Министерство образования РеспубликиБеларусь
Белорусский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
Тема: РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Выпускная работа бакалавра
Студентки 4-ого курса
отделения менеджмента
Степанченко О.Н.
Научный руководитель:
асп. Стефанин А.Л.
Рецензент:
Вариченко И.В.
«Допускается к защите»
“____” __________2006г.
Минск, 2006
Аннотация
Дипломная работа: 41 с., 4 рис., 21 источник
Объект исследования — государственное управление на основевнедрения информационных технологий.
Цель работы — проведение исследования проблем внедренияинформационных технологий в органы государственной власти, выбор и обоснованиенаправлений по развитию электронного правительства в Республике Беларусь.
При написании дипломной работы были использованы методытеоретических исследований и массовых опросов.
Новизна исследуемой темы заключается в том, что органыгосударственной власти, используя информационные формы и методы управления,смогут повысить эффективность своей деятельности, расширить свои управленческиевозможности и стать более открытыми в демократическом обществе.
Содержание
Введение
1. Теоретико-прикладные основы информационных технологий исовременные подходы к их использованию в государственном управлении
1.1 Информационные технологии и процесс их использования вгосударственном управлении
1.2 Влияние информационных технологий на экономику и создание электронного правительства
2. Концепция интеграции государственных информационныхсистем в структуру межведомственного взаимодействия
2.1 Международный опыт интеграции государственныхинформационных систем в структуру межведомственного взаимодействия
2.2 Концепция организации межведомственного взаимодействияорганов государственной власти и формирования электронного правительства
3. Основные проблемы и направления совершенствованиядеятельности органов государственной власти на основе внедрения информационныхтехнологий в Республике Беларусь
3.1 Основные проблемы внедрения информационных технологий ворганы государственной власти
3.2 Перспективные направлениясовершенствования единой государственной политики в области информатизациигосударственного управления
Заключение
Список источников
Введение
Информационные технологии в государственном управлении(«электронное правительство», eGovernment) являются новой тенденциейиспользования сети Интернет и потенциально могут оказаться ключевой точкойраспространения информационных технологий в массах, и, соответственно,внедрения идей информационного общества. Кроме того, «электронноеправительство» повышает эффективность работы государственного аппарата иприводит к повышению производительности труда в государственном управлении.
Отслеживание процесса развития «электронныхправительств» и оценка их эффективности являются особыми задачами,поскольку объект исследования динамичен, нов и слабо изучен.
Актуальность темы дипломной работы обосновываетсяизменениями в области информационных технологий (ИТ), которые, проникая вразличные сферы общественной жизни, необратимо влияют на само общество,охватывая организацию деятельности центральных правительственных учреждений,местных органов самоуправления и других ветвей государственной власти.
В настоящее время в Республике Беларусь реализуетсядостаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и повсеместноеприменение информационных технологий в государственном и местном управлении. Начатареализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органовв целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия междуними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выходав глобальные международные информационные сети. Определен переченьинформационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется ихгосударственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы иразработки по созданию передовых информационных технологий и программногообеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственныхнаучно-технических программ.
Основная цель данной дипломной работы — проведениеисследования проблем внедрения информационных технологий в органыгосударственной власти, выбор и обоснование направлений по совершенствованиюгосударственного управления на основе внедрения информационных технологий вРеспублике Беларусь.
Дипломная работа имеет сложную и логически выстроеннуюструктуру, состоящую из трех глав. В первой главе «Теоретико-прикладныеосновы информационных технологий и современные подходы к их использованию вгосударственном управлении» рассмотрены основные аспекты использованияинформационных технологий в государственном управлении, обоснованацелесообразность интенсификации процессов реализации процессов поинформатизации системы управления социально-экономическим развитиемнациональной экономики.
Во второй главе «Концепция интеграции государственныхинформационных систем в структуру межведомственного взаимодействия» проанализированопыт зарубежных стран и особенности создания национальных моделей электронногоправительства с учетом информационного потенциала органов государственногоуправления. Предложены направления по созданию открытых стандартов, основанныхна использовании единых интерфейсов передачи данных.
Третья глава работы «Основные проблемы и направлениясовершенствования деятельности органов государственной власти на основевнедрения информационных технологий в Республике Беларусь» посвящена перспективамразвития информационных технологий в нашей стране и конструктивному решениюконкретных проблем, связанных с повышением уровня развития электронногоправительства.
При написании дипломной работы были использованы методытеоретических исследований и массовых опросов, общенаучные методы познания (анализи синтез, абстракции и обобщения), экономического анализа и эмпирическогоисследования (наблюдения, измерения, эксперимента). В процессе исследованияприменялись также приемы экспертных оценок, статистического и системногоанализа.
В рамках данного исследования были использованы различные монографии,научные труды белорусских и зарубежных ученых, а также аналитические работы известныхэкспертов в области информационных технологий.
Книга журналиста и консультанта компании MicrosoftДугласа Холмса eGov. Стратегии электронного бизнеса длягосударства” посвящена современным тенденциям и мировому опыту построенияэлектронного правительства как метода осуществления перехода от индустриальногообщества к информационному. Эта книга показывает, каким должно быть государствов XXI веке: более открытым, демократичным, способнымоптимизировать процессы государственного управления и создать здоровый климат всвоих регионах.
Марушко Д.А. в статье «Мобильное государство — новыйподход к государственному управлению» рассмотрел основные принципы ивыявил ключевые подходы при создании и реализации концепции «электронногоправительства» в Республике Беларусь, предложил использовать технологиибеспроводного доступа в качестве наиболее перспективного направленияорганизации информационного взаимодействия.
1. Теоретико-прикладные основы информационныхтехнологий и современные подходы к их использованию в государственномуправлении/>1.1 Информационныетехнологии и процесс их использования в государственном управлении
Развитие информационных технологий стало ведущей мировойтенденцией в различных сферах жизни общества. Одной из наиболее приоритетныхсфер становится область государственного управления, представители которого врешающей степени должны превосходить по уровню информированности, точности,полноте доступа к источникам информации.
Современные системы государственного управления представляютсобой комплекс, развитие которого происходит в условиях постоянного возрастаниястепени наукоемкости информационной инфраструктуры. Управление наукоемкимисистемами, обеспечение их эффективного функционирования предъявляет кгосударственным служащим повышенные требования в области освоения современныхметодов управления, использования информационных систем, методов постановки ирешения задач управления. [12, c.10]
Современное государственное управление основано наприменении сложной и высокоэффективной технической и технологическойинформационной баз, определяющих мобильность, точность, реактивность,надежность управленческой информации, что существенно поднимает роль кадровогогосударственного служащего.
Эффективность взаимодействия управленческих систем взначительной степени зависит от научно-технического уровня, интенсивности истепени использования и совместимости информационных технологий.
Наиболее важными из перечисленных выше информационных технологийи систем для решения проблем государственной кадровой политики представляютсятехнологии защиты информации. Обеспечение высокой эффективности таких системсвязано с решением экономических и организационных вопросов создания иподдержки сертифицированного информационно-технологического ипрограммно-аппаратного комплекса в системах государственного управления.
Информационно-технологические нововведения в государственномуправлении имеют комплексный характер, связаны с одновременным и согласованнымиспользованием информационных, организационных, правовых,социально-психологических, кадровых, технических и многих других факторов. Всеэто требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы синформацией, так и функциональной и организационной структур управления,состава и структуры всей управленческой деятельности, характера и построенияуправленческих отношений, да и иных управленческих явлений. [17, c.59]
Созданная ранее система информационных связей перестала вполной мере соответствовать современным требованиям. Это объясняется, преждевсего, тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода кинформационной и информационно-аналитической поддержке в сфере государственногоуправления. Информация стала рассматриваться как ресурс, без которого нельзяиспользовать современные технологии и методы управления. В связи с этиминформационная система государственного управления постоянно видоизменяется,совершенствуется, приобретает новое качество.
Ожидаемые от внедрения информационных технологий результатыможно разделить на два класса — стратегические и тактические. Тактическиерезультаты связаны в основном с сокращением затрат. Их достаточно легкоопределить и измерить. Измеряемые в денежном выражении преимущества могут бытьпросчитаны на основе подсчета того, сколько можно убрать физических шкафов дляхранения документов, сколько площадей освободить, насколько можно сократитьштат (или, по крайней мере, избежать его роста), сколько времени сэкономяторганизации и граждане, взаимодействующие с органами власти, и т.д. Ожидаемыестратегические результаты — это улучшение качества принимаемых решений,повышение доверия граждан к власти, существенное снижение прямых и косвенныхобщественных издержек на содержание органов власти. На достижение этих целей иориентирована государственная программа «Электронная Беларусь».
Таким образом, все это в определенной степени характеризуетинформационную систему государственного управления как открытую длявзаимодействия с другими информационными системами общества, что является немаловажным фактором развития информационной системы государственного управления. 1.2 Влияние информационных технологий на экономикуи создание электронного правительства
Существующая сегодня традиционная модель государственногоуправления разрабатывалась для послевоенного индустриального общества, котороеосновывалось на единстве потребностей людей в базовом медицинском обслуживании,образовании, жилье, социальном обеспечении и коммунальных услугах. Тогда жебыли организованы крупные вертикальные министерства, осуществляющие руководствоконкретной сферой деятельности. Эти организации отличались тем, что длявыполнения поставленных задач им не требовалось взаимодействовать друг с другом.Существование разнородных сетей — вот характерная черта этого традиционногоподхода к управлению, приводящего к обособленным системам и службам. Поэтомупрактически уже невозможно представить себе, что государственный аппарат, построенныйпо иерархическому принципу, может быть эффективным. Переход к информационномуобществу ведет к коренному переосмыслению роли и структуры государственныхслужб — точно так же, как это случилось при появлении индустриального общества.[21, c.16]
Глобализация и реалии эпохи после завершения холодной войныозначают, что организации должны действовать на нескольких уровнях — отместного до мирового. Государственные структуры различных стран должнысотрудничать и взаимодействовать друг с другом как в решении крупных общихпроблем, например в ликвидации безработицы или проведении реформы социальногообеспечения, так и в реализации совместных программ в области торговли, борьбыс международной преступностью или проведении операций по поддержанию мира.
В возникающем информационном обществе те уровнигосударственной власти, которые находятся ближе всего к людям, часто становятсянаилучшими провайдерами услуг. Во многих странах ответственность за услуги длянаселения передается центральными органами власти на местный и региональныйуровень.
Используя новые технологии, свойственные информационномувеку, — в особенности Интернет, — государство имеет беспрецедентную возможностьреформировать вертикальную структуру власти и начать предоставлятьинтегрированные, комплексные услуги для улучшения взаимоотношений и развитиясвязей между государственными службами и гражданами (G2C — government-to-citizen), государством и частными компаниями (G2B — government-to-business), государственными организациями и их сотрудниками (G2E — government-to-employee), а также между различными государственными органами иуровнями государственного управления (G2G — government-to-government) всоответствии с рис.1.
/>
Рис.1. Типы государственных взаимоотношений
Становление «электронного правительства» началосьс присутствия государственных служб в сети Интернет — по существу это означало,что на смену бумажным документам пришел информационный веб-узел. Любая организациядолжна стараться никогда не печатать на бумаге документ, который можно сделатьдоступным в онлайновом режиме. Сегодня практически все государственныеучреждения поступают подобным образом, хотя при этом существуют некоторыеотличия в способах систематизации и представления документов.
В 70-80-х годах ХХ века многие страны столкнулись с рядомпроблем, связанных с работой органов государственного управления — большимирасходами, неэффективными процессами, неудовлетворительными результатами.
Большие расходы. В ряде стран расходы на деятельностьгосударственных учреждений стали необоснованно высокими или росли слишкомбыстрыми темпами.
Неэффективные процессы. Все большую обеспокоенность сталивызывать случаи потерь, задержек, плохого управления и коррупции вгосударственном секторе. Все это приводило к неэффективному преобразованиюгосударственных денег в услуги государственных учреждений. В частности,решения, которые принимали государственные служащие, зачастую оказывалисьвесьма далекими от потребностей общественности. Лица, принимающие решения,оказались очень удаленными от источников информации и реальной жизни. Государственныечиновники совершенно не несли ответственности за свои решения и действия передтеми, на кого их решения и действия влияли.
Неудовлетворительные результаты. В ряде странгосударственный сектор оказался неспособен обеспечить то, что он призван былобеспечить — от внешней и внутренней безопасности до поддержки сельскогохозяйства, образования, здравоохранения, социальных услуг и т.д. [19, c.7]
Реформы включали сокращение численности государственногоаппарата, уменьшение количества внутренних нормативных документов, внедрение впрактику государственных учреждений стандартов качественного обслуживанияклиентов. Государственным учреждениям, в частности, предписывалось уточнитькатегории своих «клиентов» и изучить их потребности, разработатьстратегии повышения качества услуг, а также критерии и механизмы оценкикачества обслуживания.
В процессе кардинального реформирования правительстваобнаружилось, что современные информационные технологии могут оказаться хорошимподспорьем в решении главной задачи: «работать лучше, стоить меньше».
Так в программах реформ появились информационные технологии,а в концепциях систем «электронных правительств» — ориентация наобслуживание клиентов.
На первом этапе, электронное правительство дает возможностьправительственным органам использовать новые технологии, чтобы предоставитьлюдям более удобный доступ к правительственной информации и услугам, повыситькачество этих услуг и в большей мере обеспечить возможность участия в работедемократических институтов.
Появление простых электронных форм и процедур обменаинформацией ознаменовало наступление второй стадии развития «электронногоправительства». На этом этапе государственные службы были вынужденызаняться проблемой удостоверения личности пользователя. Сегодня во многихстранах для этих целей используются пароли, но лишь некоторые продвинулись нашаг вперед благодаря применению смарт-карт или цифровых сертификатов. Тем неменее, на этой стадии лишь 20-30% операций с участием государственных службпроизводится электронным образом. [13, c.34] На третьемэтапе формируется «информационная экономика», которая представляетсобой новую ступень с точки зрения размера экономического эффекта, получаемогов результате функционирования государственных веб-узлов. Данная стадияотличается от предыдущей тем, что электронные формы не всегда пригодны дляввода информации. Здесь на помощь приходит технология XML. Именно на этом этапегосударственные службы получают максимальные возможности управления информацией- тем, каким образом она представляется. Фаза формирования «информационнойэкономики» началась совсем недавно: сегодня во всем мире насчитываетсяоколо ста XML-проектов в сфере государственной деятельности, которые находятсяв стадии разработки.
Функции сервиса G2Gможно охарактеризовать как удешевление работы правительства, ускорениепрохождения документов через его структуры, увеличение возможностей контроля задеятельностью отдельных органов и служащих, увеличение конкуренции междуслужащими и повышение их квалификации, и главное — предотвращение коррупции.
Анализируя возможности и функции электронного правительствакак новой модели государственного управления, особое внимание следует уделитьследующей его характеристике. Электронное правительство трансформирует нетолько отношения граждан и властных структур, но и отношения внутриправительства — между отдельными его ветвями, уровнями, подразделениями. Причемизменению подвергается не только сетевая инфраструктура исполнительной власти,но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления. То есть, сэтой точки зрения электронное правительство точнее будет назвать электроннымгосударством, электронным государственным аппаратом, электроннойинфраструктурой государства, государством информационного общества. [18, c. 19].
Говоря об электронном правительстве и в частности овнедрении сектора G2G, следует понимать, что, прежде всего, речь идет обинформатизации всех управленческих процессов в органах государственной властивсех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о созданиикомпьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этихорганов с населением и бизнес-структурами. Нельзя вести речь о том, чтовнутриправительственная трансакция реализована в электронном, безбумажномрежиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нетэлектронного документооборота. Отдельные операции — пересылка по электроннойпочте документа, который адресатом снова распечатывается для подачи на подписьдругому чиновнику, ни коим образом не характеризуют правительство какэлектронное.
Электронное правительство подразумевает проведениесогласованной работы над тем, чтобы информационное общество охватывало всехграждан. Онлайновые услуги и информация для населения должны быть доступныкаждому, независимо от его возраста, пола, национальности, финансовогоположения или местонахождения. Электронное правительство берет на себяответственность за организацию инфраструктуры и систем поддержки, которые нетолько устранят информационное неравенство, но и будут создавать рабочие местаи обеспечат устойчивый экономический рост.
Ключевая задача реализации концепции «электронного правительства»в Республике Беларусь — создание централизованного государственногоинформационного портала, через который граждане, частные компании игосударственные служащие смогут оперативно взаимодействовать как с самимгосударством, так и между собой посредством использования традиционнойинфраструктуры. Не менее перспективным направлением в области оптимизациисистемы государственного управления в рамках концепции «электронногоправительства» является использование беспроводных технологий связи имобильных коммуникаций.
Для достижения экономической эффективности необходимоиспользовать комбинированные решения. Следует использовать стандартные пакетыпрограммных и аппаратных решений, адаптируя их под белорусскую инфраструктуру,а утвержденный перечень отдельных узлов, отвечающих за национальнуюбезопасность, оснастить собственными решениями.
Таким образом, электронное правительство подразумеваетреализацию гораздо более последовательного, простого и индивидуализированногоподхода в предоставлении услуг и информации для населения. Это означаетструктурную перестройку функционирования государственных организаций и ихвзаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими. Электронноеправительство будет способствовать развитию экономики и позволитгосударственному сектору стать во главе преобразований общества.
2. Концепция интеграции государственных информационныхсистем в структуру межведомственного взаимодействия2.1 Международный опыт интеграции государственныхинформационных систем в структуру межведомственного взаимодействия
Одной из важнейших целей внедрения информационных технологийявляется повышение эффективности функционирования экономики, государственногоуправления и местного самоуправления. Для достижения этой цели необходимопроводить реинжиниринг процессов на всех уровнях и обеспечить переход отведомственной ориентации в деятельности государства к ориентации на нужды изадачи граждан. «Принцип одного окна» во взаимоотношениях бизнеса сгосударством необходимо развивать и распространять на взаимоотношениягосударства и граждан. Гражданин не должен носить справки из одного ведомства вдругое для того, чтобы осуществить необходимую для него операцию, он долженпросто обратиться в государственные органы. А весь дальнейший взаимообмендокументами и обмен информацией должен происходить без его участия и вфиксированные сроки. Только таким образом реализуемо электронное правительство.[21, c.87]
Для этого необходимы общенациональные стандарты длявзаимодействия и информационного обмена между ведомствами. Это общая осознаннаяпроблема всех систем электронного правительства, которые сейчас внедряются вмире. В наиболее продвинутых системах возникают соответствующие стандарты,например, для известного проекта, реализованного в Великобритании — UK Government Gateway (EN)(Шлюз государственных служб Великобритании) выработан специальный стандарт,базирующийся на XML, для обмена данными между разнымигосударственными службами при автоматизации государства.
Постепенно осознается факт того, что взаимодействия типа G2G могут проходить в электроннойформе не только между ведомствами одного государства, но и между ведомствамиразных государств. Некоторые международные организации уже занимаются стандартизациейформатов документов для разных форм межгосударственного взаимодействия,например, UN ЕСЕ (United Nations Economic Commission for Europe — Европейская экономическая комиссия ООН) разработаластандарт документов для международной торговли — UNeDocs (EN),также базирующийся на XML. Участниками взаимообмена по UNeDocs могут быть,например, таможенные службы различных государств.
Работы по созданию электронных государственных служб впередовых странах, в первую очередь, в США и Великобритании, проводятся вусловиях большей открытости и подотчетности государственных органов гражданам. Приэтом подотчетность, например, не сводится лишь к предоставлению гражданамкакой-либо нужной информации, а обеспечивается открытой спецификациейкомплексов показателей работы конкретных государственных учреждений и созданиемдоступных населению средств мониторинга этих показателей. Построение такойсистемы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работыправительственных учреждений, а не полагаться только на заявления ихруководителей или вышестоящих лиц и на сообщения СМИ.
Американское правительство ведет целенаправленную политикуподдержки науки, высоких технологий вообще и информационно-коммуникационных вчастности. При этом правительство заинтересовано в достижении одной из двухцелей — либо обеспечить повышение эффективности своей работы, либо обеспечитьбольшие удобства для граждан. Желательно, конечно, чтобы достигались обе цели — поэтому принимаются даже самые неожиданные решения — например, закупки военнойтехники по системе электронной коммерции через Интернет.
В настоящее время особое внимание федеральное правительствоСША уделяет:
электронной торговле между государственными организациями иминистерствами, конкурсным электронным торгам на поставки товаров и услуг дляудовлетворения государственных нужд;
доступу населения к правительственной и административнойинформации;
использованию смарт-карт, в том числе в федеральномправительстве;
решению различного рода задач, в частности, получению официальныхдокументов через правительственные веб-узлы, оплате налогов, предоставлениюстатистической информации о работе государственного аппарата населению и др.;
применению ИТ в медицине и здравоохранении.
Программа работ по созданию электронных государственныхслужб в Великобритании составлена на основе положений «Белой книги помодернизации правительства» (Modernising Government White Paper). Программа называется «E-citizen, e-business,e-government. A strategic framework for public service in the Information Age» («Электронныеграждане, электронный бизнес, электронные государственные службы. Стратегическаяконцепция обслуживания общества в информационную эпоху»), и ее основнаяцель заключается в анализе и конкретизации процесса перехода к Правительствуинформационного века. [17, c.65]
Разрабатываемая правительственная стратегия предусматриваетразвитие и использование всех электронных видов сервиса. Это означает, чтоуслуги могут предоставляться через Интернет, мобильную связь, цифровоетелевидение, центры обслуживания вызовов. В то же время электронный сервис непредполагает отсутствие персонального контакта.
Из приведенных примеров можно увидеть, что в передовыхстранах перестройка деятельности правительств осуществляется в их тесномвзаимодействии с гражданами, бизнесом и общественными организациями. Наиболеечетко и прозрачно это взаимодействие построено в ЕС, где существует такназываемый Форум информационного общества, в который входят представители всехстран ЕС, основных сословий населения и государственные чиновники. Форумвырабатывает рекомендации депутатам Европарламента по законодательномуобеспечению развития информационного общества в ЕС, включая и перестройкуЕвроправительства.
Ключевая часть сингапурской информационной стратегии — перваяв мире государственная интерактивная мультимедийная сеть «Сингапур-ОДИН».Она позволяет эффективно работать в «интеллектуальной среде»: делатьпокупки, производить банковские операции, знакомиться с новостями, развлекаться.
Разработанная Национальным Советом по Компьютеризациисистема обслуживания граждан eCitizen, название которой может расшифровыватьсяне только как «электронный гражданин», но и как «каждыйгражданин» (every citizen), объединяет все электронные операции.
Для организаций портал предоставляет доступ к электроннымформам налоговых и других платежей, а также к системе электронныхгосударственных закупок. Здесь же можно зарегистрировать товарный знак илипатент, получить информацию о различных правительственных программах поддержкии развития бизнеса, льготных схемах кредитования, консалтинге и обучении,особенно в отношении малых и средних предприятий.
Маврикий — островное государство в Индийском океане, обретянезависимость в 1978 г., перешел от монокультурной экономики, основанной напроизводстве сахара, к более разносторонней деятельности, включая туризм,текстильную промышленность и финансовые услуги.
У правительства Маврикия теперь есть четкая концепцияпреобразования страны в информационное общество. В стране имеется 100% цифроваясеть, с принятием ряда законов создана регулирующая правовая база, а внастоящее время проводится приватизация и либерализация телекоммуникаций. Национальныйстратегический план в области ИТ направлен то, чтобы превратить Маврикий в современноегосударство и усилить его конкурентоспособность на мировом рынке в целяхулучшения качества жизни населения. План предусматривает повышение эффективностигосударственных служб, приближение правительства к народу и использование ИТдля улучшения системы образования.
Таким образом, реформирование органов государственной властипри переходе к информационному обществу включает не только внедрениесовременных ИТ, но и интеграцию на их основе всех имеющихся способоввзаимодействия государства и граждан. Внедрение информационных технологийпозволяет оптимизировать функционирование органов власти и применятьиндивидуальный подход к обслуживанию граждан.2.2 Концепция организации межведомственноговзаимодействия органов государственной власти и формирования электронногоправительства
Реализация инициатив вобласти электронного правительства способна кардинально повысить качествоуслуг, предоставляемых государством своим гражданам. Но при этом важноосознавать, что новый уровень услуг будет достигнут только тогда, когдагосударственные структуры осуществят трансформирование и совершенствованиесвоих операций и процессов путем интеграции ведомственных информационныхсистем, включая системы электронного управления документами.
Организация такого межведомственноговзаимодействия требует построения специальной интеграционной инфраструктуры. Посути дела, эта же инфраструктура необходима и для предоставленияинтегрированных услуг через центральные правительственные порталы или порталырегиональных и местных органов власти. [15]
Можно со всейопределенностью сказать, что задача интеграции информационных систем, стоящаяперед государством, по своей масштабности и сложности превосходит проблемыинтеграции в коммерческом секторе и промышленности. Подходы к решению этойзадачи должны опираться на современную архитектуру. Сегодня индустрияинформационных технологий предлагает все необходимые элементы такойархитектуры, среди которых открытые стандарты XML ивеб-служб для решения задачи межведомственного информационного обмена.
Большое значение имеетинтеграция республиканских, региональных и муниципальных информационныхресурсов, что позволит, в том числе, повысить эффективность работыгосударственного аппарата, сократить возможности для финансовых махинаций,нарушения законов, уклонения от уплаты налогов и т.д.
В государственнойпрограмме «Электронная Беларусь» поставленыприоритетные задачи — создание объединенных государственных информационныхресурсов (ОГИР), а также разработка и реализация так называемых «электронныхадминистративных регламентов», которые являются способом формализованногоописания и реализации процедур внутриведомственного и межведомственноговзаимодействия, прав и обязанностей ведомств и отдельных должностных лиц сиспользованием современных информационных технологий. Такие задачи требуютпостроения инфраструктуры межведомственного взаимодействия адекватной сложностирешаемых задач.
Большинство государств,как правило, рассматривает инициативы в области электронного правительства вконтексте более широких государственных инициатив по реформированиюдеятельности органов власти или, другими словами, в области правительственной иадминистративной реформы.
Многие страны мира, втом числе и Республика Беларусь, уже внедрили или только еще реализуют большоеколичество инициатив в области электронного правительства. Это разнообразиеинициатив можно распределить по нескольким категориям — от более простых формвзаимодействия к более сложным:
• Публикация (распространение) информации. Создание приложений, которые обеспечивают доступк правительственной информации по Интернету. Данная категория предполагаетотношения, в которых и государство, и адресат играют пассивную роль. Примеромтаких отношений может служить размещение в Интернете баз данных позаконодательству.
• Электронные формы (и интерактивное взаимодействие). Например, предоставление возможности доступа вэлектронной форме к различным формулярам документов, которые требуютсягражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Или, например, поисквакансий в государственных организациях на основе заданных пользователемкритериев. На уровне интерактивного взаимодействия пользователь уже невыступает в прежней пассивной роли, так как имеет возможность обращатьсяпо Интернету в государственные учреждения сконкретным запросом. Однако это не обязательно предполагает ответную реакцию.
• Транзакции. К числутаких приложений относятся подача заявок в электронной форме на получениелицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций,заявлений на обмен документов и т.п. Это может быть также предоставление услуг,основанных на так называемом «богатом контенте», — например,дистанционное образование, консультирование, советы по состояниюздоровья и пр. Осуществление реальных операций (транзакций) предполагаетактивное общение между государством иадресатом услуг. Примером может быть обращение за услугой с последующимэлектронным подтверждением заявки или полностью реализованная цепочка подачиналоговой декларации.
Безусловно, первойзадачей в области построения правительственного портала в Республике Беларусь ипорталов региональных и местных органов власти будет публикация информации. Этобудет огромным шагом в сторону повышения прозрачности органов власти приотносительно небольших финансовых и технологических затратах. Более того,колоссальным достижением станет принятие государством нормативных актов оперечне информации, которую ведомства обязаны делать общедоступной, а такжереальная публикация как этой информации, так и другой общедоступной информациина государственных порталах.
Однако если смотреть вбудущее — на несколько лет вперед, — то реализация определенных интерактивныхуслуг, и тем более транзакционных услуг, потенциально может принести реальнуюдополнительную пользу гражданам в виде экономии времени, затрачиваемого навзаимодействие с государством. [20, c.16] Польза для государствабудет состоять не только в повышении качества обслуживания граждан, но и вэкономии средств, которые расходуются на такое обслуживание. В результате обестороны выигрывают от такого взаимодействия — особенно, если рассматриватьпорталы в контексте всего спектра каналов взаимодействия государства сгражданами. Более интерактивные услуги потенциально несут не толькобóльшую ценность, но и бóльшую технологическую сложность, какпоказано на рис.2.
/>
Рис.2. Базовая топологияуслуг
При этом новое качествопредоставления услуг достигается только тогда, когда государственные учрежденияиспользуют новые технологии для реорганизации всего процесса предоставленияуслуг.
Потенциальный путьразвития электронного правительства — от публикации информации черезорганизацию интерактивного взаимодействия к электронным транзакциям — ведет кинтеграции государственных услуг и трансформированию работы государственныхорганов на всех уровнях, к реализации административной реформы. Этот процессвключает инициативы и приложения, которые предоставляют новые типы услуг, ранееневозможные без использования информационных технологий.
Так, например,правительство Финляндии реализовало услугу, в рамках которой обеспечиваетсяавтоматический сбор персональной финансовой информации, хранящейся в банках истраховых компаниях. На основе этих данных заполняется специальная форма овыплате налогов, которая уже в готовом виде предоставляется каждому гражданинудля ознакомления и утверждения.
Рис.3 демонстрируетраспределение инициатив в области электронного правительства по категориям на примерепрограмм, реализуемых в 37 различных федеральных ведомствах США (данные за 2005год).
/>
Рис.3. Распределениеинициатив в области электронного правительства по категориям (на примере США) [19,c.8]
Изприведенного здесь рисунка видно, что даже в такой передовой стране, как США, — являющейся одним из мировых лидеров в области использования информационныхтехнологий в государственных учреждениях — большинство услуг являютсяинформационными. Но в то же время там уже реализовано определенное числопроектов, которые предполагают выполнение реальных операций полностью от началаи до конца на основе использования электронных каналов предоставления услуг.
На основаниивышесказанного о реформировании деятельности государства путем интеграции услугстановятся очевидными причины возрастания роли правительственных порталов. Приэтом важную роль играют следующие факторы:
сегодня возможностибольшинства правительственных порталов ограничиваются переадресациейпользователя на интересующие его веб-узлы;
тем не менее, общая тенденциясостоит в движении в сторону предоставления «интегрированной информации иуслуг», что не требует знания пользователем деталей структурыгосударственного аппарата (лидерами здесь являются Австралия, Канада, Франция,Гонконг, Великобритания, Нидерланды, Испания и др.);
по мнению компанииAccenture, «ориентированные на клиента порталы являются ключом кпреодолению одного из серьезнейших препятствий на пути создания электронногоправительства — недостаточного взаимодействия между государственными органами»;
как показывает опытВеликобритании, «успешные правительственные порталы требуют интеграциигосударственной инфраструктуры, систем, процессов и услуг и должныфокусироваться на потребностях пользователей».
Важной частью моделейпредоставления государственных услуг являются традиционные каналы, дополненныесовременными веб-технологиями (рис.4). Даже в том случае, если персональноеобщение является ключевым компонентом услуги, веб-технологии могутспособствовать улучшению ее качества.
/>
Рис.4. Каналывзаимодействия с государством
Многие частные компаниивыбирают модель, в соответствии с которой используются центры телефонногообслуживания (call centers), но при этом они присутствуют как вторичныйканал. С точки зрения повышения удобства и уменьшения затрат на обслуживаниезапросов граждан и бизнеса, государству было бы выгодно, чтобы его клиенты вмаксимальной степени пользовались каналами взаимодействия 1-го уровня (т.е. доступк порталу с помощью персональных компьютеров, информационных киосков и пр) итолько уже потом использовали другие каналы взаимодействия, такие как центрытелефонного обслуживания или личные визиты в государственные организации.
Основной задачей реализации данного направления в РеспубликеБеларусь является формирование единого национального информационного ресурса исоздание инфраструктуры, обеспечивающей автоматизированное информационноевзаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международныеинформационные сети, а также реализацию прав граждан и юридических лицреспублики на свободное получение информации из этой системы. Конечной цельюданного направления является создание единого информационного пространства какбазы для социально-экономического, политического и культурного развития страныи обеспечения ее безопасности. [18, c. 19]
На первом этапе планируется провести мониторинг действующихгосударственных и отраслевых программ в различных отраслях экономики и сферахдеятельности в части создания информационной инфраструктуры и формированияинформационных ресурсов. [7]
На основе этого анализа будет разработан комплексныйсистемный проект создания общегосударственной автоматизированной информационнойсистемы, включающей проектные решения по созданию и развитию инфраструктурыинформатизации:
сетевой инфраструктуры государственных органов,обеспечивающей выход в глобальные международные информационные сети;
общегосударственной сети информационных ресурсов,обеспечивающих информационную поддержку принятия решений на всех уровняхгосударственного управления (формирование единого национального информационногоресурса).
Таким образом, вопросыинтеграции государственных информационных систем на основе открытыхмеждународных стандартов и создание соответствующей инфраструктуры играютключевую роль в реализации концепции «электронного правительства».
3. Основные проблемы и направлениясовершенствования деятельности органов государственной власти на основевнедрения информационных технологий в Республике Беларусь3.1 Основные проблемы внедрения информационныхтехнологий в органы государственной власти
/>
В настоящее время сложились благоприятные предпосылки длясовершенствования государственного управления, повышения качества и доступностипредоставляемых государством услуг населению и организациям, обеспеченияэффективного управления государственной собственностью, контроля гражданамидеятельности органов государственной власти, повышения результативности ипрозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренениякоррупции на основе широкого применения информационных технологий.
В рамках реализации программ социально-экономическогоразвития и модернизации системы государственного управления создаютсянеобходимые условия для широкого внедрения информационных технологий на основе:
исключения избыточных функций органов исполнительной властии оптимизации системы государственного контроля;
совершенствования кадрового состава, повышения квалификации,а также улучшения системы оплаты труда государственных служащих,финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственнойслужбы;
повышения информационной открытости и публичности процедур разработкии принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ кинформации;
формирования современной инфраструктуры предоставленияинформационно-коммуникационных услуг, повышение доступности информационныхтехнологий;
роста объемов финансирования проектов информатизации,распространения опыта успешного использования информационных технологий вдеятельности органов власти.
Внедрение и использование информационных технологий вдеятельности государственной власти ведется интенсивными темпами. В рядеминистерств и ведомств созданы основы современной информационно-технологическойинфраструктуры, формируется организационно-методическое и кадровое обеспечениеэффективного использования информационных технологий. [7]
Важную роль в повышении эффективности использованияинформационных технологий выполняет государственная программа «ЭлектроннаяБеларусь», реализация которой позволяет сформировать необходимыепредпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне.
На основании расчетов по уже реализуемым проектам иэкспертных оценок по планируемым к реализации работам предполагается, что общийобъем финансовых ресурсов, необходимых для реализации этой программы,ориентировочно на первый и второй этапы 2003-2005 годов составит в ценах 2002года 32100 млн. рублей, в том числе из средств республиканского бюджета наразработку проектной документации, проведение научно-исследовательских ипроектно-технологических работ 18330 млн. рублей, местных бюджетов и другихисточников на капитальные вложения 13770 млн. рублей. [7]
Затраты на реализацию проектов в 2003 году составили 8950млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета на разработкупроектной документации, проведение научно-исследовательских ипроектно-технологических работ 4450 млн. рублей, местных бюджетов и другихисточников на капитальные вложения 4500 млн. рублей.
Уточненные затраты на реализацию проектов в 2004 году ипоследующие годы определяются при подготовке предложений лимита расходов нафинансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности ипредложений в государственную инвестиционную программу на очередной год сучетом проведенного мониторинга.
По результатам реализации первого этапа программы уточненыпроекты второго этапа (2004-2005 годы) и определены объемы финансовых средств,необходимых на его реализацию. [9]
Предполагается, что на реализацию проектов второго этапаувеличится доля затрат из средств местных бюджетов и внебюджетных источников, атакже привлекаемых средств инновационных фондов.
Объемы затрат на реализацию третьего этапа будут определенына завершающей стадии работ второго этапа в 2005 году.
Успешно реализуются проекты по внедрению комплексныхгосударственных информационных систем управления ресурсами, интеграцииинформационных ресурсов, внедрению электронных административных регламентов исистем электронного документооборота.
Создаются прикладные системы информационно-аналитическогообеспечения, формируются базы данных по основным направлениям деятельностиорганов государственной власти.
Министерства и ведомства создают и используют интернет-сайтыдля размещения информации о своей деятельности, предоставления услуг иобеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций.
Оценка уровня использования информационных технологий вдеятельности органов государственной власти осуществляется ежегодно и служитосновой для уточнения и корректировки основных направлений реализациигосударственной политики в сфере информатизации.
В настоящее время в республике реализуется достаточноширокий комплекс работ, направленных на развитие и применение информационныхтехнологий в различных сферах деятельности и отраслях (государственном иместном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре,науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевойинфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированногоинформационного взаимодействия между ними на базе формирования единогонационального информационного ресурса, выхода в глобальные международныеинформационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющихгосударственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняютсянаучно-исследовательские работы и разработки по созданию передовыхинформационных технологий и программного обеспечения, защиты информации врамках соответствующих государственных научно-технических программ. [6]
Для того чтобы создать благоприятные условия дляформирования электронного правительства в Республике Беларусь необходимо учестьинституциональные характеристики, состояние человеческих и культурных ресурсов,состояние инфраструктуры ИКТ, а также приверженность идее электронногоправительства.
Для формирования благоприятной среды при созданииэлектронного правительства в Республике Беларусь органам государственной властинеобходимо решить следующие задачи:
определить политику и регулирующие структуры;
доставить свои программы и услуги гражданам;
использовать информационную инфраструктуру для улучшениявнутренних административных процессов;
обеспечить демократическое участие граждан в своейдеятельности.
Развитие электронного правительства означает нахождениебаланса между потребностями двух групп общества: первая группа — внешняя, охватывающаяграждан или потребителей и вторая группа — внутренняя, которая включаетперсонал и менеджмент, т.е. внутренние административные операции. Важноотметить, что потребности обоих групп не являются конфликтующими или взаимноисключающими. Во всех случаях и в обеих группах Интернет является важнейшимфактором для эффективного выполнения административных функций.
Реализацию всех управленческих проектов необходимоосуществлять по принципу «снизу-вверх». В начале происходитреализация проектов на местном уровне, далее процесс по информатизациипереходит на республиканский уровень.
Для эффективного функционирования «электронногоправительства» органам государственной власти Республики Беларусьнеобходимо обеспечить рабочие места служащих компьютерами более чем на 90%,исходя из конкретного рода занятий каждого ведомства и экономическойцелесообразности использования ими компьютерных технологий. [20, c.16]
Таким образом, в условиях развития глобальногоинформационного общества и ориентации Республики Беларусь на открытостьэкономики и полноценную интеграцию в мировую хозяйственную систему, актуальнойпроблемой является выработка экономической и промышленной политики, отвечающейновым условиям. Важными направлениями этой политики должно стать стимулированиеинформационной индустрии (производства информационных технологий,контент-индустрии и телекоммуникаций), как наиболее рентабельной ибыстрорастущей отрасли экономики, создающей, к тому же, предпосылки повышенияконкурентоспособности во всех других отраслях, а также стимулированиеиспользования ИКТ в экономике, в частности, развития различных форм электроннойторговли.
3.2 Перспективные направления совершенствованияединой государственной политики в области информатизации государственногоуправления
При использовании информационных технологий в органахгосударственной власти, применяемых при хранении, обработке и передаче поканалам связи информации ограниченного доступа, формировании открытыхофициальных информационных ресурсов, а также в критически важных сегментахинформационной инфраструктуры Республики Беларусь, необходимо обеспечитьбезопасность информационных ресурсов, их целостность, доступность иконфиденциальность, а также возможность установления авторства электронных документов.
Обеспечение необходимого уровня информационной безопасностигосударственных информационных систем основывается на применениисертифицированных отечественных средств предупреждения и обнаружениякомпьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимыхлицензиатами органов исполнительной власти. Применение криптографическихсредств защиты информации является обязательным для информационных систем,содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Контроль использования и защита государственныхинформационных систем и ресурсов от злоупотреблений со стороны государственныхслужащих обеспечивается на основе создания комплексной системы мониторинга иучета их операций при работе с государственными информационными системами,ресурсами и технологиями.
Развертывание защищенной от утечек и перехвата данныхтелекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти основано наиспользовании и интеграции существующих и создаваемых ведомственных ирегиональных сетей, а также сетей общего пользования. [8]
Развитие электронной среды взаимодействия органовгосударственной власти позволяет устранить дублирование ввода однотипныхданных, обеспечить согласованное функционирование государственныхинформационных систем в рамках общего информационного пространства органовгосударственной власти.
Формирование в рамках реализации единой архитектуры «электронногоправительства» общих для органов государственной власти национальныхстандартов в области создания типовых элементов ведомственной информационно-технологическойинфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, их интеграциии совместного использования обеспечивает согласованное развитие и совместимостьиспользуемых программно-технических решений.
В целях обеспечения интеграции, совместного использования иинформационного взаимодействия государственных информационных систем и ресурсовна межведомственном уровне формируются национальные стандарты: метаданныхинформационных объектов, описания государственных информационных систем иресурсов, предоставления информационных сервисов, информационного электронногообмена и сетевого взаимодействия.
Национальные стандарты использования информационныхтехнологий в деятельности органов государственной власти утверждаются решениемсовещательного органа, ответственного за реализацию научно-технической политикив сфере информатизации, контроль их соблюдения осуществляется органомисполнительной власти, ответственным за реализацию государственной политики всфере информатизации.
Общие информационные ресурсы, включаярегистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются в случае необходимостипредоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной,непротиворечивой и юридически значимой информации об основных объектахгосударственного управления на межведомственном уровне и ее совместногоиспользования при подготовке решений.
Создание общегосударственных информационных ресурсовпозволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедурыорганизации сбора, хранения и актуализации юридически значимых данных обобъектах государственного управления, а также осуществлять контроль доступа иих использования.
В первую очередь должны быть сформированыобщегосударственные информационные ресурсы, описывающие базовые объектыгосударственного управления и регулирования: регистр населения, юридических лици индивидуальных предпринимателей, государственной собственности, движимогоимущества, подлежащего государственной регистрации, объектов градостроительнойдеятельности, земельный кадастр, кадастр природных ресурсов, реестр лицензий иразрешений. В состав общих информационных ресурсов включаются такженациональные стандарты: белорусские классификаторы технико-экономической исоциальной информации, классификатор внешнеэкономической деятельности,классификатор регионов Республики Беларусь, видов валют, стран мира, единицизмерения и другие классификаторы.
/>Дляобеспечения эффективности расходов разрабатывается единый порядок планирования бюджетана информатизацию. [10]
Главной задачей совершенствования государственногоуправления является повышение эффективности работы государственных органов поуправлению социально-экономическими процессами в республике и регионах за счетсоздания автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающихформирование информационных ресурсов, в первую очередь информационных ресурсов,имеющих государственное значение, необходимых для оперативного принятия решенийна соответствующих уровнях. Сформированные в рамках этих систем информационныересурсы должны стать основой для создания единого национального информационногоресурса и обеспечивать информационное взаимодействие государственных и местныхорганов в процессе реализации возложенных на них задач и функций. При этомдолжна быть обеспечена совместимость стандартов хранения информации,документооборота, подключения к общегосударственной сети информационныхресурсов, размещения в этой сети собственной информации, необходимой другимгосударственным органам, а также получения из этой сети соответствующейинформации, выхода в Интернет.
Комплекс научных исследований и разработок по созданиюсредств защиты информации реализуется в рамках Государственнойнаучно-технической программы «Защита информации». В этой программепредусматривается разработка ряда нормативно-методических документов и типовыхкомплексных решений, направленных на обеспечение информационной безопасностиРеспублики Беларусь.
Таким образом, конечным результатом внедрения информационныхтехнологий станет создание общегосударственной информационной системы, в рамкахкоторой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления,хранения, поиска и распространения информации на базе усовершенствованнойинформационно-коммуникационной инфраструктуры и единого национальногоинформационного ресурса. Это обеспечит кардинальное ускорение процессовинформационного обмена в экономике и обществе в целом, повышение эффективностигосударственного и местного управления, создания принципиально новыхвозможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятиясвоевременных решений по регулированию этих процессов.
Заключение
Новые информационные технологии являются мощныминструментом, который может быть использован как информационный центр в любомгосударстве — его реальной силой, а, следовательно, лежит в его способностиподдерживать развитие, которое приведет к долгосрочным социальным иэкономическим достижениям. Если информационные технологии используютсяэффективно, они могут помочь создать подготовленных, образованных и здоровыхработников, что в свою очередь может создать живую и успешную экономику.
Ценность информационной сети увеличивается с ростомколичества пользователей. Участвуя в глобальной информационной сети, страны спереходной экономикой могут не только добавить ценностей остальному миру, но иобогатиться за счет способности использовать сеть для контактов и торговли совсеми остальными пользователями.
Недостаточное развитие информационных технологийусугубляется рядом негативных факторов, к которым относятся:
несовершенство нормативно-правовой базы информатизации,разрабатывавшейся без учета современных возможностей информационных технологий;
отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективнойинформационной поддержки рынка товаров и услуг;
неготовность ряда государственных органов к применениюэффективных технологий управления на базе информационных технологий;
высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьерына пути их использования;
недостаточный уровень подготовки кадров в области создания ииспользования информационных технологий.
Ориентация ресурсоограниченных стран с высокимнаучно-техническим потенциалом, к которым принадлежит и Республика Беларусь,направлена на реализацию эффективных информационных систем государственногоуправления, что создаст необходимые предпосылки для их ускоренного развития. Созданиеусловий развития и роста информационного сектора национальной экономики требуетот государства поддержки инновационных проектов, перспективных отечественныхисследований и разработок в области информационных технологий.
Реализация работ должна сопровождаться комплексоморганизационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности государственныхорганов в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений иметодических рекомендаций.
Выполнение данных работ создаст предпосылки для формированиянационального информационного ресурса и создания «электронногоправительства».
Таким образом, совершенствование государственного управленияна основе внедрения информационных технологий — необходимый этап переходаРеспублики Беларусь к информационному обществу, обеспечивающего созданиеусловий для повышения эффективности функционирования экономики,государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск,передачу, распространение информации о состоянии экономического и социальногоразвития общества.
Список источников
1. Конституция Республики Беларусь1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканскомреферендуме 24 ноября 1996г. — Мн.: Беларусь, 1997.
2. Гражданский кодекс РеспубликиБеларусь. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №69, 2/190.
3. Закон Республики Беларусь от 10января 2000г. «Об электронном документе» № 357-З // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №7, 2/132.
4. Закон Республики Беларусь от 05октября 1994г. «О связи» №3273-XII // Ведамасці Вярхоўнага СаветаРэспублікі Беларусь. 1994. №29, ст.505.
5. Закон Республики Беларусь от 06сентября 1995г. «Об информатизации» №3850-XІІ. // ВедамасціВярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. 1995. №33, ст.428.
6. Закон Республики Беларусь от 12ноября 1997г. «Об основах государственной научно-технической политики»№83-З // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1997. №33, ст.657.
7. Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 27 декабря 2002г. «О Государственной программеинформатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010года „Электронная Беларусь“ №1819 // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. 2003. №3, 5/11734.
8. Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 29 января 2001г. „О перечне информационныхресурсов, имеющих государственное значение“ №784. // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. 2001. №56, 5/6111.
9. Указ Президента РеспубликиБеларусь от 03 мая 2001г. „О государственной поддержке разработки иэкспорта информационных технологий“ №234. // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. 2001. №45, 1/2614.
10. Указ Президента РеспубликиБеларусь от 06 апреля 1999г. „О некоторых вопросах информатизации вРеспублике Беларусь“ № 195 // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 1999. №28, 1/231.
11. Указ Президента РеспубликиБеларусь от 17 июля 2001г. „О концепции национальной безопасности“ №390 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. №69,1/2852.
12. Гордиенко И. И-правительство, иправительство… // Правовые вопросы в ИТ-бизнесе. 2003. №1. С.10-11.
13. Коржов В. eGovernment от Novell// Computerworld. 2002. №1. С.34-38.
14. Марушко Д.А. „Мобильноегосударство“ — новый подход к государственному управлению. // TUT. BY. Журналпо электронному бизнесу. 2004. №12. С.31-32.
15. Марушко Д.А. Развитиеэлектронной коммерции в РБ. // Материалы VI Республиканской научной конференциистудентов и аспирантов Беларуси. — Витебск: ВГУ, 2002.
16. Марушко Д.А., Зиссер Ю.А. ERP иCRM: идеи АСУП живут и побеждают. // Надежные программы. 2002. № 1. С.11-14.
17. Пикулькин А.В. Системагосударственного управления: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ,1997.
18. Программы технической помощиразвития ИКТ. // Инфобизнес. 2003. №6. С.18-19.
19. Сакун Ю. Дела государственные.// EGOVERNMENT. 2006. №1. С.7-8.
20. Седых С. Госорганы опережаюткоммерческие компании в области закупок через интернет // EGOVERNMENT. 2005. №9.С.16-17.
21. Холмс Д. eGov. Стратегииэлектронного бизнеса для государства. / Пер. с англ. А.В. Коротков. -М.: ООО»Издательство Астрель”: ООО «Издательство АСТ», 2004. — 350с.