Оглавление
Введение
Глава 1. Психологические основы изучения трудовой деятельности
Классификация профессий
Психологическое содержание профессиональной деятельности
Профессионально важные качества (ПВК)
Структура функционального состояния человека
Модель специалиста, основанная на изучении профессиональной деятельности
Глава 2. Методы психологического изучения трудовой деятельности
Методы психологического изучения трудовой деятельности
Метод профессиографии
Подходы к содержанию и строению профессиограммы
Глава 3. Разработка аналитической профессиограммы деятельности психолога
3.1 Процесс составления аналитической профессиограммы
3.2 Описание результатов
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах – профессиограммах.
Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности. Цель исследования: разработать аналитическую профессиограмму деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места. Задачи исследования:
проанализировать психологические основы и способы изучения трудовой деятельности;
изучить метод составления профессиограммы;
разработать профессиограмму деятельности психолога на основе собственной трудовой деятельности по профотбору кандидатов на вакантные места.
Объект нашего исследования – профессиональная деятельность психолога. Предмет исследования – структура деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места.
Глава 1. Психологические основы изучения трудовой деятельности
Классификация профессий
Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен – по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).
Профессия – это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности [3;212]:
1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;
2) целевая функция и характер результата труда;
3) особенности субъекта труда – его знания, навыки, умения, способности;
4) экономические и социальные стороны – трудоустройство, удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;
5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.
Специальность – это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия – врач, специальность – терапевт, хирург, окулист и т. д.).
Е. А. Климовым [9;58] предложена «четырехъярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа.
Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
1) человек-живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т. п.;
2) человек-техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;
3) человек-человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т. п.;
4) человек-знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т. п.;
5) человек-художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т. п.
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические (от греч. – знание) профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;
2) преобразующие профессии (П) – мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;
3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:
1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г — Ч-Т), лаборант химического анализа (Г — Ч-П), ветеринар (П — Ч-П), слесарь (П — Ч-Т) и т. п.;
2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;
3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;
4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), – актер, акробат и т. п.
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):
1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) – лаборанты, бухгалтеры и т. п.;
2) работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;
3) работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
4) работа в условиях повышенной ответственности (М) – воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.
Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.
Изложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим клеточкам, – это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения. Ведь каждый вид профессий предъявляет определенные требования к психологическому содержанию трудовой деятельности.
Психологическое содержание профессиональной деятельности
Знания психологических закономерностей профессиональной деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины «психология трудовой деятельности».
Психология трудовой деятельности – это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.–PAGE_BREAK–
Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:
1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);
2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;
3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);
4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;
5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники;
6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.
Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным, экономичным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические. Внутренней, интимной стороной овладения профессией является формирование на основе индивидуальных качеств субъекта труда психологической системы деятельности как совокупности психических свойств, качеств субъекта труда, организованной для выполнения функций конкретной деятельности.
Психологическая система деятельности – совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, организованная для выполнения функций конкретной деятельности.
Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками.
Структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности включает в себя (Рис.1):
1) мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);
2) цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;
3) программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;
4) информационная основа деятельности – совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);
5) процессы принятия решения – выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);
6) психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);
7) профессионально важные качества – психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций [3;247].
Рис. 1. Структурная схема психологической системы деятельности
1.3.Профессионально важные качества (ПВК)
Формирование адекватного представления о личности профессионала способствует учету своих достоинств и недостатков, что в конечном итоге ведет к успешному овладению профессией. Исследования показывают, что в процессе профессионализации происходит перестройка представлений о личностных особенностях профессионала в направлении наполнения его личности профессиональным содержанием. Например, исследования динамики представлений о ряде профессий показывают, что по мере профессионального становления личности происходит смещение акцента с общечеловеческих, морально-нравственных качеств в сторону профессиональных и организаторских характеристик. Установлено, что решающую роль в формировании адекватного представления о профессии играет содержание профессионального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью.
В психологической литературе под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С этой точки зрения профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения [13;83]. В контексте нашего изложения под профессионально важными качествами мы будем понимать профессиональные способности и характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение деятельности.
Профессионально важные качества – любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности.
Профессиональные способности – это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эффективность деятельности [14;104]. Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвязаны, взаимообусловлены). Это дает основание говорить о функциональном состоянии – системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности.
1.4 Структура функционального состояния человека
Понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма.
К функциональным состояниям можно отнести целый ряд специфических психических состояний, проявляющихся в процессе деятельности и влияющих на ее эффективность. Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [3;235].
Выделяют следующие показатели функциональных состояний:
— субъективные реакции;
— изменения вегетосоматических и психических функций;
— продуктивность и качество работы.
Внешние критерии развития того или иного состояния проявляются в показателях эффективности деятельности (производительность-продуктивность, качество-надежность). Эффективность деятельности – это не только ее результативность, продуктивность, но и приспособленность системы к достижению поставленной перед ней задачи. Внутренние критерии изменения состояния и эффективности деятельности заключаются в характеристиках цены деятельности, то есть в величине физиологических и психических затрат энергии при выполнении трудовых задач. Чем выше цена, тем напряженнее процесс выполнения задачи.
Формирование функционального состояния.
Функциональное состояние формируется и изменяется под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности. К этим особенностям относятся следующие характеристики человека [4;76]:
1) степень профессиональной пригодности к конкретной деятельности;
2) уровень подготовленности к выполнению трудовых задач;
3) величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для энергетического и информационного обеспечения деятельности;
4) состояние здоровья;
5) отношение к труду.
Важное значение в развитии того или иного состояния имеют факторы трудового процесса: степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда; величина и содержание рабочей нагрузки (ее структура, интенсивность и продолжительность воздействия); степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности психолого-физиологическим возможностям человека. Формирование функционального состояния определяется также воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды (ухудшение микроклимата и газового состава воздуха, шум, вибрация, электромагнитные излучения и т. д.), ухудшением психологического климата в рабочей группе (межличностные конфликты, недостаточная психологическая совместимость), а также зависит от нарушений привычного жизненного уклада, биологических ритмов и стереотипов жизнедеятельности в результате использования нерациональных или непривычных режимов труда и отдыха (ночные рабочие смены, вахтовый метод работы, перелеты на большие расстояния).
Функциональное состояние — интегральный динамический комплекс наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности.
Функциональные состояния, отражающие особенности реализуемой деятельности, характеризуются обязательным наличием следующих компонентов [4;82]:
энергетический – физиологические реакции, обеспечивающие требуемый уровень энерготрат (от биохимического до уровня отдельных систем: кровообращения, дыхания и др.); продолжение
–PAGE_BREAK–
сенсорный – характеризует возможности по приему и первичной обработке поступающей информации (пороги ощущения, адаптация к сигналам и др.);
информационный – обеспечивает дальнейшую обработку информации и принятие решений на ее основе (память, мышление);
эффекторный – ответственный за реализацию принятых решений в поведенческих актах (скорость, темп, точность реакций, координация движений, рабочие действия и др.);
активационный – определяет направленность и степень напряженности деятельности и характеризует актуальную способность человека к реализации имеющихся у него качеств и личностных свойств (особенности гормональной активности и нервной регуляции, уровень внимания, мотивации, эмоционально-волевого напряжения).
Функциональные состояния человека, задействованные в той или иной профессии, являются важным критерием для составления модели личности специалиста, отвечающего требованиям этой профессии
1.5 Модель специалиста, основанная на изучении профессиональной деятельности
Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.
Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста – как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества [12;46].
Различают:
модель специалиста (работающего, функционирующего);
модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.
При построении модели специалиста возможны варианты:
модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;
модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника.
Отмечается ряд пожеланий к модели специалиста и к модели подготовки специалиста:
модель специалиста может быть различной для молодого, начинающего специалиста и опытного, успешного специалиста, ибо по мере профессионализации и на разных ее стадиях для специалиста будет характерно разное соотношение качеств. Одни авторы считают, что лучше строить модель деятельности и личности уже сложившегося специалиста, другие отмечают, что ошибочно, например, в профессиограмме завышать требования и рассчитывать только на идеального, а не на среднего работника;
модель специалиста должна включать компоненты, определенно влияющие на эффективность деятельности и обеспечивающие контроль за ней, легко диагностируемые, создающие возможность вмешательства и коррекции;
модель специалистов, имеющих одну и ту же специальность, но получивших разные специализации, могут очень отличаться;
модель подготовки специалиста исходит из модели специалиста и включает виды учебной и познавательной деятельности по овладению профессиональной деятельностью, учебные планы и программы, воспитательные меры, формы связи с производством, квалификационные характеристики специалистов. Надо уметь построить модель специалиста и переводить ее в модели подготовки специалиста.
В литературе высказывается ряд соображений о разновидностях моделей специалиста. Вариантом модели специалиста является профессионально-квалификационная модель, где отражены: виды профессиональной деятельности на разных должностях и различных рабочих местах, обязанности и функции, качества, знания и навыки. Такие модели необходимы для подбора и расстановки кадров, для аттестации, для составления программы подготовки и переподготовки специалистов.
Квалификационная характеристика специалиста отражает специальность (специализации) и уровень квалификации. Данная характеристика может иметь вид профиля специалиста. В профиле указываются виды профессиональной деятельности, обычно не более двух-трех, например, инженер-исследователь-конструктор или инженер-конструктор-технолог. Возможны модели специалистов узкого и широкого профиля. Квалификационную характеристику называют еще нормативной моделью – это обобщенные требования к деятельности и личности специалиста, паспорт специалиста. Квалификационный профиль – это выражение необходимых работнику качеств в количественном выражении.
В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:
профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;
профессионально-должностные требования (ПДТ) – описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;
квалификационный профиль – сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.
Описанная структура модели специалиста является одной из возможных, разные исследователи в зависимости от своего подхода строят различные ее варианты. Из трех названных компонентов модели специалиста составление профессиограммы в особой мере требует участия психолога. Другие компоненты – должностные требования, квалификационные разряды устанавливаются за пределами психологии, в рамках соответствующей отрасли.
Глава 2. Методы психологического изучения трудовой деятельности
2.1 Методы психологического изучения трудовой деятельности
Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов [12;70]:
1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т. п.) – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;
2) наблюдение за рабочим процессом – для сбора визуальной информации о содержании деятельности;
3) хронометраж – оценка временных параметров трудового процесса;
4) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) – получение письменной и устной информации от субъекта труда;
5) самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;
6) трудовой метод – информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс;
7) биографический метод – анализ жизненного и профессионального пути;
8) физиолого-гигиенические методы – изучение условий деятельности;
9) эксперимент (естественный, лабораторный) – изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы).
В процессе изучения профессиональной деятельности можно столкнуться с некоторыми трудностями, в частности:
изучение профессии предполагает длительную и систематическую работу, требующую значительных временных и организационных затрат;
возникают проблемы, связанные с выделением достаточно полной и, одновременно, компактной системы критериев (параметров) изучения профессии;
проблемы, связанные с построением типологий профессий и специальностей по существенным близким характеристикам (проблема в том, чтобы разобраться, какие характеристики действительно являются существенными, а это во многом зависит от осознания целей профессиографирования);
проблемы, связанные с организацией реального взаимодействия со специалистами по данной профессии в целях обеспечения совместной деятельности по изучению данной профессии;
проблемы использования методов интуитивного «понимания» и «прочувствования» данной профессии силами самого психолога труда, т.е. использования герменевтических методов в оптимальном соединении с методами объективного анализа профессиональной деятельности;
проблемы развития и специального формирования индивидуальных стилей трудовой деятельности, что в культурно-историческом контексте во многом определяет и развитие собственно «объективной» составляющей данного трудового процесса;
проблемы сопоставления одинаковых профессий и специальностей в зависимости от специфики конкретного производства, от традиций в конкретной организации, от особенностей данного региона и т.п [6;58].
2.2 Метод профессиографии продолжение
–PAGE_BREAK–
Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик деятельности [3;257].
Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:
1) специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;
2) комплексность изучения;
3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);
4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности);
5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);
6) использование качественно-количественных методов.
Составляющие профессиограммы:
Трудограмма (описание труда в профессии)
1. Предназначение, «миссия» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.
2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы — культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.). Правильное видение предмета труда — первый важный шаг к профессионализму.
4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.
6. Средства труда – стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.
7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.
8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.
9. Продукт труда (или его результат) – те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).
10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операции; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста.
12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).
13. Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.
14. Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эффективность, за нарушение этических норм.
Психограмма (описание человека труда в профессии)
Это психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
Операциональная сфера специалиста:
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.
11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность.
В целом профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:
четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;
показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.
В литературе правомерно отмечается, что профессиограммы могут иметь различные содержания в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Так, отмечается, что профессиограммы, составленные с целью профориентации и профконсультации, требуют знания: о значимости и месте профессии в народном хозяйстве и в данном районе; о трудовых действиях рабочего данной профессии, а также о технологиях и технике, с которыми она связана, об условиях труда, о том, какие специальные знания, умения, навыки должны быть у рабочего данной профессии; требования к психологическим, физиологическим данным. Профессиограмма, составленная с целью профотбора, указывает тот же автор, ориентируется на выявление наиболее стабильных, устойчивых, профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности труда. В ней дается наиболее полный перечень требований к свойствам человека и противопоказаниям, требования к необходимым и некомпенсируемым свойствам среднего работника данной профессии и желательные качества личности, дающие возможность достижений высокого уровня мастерства; в этой профессиограмме надо назвать группы профессий с наличием стресс-факторов и противопоказания; группы массовых профессий, не связанных с риском для жизни, назвать качества для компенсации и преодоления негативных факторов. По мысли того же автора, профессиограмма в целях производственного обучения имеет свою специфику: она должна отражать результаты анализа профессиональной деятельности передовых рабочих и динамики формирования молодого специалиста в процессе его профессионального обучения, возможность совмещения профессий. Автор указывает также специфику профессиограммы с целью рационализации режима труда и отдых. Здесь предлагается делать акцент на учет времени выполнения и утомительности отдельных операций, распределение микропауз и колебания работоспособности, фиксируемые на фоне фотографий рабочего дня, указывать изменчивость психических функций под влиянием утомления и психические функции, которые менее стойки по отношению к утомлению. продолжение
–PAGE_BREAK–
Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с профессиональным психологом.
2.3 Подходы к содержанию и строению профессиограммы
Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медикогигиенических) труда в целом. Указывается цель, предмет, способ, критерий оценки результатов, характеристика нужной квалификации, средства, условия, организация, кооперация труда, интенсивность труда, виды опасности, воздействия на работника, польза для работника [2;269].
В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма, в которой раскрываются не отдельные характеристики компонентов в профессии и профессионально-важные качества (ПВК) человека, а обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности. В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков: во-первых, описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте, во-вторых, описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника[6;61] .
В литературе описана также схема профессиограммы, называемой автором психологически ориентированной, в нее входят: описание внешней картины труда, трудового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина труда (реакции личности, ее интегральные образования – направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные, процессы – воля, внимание, память, мышление и психомоторика).
Еще одним популярным подходом является задачно-личностный, он состоит в следующем. Первоначально выделяются единицы анализа профессии (по типу модулей, хотя сами модули понимаются несколько иначе, чем в описанном выше подходе). Основой модуля является профессиональная задача, каждая из профессиональных задач увязывается с профессиональными личностными качествами. Модуль профессии – это совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности. Так, в характеристики типового элемента деятельности (левая часть модуля) включены объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности. В психологические характеристики человека, необходимые для осуществления этих задач и действий (правая часть модуля), включены: психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др.
Таким образом, в состав модуля профессии в таком понимании будет входить соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета труда, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств человека (правая часть модуля) [1;4].
Любая профессия включает в себя широкий круг задач. Каждая из профессиональных задач является основой модуля в данной профессии. Числу основных профессиональных задач будет соответствовать число модулей. При этом целесообразно выделять приоритетные, ядерные, стрежневые профессиональные задачи и производные, вспомогательные. Перечень всех профессиональных задач, выстроенных по вертикали, образует каркас, матрицу модулей данной профессии и ложится в основу, как будет показано ниже, профессиограммы.
Могут быть выделены межпрофессиональные модули (профессиональные задачи, действия, необходимые для них психологические качества), общие для пучка профессий. Например, для ряда профессий актуальна задача обновления профессиональной деятельности, поиска и внедрения инноваций, что требует таких психологических качеств личности как гибкость мышления, творческость, открытость к инновациям и др. Видимо, каждая профессия включает в себя как общие межпрофессиональные модули, так и модули, специфические для данной профессии. Модульное представление о профессии имеет практическое значение: оно может облегчать позадачное освоение профессии в ходе профессионального обучения; повышение квалификации может быть представлено как включение нового модуля в ранее сформированную деятельности и т.д. При проведении аттестации важно оценить умение решать различные профессиональные задачи (например, у учителя – изучать и диагностировать учащихся, стимулировать их умственное развитие и т.д.). Таким образом, при аттестации оценивается состояние отдельных модулей профессии.
В нашей работе для составления профессиограммы мы придерживались аналитического подхода.
Глава 3. Разработка аналитической профессиограммы деятельности психолога
3.1 Процесс составления аналитической профессиограммы
Цель исследования: разработать аналитическую профессиограмму деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места. Объект нашего исследования – профессиональная деятельность психолога.
Предмет исследования – структура деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места.
Как уже было отмечено выше, аналитическая профессиограмма раскрывает обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности. В аналитической профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков. Перывй блок – это описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в общественном опыте. Второй блок – это описание психологической деятельности человека и его качеств, симметричных объективной деятельности, но не совпадающих с ней. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности и психологическая структура деятельности, а также психологические качества работника. В рамках аналитического подхода к составлению профессиограммы мы разделили профессиональную деятельность психолога в процессе подбора кандидатов на вакантные места на две подструктуры: операционно-технологическую структуру труда и психологическую структуру деятельности субъекта труда.
Операционально-технологическая структура труда в свою очередь складывается из таких составляющих, как профессиональные функции, профессиональные задачи, конкретные действия и нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач.
В состав психологической структуры деятельности субъекта труда входят такие показатели, как цели действий, психологическая характеристика действий и психологические процессы и ПВК, обеспечивающие протекание действий (Приложение1). При составлении аналитической профессиограммы был использован следующий перечень основных профессионально важных качеств [7;81]:
Мышление, интеллект:
продуктивное (творческое) — репродуктивное;
наглядно-образное;
наглядно-действенное;
словесно-логическое (вербальное и невербальное);
практическое и теоретическое;
интуитивное — логическое;
общая эрудиция;
специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
Восприятие, пороги чувствительности:
зрительное, цветоразличение;
слуховое;
тактильное;
кинетическое;
вкусовое;
межличностное, социальное.
Память, объем памяти, скорость запоминания:
произвольная и непроизвольная;
долговременная, кратковременная;
сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слух);
логическая;
образная;
эмоциональная;
сенсомоторная (двигательная).
Внимание, переключаемость, объем внимания:
произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное;
устойчивое и неустойчивое.
Свойства нервной системы:
сила;
подвижность;
уравновешенность;
лабильность и динамичность.
Двигательные характеристики:
координация движений (по конкретным двигательным органам);
тремор рук;
скорость реакции.
Коммуникативные характеристики:
экстравертированность — интровертированность (связано со свойствами нервной системы);
организаторские способности, готовность к лидерству;
коммуникативные способности, обаяние;
речь: внешняя — внутренняя, вербальная — невербальная, устная — письменная; высота, сила, тембр голоса;
коммуникативная воспитанность и такт;
чувство юмора, остроумие.
Мотивация:
профессиональные интересы и склонности; продолжение
–PAGE_BREAK–
устойчивость мотивов;
согласованность, непротиворечивость мотивов.
Ценностно-нравственные характеристики:
соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей;
иерархия ценностей (общая и профессиональная);
смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;
доброта;
бескорыстие;
честность, порядочность;
обязательность, ответственность, исполнительность;
самокритичность.
Волевые характеристики:
смелость, решительность;
целеустремленность;
осмысленность ответственных действий;
эмоциональная устойчивость;
склонность к риску.
Эстетическое чувство, художественный вкус:
конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.);
продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.
Профессиональный и жизненный опыт:
способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;
способность разумно действовать в трудных ситуациях.
Психофизиологические характеристики человека:
физическая сила;
выносливость;
утомляемость.
3.2 Описание результатов
Исходя из составленной профессиограммы (Приложение1), операционально-технологическая структура деятельности психолога в процессе профотбора кандидатов на вакантные места состоит в следующих этапах работы.
Изучить юридические, медицинские, квалификационные документы поступающего на работу, проанализировать их содержание, сделать выводы о профессиональной пригодности/непригодности кандидата.
Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу. Провести с ним соответствующие методы беседы, определить интересы, личные профессиональные планы, общую и специальную подготовку, информированность о профессии и месте работы, оценить семейное и социальное положение. Проанализировать ответы кандидата.
В соответствии с социально-экономическими, социально-правовыми, социально-психологическими нормативами, а также микроклиматическими условиями труда, планами комплектования организации кадрами и полученными данными кандидата выделить ему конкретный трудовой пост или отсеять кандидата.
Познакомить поступающего на должность с функциями, правилами, правами и перспективами профессии.Рассказать о должностных инструкциях, условиях оплаты труда, перспективах развития данной профессии (специальности).
Психологическая структура деятельности субъекта труда состоит в следующем.
При изучении документов кандидата происходит оценивание психологом изложенных в документах параметров. Это когнитивный процесс, основанный на устойчивом внимании и зрительном восприятии информации, протекающий на уровне репродуктивного мышленияс использованием логических схем, при котором задействована долговременная и оперативная память.
В процессе выяснения причин поступления и пожеланий поступающего на работу психолог с помощью определенных методов познает внутренние мотивы и установки кандидата. Он использует коммуникативные навыки, непосредственно общаясь с кандидатом с помощью речи. Этот процесс сопровождается работой словесно-логического уровня мышления и использованием оперативной памяти, характеризуется устойчивым вниманием и эмоционально-волевой устойчивостью. Для установления контакта психолог использует социальное восприятие и избирательную эмпатию. При анализе ответов кандидата используется продуктивное мышление.
При оценке кандидата для приглашения его на вакантное место психолог, в соответствии с полученными результатами, прогнозирует степень его успешности на конкретной должности. Это когнитивный процесс обобщения, основанный на продуктивном мышлении и избирательном внимании.
В процессе информирования кандидата задействованы коммуникативные и когнитивные процессы. Это речь, социальное восприятие и эмпатия, избирательное устойчивое внимание, а также продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное мышление.
Заключениие
Профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.
Литература
Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии, 1987. №1.
Деркач А.А., Маркова А.К. Профессиограмма государственного служащего.– М.,1999.
Дружинин В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных ВУЗов. – СпБ.: Питер, 2006.
Зараковский Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. –М.: Наука, 1966.
Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987.
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992.
Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: МГУ, 1980.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996.
Организация работы с резервом кадров в органах МЧС России: Метод. пособие. – М.: ВНИИПО, 2007.
Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии: Практикум. – М.: МГПИ, 1990.
Шадриков В. Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально-важных качеств в процессе профессионализации. // Проблемы индустриальной психологии. – Ярославль, 1979.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука. 1982.
Приложение
Операционно-технологическая структура труда
Психологическая структура деятельности субъекта труда
Профессиональ-ные функции
Профес-сиональные задачи
Действия
Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач
Цели действий
Психологическая характеристика действий
Психологические процессы и ПВК, обеспечивающие их протекание
Прием на работу
Изучить документы поступаю-щего на работу
Ознакомиться с документацией, проанализировать ее содержание, сделать выводы о профессио-нальной пригод-ности/непригодности кандидата
Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные
Оценить
Когнитивные (составляющие)
Мышление репродуктивное, словесно-логическое (невербальное). Восприятие зрительное. Память долговременная и оперативная. Внимание устойчивое.
Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу
Провести беседу с кандидатом, применить соответствующие методы беседы, проанализировать ответы кандидата
Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или месте работы, семейное и социальное положение
Познать
Коммуникатив-ные (побужда-ющие к дейст-вию)
Когнитивные (общение)
Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие социальное, внимание устойчивое, избирательная эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость.
Мышление продуктивное, словесно-логическое (невербальное); память оперативная, образная
Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу или отсеять кандидата
Описать портрет кандидата, оценить его потенциал,
рекомендовать на конкретную должность или корректно
завершить работу с кандидатом
Нормативы: социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические, микроклиматические условия труда; планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: его возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка
Спрогно-зировать
Создать
Когнитивные (обобщение)
Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное (невербальное). Внимание избирательное.
Память долговременная, образная, оперативная. Эмоционально-волевая устойчивость.
Познакомить поступаю-щего с функциями, правилами, правами и перспективами профессии
Рассказать, предоставить соответствующую документацию
Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данного производства и данной профессии (специальности)
Инфор-мировать
Коммуникатив-ные (побуждение к действию)
Общение: речь, восприятие социальное; внимание устойчивое, избирательное; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия.