Нелинейное представление информации, гипертекст и его использование в коммуникации

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Нелинейное представление информации
2. Понятие ииспользование гипертекста в коммуникациях
2.1 Гипертекст и процесс коммуникации
2.2. Специфика гипертекста
2.3. Гиперссылки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ 
ВВЕДЕНИЕ
Вэпоху современных информационных технологий новые формы коммуникации получаютстремительное распространение. Наряду с привычным средствами массовойинформации (пресса, радио, телевидение), все большее значение приобретаетИнтернет.
Возрастающаяроль Интернета в человеческой коммуникации заставляет лингвистов обратитьвнимание на особенности языкового общения в этой компьютерной сети. В настоящемвремя все больше исследователей обращаются к проблеме влияния компьютеров,компьютерных сетей и искусственных языков на язык общения человека с человеком.
Измененияпод влиянием Интернета происходят на различных уровнях языка: от фонологии доуровня целостного текста. Важнейшей составляющей компьютерного дискурсаявляется гипертекст.
Заметим,что слово «текст» происходит от греческого «ткань» и этим подчеркиваетсялинейная организация текстов. Приставка «гипер-» значит «над» и таким образомуказывает на усложнение структуры данного явления по сравнению с текстом.Исходя из этого, необходимо определить структурные особенности гипертекста,позволяющие говорить о нем как о более сложном явлении.
1.Нелинейное представление информации
Нелинейное илинейное представление информации представляют собой две стороны мыслительныхспособностей человека, т.к. следы мысли, представленные в письме, обретаютспособность к самостоятельной жизни. Разница в том, что линейный текст имеетчёткую последовательность, а нелинейный (гипертекст) – мозаичную структуру.Интерпретация уравнивает в правах и текст, и гипертекст, т.е. оба эти явлениянечто интерпретированное, и в процессе интерпретации рождается новое содержаниеи новый смысл, отличные от первоначального авторского замысла.Структурированные авторские мысли в линейном тексте понимаются читателем впроцессе мыслительного диалога и интерпретируются с опорой на фоновые знания иинтеллектуальный опыт. Гипертекст, помимо текстовой интерпретации (что сближаетего с текстом) линеаризируется и структурируется согласно читательскому прочтениюи авторскому замыслу одновременно. Таким образом, при чтении гипертекстапроисходит процесс двойной интерпретации – авторского замысла структуры иавторского замысла смысла.
Такжелинейность и нелинейность информации иллюстрируется понятием «мультимедиа».Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное.
Аналогомлинейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающийданный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.
Нелинейныйспособ представления информации позволяет человеку участвовать в выводеинформации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображениямультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется«интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболееполным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способпредставления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
В качествепримера линейного и нелинейного способа представления информации, можнорассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация былазаписана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесенияинформации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять надокладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задаватьдокладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяетдокладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые терминыили более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентацияможет быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачиинформации.
2.Понятие и использование гипертекста в коммуникациях2.1. Гипертексти процесс коммуникации
Гипертекстпредставляет собой широко используемую концепцию. Гипертекстом называютсовокупность текстов в Интернете, энциклопедию, справочник, книгу с содержаниеми предметным указателем, а также любой текст, в котором обнаруживаютсякакие-либо ссылки (указания) на другие фрагменты. Основным из признаков гипертекстасчитается его нелинейность.
Гипертекстыкак явление существовали задолго до начала эпохи Интернета. Типичнымгипертекстом является совокупность текстов Священного Писания. Их можно читатьне только линейно, но и нелинейно, следуя эксплицитно указанному во многихизданиях книг Ветхого и Нового Завета порядку ассоциативных ссылок и параллельныхмест, т.е. гипертекстуально.
Всовременной культуре освоение гипертекста как способа коммуникации обусловленодвумя взаимосвязанными тенденциями развития самой коммуникации. Перваятенденция связана с увеличением объемов информации и использованием компьютерав качестве средства коммуникации. Потоки информации образуют сложныепересекающиеся в пространстве и времени структуры. При расширенномвоспроизводстве текстов прежние способы их сохранения и распространенияперестают удовлетворять потребности общества. Компьютер постепенно внедряется вразные коммуникативные сферы, создаются устройства, позволяющие сохранятьбольшие объемы текстов, обрабатывать и передавать их на большие расстояния, вчастности гипертекстовые системы.
Втораятенденция связана с нарушением целостности мировосприятия, возникновениеммножественных, дополнительных друг другу структур знания. Множество сообщенийне укладывается в жесткие иерархические структуры, а складывается в мозаику.Подобные наслоения требуют гибких сетевых структур, например, таких, какгипертекст.
БлагодаряИнтернету была создана техническая база для адаптации линейной структуры текстак нелинейной, основанной на ассоциации связи идей в мозгу человека. Онелинейном мышлении человека писал В. Буш: «… мозг человека… действует по ассоциативномупринципу. Уловив одну мысль, он немедленно переходит к другой, порождаемойассоциациями мыслей в соответствии с некоторым сплетением следов в клеткахголовного мозга».
Гипертекстобеспечивает функционирование большого объема информации в электронномпространстве. Коммуникация осуществляется в условиях множественного,фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новыеформаты (текст перестает быть только текстом, видео и звук являются егонеотъемлемыми частями). Текст становится креолизованным. Все это наводит намысль о влиянии философии постмодернизма на современную коммуникацию.Гипертекст становится как бы следствием и основным выражением идей этойфилософии.
Важнойособенностью гипертекста, сближающей его с постмодернизмом, является такназываемая «имманентность» – образно говоря, срастание сознания со средствамикоммуникации и способность мгновенно осваивать все новые и новыекоммуникационные средства. Гипертекст рождается в попытках использоватькомпьютер в науке и литературе, в результате компьютер становится неотъемлемойчастью среды сообщения.
Несмотряна то, что идея гипертекстуальности не нова, современный (компьютерный)гипертекст принципиально отличается от гипертекстов досетевой эпохи тем, чтоуказанная совокупность референтных текстов, т.е. текстов, связанных с основными(воспринимаемыми) текстами ссылочным аппаратом, находится в зоненепосредственной досягаемости реципиента (очевидно, что соединение текстов имгновенный доступ к различным произведениям технически осуществимы только накомпьютере).
Еслиговорить о гипертексте с лингвистической позиции, то более уместным будетназвать способ организации субтекстов (сегментов) в гипертексте не нелинейным,а мультилинейным. Дело в том, что, с одной стороны, любой гипертекст состоит излинейных субтекстов; с другой стороны, в действительности последовательностьпрочтения отдельных субтекстов зачастую оказывается заданной автором с помощьювстроенных ссылок.
Другойважной особенностью гипертекста является его интерактивность. Пользовательимеет возможность вступать во взаимодействие со средством коммуникации.Зачастую на Веб-странице можно найти предложение отправить автору электронноепослание или написать комментарий на статью, опубликованную в электронномиздании.2.2. Спецификагипертекста
Спецификагипертекста как определенной модели текста заключается как в нелинейности егопостроения, так и восприятия. К основным композиционным принципам построениягипертекста относят:
1.дискретность подачи информации, то есть отсутствие непрерывности;
2.нелинейность;
3.антропоцентричность, или субъективизм в отношении коммуникативной завершенностигипертекста;
4.«демократичность» – отдельные части гипертекста, в зависимости от позиции,избранной читателем, могут служить и началом, и завершением одновременно.
Частопонятие гипертекста связывают с понятиями интертекстуальности и интертекста.Под интертекстуальностью понимают многомерную связь отдельного текста с другимипрецедентными текстами – по линиям содержания, жанрово-стилистическимособенностям, структуре, формально-знаковому выражению.
Подинтертекстом понимается основной вид и способ построения художественноготекста, состоящий в том, что текст строится из цитат, реминисценций и аллюзий кдругим текстам. Интертекст и гипертекст представляют собой системы текстов,отличающиеся друг от друга выраженностью связей между текстами. И интертекст, игипертекст содержат ссылку на другой текст, но в первом случае эта ссылка присутствуетимплицитно, а во втором – эксплицитно. Ссылка на своего предшественника винтертексте неразрывно связана с канвой всего повествования в целом, т.е. неможет быть обойдена читательским вниманием. Ссылка в гипертексте непредполагает наличия прецедентного текста, она более «демократична», адресатможет обратиться к ней, а может и проигнорировать.
Особенностьгипертекста как структуры заключается в способности, сохраняя сетевой характер,переходить в форму упорядоченной по смыслу последовательности высказываний, вформу текста. В то же время гипертекст открыт для новых элементов и траекторий,которые не нарушают, а лишь обогащают его структуру. В гипертексте субъектсамостоятельно движется по цепочке гипертекстовых связей, создавая своюинформационную модель мироздания, создавая свой смысл данной модели.2.3 Гиперссылки
Считается,что еще одним важным принципом организации текста в Интернете является принципступенчатого развёртывания текста. Схема развёртывания выглядит следующимобразом: заголовок (ссылка) – заголовок с аннотацией – часть текста (несколькочастей могут открываться последовательно) – полный текст.
Однойиз главных категорий текста считается связность. В работах немецких ученыхразличают когезию – поверхностную линейную структуру текста какпоследовательность сочетания предложений и когерентность, описывающую смысловуюсвязность текста. Отечественные лингвисты отождествляют эти два понятия иговорят о структурной, смысловой и коммуникативной целостности текста.
По наблюдениямспециалистов, структурная целостность осуществляется в гипертексте посредствомэксплицитных связей, большей частью рекуррентных. Под рекурренцией понимаютсвязь, осуществляемую с помощью би-поликомпонентного коннектора, компонентыкоторого состоят из одинаковых знаменательных слов. При установлениикоммуникативной целостности гипертекста, которая выражается в коммуникативнойпреемственности между его составляющими, ключевую роль играют гиперссылки. Хотяэти эксплицитные указания предполагают несколько вариантов в порядке прочтенияотдельных частей (сегментов) гипертекста, их последовательность в значительноймере задана автором.
Гиперссылкаявляется основополагающим структурным элементом гипертекста, средством связимежду его фрагментами. Понятие гиперссылки становится существенным дляпонимания связности и цельности гипертекста в среде Интернет. В пределахгипертекстовой ссылки различают: а) источник ссылки – часть текста, текстовоеили графическое изображение на экране, через активизацию которых вызываетсяновый текст или изображение на экран; б) объект ссылки – новый текст илиизображение, появляющиеся в результате активизации ссылки.
Способыорганизации, реализации и количество гиперссылок не ограничены. Гиперссылкойможет стать любой элемент текста. Но, как правило, в качестве связки двухинформационных единиц между собой выступают ключевые значимые номинативныеслова (существительные, глаголы), словосочетания, предложения. Режеиспользуются указательные местоимения.
Влингвистике выделяют два основных типа гиперссылок: синтагматические ипарадигматические. Синтагматические гиперссылки устанавливают связи междусемантически близкими текстонами. Парадигматические гиперссылки лишь намечаютобщее семантическое поле текстонов гипертекста, им может быть совершенно несвойственнасемантическая близость.
Осмысловой целостности всего гипертекста говорить невозможно, т. к. оназаключается в единстве темы, а отдельные связные сегменты гипертекста могутиметь различные темы. Информативность гипертекста, как было показано выше,также связана с использованием ссылок. С одной стороны, она зависит отиспользования ссылок получателем гипертекста при его прочтении, с другойстороны – от того, насколько быстро можно найти необходимую информацию спомощью предлагаемых автором ссылок. Было замечено, что информативностьгипертекста повышается благодаря выделению цветом узлов, которые уже былипрочитаны. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,гипертекст предстает как сложное явление современной человеческой коммуникации,являющееся объектом изучения различных наук – социологии, информатики и,конечно, лингвистики. Концепция гипертекста, используемая и ранее, с появлениемкомпьютера получила наиболее широкое применение.
Какспособ коммуникации гипертекст имеет ряд характерных особенностей, таких какмультилинейная структура и интерактивность, а также имманентность. Этиособенности, по нашему мнению, дали основание некоторым исследователям говоритьо «постмодернистском» характере гипертекста.
Итак,подчеркнем, что текстуально-лингвистические особенности гипертекста являются вбольшей или меньшей степени отличными от характерных особенностей традиционноготекста. Это открывает широкую перспективу для лингвистических исследований вэтом направлении в целом. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильина И.А.Особенности проявления текстовых категорий в гипертексте / И.А. Ильина //Вестн. МГУ. Сер. 9, Филология. – 2004. – № 4.
2. Купер И.Р.Гипертекст как способ коммуникации / И.Р. Купер // Социологический журнал. –2005. – №1-2.
3. Махов А.С.Понятие гипертекста и история его возникновения / А.С. Махов // Жанры и типытекста в научном и медийном дискурсе. – 2007. – №5.
4. Мультимедиа[Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедия
5. Саенко А.Н.Особенности гипертекста как предмет лингвистического анализа [Электронныйресурс] / А.Н. Саенко. – Режим доступа:www.nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/knp49_1/knp49_1_194-196.pdf