Отчет по производственной практике в СПК Заря Даровского района

–PAGE_BREAK–

Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели.

Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных коэффициентов – показателей оборачиваемости. Они очень важны для организации.

Во – первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота.

Во – вторых, с размерами оборота, а следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно – постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов.

В – третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

Таким образом, для анализа деловой активности организации используют две группы показателей:

1.                     Общие показатели оборачиваемости.

2.                     Показатели управления активами.

Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может оцениваться:

4           Скоростью оборота – количеством оборотов, которые делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие;

5           Периодом оборота – средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно – коммерческие операции.

Информация о величине выручки от продажи содержится в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (стр. 010). Средняя величина активов для расчета коэффициентов деловой активности определяется по балансу по формуле средней арифметической:

Средняя величина активов = (Он + Ок) / 2

Где Он, Ок – соответственно величина активов на начало и конец анализируемого периода.

Приведем некоторые коэффициенты деловой активности и способы их расчета:

1.                     Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) –  показывает эффективность использования имущества. Отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период всего капитала организации):

Д1 = выручка от продажи / среднегодовая стоимость активов

Д1 = (с. 010 (ф. № 2)) / (с.191 + с. 290 (ф. № 1))

2.                     Коэффициент оборачиваемости оборотных (мобильных) средств – показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных, так и денежных):

Д2 = выручка от продажи / среднегодовая стоимость оборотных активов

Д2 = (с. 010 (ф. № 2)) / (с. 290 (ф. № 1)) 

3.                     Фондоотдача – показывает эффективность использования только основных средств организации:

Д3 = выручка от продажи / средняя стоимость основных средств

Д4 = (с. 010 (ф. № 2)) / (с. 120 (ф. № 1))

4.                     Коэффициент отдачи собственного капитала – показывает скорость оборота собственного капитала. Сколько рублей выручки приходится на 1 рубль вложенного собственного капитала:

Д4 = выручка от продажи / средняя стоимость собственного капитала

Д4 = (с. 010 (ф. № 2)) / (с. 490 (ф. № 1))

5.                     Оборачиваемость материальных средств (запасов) – показывает, за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде:

Д5 = (средняя стоимость запасов * t) / выручка от продажи

Д5 = (с. 210 (ф. № 1) * t) / (с. 010 (ф. № 2))

В анализируемой нами организации деловая активность характеризуется следующими значениями коэффициентов (таблица 2.8).

                                                                                                         Таблица 2.8

Значения коэффициентов деловой активности

Показатели

Отчетный период

Аналогичный

прошедший период

Отклонение

1

2

3

4

Ресурсоотдача (Д1)

3,39

2,58

0,81

Коэффициент оборачиваемости мобильных средств (Д2)

5,35

4,2

1,15

Фондоотдача (Д3)

50,63

56,28

-5,65

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Д4)

5,49

5,12

0,37

Срок оборачиваемости материальных средств (запасов) (Д5)

43

83

-40

Коэффициент общей оборачиваемости (ресурсоотдача Д1), или коэффициент трансформации, отражает скорость оборота всего капитала организации или эффективность использования всех имеющихся ресурсов независимо от их источников. Данные таблицы 3,6 показывают, что за изучаемый период этот показатель увеличился, значит, в организации быстрее совершался полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль. Этот показатель деловой активности имеет большое аналитическое значение, так как он тесно связан с прибыльностью организации, а следовательно, влияет на результативность финансово – хозяйственной деятельности.

Оборачиваемость запасов характеризуется коэффициентом Д5. Чем выше этот показатель, тем меньше затоваривание, тем быстрее можно погашать долги. Этот коэффициент уменьшились почти в 2 раза, так как запасы на конец отчетного периода снизились, в связи со сворачиваемостью предприятия по перепродаже товаров.

Скорость отдачи на собственный капитал (Д4) отражает активность использования денежных средств. Низкое значение этого показателя свидетельствует о бездействии части собственных средств. В анализируемой организации этот показатель в отчетном периоде  чуть больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, однако он все – таки очень низкий – на каждый рубль инвестированных собственных средств приходится лишь 0,37 тыс. руб. выручки от продажи.
3        Анализ формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

3.1               Анализ уровня динамики финансовых результатов по данным отчетности.

Финансовый результат предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и поставщиками.

В ходе анализа финансовых результатов деятельности организации рассчитываются следующие показатели:

1.          Абсолютное отклонение:  ± ΔП = П1 – По

где По – прибыль базисного периода;

      П1 – прибыль отчетного периода;

      ΔП – изменение прибыли.

2.          Темп  роста = (П1 / По) * 100%

3.          Уровень каждого показателя относительно выручки от продажи

(в %) = (Пi/ По) * 100%

4.          Изменение структуры:  ± ΔУ = УП1 – УПо

(уровень отчетного периода – уровень базисного периода)

                                                                                                                

 Таблица 3.1

Анализ прибыли  по розничной торговле

Наименование показателя

Код

стро-ки

За от-четный

период

(тыс.

руб(

За пери-од

прош-лого

года

(тыс.

руб)

От-кло-

нение

(+, -)

(тыс.

руб)

Уровень

в % к выручке

в отчет. периоде

Уровень

 в % к выручке

в базис. периоде

От-кло-

не-

ние

уров-ня

1

2

3

4

5 =

3 — 4

6

7

8 =

6 -7

Выручка от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В)

010

9595

9736

-141

100

100

___

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С)

020

8210

8587

-377

85,57

88,2

-2,63

Валовая прибыль (В-С)

029

1385

1149

236

14,43

11,8

2,63

Коммерческие расходы (КР)

030

1348

1226

122

14,1

12,59

1,51

Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010 – 020 – 030 – 040) (Пп)

050

37

-77

144

0,39

0,79

-0,4

Прочие операционные расходы (ПрОР)

100

21

15

6

0,22

0,15

0,07

Внереализационные

расходы (ВнР)

130

32

10

22

0,33

0,1

0,23

Прибыль (убыток) до налогообложения (с.050+060-070+080+090-100+120-130) (Пб)

140

-16

-102

-86

0,17

1,05

-0,88

 Текущий налог на прибыль

150

122

115

7

1,27

1,18

0,09

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (Пч)

190

-138

-217

-79

1,44

2,23

-0,79

Из таблицы 3.1 можно сделать выводы, что валовая прибыль предприятия по розничной торговле  за отчетный период увеличилась на 236 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом, за счет того, что уровень себестоимости на 2,63 % к выручке снизился. Прибыль от продаж в отчетном периоде составила 37тыс. руб., а в прошлый год, за счет того, что коммерческие расходы превысили валовую прибыль, организация понесла убыток от продаж на сумму 77тыс. руб. Убыток до налогообложения на отчетный период составил 16 тыс. руб., т.к. сумма операционных (в.т.ч. за услуги банка – 19 тыс. руб., плата за загрязнение окружающей среды – 2 тыс. руб.) и внереализационных (возмещение убытков – 31 тыс. руб.) расходов у предприятия составила 53 тыс. руб., а за прошлый год к убытку от продаж прибавились расходы по этим статьям и убыток до налогообложения составлял 102 тыс. руб. После того, как организация уплатила единый налог на вмененный доход в размере 122 тыс. руб. в отчетном периоде, чистый убыток от розничной торговли составил 138 тыс. руб.
3.2.           Факторный анализ рентабельности организации

Третьей составляющей понятия «результативность» являются показатели прибыльности и рентабельности.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (РП) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

РП =  (ПП / В) * 100%

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

1.     Влияние изменения выручки от продажи на Рп:

ΔР П(В) = (((В1 – С0 – КР0 – УР0) / В1) – ((В0 – С0 –КР0 – УР0) / В0))) * 100%

где В1 и В0 – отчетная и базисная выручка;

С1 и С2 – отчетная и базисная себестоимость;

КР1 и КР0 – отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР1 и УР0 – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

ΔР П(В) = (((9595 – 8587 – 1226 – 0) / 9595) – ((9736 – 8587 – 1226 – 0) / 9736))) * 100% = — 2,27 % — (- 0,79 %) = — 1,48 %

2.     Влияние изменения себестоимости продажи на Рп:

ΔР П(С) = (((В1 – С1 – КР0 – УР0) / В1) – ((В1 – С0 –КР0 – УР0) / В1))) * 100%

ΔР П(С) = (((9595 – 8210 – 1226 – 0) / 9595) – ((9595 – 8587 –1226 – 0) / 9595))) * 100% = 1,66 % — (-2,27 %) = + 3,93 %

3.     Влияние изменения коммерческих расходов на Рп:    продолжение
–PAGE_BREAK–