Внимание в структуре учебной деятельности

Лекция попедагогической психологии
(Ставропольский государственный университет, факультетпсихологии)Тема: «Внимание в структуре учебной деятельности»
 
План
1.   Общиефункции внимания.
2.   Видывнимания.
3.   Свойствавнимания.
4.   Возможностьцеленаправленного формирования внимания.
 
Литература
1.   Гальперин П.Я.,Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974.
2.   ГиппенрейтерЮ.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2001.
3.   ГоноболинФ.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.
4.   ДормашевЮ.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М: Флинта, 2002.
5.   ЗимняяИ.А… Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
6.   ЛевитинаС.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.
7.   РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999
8.   СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
1. Общие функции внимания
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность исосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятии(А.В. Петровский). Внимание не существует в «чистом» виде, функционально оновсегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать какпсихофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамическиеособенности познавательных процессов.
Одним из определений внимания в психологии является предложенноеН.Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенностипсихической деятельности человека. При этом под направленностью понимаетсяизбирательный характер активности, а под сосредоточенностью – углубление вданную деятельность. Подобно памяти внимание относится к сквозным психическимявлениям, поэтому, если опираться на структуру психической организациичеловека, возможно рассмотрение внимания и как процесса (или стороныкакого-либо психического процесса: например сенсорное, перцептивное,интеллектуальное внимание), и как состояния (например, состояниесосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность).
Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «внимание своего особого содержанияне имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всехпознавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой онивыступают как деятельность, направленная на объект».
Внимание – это в первую очередь динамическая характеристикапротекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связьпсихической деятельности с определенным объектом, на котором она как вфокусе сосредоточена.
За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки инаправленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. Аизменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этогообъекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым,как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особогосодержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическимобразом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается визменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательнаядеятельность.
Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания спредметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступаетобъект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее исамое сознание. Внимание – проявление этой связи сознания и предмета, который внем осознается.
Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психическойдеятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность:с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой – объект привлекаетвнимание.
Традиционно внимание связывают, прежде всего, с ограничением полявосприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человеквоспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуруинформации, которая будет при этом получена. Внимание осуществляет выбор тойинформации, которая будет обрабатываться.
Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит отдвух групп факторов:
–    структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала:интенсивность, частота и т.д.);
–    структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека(степень новизны, интенсивности раздражителя и т.д.).
Выделяют следующие функции внимания:
–    отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующихпотребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и игнорирование(торможение) других, несущественных, побочных, конкурирующих воздействий;
–    удержание (сохранение) данной деятельности (сохранение всознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока незавершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнутацель;
–    регуляция иконтроль протекания деятельности.2. Виды внимания
Выделяют три вида внимания:
1) непроизвольное – пассивное, само собой возникающеевнимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданногораздражителя или значимого и вызывающего отклик раздражителя;
2) произвольное – активное, волевое, сознательно регулируемоесосредоточение на объекте. Быстро утомляет, требует волевых усилий дляподдержания. Условия, облегчающие произвольное сосредоточение внимания:
–    включение в познание практического действия (например,сопровождение чтения конспектированием облегчает удержание внимания насодержании научной книги);
–    оптимальное психическое состояние человека (утомление иэмоциональное возбуждение ослабляют сосредоточенность).
3) послепроизвольное – вызывается через вхождение вдеятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительноевремя сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек неустает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако,отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежитсомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другойстороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольноевнимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное вниманиетребуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мысознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами,которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того какработа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили нашевнимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное вниманиепереходит в непроизвольное (или, по терминологии Н.Ф. Добрынина,постпроизвольное). Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольноеи произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильноготеоретического отображения реального протекания процессов внимания и дляпрактической правильной организации работы, в частности учебной.3. Свойства внимания
К числу основных характеристик внимания относят объем,избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.
Под объемом внимания понимается то количество объектов,которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени.Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объемаинформации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобыоперировать этой информацией. Введение в современные экспериментальныеисследования субъективных критериев внимания (например, балльных оценок дляуровня субъективной уверенности в ясном, быстром и точном ответе) позволилосделать вывод, что объем внимания определяется шестью элементами. При дальнейшемувеличении числа элементов происходит их структурование (например, на основедвух-трех элементов, а именно: пара – линия, три – треугольник и т. д.).Поэтому ряд из десяти элементов, образующий те или иные структуры,воспринимается столь же точно и отчетливо, как и ряд из одного-трех элементов.Явление структурирования обнаружено при исследовании объема внимания для разныхсенсорных анализаторов, в том числе и для слухового. Объем слухового вниманиязависит также от длительности, частоты и темпа предъявления звуковых стимулов.Например, всякое изменение оптимального темпа ведет к уменьшению объемаслухового внимания.
Произвольная регуляция объема внимания при разрозненных стимулахограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше. Ограниченностьобъема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов,находящихся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыделенные объекты используютсяим как фон. Этот выбор из множества сигналов только некоторых из них носитназвание избирательности внимания. Количественным параметромизбирательности внимания считается, например, скорость осуществления испытуемымвыбора стимула из множества других, а качественным – точность, т. е. степеньсоответствия результатов выбора исходному стимульному материалу. Показательуспешности внимания является комплексной характеристикой. Он включает иколичественные (скорость), и качественные (точность) параметры избирательности.
Устойчивость внимания – это способность субъекта неотклоняться от направленности психической активности и сохранятьсосредоточенность на объекте внимания. Характеристиками устойчивости вниманияявляются временные параметры длительности сохранения направленности исосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественногоуровня. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразиевпечатлений или выполняемых действий, интерес.
Отвлекаемость – свойство, противоположное устойчивости, – колебания,  периодическое ослабление внимания к конкретному объекту деятельности,что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головногомозга.
Концентрация внимания предусматривает так определениеспособности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания приналичии помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех.Чем меньше круг объектов внимания, тем выше концентрация. Сосредоточение наобъекте обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений,вносит ясность в представления человека о том или ином предмете.
Распределение внимания свидетельствует о возможности субъектанаправлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменныходномоментно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являютсявременные показатели, полученные в результате сопоставления длительностиправильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно сдругими (двумя или более) задачами.
Переключение внимания представляет собой перемещение егонаправленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного видадеятельности на другую. Характеристикой переключения внимания является степеньтрудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одноговида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения вниманиязависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъектас ним. Легкость или трудность переключения внимания обусловливается такжеиндивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервнойсистемы. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходомот возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляетсялегче. Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенностииспытуемых, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации ит. д.
Все перечисленные характеристики внимания представляютфункциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальнымприемом. Наряду с ним в наши дни все более развивается системный подход кизучению внимания, который предусматривает использование методик других наук,смежных с психологией. Примером такой междисциплинарной интеграции можетслужить исследование особенностей внимания в связи с общей активациейдеятельности мозга и континуумом уровней бодрствования.4. Возможностьцеленаправленного формирования внимания
Развитие внимания у детей проходит постепенно.
В младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание.Характерная черта внимания детей младшего дошкольного возраста – значительнаяотвлекаемость. Ребенка легко отвлечь яркой игрушкой, разговором. Однако чемсильнее выражен интерес к объекту, тем устойчивее непроизвольное вниманиеребенка.
Дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащениеминтересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его вниманиеприковывается к более широкому кругу предметов и явлений. Он может довольнозначительное время рассматривать игрушку, картинки, слушать стихи и сказки,следить за речью окружающих и своей собственной. Выполнение детьми рядапоручений, возложенных на них обязанностей в детском саду и дома, приучаетдетей обращать внимание на необходимость достижения той или иной цели,выполнения указаний и требований взрослых. Все это приводит к развитиюпроизвольного внимания.
К концу дошкольного возраста внимание поднимается на более высокуюступень своего развития. Это связано с появлением новых интересов, расширениемкругозора, вхождением ребенка в условия жизни семьи и детского сада, овладениемновыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше и больше начинаетобращать внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались внеполя его внимания. Это расширение сферы общения ребенка, обогащение егоинтересов в первую очередь поднимает на более высокий уровень развитиянепроизвольное внимание.
Произвольное внимание особенно интенсивно развивается в играх, гдесоблюдение правил игр требует от ребенка сосредоточенности и концентрациивнимания.
Воспитатели ставят перед детьми цели, направляют их восприятие нажизненно важные стороны окружающей жизни, учат их наблюдать. Старшиедошкольники могут в течение более длительного времени управлять своим вниманием.
Развитию произвольного внимания способствует участие детей в другихвидах деятельности (учение, труд, рисование и др.). Без наличия цели,сосредоточенности и направленности внимания, без его устойчивости невозможноовладеть ни одним видом деятельности, невозможно достичь желаемого результата.
Постепенно к концу дошкольного возраста появляется опыт в управлениисвоим вниманием, умение более или менее самостоятельно его организовывать, безтой постоянной помощи со стороны взрослых, которая так была необходима младшимдетям. Это является одним из основных условий готовности ребенка к школьномуобучению.
Характер внимания зависит от направленности и интересов личностишкольника. Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е.направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классовобычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание наодном объекте бывает непросто.
Внимание учащихся начальных классов в связи с их значительнойэмоциональной возбудимостью легко отвлекается и с трудом направляется на то,что им кажется скучным. Поэтому второстепенные детали замечаются ими иногдалегче, чем основное.
Вместе с тем есть и какие-то неинтересные моменты, которые надопреодолеть, чтобы достичь результата. Так формируется произвольное внимание,которое требует известных усилий воли. Постоянная тренировка произвольного вниманияприводит к овладению им в достаточной мере. Ученики (опять-таки подруководством учителя) начинают еще лучше понимать, как и почему важно неотвлекаться во время занятий, почему важно уметь быть внимательным.
На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияниявысших корковых центров постепенно совершенствуются. В результате этогопроисходят и существенные преобразования характеристик внимания, идетинтенсивное развитие всех его свойств: увеличивается объем внимания, повышаетсяего устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однакотолько к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять ивыполнять произвольно заданную программу действий.
В педагогическом процессе необходимо уметь использоватьнепроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбужденияв поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональныефакторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Приэтом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовойдеятельности.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являютсяфакторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьномвозрасте. Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемостьшкольников по разным учебным предметам. Сложность заключается в том, что разныесвойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подверженвлиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения иустойчивости можно и нужно тренировать.
Успешность тренировки внимания в значительной мере определяетсятакже индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствамивысшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервнойсистемы (сила – слабость, инертность – подвижность) могут способствовать или,напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Такимобразом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенностикаждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь вопределенных пределах.
Вопросы поматериалам лекции
1. Каковы основные функции внимания?
2. Назовите основные виды внимания.
3. Под действием каких факторовпроисходит переход произвольного внимания в постпроизвольное?
4. Охарактеризуйте основные свойствавнимания.
5. Как происходит развитие внимания вразличные возрастные периоды?
6. Какие особенности необходимо учитывать впроцессе развития внимания у детей?