Содержание:
Введение
Глава 1. Рынок: общая характеристика и структура
1.1 Понятие рынка
1.2 Условия и причины возникновения рынка
1.3 Субъекты и объекты рынка
1.4 Основные черты рынка
1.5 Функции рынка
1.6 Виды рынков и их структура
1.7 Позитивные и негативные стороны рыночногомеханизма
Глава2. Планирование деятельности предприятия вусловиях рынка
2.1 Понятие планирования
2.2 Методы планирования
2.3 Принципы планирования
2.4 Содержание бизнес плана
Глава3. Исследование деятельности «ФГУП «Курскаябиофабрика – фирма «БИОК»
3.1 Организационно – экономическая характеристикадеятельности «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК»
3.2 Планирование товарооборота на предприятии «ФГУП«Курская биофабрика – фирма «БИОК»
Заключение
Список литературы
Введение
Даннаякурсовая работа раскрывает сущность рынка, его виды и функции. Эта темаявляется оптимальной на сегодняшний день, так как жизнь обществанепосредственно связана с рынком. Рассмотрение данной темы необходимовследствие того, что современная экономика развитых стран носит рыночный характер,которая оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономическихпроблем и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего вовсех странах мира.
Целькурсовой работы — изучить рынок, его сущность, причины возникновения, субъектыи объекты рынка, основные черты, функции, виды, а так же позитивные инегативные стороны рыночного механизма; планирование деятельности предприятия вусловиях рынка, а так же исследовать деятельность «ФГУП «Курская биофабрика –фирма «БИОК» и дать его организационно – экономическую характеристику, провестипланирование (прогноз продаж) как в общем по товарообороту, так и поконкретному предприятию.
Объектомисследования в курсовой работе является предприятие «ФГУП «Курская биофабрика –фирма «БИОК», которое производит и реализует продукцию, занимается оптовой ирозничной торговлей.
Методамиисследования является Устав предприятия и отчетности: бухгалтерский баланс,приложение к балансу, отчет о прибылях и убытках – за 2005 – 2006 гг. С помощьюэтих документов вычисляются различные экономические показатели деятельностипредприятия (себестоимость, товарооборот, издержки обращения).
Длянаписания курсовой была использована учебная и научная литература, а именно ВалевичР.П. «Экономика торгового предприятия», Куликов Л. М. «Основы экономическойтеории», Казначевская Г.Б. «Экономическая теория» и др. Курсовая состоит извведения, трех глав и заключения.
Первыйрассмотренный вопрос посвящён видам, функциям, структуре рынка, условиямформирования и причинам возникновения, а так же позитивным и негативным сторонамрынка.
Вовтором вопросе идет речь о планировании деятельности предприятия в условияхрынка; рассмотрены принципы и методы планирования, а так же содержание бизнесплана.
Третийвопрос заключает в себе исследование деятельности предприятия «ФГУП «Курскаябиофабрика – фирма «БИОК» и его организационно – экономическую характеристику.Так же в этом вопросе была найдена критическая точка продаж товарооборота изапас финансовой прочности.
Глава1. Рынок: общая характеристика и структура
1.1Понятие рынка
Входе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительныйпуть, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древнихбазаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весьисторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночныймеханизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытиемогня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличиеот других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективногочеловеческого гения.
Всовременной экономической литературе можно встретить самые различныеопределения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся,как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.
Первоеи самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь,публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Предпринималисьпопытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяетрынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платятза одни и те же товары одинаковую цену.
Английскийэкономист XIX в. У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловыеотношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современныйамериканский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупностьсуществующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую рольпокупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов,посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результатеконтактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществлятьсяпрямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийсяэкономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок каксложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой иэффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленногомножества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения междупокупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этимпоявились определения:
ü рынок– это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен всвоих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого илипродаваемого товара;
ü рынок– это система отношений между спросом и предложением;
ü рынок– это совокупность отношений товарного обмена;
ü рынок–это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей ипотребителей товаров.
Итак,обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующемуопределению:
Рынок– это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, котораябазируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.
Рынокпредставляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели ипродавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь междупроизводителями и потребителями экономических благ, между которыми происходитобмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этомпроисходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой.Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходеобмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ.Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными врамках общественного разделения труда производителями, каждый из которыххозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребностивыявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служитстимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболееэффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствуетперераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующихпередовые технологии и высококачественные ресурсы.
Современныйрынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшимсвойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаютсятовары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты илимодификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции,обеспечивающие более высокую производительность, надежность долговечность; вдизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте),повышающие рентабельность производства.
Длясовременного рынка характерно стирание национальных границ, формированиемировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталови валют.
1.2Условия и причины возникновения рынка
Всовременной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые всовокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитиерынка:
ü потребностилюдей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало ипобуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;
ü ограниченностьвсех ресурсов производства труда, земли и других материальных средствпроизводства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзяодновременно заниматься двумя видами труда – станки производить и выращиватьзерновые. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективностипроизводства;
ü общественноеразделение труда, которое означает, что в любом более или менее многочисленномсообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полногосамо обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическимиблагами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства исоздает материальную основу для товарного обмена. История человечества знаетцелый ряд этапов развития этого процесса: отделение земледелия от скотоводства,появление ремесла как особой отрасли хозяйства, выделение купечества, появлениевсе новых и новых отраслей производства. Затем стали дробиться отрасли,углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, онобъективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежнотребует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктахземледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Развитие обменапривело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех илииных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарноепроизводство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которыенужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителястоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для негопредметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворенияпотребностей других людей.
ü экономическаяобособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначальнообщинной, затем частной. Товарный обмен обязательно предполагает стремление кэквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своеготовара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основеэкономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленностьисторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она началаопираться на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким – толокальным кругом интересов.
ü самостоятельностьтоваропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм,крепостное право сдерживали развитие рынка, прежде всего потому, что нарушаликак раз это условие.
Обэтом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX – начала XX в., когда новыеотрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично,чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма.
Частоговорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Этоправильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка – этоне результат достижение разума, а следствие очень длительного историческогоразвития.
1.3Субъекты и объекты рынка
Всостав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечныепотребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на тригруппы:
ü Домашниехозяйства;
ü Фирмы;
ü Государство.
Домашнеехозяйство – это экономическая единица, функционирующая впотребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или болеечеловек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферыматериального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являютсясобственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.
Полученныеот продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворенияличных потребностей.
Фирмы– это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода(прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала,доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширенияпроизводственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг врыночном хозяйстве.
Государство– представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые неимеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственногорегулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственнойдеятельностью.
Каждыйиз субъектов рыночных отношений может действовать одновременно, как покупательи как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке,образуя непрерывный «поток» купли-продажи.
Объектамирынка являются товары и деньги.
Вкачестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторыпроизводства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности.
Вкачестве денег – все финансовые средства.
1.4Основные черты рынка
Перечисленныениже основные черты рынка образуют его характеристику:
ü Рынокпредполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому числоучастников рынка ничем не ограничивается;
ü Рынокпредполагает полную свободу в перемещении материальных, финансовых и людскихресурсов;
ü Рынокпредполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о рынке, не имея товара. Инапротив, чем больше товарная масса количественно и качественно поассортименту, тем более развит и рынок;
ü Рынокпредполагает наличие развитой и устойчивой денежной системы.
ü Рынокпредполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно,свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция «laissezfaire», которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуютсвободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» – силы принуждения.Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка относительна, ибо их действияпредопределены правилами рыночной игры;
ü Привсей его стихийности рынок подчиняется действию законов, и прежде всегодействию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
ü Поснове действий двух основных агентов рынка – продавцов (товаропроизводителей)и покупателей (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом ипроявляется стимулирующий эффект рынка;
ü Рынокпредполагает полную материальную ответственность своих участников за результатысвоей деятельности;
ü Рынокпредполагает вольные цены или, как их называют чаще, — свободные рыночные ценыравновесия;
ü Рынокпредполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновениево все сферы жизни;
ü Рынокпредполагает наличие развитой инфраструктуры, которая повышает егоэффективность;
ü Рынокпредполагает открытость экономики перед мировым хозяйством, положение, прикотором региональный рынок выступает, как часть национального рынка, анациональный — как часть мирового;
ü Рынокформирует такой тип человека, который в свои моральные нормы включает такжерыночную этику и рыночную мораль;
ü Рынокпредполагает наличие внешних факторов, благоприятствующих его развитию, вчастности, благосклонное отношение общества к самому рынку.
Утвердившиесяв обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороныхозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
1.5Функции рынка
1.Информационная. Через постоянно меняющиеся цены,процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективнуюинформацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве техтоваров и услуг, которые поставляются на рынок.
Стихийнопротекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий иперерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенныеданные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Этопозволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство сменяющимися условиями рынка.
2.Посредническая. Экономически обособленныепроизводители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найтидруг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практическиневозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или инаятехнологическая и экономическая связь между конкретными участникамиобщественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточноразвитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимальногопоставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки,послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцупредоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
3.Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты иуслуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных итрудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, толькоих согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражениеобщественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаряэтому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чуткореагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
4.Регулирующая – самая важная. Она связана своздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство.Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулируетснижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда,технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренцияпутем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуруэкономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение иподдержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственногорегулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важнуюроль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения,существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширениюпроизводства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийныедействия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальныхэкономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которойписал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственныйинтерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукойнаправляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя своисобственные интересы, он часто более действенным способом служит интересамобщества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
Всовременных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но игосударственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжаетсохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
5.Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительнаясистема. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение,беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищаетобщественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособныххозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым иэффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровеньустойчивости всего хозяйства в целом.
1.6Виды рынков и их структура
Досих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом деле рыночныймеханизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.
Посвоей структуре рынок представляет собой, такой способ связи или отношениймежду производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит спомощью денег и следовательно, регулятором экономическим отношений выступаетцена. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразныемодифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то нарынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов иденежном рынке – форму процента, на рынке земли – форму ренты.
Описаниеструктуры рынка зависит от выбранных критериев классификации.
Существуетнесколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементыединой рыночной системы. Эти критерии следующие:
1. Пообъектам купли-продажи: потребительский рынок, или рынок товаров и услуг,приобретаемых населением; рынок средств производства; рынок земли; рынок машини оборудования; рынок недвижимости; рынок труда; рынок технологии; рынок услуг;денежный рынок; валютный рынок; страховой рынок; рынок информации; рынокинтеллектуальной собственности (патентов, лицензий); рынок произведенийискусства, духовных благ; рынок отдельных товарных групп (книжный рынок,детские товары и т.п.).
2. Попространственному размещению: локальный; местный; национальный; мировой.
3. Поформам собственности: частный; кооперативный; государственный.
4. Похарактеру продаж: оптовый; розничный; импортный; экспортный.
5. Поуровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса: равновесный; дефицитный;избыточный.
6. Повидам конкурентной борьбы: рынок совершенной конкуренции; рынок не совершеннойконкуренции.
7. Взависимости от характера сделок: свободный рынок; регулируемый рынок.
8. Сточки зрения рыночного законодательства: легальные рынки; не легальные(теневые, черные, серые).
1.7Позитивные и негативные стороны рыночного механизма
1)Позитивные стороны рынка.
Рыноккак определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов,основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене имеет целыйряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизньобщества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления этоговлияния:
ü Рыночнаяэкономика в принципе не знает таких традиционных для командно –административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;
ü Эффективноераспределение и использования ресурсов для производства необходимых обществутоваров и услуг;
ü Возможностьуспешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации:уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
ü Высокаястепень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
ü Оптимальноеиспользование достижений науки и техники;
ü Стимулируетрост производства, ускоряет темпы его развития;
ü Врыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынкастоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;
ü Свободавыбора и действий предпринимателей и потребителей;
ü Способностьк удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;
ü Относительнобыстрое восстановление нарушенного равновесия;
ü Вопределенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которойкаждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямоговмешательства государства.
2)Негативныестороны рынка.
Нестоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указатьна следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма наэкономическую и социальную жизнь общества:
ü Рынокпорождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя.
ü Такимифакторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правилаигры на свободном, классическом рынке;
ü Отсутствиестимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественногоназначения;
ü Рынокне способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров,больных, инвалидов, сирот и т.п.;
ü Отсутствиемеханизма защиты окружающей среды;
ü Неспособностьсохранения не воспроизводимых ресурсов;
ü Отсутствиесоблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход иправа на труд для тех, кто может и хочет работать;
ü Рынокбезразличен к производству так называемых общественных благ и услуг(национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);
ü Рынокне только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и частьнаселения;
ü Неспособностьсодействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
ü Неспособностьструктурных изменений производства, организации денежного обращения, решениярегиональных и межгосударственных проблем;
ü Нестабильностьразвития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;
ü Рынкучужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д.
Глава2. Планирование деятельности предприятия в условиях рынка
2.1Понятие планирования
Планирование — это разработка и корректировка плана, включающая
предвидение,обоснование, конкретизацию и описание
деятельностихозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием напредприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов(материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечногорезультата.
Вусловиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя наполучение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших предприятияхновые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производстваконкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полнойзанятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.
Сущностьпланирования в свободной рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшимобразом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства ипродажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умеломиспользовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.Из этого экономического положения вытекают два важных в теории планированияметода обоснования и максимизации плановой прибыли на каждом предприятии:сокращение применяемых ресурсов и приращение используемого капитала. Первыйпуть ориентирует производителей на планирование снижения затрат, а второй – наповышение результатов.
Планированиена предприятии в условиях рыночных отношений должно быть ориентировано напотребителя, носить прогнозный характер, поскольку базируется на неполнойинформации. В процессе планирования определяется глобальная цель развитияпредприятия, и все частные решения служат условием для достижения поставленнойцели.
2.2Методы планирования
Взависимости от главных целей или основных подходов используемой информации,нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иныхконечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические,программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.
Расчетно-аналитическийметод основан на расчленении выполняемых работ игруппировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условийнаиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектовпланов.
Экспериментальныйметод – это проектировка норм, нормативов и моделейпланов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опытаменеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистическийметод состоит в разработке проектов планов на основеотчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние иизменение характеристики деятельности предприятия.
Нормативныйметод заключается в том, что на основе заранееустановленных норм и технико-экономических нормативов рассчитываетсяпотребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках.
Балансовыйметод заключается в том, что путём построения балансовдостигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактическойпотребности в них.
Сущностьэкономико-математического моделирования в планировании заключается втом, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей междуфинансовыми показателями и факторами, их определяющими.
2.3Принципы планирования
Планированиедеятельности является на каждом предприятии наиболее важной функциейпроизводственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческиерешения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажпродукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечныхрезультатов производства. В ходе составления планов, руководители всех звеньевуправления, намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цельи результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работникав общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическуюсистему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение оединой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.
Впервыеобщие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основныхтребований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированыпять принципов:
ü принципнеобходимости планирования означает повсеместное иобязательное применение планов при выполнении любого вида трудовойдеятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночныхотношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическимтребованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всехпредприятиях;
ü принципединства планов предусматривает разработку общего илисводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть всеразделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план.Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействиеразличных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровняхпланирования и управления;
ü принципнепрерывности планов заключается в том, что на каждомпредприятии процессы планирования, организации и управления производством, каки трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должныосуществляться постоянно и без остановки;
ü принципгибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования ипредполагает возможность корректировки установленных показателей и координациипланово-экономической деятельности предприятия;
ü принципточности планов определяется многими факторами, каквнешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность плановтрудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которуюжелает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положенияна рынке и других факторов.
Всовременной практике планирования помимо рассмотренных классических широкуюизвестность имеют общеэкономические принципы:
1.Принципкомплексности. На каждом предприятии результатыэкономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровняразвития техники, технологии, организации производства, использования трудовыхресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуютцелостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественноеили качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, ксоответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтомунеобходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения быликомплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и вконечных результатах всего предприятия.
2.Принцип эффективности требует разработки такого варианта производстватоваров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсовобеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякийэффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов напроизводство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта можетслужить превышение результатов над затратами.
3.Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшеговарианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
4.Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов ивозможностей предприятия.
5.Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
6.Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
7.Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню пониманияразработчиков и пользователей плана.
Следовательно,основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучшихэкономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетенымежду собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например,эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разныхнаправлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планированиябольшое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма вразработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.
Принципучастия показывает активное воздействие персонала напроцесс планирования. Он предполагает, что никто не может планироватьэффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколькоплохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого:увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные,так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит встимулировании и облегчении планирования другими для себя.
Принципхолизма состоит из двух частей: координация и интеграция.
Координацияустанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планироватьэффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня,а возникшие проблемы необходимо решать совместно.
Интеграцияопределяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, неможет быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтомудля ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Сочетаниепринципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласноему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планироватьодновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми»противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
Существуюттакже такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный икомбинированный.
2.4Содержание бизнес плана
Преждечем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимойинформации.
Первыйшагв подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужнойинформации.
Имимогут стать: учебники по бизнес — планированию; правительственные учреждения (втом числе занимающиеся проблемами малого бизнеса); фирмы по управленческомуконсультированию и другие подобные организации; отраслевые издания; курсы посоставлению бизнес-планов; аудиторские фирмы; знакомые, коллеги, друзья.
Вторымшагом в работе над бизнес-планом становится определениецелей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призванразрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние целипредприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный икачественный план.
Хилый,скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-планне может соответствовать целям привлечения инвесторов.
Третийшагк созданию бизнес-плана- это точное определение своих целевых читателей- будутли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) илитакже внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, — будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты.
Обычнобизнес-план включает в себя такие составные части: титульный лист; резюме; историюсвоего бизнеса ( если предприятие уже действует ); описание продуктов (услуг); описаниедел в отрасли, товарные рынки; конкурентов: оценку и выбор конкурентнойстратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовыйплан и оценку риска; план исследований и разработку; приложение.
Титульныйлистимеет следующее содержание:
— заголовок плана;
— дата его подготовки;
— кто подготовил план, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя и егодомашний телефон;
— для кого подготовлен план;
— иногда рекомендуют включить в титульный лист заявление о том, что содержащиесяв документе сведения не подлежат разглашению,- так фиксируется правопредпринимателя на свою идею.
Оглавление — это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Онодолжно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана. Оглавление недолжно быть перенасыщено деталями, однако необходимо выделить подзаголовкинаиболее значимых отделов плане и не забить пронумеровать страницы.
Резюмепишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Онодолжно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, ккоторым пришёл предприниматель.
Резюме-это ключевая часть документа, «продающая» его инвестору, и она должна бытьсоставлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтениебизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством,учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.
Историябизнеса. Этот раздел составляется в том случае, еслипредприятие существует и прошло определённый путь развития. Информация данногораздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому, обсуждаяисторию бизнеса, нужно назвать реальные успехи, которые фирма достигла в прошлом,достижения работников фирмы.
Разделдолжен рассказать о том, когда бизнес был основан, каковы основные этапы егоразвития, какие продукты/услуги были предоставлены для рынка, какова рольвысшего руководства в развитии бизнеса, как распределены основные роли в фирме.
Описаниепродуктов и услуг. И сам предприниматель, и его инвесторыточно должны знать, что, какие продукты и услуги планируется предлагать рынку.То есть бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара.
Анализположения дел в отрасли. Описывая отрасль, важно показатьабсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, основныесегменты рынка. Нужно определить, насколько чувствителен рынок к различнымвнутренним и внешним факторам, подвержён ли он циклическим и сезоннымколебаниям и т. д. Необходимо описать своих конкурентов, долю рынка, которуюони захватили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевыефакторы.
Важносделать вывод об общей привлекательности рынка. Если она удовлетворительна,нужно определить свою потенциальную долю, дать прогноз продаж своей продукции.Он должен быть выражен как в денежных показателях, так и в физических единицах.
Оценкаконкурентов и выбор конкурентной стратегии. В бизнес-планедолжны быть описаны выбранные стратегии и их применение.
Планпроизводства. Главное правило при написании этогораздела: изложение должно быть предельно простым, не нужно злоупотреблятьприменением технического жаргона, так как читать этот раздел, скорее всего,будут люди без специального инженерного образования.
Вместес тем нельзя думать, что финансистов не интересуют производственные проблемы иих обоснование- все главные компоненты производственной системы должны бытьописаны в бизнес- плане.
Планмаркетинга. Для того чтобы достичь успеха, фирмадолжна создать эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданиютакого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана.
Маркетинговыйраздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:
ü предпринимательсмог осознать основные цели и задачи, стратегию маркетинговой деятельностифирмы;
ü работникимаркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство длядействий по освоению и созданию рынка своего товара;
ü инвесторымогли убедится в достаточной ёмкости и перспективности рынка.
Организационныйпланзнакомит с формой собственности, выбранной фирмой, вопросами руководства,распределения полномочий и ответственности, типом организационной структурыфирмы.
Финансовыйплан. Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя триосновных плановых документа: баланс организации, план прибылей и убытков ипрогноз движения наличности.
Планисследований и разработок.Не каждая фирма обладаетнеобходимыми возможностями для проведения научных исследований и разработок.Ведь эта сфера деятельности требует значительных вложений капитала, наличиявысококвалифицированных специалистов и менеджеров, высокой степениспециализации производства.Поэтому небольшие фирмы, только осваивающиебизнес, часто довольствуются использованием уже существующих разработок,имитацией тех или иных технологий производства и товаров.
Четвертыйшаг,оформление и стиль бизнес – плана. Оформление и стиль не менее важны для успехабизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотносоставленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-планне найдёт понимания и поддержки у потенциальных инвесторов делового проекта.
Специалистыпо бизнес- планированию рекомендуют выполнять следующие правила составления иоформления бизнес- плана:
1.Предложения должны быть короткими, ясными, чёткими, энергичными. Не стоитвкладывать в текст слишком много эмоций. Не рекомендуется употреблятьмногозначительные и расплывчатые выражения. Читатель плохо воспринимает слишкомакадемичное, наукообразное сочинение.
2.Не нужно увлекаться использованием технического жаргона. Иначе читатель можетподумать, что автор недостаточно хорошо владеет предметом, о котором пишет.Глубокое знание дела в первую очередь выражается в том, что специалист можетрассказать о нём ясно и доходчиво, не прибегая к специфическим, ходовымвыражениям.
3.Бизнес — план должен включать только относящуюся к делу информацию.
4.Идеи, представленные в бизнес- плане, не должны быть чрезмерно амбициозными. Ненужно завышать планку будущих достижений без учёта реальных возможностейбизнеса- даже если это предпринимается в рекламных целях. Потенциальныеинвесторы- банки, государство, венчурные компании и т. п. – часто гораздо лучшеосведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованнойдолжна быть информация о размерах рынка сбыта, перспективах роста,запланированной доле рынка фирмы.
5.Очень помогает уяснение положений плана использование фотографий, диаграмм,графиков, таблиц. Умелое применение этих средств существенно повышает впечатлениео бизнес- плане.
6.Необходимо позаботится о чёткой структуре плана. Материал должен разделён накороткие, хорошо выделенные параграфы. Для обозначения различных частей бизнес-плана можно использовать разные цвета, образцы шрифта и т. д. Хорошоструктурированный и оформленный материал легко читается, быстрее попадает вполе зрения.
7.Нужно особо выделять основные предложения бизнес- плана, его главные выводы.
8.Не стоит утяжелять основные разделы бизнес- плана различной объёмнойинформацией. Если она действительно необходима и разъясняет суть дела,выбрасывать её из бизнес- плана не нужно.
9.Важно правильно выбирать время для работы над бизнес- планом. Это занятиетребует большой сосредоточенности, поэтому бизнес- план нужно писать тогда, когданад вами не тяготеют серьёзные проблемы и всё идёт относительно гладко.
10.При составлении бизнес- плана нельзя забывать о таком важном принципе, какгибкость планирования. Необходимо определять основные положения бизнес- планатак, чтобы они могли быть адаптированы к непредвиденным изменениям в средефирмы.
11.Общий объём бизнес- план может быть назван приемлемым, если он не превышает 100страниц.
12.Если бизнес- план составляется для достижения целей развития и диверсификации вновые сферы бизнеса для уже существующего предприятия, он должен дать ответ, непострадают ли текущие, основные операции в связи с запланированнымиизменениями?
Пятыйшаг бизнес — планирования предполагает сбор информации дляподготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапенеобходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт изнания для составления бизнес-плана.
Этомогут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошеезнание внутренней среды. Желательно также привлечь внешних консультантов,особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования имаркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологовв работу над бизнес-планом могут вовлечены экономисты широкого профиля ( в томчисле специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты поуправлению.
Следующий,шестой шаг в бизнес- планировании- непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап.
Главноеправило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, дажеесли это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыковтакого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается напредыдущем этапе, когда внешние и внутренние консультанты помогают собратьнеобходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапеконсультанты могут ассистировать предпринимателю.
Когдавсе разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюмеосновных идей бизнес-план.
Вцелом работа по бизнес планированию — это очень трудоёмкий и достаточнодлительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы длясоздания бизнес-плана.
Глава3. Исследование деятельности «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК»
3.1Организационно – экономическая характеристика деятельности «ФГУП «Курскаябиофабрика – фирма «БИОК»
1.Общиеположения.
Федеральноегосударственное унитарное предприятие «Курская биофабрика — фирма «БИОК»,основанное на праве хозяйственного ведения, в дальнейшем именуемое«Предприятие», создано в соответствии с решением ЭкономическогоСовета при Совете Народных Комиссаров СССР от 4 января 1939г. (протокол №1) какКурская биофабрика, зарегистрировано распоряжением главы администрации Ленинскогорайона г. Курска от 9 февраля 1994 г. № 54-р как государственное предприятие«Государственная ордена Трудового Красного Знамени Курская биофабрика — фирма«БИОК» (Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации)предприятия от 29 июля 1994г., регистрационный номер 525), переименованоприказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерацииот 4 ноября 1999 г. № 755 «О Федеральном государственном унитарном предприятии«Курская биофабрика -фирма «БИОК» в Курской области» в федеральноегосударственное унитарное предприятие «Курская биофабрика — фирма «БИОК»,зарегистрировано в этом качестве администрацией г. Курска (Свидетельство огосударственной регистрации от 8 декабря 1999 г. № 525), внесено в Единыйгосударственный реестр юридических лиц Инспекцией МНС России по г. Курску заосновным государственным регистрационным номером 1024600940792 (Свидетельство овнесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическомлице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., от 23 августа 2002 г. серия 46№000225941), с изменениями, зарегистрированными Инспекцией МНС России по г.Курску за государственным регистрационным номером 2034637038489 (Свидетельствоо внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственнойрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, от8 октября 2003 г. серия 46 № 000290922), с изменениями, зарегистрированнымиИнспекцией ФНС России по, г. Курску за государственным регистрационным номером2054639026891 (Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестрюридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых вучредительные документы юридического лица, от 11 алреля 2005 г. серия 46№000258088).
Сокращенноефирменное наименование Предприятия на русском языке: ФГУП «Курская биофабрика».
Предприятиеявляется коммерческой организацией.
Предприятиенаходится в ведомственном подчинении Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации, в дальнейшем именуемого
«Минсельхоз России».
Предприятиеявляется юридическим лицом, имеет самостоятельный
баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую его полноефирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарногоПредприятия.
Предприятиеот своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права инесет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Местонахождения Предприятия: 305004, г. Курск, ул. Разина, 5. Почтовый адрес: ул.Разина, 5, г. Курск, 305004.
2.Цели Предприятия:
а)удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности;
б)получениеприбыли.
3.ИмуществоПредприятия.
ИмуществоПредприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и неможет быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работникамиПредприятия, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения иотражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества Предприятия не можетвключаться имущество иной формы собственности.
Размеруставного фонда Предприятия 50000000 (пятьдесят миллионов) рублей.
Уставныйфонд Предприятия может формироваться за счет денег, а также иных бумаг, другихвещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Источникамиформирования имущества Предприятия являются: имущество, переданное Предприятиюпо решению Росимущества; доходы Предприятия от его деятельности, в том числедивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, вуставных капиталах которых участвует Предприятие; заемные средства, в том числекредиты банков и других кредитных организаций; целевое бюджетноефинансирование, дотации; иные источники, не противоречащие законодательствуРоссийской федерации.
ПрибыльПредприятия-используется в соответствии с Программе
деятельности Предприятия в следующих целях:
а)покрытия расходов Предприятия;
б)формирования доходов федерального бюджета;
в)проведения мероприятий по развитию Предприятия.
4.Права и обязанности Предприятия.
Предприятиесвободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых формхозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательствуРоссийской Федерации и настоящему Уставу.
Предприятиеобязано: выполнять утвержденные в установленном порядке Программу деятельности Предприятия,а также показатели экономической эффективности деятельности Предприятия;обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платыи иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии сдействующим законодательством Российской Федерации; обеспечивать своимработникам безопасные условия труда; обеспечивать гарантированные условия трудаи меры социальной защиты своих работников; ежегодно перечислять в федеральныйбюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иныхобязательных платежей, в установленном порядке; осуществлять оперативный ибухгалтерский учет результатов финансово — хозяйственной и иной деятельности;вести статистическую отчетность; отчитываться о результатах деятельности ииспользовании имущества с предоставлением отчетов в порядке и сроки,установленные законодательством Российской Федерации; ежегодно проводитьаудиторские проверки; предоставлять федеральным органам исполнительной властиинформации: в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации; осуществлять мероприятия по гражданской обороне и мобилизационноеподготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации; хранить,предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.
5.Управление Предприятием.
Предприятиевозглавляет Генеральный директор, назначаемый на эту должность МинсельхозомРоссии.
Праваи обязанности Генерального директора, а также основания для расторжениятрудовых отношений с ним регламентируются трудовым законодательством, а такжесрочным трудовым договором, заключаемым Минсельхозом России.
Генеральныйдиректор действует от имени Предприятия без
доверенности,добросовестно и разумно представляет его интересы на территории российскойФедерации и за ее пределами.
Генеральныйдиректор действует на принципе единоначалия и несет ответственность запоследствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с нимсрочным трудовым договором.
Компетенциязаместителей Генерального директора Предприятия
устанавливается Генеральным директором Предприятия.
ЗаместителиГенерального директора действуют от имени Предприятия, представляют его вгосударственных органах, в организациях Российской Федерации и иностранныхгосударств, совершают сделки и иные юридические действия в пределах полномочий,предусмотренных в доверенностях, выдаваемых Генеральным директором Предприятия.
Взаимоотношенияработников и Генерального директора Предприятия, возникающие на основетрудового договора, регулируются законодательством Российской Федерации о трудеи коллективным договором.
6.Филиалы и представительства.
Предприятиеможет создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерациии за ее пределами с соблюдением требований законодательства Российской Федерации,законодательства иностранных государств по месту нахождения филиалов ипредставительств, если иное не предусмотрено международными договорамиРоссийской Федерации. Филиалы и представительства осуществляют своюдеятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за ихдеятельность.
7.Реорганизация и ликвидация Предприятия.
РеорганизацияПредприятия без изменения формы собственности на переданное ему имуществоосуществляется, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Приреорганизации Предприятия вносятся необходимые изменения в Устав и Единыйгосударственный реестр юридических лиц. Реорганизация влечет за собой переходправ и обязанностей Предприятия к его правопреемникам в соответствии сдействующим законодательством Российской Федерации.
Предприятиесчитается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения,с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Предприятиеможет быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации.
ЛиквидацияПредприятия влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядкеправопреемства к другим лицам.
ЛиквидацияПредприятия считается завершенной, а Предприятие
прекратившим свою деятельность после внесения записи об этом в Единыйгосударственный реестр юридических лиц.
Приликвидации и реорганизации Предприятия увольняемым
работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Приреорганизации и ликвидации Предприятия все документы
(управленческие, финансово — хозяйственные, по личному составу и другие)передаются в порядке, установленном действующим законодательством РоссийскойФедерации.
Таблицаосновных показателей деятельности «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» запериод с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года.№ п/п Показатель 2008 2009
Отклонение
+, – % изменения 1 2 3 4 5 6 1
Выручка от реализации
(товарооборот), тыс. руб. 589163 617775 28612 104,9 2 Себестоимость, тыс. руб. 499156 569796 70640 114,2 3 Удельный вес себестоимости, (%) 84,7 92,2 7,5 108,9 4 Валовой доход, тыс. руб. 89997 47979 -42018 53,3 5 Уровень валового дохода, (%) 15,3 7,8 -7,5 50,8 6
Издержки обращения,
тыс. руб. 6793 10875 4082 160,1 7 Уровень издержек обращения, (%) 1 1,8 0,8 179,6 8 Прибыль от реализации, тыс. руб. 84204 37104 -47100 44,1 9 Рентабельность продаж, (%) 14,3 6 -8.3 42 10 Прочие доходы, тыс. руб. 16137 69762 53625 432,3 11 Прочие расходы, тыс. руб. 14193 57966 43773 408,4 12
Внереализационные доходы,
тыс. руб. 9435 11571 2136 122,6 13
Внереализационные расходы,
тыс. руб. 24615 19255 -5360 78,2 14
Балансовая прибыль.
тыс. руб. 70968 48900 -22068 68,9 15 Налог на прибыль, тыс. руб. 9063 15081 6018 166,4 16 Чистая прибыль, тыс. руб. 55575 32757 -22818 58,9 17 Средняя стоимость основных фондов, тыс. руб. 349887 467859 117972 133,7 18 Фондоотдача, руб. 1,7 1,3 -0,4 194,1 19 Фондоемкость, руб. 0,6 0,8 0,2 128,8 20 Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. 448230 490533 42303 109,4 21 Оборачиваемость оборотных средств, раз 1,3 1,3 100 22 Время обращения оборотных средств, дни 273,8 285,9 12,1 104,4 23 Среднесписочная численность работников, человек 540 546 6 101,1 24 Производительность труда одного работника, тыс. руб. 1091 1131,5 40,5 103,7 25 Фонд оплаты труда, тыс. руб. 132714 144864 12150 109,2 26 Средняя заработная плата одного работника, тыс. руб. 245,7 265,3 19,6 107
Проанализировавосновные показатели деятельности предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма«БИОК» за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2009 года, мы видим, чтовыручка от реализации (товарооборот) – увеличился на 28612 тыс. руб.;себестоимость увеличилась на 70640 тыс. руб.; удельный вес себестоимостиувеличился на 7,5 %; валовой доход уменьшился на 42018 тыс. руб.; уровеньвалового дохода уменьшился на
7,5%; издержки обращения увеличились на 4082 тыс. руб.; уровень издержек обращенияувеличился на 0,8 %; прибыль от реализации уменьшилась на 47100 тыс. руб.;рентабельность продаж уменьшилась на 8,3 %; прочие доходы увеличились на 53624тыс. руб.; прочие расходы увеличились на 43773 тыс. руб.; внереализационныедоходы увеличились на 2136 тыс. руб.; внереализационные расходы уменьшились на5360 тыс. руб.; балансовая прибыль уменьшилась на 22068 тыс. руб.; налог наприбыль увеличился на 6018 тыс. руб.; чистая прибыль уменьшилась на 22818 тыс.руб.; средняя стоимость основных фондов увеличилась на 117972 тыс. руб.;фондоотдача уменьшилась на 0,4 тыс. руб.; фондоёмкость увеличилась на 0,2 тыс.руб.; средняя стоимость оборотных средств увеличилась на 42303 тыс. руб.;оборачиваемость оборотных средств не изменилась; вреня обращения оборотныхсредств увеличилось на 12,1 дней; среднесписочная численность работниковувеличилась на 6 человек; а производительность труда одного работника на 40,5тыс. руб.; фонд оплаты труда увеличился на 12150 тыс. руб., а средняязаработная плата одного работника увеличилась на 19,6 тыс. руб.
Процентизменения основных показателей деятельности предприятия «ФГУП «Курскаябиофабрика – фирма «БИОК» за период с 1 января 2008года по 31 декабря 2009 годасоставил:
– Выручкаот реализации – 104,9 %
– Себестоимость– 114,2 %
– Удельныйвес себестоимости – 108,9 %
– Валовойдоход – 53,3%
– Уровеньвалового дохода – 50,8 %
– Издержкиобращения – 160,1 %
– Уровеньиздержек обращения – 179,6 %
– Прибыльот реализации – 44,1 %
– Рентабельностьпродаж – 42 %
– Прочиедоходы – 432,3 %
– Прочиерасходы – 408, 4 %
– Внереализационныедоходы – 122,6 %
– Внереализационныерасходы – 78,2 %
– Балансоваяприбыль – 68,9 %
– Налогна прибыль – 166,4 %
– Чистаяприбыль – 58,9 %
– Средняястоимость основных фондов – 133,7 %
– Фондоотдача– 194,1 %
– Фондоемкость– 128, 8 %
– Средняястоимость оборотных средств – 109, 4 %
– Оборачиваемостьоборотных средств, раз – 100%
– Времяобращения оборотных средств, дни – 104,1 %
– Среднесписочнаячисленность работников – 101, 1 %
– Производительностьтруда одного работника – 103,7 %
– Фондоплаты труда – 109, 2 %
– Средняязаработная плата одного работника – 107 %
3.2Планирование товарооборота на предприятии «ФГУП «Курская биофабрика – фирма«БИОК»
Обоснованностьплана розничного товарооборота можно проверить и посредством критической точкипродаж, которую иногда называют порогом рентабельности. Она совпадает не с темпериодом, когда предприятие начинает нести убытки, а с тем отрезком времени,когда полученный доход не будет покрывать постоянные издержки.
Критическуюточку можно рассчитать по формуле:
/> ,
гдеТ – расчетный плановый товарооборот; />–переменныеиздержки обращения; />
/>;
/>.
Чемвыше разность между фактической выручкой торгового предприятия и выручкой вкритической точке, тем выше запас финансовой прочности и финансоваяустойчивость предприятия. Запас финансовой прочности можно рассчитать поформуле:
/>,
где/>– плановыйрасчетный товарооборот; />– товарооборот вкритической точке.
Запасфинансовой устойчивости предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК»составит:
/>
/>
Следовательно,снижения товарооборота в 2005 году более, чем на 78,1% и в 2006 году ниже, чемна 79,9 % от прогнозируемого объема означает для предприятия снижениеплатежеспособности и вероятность банкротства.
Заключение
Написавкурсовую работу мы выяснили что, рынок – это система экономических отношенийвозникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежногообращения.
Хотярынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном егоиспользовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональнымиструктурами он превращается в мощный инструмент развития общества.
Впервой главе курсовой работы мы изучили сущность рынка, его виды и функции,субъекты и объекты рынка, определили положительные и отрицательные сторонырыночного механизма.
Вовторой главе мы изучили планирование деятельности предприятия в условиях рынкаи пришли к выводу, что планирование играет очень большую роль. Оно призванообеспечить полную занятость ресурсов, справедливое распределение доходов и росткачества жизни. Так же мы рассмотрели методы и принципы планирования,содержание бизнес-плана. В целом работа по бизнес планированию — это оченьтрудоёмкий и достаточно длительный процесс, на который предпринимателюприходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.
Втретьей главе мы дали организационно-экономическую характеристику деятельноститоргового предприятия «ФГУП «Курская биофабрика – фирма «БИОК» за 2008 – 2009гг. Затем мы рассчитали таблицу основных показателей деятельности предприятияза 2 года. На основании проделанной работы сделали соответствующие выводы.
Припланировании розничного товарооборота предприятия «ФГУП «Курская биофабрика –фирма «БИОК» мы рассчитали критическую точку продаж, которая в 2008 годусоставила /> млн. руб., а в2009 /> млн. руб. изапас финансовой устойчивости, который составил 78,1 % в 2008 году и 79,9 % в2009.
Ясчитаю, что для того, чтобы увеличилась выручка предприятия «ФГУП «Курскаябиофабрика – фирма «БИОК» надо увеличить численность рабочих на предприятии ипроизводительность труда каждого рабочего, а так же реализовывать как можнобольше товаров.
Списоклитературы:
1. В. Ф. Максимова — Рыночнаяэкономика. Учебник. Т. 1. Теория рыночной экономики.
Часть 1. Микроэкономика. — М.:«Совмин-ТЭК»,1992.-168 С.
2. Экономика и бизнес. Подредакцией В.Д. Камаева. Москва. Издательство МВТУ им. Баумана. 1993 г.
3. Журавлева Г. П. Экономика.Учебник. – М.: Юристъ, 2001
4. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф.Экономика. 100 вопросов-100 ответов. — М.: Владос, 1999. — 280 с.
5. Казначевская Г.Б. Экономическаятеория: учебник для колледжей. Изд. 2-у доп. и перераб./Г.Б. Казначевская.-Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. (СПО)
6. Курс экономической теории.Учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н. — Киров: «АСА», 1999. — 752 с.
7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997. — 496с.
8. Экономика: Учебник / Под ред.А.С. Булатова. М., 1994. — 422 с.
9. Анализ хозяйственнойдеятельности в промышленности под ред. В, И, Стражева. – Мн.: Выш. Шк., 1999
10. Елизаров Ю. Ф. Экономикаорганизаций: Учебник для вузов / Ю. Ф. Елизаров. – М.: Издательство «Экзамен»,2005 – 496 с.
11. Раицкий К. А. Экономикаорганизации (предприятия): Учебник. – 4-е изд. перераб и дополн. – М.:Издательство – торговая корпорация «Дашков и />», 2003. – 1012с.
12. Жиделева В. В., Каптейн Ю. Н.Экономика предприятия: учеб. пособие. – 2-у изд., перераб. и дополн. – М.:ИНФРА – М, 2005-133 с.
13. Экономика и организациядеятельности предприятия: Учеб./Под ред. А. Н. Соломатина. – М.: ИНФРА – М,2001-295 с.
14. Сергеев М. В. Экономикаорганизации (предприятия). Учеб. пособие. — 3-е изд. перераб. и дополн. – М.:Финансы и статистика, 2006- 576 с.: ил.
15. Грузинов В. П. Экономикапредприятия и предпринимательство. – М.: «Софит», 1994
16. Мокий М. С. Экономикаорганизации (предприятия): Учебное пособие/М.С. Мокий. – 2-е изд., испр. М.:Издательство «Экзамен», 2007. – 256, [2] с. (Серия «Курс лекций»)
17. Экономика торговогопредприятия: Учеб. пособие/С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков;под. Ред. С. Н. Лебедевой. – 4-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2005. – 240с.
18. Куликов Л. М. Основыэкономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 400 с.
19. Валевич Р. П. «Экономикаторгового предприятия»