«Развитие у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, через урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению в школе»

Филиппов Алексей Иванович МОУ Клименковская средняя общеобразовательная школа«Развитие у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, через урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению в школе»автор опыта учитель истории, обществознания МОУ«Клименковская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»Филиппов Алексей Иванович2008 г.СОДЕРЖАНИЕΙ. Информация об опыте 1.1 Условия возникновения и становления опыта и его стр. 3 актуальность 1.2 Ведущая педагогическая идея опыта стр. 3 1.3 Новизна и доступность опыта стр. 4-5 1.4 Теоретическое обоснование опыта стр. 5-7ΙΙ. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА стр.8-16ΙΙΙ. ЛИТЕРАТУРА стр.17^ ΙV. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ стр. 19-20 V. ПРИЛОЖЕНИЕ Информация об опытеУсловие возникновения, становления опыта и его актуальность«Историю изучают, исследуют, из неё извлекают уроки. И главный из них – она должна нас хоть чему-нибудь учить. История развивается только в одном направлении, отсчитывая время, которое делает нас не только старше, но и, хочется верить мудрее» ^ Е.С.Савченко, губернатор Белгородской области Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придёт нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времён, чтобы познание прошлого облагораживало, и не покидала гордость каждого человека за свою Малую Родину, за его родной край. И чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные нами за многие столетия, прорастали крепкими и надёжными побегами в душах характерах современников, в их повседневных делах. С мыслями о Малой Родине, о родном доме, семье, о могилах родных и близких связаны в сознании русских людей их представления об Отечестве. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работы. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом «Об образовании», национально- регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его составляющей. ^ 2.Ведущая педагогическая идея Изучение истории своего края играет огромную роль в воспитательной работе с учащимися. Воспитание патриотизма у детей начинается прежде всего с любви к своему дому, селу или городу, в котором они живут, к людям их населяющим. Воспитание на исторических традициях – важнейшая задача и условие нравственного, патриотического, интернационального и трудового становления подрастающего поколения. Использование краеведческого материала необходимо и в дидактических целях. Знание конкретных исторических фактов из жизни своей области (а также своего села или города) способствует лучшему пониманию исторических явлений и событий, делает изложение изучаемой темы содержательнее, ближе и понятнее для учащихся, легче ими воспринимается и усваивается, повышает их заинтересованность и восприимчивость. При этом ученики лучше усваивают и общие закономерности исторического процесса. Личностный пример заслуженных людей области, города или села – видных учёных, участников гражданской и Великой Отечественной войн, славных тружеников является прекрасным примером для подражания, воспитывает любовь и уважение к героическому прошлому, чувство гордости за свой народ. Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического являются современные социально- политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. ^ 3 Новизна и доступность опыта Изучение истории своего края играет огромную роль в воспитательной работе с учащимися. Воспитание патриотизма у детей начинается прежде всего с любви к своему дому, селу или городу, в котором они живут, к людям их населяющим. Воспитание на исторических традициях – важнейшая задача и условие нравственного, патриотического, интернационального и трудового становления подрастающего поколения. Использование краеведческого материала необходимо и в дидактических целях. Знание конкретных исторических фактов из жизни своей области(а также своего села или города) способствует лучшему пониманию исторических явлений и событий, делает изложение изучаемой темы содержательнее, ближе и понятнее для учащихся, легче ими воспринимается и усваивается, повышает их заинтересованность и восприимчивость. При этом ученики лучше усваивают и общие закономерности исторического процесса. Личностный пример заслуженных людей области, города или села – видных учёных, участников гражданской и Великой Отечественной войн, славных тружеников является прекрасным примером для подражания, воспитывает любовь и уважение к героическому прошлому, чувство гордости за свой народ. Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического являются современные социально- политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. За минувшее десятилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным темам». Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей-земляков и членов семьи, изучение повседневности – обыденной жизни с её живыми подробностями. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.^ 3.Теоретическое обоснование опыта Когда речь идёт о краеведении, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трёх уровнях (в школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников). Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний, кроме учебных пособий могут быть: научно – популярная и научная литература, публикации в печати, материалы школьных и государственных музеев. Третий уровень-изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных учёных- исследователей. Обычно такая деятельность присуща членам краеведческого кружка. Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особенно увлечённые историей, глубоко интересующихся родным краем. Через урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению, я способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие и на разум наш, и на душу. В этом-то и главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесс из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТАПриёмы и методы исследования Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально- педагогических задач нашего времени. Важная составляющая системы исторического краеведения в школе – содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о кругах этих знаний. Мой дом. 2. Родная школа. 3. Село: прошлое, настоящее, перспективы развития. 4. История района. 5. История области. Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы кругов, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника. Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко – краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приёмы и методы исследования. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определённой территории. Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально- экономические, общественно- политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.^ Познание этнонациональных процессов Изучение родного края включает познание этнонациональных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин. Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.^ Религия-часть истории народа Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни является религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями жителей нашей местности, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и церквей, жизнь и деяния местных подвижников, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате, учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов.^ Субъекты исторического процесса Вряд ли можно признавать правильный подход, когда внимание краеведов-следопытов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего. Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности, общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодёжные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления. Одна их проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом,- разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Её следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учётом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени. Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нём слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.^ Туристско-краеведческое движение Тысячи учащихся сельских и городских школ России участвуют в туристско-краеведческом движении «Отечество». Разнообразны программы движения, по которым работают юные краеведы- исследователи: родословие, летопись родного края, земляки, исчезнувшие памятники России, археология, культурное наследие, этнография, военная история России, Великая Отечественная война, дети и война, история детского движения, школьные музеи и др. Учащиеся нашей школы, члены краеведческого кружка принимали и принимают самое активное участие в этом туристско-краеведческом движении и занимают призовые места. Ученица нашей школы Кулик Дина, принимала участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия- XX век», где её работа была оценена организаторами этого конкурса.^ Работа краеведческого кружка Непременным условием привития учащимся любви к своему краю, стремления, к изучению его истории является краеведческая работа во внеурочное время. Наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий и массовых дальних походов, проведения вечеров и конференций, устройство тематических выставок, и организации встреч с замечательными людьми, является работа краеведческого кружка. Уже не первый год такой кружок работает в нашей школе. Самым ценным и привлекательным в деятельности кружка является самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску, сбору и изучению материала. Важно, чтобы школьники испытывали удовлетворение от самостоятельного исследования, и пусть небольшого, но открытия. Краеведение без поиска немыслимо. Формы самостоятельной работы учащихся могут быть самые разнообразные: индивидуальная, коллективная. Учащийся или группа учащихся выбирают тему исследования и самостоятельно работают над ней.^ Последовательность изучения краеведческого объекта. При изучении любого краеведческого объекта необходимо соблюдать определённую последовательность: 1. Выбор темы, определение целей и задач исследования. 2. Разработка и принятие общего плана работы. 3.Подготовка программы сбора материала. 4. Распределение тем и видов работы, определение сроков и ответственных за проведение 5.Определение форм, методов и приёмов работы. 6. Определение итогов работы по каждому разделу (подготовка очерка, доклада, реферата, проведение викторины, олимпиады и т. д.) 7. Изучение литературы по теме исследования. 8. Выявление участников исторических событий, очевидцев, ветеранов. 9. Выявление и изучение архивных и музейных источников. 10.Консультация, координация и контроль учителя за работой учащихся. 11.Сбор, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры. 12. Проверка достоверности собранного материала. 13. Обработка, систематизация и оформление собранного материала. Поисково-исследовательская работа по краеведению имеет большое образовательно-воспитательное значение: в ходе наблюдения за жизнью, трудом бытом населения расширяется кругозор и область интересов учащихся, они сравнивают прошлое с современностью, выясняют экономические и культурные достижения в городе, районе, селе, области; учатся самостоятельно мыслить, работать творчески, проявлять инициативу. Средством привлечения внимания широкого круга учащихся к истории края, активного воспитательного воздействия на них является проведение тематических общешкольных вечеров. Вечера делают работу кружка массовой, а кружковцев и участников вечеров – максимально- активными. Кроме того, общешкольный вечер заставляет самих организаторов – кружковцев оглянуться на проделанную работу, лучше осмыслить, обобщить её.^ Пути и методы изучения истории родного края. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приёмов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками, я сочетаю лекции , уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. Особенно это существенно для нашей сельской школы, где сама обстановка проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Очень существенна выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Заметное распространение в нашей школе получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения).Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Как учитель истории воспитываю у учеников любовь к своему краю, его достижениям, его людям. Им дальше нести эстафету ушедших и старших поколений, они должны научится бережному отношению к памяти людей, которые здесь, на родной Белгородчине, строили новую жизнь. Уроки с привлечением краеведческого материала более усложнены, поэтому они требуют дополнительной подготовки. Немало времени уходит на изучение местной истории, на ведение краеведческой работы, а без такой подготовки и работы нельзя успешно вести уроки, заинтересовать учеников, привить им любовь к родному краю.^ Использование краеведческого материала Использование краеведческого материала – это не дань «моде», а одно из важнейших средств повышения эффективности урока, развития познавательных интересов учащихся, раскрытия на нём закономерностей исторического процесса. Нельзя ограничиться только упоминанием о событиях, происшедших когда-то на Белгородчине, например, упоминанием, что в 1596 году был заложен Белгород как город-крепость, а затем и другие города Белгородской черты, но нужно и показать, какую роль сыграл Белгород и вся черта в защите южных рубежей Российского государства. При использовании краеведческого материала я исхожу из основных методологических принципов изучения исторического процесса. Помнить, что история своей области – составная часть истории нашей великой Родины. В работе использую только тщательно проверенный, научно достоверный материал. Это относится, в частности, к воспоминаниям участников событий. В огромной степени изучению истории родного края способствуют труды историков и краеведов Белгородчины: А.Н.Крупенкова, И.Г. Пархоменко, В.И. Щербаченко, А.Д. Витохина и других. В мои задачи также входит сбор местных исторических источников, вещественных и письменных. Эта работа проводится не только силами кружковцев, но и учащихся всех классов. Эффективность краеведческой работы в школе зависит от соблюдения следующих условий: Глубокое знание учителем истории своего края и владение методикой его изучения; Создание системы школьного краеведения: систематическое исследование краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе, преемственность, по содержанию, формам и методам работы от класса к классу; Участие в краеведческой деятельности всего педагогического коллектива и всех учащихся, перспективное планирование краеведческой работы в учебно-воспитательном процессе школы.Список литературы 1.Сборник «Истоки» выпуск 1. Белгород 1993г. 2. Белгородские святыни-А.Н.Крупенков. Белгород 1995г 3. Мой край. Н.Г.Овчарова. Воронеж 1997г. 4.Белгородские силуэты. А.Н.Крупенков. Белгород 1993г 5. Белгородский край в истории С С С Р. Воронеж .1982г 6. Белгородская губерния. И.Г. Пархоменко. Белгород. 2001г. 7. Истоки. Витохин А.Д. « Везелица» 1992г. 8. Материалы межрайонной научно-практической конференции, посвящённой 250 летию Вейделевки,70-летию образования Вейделевского района и 55-летию освобождения его от фашистских захватчиков. Вейделевка 1998г. 9. Графиня Софья Владимировна Панина В.И. Щербаченко «Крестьянское дело» Белгород 2001г. 10. Вейделевка – страницы истории.(путеводитель) Белгород. 1998г 11. Вейделевская старина. В.И. Щербаченко «Крестьянское дело» 1998г 12.Белгородоведение. Белгород .2003г. 13.Вейделевский район.. Краткий исторический очерк. Н.Ф.Кисель. Вейделевка. 1995г.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬУчастие в районных и областных олимпиадахРайонные олимпиады2003-2004г. 1. История 9 класс- 1 место 2. История 10 класс- 4 место 3. История 11 класс- 4 место 4. Право 11 класс- 3 место2004-2005г. 1. История 10 класс- 2 место 2. История 11 класс- 2 место 3. Общество 10 класс- 3 место2005-2006г. 1. История 9 класс- 3 место 2. История 11 класс- 2 место 3. Право 9 класс- 1 место 4. Право 10 класс- 4 место2006-2007г. 1. История 10 класс- 2 место 2. Право 9 класс- 1место 3. Право 10 класс- 1 место 4. Право 11 класс- 3 место 5. Общество 9 класс- 1 место 6. Общество 10 класс- 1место 7. Избирательное право 9 класс- 1 место 8. Избирательное право 10 класс- 1 место 9. Избирательное право 11 класс- 4 место 10. Экономика 10класс- 2 место2007-2008г. 1. Право 10 класс- 1 место 2. Право 11 класс- 1 место 3. Обществознание 10 класс- 4 место 4. Обществознание 11 класс- 1 место 5. История 10 класс- 4 место 6. История 11 класс – 4 место 7. Экономика 10 класс- 3 место 8. Основы предпринимательской деятельности 10класс- 1место 9. Основы предпринимательской деятельности 11 класс- 4 место 10. Избирательное право 11 класс- 2 место 11. Краеведение 11 класс- 3 местоОбластные олимпиады2005-2006г. 1. Право 9 класс- (Ильяшенко А.)- 4 место 2007-2008г. 1. Право 11 класс- (Ильяшенко А.)- 3 место 2. Основы предпринимательской деятельности (Апанасенко Р.)-8м УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ2003-04г.1.Конкурс исследовательских краеведческих работ – 3 место2005-06г.1.Конкурс исследовательских краеведческих работ – 1 место2006 – 07г.1.Конкурс исследовательских краеведческих работ – 1 место2007 – 08г.1.Конкурс исследовательских краеведческих работ – 3 место