Внешняя политика США определяется Президентом иосуществляется Государственным департаментом во главе с Государственнымсекретарём.
Соединённые Штаты Америки проводят сложную внешнююполитику, основными принципами которой провозглашены «строительство безопасногомира» и «распространение демократии во благо американского народа имеждународного сообщества»[1]. Соединённые Штаты играют крайне важную роль вмеждународных отношениях, имеют самую развитую в мире сеть дипломатическихпредставительств. США — член-учредитель Организации Объединённых Наций, и Северо-атлантическогоальянса, член Совета Безопасности ООН. Дипломатия США принимает самое активноеучастие в разрешении практически всех международных конфликтов.
По мнению многих аналитиков и политиков, как российских,так и зарубежных, внешняя политика США отличается агрессивностью[2][3][4]. С 1940-хг. г., когда администрация Рузвельта отказалась от политики невмешательства,Соединённые Штаты выступали инициаторами множества вооружённых конфликтов ивоенных переворотов во всем мире, среди которых переворот в Иране в 1953,свержение Лумумбы в 1960[источник не указан 21 день], провалившаяся Операция взаливе Свиней в 1961, Вьетнамская война (1965—1973), войны в Югославии 1999, Афганистанеи Ираке (2001, 2003). Попытка переворота в Венесуэле 2005 года[источник не указан21 день]. Рассматривается вопрос нанесения удара по Ирану[источник не указан 21день]. Американская внешняя политика является одной из наиболее противоречивых,часто подвергается критике как в самой стране, так и в мире.
Одно из направлений во внешней политике США, являетсяпроведение политики «Мягкой силы» (Soft power). Мягкая сила — этоспособность государства (союза, коалиции) достичь желаемых результатов вмеждународных делах через убеждение (притяжение), а не подавление (навязывание,принуждение). «Мягкая сила» действует, побуждая других следовать (или добиваясьих собственного согласия следовать, или делая выгодным следование) определённымнормам поведения и институтам на международной арене, что и приводит еёносителей к достижению желаемого результата фактически без принуждения» (хотя издесь, конечно, может быть определённая вынужденность поведения, обусловленнаяотсутствием иной альтернативы).
Политика «мягкой силы» — этонезаметное, неосязаемое распространение среди населения симпатии к Америке,чувства ее превосходства над своей страной. По существу, это тихая, незаметнаяэкспансия, которая может привести к утрате частью населения духовнойсамоидентичности.
Демократия провозглашается одной из основных целей внешнейполитики США [5]. По докладам Госдепартамента США примерами успеха такой моделимогут считаться «цветные революции» в Грузии [6] и на Украине[7], политическиепреобразования в Сербии (включая Косово) и Черногории.
Во многом по этой причине у ряда наблюдателей в последниегоды термин «экспорт демократии» получил негативную оценку. Некоторые считают[8], что под термином «Демократизация» скрывается стремление к насильственнымполитическим и социальным изменениям, направленным на установление западныхценностей в исторически сложившемся обществе и, попутно, экономическихпреимуществ для демократизирующей державы (то есть США). Кроме того,отрицательное отношение многих россиян к термину «демократизация», как и кпонятию демократии, может быть связано с проведением политики нынешнегоправительства России.
Однако в то же время противники гегемонии США частоиспользуют термин «демократизация» для обозначения желательных, по их мнению,перемен в системе международных отношений. [9]
В этом контексте нужно включить понятие распространениядемократии, как культурную политику по отношению к другим странам. БезопасностьСША определяется характером режимов в других странах. Концепция «расширениядемократии» развивалась в идейном русле вильсонианского либеральногоуниверсализма, который традиционно сочетал в себе прагматику национальныхинтересов Америки с представлениями об американской идеологической миссии –нести либерально-демократические принципы всему миру.
Соединенные Штаты Америки заинтересованы в распространениидемократии и рыночной экономики в мире, т.к. это обеспечивает защиту ихинтересов и отвечает американским ценностям. М.К.Олбрайт, занимавшая постгоссекретаря во время второй администрации У. Клинона, высказалась по этомуповоду, заявив, «то, что Соединенные Штаты отождествляют себя с демократией,жизненно важно для американских интересов».Таким образом, видно основную задачураспространения культурных ценностей для Соединенных Штатов: распространениеидеологических принципов, на которых основаны сами США, – это распространениеамериканского влияния. И, наоборот, сверхзадачей американской внешней политикиони считают распространение соответствующих ценностей.
Внешняя культурная политика при успешной реализацииспособна стать эффективным средством сопровождения общей внешнеполитическойстратегии государства, создавая прочный фундамент, позволяющий не толькоотстаивать и продвигать свои национальные интересы на мировой арене, но иоказывать непосредственное влияние на различные политические, экономические,социальные процессы в мире.
Международная образовательная политика как раз направленана максимально позитивное восприятие населения другой страны американскойкультуры. Задачей международной политики США является создание лояльных слоевнаселения в других странах.
Доказана эффективность проведения данной политики, многиебывшие выпускники образовательных программ занимают ведущие государственныепосты в своих странах: 200 настоящих и бывших премьер-министров и президентов исреди них Т. Блейр, М. Тетчер, Г. Шредер и М. Саакашвили являлись участникамиправительственных образовательных программ; 80% членов правительства СаудовскойАравии получили образование в Американских университетах, 75% парламента вКении были обучены в США и т.д.
На протяжении всей истории существования международныхобразовательных программ США использовали их для достижения различныхполитических целей, но главной задачей этой политики является распространениеамериканской культуры по всему миру.
Программы международной культурной политики направительственном уровне рассматриваются как одно из самых эффективныхнаправлений публичной дипломатии, способствующих стабильности, процветанию, атакже продвижению американских ценностей в развивающихся или находящихся впереходном периоде странах.
Основными инструментами реализации американского внешнегокультурного влияния выступают СМИ, в первую очередь американские, зачастуювходящие в состав ещё более крупных финансово-промышленных империй. Руководящийсостав таких компаний, формирующий собой американскую деловую элиту, нередконеразрывно связан и взаимодействует на различных уровнях с правящейполитической элитой США, в том числе проводя через принадлежащие им СМИцеленаправленный экспорт идеологически «заряженных» американских культурныхценностей, ориентированный главным образом на молодёжь в разных странах мира,охотно и активно воспринимающих Америку также через её субкультурныекомпоненты.
Тем самым реализуется и политическая задача по обеспечениюнациональных интересов США, что соответствует целям и задачам,продекларированным в разного рода концептуальных и программных документахамериканской внешней политики.
Военно-политический альянс НАТО был создан 4 апреля 1949 иобъединил под эгидой США 10 государств западной Европы и Канаду. До 1991 альянсрасширился до 15 членов, включив целиком Германию, а также Испанию, Грецию и Турцию.Первоначально НАТО создавался с целью предотвращения потенциальной советскойагрессии против западной Европы. В 1955 в восточной Европе с аналогичной цельюбыл создана Организация Варшавского договора при руководящей роли СоветскогоСоюза. Таким образом, Европа оставалась разделённой на протяжении ещё более 30лет.
Устав НАТО предполагает, что агрессия против любого изучастников договора приравнивается к агрессии против всех стран, входящих вальянс. Считается[источник не указан 173 дня], что этот принцип не сработал в Фолклендскойвойне. Следует отметить, что хотя США объявили о своём нейтралитете вбританско-аргентинском конфликте и напрямую не выступили против Аргентины, ониоказали существенную поддержку Великобритании.
В 1991 Варшавский договор был распущен, и Холодная войнабыла официально объявлена прекращенной. Таким образом, исчезла первопричинапоявления самого НАТО. Тем не менее по соглашению с СССР в НАТО была включена ГДР,уже вошедшая в состав ФРГ. После этого советскому руководству были даныгарантии о том, что на территории Германии никогда не будут расположеныэлементы стратегических ядерных сил США, а НАТО не будет расширяться на восток.[10]
Внимание НАТО переключилось с Советского Союза на Югославию.С 1993 авиация НАТО принимает активное участие в Боснийской войне. Весной 1999начинается самая масштабная военная операция в истории альянса: 78-дневнаябомбардировка Сербии.
1999 год стал переломным в истории НАТО. США нарушилиданные в 1991 Горбачеву обещания прекратить экспансию НАТО: в 1999 в альянсвошли Венгрия, Польша и Чехия, в 2004 в состав НАТО вошли ещё 7 государстввосточной Европы, в том числе 3 бывшие советские республики — Эстония, Латвия иЛитва. К этому времени США уже объявили о своей Войне против терроризма.Контингент НАТО в 2001 был введен в Афганистан в ответ на теракты 11 сентября.В 2003, однако некоторые европейские союзники США по НАТО отказались вступать вИракскую войну.
В настоящее время правительства семи государств Европы, атакже Грузии проводят активную атлантистскую внешнюю политику и ставят своейцелью вступить в НАТО.
В отношении России США ведут ограниченную экономическуюполитику по принципу поправок Джэксона-Вэнника (данная поправка вводила эмбаргопо отношению к СССР, основываваясь на существовании дискриминации евреев;поправка остаётся действовать и по отношению к России, несмотря на просьбыеврейских общин её отменить как устаревшую. Такая политика не наблюдаетсяотносительно других стран, исключая те, в которых США не считают правительствадемократическими. По сей день действует организация КOКОМ (аббр. Международныйкоординационный комитет по экспортному контролю), созданная в 1949 году США идругими странами НАТО с целью контроля экспорта в СССР, а позже в страныВаршавского договора.
Экс-глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальнойбезопасности и обороны, член Коммунистической партии Украины Г. К. Крючков:
«В сентябре 1996 года обе палаты Конгресса США принялирезолюцию № 120 в защиту независимости Украины. В этой резолюции в чётких икатегоричных формулировках расписано, что и как надлежит делать президенту,правительству и парламенту Украины. И от этого документа украинская власть стех пор не отступила ни на один миллиметр. Этот документ скрыт от нашего[украинского] народа, как и многие другие. Таким образом, США — единственноегосударство, которое позволило себе на уровне парламента принять резолюцию,касающуюся внутренних дел Украины».[11]
Политику двойных стандартов, в отношении Ирака, США вели с1979 года. Причиной стала исламская революция в соседней стране — Иране, послекоторой США стали врагом № 1 для нового правительства и сразу было оккупированопосольство США. Тогда Белому дому понадобились союзники для борьбы. На рольодного из них идеально подходили Ирак и его президент. Пентагон снабжал СаддамаХусейна оружием, данными разведки о расположении иранских войск, снимками соспутников. Таким образом Саддам пришёл к выводу, что США никогда не уничтожатего, но, в худшем случае, оттеснят в более «безопасную зону» или сделают сериюбомбовых авианалётов.[12]
С приходом к власти в России волевого руководителя, Иракпревратился в «центр тяжести» интересов США и России.
Война в Ираке явилась попыткой США не только убрать«режим», но и тесно взаимосвязать иракскую экономику с американской[источник неуказан 140 дней] (поскольку в последствии затраты окупятся) и оттеснитьроссийские фирмы[источник не указан 140 дней], которые десятки лет сотрудничалис Ираком и приносили огромный доход в казну страны, тем самым перекрываяфинансовые источники.
Уже сегодня вытесняются из иракского нефтяного рынка такиероссийские гиганты, как ЛукОйл и т. д.
3 сентября 2008 года, несмотря на договор о борьбе противтерроризма в котором сказано, что контртеррористические операции на территориисвой страны может осуществлять только местная служба безопасности, СШАвторглись на территорию Пакистана, где, по расчётам американских спецслужб,скрывались члены «Аль-Каиды» — Айман аль-Завахири и Усама бен Ладен. Врезультате операции погибли мирные жители.[13]
Одни считают США гарантом демократических ценностей имеждународной стабильности. Их оппоненты обвиняют американскую администрацию вдвойных стандартах, применяемых для достижения своекорыстных целей. В начале XXвека, в период президентств Вудро Вильсона (Woodrow Wilson), были попыткипредставить внешнюю политику США как мессианскую. Дескать, Соединенные Штаты –главный борец с тиранией, локомотив свободы и демократии, прав человека,рыночной экономики.
В годы «холодной войны» США проводили так называемуюполитику сдерживания (предотвращения распространения коммунистическойидеологии). Наиболее ярко отраженная в «доктрине Трумэна», она легла в основу«плана Маршалла», целью которого было закрыть путь коммунизму в Западную Европу(в основном с помощью мер экономического характера).
Дальше – больше. В начале 80-х годов XX века появилась«доктрина Кирпатрик», ради достижения стратегических интересов СШАблагословлявшая поддержку антикоммунистических режимов «третьего мира», в томчисле и недемократических. Это проявилось в таких странах Центральной Америки,как Никарагуа, Сальвадор, Гватемала, Панама.
В 1979 г. в Никарагуа были проведены реформы образования,здравоохранения, сельского хозяйства, имеющие социалистическую ориентацию.Соединенные Штаты расценили ситуацию как угрозу национальным интересам. Введяэкономическое эмбарго в отношении Никарагуа, администрация Рональда Рейганапринялась поддерживать антиправительственные вооруженные группировки – контрас.
С санкции Р. Рейгана ЦРУ снабжает «контрас» оружием,проводит учения. Был подготовлен военно-тактический справочник PsychologicalOperations in Guerrilla Warfare, в котором даны подробные инструкции поформированию и координированию партизанских групп на территории Никарагуа, действийв отношении местного населения, организации антиправительственной пропаганды, осуществлениювылазок против сторонников правительства и т.д.
На совести контрас – зверства в отношении мирных жителей,около 70 тысяч убитых никарагуанцев, тысячи беженцев, покинувших страну,нелегальная торговля оружием, наркобизнес, похищение людей, диверсии на важныхобъектах инфраструктуры (электростанции, продовольственные склады, почтовыеорганизации и др.). Между тем, в администрации Р. Рейгана их называли не иначекак «борцы за свободу». Иную оценку дал Суд справедливости, который такжепризнал, что США, вмешиваясь во внутренние дела другого государства, попралинормы международного права. Однако Америка не признала ни это решениемеждународного суда, ни соответствующее заключение Генеральной ассамблеи ООН.
В Гватемале и Сальвадоре постулаты «доктрины Кирпатрик»уже применялись с таким расчетом, чтобы не дать возможности прийти к властилевым силам. Правительства этих стран администрация Р. Рейгана в своихпропагандистских материалах называла союзниками, которые помогают враспространении демократических ценностей и защите прав человека.
В Гватемале секретные службы США оказали финансовую ивоенную помощь так называемым эскадронам смерти, которые вели борьбу слеводемократическим оппозиционным движением. Специальная комиссия,расследовавшая события в Гватемале, констатировала, что там во внутренних столкновенияхпогибли порядка 200 тысяч человек.
В Сальвадоре Вашингтон опять поддержал «правых». КомиссияООН по установлению истины и примирению констатировала, что в 1980–1991 годах вСальвадоре было истреблено примерно 75 тысяч человек. За указанный периодвласти страны получили от США примерно 6 млрд. долларов, и значительная частьэтой суммы пошла на укрепление репрессивного аппарата.
Если в Никарагуа, Гватемале и Сальвадоре ставилась цель «предотвратитьпроникновение коммунизма на американский континент», то в Панаме стратегическиеинтересы США достигались на фоне очевидного попрания демократических принципов.
В начале 80-х годов генерал Мануэль Норьега устанавливаетвоенную диктатуру в Панаме. Начинается массовая торговля наркотиками инелегальная торговля оружием на уровне государственных структур, в странебуйным цветом расцветают коррупция и организованная преступность, черезрепрессивные структуры осуществляется расправа с оппозицией, фальсифицируютсявыборы. Несмотря на это, Америка становится покровителем режима панамскогодиктатора-преступника, особенно после того, как конгресс ограничил ЦРУ ввозможности оказывать помощь никарагуанской оппозиции. M. Норьега был нужен СШАкак фактор сдерживания коммунистического переворота в Панаме, стабильности ее геополитическойантисоветской ориентации, а также как гарант доступа к Панамскому каналу наблагоприятных условиях.
Однако в середине 80-х годов были вынесены на судобщественности преступления М. Норьеги как бесчестного политика, узурпировавшегопрезидентскую власть, замешанного в рэкете, травившего американский народнаркотиками колумбийской наркомафии. Против него были возбуждены судебные дела.М. Норьега стал бельмом на глазу американской администрации. Вначале вотношении Панамы были введены жесткие экономические санкции, а в 1989-м М.Норьега был свергнут (захвачен в результате военной операции, санкционированнойпрезидентом Д. Бушем-старшим).
Агрессивная внешняя политика США в годы «холодной войны»,применение двойных стандартов – это скорее правило, чем исключение. Вашингтон втой или иной форме поддерживал авторитарные режимы не только в ужеупоминавшейся Центральной Африке, но и в таких странах, как Индонезия, Уругвай,Иран, Бразилия, Парагвай, Турция, Филиппины, Чили и др.
По правде говоря, аналогично поддерживали «освободительныедвижения» и СССР. В годы «холодной войны» Москва осуществляла «экспортреволюций», отправляя оружие и военных советников в Судан, Камбоджу, Лаос,Вьетнам, Эфиопию и ряд других государств.
США продолжают заигрывать с недемократическими режимами,что свидетельствует о разрыве между официальной риторикой и фактическимидействиями (как, впрочем, и в других аспектах дипломатии американскойадминистрации). Сегодня мы не видим прямой поддержки террора или массовыхпреступлений, однако закрепленная в национальной стратегии безопасности возможностьнанесения превентивных военных ударовde facto предоставляет право наиспользование военной силы против суверенных государств, нарушающих принципысоздаваемого США миропорядка.
Принимая во внимание появление все новых очаговмеждународной напряженности и новых глобальных угроз в современном нестабильноммире, можно предположить, что политическое маневрирование во внешней политикеСША, характерное для времен «холодной войны», еще долго не сойдет на нет, а,скорее всего, будет только усиливаться.
После войны США еще больше обогнали по экономическимпоказателям прочих мировых лидеров — Великобританию и Францию, не говоря оГермании, Японии и Италии. В то же время Америка не могла сбрасывать со счетовСоветский Союз, чей международный авторитет после победы несоизмеримо возрос.Боязнь распространения коммунистической идеологии, способствовавшей развитиюнационально-освободительных движений в колониальных империях, режимы которыхСША поддерживали в интересах своих союзников по оружию, Великобритании иФранции, вызывала настороженность американских политиков по отношению к СССР. Вто же время уверенная позиция советского правительства делала компромисс междуСША и СССР более сложным, чем конфронтацию. Прологом к резкому ухудшениюотношений между бывшими соратниками в борьбе с фашизмом стала речь, которуюпроизнес 5 марта 1946 года в Фултоне, штат Миссури, отставной премьер-министрВеликобритании Черчилль, призвавший западные страны к объединению противкоммунистического Востока. В этой речи впервые был упомянут «железный занавес»,ставший в недалеком будущем невидимой, но непроходимой границей между Востокоми Западом.
С 1947 года Америка приступила к осуществлению «планаМаршалла», который предусматривал поддержку стран Западной Европы, пострадавшихво время Второй мировой войны. Одновременно план привел к объединению этихгосударств вокруг США и подъему их экономики. План Маршалла позволил создать иобщую военную организацию — НАТО (аббревиатура английского словосочетания,означающего «Организация Северо-Атлантического договора»), объединившую 15стран. Впервые в истории США вошли в военный союз с государствами Европы.Вскоре Советский Союз ответил на это созданием Организации Варшавскогодоговора.
Ядерные супердержавы начали гонку вооружений, стремительноразвивая производство ракетного оружия. Перед миром замаячил призрак атомнойвойны. В 1959 году Америку посетил советский премьер-министр Н, С. Хрущев,навсегда пленившийся идеей перегнать Америку, в том числе и по урожаям кукурузы(без учета климатических условий СССР). В ходе визита он выступил с трибуны ООНс легендарной угрозой показать «кузькину мать» империалистам всех мастей. Какисполнение этой угрозы в США восприняли намерение СССР разместить на Куберакеты с ядерными боеголовками. Данные разведки подтверждали, что в серединеоктября 1962 года на Кубе уже имелись советские ракеты. 18 октября президентДжон Кеннеди направил официальный запрос о ракетах советскому министруиностранных дел А. А. Громыко. Наш дипломат заверил президента, что всепроисходящее отвечает интересам обороны Кубы и не несет никакой угрозы США. 22октября президент выступил с телеобращением к американским гражданам, обвинивМоскву во лжи,— ракеты на Кубе представляли реальную угрозу для США, так какмогли быть выпущены по территории страны. Президент заявил о намеренииустановить полную блокаду Кубы на море и в воздухе, обследуя все морские ивоздушные суда, чтобы не допустить поставку советских ракет на остров Свободы.Кубинцы восприняли эту речь как объявление войны. По приказу Ф. Кастро на Кубеначалась тотальная мобилизация. Однако решительная позиция США побудила СССРпойти на уступки. Хрущев согласился прекратить поставку ракет на Кубу приусловии, что США снимут блокаду острова. Октябрьские события 1962 года вошли висторию под названием Карибского кризиса.
Некоторое потепление отношений между США и СССР наметилосьв период пребывания у власти президента Р. Никсона и Генерального секретаря ЦККПСС Л. И. Брежнева. Однако великие державы продолжали считать Друг Другаврагами номер один. «Холодная война» была признана законченной лишь с распадомСССР.
/>Еще в июле 1905 года между Японией и СШАбыло подписано секретное соглашение, предусматривающее согласие американского правительствана захват Кореи Японией. Важнейшим шагом на пути этого плана стало заключениеосенью того же года японо-корейского соглашения, по которому оборона Кореи ипредставительство ее интересов на международном уровне передавалисьМинистерству иностранных дел Японии. Между тем 22 августа 1910 года Японияаннексировала Корею. Таким образом, Корея как часть японских владений неизбежнодолжна была стать ареной боевых действий в ходе Второй мировой войны, гдестраны антифашистской коалиции, в том числе и США, выступали против Японии.
От японского владычества Корею освободила Советская Армия:этот процесс завершился 15 августа 1945 года, а в декабре в Москве состоялосьсовещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, на котором, вчастности, рассматривалось будущее Корейского полуострова. В то время как СССРнастаивал на создании единого корейского государства, не без оснований полагая,что оно будет просоветским и усилит влияние СССР на Дальнем Востоке,американская сторона выступала против предоставления Корее независимости,предлагая установить над Корейским полуостровом совместную опеку четырех стран— США, СССР, Великобритании и Китая. Поскольку ни одна из сторон не сумеланастоять на своем плане послевоенного устройства Кореи, Корейский полуостровоказался поделенным по 38-й параллели на Северную и Южную Корею. Северная Кореяв сентябре 1948 года провозгласила себя Корейской Народно-ДемократическойРеспубликой, а в Южной Корее пришло к власти проамериканское марионеточноеправительство, которое 27 января 1950 года подписало договор с США о взаимнойпомощи и обороне.
В июне 1950 года армия Северной Кореи решила положитьконец национальной раздробленности страны и предприняла освободительный марш наюг. 25 июня она пересекла демаркационную линию и вскоре заняла столицу ЮжнойКореи Сеул. Хотя очень многие в Южной Корее желали национального единства, СШАрешили выполнить договорные обязательства по отношению к южнокорейскомуправительству. 30 июня Государственный департамент США объявил о намерениистраны оказать военную и экономическую помощь корейским союзникам, а президентдал согласие на переброску в Южную Корею не только военной техники ибоеприпасов, но и американских солдат. По данным американской разведки,Северная Корея располагала 89-тысячной армией и советскими танками «Т-34», в товремя как армия южнокорейского правительства состояла из 38 тысяч человек,которые к тому же были плохо вооружены и обучены. Комментируя свои решения,Трумэн подчеркивал, что США действуют в рамках международного права, тем болеечто американцам удалось заручиться поддержкой Совета безопасности ООН.Формально его резолюцию от 7 июля 1950 года о необходимости поддержкиправительства Южной Кореи поддержало девятнадцать государств, но фактически 90процентов сил ООН на Корейском полуострове (в них входили представителишестнадцати стран) составляли американцы.
Американское военное присутствие вынудило северокорейскуюармию начать отступление. 26 сентября они оставили Сеул, но за его взятиенаступающим пришлось заплатить большой кровью. О том, что происходило в городе,красноречиво говорят строки британского военного корреспондента РеджинальдаТомпсона: «Мало кто пережил такое ужасное освобождение». Затем американцы нетолько вытеснили противника за 38-ю параллель, но и прижали к границе Кореи сКитаем. 20 октября пала северокорейская столица Пхеньян. После варварскихбомбардировок американской авиации практически все северные города лежали вразвалинах. Во второй фазе войны перед армией ОПТА стояла задача нанести полноепоражение прокоммунистическому режиму Северной Кореи и объединить страны подрукой прозападного правительства — такой план был выдвинут командующим силамиООН в Корее генералом Мак-Артуром и получил одобрение президента Трумэна,
Однако с приходом к северокорейцам 300-тысячной армии изКитая и военно-технической поддержки СССР, поставлявшего новейшие реактивныеистребители, война в Корее перешла в третью фазу. Воинственный Мак-Артурпредлагал осуществить карательное вторжение в Китай, разгромив военные базы наего территории, но президент как главнокомандующий отклонил этот план. В ответстроптивый генерал принялся вовсю критиковать президентскую концепцию«ограниченной войны» в Корее. В запале он написал конгрессмену Джозефу Мартину,что нужно вести полномасштабную войну не только против Китая, но, возможно, ипротив СССР. Подобные заявления вызвали гнев официального Вашингтона, иМак-Артур был смещен со всех постов. Вместо него командовать войсками ООН вКорее был назначен генерал Мэтью Рид-жуэй. Нельзя сказать, что решение Трумэнабыло принято в Америке с энтузиазмом: почти 70 процентов американцев разделялиточку зрения Мак-Артура.
Американское правительство выражало все большеебеспокойство по поводу того, что конфликт в Корее приобретает затяжной характер.В июле 1951 года США согласились на выдвинутое СССР предложение провести мирныепереговоры по Корее. 27 ноября было достигнуто соглашение о прекращении огня повсей длине фронта, а ровно через месяц воюющие стороны подписали мирноесоглашение. Однако окончательно вопрос был урегулирован только 27 июля 1953года.
США удалось сохранить Южную Корею в качестве суверенногопрозападного государства, ко заплаченная за это цена была очень высока. За тетри года, один месяц и два дня, что длилась война в Корее, потери США составили55 тысяч человек убитыми и 102 тысячи ранеными.
Самым кровопролитным военным конфликтом в истории СШАвторой половины XX века стала война во Вьетнаме.
Во время Второй мировой войны Вьетнам, бывший ранеефранцузской колонией, подвергся японской оккупации (1941—1945). Естественно,что после войны Франция стремилась вернуть себе прежнее положение во Вьетнаме,и в 1945—1946 годах французские войска начали вести действия противпровозглашенной 2 сентября 1945 года суверенной Демократической РеспубликиВьетнам. На оккупированной южной территории Вьетнама в 1949 году было созданотак называемое государство Вьетнам. По требованию социалистических стран,выступавших в поддержку ДРВ, в 1954 году агрессоры были вынуждены пойти наподписание Женевских соглашений, предусматривавших создание единоговьетнамского государства. Однако США, не желавшие усиления позиций странсоциалистического лагеря (президент Эйзенхауэр сравнивал Вьетнам и другиегосударства этого региона с поставленными на ребро костяшками домино: еслидопустить победу прокоммунистических сил в одной из них, начнется цепнаяреакция, которая приведет к падению остальных прозападных режимов) иподдерживавшие Францию, с 1955 года начали активно вмешиваться во вьетнамскиедела, фактически сорвав выполнение Женевских соглашений. К 1956 году в ЮжномВьетнаме вместо профранцуз-ского марионеточного режима был созданпроамериканский. Одновременно патриотические силы развернули в Южном Вьетнаменационально-освободительное движение, которое возглавил созданный в 1960 годуНациональный фронт освобождения Южного Вьетнама.
Американские военные советники ненадолго приезжали воВьетнам в 1954 году для оказания помощи французам. Для поддержкипроамериканского правительства Южного Вьетнама США начали направлять в странувооружения, боеприпасы, продовольствие, делать существенные финансовые вливанияв ее экономику, а также — с 1955 года — присылать своих военных советников. Ужев 1963 году их численность составляла 15 тысяч. Военное присутствие США в ЮжномВьетнаме постоянно расширялось: в 1964 году оно составило 23 тысячи человек, ав 1965 году — 154 тысячи.
В 1965 году американцы развязали крупномасштабную войну воВьетнаме, напав на Северный Вьетнам. Поводом для агрессии послужил якобыимевший место инцидент в Тонкинском заливе: 2 и 4 августа 1964 годаамериканские военные сообщили, что северовьетнамцы обстреляли два «мирных»американских эсминца. На самом деле эсминцы занимались разведывательнойдеятельностью, готовя удар по северовьетнамским островам в Тонкинском заливе.Сфабрикованное военными обвинение ввело в заблуждение Конгресс, предоставившийпрезиденту Линдону Джонсону (1908—1973) полномочия применять «любые необходимыемеры для отражения любых нападений на силы Соединенных Штатов и предотвращениядальнейшей агрессии».
В рамках внешней политики, проводившейся всемипослевоенными президентами США, потеря влияния во Вьетнаме была бы большимударом по имиджу президента. Выступая в 1965 году в Университете ДжонаХопкин-са (город Балтимор, штат Мэриленд), Линдон Джонсон объяснял, чтоамериканцы не могут оставить Вьетнам, не подорвав веры в Америку у другихгосударств. Исходя из этого, Джонсон принял роковое для развития вьетнамскихсобытий решение, санкционировав в феврале 1965 года начало операции «Гремящийгром», заключавшейся в методичных бомбардировках, целью которых было недопустить продвижения боеприпасов и сторонников Национального фронта изСеверного Вьетнама в Южный по так называемой «тропе Хо Ши Мина». Полгода спустяамериканские стратеги признали, что действия американских летчиков не приносятжелаемого результата. Однако бомбардировки были продолжены.
В августе морские пехотинцы нанесли серьезное поражениепатриотическим силам в ходе операции «Звездный свет». Однако вьетнамцысражались удивительно стойко и самоотверженно, и за первый год войны вмаленьком Вьетнаме США потеряли 1500 человек. Военные потери стали мощнымкозырем в руках тех граждан США, которые изначально выступали противразвязывания войны во Вьетнаме. В те годы американская демократия далазначительный сбой и противники войны стали подвергаться преследованиям. Тем неменее 15 мая 1966 года в США прошел общенациональный марш протеста. В немучаствовало много представителей студенческой молодежи, молодые люди, которые влюбой момент могли быть призваны в армию и отправлены во Вьетнам. Как разнакануне 400 тысяч юношей-студентов стали призывниками. В Чикаго молодежьзахватила университет и удерживала здание на протяжении трех дней. Против войныпротестовали и те прагматично настроенные граждане, которые понимали, что онаобернется усилением налогового бремени на рядовых американцев. В выступлениипрезидента Джонсона по поводу протестующих против войны во Вьетнаме несогласныес политикой правительства были обвинены в отсутствии патриотических чувств исклонности к истерикам. Однако антивоенные протесты продолжались по всейстране. Они проходили под лозунгами «Война противоречит конституции» и «Кто мытакие, чтобы наводить порядок в мире?».
Действия американцев во Вьетнаме принимали все болееагрессивный характер. С 29 июня 1966 года начались воздушные налеты насеверовьетнамские города, от чего американцы ранее воздерживались, опасаясьреакции СССР и Китая. Бомбардировщики «В-52» летали на высоте около 15километров, будучи неслышимы и практически невидимы, обрушивая на мирные городапо 35 девятисоткилограммовых бомб. В январе американцам удалось уничтожитьпродовольственные запасы Северного Вьетнама, которых хватило бы на питание 13тысяч человек в течение целого года. Бомбардировкам подверглись также Лаос иКамбоджа. Разумеется, северовьетнамцам удалось выстоять в этой войне во многомблагодаря внешней поддержке, в частности той военно-технической помощи, которуюоказывал стране СССР. Советские зенитные ракеты и реактивные истребители «МиГ-17»и «МиГ-21» помогали защищать небо Северного Вьетнама.
Война распространялась на все большую территорию иприобретала затяжной характер. Численность американских военных во Вьетнаме в1967 году достигла 525 тысяч человек и продолжала возрастать. Известия обогромных жертвах среди мирного населения усиливали отрицательное отношение кдействиям США во Вьетнаме во всем мире. Одной из самых трагических страницвьетнамской войны стала бойня, учиненная американскими военными в деревнеСонгми (1968), в результате которой погибли все ее жители от мала до велика.Командовавший отрядом головорезов лейтенант Колли, правда, был признан военнымпреступником собственными согражданами и приговорен к пожизненному заключению,которое, однако, было заменено 20 годами тюрьмы. Иначе, чем варварскойжестокостью, нельзя назвать применение американцами химического оружия: онираспыляли яды по всей территории страны, жгли землю напалмом.
Несмотря ни на что, в январе 1968 года войска СеверногоВьетнама перешли в наступление. Американское командование затребовалоподкрепления, и только за первый месяц года во Вьетнам было отправлено 14 тысячсолдат. Военная помощь правительству Южного Вьетнама за год составила 25миллиардов долларов. Все это вызывало недовольство внутри самой Америки.Выступая в марте по телевидению, побывавший во Вьетнаме журналист УолтерКронкайт назвал войну бессмысленной и аморальной.
Нация раскололась в оценках того, как вел войну президентДжонсон, и тот не рискнул выдвинуть свою кандидатуру на выборах 1968 года, гдепобеда досталась Ричарду Никсону (1913—1999). С 1968 года сократились бомбежкиСеверного Вьетнама, воюющие стороны стали искать дипломатические путиурегулирования конфликта. Новый президент начал постепенный вывод американскихвойск из Вьетнама. Так, к концу августа 1969 года домой вернулось 25 тысячсолдат. При этом высвободившееся военное снаряжение было передано враспоряжение армии южновьетнамского правительства. Однако граждане СШАтребовали более эффективных мер. 15 ноября состоялся массовый антивоенныймитинг. В столице около 250 тысяч манифестантов прошли от Капитолия допамятника Вашингтону. В Сан-Франциско 200 тысяч человек собрались в паркеГолден-Гейт. Никсон отнесся к этим выступлениям достаточно спокойно, заявив,что надеется на поддержку его действий американцами. Под давлениемобщественного мнения 11 августа 1971 года министр обороны США Мелвин Лэйрдзаявил, что с этого дня ни один американец не будет участвовать в наземныхоперациях, которые будут теперь осуществляться только силами армии ЮжногоВьетнама. Однако Никсон отдавал и приказы, которые способствовали обострениюситуации во Вьетнаме. Например, в ответ на успехи Северного Вьетнама 8 мая 1972года он распорядился заминировать с воздуха подходы к Хайфону и Другим портовымсеверовьетнамским городам. Американские военные специалисты не считали эту меруособенно эффективной, утверждая, что остановить продвижение врага возможно лишьпосредством введения во Вьетнам американских войск.
В то же время 15 января именно президент Никсон распорядилсяпрекратить все военно-воздушные и военно-морские операции с участиемамериканцев, а 19 января было объявлено о прекращении огня. Знаменательно, чтов это время президент не говорил о «победе» во Вьетнаме; речь шла лишь озаключении «почетного для США мира». Наконец, 27 января 1973 года в Париже былоподписано соглашение о прекращении огня во Вьетнаме. По этому документусеверовьетнамская сторона обязывалась отпустить всех военнопленных американцев,а США — вывести в 1973 году все свои войска из Вьетнама. Америка всерьезготовилась к миру: в тот же день в Вашингтоне было объявлено о намерениисократить армию и перевести ее на контрактную основу. Государственный секретарьСША Генри Киссинджер, немало потрудившийся для выхода Америки из войны, в 1973году был награжден Нобелевской премией мира.
Бои во Вьетнаме — уже без участия американцев — окончилисьвесной 1975 года: 30 апреля южновьетнамская сторона подписала документ обезоговорочной капитуляции. Хотя формально это событие уже не имело никакого отношенияк Америке, многие в США восприняли его как удар по престижу страны, как первоепонесенное ею за двухсотлетнюю историю военное поражение. Эти переживания,характерные для американского общества середины 1970-х годов, получилиизвестность как «вьетнамский синдром».
Итоги бессмысленной для США войны оказались весьмапечальными: за десять лет американские потери составили 56 тысяч человекубитыми, 300 тысяч получили ранения. Это меньше, чем потери в мировых войнах,но несравненно больше, чем за время войны в Корее. Весьма тяжелыми были икосвенные потери, понесенные американским обществом из-за войны: желая избежатьпризыва на военную службу, молодые люди навсегда покидали пределы родины.
Америка должна была как можно скорее перевернуть грустнуюстраницу своей истории, и 7 мая 1975 года президент Джералд Форд (р. 1913)публично объявил об окончании «вьетнамской эры».