Педагогическая деятельность Джона Дьюи

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
Череповецкийгосударственный университет
Институтпедагогики и психологии
Курсовая работа
По дисциплине:История образования и педагогической мысли
На тему: Педагогическаядеятельность Джона Дьюи
Выполнила:
студентка Нетужилова Ольга
Проверила: доцент кафедры
дефектологического образования
Букина Ирина Адольфовна
г. Череповец.
2011г.

Оглавление
Введение
I глава. ДжонДьюи и его педагогические взгляды
1.1 БиографияДжона Дьюи
1.2 Педагогическиевзгляды
1.3 Школа впредставлении Дьюи
Выводы поглаве I
II глава. ДеятельностьДьюи и значение его работы для практики обучения
2.1 ДеятельностьДьюи в Чикагский период
2.2 Педагогическийэксперимент
2.3 Сравнительныйанализ педагогической теории Джона Дьюи и традиционной системы обучения
2.4 Значениеэксперимента для практики обучения
Выводы поглаве II
Заключение
Списоклитературы

Введение
Методологическаяоснова педагогики – философия. Философские теории лежат в основе многочисленныхпедагогических концепций и воспитательных систем. Джон Дьюи является наиболееярким представителем прагматизма, как одной из основных педагогическихконцепций. Философия Джона Дьюи предстала на рубеже XIX-XX вв. какпринципиально новая по сравнению с господствовавшей в то время традиционнойсистемой. Именно в этот период была предпринята небезуспешная попытка сменитьпедагогическую парадигму. Джон Дьюи становится активным борцом за замену школы «книжнойучебы», «пассивного слушания» – «школой труда» иактивности. Его педагогический эксперимент может быть очень полезен дляучителя, так как он представлял собой синтез теории и практики, мысли и действия.
С целью изучения педагогическогоэксперимента Джона Дьюи и его значения для практики обучения было проведеноисследование данной проблемы.
Актуальностьисследования. В современных условиях развития системы образования, сменыпедагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки ишкольной практики, стоит задача всестороннего рассмотренияисторико-педагогического процесса. Это объясняется обоснованным в настоящеевремя личностно ориентированным образованием, создающим условия для развитияличностного начала в индивиде, где в центре обучения находится сам обучающийся- его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, и происходитформирование личностного опыта.
Объект исследования:педагогическая деятельность Джона Дьюи.
Предмет исследования:педагогический эксперимент, проведенный Джоном Дьюи в 1896-1904 годы.
Гипотезой исследованиястало предположение о том, что педагогика ДжонаДыои оказала значительное влияние на развитие теории и практики образования вСША и во многих других странах мира. Особую роль в этом сыграло плодотворноефилософско-педагогическое творчество Джона Дьюи в чикагский период.
Задачи исследования:
1. Рассмотретьпедагогические взгляды Джона Дьюи;
2. Изучитьпуть реализации педагогического эксперимента на практике в Чикагский период;
3. Проанализироватьрезультаты эксперимента и выявить его значение для практики обучения;
4. Выявитьотличия педагогической теории Джона Дьюи от классической системы обучения.
Методы исследования:теоретический (изучение и анализ литературы по проблеме исследования).
Структура работы:работа изложена на 35 страницах, структурно курсовая работа содержит 2 главы,введение и заключение, список литературы из 26 источников, в основном тексте 27страниц.

I глава. Джон Дьюи и его педагогическиевзгляды
1.1 Биография Джона Дьюи
 
ДьюиДжон — американский философ-идеалист, один из ведущих представителейпрагматизма, автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии,педагогике и др. дисциплинам. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября1859. В 1882 поступил в университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь ониспытал влияние Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора изМичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884получил степень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представивдиссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта.
Осенью того же годаДьюи приступил к преподаванию философии в Мичиганском университете и оставалсятам (если не считать краткого периода преподавания в университете Миннесоты в1888–1889) до 1894, когда ему предложили должность профессора и деканафакультета философии, психологии и педагогики Чикагского университета. Именно вЧикаго Дьюи переключился с отвлеченных традиционных проблем метафизики иэпистемологии на более практические и специальные проблемы философии,психологии и педагогики. Чикагский период в жизни Дьюи (1894-1904) — наиболееактивный и плодотворный в области педагогики. Он идейно направляет работу школы-лаборатории,помогает в разработке новых форм и методов обучения детей в начальных классах.В конце 1890-х годов он прочитал серию лекций о «новом образовании»для родителей школы. Лекции составили книгу под общим названием «Школа иобщество»
К 1903 т.н.Чикагская школа инструментализма переживала период расцвета, а педагогическиеэксперименты, начатые в основанных Дьюи в 1896 «школах-лабораториях»,стали оказывать заметное влияние на педагогическую теорию и практику в США.
С 1904 Дьюи преподавалв Колумбийском университете и оставался там вплоть до своей отставки в 1930,впоследствии занимал пост почетного профессора университета. В этот период оннаписал множество работ: по логике, теории познания, психологии, педагогике,социальной философии, искусствоведению, религии. В 1919 году стал одним изоснователей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Стоял во главе «Лигинезависимого политического действия». Во время Второй мировой войны Дьюивыступал против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия надпедагогикой. Как известного философа и педагога его приглашали в Китай, Японию,Турцию, Мексику, СССР. Дьюи занимал активную социальную позицию и принималучастие в многочисленных комитетах и движениях либеральной ориентации. Умер Дьюив Нью-Йорке 1 июня 1952. [3,20, 14]
1.2 Основныепедагогические идеи Джона Дьюи
1. Накопление детьми личногоопыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями.
Усвоение знаний – естьстихийный, неуправляемый процесс. Учение в педагогической системе прагматистовимеет дело с выработкой личных идей и понятий. Учение происходит только тогда,когда что-то случается внутри ученика, а это в большинстве случаев вне контроляучителя.
Само понятие «опыт»,согласно Дьюи, это сложное переплетение событий, каждое из которых имеет своюприроду и историю. Одни из этих событий происходят, подчиняясь некойрегулярности, другие представляют собой игру случая; одни полезны для человека,другие наносят ему вред. Важнейшая задача человека – научиться управлять этимисобытиями; для этого мы проводим эксперименты, с помощью которых находимпричины происходящих событий.
Опыт связан свыполнением действий, а не с познанием объектов. Мышление, особенно мышлениенаучное, становится всего лишь инструментом для решения чувственных иинтеллектуальных проблем. Его появление запускает цепную реакцию мыслительнойактивности, направленную на поиск эффективного устранения трудностей,препятствующих жизнедеятельности организма.
Дьюи считал, чтообучение должно происходить путем опытного познания окружающейдействительности. Только при исследовании окружающего мира у учащегося появитсяжелание к дальнейшему самообразованию. Через опытное познание действительностиу учащегося формируется определенное свойство характера, дающее ему возможностьконтролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям.
Как писалЕрохин, по мнению Дьюи, все предшествующие образовательные системы былирассчитаны, прежде всего, на сообщение учащимся огромного количествафактической информации без обучения средствам ее использования. Академическиепрограммы образования создают у школьников и студентов в большинстве случаев,неверное представление о социуме и отношениях, складывающихся в нем. Учащихсяпичкают опытом прошлого, и совсем не готовят к встрече с проблемами в будущем.
Взаментрадиционной модели образования Дьюи предложил новую, целью которой должностать обучение методам решения проблем. Опыт, как говорит Дьюи, имеетпрактический и взаимный характер. По сути это означает, что в опыте человечествостроит «диалектические отношения» с окружающим миром и через него жесоздает определенные идеи и пути их решений.
Людидействуют на основе идей и затем меняют свои действия в соответствии споследствиями этих идей. В зависимости от того, как повернутся обстоятельства,люди пересматривают свои первоначальные гипотезы. Дьюи отсылает нас «кзавершенному акту мысли», включающему ряд последовательных элементов:определение трудностей текущей ситуации, последующий их анализ, принятиевозможных решений и проверка последствий предлагаемых решений .
Дьюипредполагал, что человек, имеющий навыки принятия решения, намного лучше будетподготовлен к жизни в быстро меняющемся мире с его многочисленными трудностямии постоянно возникающими проблемами. Вместо того, чтобы прививать учащимсяложные абсолюты, образование должно подготовить школьников и студентов кстолкновению с проблемами, растущими вместе с их индивидуальным опытом.[11,с.68-69]
2. Истинным и ценнымявляется только то, что дает практический результат.
Воспитание и обучениеосуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполненияконкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатсяработать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитыватьлюдей, хорошо приспособленных к жизни. В школах, работавших по системе Дьюи, небыло постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, аотбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение вжизненном опыте учащихся. Таким образом, Д. Дьюи предложил по существупреобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простоезаучивание теоретических знаний современного ему образования в системушкольного обучения «путём делания», которое обогащает личный опытребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающегомира.
Ориентированность наконкретные практические цели отразилась и в трактовке Дьюи методов преподаванияотдельных предметов. Наиболее важными предметами Дьюи считал географию иисторию, тесно взаимосвязанных одновременно с природой и с социальной жизньюобщества. Изучение социальных и естественных наук в отрыве друг от друга, помнению Дьюи, являлось искусственным и абстрагированным от реальнойдействительности. Жизнь людей в обществе неразрывно связана с природой, котораяявляется средством и материалом его развития. Поэтому для воспитания ребенканеобходимы знания о материальной стороне жизни, которые он сможет применить нетолько в школе, но и вне ее стен.
3. В основеучебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.
Интересами ребенкаследует пользоваться, направляя их по пути, который может привести к ценнымрезультатам; в противном случае, они будут идти вкривь и вкось. Не программа, аученик должен определять как качество, так и количество обучения [8, с. 34-62].Дьюи рассматривал учебный предмет не как набор усваиваемых учащимся фактов ипринципов. По его мнению, это полностью игнорировало психологию ребенка, егоинтересы. Он хотел, чтобы ребенок научился транслировать абстрактные знания вконкретные формы, имеющие отношение к практической жизни. Учение впедагогической системе прагматистов имеет дело с выработкой личных идей ипонятий. Учение происходит только тогда, когда что-то случается внутри ученика,а это в большинстве случаев вне контроля учителя. Познание, которое происходитв недрах «я», имеет дело не с мышлением, а с миром чувств, верований,пониманий, исканий, миром нужд, стремлений. Дьюи был убежден в том, чтообразование станет полнее и глубже, а обучение продолжительнее и интенсивнее,если оно вырастет из собственных вопросов, интересов и нужд обучающегося. Нопри этом «согласование» и приспособление интересов индивида синтересами социума становится ведущей идеей образования.
4. Ориентированностьпреподавания на будущую деятельность в обществе.
Назначение практическойработы состоит не только в приобретении конкретных знаний, но и всоприкосновении школы с социальной деятельностью общества. В процессепрактических занятий дети много узнают о разных профессиях, что не только даетим определенные навыки, но способствует их развитию и учит уважать любой труд,который идет на пользу обществу.
5. Метод учебныхпроектов
Метод проектов – этосистема обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессепланирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий –проектов.
Положительные стороныметода проектов – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе,умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит ихнастойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
Джон Дьюи протестовалпротив односторонней ориентации на ребенка. По его мнению, ученики не способнысами планировать ни проекты, ни задания к ним. Им нужна помощь учителя, котораягарантировала бы длительный процесс обучения. Для Дьюи проект является общейинициативой как учителя, так и ученика.
Процедурарешения проблематической ситуации, описанная в книге «Как мы мыслим?»/>по мнению Дьюи включает 5 этапов:
1. Ощущениезатруднения, неприятное и тревожное. Здесь, прежде всего, необходимо выяснитьего источник и для самого себя осознать проблему, ответить на вопрос: в чемименно она состоит.
2. Когдатрудность установлена, проблема сформулирована, то неопределенная ситуацияпревращается в собственно проблематическую. Иногда первый и второй этапсливаются вместе. Это бывает в тех случаях, когда с самого начала ясно, в чемсостоит проблема. Естественно, что понимание проблематической ситуации включаеткак осознание трудности, так и понимание той цели, к которой мы стремимся.
3. Наэтом этапе происходит выдвижение гипотезы, которая должна решить проблему,окончательно устранить трудность, достигнуть определенности. Этот этап требуетработы понятийного мышления, формирования — если нужно — определенных идей,содержащих предвидимые последствия необходимых умственных операций, илидействий, направленных на решение проблемы.
4. Четвертыйэтап состоит в критическом рассмотрении выдвинутой гипотезы в теоретическомпрослеживании ее следствий и их оценке.
5. Этотэтап состоит уже не в чисто теоретической проверке гипотезы, а в ее экспериментальной проверке, в выяснениитого, как она фактически работает, и что с ее помощью может быть достигнуто. [21]
6. Соотношение учебныхдисциплин.
В свете новыхзадач школы меняется набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо«сущностных» дисциплин вводятся «инструментальные»; либочасть «сущностных» предметов следует значительно сократить. Дьюи считал,что науки, описывающие быстро меняющуюся социальную жизнь и ее проблемы, болееважны для изучения, чем науки, исследующие внесоциальные феномены.«Инструментальные» дисциплины помогают ученикам обучаться подходам крешению жизненных проблем, в то время как «сущностные» поощряют к«широкому мышлению», не имеющему практического применения.
Дисциплины ссоциально ориентированным содержанием готовят школьников и студентов кпониманию текучести, изменчивости человеческого опыта и разумному управлениюданным процессом. Его интересуют даже не социальные науки как таковые, а узкиеактуальные проблемы современности в рамках определенных социальных дисциплин.Они-то, как предполагается, и должны составить ядро образования. Изучениезлободневных социальных вопросов предлагается в виде кратких курсов, собственнои составляющих дисциплину. Что касается академических исследований, то срединих интерес представляют те, что дополняют знания по текущим современнымпроблемам. Например, это могут быть курсы и обзор исследований по проблемамсовременной семьи, тендерной асимметрии на рынке труда, борьбы с терроризмом,развития демократии и гражданского общества, создания предвыборных технологий идругие, которые строятся как широкие или усеченные в соответствии с возрастнымиособенностями учащихся и уровнем понимания социальных проблем.
Например, для учащихсясредних школ могут быть полезны курсы, освещающие права человека, основысовременной демократии, структуру современной семьи; для слушателей колледжейэффективными будут расширенные программы по экологии, урегулированию расовых,этнических, религиозных и тендерных проблем; для студентов вузов желательныспециальные курсы по освещению международных отношений, разделам социологии,политики и т. п. Традиционным дисциплинам, таким, как история или физика, такженаходится место в прагматической концепции образования, но лишь постольку,поскольку они полезны для понимания и управления современным социумом. «Вцелом школьные и университетские программы будут отталкиваться от существенныхвопросов, с которыми позднее индивиду, возможно, придется встретиться вжизненных ситуациях, в своих собственных жизненных ситуациях.
7. Непрерывноеобразование.
Дьюи выдвинул идеюуниверсального, непрерывного образования для всех возрастных категорий. Всеобщество должно находиться в процессе постоянного обучения и переобучения. Вработе „Демократия и образование“ он пишет о том, что жизнь находитсяв развитии, поэтому образование должно быстро реагировать на изменения,происходящие в окружающей среде, пребывать в постоянной реорганизации, реконструкции,трансформации. „В противном случае члены общества будут подавленыизменениями, с которыми они столкнутся, не понимая их связей и значений“.[11,с.69-70]
8. Игроваядеятельность.
Вместе с тем Дьюисчитал необходимым систематически включать в учебный процесс игровуюдеятельность. Игру нельзя отождествлять со всякой внешней деятельностьюребенка. Она, скорее, является указанием на его умственную деятельность во всейее полноте и единстве. Это свободная игра, упражнение всех сил, мыслей ифизических движений ребенка, с воплощением, в удовлетворяющей его форме, егособственных образов и интересов. В детском уме игра воображения начинаетсятолько под совместным влиянием внушений, воспоминаний и предвкушений, связанныхс вещами, к которым он прикасается. Следовательно, материалы, использующиеся вигре, должны быть „реальны“, прямы и естественны, насколько этопозволяют условия. [12, с.339-340, с.345-351]
Инстинкт игры долженшироко использоваться школой и на его основе следует ввести в учебный процесс разнообразнуюигровую деятельность (спонтанные игры, повторяющие жизнь взрослых,организованные игры, изготовление игрушек, конструкторская работа и др.). Нетолько для младших, но и для старших школьников важна такая игроваядеятельность, как драматизация, ролевые игры: они вовлекают в процесс обученияаффективную сферу человека, способствуют его самовыражению и обеспечиваютцелостность познания мира. Именно в игре, полагал он, у ребенка впервыеформируется потребность взаимодействовать с миром, со сверстниками; игра — эффективное средство развития интеллектуальных, моральных и волевых качествформирующейся личности.[23]
9. Деятельностьпедагога.
»Задача педагога — отобрать те факты в пределах существующего опыта, с помощью которыхпотенциально возможно поставить новые проблемы, побуждающие к дополнительнымнаблюдениям, расширяющим область последующего опыта. Улавливая появление уучеников новых установок и привычек, педагог должен чувствовать, какиеустановки и тенденции способствуют продолжению роста, а какие вредят”«Обязанность учителя — не упустить случай». При этом роль учителяответственно усложняется и приобретает принципиально иное качество, необходимоедля прогрессивной школы.
Джон Дьюи неоднократноговорил о том, что единственный метод учителя состоит в хорошем знании своегопредмета. Это совершенное знание дает ему возможность так организоватьсодержание обучения, чтобы оно было наиболее эффективным. От преподавателязависит, в каком порядке он будет знакомить своих учеников с фактами той илииной науки. Он сам, если можно так сказать, создает свой предмет, исходя изнасущных потребностей и возможностей своих учеников и конкретной педагогическойситуации. «Зная достаточно, человек может начать действовать практически счего угодно, осуществляя свою деятельность последовательно и плодотворно».[27,25]
Таким образом, обучениедолжно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которойразвивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Опыт и знанияребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследованияпроблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производстваопытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и, в целом, восхождения отчастного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Даннаяпедагогическая концепция получила название «инструментальной педагогики».
1.3 Школа впредставлении Дьюи
Школа, по мысли Дьюи,являлась, прежде всего, общественным институтом. Он считал воспитание иобразование основным двигателем общественного прогресса, определяющим факторомсоциальных преобразований. «В школе жизнь ребенка становится всеопределяющей целью. Все необходимые средства, содействующие росту ребенка,здесь центр. Обучение? Конечно, но жизнь на первом плане, а обучение только присодействии этой жизни для нее».
Школа должна бытьмастерской, лабораторией; школой «делания», а не «слушания».Дьюи хотел, чтобы обучение происходило путем опытного познания окружающейдействительности. Только при исследовании окружающего мира у учащегося появитсяжелание к дальнейшему самообразованию. Через опытное познание действительностиу учащегося формируется определенное свойство характера, дающее ему возможностьконтролировать происходящее вокруг и приспосабливать к своим целям. Чтобы этоопытное познание происходило эффективно, учитель должен учитывать интересы иимпульсы, движущие ребенком: “…Влечения четырех родов: влечение кразговору или к общению; влечение к исследованию или к выводам; влечение ксозданию вещей или построительное и, наконец, влечение к художественномувыявлению себя… все они – природные ресурсы, непомещенный капитал, отупражнения которого зависит развитие ребенка”. Следовательно, можносделать вывод, что основными методами организации обучения могут быть трудовыепроцессы, игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность,домоводство.
Важным принципомобразования Дьюи считал ориентированность на нужды каждого отдельного ученика,позволяя ему с наибольшей полнотой раскрыть все свои способности.[8, с. 34-62]Дьюи настаивал на том, что каждому ученику должны прививаться модели поведениялидера и подчиненного, поскольку в обществе он должен будет играть разные роли.Он должен будет уметь проявлять инициативу и ответственность, присущие лидеру,но в то же время подчиняться законам государства, осознанно заниматьопределенное место в социальных и производственных отношениях. Во всем этом емудолжен помогать учитель, он должен направлять ученика по правильному пути: «Мыможем руководить детской активностью, задавая ей работу в определенномнаправлении, и, таким образом, можем вести ее к разумной цели, которая стоит вконце пути, по которому мы следуем» [9, с. 8]
В школе должноприветствоваться проявление свободной воли, как признака самостоятельного,самоуглубленного анализа, опирающегося на личную заинтересованность. В то жевремя, по замыслу Дьюи, основным элементом воспитания гражданинадемократического государства должно стать формирование чувства ответственностиза свое поведение в обществе и сопричастности жизни общества в целом.
Основной задачейучебного процесса являлось сохранение равновесия между социальными задачамивоспитания и индивидуальными потребностями ребенка.
В соответствии с этойзадачей Дьюи сформулировал основные принципы организации школы:
— во-первых, приучениедетей к сотрудничеству и взаимопониманию,
— во-вторых, развитие уних сознания взаимной зависимости, формирование стремления сохранить этот духсотрудничества в их будущей общественной деятельности.
Важнейшая рольобразования – в обеспечении прогресса общества, поэтому оно по сути своей ориентированона будущее. Ребенок является членом общества в самом широком смысле, и поэтомунеобходимо учить его осознавать свой общественный долг и выполнять общественныеобязанности с самого детства. В будущем он станет не только избирателем игражданином, он будет сам воспитывать детей в духе демократии, что обеспечитпреемственность в развитии общества. Человек будущего приобретет профессию,которая будет полезна обществу, и которая обеспечит ему независимость иуважение. Иными словами, как член сообщества он будет признавать его ценности.
Посколькуучение – это сугубо индивидуальный процесс, идущий в глубинах «я», тои содержание учебного материала должно определяться учеником. Поэтому заранеесоставленные программы не нужны. Они мешают свободному выбору опыта ирасширению личных понятий.
Недолжно быть в школе и деления курса на предметы. Такое деление мешаетинтеграции учения и образованию личных понятий. Когда учащиеся переходят кдругому учителю или в другую комнату по заранее спланированному расписанию,прерывается поток идей. Кроме того, предметное преподавание подает материал влогической последовательности, а люди никогда не познают вещи в такой чистологической структуре.
Каковаже роль учителя в процессе обучения? Он должен создавать условия, которыеблагоприятствуют выявлению внутреннего существа учащегося, и устранятьситуации, которые мешают или препятствуют росту. Успех должен сопровождатьличность в каждом ее опыте. Для этого нужно знать свои возможности и незадавать себе высоких целей. Более реальные цели легче достичь. А это, в своюочередь, создает основу для успешного опыта и хорошего морального самочувствия.Учитель должен помочь каждому ребенку ставить свою, индивидуальную цель. [9, с.74].

Выводы по I главе
ДьюиДжон — американский философ-идеалист, один из ведущих представителейпрагматизма, автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии,педагогике и др. дисциплинам.
Основныепедагогические идеи Дьюи:
— Накопление детьми личногоопыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями. Дьюи считал,что обучение должно происходить путем опытного познания окружающейдействительности;
— Истинным и ценнымявляется только то, что дает практический результат. Воспитание и обучениеосуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполненияконкретных практических дел;
— В основеучебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка. Интересамиребенка следует пользоваться, направляя их по пути, который может привести кценным результатам;
— Ориентированностьпреподавания на будущую деятельность в обществе. Назначение практической работысостоит не только в приобретении конкретных знаний, но и в соприкосновениишколы с социальной деятельностью общества;
— Метод учебныхпроектов — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания впроцессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практическихзаданий – проектов;
— В школе долженменяться набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо «сущностных»дисциплин вводятся «инструментальные», либо часть«сущностных» предметов следует значительно сократить;
— Непрерывноеобразование для всех возрастных категорий. Все общество должно находиться впроцессе постоянного обучения и переобучения;
— Дьюи считалнеобходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность;
— Задача педагога — отобрать те факты в пределах существующего опыта, с помощью которыхпотенциально возможно поставить новые проблемы, побуждающие к дополнительнымнаблюдениям, расширяющим область последующего опыта.
Школа должна бытьмастерской, лабораторией; школой «делания», а не «слушания».
В соответствии с этимДьюи выделил основные принципы организации школы:
— во-первых, приучениедетей к сотрудничеству и взаимопониманию;
— во-вторых, развитие уних сознания взаимной зависимости, формирование стремления сохранить этот духсотрудничества в их будущей общественной деятельности.

IIглава. Деятельность Дьюи и значение его работы для практики обучения
2.1 Деятельность Дьюи в Чикагскийпериод
Десятилетний чикагский период ДжонаДьюи (1894 — 1904), представленный в специальной коллекции архива Чикагскогоуниверситета в письмах (всего 143 наименования), вызывает огромный интерес уисследователей творчества американского реформатора.
Чикагскаядекада сыграла огромную роль в становлении Джона Дьюи какученого-исследователя. В философии он сумел завершить свой поворот отабсолютизма к релятивизму, от идеализма к материализму, от гегельянства кэкспериментализму, от формальной логики к инструментальной, от аналитическойпсихологии к функциональной. Ему удалось объединить вокруг себя талантливыхфилософов и педагогов, таких как Дж.Г. Мид, Ф. Паркер и др., создать уникальнуюЧикагскую школу философии, провести педагогический эксперимент, основав своюЛабораторную школу, получившую всемирную известность.
Именно в Чикаго Джон Дьюи сумелпроявить себя в деле, принесшем ему мировую славу не только в философскихкругах. В 1896 г., в возрасте 37 лет, спустя два года после того, как он былназначен заведующим кафедрами философии, психологии и педагогики в Чикагскомуниверситете, имея уже за плечами определенный опыт преподавания на высшейступени средней школы, докторскую степень по философии, а также десятилетнийпериод работы на кафедре Мичиганского университета, ученый получил постдиректора экспериментальной школы. Профессиональное мастерство Джона Дьюи, огромныйбагаж знаний, привнесенный им в педагогику, во многом определили масштаб этогоэксперимента и его последующих результатов. Как отмечал У. Лодердейл, «самфакт существования Лабораторной школы при Чикагском университете, расположеннойв живописных кварталах, есть в огромной степени наследие Дьюи. Но это наследиепредстает еще более значимым, так как Дьюи сумел проверить свои идеи напрактике в Лабораторной школе, продемонстрировав тем самым преданность идее,веру в то, что заботы об образовании заслуживают самого серьезногоуниверситетского исследования»
К сожалению, чикагскийпериод работы Джона Дьюи закончился тяжело для него: ученому пришлось пережитьпотерю своей школы. В 1901 г. президент У. Харпер объявил, что элементарнаяшкола и учительский институт полковника Ф. Паркера войдут в состав Чикагскогоуниверситета. На Дьюи были возложены обязанности по руководству объединеннойшколой и многими направлениями университетского образования, включаяпедагогическую школу, кафедру педагогики, высшую ступень средней школы и школуручного труда.[18, с.91-93, с.95]
2.2 Педагогический эксперимент
Свою дидактическую концепцию ДжонДьюи реализовал в школе-лаборатории при Чикагском университете.
Школа сталаисконным местом для проведения всякого рода научных экспериментов,апробирования различных теорий, исследования общественно-политических моделей иидеологий с позиции прагматизма.
Целямиобразования в данной школе Дьюи считал создание воспитывающей и обучающейсреды, содействующей упрощению сложных явлений жизни, выбору для изучениянаиболее типичных моментов жизни человека, выравниванию социальных различий;формированию критического (рефлекторного) мышления учащихся; обогащениюсобственного опыта ребенка и приобщению его к культуре
Содержаниеобразования — традиционные учебные предметы, построенные согласно ступеням человеческогоразвития и представляющие собой междисциплинарную систему знаний.
Средства испособы получения знаний:
— исследовательский метод;
— опора напроблемные ситуации реальной жизни при ознакомлении с новым материалом,организация совместных дискуссий, выдвижение гипотез, поиск дополнительнойинформации, недостающей для решения возникшей проблемы, обсуждение возможныхрешений, принятие решений;
— опора наприменение знаний из различных областей, их интеграцию при решении проблем;
— ручной труд, способствующийорганизации активной социальной деятельности детей.
Формыорганизации образовательного процесса:
— групповаяформа организации учебой деятельности;
— ” занятие”,или вид деятельности ребенка, который воспроизводит или аналогичен какому-либо видуработ, известных современной цивилизации.
 Организацияпроцесса обучения:
— самостоятельное освоение учащимися учебного материала в процессе выполненияпроектов по различным традиционным и современным специальностям;
— организациясовместных (групповых) видов познавательной деятельности, способствующихформированию умений и навыков самостоятельного критического мышления;
— созданиеусловий для рефлексии (самооценки и взаимооценки) прогнозирования возможныхпоследствий принимаемых решений.
Субъектом и объектомобразовательного процесса являются равноправно сотрудничающие учащиеся ипедагоги.
Образовательнаясреда школы включает в себя оснащение мастерскими для столярного дела, лепки изглины, обработки волокнистых веществ и металлов, приготовления пищи, печати ипереплета книг; наличие школьного сада.
Результатом образовательногопроцесса Дьюи считал:
–  активность,инициативность, самостоятельность;
– ответственность;
– готовностьк планированию собственной познавательной деятельности;
– гибкостьмышления;
– настойчивостьв достижении результатов;
– готовностьисправлять свои ошибки;
– осознаниепроцесса познания (метапознание);
– умениенаходить компромиссные решения.
В 1896 г. в открытой Дьюи университетской элементарной школе обучалось 16 детей и работало два учителя.Спустя 6 лет в школе насчитывалось 140 учеников, 23 педагога и 10 ассистентовиз числа студентов-выпускников. В 1936 г. в работе «Теория чикагского эксперимента» Дьюи писал о том, что в своей школе он стремился разработатьв конкретной форме, а не в головах или на бумаге теорию единства знания иделания. Будучи убеждённым, что знание является побочным продуктомдеятельности, Дьюи проявлял особый интерес к организации проектной деятельностив школе, стремясь при этом органично соединять педагогику учителя и психологиюученика.
Школапревращалась в активную, личностно значимую жизнедеятельность в настоящем, а нетолько (и не столько) была подготовкой к взрослой жизни. Дети исследовалиокружающий мир, приобретая не только знания, но и овладевая методами ихполучения и использования. Дьюи создал школу как сообщество исследователей. В «Планеорганизации университетской начальной школы» (1896) он излагал проектшколы, в которой ребёнок мог бы «вырастить себя», реализуя при этомобщественные цели. Д. Дьюи успешно осуществил в школе идею программы «Отребёнка — к миру, от мира — к ребёнку», включавшую такие жизненныепространства ребёнка, как семья, школа, улица, район, город, страна, мир.
Характеризуяособенности организации жизни лабораторной школы, Е.Ю. Рогачева пишет, что детивсех возрастов в школе Дьюи посещали вокальные ансамбли, всем группамсообщались успехи учеников из других групп. Половину недельной нагрузки детистарших групп отводили на помощь младшим детям, особенно в создании различныхпредметов. Учителя в школе Дьюи, ведя детей по пути к неизвестному, старалисьотталкиваться от уже знакомого им, использовали детское воображение какисточник освоения окружающего мира.
В начале своейдеятельности весь коллектив школы пытался подбирать наиболее подходящие формыорганизации школьной жизни.
Как писалаРогачева в своих исследованиях, огромное внимание Джон Дьюи уделял занятиямручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизниучащихся. С помощью вопросов учителя и его предложений дети как бы зановоизобретали простейшие орудия для прядения шерсти. Эксперименты и открытияпродолжались до тех пор, пока ученики не осваивали принципы работы современныхткацких станков. В школе изучали три этапа развития промышленности, оцениваливклад механических приспособлений в обработку сырья и превращение его в одежду.Изучая фабричное производство, они сравнивали простейшие машины с болеесложными, исследовали механику и физику, делали математические расчёты. Детиразвивали идеи, которые впоследствии применялись в изучении экономики, и онастановилась понятной для учеников. Они разбирались в химических процессах, самиготовили сырьё, изучали крашение и учились отпаривать ткани.[16, с.83]
Вэкспериментальной школе Дьюи дети изучали три этапа развития промышленности,оценивали вклад механических приспособлений для обработки сырья и превращенияего в одежду. Изучая фабричное производство, они сравнивали простейшие машины сболее сложными, исследовали механику и физику, делали математические расчеты.Дети развивали идеи, которые впоследствии применялись в изучении экономики,делали ее понятной для учеников. Они разбирались в химических процессах, самиготовили сырье, изучали крашение и учились отпаривать ткани. Так, по отзывамучительницы Алтеи Хармер, ведущей занятия по текстилю, детям страшно нравилисьвсе эти виды деятельности. По мнению ребенка, как отмечала учительница, процесспредставал для него ” прежде всего как изготовление вещей с помощьюплетения и т.д.; он как бы был занят деланием того, что было созвучным егочувству, восприятию, воображению, суждению, и ручному умению, становилсявключенным в деятельность, представляющую для него интерес”.
В ходе своего«педагогического эксперимента» Дьюи подтвердил ряд своихпредположений. Например, что касается стадий развития ребенка, он обозначил трииз них.
Первая – от 4до 8 характеризовалась моторной активностью и требовала прямой связи междуидеей и действием. Предметное содержание на этой ступени не должно быловыстраиваться в виде уроков, а осваивалось в ходе различного родаконструктивных активностей.
На второйстадии – от 8 до 11-12 лет, когда пытливый ум ребенка ищет ответа на многиевопросы, старается искать объяснение многим фактам и идеям, деятельностьученика должна становиться скорее исследовательской, нежели чисто направленнойна конечный продукт деятельности. Ребенок уже тянется к книгам в поискахинтеллектуальной пищи. Именно изучение различных профессий и научных изобретенийчеловека заставляет, по мнению Дьюи, использовать чтение, письмо и математику.
Ученыйобосновывал, что на третьей стадии, ребенок уже готов выполнять задачи среднейшколы. К 13 годам, как он считал, ребенок уже может специализироваться с цельюреализации своих технических и интеллектуальных возможностей как в определенныхнаучных областях, так и искусстве.[22]

2.3Сравнительный анализ педагогической теории Джона Дьюи и традиционной системыобучения
В работахДьюи содержится критика традиционной школы, которая связывается с именемГербарта, который переосмыслил традиционную классно-урочную системуЯ.А.Коменского и создал новую научную систему педагогики. Дьюи считал, что традиционнаясистема обучения пренебрегает ребенком, особенностями его развития ипотребностями. Разработанные взрослыми без учета интересов детей школьныепрограммы, учебники, учебные материалы могут вызвать у школьников негативноеотношение к учению. Инстинктивное стремление детей к познанию деформируютсяискусственной системой оценок и экзаменов. В школе доминирует учебник с егоабстрактными книжными фактами, которые ребенок должен заучить, не понимаязачастую смысла. Такая школа не может подготовить молодые поколения к жизни вобществе, где требуется от человека активность, уверенность, самостоятельность,широта взглядов, умение решать личные проблемы в соответствии с общим благом. Дляпроведения сравнительного анализа традиционной системы обучения ипедагогической теории Дьюи я изучила следующую литературу:[4], [8, с.34-62], [9,с.8, с.74], [11, с.68-70], [26] и на основе полученных данных выявила основныеразличия между данными педагогическими теориями.
Таблица «Сравнительныйанализ традиционной системы обучения и педагогической теории Дьюи» Традиционная система обучения Педагогическая теория Дьюи Основная цель обучения Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения Формированию критического (рефлекторного) мышления учащихся; обогащение собственного опыта ребенка и приобщение его к культуре Основной акцент Информированность личности Приобретение жизненного опыта Способы получения знаний Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности
— Опытное познание окружающей действительности, связанное с выполнением действий;
— Исследовательский метод;
— опора на проблемные ситуации реальной жизни Принципы обучения Принципы научности, доступности, прочности, последовательности и систематичности. Важный принцип образования — ориентированность на нужды каждого отдельного ученика, развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей Программа обучения Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Нет постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, в течение года расписание меняется в соответствии с усвоенным материалом и интересами ребенка. Деление на предметы Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом Не должно быть деления курса на предметы, так как оно мешает интеграции учения и образованию личных понятий Деятельность педагога Учитель руководит работой учащихся на уроке Учитель должен создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннего мира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию Воспитание Воспитание является делом семьи, в школе предусматривается лишь поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах Воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса Результат обучения Осознанные учениками систематизированные знания Результатом являются активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, готовность к планированию собственной деятельности, гибкость мышления, настойчивость в достижении результатов, готовность исправлять свои ошибки, осознание процесса познания, умение находить компромиссные решения
Такимобразом, можно сделать вывод, что педагогическая теория Дьюи значительноотличается от традиционной системы образования, господствовавшей в то время.

2.4 Значениеэксперимента для практики обучения
Хотяпедагогическая теория Джона Дьюи подвергалась критике и гонениям со стороныдругих ученых и педагогов, в связи с негативными последствиями воплощения идей напрактике, что связано с неправильным толкованием работ ученого, она все же былавоплощена на практике. Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние наобщий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран,в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в такназываемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг.
Лабораторнаяшкола Джона Дьюи при Чикагском университете, которую в начале XX в. считали однойиз наиболее прогрессивных, дала мощный толчок для развития целой сети подобныхучебных заведений, где отрабатывалась идея школы как сообщества исследователей.Ученые прекращали теоретизирование в кабинетном кресле и перемещались вэкспериментальную педагогическую лабораторию.
То, чтоученому удалось сделать в его экспериментальной школе, кардинально изменилоподход к методам обучения, активизировало учение, дало толчок демократизациишкольной жизни и, конечно, обеспечило ему репутацию великого педагога.
Большой вкладвнес Дьюи в разработку принципов и методов проблемного обучения, которое, поего утверждению, имеет неоспоримые преимущества по сравнению собъяснительно-иллюстративным.
«Инструментальная педагогика» ДжонаДьюи также оказала большое влияние на систему образования ХХ столетия.Использование наглядности, лабораторных и практических работ, поисковых методовобучения стали общепризнанными теоретическими положениями и методическимитребованиями современной дидактики.
Джон Дьюисоздал педоцентрическую теорию и методику обучения, направленную наформирование личности, умеющей приспособиться к различным жизненным ситуациям.Концептуальные взгляды на образование он изложил в книге «Школа и общество» (Чикаго, 1899),[25]
Несомненно,такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитиюмышления, умения решать проблемы, позволяет всесторонне развивать учащихся,делает процесс учения интересным. Однако абсолютизация такой дидактики, еераспространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценкаспонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет кутрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает всестороннейпроработки материала.

Выводы по главе II
Чикагский период в деятельности Дьюиявляется самым плодотворным. Чикагская декада сыграла огромную роль встановлении Джона Дьюи как ученого-исследователя, так как именно тогда Дьюисвою дидактическую концепцию реализовал в школе-лаборатории при Чикагскомуниверситете.
Целямиобразования в данной школе Дьюи считал создание воспитывающей и обучающейсреды, содействующей упрощению сложных явлений жизни, выбору для изучениянаиболее типичных моментов жизни человека, выравниванию социальных различий;формированию критического (рефлекторного) мышления учащихся; обогащениюсобственного опыта ребенка и приобщению его к культуре
Огромное внимание Джон Дьюи уделялзанятиям ручным трудом, имеющим непосредственное отношение к повседневной жизниучащихся.
В работахДьюи содержится критика традиционной школы, и наблюдаются значительные отличия оттрадиционной Гербартианской системы образования, господствующей в то время.
Данныеотличия заключаются в основной цели и акценте обучения, способах получениязнаний, принципах и программе обучения, делении на предметы, роли педагога в образовательномпроцессе, месте воспитания в процессе обучения и результате обучения.
Педагогическиеидеи Дьюи оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательнойработы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах ив методе проектов, применявшихся в 20-х гг.
То, чтоученому удалось сделать в его экспериментальной школе, кардинально изменилоподход к методам обучения, активизировало учение, дало толчок демократизациишкольной жизни и, конечно, обеспечило ему репутацию великого педагога.

Заключение
Прожив яркуюи долгую жизнь продолжительностью почти в сто лет, основатель философии ипедагогики прагматизма сохранял неиссякаемую работоспособность до последнихдней и оставил наследие, по самым разным отраслям знания.
В сжатом виде основныеположения теории Джона Дьюи выглядят следующим образом:
· Обучениедолжно происходить путем опытного познания окружающей действительности;
· Истинными ценным является только то, что дает практический результат;
· Воснове учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка;
· Ориентированностьпреподавания на будущую деятельность в обществе;
· Методучебных проектов — это система обучения, при которой учащиеся приобретаютзнания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихсяпрактических заданий – проектов;
· Вшколе должен меняться набор и соотношение изучаемых дисциплин: вместо«сущностных» дисциплин вводятся «инструментальные», либочасть «сущностных» предметов следует значительно сократить;
· Необходимонепрерывное образование для всех возрастных категорий. Все общество должнонаходиться в процессе постоянного обучения и переобучения;
· Дьюисчитал необходимым систематически включать в учебный процесс игровуюдеятельность;
· Задачапедагога — создавать условия, которые благоприятствуют выявлению внутреннегомира учащегося, и устранять ситуации, которые мешают или препятствуют развитию.
Условиями успешностиобучения являются:
· Проблематизацияучебного материала;
· Активностьребенка;
· Связьобучения с жизнью ребенка, игрой и трудом.
Дьюипридерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения,согласно которой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится восновном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению ихлюбознательности. В методике ученого наряду с трудовыми процессами большоеместо занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность,домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Дьюи противопоставлял развитие ихиндивидуальности.
Педоцентрическаяконцепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательнойработы школ США и других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашлосвое выражение в т.н. комплексных программах и в методе проектов.
Джон Дьюи былноватором, его идеи значительно отличались от традиционных. Он кардинальноизменил процесс обучения, отношение к ученикам, содержание образования, сделавтем самым огромный вклад в развитие гуманистически направленного обучения.
педагогическийшкола самодеятельность воспитание

Списоклитературы
1. БелоцветоваЕ.М. Джон Дьюи и философия прагматизма. /США-Канада. Экономика, политика,культура.- Москва, 2010 №4.
2. Бим-БадБ.М. Джон Дьюи как педагог.
3. БольшаяСоветская Энциклопедия.
4. БроневичА.Б. Педагогическая психология.
5. ВалееваЛ.А. Дидактическая система Джона Дьюи: становление и реализация впедагогической практике: монография.- Казань, 2008.
6. ГоршковаВ.В. Интерпретация педагогической концепции Джона Дьюи в Российской педагогике20-30 гг.ХХ века. /Педагогика №1.- Москва, 2009.
7. ГоршковаВ.В., Митковец Е.А. Философия образования Джона Дьюи: формат истории исовременности. /Педагогика№8.- Москва, 2007.
8. ДьюиДжон. Школа и общество.- Москва, 1924.
9. ДьюиДжон. Школы будущего.- Москва, 1922.
10. ДьюиДжон. Как мы думаем.- Москва, 1997.
11. ЕрохинА.К. Джон Дьюи о социальной роли образования. /Философия образования. №1.-Новосибирск, 2006.
12. Историязарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия./ Сост. Мчедлидзе Н.Б. и др.-Москва, 1986.
13. МироновВ.В. Философия: учебник для ВУЗов. Инструментализм Дж. Дьюи.
14. ОнлайнЭнциклопедия Кругосвет.
15. РеалеДж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма донаших дней.
16. РогачеваЕ.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст.- Владимир,2005.
17. РогачеваЕ.Ю. Педагогика Джона Дьюи в контексте разных культур. /Педагогика.- Москва,2003.
18. РогачеваЕ.Ю. Педагогическое творчество Джона Дьюи в Чикагский период. /Педагогика.-Москва, 2004.
19. ЯкушевА. Философия (конспект лекций).
20. http://ru.wikipedia.org/wiki/ДьюиДжон.
21. www.i-u.ru(библиотека РГИУ) биография Дьюи.
22. www.lerner.edu3000.ru/ДьюиДжон.
23. http://pedsovet.org/педагогикапрагматизма Джона Дьюи.
24. http://schools.keldysh.ru/ДжонДьюи и сегодняшняя педагогика.
25. http://best-pedagog.ru/ДжонДьюи.
26. http://www.gmcit.murmansk.ru/Традиционнаясистема обучения.
www.lerner.edu3000.ru/Wladimir_biblos/Rogatzhtva_1.htm — _ftn23