Туризм и сервис

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«Чувашский государственныйуниверситет имени И.И. Ульянова»
Канашский филиал
Кафедра: экономики иуправления
Контрольная работа
Тема:
Туризм и сервис
Выполнила: студентка
Васильева И. П.
Преподаватель:
Карпова О.В.
Канаш 2008

Содержание
Введение
1. Место и роль туризма вэкономике
2.Особенности рынка услугтуризма
3. Функции и видытуристического рынка, и их анализ
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
К сферетуризма относятся все виды деятельности, которые непосредственно связаны собслуживанием туристов, а турист рассматривается как лицо, путешествующее междудвумя странами или между или более местностями в пределах своего обычного местажительства. Туристы идентифицируются, согласно международным стандартам потуризму, «ночующие посетители». Платные услуги населению в сфере туризма (вдостаточно широком смысле слова) охватывают как потребляемые туристами наплатной основе услуги, так и покупаемые ими товары. Применительно к региональномууровню это означает, что речь идет как о туристическом обслуживании «ночующихпосетителей», путешествующих по все территории или выезжающих за её страны (вдругие регионы России или за границу), так и о туристическом обслуживании«ночующих посетителей», прибывающих в других регионов России или из – заграницы.
Туризм нерассматривается как производственная деятельность (ни один из современныхклассификаторов не рассматривает туризм как определённый вид деятельности, хотяс другой стороны, ряд видов деятельности – пассажирский транспорт, гостиничныеуслуги, туристические агентства, общественное питание и в определённой мерездравоохранения и культура – ассоциируется с туризмом). Туризм являетсяспецифичной категорией конечного потребления.
Сэкономической точки зрения, сфера туризма представляет собой феномен появленияпотребительского спроса по месту временного пребывания человека. Объём иструктура этого спроса, естественно, отличается от этих параметров спроса вместе постоянного жительства: кроме продуктов питания, туристу, как правило,нужно то, к чему постоянные жители того или иного региона спроса либо вообще непредставляют его в малых объёмах. Это услуги гостиниц и аналогичные средстваразмещения, сувениры, специальные помещения и оборудование для проведениямероприятий делового и инсентив – туризма, предметы, необходимые для отдыха, ит.п.
Республиканскаяцелевая программа «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2005 — 2010годы» (далее — Программа) разработана в целях реализации государственнойполитики в области развития туризма в Чувашской Республике и в соответствии сфедеральным и республиканским законодательством в области туризма.
Для реализации единого комплекса мероприятийпо развитию въездного и внутреннего туризма в Чувашской Республике проведеныизначальные маркетинговые исследования состояния спроса мирового и российскоготуризма с непосредственным участием научно-исследовательского центра ФилиалаСанкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета вг. Чебоксары, экспертов Европейской комиссии, проводивших анализ инвестиционнойпривлекательности туристического сектора Чувашской Республики. Приведенныеобоснования ориентированы на потенциальных потребителей туруслуг ЧувашскойРеспублики. Исходя из состояния мирового и российского спроса по направлениямтуризма (экологическому, молодежному, деловому, культурно-познавательному идр.) и выбора структуры развития того или иного вида туризма, основываясь натуристско-рекреационных возможностях республики, можно рассчитывать наэффективную реализацию мероприятий Программы и достижение ее основной цели.
На территории Чувашской Республикиофициально зарегистрировано 65 туристических агентств, имеющих лицензии направо ведения турагентской деятельности и 6 туроператорских фирм: в г.Чебоксары — 60 турагентств; в Ядринском районе — 2 турагентства, из них 1туроператор; в Мариинско-Посадском районе — 2 турагентства; в г. Канаш — 1турагентство.

1. Место и рольтуризма в экономике
Сегодняконтакты между людьми из разных стран повседневная реальность благодарятуризму, который трансформирует прежде закрытые общества в открытыеуниверсальные общества. Туризм один из влиятельнейших феноменов экономическогои социального развития нашего общества.
Туризм играетодну из главных ролей в мировой экономике, составляя десятую часть мировогоВалового национального продукта(ВНП); он является сильно развивающейся отрасльюэкономики и в ближайшие годы станет еще более важным ее сектором.Прогнозируется, что инвестиции в туристический сектор будут увеличиваться на30% в год.
В последниегоды туризм как вид бизнеса стал одним из самых прибыльных в мире. Ониспользует примерно 7% мирового капитала. Уже в начале 90-х гг. доля туризмасоставляла более 10% от мировой торговли товарами и услугами, что позволилотуризму занять третье место по экспорту после экспорта нефти и автомобилей.
Туризмоказывает мощное воздействие на занятость и по оценкам специалистов, около100млн. чел. в мире работают в отрасли.
Туристическийсектор, который также называет индустрией туризма, объединяет вместе все видыэкономической деятельности, которые обеспечивают необходимыми услугамипутешественников во время их путешествия, а именно: гостиничную индустрию,транспорт, питание, торговлю, развлечения и другие.
С другойстороны, сам процесс обслуживания туристов достаточно трудоемкий, и поэтомутуристический сектор источник рабочих мест, в основном, длянеквалифицированного труда. Однако это не означает, что в отрасли неиспользуется высококвалифицированный труд. В туризме новые рабочие места вгеографическом плане распространяются более широко, чем в других претерпевающихрост секторах экономики.
Обменуслугами туризма между странами, как и обмен, товарами, является частьюмеждународной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импортстраны, воздействуя на ее платежный баланс. Проживание туриста в отеле страныпребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, котороеполучают туристы за рубежом, является импортом для страны отправления туристов.Так что туризм для принимающей страны – «невидимый» экспортом, а дляотправляющей страны «невидимый» импорт.
Помимовлияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на ихэкологию, социальную и культурную среду, а они в свою очередь, влияют натуристов.
Такимобразом, туризм – это набор отношений, возникающих при взаимодействии туристовс местными жителями или властями, а также с поставщиками услуг. А туристомсегодня считается человек, путешествующий с одного места на другое по причине,не связанной с работой. Организация Объединенных Наций дает более точноеопределение категории «турист»: туристом считается тот, кто гостит на местесвоего пребывания более одной ночи, но менее одного года. Например, дипломаты,иностранные студенты или иммигранты не могут считаться туристами, а люди,посещающие своих друзей и родственников, или восстанавливающие свое здоровье влечебницах, могут.
Разныетуристические центры привлекают туристов, как по разнообразию услуг, так и поинтересам.
По оценкамэкспертов Европейской комиссии, главное достоинство Чувашской Республики — удачное расположение на р. Волге, которая протекает по живописным местам.
Огромный интерес и большую ценность для туристовна чувашской земле представляет сам народ «края ста тысяч слов, ста тысячпесен и ста тысяч вышивок». Он сумел сохранить свою самобытную культуру,традиции, ремесла и промыслы — уникальные вышивки, необычные костюмы, обрядовыепраздники, связанные с древними верованиями языческих чувашей, приготовлениемнационального чувашского напитка — пива. Чуваши пытаются сохранить своеисторико-культурное наследие. Города Чебоксары, Алатырь, Мариинский Посад,Цивильск и Ядрин включены в Список исторических населенных мест РоссийскойФедерации. Здесь сохранились ценные здания-памятники, культурный слой, элементыстаринной планировки. Эти старинные города российской глубинки представляютбольшой интерес с точки зрения развития туристско-экскурсионных маршрутов поПоволжью. Но, как отметили эксперты Европейской комиссии, архитектурныедостопримечательности Чувашской Республики не представляют особого интереса дляевропейских туристов, за исключением архитектурных особенностей строительствачувашских бревенчатых изб, особенно для туристов из Франции, Германии, Англии,которых на сегодняшний день больше привлекает экологический туризм. Данный фактсвидетельствует о необходимости возрождения и сохранения экологическихпоселений, строительства новых и реконструкции имеющихся ветхих бревенчатыхизб.
Народные художественные промыслы иремесла в Чувашской Республике представлены такими традиционными видами, как:
— чувашская национальная вышивка;
— узорное ткачество и кружевные изделия;
— резьба по дереву;
— лозоплетение;
— изделия из керамики;
— художественная роспись;
— вязание;
— резьба по кости;
— художественная обработка металла;
— игрушки;
— национальные украшения из бисера имонет;
— музыкальные инструменты;
— изделия из бересты.
По сведениям администраций районов и городовЧувашской Республики о состоянии народных художественных промыслов на 1 октября2004 г., в республике насчитывается 9 предприятий и более 500 мастеров,занимающихся народными художественными промыслами. Но перечень современнойсувенирной продукции крайне скудный, пунктов по распространению сувенирнойпродукции недостаточно. Имеющиеся в продаже сувениры хоть и представляютинтерес для туристов, но отличаются дороговизной. В недостаточном количествепредприятиями Чувашской Республики производятся недорогие сувениры, такие какпамятные значки, кружки, тарелки с чувашской национальной символикой и т.д.
Имеющиеся культурно-досуговые центры непредставляют особенного интереса для туристов вследствие физического иморального износа основных средств и скудного перечня и низкого качества услуг
Туристытратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д., и, таким образом, вэкономике станы пребывания. Это участие можно исследовать с помощью оценкипрямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие – это объем расходовтуристов за вычетом объема импорта, необходимо для полного обеспечения иуслугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходытуристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах из других секторовместной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей,коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевыхпродуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность,полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвеннымвоздействием. Косвенное воздействие, однако, не охватывает все расходы туристовво время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота черезимпорт и налогообложение.
Во времяпроцесса прямого и косвенного воздействия у местного населения накапливаетсядоход в форме заработной платы, арендой платы и др. Такое увеличение местныхдоходов побуждает к дальнейшим расходам на приобретение товаров и услугиместной экономики с образованием нового витка экономической активности. Туризмможет оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристкойпродукции и услуг требует переброски ресурсовиз других сфер экономики, гденеобходимость на них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсовиз сельских местностей в туристическую сферу происходит сокращение работников впроизводстве сельхозпродукции и создается сверх напряжение в городскойместности, требующее дополнительных мест в больницах, школах и т.д. По этому длясоставления полной картины надо учитывать и измерять цену использования редкихресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.
Инфляцияможет привести к сокращению количества употребляемых местным населениемпродуктов. Инфляцию можно приостановить уменьшением спроса со стороныиностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счетфинансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.
Оценкаэкономического воздействия туризма основана на расходах туристов. А расчетэкономического воздействия расходов туристов производится с помощьюмультипликатора. Туризм – это много продуктивная индустрия, непосредственносвязанная с большим количеством секторов экономики, поэтому для расчетамультипликатора требуется большая база данных.
Так какместные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, то любыеизменения расходов туристов становятся причиной изменений в туристическойместности на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменногокурса. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местнойэкономики и от меры взаимосвязанности разных секторов экономики. Для разработкиполитики и планирования из всех существующих видов мультипликаторовмультипликатор дохода наиболее ценный так, как он обеспечивает информацией онациональном доходе раньше, чем объем произведенной продукции или оборот.
Подробныйанализ мультипликаторов производится для оценки эффективности инвестицийгосударственных или частных секторов в туристические проекты на национальном ирегиональном уровнях, проверки относительных величин воздействия различныхвидов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.
Расходы втуристической инфраструктуре отражают огромное бремя, которое имеетгосударственный бюджет. По этой причине государство обычно пытаетсягенерировать дополнительный доход от туристов через фискальную систему, неразрушая свою индустрию туризма. Это достигается прямым и косвеннымналогообложением доходов от туристов. В этих условиях воздействиемеждународного туризма на государственный бюджет зависит от экономической ифинансовой ситуации в стане. Главная сложность состоит в точном прогнозированиинеобходимых расходов для развития инфраструктуры и возможностей страны собиратьналоги.
Начавшийсяпереход к новому постиндустриальному обществу может иметь негативныепоследствия, например, в сфере занятости из-за перехода большого количестватрудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надопроводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы несоздавался излишек трудовых ресурсов в секторах услуг в ущерб производственномусектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, сокращающую обментуристическими услугами или товарами, предназначенными для туризма.
Воздействиемеждународного туризма на платежный баланс страны зависит от остальныхсоставляющих платежного баланса, т.е. от текущего платежного баланса движениякапиталов. Разные комбинации этих составляющих могут сделать суммарный баланскак положительным, так и отрицательным. В свою очередь, туризм может оказатьвлияние и на движение капиталов, поэтому это должно тщательно анализироватьсядля точного определения воздействия туризма на платежный баланс, да и на всюэкономику.
2.Особенности рынка услуг туризма
В условияхбыстроразвивающегося рынка туризма России важную роль играют маркетинговыемероприятия: исследования, стратегия и планирование. В туризме (как в России,так и на европейских рынках) маркетингу уделяется недостаточно внимания, таккак предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют всоответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положениявещей является и тот факт, что большинство туристических предприятий донедавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличиватьи расширять клиентуру и объемы производства туристических услуг. Экстенсивныйрост спроса на туруслуги в России, обусловленный огромным количественнымпотенциалом, высоким уровнем образования населения, готовностью расходоватьденьги на отдых и традиционной щедростью русских туристов во время отдыха внедалеком прошлом не являлись стимулами в активации маркетинговой деятельностипредприятий туризма.
Маркетинг втуризме – это деятельность по планированию и разработке туристических товаров иуслуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию.
Этадеятельность помогает продвигать товары или услуги от производителя кпотребителю с целью получения максимальной прибыли при наиболее эффективномудовлетворении потребностей целевой группы туристов.
Специфическийхарактер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительнымихарактеристиками туристского продукта, а также особенностью потребителей ипроизводителей туристических товаров и услуг.
Туристическийпродукт – это совокупность вещественных (физических товаров) и невещественных(в форме услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворенияпотребностей туриста, возникших в период его путешествия. Турпродукт состоит изтрех частей: тура (туристская поездка по определенному маршруту);туристско-экскурсионных услуг (размещение, питание, транспортировка,экскурсионные программы и другие услуги на маршруте, относящиеся к целипутешествия) и товаров – предметов потребления.
Туристскиеуслуги имеют 7 отличительных характеристик:
1.           Неспособностьк хранению. Места в отеле или на самолете в случае отсутствия на них спроса вданный момент не могут быть складированы с целью их продажи в будущем.Следовательно, менеджерам необходимо приложить усилия к стимулированию спросана эти услуги в данном краткосрочном периоде.
2.           Неосязаемыхуслуг. Для оценки турпродукта нет мерных величин: невозможно иметьпредставление о качестве продукта до его покупки и потребления. В связи с этимособую значимость для потребителей при покупке имеет имидж фирмы на рынке,престижность его товаров (услуг).
3.           Подверженностьсезонным колебаниям. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пиксезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные мерыстимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги, варьированиеразличными видами туризма (диверсификация предложения).
4.           Значительнаястатичность, привязанность к определенному месту (турбазе, аэропорту, так каких невозможно перенести в другое место).
5.        Несовпадениево времени факта продажи туруслуги и ее потребления. Покупка товаров (услуг)туризма производится за недели или за месяцы до начало их потребления. В этомслучае большую роль играет рекламная печатная продукция, предоставляющаянаглядную информацию о покупаемом турпродукте и позволяющая создать ощущениевыгод, которые могут быть извлечены из его потребления в будущем. Большоезначение на стадии продажи турподукта придается степени достоверностиинформации, а также надежности продукта (соответствию качества продукта егоцене).
6.           Территорияразобщенность потребителя и производителя на туристском рынке. Важнымероприятия по информированию и рекламе на более широком (международном)уровне.
7.           Покупательпреодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а ненаоборот.
Своиспецифические особенности имеют также производители и потребители туристическихуслуг. Спрос на туруслуги отличается значительной эластичностью в зависимостиот конъюнктуры, дохода, уровня образования, рекламы и цены. Оценка качестватуруслуг достаточно субъективна: большое влияние на оценку потребителяоказывают внешние факторы и ли лица, не имеющие прямого отношения к пакетуприобретенных услуг (местные жители, другие отдыхающие, участники тургруппы,члены семьи).
Туристскиймаркетинг адресован не только «конечным потребителям» — туристам, но ипромежуточным инстанциям – турагенствам,
партнерам,общественным туристским объединениям, государственным органам по регулированиютуризма.
Кособенностям производителей туруслуг можно отнести такие отличительныесвойства, как взаимодополняемость, взаимодействие друг с другом. Эта связьособенно видима в долгосрочной перспективе, отражающей композитный характертурпродукта: рентабельность транспортных компаний зависит от загрузки икачества средств размещения, а их выживаемость на рынке определяется качествомдостопримечательностей и степенью посещаемости данного направления.
В короткомпериоде в разработке своих маркетинговых программ различные поставщики туруслугне учитывают интересы друг друга. Практика показывает преобладание в разработкемаркетинговых стратегий именно такой краткосрочной ориентации.
Производителив туризме – это значительное количество независимых и различных по профилю испециализации турпредприятий (туроператор, турагенство, гостиница, ресторан,турбюро) с различными целями.
Здесьразличают несколько уровней маркетинга: предприятий, общественных организаций игосударственных органов. Туризм – сложная система, симбиоз экономики, политики,социологии, экологии и культуры, поэтому для достижения положительногомаркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различныхорганизаций сферы туризма.
Составнымиэлементами общей системы маркетинга в туристской области выступают:государство, местные органы власти, национальные и местные (региональные)туристские организации и предприятия.
Региональные представительства МинспортРоссии и местные комитеты по туризму призваны представлять интересы и развиватьтуризм в своих регионах. Не только традиционные маршруты – Москва иСанк-Петербург, но и многочисленные регионы имеют, что предложить российским ииностранным туристам. Однако, обладая большим туристским потенциалом,большинство регионов имеет слабо развитую инфраструктуру туризма, так какотсутствует правовая и финансовая поддержка. Туризм – прибыльная отрасль,поэтому необходимы создание в регионах представительств и комитетов по туризму,привлечение финансовых средств для инвестирования развития инфраструктуры,представление региона на национальном и мировом рынке.
Чувашская Республика обладает огромнымпотенциалом для развития экологического и сельского туризма — лесами, богатымразнообразием животного и растительного мира. Акцентирование внимания наразвитие экологического и сельского туризма при наличии мирового спроса наданные виды туризма очень актуально. Волжские и сурские пляжи, привлекательныйприродный ландшафт являются притягательными моментами для развитияэкологического туризма. Но в настоящее время остро стоит вопрос о насыщенииобъектов экологического туризма. В частности, отмечается недостаточноесодержание и развитие дорог, необустроенность экологических зон прогулочнымитротуарами или их плохое состояние, отсутствие и беспорядочная разбросанностьторговых рядов, низкое инвестирование сектора экологического туризма.
Развитие сельского туризма неотъемлемосвязано с развитием экологического туризма. Привлечение туристов изгородов-мегаполисов, обеспечение их экологически чистыми сельскохозяйственнымипродуктами из приусадебных хозяйств и предоставление туристам комплексамероприятий по активному отдыху и знакомству с местными культурными традициямипризваны привести к подъему уровня жизни в сельской местности, воспитаниюкультуры у сельских жителей, интегрирование их быта в современнуюинфраструктуру. Особый интерес для европейских туристов представляютархитектурные особенности строительства изб чувашей. Но для развития этого видатуризма необходимо обеспечить туристам комфортабельные условия проживания ссоблюдением всех гигиенических норм содержания гостевых хозяйств. Необходимопроведение обучающих семинаров для владельцев гостевых домов с выездомспециалистов и обеспечением информационной пропаганды рентабельности сельскоготуризма.
Молодежный туризм требует к себе особоговнимания. На территории Чувашской Республики имеется достаточное количествотуристских баз, построенных по принципу коллективного размещения в номерах, судобствами на территории, которые на сегодняшний день испытывают затруднения позаполняемости вследствие морального и физического износа основных средств инизкого качества предлагаемых услуг. Требуются инвестирование строительствановых и реконструкция имеющихся молодежных гостиниц-хостелов. Финансовоеположение студенческой и учащейся молодежи, их нетребовательность к условиямпроживания дают возможность переориентации туристских баз под молодежные лагеряс предоставлением комплекса анимационных, туристских, спортивных иразвлекательных мероприятий.
В Чувашской Республике регулярнопроводятся соревнования по туристским спортивным многоборьям, а именно:пешеходному, водному, горному туристскому многоборью. Также проводятсясоревнования по спортивному ориентированию, 4 раза в год собираются туристскиеслеты. Имеются все необходимые природные ресурсы для проведения вышеназванныхмероприятий, кроме условий для проведения экстремальных туристско-спортивныхсоревнований. Прослеживается положительная динамика вовлечения населения всехвозрастных групп в сферу спортивного туризма. Спортивно-оздоровительный туризм- это самостоятельная и социально ориентированная сфера; эффективное средстводуховного и физического развития личности, позволяющее гармонично решать задачиоздоровления личности и сохранения природы средствами спортивного туризма. Втечение последних трех лет в Чувашской Республике наблюдается устойчивый ростувлекающихся спортивно-оздоровительным туризмом. По данным Федерацииспортивного туризма Чувашской Республики, в 2004 году по сравнению с 2001 годомчисло занимающихся спортивным туризмом выросло в 2,25 раза, число участниковсоревнований по туристскому многоборью — в 1,5 раза. Растет количествотуристских клубов и секций. Направление спортивного туризма наиболеепритягательно для социально незащищенных слоев населения: людей с ограниченнымифизическими возможностями, сирот, семей с низкими денежными доходами, детей,молодежи и семьи в целом. К сожалению, уровень развитияспортивно-оздоровительного туризма в республике не соответствует требованиямвремени. Мало внимания уделяется спортивному туризму во многих районахреспублики. В виду отсутствия пропаганды туристско-спортивных мероприятий врайонах Чувашской Республики на соревнования по спортивным туристскиммногоборьям привлекается недостаточное количество молодежи.
Недостаток квалифицированныхорганизаторов в сфере туризма является одним из основных факторов, негативновлияющих на развитие туризма в Чувашской Республике. В связи с этим одной изосновных задач реализации Программы является совершенствование подготовкиадминистраторов, организаторов туризма и анимационных мероприятий по всемприоритетным направлениям развития туризма в Чувашской Республике.
Основной целью Программы являетсяформирование на территории Чувашской Республики конкурентоспособноготуристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, возможности дляудовлетворения потребностей населения Чувашской Республики, российских изарубежных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны,значительный вклад в социально-экономическое развитие республики за счетувеличения доходной части республиканского и местных бюджетов, притокаинвестиций, создания новых рабочих мест, оздоровления населения, сохранения ирационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Для достижения основной цели Программы впериод до 2010 года необходимо обеспечить решение следующих приоритетных задач:
1. Создание системы управлениятуристской отраслью:
— координация деятельности структур,регулирующих развитие отрасли;
— придание процессу развития туризма вреспублике целенаправленного планового характера.
2. Развитие нормативно-правовой базы всфере туризма:
— нормативно-правовое регулированиеразвития туристских ресурсов;
— принятие муниципальных нормативныхправовых актов в развитие и во исполнение Программы.
3. Информационно-рекламное обеспечениетуристской отрасли:
— создание центра маркетинга, рекламы икоординации работы туристской отрасли в Чувашской Республике;
— формирование имиджа ЧувашскойРеспублики как туристско-привлекательного центра;
— активное продвижение республиканскоготурпродукта на российском и мировом туристских рынках;
— создание системы информационногообеспечения пребывания туристов на территории республики.
4. Инвестирование туристской отрасли:
— повышение инвестиционнойпривлекательности туристской отрасли республики;
— повышение инвестиционной активностипредприятий сферы туризма;
— развитие материальной базы туристскихобъектов и сопутствующего сервиса путем привлечения российских и иностранныхинвестиций.
5. Развитие туристской инфраструктуры:
— создание благоустроенных туристско-рекреационныхзон в местах традиционного отдыха туристов;
— содействие развитию транспортнойинфраструктуры региона;
— освоение новых для региона видовтуризма, не наносящих урона природным ресурсам (делового, экологического,этнографического, молодежного, спортивного, санаторно-курортного,экстремального и пр.);
— создание условий для возрождениякруизного туризма по р. Волга;
— содействие расширению и повышениюклассности сети гостиниц в республике;
— создание условий для стимулированиядополнительных денежных затрат транзитных автотуристов;
— обеспечение развития социальноготуризма, в том числе для среднего и старшего возрастов, молодежного, детского исамодеятельного туризма.
6. Кадровое обеспечение туристскойотрасли.
3. Функции ивиды туристического рынка, и их анализ
Туристическийрынок – это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесспревращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращенияденег в туристско-экскурсионные услуги.
Другимисловами, туристский рынок – это сфера проявления экономических отношений междупроизводителями и потребителями туристского продукта. Если экономическиеинтересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, топроисходит акт купли продажи туристского продукта.
Рынок выполняетмногочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую,ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Нов качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:
1) реализациястоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;
2)организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);
3)экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.
В процессевыполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости,которое отражается посредством обмена: деньги – туристский продукт.
Завершениеэтого обмена означает законченность акта товарно — денежных отношений,реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественноепризнание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальныйход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средствадля развития туристской индустрии.
Функцияорганизации процесса доведение туристского продукта до потребителя осуществляетсячерез создания сети турагентов и туроператоров по его реализации.
Функцияэкономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, чтов процессе обмена «деньги – туристский продукт» на туристском рынкераспределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенномвиде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежноевознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества иувеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии сзапросами потребителей.
Туристскийрынок характеризуется наличием субъектов, т.е. юридических и физических лиц,которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можновыделить три субъекта туристского рынка, а именно: самих туристов,туроператоров и турагентов.
Туроператор –это туристская организация, которая занимается разработкой туристских маршрутови комплектаций туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу,рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает вустановленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентамдля выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.
Турагент –хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретаеттуры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по нимпутевки и реализует эти путевки непосредственно туристам.
Турист –лицо, путешествующее любой целью, кроме поиска заработка и перемены постоянногоместа жительства, при сроке пребывания вне своего постоянного места жительстване менее 24 часов.
Туристскийрынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса ипредложения, условиями реализации туристского продукта.
Емкостьтуристского рынка – это его способность «поглотить» то или иное количествотуристского продукта, т.е. возможный объем реализации отдельных туров, услугтуризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах ипредложении. Емкость зависит объемов платежеспособного спроса населения,уровень цен и размеров туристского предложения.
На туристскомрынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, ипредложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.
Механизмфункционирования туристского рынка – это система действий экономических рычаговдля сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен«деньги – туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристскогопродукта.
Функционированиетуристского рынка можно представить схемой, приведенный на рис.1, котораяпоказывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусамитуристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег итуристского продукта, которые движутся на встречу друг другу, создаваятуристский кругооборот.
Туристскийкругооборот – это система экономических и юридических отношений, возникающаямежду туристом и туристской фирмой и показывающая направления движениятуристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма иденежных поступлений в бюджет доходов туристской деятельности.
Туристскийкругооборот осуществляется по следующей схеме:
1 — туристплатит турфирме деньги за турпутевку;
2 — турфирмавыдает туристу турпутевку;
3–туристобменивает турпутёвку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;
4–в процессереализации турпродукта турист получает туристические впечатления, т. е.происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;
5 – турфирмапроизводит инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии и насоздание новых видов турпродукта;
6 – турфирмыполучают новые виды турпродукта;
7 – турфирмыплатят налоги и различные сборы в бюджет. Функционирование туристского рынка исвязанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонныйхарактер. На сезонность в туризме влияют различные факты.
К первичнымфакторам сезонности функционирования туристского рынка относятсяприродно-климатические.
К вторичнымфакторам относятся: 1) экономические – структура потребления товаров и услуг,формирование платежеспособности спроса посредством предложения; 2) наличиесвободного времени; 3) демографические – дифференцированный спрос пополовозрастному составу и другим признакам; 4) психологические – традиции,вкусы, мода; 5) технологические – связанные с комплексным предоставлениемкачественных услуг.

/>

Рис.1. Схемафункционирования туристического рынка
Для успешной реализации единогоорганизованного комплекса мероприятий по развитию въездного и внутреннеготуризма в Чувашской Республике и достижения главной цели Программы необходимонаправить усилия на:
— удовлетворение потребностей выявленныхреальных и потенциальных потребителей туруслуг путем качественного улучшениякомплекса предлагаемых туруслуг;
— проведение мероприятий по увеличениюпродолжительности пребывания туристов и стимулированию дополнительных денежныхзатрат в туристских дестинациях республики;
— организация комплекса мероприятий попропаганде внутренних туристических ресурсов среди выезжающих на отдых из ЧувашскойРеспублики;
— проведение комплекса мероприятий поувеличению потока туристов в Чувашскую Республику;
— развитие материальной базысанаторно-курортных учреждений, центров туризма и отдыха, молодежных хостелов ит.д.
Система программных мероприятий включаетразделы, разработка которых позволит получить инструмент, позволяющийсформировать новый туристический продукт, отвечающий потребностям ивозможностям республики, а также основным тенденциям развития туризма(приложение N 2). Система программных мероприятий разбита на разделы,объединяющие схожие по своей направленности мероприятия.
1. Нормативное, правовое иорганизационно-методическое обеспечение управления развитием туризма:
— разработка муниципальных программ иконцепций развития туризма;
— создание программ профессиональногообучения кадров по подготовке, переподготовке и повышению квалификацииспециалистов для всех видов деятельности в туристской индустрии, в том числе ируководителей органов исполнительной власти, курирующих туристскую отрасльреспублики и муниципалитетов;
— выработка эффективного механизмапланирования и контроля за созданием новых туробъектов с учетом спецификиЧувашской Республики;
— стимулирование создания инновационныхтуристических продуктов;
— разработка системы ведения учетаколичества прибывающих туристов, количества затраченных ими денег на территорииреспублики, распределение туристов по целям визита;
— разработка кредитных программ длядолгосрочного кредитования строительства и обустройства объектов туризма.
2. Развитие тура по г. Чебоксары итуристско-экскурсионных маршрутов по Чувашской Республике.
Туристическое районирование позволяетвыделить наиболее приоритетные направления развития туризма и туристскогосервиса, создать систему тематических маршрутов по различным интересам свозможностью включения большинства административно-территориальных единицЧувашской Республики в процесс приема туристов. Востребованным туром по г.Чебоксары, по оценкам экспертов Европейской комиссии, будет разбивка города наподзоны и их предложение в виде единого комплексного турпакета:
— центр города — сосредоточениекультурных достопримечательностей и ресторанов;
— прибрежная зона — сосредоточениемонастырей как исторического наследия города — и набережная, способная принятьвсех туристов из круизных теплоходов по р. Волга;
— территория залива — место отдыха,включая детскую зону, водные аттракционы, лодки, развлечения и мини-рестораны;
— территория пляжа — место отдыха,водных и спортивных развлечений, прогулок по парку.
3. Развитие международного рынка.Информационно-рекламное и кадровое обеспечение туризма.
Основу блока мероприятий поинформационно-рекламному продвижению туристского продукта Чувашской Республикисоставляет создание государственной чувашской туристской организации, котораябудет выполнять следующие функции:
— создание и поддержка интерактивногодвуязычного интернет-сайта «Туризм в Чувашской Республике», не толькорекламирующего услуги турфирм, но и позволяющего забронировать те или иныеуслуги (проживание, трансфер и т.д.) из любой точки планеты;
— создание информационного банка данныхоб объектах туристской индустрии и туристских ресурсах республики;
— издание туристских карт и атласов;
— создание постоянно действующейэкспозиции о туристско-рекреационных ресурсах республики;
— участие в основных международных имежрегиональных туристских выставках путем предоставления единого стендаЧувашской Республики;
— организация рекламной кампании вроссийских и зарубежных средствах массовой информации с целью формированияобраза Чувашской Республики как региона, благоприятного для туризма;
— разработка и продвижение турпродукта ипакета программ местных субъектов туризма на российский и международный рынки;
— внедрение туристских дисконтных карт,дающих скидки в тех или иных туристских дестинациях, в том числе на проезд наодном из видов городского транспорта.
Для обеспечения туристской отраслиреспублики квалифицированными туристскими кадрами предполагается провестиследующие мероприятия:
— организация маркетинговогоисследования по определению региональной потребности в специалистах в сферетуризма и рекреации;
— организация системы непрерывногообучения, специализации и повышения квалификации руководителей субъектовтуристской деятельности, а также государственных и муниципальных служащих,курирующих вопросы развития туризма;
— содействие в формировании сетиспециализированных факультетов и отделений в учебных заведениях республики иподготовка высококвалифицированных преподавателей в международных и российскихбазовых учебных центрах подготовки туристских кадров.
4. Развитие транспортной инфраструктурыи придорожного сервиса:
— реализация стратегии развитияоткрытого акционерного общества «Авиалинии Чувашии»;
— выработка и реализация планамероприятий по строительству и обустройству аэропорта открытого акционерногообщества «Авиалинии Чувашии» в г. Чебоксары;
— проведение комплекса мероприятий пофинансовому оздоровлению открытого акционерного общества «Чебоксарскийречной порт»;
— строительство речного порта в г.Чебоксары и обустройство прилегающей территории, насыщение торговыми рядами, восновном ориентированными на продажу сувениров с национальной символикой;
— содействие налаживанию контактов стуроператорами речного туризма России.
5. Улучшение качества гостиничногосервиса и общественного питания. Развитие санаторно-курортной отрасли:
— классификация коллективных средствразмещения в соответствии с положением о государственной классификации гостиници других средств размещения;
— проведение реконструкции существующегогостиничного фонда г. Чебоксары и районов и городов Чувашской Республики дляувеличения количества номеров класса «люкс»;
— строительство в г. Чебоксары гостиницуровня трех — четырех звезд;
— создание системы цивилизованной арендычастного жилого фонда для размещения туристов и рекреантов;
— разработка нормативных требований повнедрению комплекса дополнительных услуг при гостиницах и других средствахразмещения, отвечающих требованиям государственных стандартов;
— расширение спектра услуг, предлагаемыхгостиницами, санаториями, внедрение анимационных программ;
— обустройство береговой части рек присанаториях, обустройства пляжных зон республики;
— обустройство пляжных зон г. Чебоксары,строительство туалетов, душевых кабин, кафетериев, пунктов проката пляжного инвентаря;
— организация дополнительного комплексауслуг, в том числе предложение меню в ресторанах как минимум на одноминостранном языке.
6. Экологический и сельский туризм.
Экологический туризм — актуальнейшее насегодняшний день направление туризма, пользующееся в последнее время огромнымспросом среди туристов европейских стран и российских городов-мегаполисов.Развитие экологического туризма в Чувашской Республике неразрывно связано сразвитием сельского туризма.
Для развития сельского туризма необходимоопределение экспериментальной площадки в одном из приоритетных районовЧувашской Республики. Наиболее подходящим для развития данного вида направлениятуризма по экологической обстановке, разнообразию ландшафта иисторико-культурным достопримечательностям является Мариинско-Посадский район,где местной администрацией уже предприняты шаги по реализации муниципальнойпрограммы развития эко- и агротуризма. Необходима реализация следующихмероприятий:
— проведение паспортизации объектовэкотуризма и создание электронной базы данных;
— проведение семинаров и конференций попроблемам развития экотуризма;
— разработка экологических туров повидам экотуризма с различными формами передвижения (байдарочных, конных,лыжных, велосипедных и др.);
— организация и проведение летнихэколагерей для школьников и студентов с целью очистки и благоустройстватерриторий;
— проведение комплекса мероприятий посовершенствованию технологии сбора и утилизации отходов, обеспечениюэкологической безопасности;
— содействие в привлечении инвестиций встроительство средств размещения на экомаршрутах и организацию экохозяйств;
— издание путеводителя по объектамэкотуризма в Чувашии на русском, немецком, английском языках;
— обустройство смотровых вышек иплощадок на территории объектов экотуризма;
— формирование информационныхсправочников на бумажном и электронном носителях для гидов-экскурсоводов поэкотуризму.
Для успешной реализации сельскоготуризма необходимо проведение следующих мероприятий:
— определение гостевых хозяйств, готовыхк приему туристов;
— разработка и издание методическихрекомендаций по организации сельского туризма;
— содействие в регистрации хозяевгостевых домов в качестве индивидуальных предпринимателей;
— создание банка данных гостевыххозяйств;
— выработка системы классификациигостевых хозяйств;
— отбор и обучение кадров, необходимыхдля работы в системе сельского туризма;
— содействие в организации выездныхобучающих туров для хозяев гостевых хозяйств в регионы России с развитымсельским туризмом (Калининградскую область, Алтайский край);
— содействие хозяевам домов, занятых всельском туризме, в установлении контактов с туроператорами;
— проведение рекламно-информационныхтуров для журналистов и туроператоров;
— интеграция сельского туризма как сферыпредпринимательской деятельности в другие районы Чувашской Республики.
7. Социальный, молодежный,спортивно-оздоровительный туризм.
Достаточно актуален сегодня вопроссоциального, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма. Для успешнойреализации данного направления туризма необходимо решение следующихприоритетных на сегодняшний день задач:
— разработка, реализация модели имеханизмов развития социального, молодежного туризма в Чувашской Республике;
— организация благотворительных туровдля воспитанников детских домов, школ-интернатов;
— проведение конкурсов среди турфирм наразработку новых программ и маршрутов для детей;
— проведение конкурсов проектовмаршрутов «активного» отдыха;
— создание республиканских молодежныхтуристско-оздоровительных лагерей;
— создание муниципальных туристскихклубов;
— проведение региональных,республиканских соревнований по спортивному туризму;
— оборудование полигонов для проведениясоревнований по спортивному туризму;
— оборудование пунктов прокататуристского и спортивного снаряжения.
8. Сохранение и развитие народныххудожественных промыслов и производства сувенирной продукции.
Развитие данного направлениятуристической привлекательности Чувашской Республики невозможно без должнойгосударственной поддержки. Для развития народных художественных промыслов ипроизводства сувенирной продукции необходимо проведение следующих мероприятий:
— разработка туристско-экскурсионныхмаршрутов с посещением мест традиционного бытования народных промыслов:«Дорогой мастеров чувашских», «Чувашия — благодатный край»;
— разработка карты-схемы (каталога)традиционных мест бытования народных художественных промыслов в ЧувашскойРеспублике;
— создание историко-этнографическогокомплекса «Город мастеров» на территории туристического причалаЧебоксарского речного порта, состоящего из специализированных павильонов попродаже изделий народных художественных промыслов и ряда кафе;
— организация продажи на предприятияхрозничной торговли товаров народного потребления с элементами национальнойсимволики и сувенирной продукции;
— повышение инвестиционнойпривлекательности предпринимательства в сфере изготовления сувенирнойпродукции.
9. Культурный, событийный ибизнес-туризм.
В Чувашской Республике в последнее времямного внимания уделяется культурным и событийным мероприятиям. В дни проведениякультурных и событийных программ наблюдается наплыв людей в местах ихпроведения. Для сохранения культурных достопримечательностей и поддержкиданного вида направления туризма требуется решение следующих приоритетных задач:
— создание и поддержка на конкурснойоснове новых туристических музейных программ, привлекательных для иногороднихтуристов и местного населения;
— разработка и внедрение в районах игородах Чувашии базовых событийных программ, привлекательных для туристов;
— создание интернет-справочника«Культурный туризм»;
— реконструкция и благоустройствоисторических центров Чувашии, разработка программ комплексной реконструкции иблагоустройства исторических центров туристических городов;
— создание условий для увеличениявремени пребывания бизнес-туристов.

Заключение
Выполнение Программы позволит создатьправовые, экономические и организационные условия для развития туризма вЧувашской Республике и на этой основе укрепить доходные базы республиканскогобюджета Чувашской Республики, бюджетов районов и городов, удовлетворитьпотребности населения Чувашской Республики, российских и зарубежных граждан втуристско-рекреационных услугах, активном и полноценном отдыхе, укрепленииздоровья, приобщении к культурным ценностям, сохранить народные традиции.
Главный социальный эффект Программыбудет состоять в создании предпосылок и условий для удовлетворения потребностейнаселения, в том числе детей, в активном и полноценном отдыхе, укрепленииздоровья, приобщении к культурным ценностям. Реализация Программы станет однимиз решений проблемы занятости населения. Прогнозируемое ежегодное повышениетуристских потоков в Чувашской Республике в результате осуществления Программыприведет к общему увеличению количества туристов до 75 тыс. человек, чтообусловит создание новых рабочих мест. Развитие туристской сферы в республикеувеличит поступления в бюджет за счет доходов от туристских услуг и связанных сними видов деятельности не менее чем на 5 млн. рублей ежегодно.
Выполнение Программы будетспособствовать экономическому развитию республики, формированию новогосоциально-культурного облика региона, содействовать повышению жизненного уровнянаселения.
В результате реализации Программыпредполагается ввести в эксплуатацию свыше 400 гостиничных мест для размещениятуристов, дополнительно создать от 1750 до 2500 новых рабочих мест вгостиничном хозяйстве и учреждениях обслуживающей инфраструктуры.
Кроме того, формирование в республикеэффективного туристского комплекса повысит ее привлекательность как сферымеждународного предпринимательства и делового сотрудничества.
Развитие активного туризма, проведениемероприятий по благоустройству и озеленению городов будет способствоватьулучшению экологической обстановки.

Список использованной литературы
1.        ВологинН.А. Социальная политика: Учебник / Н.А. Вологина. – М.: «Экзамен», 2006. – С.480 – 493.
2.        КарповГ.А. Туризм как объект управления / Г.А. Карпова, Л.О. Абаева, А.В. Володова идр.; — М.: Вуз и школа, 2002. – С. 65 – 119.
3.        КвартальновВ.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 158 – 162, 201 — 206.
4.        АпаринН. С. Платные услуги населению в сфере туризма в системе макроэкономическихрасчётов / Н.С. Апарин, Л. С. Мымрикова, Б.Т.Рябумкина // Вопросы статистики, — №4, — 2008. – С. 19 – 27.
5.        СараевА.С. О покозателях статистики туризма // Вопросы статистики, — №9, — 2007. – С.39 – 43.
6.        Развитиетуризма в Чувашской Республики на 2005 – 2010 годы, Республиканская целеваяпрограмма: от 16 декабря 2004. — №137 // Собрание законодательства ЧувашскойРеспублики. – 2004. — №12. – ст.806.