностьоказываютсявернейшимпризнакомвнутреннейхолодностии черствости, духовной инертности, безразличияк жизни общей, выходящей заузкий кругличных и сословныхинтересов.
И этому пустому, фальшивомумиру Толстойпротивопоставляетдругой мир, который особенноблизок и дорогему, — мир Ростовых, Пьера Безухова, Андрея Болконского.
Когда ПьерБезухов впервыевошел в гостинуюАнны Павловны, она испугалась, потому что внем было то, что не свойственносвету, — умныйи естественныйвзгляд, отличавшийего от всех вэтой гостиной.Толстой называетПьера ребенком.Герой наивен, не понимает, что попал вигрушечныйдомик, хочетс заводнымиигрушкамиговорить омировой политике.И «улыбка унего была нетакая, как удругих людей, сливающаясяс неулыбкой.У него, напротив, когда приходилаулыбка, то вдругмгновенноисчезало серьезноелицо и являлосьдругое, детское, доброе». Улыбкаего словноговорила: «мнениямнениями, а вывидите, какойя добрый и славныймалый». Толстойвсегда считал, что улыбкачеловека говорито многом: «еслиулыбка прибавляетпрелесть лицу, то лицо прекрасно, если она неизменяет его, то оно обыкновенно, если она портитего, то оно дурно».О Вере Ростовойон говорит:«Улыбка неукрасила лицаВеры, как этообыкновеннобывает, напротив, лицо ее сталонеестественнои оттого неприятно».Всему этомумиру, людямсвета, знаетцену АндрейБолконский.Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество— это заколдованныйкруг, которыйон видит и изкоторого хочетвырваться. Дляэтого он и идетна войну. У князяАндрея «скучающийвзгляд», налице его чередуютсявыраженияскуки, усталостии досады. Однаков портретегероя авторотражает противоречиемежду демонстративнымвыражениемскуки и внутреннейстрастью борения.
Перед читателямипредстает мирРостовых. Настраницахромана появляетсяобаятельныйобраз Наташи.Толстой такописываетгероиню: “Тоненькие, оголенные рукии маленькиеножки в кружевныхпанталончикахи открытыхбашмачках”. Используяласкательно-уменьшительныесуффиксы, писательсоздает образдетскости, радости, любви, счастья. Все, что делаетНаташа, кажетсяужасно неприличным.Вот сестра ееВера — абсолютноправильнаядевушка. А Наташа, по словам графини, делает богзнает что: целуетсяс Борисом, застолом громкоспрашивает, какое будетпирожное, заливаетсясмехом, видя, как танцуетее отец. Но Толстойлюбит Наташуи не любит Веру, Элен. Здесьписатель ставитпроблемупротивоборстваинтуитивногои рациональногомировосприятий.Наташа приходитв роман не толькокак воплощениеискренностии жизненности, противостоящихлживости имертвенностисвета, но и какносительницатолстовскогоидеала жизнибез мук и исканийхолодногоразума. Героиняживет не рассудком, а чувством.Непосредственностьпереживаний, ликующая радостьжизни – основныечерты её характера.
Любимымженским образомТолстого являетсятакже княжнаМарья. Тяжелоей живется вдоме отца, потомучто он не понимаетее. Рассужденияо правилахрациональноговоспитаниямешают емупроникнутьво внутренниймир дочери.Душа княжныМарьи полнарелигиознымвосторгом, аотец, к тому женеумелый педагог, заставляетее заниматьсянаукой, учитьгеометрию. Ужесамо это сопоставлениепроникнутотонкой толстовскойиронией: точнаянаука — и вера, разум — и душа.Это несовместимо, это всегда вборьбе.
Большое местов романе занимаетизображениедвух войн: 1805 года, за границей, и 1812 года, в России.Нельзя былопоказать вторуювойну без первой.Толстой говорил:«Мне совестнобыло писатьо нашем торжествев борьбе сбонапартовскойФранцией, неописав неудачи нашего срама… Ежели причинанаших неудачи нашего торжествабыла не случайнаи лежала в сущностихарактерарусского народаи войска, тохарактер этотдолжен былвыразитьсяеще ярче в эпохунеудач и поражений».
В романепоявляютсяисторическиефигуры — Кутузов, Наполеон, Багратион, Мюрат и другие.Образ Кутузоваблизок автору, он занимаетв романе центральноеместо. В кампании1805 года Кутузовхотел одного: вывести русскуюармию из пределовавстрийскихграниц и, в конечномсчете, выйтииз этой ненужнойвойны. Черезобраз КутузоваТолстой передаетсвою неприязньк парадности, к пышностиодеяний и фраз.Автор хочет, чтобы мы виделиКутузова так, как видит егоон сам и каквидят его солдаты— «пухлоеизуродованноераной лицо»,«улыбка глаз»(улыбка мудрогочеловека). Встрою главнокомандующийвидит не серуюмассу одноликихфигур, а узнаети выделяетотдельныхсолдат и офицеров.У Толстоговозникает темаединения командующегос солдатами, тема единенияличности смассой.
Автораромана волнуетпроблема человеческихвзаимоотношений.Например, вмаленькомэпизоде, когдаНиколай Ростовприветствуетнемца-хозяинадома, где оностановилсяна постой, начинаетзвучать одиниз главныхмотивов эпопеи, возникает песньединениячеловечества.Какими словами они обмениваются? Ростов: «Даздравствуютавстрийцы! Даздравствуютрусские!» Немец:«И да здравствуетвесь мир!» Вэтом чувствеединения ―высшаяправда человеческогобытия. «Оба этичеловека сосчастливымвосторгом ибратскою любовьюпосмотрелидруг на друга, потрясли головамив знак взаимнойлюбви и, улыбаясь, разошлись».Толстой видитгрязь, мерзость, обман там, гделюди разъединены.А там, где людисливаются внекое человеческоеединство, замечаетчистую, искреннююрадость.
Писательза каждым событием, за каждой личностью, за каждой жизненнойпроблемойпредставляетопределённуюперспективу.Он никогда незабывает обольшой человеческойправде, в немживет жажданеба. Уже в начальныхглавах Толстойописываетпервые бои. Всевремя чувствуется, что у него вотношениивоенных событийнамечаетсядве точки зрения.С одной стороны, очень тепло, даже с любовьюпоказываетсолдатскийбыт, увлеченно— сражения, ас другой стороны, звучат мотивыненависти квойне. И этаненавистьсвязана с однойиз главных темромана, выраженныхв восклицании:«Да здравствуетвесь мир!»
Что же такоевойна? Что чувствуетчеловек, когдаон становитсяжертвой? Можетли полководецорганизоватьпобоище такимобразом, чтобыобеспечитьпобеду себеи поражениенеприятелю? Что такое героизми как выглядятгерои? Из сцепленияобразов вырисовываютсяответы на этивопросы, волновавшиехудожника имыслителя. ПриописанииШенграбенскогосражения Толстойкрупным планомрисует фигурыБагратиона, князя Андрея, Тушина, Тимохина, Долохова, Жеркова, Николая Ростоваи других солдати офицеров.Толстой размышлялв своем дневнике:«Как описать, что такое отдельное«Я»?» Он стремилсянайти своеобразиеэтого «Я», ачерез пониманиесвоеобразияописываемыхличностейпривести читателяк осознаниюважнейшихпроблем общественногобытия. Тут важнои то, и другое: личность какотдельное иличность какчасть общего.Но сама особенностьличности лучшевсего раскрываетсяв ее общениис другими людьми, в ее реакциина события, вее социальнойпрактике.
Каким впервыепредстает переднами Тушин?«Маленький, грязный, худойартиллерийскийофицер … безсапог, в однихчулках», неловкоулыбается привиде вошедшихадъютанта иштаб-офицера.У него большие, умные и добрыеглаза. Так Толстойрисует будущегогероя. КнязьАндрей с симпатиейотносится ккапитану. А дляштабного офицераТушин — простокомандир, которыйраспустилсолдат, человекдовольно смешнойи неподдающийсяувещеваниям.Перед читателямипредстают идругие офицеры: Жерков, дежурныйштаб-офицер.Тушин покакажется нелепым, а штабные офицерычрезвычайнокартинны. Ночеловек проверяетсяв бою. В сраженииТушин действует, исходя из доверияк простомусолдату. Онзанят делом, его «я», егомысли о самомсебе исключены, поэтому, помнению писателя, это «я» увеличиваетсяв своем значении(неприятельрешил, что там, где была батареяТушина, сосредоточеныглавные силырусских). Толстойпродолжил всвоем творчественачатую Лермонтовымдегероизациюпрежнего героя, с развевающимсязнаменем скачущегона прекрасномконе по полюбоя, и вместес тем показалтот скромный, незаметныйгероизм простогочеловека, которыйи решал участьсражений. Тушин, Тимохин, солдатывыглядят передначальствомочень непрезентабельно, но грозны длянеприятеля.Награды жедостаются неим, а Жерковыми Долоховым.
Для князяАндрея Шенграбенскийбой означалцелую эпохуразвития. Онформировалсебя по образуи подобию Наполеона, но жизнь связываетего с простыми людьми. Самкнязь Андрейеще не чувствует, что отвергнетвыбранный импуть борьбыза личную славуи власть, непридает значениятому, что простыелюди начинаютвидеть в немсвоего, близкогочеловека. Нопридет время, и он поймет, как выглядитистинное величиеи где его искать.
Николай Ростовучаствует втех же сражениях, что и князьАндрей. И когдаРостов, раненый, оказываетсяв одиночествеи видит, какфранцузы бегутна него, он излихого гусарапревращаетсяв «зайца, убегающегоот собак». Нодля Толстоговажен не толькоконкретныйчеловек, егопереживания, для писателяважен смыслявления. Страхзаставил Николаядумать о своейжизни. Он долженбыл стать убийцей, а стал жертвой.Нет, не здесь, не на войне ондолжен быть.Он не создандля убийства.«И зачем я пошелсюда!» — недоуменновосклицаетРостов. Но там, где нет кровии убийств, действительноли там мир?
В светскомобществе тожеидет борьбаза деньги, забогатство.Князю Василиюинстинкт подсказываетжертву, с помощьюкоторой он могбы разбогатеть.Словом “инстинкт”Толстой сближаеткнязя Василиясо зверем, схищником. Емуудается женитьПьера на Элен, потому что Пьернаивен и неопытен.Безухову нелегкопонять, чтотолько егоимения сделалиего умным икрасивым вглазах светскогообщества. Поэтомупобедой силзла заканчиваетсястолкновениенравственного, но пассивногоначала, заложенногов Пьере, с активнымхищничествомсемействаКурагиных.
Толстомуважно выяснить, в чем состоитистинная прелестьженщины. В красотеЭлен не былотого возвышающегодушу начала, которое свойственнокрасоте человека. Грудь, спина, оголенная попоследней моде, запах духов— вот что составляетЭлен. Глаза, лицо — вне полязрения художника.А вот как описываетавтор внешностькняжны Марьи:«Нехорошо былоне платье, нолицо и вся фигуракняжны оставалосьжалко и некрасиво».И вдруг крупнымпланом деталь:«большие прекрасныеглаза, полныеслез и мысли».Эта мысль, этислезы делаюткняжну прекраснойтой нравственнойкрасотой, какойнет ни у Элен, ни у маленькойкнягини, ни уБурьен с еехорошенькимлицом. ПосленесостоявшегосясватовстваАнатоля Курагинакняжна Марьярешает: «Моепризвание —быть счастливоюдругим счастьем, счастьем любвии самопожертвования».
А как же тотмир, о которомс тоской вспоминаетраненый НиколайРостов? Этотмир живет толькоим. Соня, прочитавписьмо от Николая, счастлива. Петягорд за брата.Какими-тотаинственныминитями привязанычлены этойсемьи друг кдругу. И никакиесоображения, доводы рассудкане могут, помысли Толстого, сравнитьсяс этим интуитивнымчувством кровногородства. Ведь«Война и мир»в сущности —песнь торжествачувства. ГрафиняВера послепрочтенияписьма говоритматери: «Повсему, что онпишет, надорадоваться, а не плакать». Но Ростовыникогда неруководствуются холоднымисоображениями: пусть чувство, непосредственноечувство радостии любви, прорываетсянаружу и соединит всех людей водну семью.Когда человеквсе делает порасчету, заранееобдумываякаждый свойшаг, он вырываетсяиз общественнойжизни, отчуждаетсяот общего, иборасчет эгоистиченпо своей сути, а роднит людейинтуитивноечувство.
Воплощениемтолстовскихисканий смыслажизни являетсяАндрей Болконский.Во время Аустерлицкогосражения в душегероя происходитперелом. Этотдень — взлеткнязя Андреяи первое егоглубочайшееразочарование.Чего хотелкнязь Андрейот сражения?«…Хочу славы, хочу быть известнымлюдям, хочубыть любимымими… одногоэтого хочу, дляодного этогоя живу». В этотмомент он становитсяв мыслях своихна этот путь, который приводитлюдей, проникнутыхбессознательнымчувством единенияс общим, к разрывус этим общим.Князь Андрейхочет статьнад людьми.Мечта о славежила в юностии в душе писателя.Расставаниес этой мечтойотразилосьна страницах«Войны и мира».(Толстой в дневнике1851 года обличал себя в разныхгрехах, чащевсего в «тщеславии».Желание прославитьсявладело Толстымв первые годыпосле того, какон оставилуниверситет.На Кавказе онуже пишет вдневнике: «Всеменя мучитжажда… не славы— славы я нехочу и презираюее, а приниматьбольшое влияниев счастии ипользе людей»1.)
Князь Андрейчувствует отрывот людей. То, что важно длянего, другимбезразлично.Он сближаетсяс тем миром, который олицетворяетНаполеон. Императорглядел на солнце, выплывающееиз тумана, исловно видел, как оно осветитполе его торжества.Он не думал отом, что еготоржество будетследствиемстраданий игибели людей.Наполеоновскоеначало, как яд, проникает вкровь князяАндрея. Во времясражения онсо знаменемустремляетсявперед, уверенный, что весь егобатальон побежитза ним. Это движениесоответствуети внутреннемупорыву князяАндрея — стремлениюк славе. Но вотон ранен: “Чтоэто? Я падаю? Уменя ногиподкашиваются,”- подумал он иупал на спину.И с этим прекращениемвнешнего движениярезко останавливаетсяего порыв кславе. Он видитнебо, которое заполняет взоркнязя Андрея, и в этом взоренет уже местаземным страстям.То, что накапливалосьв его сознаниив эти месяцывойны, получаеттеперь яснуюформу: князьАндрей осознал, наконец, страшнуюпротивоположностьмежду суетой, ложью, притворством, озлоблением, страхом, царящимина этой бессмысленнойвойне, и спокойнымвеличием«бесконечногонеба». Он приходитк отрицаниювойны, военногодела, политики.Вместе с темважно, что авторподводит своегогероя к мыслио ничтожностистремленияк личному счастью, если оно, этосчастье, несвязано с чем-тобольшим, общим,«с небом».
Но вот войнаокончена, игерои романавозвращаютсяк мирной жизни.Вернулся домойНиколай Ростов.При его встреченаиболее бурновыражала своичувства Наташа.Все семействоРостовых ―это любовь.Наташа — этодвижение, этоискрящаяся, бурная радость.Любовь к жизни, умение всемсвоим существомотдаватьсярадости ―это счастьеизбранныхнатур, таких, как Наташа.
В это же времяПьер вызываетна дуэль Долохова.Герои Толстогосложны. Дажев худших из нихпорой просыпаетсянечто хорошее, заложенноев каждом человеке.Так Долохов«жил в Москвесо старушкой-матерьюи горбатойсестрой и былсамый нежныйсын и брат».Наташа определиласущность Долоховатак: «У неговсе назначено, а я этого нелюблю». А ведьчасто голосНаташи — голосавторский, потому, чтоНаташа — воплощениечуткости исправедливости.Долохову удаетсястать своимчеловеком всреде людей-масок, но его не принимаютв свою средуРостовы, вынесшиеему приговорустами Наташи.
В чем же человек, по мысли Толстого, может найтиутешение? Весьроман «Войнаи мир» — этогимн человеческомуединению. Всякийраз после описанияразрушительныхначал, таящихсяв светскомобществе, Толстойобращаетсяк характерам, стремящимсяк единению.Толстой показывает, как ничтожното, что разъединяетлюдей, и каквеличественното, что их объединяет.Людей разъединяюткорысть, честолюбие, ревность, аобъединяютлюбовь, самопожертвование, смерть близких.
Итак, героиТолстого, вконце концов, утрачиваютсвои иллюзии: князь Андрейпонял, как ничтожнаслава, ничтожносчастье одного, построенноена несчастьемногих, НиколайРостов не нашелмира там, гдеего искал, уПьера Безуховараскрылисьглаза на окружающееего общество.Утрата иллюзийпотрясла внутренниймир этих людей.Но каждый изних по-своему, в соответствиисо складомсвоего характера, с особенностямисвоего интеллектаначал искатьвыход, формироватьсвое жизнеощущение, жизнепонимание.
После дуэлис Долоховымвнутренняяжизнь Пьераизменилась.Его стали волноватьфилософскиевопросы. Емукажется, чточеловек нехозяин своейсудьбы, а беспомощнаячастичка мироздания, безвольноеорудие каких-тонеизведанныхсил. Каждыйправ по-своему, следовательно, нет абсолютнойистины. Пьер— диалектикпо натуре, вего сознанииодна мысльвызывает другую, затем — цепнуюреакцию соображений, выводов, новыхвопросов, и всеэто — вопросыобщефилософскогохарактера.ОсобенностьюПьера и другихгероев Толстого, да и самогописателя являетсястремлениедойти «до корня», искать, неуспокаиваясь.Утверждаяпреимуществоинтуитивногопознания передрационалистическим, Толстой, темне менее, всегданаделял лучшихсвоих героевспособностьюаналитическогомышления. Ипусть они немогут ответитьна вопросы, выдвигаемыеих пытливойжаждой познания, основных законовбытия, привлекательностьэтих героевименно в страстномжелании узнать, понять, что жетакое жизнь, в чем ее смысл, в чем высшаясправедливость.К чему же приходитПьер? «Умрешьи все узнаешьили перестанешьспрашивать».Для ищущегоразумногообъясненияэто — трагедия, конец жизни. Но Пьера спасаетвстреча с масономБаздеевым.Безухов страдаетот отсутствияверы, а когданаходит ее, горит желаниемдействовать, чтобы противоборствоватьзлу, царящемув мире. Пьерпринимает мерыдля освобождениясвоих крестьян.Он счастлив, так как считает, что нашел истину.И эта истина— жизнь дляближних. Пьерспешит поделитьсясвоими мыслямис князем Андреем, который сначала скептическиотнесся квысказываниямдруга, а потомвнутреннесоглашаетсяс ним. По словамТолстого, «свиданиес Пьером былодля князя Андреяэпохой, с которойначалась хотяво внешностии та же самая, но во внутреннеммире его новаяжизнь». КнязьАндрей ―типичныйтолстовский положительныйхарактер, вечноошибающийсяи ищущий. Писательуказывал: «Вечнаятревога, труд, борьба, лишения— это необходимыеусловия, изкоторых недолжен сметьвыйти на секундуни один человек.Чтобы житьчестно, надорваться, путаться, биться, ошибаться, начинать ибросать, и опятьначинать, иопять бросать, и вечно боротьсяи лишаться»2.Таков идеалТолстого, таковыАндрей и Пьер— воплощениеэтого идеала.
А каковже мир НиколаяРостова? Безоговорочнои навсегдагусарствовытесняет вНиколае ростовскоеначало, гуманистическоепо своей природе.Отказ от мыслиприводит закономернок отказу отгуманизма.Князь Андрейи Пьер частоошибаются, невсегда находятправильныйответ на мучительныевопросы, но ихразум всегдав работе, аналитическоемышление стольже свойственнодля них, скольконе свойственнодля Ростова.Поэтому Николай, попадая в тотмир, которыйему казалсязапутанным, странным инепонятным, вольно илиневольносолидаризируетсяс ним. “Мы солдатыи больше ничего”,―говоритон. Так Толстойподводит читателейк мысли, чтокак бы ни былчеловек добр, чист, нежен, если у него неразвито критическоемышление, оннеизбежноприходит коправданию, защите несовершенныхсоциальныхотношений.Писатель мечтаето гармоничномчеловеке, вкотором одинаковосильно развитыечувство и мысльвзаимно дополняюти обогащаютдруг друга.
«Войнаи мир» — этороман о человекеи истории. Героиромана всевремя сталкиваютсяс необходимостьюопределитьсвое отношениек политическимсобытиям, свидетелямии участникамикоторых ониявляются. И нетолько определитьсвое отношение: Толстой хочетподвести наск одной из самыхважных мыслейромана — к мыслио границахсвободы человеческойволи. Писательзамечал: «Мыслимои о границахсвободы и зависимостии мой взглядна историю —не случайныйпарадокс, которыйна минуту менязанял. Мыслиэти — плод умственнойработы моейжизни и составляютнераздельнуючасть тогомиросозерцания, которое Богодин знает, какими трудамии стараниямивырабатывалосьво мне и даломне совершенноеспокойствиеи счастье …»3.
Чтобы предельноясно выразитьсвой взглядна историю ина степеньзависимостиот нее человека, Толстой, нарядус образнымвоссозданиемдействительности, как будто быне доверяя емуполностью, вводит в романфилософскиеотступления.
Какую жизньон называетнастоящей? Настоящая жизнь— это внутренняяжизнь отдельногочеловеческого«я», это связьс людьми, основаннаяна подлинных, а не эфемерныхчувствах иинтересах. Аискусственная, ненастоящаяжизнь — этополитическиеинтриги «высшегопетербургскогообщества», искусственнаядружба и вражда«двух властелиновмира», это«внутренниепреобразованияво всех частяхгосударственногоаппарата», ничего по существуне меняющие.Человек счастливлишь тогда, когда он живетнастоящейжизнью, и всенесчастья —от попыткипринять участиев ненастоящей, искусственнойжизни. Толстойпоказываетэто на примерекнязя Андрея, внутреннегоего развития.Словно весна, в жизнь князяАндрея входитНаташа Ростова, и в его душуприходит долгожданнаягармония. Уженет противоречиямежду готовностьюдуши к радостномувосприятиюмира и мрачнымвзглядом нажизнь. И князьАндрей решаетехать в Петербургслужить. Сперанскийстановитсяидеалом дляБолконского, однако длясамого Толстогоон несимпатичен.Писатель замечаету Сперанскоготу озабоченнуюпошлость, котораятак сильноотталкивалараньше князяАндрея отгосударственнойдеятельности.Андрей этупошлость несразу увидел, но, как все любимыетолстовскиегерои, началчувствоватьраньше, чемпонимать. Втом, как авторраскрываетэти противоречивыеощущения (восторги раздражение), как подводитчитателя ксамой дорогойсвоей мыслио степени свободыи зависимостичеловека, сказываетсяредкое мастерствоТолстого —психолога.
В это же времяи Пьер успеваетразочароватьсяв масонстве.Им овладелатоска, котораявладела и княземАндреем междуАустерлицеми встречей соСперанским.Но какие быэтапы развитияни проходилиАндрей и Пьер, какие бы разочарованияни испытывали, к каким бызаблуждениямни приводилиих искания, само это развитие, эти исканиявыводят их зарамки характерногодля их классабытия. Люди ихкруга воспринимаютдействительностьоднолинейно, идут по заранеенамеченномупути, а Пьер иАндрей ищутсвое место вжизни.
В «Войне имире» Толстойопределяет, в чём заключаетсячеловеческоесчастье. Насвоем первомбале Наташапереполненарадостью. Мирее представлений— это «должный»толстовскиймир. Таким миркажется Наташе, когда она на«высшей ступенисчастья» икогда человек, как говоритписатель, «делаетсявполне добри хорош и неверит в возможностьзла, несчастьяи горя».
Наташа пробуждаетв князе Андреемечты о счастьеи возвращаетего к большойжизни души.Счастливымкнязь Андрейстановитсятогда, когдаотдается настоящейжизни, отказываясьот жизни ложной, искусственной.После встречис Ростовой ондумал: «Из чегоя бьюсь, из чегоя хлопочу вэтой узкой, замкнутойрамке, когдажизнь со всемиее радостямиоткрыта мне?»Любовь меняетмироощущение.И весь мир разделилсядля князя Андреяна две половины:«одна — она, итам все счастье, надежды, свет; другая половина— все, где еенет, там всеуныние и темнота…»У Наташи просыпаетсямножествочувств: в нейзагорается«внутреннийогонь», тотогонь любви, который иногдаразгораетсяв княжне Марьеи делает еепрекрасной, тот огонь, которыйникогда незажигался вЭлен. Одновременнов ней просыпаетсястрах, отчаяние, когда князьАндрей уехал.
В “Войне имире” Толстойставит и темувзаимосвязи природы и человека, ведь человек- часть природы.В общении скнязем Андреемприрода становитсястоль же мыслящей, как он сам; вобщении с природойРостовы становятсятакими женепосредственнымии простодушными, как природа.По мнению писателя, жизнь на лонеприроды, в окружениидобрых и уважающихдруг другалюдей, сближаетчеловека собщим, национальным, человеческим.
Большое местов романе занимаюткартины Отечественнойвойны 1812 года.Изображаявоенные события, Толстой обращаетсяко многим важнымпроблемам.
Писательхотел, преждевсего, восстановитьправду, но втаком виде, какон — художник, а не историкее понимал.Правда войны1812 года в том, чтоона выигрананародом. Такназываемыевеликие людиили мешали этойпобеде (АлександрI, Бенигсен), илине мешали (Кутузов).Создавая образыКутузова иНаполеона, Толстой, какправило, точновоспроизводитвнешние обстоятельстваих деятельности, однако рисует эту деятельностьпо-своему, спозиции отрицанияроли личностив истории. Поэтому, с точки зренияисториков, образы Кутузоваи Наполеонане всегда историческидостоверны, но, имея в видухудожественнуюидею романа, мы не можем невосхищатьсяих целостностьюи художественнойзаконченностью.
Всюду в романемы видим отвращениеавтора к войне, нет и поэтизацииподвига героическойличности. Исключениесоставляетэпизод Шенграбенскогосражения иподвиг Тушина.Описывая войну1812 года, Толстойпоэтизируетколлективныйподвиг народа.Изучая историческиематериалы, писатель пришелк выводу, чтокак бы ни былаотвратительнавойна с ее кровью, гибелью людей, грязью, ложью, иногда народвынужден вестиее. Но, убивая, он не испытываетнаслажденияот этого и несчитает, чтосовершил нечтодостойное.Толстой раскрываетпатриотизмрусского народа, не пожелавшеговоевать поправилам сфранцузскимнашествием.Самыми близкимидля писателяявляются терусские люди, которые, сознавая, что война —дело грязное, жестокое, нов некоторыхслучаях необходимое, без всякойпатетики совершаютвеликое делоспасения Родиныи не испытывают, убивая врагов, никакого наслаждения.Это — Кутузов, Болконский, Денисов и многиедругие. С особеннойлюбовью Толстойрисует сценыперемирия исцены, где русскиелюди проявляютжалость кповерженномуврагу, заботуо пленных французах(призыв Кутузовак армии в концевойны — пожалетьобмороженныхнесчастныхлюдей), или, гдефранцузы проявляютчеловечностьв отношениирусских (Пьерна допросе уДаву). Это обстоятельствосвязано с главнойидеей романа— идеей единствалюдей. Мир(отсутствиевойны) объединяетлюдей в единыймир (одну общуюсемью), войнаразделяет их.Так в романеидея патриотическаясвязана с идееймира, идеейотрицаниявойны.
Своим романомТолстой многоехотел сказатьлюдям. Он мечталсилою своегогения распространитьсвои воззрения, в частностивзгляды наисторию, «настепень свободыи зависимостичеловека отистории», хотел, чтобы его взглядыстали всеобщими.
Война —преступление, считал великийписатель-гуманист.Поэтому он неделит сражающихсяна нападающихи обороняющихся.«Миллионы людейсовершали другпротив другатакое бесчисленноеколичествозлодеяний…, которого вцелые века несоберет летописьвсех судов мираи на которые, в этот периодвремени, люди, совершавшиеих, не смотреликак на преступления».А каковы же, помнению Толстого, причины войны1812года? Писательприводит различныесоображенияисториков. Нони с одним изэтих соображенийне соглашается.«Всякая отдельновзятая причинаили целый рядпричин представляютсянам… одинаковоложными посвоей ничтожностив сравнениис громадностьюсобытия…».Огромное, страшноеявление — война, должно бытьпорождено такойже «огромной»причиной. Толстойговорит, что«чем более мыстараемсяразумно объяснитьэти явленияв природе, темони становятсядля нас неразумнее, непонятнее».Но если человекне может познатьзаконы истории, значит, он неможет повлиятьна них. Он —бессильнаяпесчинка висторическомпотоке. Но вкаких границахчеловек всеже свободен?«Есть две стороныжизни в каждомчеловеке: жизньличная, котораятем свободнее, чем отвлеченнееее интересы, и жизнь стихийная, роевая, гдечеловек неизбежноисполняетпредписанныеему законы».Это — ясноевыражение техмыслей, во имякоторых созданроман: человексвободен вкаждый данныймомент поступитькак ему угодно, но «действие, совершенноев известныймомент времени, становитсяневозвратимыми делаетсядеянием истории».
Человек нев состоянииизменить течениероевой жизни.Это жизнь стихийная, а значит, неподдающаясясознательномувоздействию.Свободен человектолько в личнойжизни. Чем болееон связан систорией, темменее он свободен.«Царь — естьраб истории».Раб не можеткомандоватьгосподином, царь не можетвлиять на историю.«В историческихсобытиях такназываемыелюди суть ярлыки, дающие наименованиесобытию, которое, так же, как ярлыки, менее всегоимеют связис самим событием».Таковы философскиерассужденияТолстого.
Первый геройромана, которыйидет на войну,— князь Андрей.Главной цельюдля него сталаместь Анатолю.Он говориткняжне Марье:“Мужчина недолжен и неможет забыватьи прощать”.
В русскойармии Болконскийнашел полнуюнеразбериху, отсутствиеединого руководства.Он считает, чтоне от руководителязависит исходсражения, а отчеловека, которыйзакричит «пропали!»или закричит«ура!». То есть князь Андрейприходит квыводу о решающейроли солдати фронтовыхофицеров навойне. Болконскийдумает о том, какую пользуон может принести, поэтому проситпозволенияу царя служитьв армии.
А НиколайРостов понял, что война — этоне серия героическихподвигов, апрежде всегоособый быт. Ион любил этотбыт. На войнуРостов пошел, руководствуясьсвоими представлениямио чести русскогоофицера. В боюим руководитинстинкт. Инстинктэтот вернеерассужденийо патриотизме, толкнувшихНиколая навойну. И этотже инстинкт, внутреннеечувство, внушаетему отвращениек войне. Он видитне врага, а человека.Инстинкт борьбыуступил местоинстинкту любвик человеку.
Пьер, Андрейи Николай Ростовстремятсявырваться из«темной» областижизни и приобщитьсяк «светлойобласти душевнойдеятельности».
Большое местов романе занимаеттема патриотизма, и все болеесложное чувствовызывает уТолстого. Так, при чтенииманифеста-обращенияцаря к москвичамграф Ростовпрослезилсяи заявил: «Толькоскажи государь, мы всем пожертвуеми ничего непожалеем».Наташа, откликаясьна патриотическоезаявление отца, говорит: «Чтоза прелестьэтот папа!».Тонко чувствуяфальшь, она нелюбит громкихслов и показногопроявлениявысоких чувств.Но в словах ичувствах отцаона услышалачто-то такое, над чем нельзяшутить; искренностьего порывавызывает у неестоль же искреннийотклик. ПетяРостов решительнопотребовал, чтобы его отпустилина военнуюслужбу. Пьертоже поддалсяобщему настроениюи отдал в ополчениетысячу человек, взяв на себяих содержание.
Толстойвысказываетсвои мысли опричинах победыРоссии в войне1812 года: «Никтоне станет спорить, что причинойгибели французскихвойск Наполеонабыло, с однойстороны, вступлениеих в позднеевремя безприготовленияк зимнему походув глубь России, а с другой стороны, характер, которыйприняла войнаот сожжениярусских городови возбужденияненависти кврагу в русскомнароде». Двепричины равноправны: ошибка французови патриотизмрусского народа.Проблема воинскогопреимуществарусских неставится. Толстойсчитал, чтовоенного искусстванет и не можетбыть. Авторутверждает, что никто непредвидел того, что толькозавлечениемв глубь Россиибудет погубленафранцузскаяармия, наоборот, русские делаливсе, чтобы остановитьфранцузов, афранцузы стремилисьв глубь России, т.е. к тому, чтоих погубило.Действия и тех, и других былибессознательны.«Все происходитнечаянно». Этоподтверждаетосновную философскуюмысль романа:«Человек сознательноживет для себя, но служитбессознательныморудием длядостиженияисторических, общечеловеческихцелей». Поступоккаждого человекаслучаен, носумма этихслучайностейсоздает роковуюнеизбежность, предвидетькоторую никтоне может, таккак невозможнопредвидетьвсе случайностии их влияниена ход истории.Люди, которыепытались понятьпути историческогоразвития ируководитьэтим развитием, были смешныи своими искусственнымипоступками, фальшивымиречами в лучшемслучае никакойпользы не приносилитому, что должнопроизойтипросто и естественно.Люди безыскусственные не рассуждаюто войне и незадумываютсяо каком-то особенномее характере.
По мере тогокак французскоенашествиепродвигалосьв глубь России, в народе стихийновозникаетпатриотизм.На примережителей СмоленскаТолстой показывает, как неохотнои вместе с теместественнолюди расстаютсяс привычнымиусловиямижизни, разрушаютэту устоявшуюсяжизнь. Так, купецФерапонтов, увидев, чтосолдаты грабятего дом, хотелсначала остановитьих (действуетинерция прежнейжизни), но потом,«схватившисьза волоса, захохоталрыдающим хохотом:— Тащи все, ребята! Не доставайсядьяволам! —закричал он, сам хватаямешки и выкидываяих на улицу».Развитие настроенияФерапонтовапоказано авторомс удивительнымчутьем правды.Превращениесобственника, накопителяв патриотапроисходиторганично, всвязи с внешнимисобытиями.
Война 1812 г. сталаэпохой и длякнязя Андрея, заставила егозабыть личноегоре. Он заботитсяо своих солдатахи офицерах, ласков и добрс ними. Геройприобщилсяк новому миру, миру солдат.И этот мир принялкнязя Андрея.В полку егоназывали нашкнязь, им гордилисьи его любили.
Можно сказать, что отношениеразных слоевобщества квойне строитсяв романе какпирамида: наверхуте, кто пытаетсякак-то воздействоватьна ход войны, с тем чтобычто-то выгадатьдля себя. Чемниже, тем проще, безыскусственнеевыражениепатриотизмаи тем меньшепопыток сознательноговоздействияна события. Чемменьше человекдумает об общемходе дела, чемменьше говорито подвигах, огероях, о мудрыхполководцах, тем больше, помнению Толстого, он приноситпользы. Люди, в чьей душевнойжизни содержаниепреобладаетнад формой, вбольшей степениготовы к приобщениюк страданиям«мира», чемлюди, для которыхглавное — казаться, а не быть. А таккак содержание«содержательней»формы, людибогатой внутреннейжизни — объектболее интересныйдля художника-психолога, чем люди, в жизникоторых формапреобладаетнад содержанием.Так, внутренниемотивы поступковкнязя ВасилияТолстой нераскрывает, они слишкомясны. Он рисуетлишь внешниеобстоятельства, влияющие нато или иноедействие князяВасилия. Художественныйметод меняетсяв зависимостиот измененияобъекта изображения.Для княжныМарьи, например, существенноне то, что о нейподумает кто-то, а то, что она осебе думает.Ей важно быть, а не казаться.
Писатель показывает, что душевнаяжизнь людей, их личные радостии печали продолжаютволновать ихдаже в самыетяжелые историческиемоменты.
Поглощенныесвоей любовьюНиколай Ростови княжна Марьяне произносятпатетическихфраз об Отечестве.Но именно такиелюди, без рассуждениявыполнявшиеповседневныедела, стали, как частицароевой жизни, орудием судьбынаполеоновскойармии. Они близкикутузовскомуначалу, определяющемуосновнуюисторико-философскуюмысль романа.
Изображениерусскогоглавнокомандующеготоже помогаетпонять нравственныеи философскиепозиции автора.У Кутузова былопыт жизни, который научилего веритьтолько в «терпениеи время». Убеждениев неотвратимостисудьбы, решениякоторой нужнотерпеливождать, определяетвсе его поведение.Он спокойносозерцает ходсобытий и ужеодним своимвидом вселяетв людей спокойствие, уверенностьв том, «что всебудет так, какдолжно быть».Кутузов твердоверил в победуРоссии. Толстойутверждает, что военныйили политическийруководительможет принестипользу, если, почувствовав, как развиваютсясобытия, постараетсявнушить своюверу в благоприятныйих исход массам.Эта сила верыи прозренияглавнокомандующегосвязана с егонациональнымдухом. Он родственвсему народуи не случайнов применениик Кутузовучасто повторяетсяслово «отец».
Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимыегерои Толстогостоят на порогевеликих откровений.К ним их ведетвойна, Бородино.
Так князьАндрей осознает, что только влюбви, исключающейвсякую ненависть,—путь к единениюс народом. Таковсмысл его исканий.
Не случайнопосле раскрытияэтих мыслейгероя о любвикак единственнойправде жизниТолстой пишето Наполеоне.Те началабесчеловечности, жестокости, эгоизма, к отрицаниюкоторых пришелАндрей к концуБородинскогосражения, окончательнораскрываютсяв Наполеоне, который доконца своейжизни не могпонять ни добра, ни красоты, ниистины. Бородинскаябитва вскрылалучшее, чтобыло в князеАндрее, и худшее, что было вофранцузскомимператоре.
На батарееРаевскогоначалось сближениеПьера с народом.Среди солдатон почувствовалсебя участникомобщей семейнойжизни. Тема«Пьер и народ»развивается.Герой хотел«войти в этуобщую жизньвсем существом, проникнутьсятем, что делаетих такими».Пьера влеклок народу то, что «они просты, они не говорят, но делают. Простотаесть покорностьБогу “.То, чтонужно сделатьПьеру, даетсябез всякогонапряженияКутузову иНаташе — двумсамым естественнымгероям романа.Их связь с общимнастоящая, ачутье народного- врожденное.
Когда Ростовыуезжали изМосквы, по инициативеНаташи ониоставили вещии отдали своиподводы раненым.Это было вызванотем, что в Наташев высочайшейстепени развиточувство общего, чувство справедливости.«Мерзость»— это забыватьобо всех людях, о несчастных, раненых во имяличных интересов, во имя спасениявещей. Восстановивгармонию, возможнуюлишь при отказеот личного воимя общего, онасчастлива самаи приноситсчастье другим.Таким образом, писатель выразилв своем романемысль о силенародного духа, о том, что правда- в единениилюдей и чтолишь в отказеот своего «я»и в подчиненииэтого «я» общему, народному -путь человекак счастью и кправде.
Жизнь, настоящаяжизнь состоитв искании истины, а истина — вединении людей.К осознаниюэтого любимыхгероев Толстогоприблизилавойна 1812 года.Она перевернулавсе их представленияо жизни, онабыла великимиспытаниемдля всей нации.Название эпопеимногозначно: война и мир —два состоянияобщественнойжизни — тесносвязаны междусобой. В мирноевремя человекформируется, частичнораскрывается; а в военноевремя, времявеликого испытания, окончательноопределяетсяего суть. Участиекнязя Андреяи Пьера в Отечественнойвойне, осмыслениеее характера, выводы, которыеони сделалидля себя — всеэто подготовленоих развитиемв предвоенныегоды.
Истинныйгерой Толстогогармоничен.Автор “Войныи мира” верилв то, что нравственноеусовершенствованиечеловека –единственныйпуть к справедливостии правде. Саммыслитель, онделает и лучшихсвоих героевне только глубокочувствующими, но и мыслящимилюдьми.
Именно князьАндрей и Пьерприходят ксамым важнымдля Толстоговыводам. Нопрежде чемприйти к ним, они проходятсложный путьисканий, заблужденийи находок.
Плен оказалсядля Пьерапредпоследнимэтапом егоисканий. Онпонимает, чтолюди — орудиекакой-то системы, но не понимает(сам Толстойотрицает это), что они — исоздатели.Бороться можнотолько с человеком, но все люди —братья, еслиже они и поступаютне по-братски, что не они вэтом виноваты, а определённыйпорядок, боротьсяс которым невозможно.Так писательвыразил однуиз главныхмыслей романа— мысль о границахсвободы и зависимостичеловека. Обратимсяк картинамрасстрела«поджигателей».И казнившие, и казнимыечувствовали, что совершаетсяпреступление.Значит, не они, а кто-то другойили, точнее, что-то другоесоздало весьэтот кошмар.Вся сцена призванабыла показатьи Пьеру, и читателям, как бессиленчеловек изменитьнеизбежныйроковой порядок, установленныйкем-то помимонего.
В плену Безуховвстречаетсяс солдатом, бывшим крестьяниномПлатоном Каратаевым.Это идейныйцентр романа.В Платоне Каратаевезаключаетсяпредельноевыражениетолстовскихмыслей о границахсвободы и зависимостичеловека. Пьерув нем «чувствовалосьчто-то приятное, успокоительноеи круглое».Самое важноездесь — занятостьПлатона, завершенностьи слаженностьвсех его движений.Своеобразнаречь Каратаева: язык его народный, насыщен пословицамии поговорками.Важная особенностьгероя — с одинаковыминтересом иготовностьюслушать другихи рассказыватьо себе.
Отсутствиевсего личного, осознание себякак частицыцелого — этосказано Толстымо Каратаевеи о Кутузове.Они оба в одинаковойстепени выражаютавторскую мысльо том, что правдав отказе отсвоего «я» ив полном подчиненииего «общему», в конечномсчете — судьбе.Все пословицыКаратаевасводятся к верев неизбежностьсовершениятого, что суждено, и это неизбежное— лучшее.
К людямПлатон относилсяс любовью. «Онлюбил товарищей, французов, любил Пьера, который былего соседом…».Так выразилТолстой основысвоего миросозерцания.Во имя раскрытияэтих основнаписан роман, во имя доказательстваистинностиэтого миросозерцаниясозданы образыкнязя Андреяи Пьера. Еще в1856 году Толстойзаписываетв дневнике:«Могучее средствок истинномусчастью в жизни, это — без всякихзаконов пускатьиз себя во всестороны, какпаук, целуюпаутину любвии ловить тудавсе, что попало…»4.Это «могучеесредство кистинномусчастью» спомощью Каратаеванашел Пьер.
Однако, писательутверждает, что счастьечеловека — влюбви ко всем, и вместе с темпонимает, чтона земле неможет бытьтакой любви.Князю Андреюнужно было илиотказатьсяот этих взглядов, или умереть.В первых вариантахромана он оставалсяжить. Но тогдаумирала быфилософияТолстого. Писателюего миросозерцаниебыло дорожегероя, поэтомуон много разподчеркивал, что тот, ктовмешиваетсяв ход событийи с помощьюразума пытаетсяизменить их, ничтожен. Величиеи счастье человекав другом. Обратимсяк описаниювнутреннегосостоянияПьера: «Выражениеглаз было твердое, спокойное иоживленноготовое, такое, какого никогдапрежде не имелвзгляд Пьера”.Теперь он нашелистину, которуюискал в масонстве, в светскойжизни, в вине, в самопожертвовании, в романтическойлюбви к Наташе.Он искал ее спомощью мыслии, как и князьАндрей, пришелк выводу о бессилиимысли, о безнадежностипоисков счастья«путем мысли».В чем теперьнашел счастьеПьер? «Удовлетворениепотребностей— хорошая пища, чистота, свобода— … казалисьПьеру совершеннымсчастьем…»Мысль, пытающаясяподнять человеканад его непосредственнымипотребностями, лишь вноситпутаницу инеуверенностьв его душу. Человекне призванделать болеетого, что касаетсяего лично. Толстойговорит, чточеловек долженопределитьграницы своейсвободы. И хочетпоказать, чтосвобода человекане вне его, а внем самом.Почувствоваввнутреннююсвободу, ставбезразличнымк внешнемутечению жизни, Пьер находитсяв необычайнорадостномнастроении, настроениичеловека, открывшегонаконец истину.
Роль народав войне 1812 года— еще одна главнаятема романа.По мысли Толстого, участь войнырешают незавоеватели, не сражения, а враждебностьнаселения кармии завоевателей, нежеланиеподчинитьсяей.
Народ — главнаясила, определившаясудьбу войны.Толстой приветствуетнародную войну.Появляютсяслова, необычныедля его стилистики:«величественнаясила», «благотому народу».Писатель воспевает«дубину народнойвойны», считаетпартизанскоедвижение выражениемсправедливойнародной ненавистик врагу.
«Война и мир»— роман о жизнии смерти, онепокорнойсиле жизненности, заложеннойв человеке.Толстой раскрываетто особое состояниедуши, когдачеловек какбы отрываетсяот земли и видитбольше, чем вповседневной, обыденнойжизни. Вспомнимо тех переживаниях, которые испытываетНаташа послеразрыва с княземАндреем. Онаотчуждаетсяот обыденногомира, но любовьвозвращаетее к жизни.«Проснуласьлюбовь, и проснуласьжизнь», — пишетТолстой. Этоуже не та любовь, какую узналкнязь Андрей, это любовьземная. Писательвсегда мечтало гармонии, отом, чтобы люди, любя себя, любилидругих. И Наташаближе всегок этому идеалу.Она умеетнаслаждатьсяжизнью, умеетпонять и облегчитьстраданиядругих. Автортак показываетэто состояниегероини: «…Под казавшимсяей непроницаемымслоем ила, застилавшимее душу, ужепробивалисьтонкие, нежныемолодые иглытравы, которыедолжны былиукоренитьсяи так застлатьсвоими жизненнымипобегами задавившееее горе, чтоего скоро будетне видно инезаметно».Толстой рисует«особенную»любовь Наташии Пьера. Безуховс трудом узналРостову, но, когда она улыбнулась, его охватываетдавно забытоесчастье. Пьерапоражает обликтеперешнейНаташи: «Еенельзя былоузнать, потомучто на этомлице, в глазахкоторого преждевсегда светиласьзатаеннаяулыбка радостижизни, теперьне было и тениулыбки, былиодни глаза, внимательные, добрые ипечально-вопросительные».Эта печаль нетолько из-заличных утрат: на лице Наташиотразилисьвсе печалилюдей, столькопережившихза последнийгод. Она не толькосвое горе понимает, но и умеетпроникнутьсястраданиямидругого человека, понять их. Наташаслушала рассказПьера о егоприключениях,“на лету ловяневысказанноееще слово, ипрямо вносилав свое раскрытоесердце”. Такможет слушатьтолько человек, сердце которогораскрыто длядругих людей, человек, в которомбьется живаяжизнь. Теперьв финале, послеэпических итрагическихглав, звучитлирическаяпесня любви.Из этой темылюбви двухчеловек другк другу вырастаеттема любви кжизни. Главноепреступлениепротив жизни— война. Но войназакончилась, уходят в прошлоестрадания, которые онапринесла. Ранызарубцовываются.В конце романаписатель утверждаетправо людейна любовь, насчастье, нажизнь.
В основе“Войны и мира”заключаетсямиросозерцаниеТолстого. Это вера в вечностьнарода, в вечностьжизни, ненавистьк войнам, убеждениев необходимостиупорных поисковистины, отвращениек культу личности, прославлениечистой любви, презрение киндивидуализму, призыв к единениюлюдей.
РоманТолстого былвоспринят какшедевр мировойлитературы.Г.Флобер высказалсвое восхищениев одном из писемк Тургеневу(январь 1880 г.): «Этоперворазряднаявещь! Какойхудожник икакой психолог! Два первых томаизумительны.Да, это сильно, очень сильно!»Д. Голсуорсиназвал «Войнуи мир» «лучшимроманом, какойкогда-либо былнаписан».5
Р. Ролланписал о том, как еще совсеммолодым человеком, студентом, ончитал романТолстого: это«произведение, как жизнь, неимеет ни начала, ни конца. Оно— сама жизньв ее вечномдвижении».
По этой книгевесь мир училсяи учится Россия.
Художественныезаконы, открытыевеликим писателем, составляюти поныне непререкаемыйобразец.
«Войнаи мир» — этоитог нравственныхи философскихисканий Толстого, его стремленийнайти правдуи смысл жизни.В этом произведениизаключаетсячастица егобессмертнойдуши.

Использованнаялитература:

Бычков С.Н. “Толстой в оценке русской критики”. М.: Просвещение. 1995 г.
Ермилов В.А. “Толстой ― художник и роман “Война и мир”, М.: Гослитиздат. 1984 г.
Лебединская Л.Е. “Живые герои”. М.: Просвещение. 1991 г.
Ломунов К.Н. “Лев Толстой. Очерк жизни и творчества”. М.: Просвещение. 1989 г.
Сабуров А.А. “Война и мир Л.Н. Толстого”. Изд. МГУ. 1996 г.