ПЕНЗЕНСКИЙФИЛИАЛ
НЕГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯМНЭПУ»
Факультет Экологии,управления и права
Специальность Юриспруденция
Дисциплина Административноеправо
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
На тему:Правовая защита государственных служащих
Выполнила
студентка гр ЮЗП – 2
Е. Н. Ушакова
Проверил:
Преподаватель: КлимкинН.С.
Пенза, 2011
Содержание
Введение 1.Государственнаяслужба в Российской Федерации, как объект управления
1.1. Понятие государственной службы
1.2. Понятие и принципы управлениягосударственной службой
2. Органы управления государственнойслужбой Российской Федерации
2.1. Статус и функции органовуправления государственнойслужбой
2.2. Задачи органов управлениягосударственной службой вреформировании системы государственной службы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Формирование новойроссийской государственности проходит при возрастающем значении государственнойслужбы, призванной обеспечивать реализацию функций государственного управления,эффективность которого зависит от персонала государственных органов. Именноорганы государственной власти осуществляют непосредственное регулирование жизнилюдей, общества в целом. Большая ответственность лежит на плечах людей,состоящих на государственной службе. В свою очередь, эффективность деятельностилюбого государственного органа напрямую зависит от правильности подбора,расстановки и рационального использования кадров, их профессиональнойподготовки и подготовленности, квалификации и опыта работы.
Организация управлениягосударственной службой, ее персоналом, обеспечение порядка, условий и процедурреформирования государственной службы, повышения профессионализма икомпетентности государственных служащих возложены на органы управления государственнойслужбой.
1. Государственнаяслужба в Российской Федерации, как объект управления
1.1Понятие государственной службы
государственнаяслужба управление компетентность
Одним изважнейших видов целенаправленной деятельности человека, общества и государстваявляется служба.
Особым видомслужбы (и, следовательно, видом общественно полезной деятельности) являетсягосударственная служба. В учебниках по административному праву государственнаяслужба определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой напрофессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнениязадач и функций государства. При таком подходе к определению государственнойслужбы выделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оновыполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудоваядеятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач. Такимобразом, понятие, основные черты, задачи и функции государственной службы можноопределить, лишь раскрывая взаимосвязи и взаимозависимость государственнойслужбы с задачами, функциями, формами деятельности государства.
Государственнаяслужба, функционирует практически во всех сферах жизнедеятельности государстваи общества, т.е. таких, как:
а) управлениесоциально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальнойзащитой населения);
б) управлениеэкономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охранойприродных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономическойдеятельностью);
в)административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними ииностранными делами, юстицией) (3, с. 76).
Приосуществлении служебной деятельности служащие различных органов и организацийвступают в специфические отношения, содержание которые зависит от вида службы иот организации (органа), в которой (котором) она осуществляется. Так,служебными отношениями являются государственные служебные правовые отношения,служебные отношения в общественных объединениях и иных негосударственныхорганизациях (частных, коммерческих), органах местного самоуправления.Специфика службы как вида деятельности различных организациях обусловливаетустановление в каждом конкретно случае особого статуса служащего. Например, по различнымпараметрам и признакам деятельности государственные служащие отличаются отслужащих аппарата политической партии, общественного объединения, коммерческихорганизаций, муниципальных служащих.
В зависимостиот того, какую должность служащие занимают или в какой организации ониисполняют обязанности и осуществляют функции, можно выделить следующие видыэтой категории работников:
1) служащиегосударственных органов;
2) служащиегосударственных учреждений, предприятий, организаций объединений;
3) муниципальныеслужащие (служащие, занимающие должности в органах местного самоуправления);
4) служащиенегосударственных организаций;
5) служащиеобщественных объединений;
6) служащиеорганов управления международных, иностранных и смешанных организаций.
Под государственнойслужбой может пониматься любая работа, выполняемая в государственных органах иотличающаяся по содержанию и по форме от труда рабочих (4, с. 127). Такойподход к понятию государственной службы основывается на выделении двух основныхформ трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальныхценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций по руководству,управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнем случае люди либосоздают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.
Вколичественном отношении среди служащих ведущее место занимают государственныеи муниципальные служащие. Необходимость создания государственной имуниципальной службы и ее правового регулирования обусловлена самимсуществованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью ворганизации кадрового потенциала государственных органов (законодательной,исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал вмногочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций,внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентностьопределяет реальное использование возможностей управления с целью установлениятребуемого правового порядка в государстве и обществе.
Государственная(или, точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц — сотрудниковорганов публичной власти, т.е. работающих на профессиональной основе ивыполняющих задачи этих органов (например, государственных органов или органовместного самоуправления), которые входят в структуру государственнойадминистрации (органов муниципального образования), понимаемой в данном случаев широком смысле и включающей в себя органы государственной власти на уровнеРоссийской Федерации, ее субъектов. Государственная служба — это публичнаяслужба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционнойтеории под государственной понимается служба в государственных учреждениях,предприятиях, организациям и объединениях,
В самомшироком теоретическом понимании государственная служба — осуществлениегосударственными органами кадровой функции управления и практическаядеятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета(т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянноили временно должности в аппарате государственных органов, включая органызаконодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры,контрольно-надзорных органов, администраций государственных предприятий.
Государственнаяслужба — один из основных видов деятельности государства по формированиюкадрового потенциала управления государственного аппарата и правовомурегулированию всех аспектов работы государственных служащих, занимающихконкретные государственные должности в этом аппарате и реализующих функциигосударственных органов в целях обеспечение эффективности государственнойдеятельности. Иногда авторы, определяя понятие отраслевой (например,таможенной) службы, указывают, что таможенная служба представляет собой: 1)определенную совокупность таможенных органов, учреждений и организаций, 2)правовой статус должностных лиц таможенных органов, порядок и условияпрохождения службы в этих органах (6, с.10).
С точкизрения современного законодателя государственная служба Российской Федерации — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственнымислужащими федеральных органов государственной власти Российской Федерации исубъектов Российской Федерации компетенции этих органов, установленной взаконодательных и иных нормативных актах.
Такоеопределение понятия государственной службы предполагает выявление главныхструктурных элементов, составляющих это понятие, а также раскрытие содержанияследующих категорий:
Государственнаядолжность — базовая структурная единица государственной администрации,включающая часть компетенции государственного органа; в соответствии сзаконодательством не все лица, занимающие должности в государственных органах,осуществляют деятельность, которую можно отнести к государственной службе.
Государственныйорган — учрежденное в структуре аппарата государства в установленном порядкеобразование, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностямии специальной компетенцией. По действующему законодательству государственнойслужбой считается исполнение государственным служащим своих полномочий идолжностных обязанностей при условии, что он занимает должность только вгосударственных органах (исключая учреждения, предприятия, объединения и т.д.).Вопрос об определении государственного органа постоянно привлекал вниманиеученых. Этим понятием в настоящее время государственная служба отграничиваетсяот других видов деятельности в системе организации и функционированиягосударственной администрации, в сфере деятельности государственных учреждений,предприятий и объединений.
Понятие«орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация — совокупность людей, их коллектив; организация предполагает деятельность этихлюдей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретныхзадач. Орган представляет собой конкретную разновидность организации, то естьвсякая организация совершает действия через образуемые ею органы. Поэтому орган- это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.
Профессиональнаядеятельность — вид деятельности, являющейся профессией для государственногослужащего и требующей определенной подготовки, учебы и получения специальногообразования. Государственная служба в этом смысле — одна из многих профессий,для которых необходимы профессиональные навыки, убеждения, специальноеобразование служащих, сдача им соответствующих экзаменов. Выполнение служащимизадач и функций государственной службы на профессиональной основе должногарантировать постоянство и стабильность государственно-служебных отношений,благосостояние общества и силу государства, безупречность и эффективностьуправленческой деятельности, ее независимость от возможных политическихперемен.
Компетенция — принадлежащие государственному органу круг ведения пределы его действия поосуществлению государственных функций и решений государственных задач; это кругвопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомоченразрешать государственный орган; в компетенцию включаются полномочиягосударственного органа, его ответственность, правовые средства, формы и методыреализации прав и исполнения обязанностей.
Полномочия — принадлежащие государственному органу и государственному служащему права ивозможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, направленныена выполнение компетенции государственных органов.
Должностныеобязанности — обязанности, предусмотренные конкретной государственнойдолжностью, установленные в нормативном акте, в соответствующем положении огосударственном органе, его структурном подразделении и в должностныхинструкциях.
Государственно-служебнаядеятельность — работа государственных и муниципальных служащих, являющаясяпостоянным видом деятельности, оплачиваемая из государственного(муниципального) бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственныхорганов (органов местного самоуправления).
Статья 2Федерального закона от 31 июля 1995 года №119-ФЗ (ред. от 18.02.99) «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» также понимает под государственнойслужбой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочийгосударственных органов. В этом определении можно выделить следующие аспекты:
1)государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е.деятельность, являющуюся для государственного служащего профессией, и, какправило, она связана с выполнением им в качестве основного вида деятельностиспециальных должностных полномочий;
2) в рамкахосуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственныхорганов;
3) эта деятельностьнаправлена на обеспечение функционирования государственных органов;
4) такаядеятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. вданном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, ибообязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самомугосударственному служащему.
Государственныеслужащие:
1) реализуютполномочия распорядительного, регулирующего характера, т.е. функции такназываемого положительного государственного управления во всех сферахгосударственного строительства; следовательно, государственная служба — этоосуществление функции государства от его имени лицом, занимающимгосударственную должность государственной службы в государственных органах и ихструктурных подразделениях;
2)осуществляют юридически-властные предписания для различных субъектов права всистеме управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания ит.д.);
3) реализуютюрисдикционные действия, т.е. принимают меры государственного принуждения кюридическим и физическим лицам (к различным субъектам права);
4) совершаюторганизационные действия и материально-технические операции (проводятсовещания, конференции, заседания и пр.);
5)осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свободграждан.
Деятельностьгосударственных служащих имеет важные правовые последствия, поскольку онаобразует, изменяет и прекращает правоотношения. Все формы деятельностигосударственных служащих являются необходимыми элементами государственного руководстваи неразрывно связаны с осуществлением государственной власти.
Всоответствии с действующим законодательством в практически — функциональномсмысле государственная служба представляет собой основанную на законедеятельность персонала государственных органов представительной, исполнительнойи судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различныхсферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.
Общимипризнаками государственной службы являются:
1) замещениеслужащими государственной должности государственной службы, предусмотреннойштатным расписанием государственного органа;
2) исполнениеполномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей(установлением служащему денежного содержания.
Структурнойособенностью государственной службы, как системы является тот факт, что еёможно рассматривать как на уровне Федерации, так и на уровне равноправногосубъекта Федерации.
1.2Понятие и принципы управления государственной службой
Затрагивая вопроссодержания и особенностей управления государственной службой РФ, следуетопределить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средствомхарактеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий,совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
В самомшироком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо).Общетеоретические позиции дают достаточные основания для следующих выводов:
1. Управлениеесть функция организованных систем различной природы (биологических,технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е достижениестоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима ихдеятельности.
2. Управлениеслужит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систем) элементов ипредставляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
3. Управление- внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являетсясубъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянновзаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
4. Управлениепредполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих системуэлементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различногоиерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функцийкак внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае системавысшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системенизшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектомуправления.
5. Управлениепо своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект,содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение еефункционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования иразвития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое всвязях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектомуправления.
6. Управлениереально тогда, когда налицо известно подчинение объекта субъекту управления,управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно,управляющее (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управления.
Управлениегосударственной службой существует везде, где существует государство,независимо от типа политической системы. Система управления государственнойслужбой определяется как субъект межотраслевого управления, так как она неимеет отраслевого профиля деятельности и охватывает в соответствии со своимназначением все органы исполнительной власти. (7, с. 6).
Управлениепредполагает наличие объекта и субъекта управления.
Объектомуправления является государственная служба как профессиональная деятельность,как правовой социальный и организационный институт, как отношение между государствоми служащим.
Субъектамиуправления государственной службой как социальным институтом выступают, преждевсего, органы государственной власти.
Особоевнимание заслуживает анализ управления государственной службой какорганизационным институтом. Зарубежный и отечественный исторический опытсвидетельствует о том, что органы власти уделяют особое внимание созданиюспециальных органов управления государственной службой как исполнительныхсубъектов управления.
Управлениегосударственной службой производится в форме законодательного и нормативногоправового регулирования с полном соответствии с принципом верховенстваКонституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.
Управлениегосударственной службой осуществляют на федеральном уровне и на уровне субъектовРФ, что соответствует принципу единства системы государственной власти,разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.
Принциправного доступа граждан к государственной службе реализуется посредствомпроцедуры открытого для всех граждан конкурса как равного состязания граждан покритериям квалификации и профессиональных качеств. Тем самым ставится весьмасложная организационная цель — управлять государственной службой ипрофессиональным корпусом государственных служащих как представительныминститутом граждан. К тому же, реализация принципа равного доступа граждан кгосударственной службе тесно взаимосвязана с принципом профессионализма икомпетентности государственных служащих.
Управлениегосударственной службой как функционирующей системой предполагает меры,направленные на стабильность самой системы, в конечном итоге на реализациюпринципа стабильности кадров государственной службы. Исполняемая служебнаядолжность переменна, а статус государственного служащего постоянен, точнее,может повышаться в зависимости от квалификации и служебных успехов служащего. Сдругой стороны, управление государственной службой предполагает ротацию кадров,которая может быть обеспечена только при соблюдении принципа единства основныхтребовании предъявляемых к государственной службе
2. Органыуправления государственной службой Российской Федерации
2.1.Статус и функции органов управления государственной службой
Организациюуправления государственной службой можно рассматривать в различных аспектах,как:
— управлениецелями государственной службы — неотъемлемой части государственного управления,исходя из сущности политического строя страны;
— управлениеформированием и развитием нормативно-правовой базы государственной службы(статусное регулирование госслужбы) — это функции законодательных органов государственнойвласти;
— управлениеорганизационным проектированием государственной службы, куда входит управлениеперсоналом госслужбы, управление прохождением государственной службы;
— управлениегосударственной кадровой политикой в сфере государственной службы;
— управлениефинансовым и материально-техническим обеспечением государственной службы;
— управлениесоциально-правовой защитой госслужащих (10, с. 47);
— учрежденияв системе органов государственной власти, занимающиеся управлением государственнойслужбой в целом.
Управлениегосударственной службой подразумевает наличие структур, или органов управления.В теоретической литературе органы управления государственной службойхарактеризуются таким образом — это специальные органы или подразделениягосударственных органов, в компетенцию которых входит обеспечение и развитие всоответствии с общественной динамикой системы государственной службы. В ихчисле можно выделить органы обеспечения государственной службы и органыуправления государственной службой.
Органобеспечения государственной службы — это государственный орган, или, какправило, подразделение государственного органа, задачами которого являютсяисполнение или организация исполнения норм, правил и предписаний системыгосударственной службы применительно к специфике данного государственногооргана.
Органуправления государственной службы — это государственный орган, чьим назначениемявляется поддержание и развитие в соответствии с общественной динамикой системыотношений государственной службы, в том числе определение в соответствии сконкретными общественными потребностями границ государственной службы, ее видови отраслей, организация управления государственной службой, ее персоналом, обеспечениепорядка, условий и процедур реформирования государственной службы, повышенияпрофессионализма и компетентности государственных служащих.
Основнымифункциями органов управления государственной службой являются следующие:
регулированиегосударственной службы;
организация,функционирование и развитие институтов государственной службы;
отбор ипрофессиональное продвижение персонала государственной службы;
формированиеи размещение государственного заказа на подготовку государственных служащих;
ведениереестров государственных служащих;
формированиерезерва кадров на замещение государственных должностей;
анализ иоценка эффективности государственной службы.
В Федеральномзаконе «Об основах государственной службы Российской Федерации» говорится оследующих органах управления государственной службой: федеральном органе,органе по вопросам государственной службы субъекта РФ и кадровой службегосударственного органа.
Подфедеральными органами управления государственной службой понимаютсягосударственные органы, обеспечивающие осуществление полномочий РоссийскойФедерации по руководству государственной службой и ее нормативно-правовомурегулированию, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В ст.26 закона федеральным органом управления государственной службой называетсяСовет по вопросам государственной службы при Президенте РФ и определяется егоправовой статус, но ничего не говорится о других реально существующих органах,занимающихся вопросами государственной службы.
Органы по вопросамгосударственной службы субъектов РФ — это государственные органы,обеспечивающие осуществление полномочий соответствующего субъекта РФ поруководству своей государственной службой и ее нормативно-правовомурегулированию.
Под кадровымислужбами имеются в виду специальные структурные подразделения государственныхорганов, осуществляющие установленные функции и полномочия в отношениипрохождения государственной службы государственными служащими.
Ст. 28 законаотносит кадровые службы государственных органов к органам, призваннымобеспечивать эффективность государственной службы. Аналогичные положения окадровых подразделениях в государственных органах содержатся и в законахсубъектов РФ о государственной службе.
Общимиважнейшими функциями кадровых служб, как федеральных государственных органов,так и государственных органов субъектов РФ являются:
— обеспечениереализации в государственном органе положений законов и иных нормативныхправовых актов о государственной службе;
— обеспечениепроведения конкурсов на замещение вакантных государственных должностейгосударственной службы, аттестаций, прохождения государственными служащимииспытания при замещении государственных должностей государственной службы;
— оформлениерешений государственных органов, связанных с прохождением государственнымислужащими государственной службы, ведение их личных дел, внесение необходимыхзаписей в их трудовые книжки;
— консультированиегосударственных служащих по вопросам их правового положения, соблюденияограничений, связанных с государственной службой;
— анализуровня профессиональной подготовки государственных служащих, организацияпереподготовки (переквалификации) и повышения квалификации государственныхслужащих.
Образованиефедерального органа управления государственной службой предусмотрено главой 5«Обеспечение эффективности государственной службы» Федерального закона «Обосновах государственной службы Российской Федерации».
Основноеназначение федерального органа управления государственной службой — стратегическое руководство и тактическое управление персоналом государственнойслужбы. Этот орган должен разрабатывать всеобъемлющую политику государственнойслужбы Российской Федерации и контролировать ее реализацию.
В настоящеевремя в Аппарате Правительства РФ функционирует Департамент государственнойслужбы и кадров, который решает не только задачи подбора кадров в АппаратПравительства РФ, но и проблемы развития системы государственной службы в РФ изаконодательства о ней. В обязанности Департамента входят организацияподготовки государственных служащих, разработкапрофессионально-квалификационных требований к государственным служащим, анализфактического состояния кадров государственных органов и выполнение другихзадач.
Поднепосредственным руководством Правительства РФ вопросами государственной службызанимаются:
— Министерствотруда и социальной защиты РФ (определяет и проводит политику по оплате ильготам, а также координирует трудовую и социальную политику);
— Министерство финансовРФ (контролирует создание структур государственных органов и их бюджеты,включая учреждение и упразднение государственных должностей государственнойслужбы).
Помимо АппаратаПравительства РФ департаменты государственной службы существуют в СоветеФедерации, Государственной Думе, высших судебных органах, а также министерствах(финансов, труда и социальной защиты) и других федеральных органахисполнительной власти.
2.2 Задачиорганов управления государственной службой в реформировании системыгосударственной службы
Состояниегосударственной службы Российской Федерации характеризуется значительнымколичеством накопившихся проблем и противоречий, связанных со становлениемгосударственности Российской Федерации и гражданского общества, переходнымсостоянием экономики, в том числе:
отсутствиемцелостной системы государственной службы (государственная служба осуществляетсякак служба в отдельном государственном органе на федеральном уровне и на уровнесубъекта Российской Федерации);
отсутствиемобщего (рамочного) законодательного регулирования государственной службы вцелом, а также прямого законодательного регулирования различных видовгосударственной службы, противоречивостью законодательства;
низкойэффективностью государственных органов и государственных служащих и недовериемк ним граждан;
снижениемпрестижности государственной службы и авторитета государственных служащих;
неэффективностьюкадровой политики на государственной службе, выражающейся в высокой текучестикадров, в том числе вследствие частых изменений структуры органовисполнительной власти, а также структуры аппаратов государственных органов;
в отсутствиимеханизма перевода государственного служащего из федерального государственногооргана или государственного органа субъекта Российской Федерации или видагосударственной службы в другой с сохранением его статуса;
внедостаточном уровне профессионализма государственных служащих и несовершенствесистемы их профессиональной подготовки, переподготовки и повышенииквалификации;
слабойразработанностью и неэффективностью механизмов профилактики и борьбы скоррупцией, а также правовых и организационных мер контроля со стороныгражданского общества за деятельностью государственных органов;
неопределенностьюстатуса государственных служащих отдельных видов государственной службы;
несоответствиемсоциального положения государственного служащего характеру возлагаемых на негоответственности и ограничений;
отсутствиемунификации основных гарантий государственных служащих различных уровней и видовгосударственной службы и в ряде случаев декларативным характером этих гарантий;
отсутствиемсистемы управления государственной службой Российской Федерации;
неупорядоченностьювнутренней организации государственной службы, отсутствием надлежащейрегламентации деятельности государственных органов и государственных служащих,способствующих коррупции, злоупотреблениям, бюрократизации отношений междугосударственными органами, структурными подразделениями государственногооргана, а также государственных органов с гражданами и структурами гражданскогообщества;
неразработанностью механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальнойслужбой.
Нерешенныепроблемы государственной службы являются причиной ее низкой эффективности,недостаточной гибкости и приспособленности к решению задач развитиягражданского общества и рыночной экономики, невосприимчивости к новым методам иформам организации, планирования, ресурсного обеспечения государственныхорганов и стимулирования профессиональной деятельности государственныхслужащих.
Реформированиесистемы государственной службы Российской Федерации является приоритетнымнаправлением государственной политики в области государственного строительства.
Цельюреформирования государственной службы является кардинальное повышение ееэффективности в интересах развития гражданского общества и укреплениягосударства, содействие экономическому и социальному прогрессу, повышениедоверия граждан через улучшение качества оказываемых им государственных услуг,рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положениягосударственных служащих. Реформирование должно обеспечить создание целостнойсистемы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальныхи иных особенностей Российской Федерации, а также тенденций мирового развития.
Реформированиесистемы государственной службы при активном участии органов управлениягосударственной службой предполагает решение следующих задач:
приведениесистемы государственной службы в соответствие со сложившимися общественнымиотношениями, новыми экономическими условиями;
определение иутверждение структуры государственной службы Российской Федерации;
созданиекомплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службыРоссийской Федерации на основе рамочного федерального закона, федеральныхзаконов прямого действия и иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, регулирующих соответствующие виды государственной службы;
разработкаэффективных механизмов кадровой политики на государственной службе;
формированиесистемы государственных органов по управлению государственной службой вРоссийской Федерации;
упорядочениевнутренней организации государственной службы и деятельности федеральногогосударственного органа или государственного органа субъекта РоссийскойФедерации и государственного служащего;
комплексноесовершенствование финансово-экономического и материально-техническогообеспечения государственной службы.
Укреплениенормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по путиповышения правового статуса органов управления государственной службой икадровых служб государственных органов, установления четких правил,обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих срезультатами труда, обучения и использования полученных знаний.
Процессыпроисходящие в российском обществе столь стремительны, что наблюдаетсянедостаточность правовой базы развития государственной службы, отсутствиедостаточно полного свода законов государственной службы, как на федеральном,так и на региональном уровне. Несмотря на многочисленность нормативных правовыхактов, регулирующих вопросы государственной службы, законодательство в этойсфере имеет значительные пробелы. Так в частности, требуют правовогорегулирования вопросы прохождения государственной службы, и прежде всеговопросы, связанные с проведением квалификационных экзаменов, присвоениемквалификационных разрядов, определением критериев оценки качества работыгосударственного служащего, условиями продвижения по службе, государственнымигарантиями государственных служащих.
Заключение
Необходимостьреформы государственной службы в России обусловлена потребностями происходящихв стране экономических и политических преобразований.
За последниегоды проделана работа, направленная на обеспечение более эффективногофункционирования государственного аппарата, наработана определенная правоваябаза, причем как центром, так и субъектами Федерации.
Однакоформирование современной государственной службы только начато. Решение этойзадачи требует еще многих усилий и средств, а также большой работы над новыми иуже существующими нормативно-правовыми актами по вопросам государственнойслужбы, в том числе и по вопросам управления государственной службой.
Управлениегосударственной службой — часть государственного управления и неотъемлемоеусловие, обеспечивающее его эффективность.
В научнойлитературе вопросы управления государственной службой, ее принципы, функции иорганизация остаются открытыми. Нам не удалось найти единства мнений и подходовк данной проблеме.
При общемнесовершенстве российского законодательства о государственной службе, вопросы,касающиеся управления государственной службой упущены полностью.
Закрепление вФедеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»единых функций кадровых служб государственных органов могло бы являтьсяправовым основанием для единого Положения о службе кадров в государственныхорганах.
В системефедеральных органов исполнительной власти отсутствует полноценный органуправления государственной службой, который выявлял бы в целом потребности государствапо численности и расходам на содержание государственных служащих во всех ветвяхгосударственной власти, осуществлял бы координацию деятельности государственныхорганов по вопросам государственной службы, контролировал бы состояниегосударственной службы в центре и регионах.
Деятельностьсуществующих федеральных органов управления государственной службой на деленосит в основном консультативный характер, кроме того, сами органы управленияподвергаются частым реорганизациям и зачастую дублируют друг друга.
Управлениегосударственной службой Российской Федерации в большей степени осуществляютнепосредственно Президент РФ и Правительство РФ, что в свою очередь, вызваноотсутствием полноценных законов о государственной службе.
Длядальнейшего совершенствования управления государственной службой необходимосоздать полноценный федеральный орган управления государственной службой,наделенный широкими полномочиями.
Основнымифункциями такого органа должны быть:
Контроль засоблюдением законодательства о государственной службе;
Рассмотрениеспоров, связанных с государственной службой. Решение органа управлениягосударственной службой в пределах его компетенции должно носить обязательныйхарактер для соответствующих государственных органов и должностных лиц;
Разработка исовершенствование нормативно-правовой базы по всем вопросам государственнойслужбы;
Методическоеи консультационное обеспечение деятельности органов по делам государственнойслужбы субъектов РФ;
Финансированиегосударственной службы — совместно с центральными финансовыми органами.
Списоклитературы
Федеральный закон о государственнойгражданской службе РФ принят Государственной Думой 7 июля 2004 г., одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 г. (в ред. Федерального Закона от 02.02.2006 №19- ФЗ,от 02.03.2007 №24 – ФЗ)
1. «Об основах государственной службыРоссийской Федерации»: Федеральный закон от 31.07.95 №119-ФЗ (ред. от 18.02.99)// Государственная служба. Сборник нормативных документов. — М.: Дело, 1995.
2. «О Совете по вопросамгосударственной службы при Президенте Российской Федерации»: Указ Президента РФот 1.12.95 №1208 (ред. от 6.02.96 №152) // Консультант Плюс.
3. Алехин А.П., Козлов Ю.М.Административное право Российской Федерации. — М.: 1995.
4. Старилов Ю.А. Служебное право. — М.: БЕК, 1996.
5. Манохин В.М. Советскаягосударственная служба. — М.: 1966.
6. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е.Таможенная служба в Российской Федерации. — М.: 1993.
7. Гришин А.Ф. Проблемы формированиясистемы управления государственной службой. — Сыктывкар, 1998.
8. Государственная служба РоссийскойФедерации: первые шаги перспективы. — М.: РАГС, 1997.
9. Государственная служба: теория иорганизация. Курс лекций / Под общей ред. Охотского Н.В., Игнатова В.Г. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
10. Горбачев А.И. Теория иорганизация государственной службы: Учебно-методическое пособие. — Сыктывкар:КРАГСиУ при Главе РК, 2000.