–PAGE_BREAK–
2.3
Обеспечение стабильности банковского сектора
Развитие банковского сектора предполагает совершенствование качественных параметров его деятельности, обеспечивающих способность противостоять внутренним и внешним дестабилизирующим воздействиям и воспроизводить функциональные характеристики, отвечающие интересам экономики.
Оптимизация активов и пассивов(формирование их рациональной структуры и высокого качества) – фундаментальное условие стабильности банковского сектора. В целях осуществления этого процесса будут проводиться меры:
· направленные на сокращение проблемных активов и поддержание их уровня в установленных допустимых размерах;
· способствующие обеспечению сбалансированности активов и пассивов по срокам связанных в условиях роста объемов инвестиционного кредитования с созданием и совершенствованием форм долгосрочного привлечения средств;
· определяющие возможность дальнейшей диверсификации активов и пассивов за счет расширения используемых рынков, перечней банковских продуктов и структуры клиентской базы;
· создающие основу долговременного взаимодействия банков и их клиентов на принципах взаимной выгоды и неукоснительного исполнения обязательств, в том числе гарантий Правительства и местных органов управления.
Оптимизации активов и пассивов будет содействовать практика совершенствования пруденциальных требований и ограничений, обеспечивающая установление границ проведения отдельных активных и пассивных операций, а также мер надзорного реагирования по устранению возникающих нарушений. Результатом проводимых мер должно стать повышение рентабельности банковского сектора за счет снижения расходов на создание резервов по проблемным активам, роста доходности активов, уменьшения недополученных доходов по просроченным процентам, снижения доли активов, не приносящих доход, при одновременном понижении уровня рисков по проводимым операциям. Общеэкономический эффект от этого необходимо дополнять совершенствованием аккумулирующих и перераспределительных функций банковского сектора в отношении временно свободных средств расширенного Правительства, субъектов хозяйствования и населения.
Улучшение качества собственного капиталабанков призвано уменьшить возможность дестабилизирующего воздействия на банковский сектор факторов, связанных с формированием и динамикой капитала.
С целью недопущения проникновения в банковскую систему капитала лиц, относительно средств которых отсутствуют гарантии законности происхождения, а также лиц с неустойчивым финансовым положением и сомнительной деловой репутацией будут совершенствоваться надзорные процедуры по выявлению и оценке реальных собственников банков. Это, в конечном итоге, повысит прозрачность структуры собственности банков.
Пристальное внимание будет уделяться сохранности собственного капитала, вопросам исключения возможностей использования его структурных составляющих (уставный фонд, фонды резервный и развития, прибыль и другие) на цели, не предусмотренные законодательством, и без учета установленных ограничений. При этом определяющей является необходимость поддержания капитала на уровне, достаточном для выполнения им в полной мере защитных функций в отношении принимаемых банком рисков и обеспечения интересов акционеров, гарантирования финансовой устойчивости банков.
В целях обеспечения стабильности исполняемых функцийбанки должны на постоянной основе вырабатывать и реализовывать меры по формированию и совершенствованию систем управления рисками, адекватные характеру совершаемых операций.
В условиях развития взаимодействия банков с нефинансовым сектором, населением и системой государственного управления особое значение приобретает управление кредитным риском и риском ликвидности, а также координация управления ими.
Дальнейшая глобализация банковских процессов, в числе других факторов, повышает также значимость управления рыночными рисками (валютным, процентным и фондовым), а усложнение технологий этих процессов, наряду с ролью человеческого фактора, – операционным риском. Совершенствование систем управления рисками призвано укреплять защиту банков от принятых ими рисков (повышать вероятность ненаступления событий, ведущих к потерям) и определять с их учетом возможные направления своей деятельности, изменения в составе активов, пассивов и проводимых операций.
Системы управления рисками должны дополняться планами действий по обеспечению безопасной и бесперебойной деятельности в экстремальных ситуациях, в том числе планами восстановления нормального функционирования, основанными на различных сценариях реализации рисков. Развитие систем управления рисками должно сопровождаться работой по обеспечению внутреннего контроля за эффективностью процесса их функционирования. Повышение в каждом из банков уровня организации систем управления рисками будет осуществляться посредством стимулирования и методологической поддержки со стороны Национального банка, внедрения банками применительно к имеющимся у них рискам соответствующих международных стандартов, рекомендуемых Базельским комитетом по банковскому надзору и адаптированных к национальным условиям. При этом особое внимание должно уделяться установлению и соблюдению ограничений рисков. Эффективность этих систем будет постоянно оцениваться Национальным банком в процессе осуществления дистанционного надзора и проверок банков.
Повышение уровня управления рисками неразрывно связано с совершенствованием корпоративного управления в банках, в том числе в области нформированности и ответственности органов управления банками различного уровня за решения, касающиеся увеличения принимаемых банками рисков, а также в отношении четкого разграничения полномочий между учредителями (участниками) и исполнительными органами управления банками, исключающего конфликт интересов между ними.
Учредители (участники) должны содействовать созданию и укреплению в банках служб внутреннего аудита и осуществлению внешнего аудита, в том числе на основании международных стандартов, как реального инструмента владельческого надзора.
Цели и задачи развития банковского надзора определяются необходимостью обеспечения безопасного и стабильного функционирования банков. Их достижение связано с совершенствованием пруденциальных требований и надзорных процедур и реализовывается через повышение уровня всех составляющих надзорного процесса (лицензирование, дистанционный надзор, проверки, меры воздействия, анализ системных банковских рисков).
Основным ориентиром дальнейшего совершенствования банковского надзора останется внедрение международных стандартов, включая новые стандарты, определенные Базельским соглашением по капиталу ”Базель-2“. При этом внедрение стандартов ”Базель-2“ должно первоначально базироваться на наиболее полном внедрении Основополагающих принципов эффективного банковского надзора в соответствии с рекомендациями международных финансовых организаций.Основными направлениями развития банковского надзора в 2006 – 2010 годах являются:
1) внедрение содержательного надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, посредством:
— оптимизации пруденциальной отчетности, максимального ее приближения к внутрибанковской управленческой отчетности, позволяющей осуществлять не только количественный, но и качественный анализ параметров рисков и управления ими;
— совершенствования системы раннего предупреждения проблемных ситуаций в банках;
— повышения роли профессионального суждения специалистов Национального банка при оценке финансового состояния и перспектив функционирования банков (в рамках осуществления дистанционного надзора и проверок банков), а также при принятии решений о дальнейших надзорных действиях по отношению к каждому конкретному банку (частота и объем дальнейших проверок, применение мер воздействия и т.д.);
2) внедрение консолидированного надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов на основе консолидированной отчетности, повышение внимания к деятельности связанных с банком лиц, способных оказывать существенное влияние на деятельность, риски и финансовое состояние банков;
3) повышение требований по допуску на рынок банковских услуг, в том числе:
— к прозрачности структуры собственности банков, к деловой репутации крупных учредителей (участников) банков;
— к бизнес-планам создаваемых банков, включая порядок их составления и оценку;
— к качеству корпоративного управления. В частности, к деловой репутации руководителей, членов наблюдательных советов (советов директоров), качеству стратегического планирования, развитию систем управления рисками и систем внутреннего контроля банков.
2.4
Совершенствование взаимодействия банковского и нефинансового секторов
В 2006 – 2010 годах на рынке финансовых услуг банки сохранят лидирующую роль наиболее крупных финансовых посредников, обеспечивающих потребности организаций и физических лиц в кредитных ресурсах.
Комплекс мер, реализуемых на макро- и микроуровне, обеспечит дальнейшее расширение доступности кредитов банков экономике.
На макроуровне для повышения доступности кредитов будут применяться меры денежно-кредитной, налогово-бюджетной политики, а также меры в области структурных преобразований экономики.
Важнейшими факторами развития деятельности банков являются увеличение их ресурсного потенциала и обеспечение стабильности функционирования.
Банкам в 2006 – 2010 годах предстоит увеличить объем и расширить спектр предлагаемых услуг кредитного характера, что может быть обеспечено путем развития банковской инфраструктуры, внедрения банками новых технологий и продуктов, привлечения инвестиций.
Одним из приоритетов деятельности банков будет развитие потребительского кредитования. В этом направлении продолжится работа по обеспечению гарантий прав граждан при потребительском кредитовании и формированию механизмов их защиты. Также будет проводиться линия защиты права кредитополучателей на получение достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита.
Развитие кредитных операций банков с нефинансовым сектором экономики во многом определяется темпами и характером структурных преобразований в отраслях экономики, уровнем защиты прав кредиторов, а также степенью открытости информации о финансовом состоянии потенциальных кредитополучателей. В первую очередь предстоит сформировать эффективно функционирующий финансовый рынок, который создаст условия для рефинансирования банков и управления их финансовыми рисками.
Одним из направлений повышения уровня оказания услуг по кредитованию является содействие банков коммерческим организациям в разработке их бизнес-планов развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов, реализуемых с кредитной поддержкой банков.
Основным инструментом регулирования стоимости и качества кредитных услуг банков должна стать конкуренция. Организации всех форм собственности получат равный доступ к услугам банков. В связи с этим предстоит осуществить переход к конкурсному размещению среди банков заявок на осуществление кредитования государственных программ. Необходимо также дальнейшее совершенствование учета и отчетности предприятий, в том числе составления и раскрытия отчетности на консолидированной основе – важного условия обеспечения прозрачности деятельности кредитополучателей банков, что создаст условия для более качественного и оперативного мониторинга их финансового состояния.
Банковская система будет формировать базы данных кредитополучателей, внедрять эффективные системы анализа их финансового положения и оценки обеспечения кредитов. Данная работа предполагает создание кредитного бюро, внедрение в практику кредитной деятельности банков методов ”скоринга“ (экспресс-анализ вероятности возврата кредита заемщиком на основе усредненной модели оценки его финансового состояния).
В целях защиты интересов банков-кредитодателей продолжится развитие залоговых отношений и совершенствование их правового обеспечения. Прежде всего, должны быть решены проблемы, связанные с залогом недвижимости. Это стимулирует развитие ипотечного кредитования. Оптимальные условия для развития кредитных отношений банков с организациями различных отраслей экономики могут быть созданы при наличии реальных возможностей удовлетворения требований, обеспеченных залогом.
2.5
Развитие розничных банковских услуг
На 2006 – 2010 годы стратегическими целями развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь являются:
· достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах, в том числе в потребительском кредитовании (на приобретение бытовой техники, мебели, оплату за обучение в учебных заведениях и другие);
· приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран.
Для достижения поставленных целей деятельность банков будет вестись по следующим направлениям:
· стандартизация и автоматизация процесса оказания розничных банковских услуг, предусматривающие разработку внутрибанковских стандартов качества их оказания (сокращение времени обслуживания одного клиента недопущение очередей, использование в работе элементов заявительного принципа ”одно окно“ и другие), внедрение комплексной системы оценки качества обслуживания населения;
· внедрение современных стратегий продаж, предусматривающих переход на комплексное обслуживание, перевод клиентов на самообслуживание, предоставление совместных с организациями торговли услуг;
· развитие и оптимизация филиальной сети (предоставление розничных банковских услуг через сеть мини-отделений, формирование в организациях торговли и сервиса сети удаленных операционных касс, расширение спектра услуг, оказываемых пунктами обмена валют, оказание банковских услуг через организации связи, использование передвижных операционных касс);
· дальнейшее расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества (посредством модификации услуг, оказываемых банками населению, освоения новых сегментов рынка розничных банковских услуг, включая ипотечное кредитование, услуги, связанные с операциями с ценными бумагами, дальнейшего внедрения Интернет-банкинга).
2.6
Развитие информационных технологий
Важным блоком задач по вопросам информационных технологий
являются разработка и внедрение:
· технических решений для перехода банков на современные автоматизированные банковские системы, информационно-аналитические и интегрированные системы принятия управленческих решений, введения новых видов банковских услуг и обеспечения роста рынка розничных услуг;
· программных комплексов системы электронной торговли, единой автоматизированной системы банковского электронного документооборота, реального и полнофункционального использования средств электронной цифровой подписи и цифровых сертификатов;
· в Национальном банке автоматизированной информационной системы представления и получения информации о кредитах, реализующей в банковской системе функции кредитного бюро.
Основной задачей развития информационных технологий в части создания единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи является разработка и реализация механизмов доступа банков и иных расчетных агентов к базам данных производителей услуг (коммунальных, связи и других) и оперативного получения потребителями актуальной интегрированной информации о банковских услугах.
Выполнение поставленных задач потребует создания республиканской интегрированной межбанковской системы, объединяющей в себе системы информационного обеспечения в области банковских услуг и технологий на основе стандартизации и унификации.
2.7 Развитие платежной системы и безналичных расчетов
В укреплении и совершенствовании банковской системы существенное значение имеет развитие платежной системы государства, осуществляемое в соответствии с мировыми тенденциями, по следующим целевым направлениям:
· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы;
· полное приведение национальной платежной системы в соответствие с Ключевыми принципами для системно значимых платежных систем, разработанными Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (Базель, Швейцария), которые признаны мировым банковским сообществом в качестве минимальных стандартов в области построения высокоэффективных платежных систем;
· развитие системы безналичных расчетов по розничным платежам на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте;
· совершенствование организационных и функциональных возможностей национальной платежной системы с учетом необходимости ее интегрирования в международные системы расчетов в целях реализации внешнеэкономических задач страны.
Достижение этих направлений развития платежной системы будет осуществляться, главным образом, путем:
— совершенствования законодательства, регулирующего функционирование национальной платежной системы;
— усиления роли Национального банка как органа надзора за платежной системой;
– повышения экономической и эксплуатационной эффективности компонентов инфраструктуры платежной системы;
— углубления анализа и мониторинга состояния АС МБР;
— продолжения работ по совершенствованию программно-технической инфраструктуры АС МБР в соответствии с мировыми тенденциями использования современных информационных технологий;
— повышения производительности и пропускной способности функциональных компонентов АС МБР при минимизации всех видов рисков;
— расширения сферы применения электронного документооборота в платежной системе на базе реализации мероприятий по стандартизации и унификации форматов электронных документов;
— повышения уровня надежности технических комплексов и безопасности
функционирования платежной системы;
-внедрения в платежной системе новых технологий управления платежами
на базе ускорения получения информации о состоянии корреспондентского
счета и очередей платежей;
— завершения формирования на территории Республики Беларусь единого
расчетного и информационного пространства, создания условий для расширения границ расчетного обслуживания граждан по принципу ”одно окно“;
— развития национальной системы расчетов по розничным платежам и доведение доли безналичного денежного оборота в сфере розничной торговли и услуг до 30 процентов к концу 2010 года;
— достижения согласованных темпов роста эмиссии электронных платежных инструментов и развития технической инфраструктуры их применения, а также равномерности распределения объектов инфраструктуры по территории Республики Беларусь;
— интегрирования платежной системы Республики Беларусь с платежной
системой Российской Федерации;
— унификации базовых характеристик национальной платежной системы для ее интеграции с международными платежными системами.
2.8 Совершенствование стандартов учета и отчетности
Обеспечение транспарентности деятельности банков является одним из существенных условий укрепления дисциплины на рынке банковских услуг, совершенствования качества корпоративного управления в банках и роста доверия общества к банковскому сектору.
Приоритетным направлением совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках в целях выполнения Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1998 г. № 694 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 13, ст. 341), станет переход банковской системы на международные стандарты
финансовой отчетности. Он будет осуществляться путем:
· внедрения в банковскую практику Национальных стандартов финансовой отчетности, соответствующих международным стандартам;
· совершенствования методологического обеспечения банковских операций на основе международных принципов бухгалтерского учета;
· оказания методологической помощи банковскому сектору по внедрению реформированной модели бухгалтерского учета;
· усиления роли Национального банка в области методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в банках Республики Беларусь.
продолжение
–PAGE_BREAK–