Туризм в России. Состояние и перспективы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.        Основные понятияи государственное регулирование сферы туризма в России
2.        Индустрия туризмав России, состояние и проблемы
2.1.    Туристскийпотенциал России
2.2.    Индустриягостиничного дела и питания
2.3.    Индустриятранспорта
3.        Особенностивнутреннего российского туррынка на современном этапе
4.        Оценка и прогнозыразвития внутреннего туризма в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Туризм вошел в XXI век каксамый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально– экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм –главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пятиосновных источников дохода.
Особенных успехов мировойтуризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возрослов четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходитсяболее 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировыхинвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов [4,стр.5].
Туризм оказывает огромноевлияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц иресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребленияи многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.
Индустрия туризма – это отрасльэкономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и образования,организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.
Сфера туризма – давно определившаясяэкономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными добывающимиотраслями, туризм – важное и относительно новое направление развития экономики.
В настоящее время Россия в качествестраны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировомтуристском рынке. На доля въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1%мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, чтокультурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многихстранах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.
Следовательно, передроссийской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построенияэффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позициикаждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, испособствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса,врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированнаяконцепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровенькачества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российскийтуризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста вРоссии внутреннего и въездного туризма.

1.        Основныепонятия и государственное регулирование
сферы туризма в России
 
Федеральный закон «Об основах туристской деятельностив Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ определяет туризм каквременные выезды(путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянного места жительства в оздоровительных,познавательных, профессионально-деловых,  спортивных, религиозных и иныхцелях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорийнаселения туризм подразделяется на внутренний и международный.
Внутренний туризм – это временный выезд граждан конкретной страны спостоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны дляотдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в другихтуристских целях.
Международный туризм – это систематизированная и целенаправленная деятельностьпредприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг итуристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации(въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта зарубежом (выездной туризм) [6, стр. 26] .
В Федеральном законе «Обосновах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗдаются следующие понятия внутреннего, выездного и въездного туризма.
Туризм внутренний – туризм в пределах территорииРоссийской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.
Туризм выездной – туризм лиц, постояннопроживающих в Российской Федерации, в другую страну.
Туризм въездной – туризм в пределах территорииРоссийской Федерации лиц не проживающих постоянно в РФ.
В литературе также дается определение внутреннийтурист. Это ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в посещаемом местекак минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности ипутешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но внепределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и незанимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
К категории внутренних туристов не относятся и неучитываются в статистике внутреннего туризма:
— постоянные жители, которые перемещаются вдругое место или местность в пределах страны в целях организации своегообычного места жительства, например, переселенцы, лица, по каким-либо мотивамменяющие свое местожительство;
— лица, перемещающиеся в другое место в пределахстраны для занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте,например временные или сезонные, вахтовые рабочие;
— лица, перемещающиеся между местностями в целяхоплачиваемой работы или учебы;
— военнослужащие, находящиеся при исполнениислужебных обязанностей или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие ичлены их семей;
— кочевники и беженцы, а также вынужденныепереселенцы;
— транзитные пассажиры;
— участники групповых поездок на туристскихпоездах, ночующие в вагонах поезда;
— члены экипажей морских судов, железнодорожныхпоездов, ночующие на судне или в вагоне поезда [6, стр. 31].
Государственная политика в сфере туризма – это деятельностьорганов государственной власти, различных организаций по определению формы,задач и содержания деятельности в сфере туризма.
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующимотношения в сфере туризма, Федеральный закон от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «Овнесении изменений в Федеральный закон «Об основах турис­тской деятельности вРоссийской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государствопризнает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ иважным направлением государственного регулирования сферы туризма являетсяподдержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельноготуризма.
С вступлением в силу настоящего Закона с 01.06.2007 годалицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность утрачивают силу ивводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность всфере внутреннего и международного туризма.
В России сейчас существует две организации, ответственные засостояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) иКомитет по экономической политике, предпринимательству и туризму вГосударственной Думе РФ.

2.        Индустриятуризма в России, состояние и проблемы
 
2.1.    Туристскийпотенциал России
Одними из наиболеепривлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природноенаследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вкладв мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известныво всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множествоуникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственномреестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектовнаследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029– местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут бытьотнесены к мировым сокровищам культуры.
На территории Россиинаходится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них,13 – как объекты культурно наследия.
Основуисторико-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которыецелесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи имузеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.
Важную роль вформировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимыепамятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитываетсяболее 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн.музейных предметов.
В России поставлены нагосударственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особоценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природныйкомплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящеевремя существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).
Важную роль в сохранениинаследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их нихсохраняется не только природное наследи, но и уникальные историко-культурныеобъекты.
Особое значение ворганизации интересных туристских маршрутов играют исторические города ипоселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В нихсохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятникиградостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и историческиеландшафты [7, стр. 405].
2.2.    Индустриягостиничного дела и питания
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса – этоотрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.
Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западныхстандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было.
Серьезный недостаток гостиничных мест в главныхроссийских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса помеждународным стандартам – это один из основных факторов, тормозящих развитие.По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 годубыли загружены в среднем по стране только на 34% [1, стр. 49].
По сравнению с началом1999-х гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения не увеличилось, а,наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращениятуристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и отосновных курортных центров регионах. Таким образом, объемы неосвоенныхтуристских ресурсов за последнее время только возросли.
Существующая материальнаябаза гостиниц и аналогичных средств размещения характеризуется высокой степеньюфизического и морального износа, до 70% ее нуждается в реконструкции и замене.Сохранилась и даже обострилась проблема неравномерности размещения гостиничнойсети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера,которые располагают очень интересными историко-культурными и природнымитуристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и дажесократили ее за годы кризисного периода развития экономики [7, стр.406].
Вторая составляющаяиндустрии гостеприимства – система питания – практически на 100% находится всфере частного предпринимательства и в силу отсутствия необходимостиединовременного вложения крупных инвестиций и высокой отдачи получилаинтенсивное развитие. В настоящее время создано достаточное количествоучреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве иСанкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и другихпопулярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей,в достаточной мере удовлетворяющих спрос и предоставляющих услуги любого уровнясложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место и в других туристскихцентрах [2, стр. 33].
2.3.    Индустриятранспорта
Транспортное обслуживаниетуристов – одна из составных частей индустрии туризма. Внастоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация.Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги.
Еще одним негативным факторомявляется то, что в России на законодательном уровне неурегулированы в достаточной мере взаимоотношения туроператора странспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортногоправавступают в противоречия с национальными нормативно-правовымиактами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (азачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским,речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. вбывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшаяавтомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт иобеспечивавшая потребности как внутреннего,так и международного рыночныеотношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризмепривел к перепрофилированию некоторыхтранспортных предприятий, а в ряде случаев — к их банкротству[6,стр.62].
Спрос на туристские транспортные услугивнутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, втом числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские,автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижениемплатежеспособности граждан России, со значительным повышениемтарифов на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора идругими факторами [4, стр.105].
Парк авиационного иречного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшейтехники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являютсямалодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортныхсредств может достичь критической величины, за которой следует нарушениеритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных иморских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практическиотсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том,что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классическойстраной железнодорожного туризма [7, стр.407].

3.        Особенностивнутреннего российского туррынка на современном этапе
Достаточно взглянуть накарту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы.Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежныетуры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома.Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторахотечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального,приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знаниясограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями оЧерноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха впределах области, края, в которых они живут.
Как результат, ресурснаябаза внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннеготуризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа экономическогоразвития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, идолжны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж [5, стр.249].
По мнению большинстваруководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнеевремя наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннеготуризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкамСанкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутреннихтуристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризмахарактерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха(70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизамна теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение вреспубликанские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволитьсебе более продолжительный организованный отдых (15-28 дней). Пик внутреннеготуризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).
Тем не менее в настоящеевремя развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многимпричинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россиюроссиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок приих низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информированоо туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, утуристских фирм возникают проблемы при работе с организациямисанаторно-курортного комплекса [7, стр. 49].
Большую роль в оживлениивнутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетахсобственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нетпрямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работаютпреимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться завнутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому чтоничего о них не знают [5, стр. 250].
Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмыРоссии начали постепенно проявлять интерес к внутреннему и въездному туризму. Этосвязано с тем, что во многих странах уже давно поняли необходимость развитияпрограммобслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой странывнутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономикиблагодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности,благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и вРоссии. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенногоразнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важнойзадачей развития российского туристского рынка.
Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития.Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российскихтуристских предприятий отстает от международного уровня и стандартовобслуживания по несколькимочень серьезным параметрам.
Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия  предлагаемыхуслуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (асоответственно и по ценам), а такжеотставание от международного уровнякачества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскимиработниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российскоготуристского законодательства.
Во-вторых, важными моментами, повлиявшими наопережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга,являются: возникновение в постперестроечный  период огромного спроса на зарубежныепоездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижениеспроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам исоображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержкипродвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствиекрупных консолидированных туроператоров, способных  нафинансирование такого продвижения [6, стр.75].
Развитие российскоговнутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которымотносятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы кактуристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитиетуристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствиеразвитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работатранспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовойинформации о криминальной ситуации в стране; непроработанностьнормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристскихнаправлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустриитуризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.
Эти проблемы невозможнорешить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее времяк первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмомотносится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает:формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитиепредпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укреплениематериально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественныхи иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспеченияконкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка ивнедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания;возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интересаграждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросовсохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активнойрекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формированиеобраза России как страны, благоприятной для туризма [7, стр. 6].
Государство должноподдерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма истимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне. Для этоготребуется самым серьезным образом модернизировать Концепцию развития туризма вРоссии, разработать эффективную современную модель конкурентоспособногоотечественного туризма на мировом туристском рынке для превращения туризма вдоходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данноймодели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеетне только экономический, но и стратегический социальный смысл.

4. Оценка и прогнозыразвития внутреннего туризма в России
Российский рынок туризмасоставляет пока около  2-3% мирового, но развивается и будет развиваться в 3-4раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год.
Из-за множества проблем стуристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мировоготуризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета потуризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.
По данным Всемирной туристской организации к 2020 годуприезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, ароссияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменениеструктуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3%по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшениюбаланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».
Следует отметить, что по совокупности объективныхпричин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда зарубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугамивыездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населенияРоссии. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного праваграждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значениеприобретает внутренний туризм.
Потенциал туризма в России высоко оцениваетсязападными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшуюлигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошлав первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма такжевесьма высоки – 7-8 млрд. долларов [3, стр. 9].
Россия в 1990 году по доле в мировом туристском потокезанимала 23-е место, в 1999 году переместилась на 15-е место, к 2020 году, попрогнозу ВТО, будет занимать 9-е место в мире как по въезду, так и по выезду.
Высокими темпами будут развиваться такжеинфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустриитранспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На рубежетысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое иполитическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство иполитику ряда государств и регионов мира.
В сферетуризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности имеждународных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса исанаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение длягосударства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а такжеотдельной личности в частности.
Россия покане может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли встране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия началакачественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной ицивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со сторонырегиональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитаютотдыхать в своем отечестве.
Несмотря на продолжающийся туристскийбум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оноадекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается восновном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса,недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.
Неразвитость туристскойинфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности встране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 %мирового туристского потока.
По прогнозам в ближайшие 10 – 15 леттуризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и еекрупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики,может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валовогонационального дохода России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Закон РФ от 05.02.2007г.№ 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристскойдеятельности в Российской Федерации».
2.        Отчет ВсемирногоСовета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации»,2006г. – 72с.
3.        Биржаков М.Б.,Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в РоссийскойФедерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И –СПб.: Невский фонд,2004.-82с.
4.        Гуляев В.Г.Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика,2003.-304с.: ил.
5.        Здоров А.Б.Экономика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272 с.: ил.
6.        Квартальнов В.А.Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 320 с.: ил.
7.        Чудновский А.Д.,Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях:учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.-416с.