Развитие монологической речи у учащихся через использование опорных схем на уроках английского языка в 5-6 классах

Министерство образования Иркутскойобласти
Областное государственноеобразовательное учреждение
среднего профессиональногообразования
«Ангарский педагогический колледж»

Курсовая работа
Тема: Развитие монологической речиу учащихся через использование опорных схем на уроках английского языка в 5- 6классах
Выполнила студентка: 3 курса
531 группы
Специальности: 050303
«Иностранный язык»
Бунакова Н.Н.
Проверила преподаватель
иностранного языка:
Котыгорох О.В.
Ангарск, 2010

Содержание
Ведение
Глава I. Теоретическиеосновы обучения монологической форме речи на иностранном языке
§1.1 Сущность понятия «монологическая речь» и еепсихологические особенности
§1.2 Обучение монологической речи на уроках иностранногоязыка в 5-6 классах
Глава II. Методика развития монологической речина основе опорных схем
§2.1 Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому высказыванию
§2.2 Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Заключение
Список литературы
монологическая речьиностранный язык

Введение
 
Основное назначение иностранногоязыка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимисяумением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативнойкомпетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение(говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение спониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативнойкомпетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особеннопопулярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычномобщении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение,роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно безпонимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждыйвыступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.
Важным событием последнего времени вобласти обучения иностранным языкам стало появление проекта временногогосударственного образовательного стандарта по иностранному языку,разработанного под руководством члена корреспондента РАО М.А. Бим и академикаРАО А.А. Миролюбова. Временный государственный образовательный стандартопределяет базовый, минимально достаточный уровень обученности, а также цели изадачи обучения иностранным языкам. Только соотнесенный с ними осмысленный иправильно организованный контроль может способствовать достижению этих целей изадач. Проблема обучения говорению (монологической речи) является одной изприоритетных в данном документе.
Следует отметить, что проблемаобучения монологической речи является одной из самых актуальных проблем вметодике обучения иностранному языку. Обучение монологической речи — чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается каккомпонент процесса общения любого уровня — парного, группового, массового. Этоозначает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе,всегда кому — то адресовано, даже если этот адресат — сам говорящий, хотя вструктурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.
Актуальность данной проблемы рассматриваетсяв творческом использовании опорных схем для совершенствованияучебно-воспитательного процесса в каждой методике. Кроме того, использование опорныхсхем составляет актуальную задачу для всех преподавателей иностранного языка.Исходя из этого тема нашей работы: «Развитие монологической речи у учащихсячерез использование опорных схем на уроках английского языка в 5- 6 классах».
Цель работы:
Выявить эффективные условияиспользования опорных схем для развития монологической речи на урокаханглийского языка в 5-6 классах.
Объект исследования:
Процесс развития монологической речиу учащихся 5-6 классов на уроках английского языка
Предмет исследования:
Условия использования опорных схем науроках английского языка
Задачи:
1) изучить теоретические основанияпроблемы использования опорных
схем для развития монологической речиу учащихся 5-6 классов;
2) выявить условия использованияопорных схем на уроках английского языка, обеспечивающие развитиемонологической речи у учащихся 5-6 классов на уроке английского языка;
3) спроектировать серию уроков сиспользованием опорных схем на уроке английского языка в 5-6 классах, дляразвития монологической речи учащихся.

Глава 1. «Теоретические основыобучения монологической форме речи на иностранном языке»
 
§1.1 Сущность понятия «монологическаяречь» и ее психологические особенности
 
Отношение к самому существованию исоответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеконеоднозначно.
Академик Л. В. Щерба условно считалмонолог в значительной степени «искусственной формой», полагая, что «подлинноесвое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге».
В то же время доля участиякоммуникаторов в диалоге неодинакова. Реплика одного из говорящих может принятьформу развернутого высказывания, поэтому явления такого рода некоторые ученыепредполагают обозначить термином «монологический диалог» или монолог в диалоге.
И. Я. Зимняя считает, что монолог –это «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличиесобеседника». [11]
По определению Г. В. Роговой, монолог– это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом.Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собойпредложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием илипредметом высказывания. [17]
Именно монолог дисциплинируетмышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказываниетаким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.
«Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному илигруппе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогическойречи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широкоохватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций,грамматической их оформленностью». [12] В условияхизучения иностранного языка в школе можно говорить о разных условияхсформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности итворчества, которые проявляют обучаемые.
Репродуктивный уровень речи не предполагаетсамостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковыхсредств, так и в определении содержания высказывания, оно создается извне.
Репродуктивно- продуктивный уровень предполагает некоторые элементытворчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенногоязыкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменениипоследовательности и композиции изложения.
Продуктивный уровень речи характеризуется полнойсамостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческимподходом в его оформлении наличием оценки происходящего со стороны говорящего.
Как известно,монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
— информативная(сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающейдействительности, описание событий, действий, состояний);
— воздейственная(убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений,действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
— эмоционально-оценочная.[21].
Для средней школынаиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Длякаждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны своиязыковые средства выражения и особые психологические стимулы. В психологическойлитературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическаяречь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связнои последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме.При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудностизначительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободноязыковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.
Психологические особенностимонологической речи
Характеризуя психологическиеособенности монологической речи, следует отметить, что монолог представляетсобой относительно развернутый вид РД, при котором сравнительно малоиспользуется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Этоактивный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметькакую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание илипоследовательность высказываний. Кроме того, это организованный видречи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельноевысказывание, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковымисредствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковымикоммуникативными средствами выражения мысли (прежде всего, интонацией)[6].
Таким образом, монологическая речьвсегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативностьявляется основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическомуровне.
В то время как диалогическая речьситуативна, монологическая относится преимущественно к контекстной речи, поэтомухарактеризуетсяпоследовательностью и логичностью, полнотой,содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большейстепени независимой от ситуации.
Кроме того, к психологическимособенностям монологической речи следует отнести обращенность к слушателю,эмоциональную окрашенность, что находят внешнее выражение в лингвистическихи структурно-композиционных особенностях.
С точки зрения лингвистикимонологическая речь характеризуется использованием предложений с разнойструктурой, многосоставных и полных с усложненным синтаксисом, с наличием слов-обращений, риторических вопросов, привлекающих внимание аудиторий, клише,слов- связок, передающих последовательность высказывания [2].
§1.2 Обучение монологической речи науроках иностранного языка в 5-6 классах
 
Проанализировав Федеральный компонентгосударственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучениямонологической речи для начальной школы является составление небольшихмонологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описаниепредмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на иллюстрацию.Для основного общего образования в данном документе выделяются следующиетребования для монологической речи:
ü  кратко высказываться о фактах исобытиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/характеристика, повествование/ сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
ü  передавать содержание, основную мысльпрочитанного с опорой на текст;
ü  делать сообщения по прочитанному/услышанному тексту;
ü  выражать и аргументировать своеотношение к прочитанному.
Обучение монологической речи проходитв три этапа.
На первом – вырабатываются языковыеавтоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользованияфонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основеимитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой и условно-коммуникативной.
На втором этапе учат отбору языковыхсредств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находитсявыражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала.Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использоватьпреимущественно речевой материал в готовом виде.
Третий этап направлен на развитиеумений инициативной речи.
В обучении монологическойречи в методике обучения иностранным языкам принято выделять два пути(Гальскова Н. Д., Рогова Н. В., Бим И. Л., Соловова Е.Н. и др.):
ü  «путь сверху»- исходнойединицей обучения является законченный текст;
ü  «путь снизу», где воснове обучения — предложение, отражающее элементарное высказывание.
«Путь сверху». Максимальное «присвоение»содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всеготого, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить самиучащиеся, создавая свои монологи:
Ø  знакомство учащихся стекстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядокпредложений; краткий пересказ);
Ø  передача содержаниятекста (от лица одно из персонажей);
Ø  изменение ситуации.
«Путь снизу» предполагаетразвертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченномумонологу:
Ø  высказывания школьниковна определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиесяпри помощи учителя разворачивают свои высказывания);
Ø  этап установлениятекстовых и логических связей между высказываниями;
Ø  учащиеся продуцируют своймонолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.
Давайте определим те разновидностимонолога, которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:
— приветственную речь;
— похвалу;
— порицание;
— лекцию;
— рассказ;
— характеристику;
— описание;
— обвинительную или оправдательнуюречь и т.д. [8].
Прежде чем начать произносить монологв ре­альной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произноситего только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает этонеобходимым. Цель монолога опре­деляется речевой ситуацией, которая, в своюочередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.
На уроке все несколько иначе.Ситуацию надо создать, а ина­че исчезает самая важная и самая перваяхарактеристика моноло­га — целенаправленность, которая в значительной степениопре­деляет и все остальное. В целом монолог обладает следующимихарактеристиками:
— целенаправленность (соответствиеречевой задаче);
— непрерывный характер;
— логичность;
— смысловая законченность;
— самостоятельность;
— выразительность. [20].

Глава 2. Методикаразвития монологической речи на основе опорных схем
 
§2.1 Речевое умение, речевыеупражнения в обучении монологическому высказыванию
 
Эти три понятиянеразрывно связаны друг с другом. Логическая цепочка связи такова: MB совершаетсяна основе речевого умении, и средством развития речевого умения служат речевыеупражнения. Поскольку MB и речевое умение уже рассматривалось выше, обратимся кэтапу развития речевого умения и попытаемся определить, как же следуеторганизовать работу на этом этапе, чтобы он был действительно основой обученияMB. Для этого нужно прежде всего установить стадии развития умения, ибо толькоони позволяют организовать работу надмонологическим высказываниемадекватноего качествам.
Дело, однако, в том, чтоумение — феномен многомерный, имеющий много параметров, и выделение стадий егоразвития по какому-то одному, даже очень важному, параметру окажется слишкомодносторонним. Необходимо учесть несколько параметров:
1) уровеньавтоматизированности, что проявляется в так называемой автоматической пробежке(отрезке речи, произносимом безвынужденных пауз);
2) уровеньсамостоятельности говорящего, который определяется, во-первых, наличием илиотсутствием опор, а также их характером (смысловые опоры „сложнее” содержательных),во-вторых, заданностью или незаданностью речевой задачи;
3) уровень сложности врешении речемыслительной задачи, который зависит от личного опыта изнаний говорящего, связанных с обсуждаемой проблемой;
4) уровенькомбинационности материала, определяемыйширотойохвата проблем ипредметов обсуждения.
Учитывая все параметры,можно условно выделить в развитии речевого умения три стадии — начальную,основную и завершающую.
Следующая таблицанаглядно представляет эти стадии и соответствующиеимпараметры.Вполне понятно, что данное деление условно: возможно такое положение (а такчаще всего и бывает), когда разные параметры находятся одновременно на разныхуровнях. [18].
Стадия
развития умения Уровни Автоматической пробежки Самостоятельности говорящего Сложности речемыслительной задачи
Комбинационности материала 1 — начальная Синтагм — фраза Есть содержательные опоры (словесная и изобразительная), задача задана Проблема знакома и есть личный опыт участия в соответствующей сфере деятельности Используется речевой материал данной проблемы 2 — основная Одна — две фразы Есть смысловые опоры (словесные, изобразительные), задача задана Проблема знакома, но личного опыта нет Используется материал двух — трех родственных проблем 3 — завершающая Две фразы Опор нет, говорящий свободен в выборе задачи Проблема не знакома, но знания по смежным проблемам позволяет говорить о ней Неограниченное свободное комбинирование материала

Немаловажную роль ворганизации условий обучения MB играет создание комплексов упражнений,поскольку отдельно взятые упражнения не смогут обеспечить развития всехпараметров речевого умения (всех качеств MB). В основу построения комплексаследует положить принцип доминантности, который означает, что в каждом изкомплексов во главу угла ставится одно качество MB. Но поскольку все качествавзаимосвязаны, а развитие их взаимообусловлено, то направленность настановление одного качества обязательно повлечет за собой развитие всех остальных.
Чтобы построить комплекс,нужно:
а) определить цель, радикоторой он строится (какое качество будет доминантным);
б) определить необходимыеречевые задачи, которые будут способствовать развитию данного качества, и ихколичественное соотношение;
в) распределить опорысогласно стадиям и условиям обучения;
г) определитьпоследовательность и соотношение упражнений соответственно стадиям развития умения.[4].
Рассмотрим подсистемуупражнений для обучения монологической речи с учетом особенностей стадийобучения иностранному языку в школе, типов монологического высказывания и опор,с помощью которых они выполняются. При обучении монологической, как идиалогической, речи можно выделить два этапа:
1) овладение основамимонологического высказывания,
2) этап совершенствованиямонологических умений.[19]
На первом этапемонологические умения формируются в учебной монологической речи. При обучениисвязным видам речи учитель должен: ставить конкретную и небольшую цель: — сочетать практические и воспитательные задачи в единстве; — развивать какустную, так и письменную. Для того чтобы работа протекала эффективно, требуетсятщательная подготовка. Необходимо, во — первых, подобрать языковой и наглядныйматериал, во — вторых, установить, с какими трудностями в каждом отдельномслучае ученики могут столкнуться и как их преодолеть, и, в третьих — наметитьдля себя четкую последовательность работы в классе. Она, как правило, будетвключать следующие этапы:
1. Определение иразъяснение задачи. Сообщение о характере завершающей письменной работы.
2. Работа над текстом,используемым как опора для данного вида работы.
3. Постановка основныхвопросов, способствующих раскрытию содержания текста.
4. Создание языковойбазы. Повторение пройденного языкового материала и сообщение нового, необходимогодля выполнения данного задания.
5. Устное выполнениезадания, сначала коллективно всеми учащимися класса, затем индивидуально.
6. Письменная работа втечение 5 — 10 минут.
7. Обсуждение работ.Учитель отмечает лучшие работы, особенное внимание уделяет их содержанию(раскрытию темы, последовательности изложения и т. п.)
8. Заключительныйрассказ. После исправления ошибок он должен быть сделан в быстром темпе и безошибок.
9. Дополнение учителя,ставящее цель расширить кругозор школьников и развить навык пониманияразговорной речи на слух. [14].
В заключении необходимоотметить, что школьное обучение не может в достаточной степени обеспечитьподлинное овладение устной речью. Поэтому, учитывая условия обучения и характермонологический, в средней школе целесообразно установить 3 уровня овладения:средний, повышенный и высокий с учётом разных условий обучения (разных типовшкол).
Общеобразовательная школав своём большинстве может обеспечить средний уровень (его можно назватьбазовым), главная цель которого состоит в формировании умений в чтении ипонимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме описания иповествования. При этом должны обязательно присутствовать такие параметрымонологической речи, как связность и логическая последовательность, как ужеупоминалось выше.
Повышенный уровеньхарактеризуется усилением внимания к устной речи, дифференциацией обучения встарших классах в зависимости от интересов и склонностей учащихся.Монологическая речь развивается в связи с чтением и слушанием: учащиесявыступают с самостоятельным сообщением по прочитанному (прослушанному) с личнойоценкой, а также формируются умения выступать в связи с ситуацией в рамкахосновных сфер общения — учебно-трудовой, общественной, социально-культурной. Наповышенном уровне речь ученика должна обладать такими свойствами, как коммуникативнаянаправленность непрерывность, логичность, относительная смысловаязаконченность, а также включать основные типы речи — описание, повествование,убеждение. Этот уровень, может быть, достигнут в школах и классах с углубленнымизучением иностранного языка, а также в гуманитарных классах, где также ведётсяуглубленное изучение иностранного языка.
Третий — высокий уровеньовладения языком — это свободное или почти свободное владение языком не толькопрактически — всеми видами речевой деятельности, что означает длямонологической речи выступление с самостоятельными сообщениями, в которыхсвободно сочетаются разные речевые формы — описание, повествование,аргументируется собственная точка зрения. Речь характеризуется убедительностьюи эмоциональным воздействием, синтаксической усложнённостью. Этот уровеньотвечает задачам школы с углубленным изучением иностранного языка. В целом всёобучение монологической речи должно быть направленно на овладение умением логическираскрыть мысль, выделить главное, сделать выводы или заключение, чтоспособствует повышению культуры общения и вносит вклад в гуманитарноеобразование. Успешному развитию навыков монологической речи способствуютзадания, которые носят творческий, индивидуальный характер, требующиемотивированных высказываний учащихся. Все виды работ, применяемых при обучениимонологической речи, должны представлять собой единое целое. Важно добитьсястремления учащихся к работе и дать почувствовать свои возможности, своёпродвижение вперед. Это повышает интерес к изучению иностранного языка. [3].
Целью обучениямонологической речи является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст,сделать описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ;
2) логически последовательнораскрыть заданную тему;
3) обосноватьправильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.
Все названные умениявырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений. [15].
При определении видовмонологических упражнений необходимо учитывать следующие критерии:
1.вид монолога(сообщение, повествование, описание, рассуждение)
2.связность и логичностьизложения мыслей и структурно-композиционная завершенность высказывания
3.объем (полнота)высказывания — степень раскрытия темы и количество предложений
4.степенькомбинированности языковых (лексических и грамматических) средств (т.е.характер речевого творчества)
5.лексико-грамматическая(в том числе и синтаксическая) правильность [1].
В приложении нами былисформулированы конкретные упражнения по формированию умения монологической речив процессе работы с печатным текстом, на ситуативной основе и с использованиемаутентичного образца устного монологического сообщения, а также примерныезадания по формированию монологического высказывания по “путям сверху и снизу”.
Исходя из основныхкоммуникативных функций монологической речи (информативной, воздейственной,эмоционально- оценочной), принято говорить о ее функциональных типах:
монолог- описание — способ изложения мыслей,предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии,который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей;
ü  монолог- сообщение (повествование,рассказ) — информацияо развивающихся действиях и состояниях;
ü  монолог- рассуждение — тип речи, который характеризуетсяособыми лексическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующимиумозаключение. [5].
Монолог может протекать в формебеседы, выступления, доклада или лекции.
В условиях изучения ИЯ в школе можноговорить о разных условиях сформированности монологической речи в зависимостиот самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые.
Репродуктивный уровень речи не предполагаетсамостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковыхсредств, так и в определении содержания высказывания, оно создается извне.
Репродуктивно- продуктивный уровень предполагает некоторые элементытворчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенногоязыкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменениипоследовательности и композиции изложения.
Продуктивный уровень речи характеризуется полнойсамостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческимподходом в его оформлении наличием оценки происходящего со стороны говорящего.[7].

§2.2 Опоры, используемые приобучении монологическому высказыванию
Опора — это, модель программывысказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативногоиспользования средств ее выражения на основе осознания способов выполненияречевых действий по порождению высказывания. [16]
Назначение опор одно — непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания засчет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.
Поскольку необходимыеассоциации можно вызвать, во-первых, посредством слов, а во-вторых, посредствомизображения реальной действительности, правомерно, прежде всего, различатьсловесные и изобразительные опоры. Такое деление открывает возможностьпараллельного использования и тех и других опор в одном упражнении, так как онивзаимодополняют друг друга.
Любая опора — это, посути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той или инойопоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Либосодержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор — насодержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровеньзначений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Еслиоба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор [22]:
Содержательные
словесные (вербальные)
изобразительные
· Текст (зрительно)
· Текст (аудитивно)
· Микротекст (зрительно)
· Микротекст (аудитивно)
· План
· Логикосинтаксическая схема
· Кинофильм
· Диафильм
· Картина
· Серия рисунков
· Фотография
Смысловые
· Слова как смысловые вехи
· Лозунг
· Афоризм, поговорка
· Подпись
· Диаграмма, схема, таблица
· Цифры, даты
· Символика
· Плакат
· Карикатура
Опоры всегда информативны.В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других — сжата(смысловые опоры), но в любом случае она лишь толчок к размышлению. В связи сэтим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут бытьнаправлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанныхопор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой дляуправления процессом обучения MB.
Методически важнымиявляются:
1. характер опор, спомощью которых выполняются упражнения при обучении монологической речи
2. цель высказывания
Опорами могут быть:
ü  наглядность
ü  текст
ü  ситуация
ü  тема (фрагмент темы),проблема
Эта последовательностьсоблюдается в основном лишь на начальном этапе, затем порядок использованияопор меняется: на среднем этапе: 1. ситуация, 2. наглядность, 3. текст, 4.тема; на старшем этапе: 1. текст, 2. речевые ситуации, 3. наглядность (сериякартин, кинофильм), 4. тема, проблема. Этот порядок работы обусловленположением, о целесообразности формировать сначала ситуативно-контекстную, лишьпотом контекстную монологическую речь. [13].
При формированииконтекстной речи главной опорой является письменный или устный текст. Дляразвития композиционно-структурных компонентов монологических умений может бытьиспользован образцовый, «эталонный» текст с ясной структурой, состоящей из трехчастей — вступление (зачина), основной части и заключения. При этом возможноиспользование специальной схемы — образца построения монолога.
К особым трудностямовладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов впредложении в связном монологическом высказывании, постановка правильногологического ударения во фразах.
Этапы обучения:
· овладение основамимонологического высказывания (монологические умения формируются в учебноймонологической речи)
· этап совершенствованиямонологических умений. [9].
На начальной стадии напервом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, сериикартинок после усвоения языкового материала в диалогической речи. Эти высказывания,как правило, не имеют подлинно коммуникативной ценности, они преследуют учебнуюцель: употребить изучаемый или ранее усвоенный материал (лексику,грамматические формы и синтаксические конструкции) в самостоятельной связнойречи с опорой на наглядно представленные предметы или лица, элементарные речевыеситуации. Так, после овладения речевыми образцами ответов на вопросы вдиалогах-переспросах и диалогах-расспросах учащиеся описывают свой класс.Аналогичным образом строится элементарное монологическое высказывание-описаниес опорой на картинку. Этот вид опоры (наглядность) сочетается часто с другимвидом опоры — письменным или устным текстом.
Аудирование связныхэлементарных текстов, содержащих полностью знакомый материал, может стать такжеопорой для монологического высказывания учащихся.
Обучая этим элементарным высказываниям,учитель обращает внимание на последовательность в изложении мысли, на выборпорядка слов.
В 5-6 классах, а затем в8-11 могут использоваться те же опоры — наглядность, ситуация, текст, ноуровень владения монологической речью будет более высоким. В старших классахтексты могут послужить материалом для обсуждения. При этом возможны различныетрансформации исходного текста: частичная трансформация языковых средств(пересказ близко к тексту), частичная трансформация содержания (пересказ своимисловами), комментарий, интерпретация текста при его обсуждении.
На этом этапе особоезначение приобретает работа с (прочитанным) текстом. Проводятся такжетворческие упражнения, как связанное высказывание об основных идеях отрывка(текста), поступках героев, изложение (возможно, критическое) содержанияэпизодов, сцен и т.д. Эти упражнения способствуют развитию творческоймонологической речи. [10].

Заключение
 
В результате нашей работынами были сделаны следующие выводы:
ü  теоретические основы иметодические приемы по формированию монологической речи достаточно разработаныв научной и методической литературе.
ü  Несмотря на оживлениеработы по формированию монологической речи, ее уровень в школах остаетсядостаточно низким.
ü  Для систематизации работыпо формированию монологического высказывания необходим методически правильноподобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных итрадиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность ипоследовательность в изложении материала. Важно, чтобы учащиеся осозналиреальную возможность пользоваться языком как средством общения.
ü  Использование вербальных опорсущественно интенсифицирует как процесс обучения иностранному языку, так ипроцесс овладения иностранным языком.
ü  Постепенное снятие опор способствуетповышению самостоятельности обучаемых в иноязычной речевой деятельности.
ü  Вербальные опоры помогают не толькоорганизовать «поле восприятия», но и предоставляют обучаемым свободу длясобственной интерпретации ситуации в зависимости от общего уровня знаний истепени владения языком.
ü  Применение опор привносит необходимуюиндивидуализацию в учебный процесс.
Подготовка курсовойработы убедила нас в большой важности дальнейшей работы, направленной наформирование умений монологической речи. Именно в умении коммуникативно — мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильнов языковом отношении излагать свои мысли в устной форме и заключается во многомсмысл овладения иностранным языком.
Для того чтобызаинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию,упражнения по формированию монологического высказывания должны бытьразнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе мноюиспользуются различные упражнения по формированию монологической речи.Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принималиактивное участие в работе по развитию монологической речи.

Список литературы
 
1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностраннойречью. М.: Просвещение, 2001-с.334.
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.,Высшая школа, 1966г, с.256
3. Арутюнова Н.Д. Предложение и смысл-М.: Наука, 2000-с.50.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука ипроблемы школьного учебника.— М., Просвещение, 1999-с.278.
5. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предметобучения / В.А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи наиностранных языках.-2000.- №4.- с.19.
6. Бухбиндер В.А., Миролюбов А.А. Основы перестройки школьногокурса иностранных языков / В.А. Бухбиндер, А.А. Миролюбов // Советская педагогика.-1990.-№ 10.-с.16.
7. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностраннымязыкам в средней школе. М.: Просвещение, 2001- с.278.
8. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.:МГУ, 1981 г, с.386.
9. Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическоепонятие / М. Л. Вайсбурд, М.А. Ариян // Иностранные языки в школе.-2003.-№5.-с.23.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностраннымязыкам. М.: АРКТИ, 2004-с.172-173.
11. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению наиностранном языке. М.: Просвещение, 1998-с.216-228.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам вшколе. М.: Просвещение, 2001-с.248.
13. Комаров А.С. Обучение английскому языку в лабораторииустной речи / А. С. Комаров // Иностранные языки в школе.-2005.-№4.-с.87-92.
14. Максименко Н.Л. О системе упражнений по развитию умениймонологической речи студентов на начальном этапе изучения английского языка /Н.Л. Максименко // Иностранные языки в школе.-2008.-№6.-с.86-91.
15. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.:Просвещение, 1988-с.324.
16. Попова Э.И. Обучение монологическому высказываниюучащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы. – Диссертация на соисканиеучебной степени кандидата пед. наук. Ленинград, 1985-с.220.
17. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам всредней школе. М.: Просвещение, 2004-с.126-131.
18. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. — М.: Просвещение,2001-с.57-61.
19. Скалкин В.Л. Обучение монологическомувысказыванию: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2002-с.124-127.
20. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.:Просвещение, 2006- с.171-176.
21. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам. М.:Просвещение, 1998-с.216-228.
22. Царькова В.Б. Речевые упражнения в английском языке. М.:Просвещение, 1980-с.135.